Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Экипаж БМРТ «Константин Фомченно» досрочно, 1 ноября завершил выполнение заданий трех лет пятилетки по добыче рыбы. Минувший рейс моряки работа ли на мойвенной путине и при шли в порт с хорошими показа телями: план по вылову выпол нен на 113 процентов, по выпус- ну пищевой рыбопродукции — на 108, по общей реализации — на 134 процента Но успех стоил экипажу нема лых усилий, причем многие труд ности в работе моряков возникли не по их вине. Об этом рассказы вает сегодня мастер по обработ ке рыбы траулера Александр Юрьевич Тарасов, один из пере довых членов экипажа. ------------- Слово — передовику --------------- ЛИШНИЕТРУДНОСТИ Вот и закончился наш «мой- венный» рейс. И сейчас, раз мышляя о том, как он прохо дил, каких усилий стоили эки пажу достигнутые результаты, приходишь к выводу: не все в руках моряков, очень мно гое зависит от «берега». Вот пример. Установили у нас сортировочную машину, изготовленную в Териберских мастерских. Конструкция ее такова, что сортировка про исходит при вибрации сорти ровочного полотна. Но мойва и сайка — рыбки маленькие, при «тряске» они ложатся не только вдоль зазоров, как бы хотелось нам, но и поперек, наискосок. Иными словами, рыба не «ориентируется» по зазору. Поэтому сортировку вели вручную. А ведь это лег ко сказать — вручную отби рать сайку из мойвы. Слышал, что на некоторых судах есть хорошие роторные машины для сортировки ры бы. Для нас пока это — лишь мечта. Конечно, когда работа ем на крупных породах рыб, эта проблема теряет остроту, поскольку отбираем рыбу не по размеру, а в основном по качеству. Но во время мойвенной путины плохо без машин. Разумеется, старались вся чески облегчить труд моря ков. Капитан-директор Вале рий Сергеевич Руденко, все штурманы не гнались за боль шими уловами. Мойва лови лась хорошо, старший мастер добычи рыбы Сергей Смоль- янинов позаботился о том, чтобы тралы были в полной готовности. Мы даже клапа ны вырезали в тралах, чтобы не брать больше 20 тонн. Более того. Прислушивались мы на радиосоветах к инфор мациям о том, где и какую рыбу ловят, что за «ассорти мент» в прилове. И шли не туда, где большие уловы, а туда, где мойва «чище». Но такая удача — день-два, и опять подвахты помогают на сортировке. И на разделке без подвах ты не обойтись, ведь обезгла вливали и шкерили мойву опять же вручную. Надо ска зать, что в рейсовом задании выпуск пресервов не преду сматривался. Но перед отхо дом нам предложили изгото вить 30 тысяч банок. Мы их выпустили. Могли бы сделать больше — банок не было. Но и в изготовлении этой продукции есть немало нере шенных вопросов. Кроме руч ной обработки, остро стоит проблема емкостей для хра нения пресервов-. Консервный трюм на судах типа «Иван' Бочков» был и «задуман» при проектировании для консер вов, поэтому температура там не опускается ниже плюс 5 градусов. А для хранения пресервов требуется от нуля До 8 градусов мороза. Зани мать же под них морозильный трюм невыгодно ни нам, ни объединению, ведь мороже ную продукцию тоже надо доставить в порт. Работать по известному методу «пресер вы на мороз» тоже не имеет смысла: мы их готовим из свежей, недефростирова-t- ной мойвы, у них вкус неж ней. Да и зачем морозить пресервы, когда переход в порт — 1—2 дня, другое де ло, когда продукция изготав ливается в дальних районах промысла и срок ее реали зации отодвигается именно из-за отдаленности. У нас же в консервном трюме стоят батареи воздуш ного охлаждения. Оттайка их не предусмотрена проектом. В течение рейса нарастает «шуба» — как ее оттаивать, когда в трюме пресервы? Правда, проблема емкостей для пресервов на судах типа «Иван Бочков» уже решается на «берегу». Хочу остановиться еще на одной проблеме, хотя о ней уже столько говорено, столь ко написано! Речь идет об об работке судна в порту, когда приходим «по зеленой». Как обидно было стоять у прича ла в разгар путины! А стояли четверо суток, так как ваго нов не было. Что мы потеря ли за двое лишних суток? Примерно 100 тонн хорошей продукции. Вот я и думаю: вроде бы каждый год подпи сывается договор смежников, вроде каждое предприятие готовится к путине, а простои судов продолжаются. Поче му?.. Конечно, мы восполнили потерянное время, то бишь продукцию. Но чего это сто ило! Ведь море есть море: сегодня рыба ловится, завтра ее нет, сегодня погода хоро шая, завтра шторм... Поэтому, когда позволяла промысловая обстановка, приходилось рабо тать с большим напряжением и людям, и механизмам. Есте ственно, в таких условиях го раздо трудней сохранить ка чество продукции. И если в выпуске мороженой мойвы особых сложностей не возни кало — рефустановки работа ли безупречно, — то изготов ление пресервов доставило немало хлопот. Следили, чтобы моряки ук ладывали мойву рядочками, ведь от этого зависит не толь ко товарный вид продукции, но и равномерность просали вания, то есть ЕКус рыбы. Спе шили обработать мойву, что бы сберечь ее свежесть. Стро го контролировали количество соли, специй. За зсем этим зорко смотрели консервный мастер Иван Иванович Воро- тынцев и помощник капитана по производству Дмитрий Ми хайлович Хорлунов. Сдали в порту всю продук цию без замечаний. Рейс за кончен успешно. Но какой це ной! А. ТАРАСОВ, мастер по обработке рыбы. «МИЛЛИОНЕРЫ» На Кандалакшском меха ническом заводе молодой мастер Николай Кудряшов возглавляет участок «мил лионеров». Стоимость вы пускаемой товарной про дукции здесь в октябре до стигла миллиона. Коллектив тем самым до срочно выполнил годовое задание по выпуску блок- форм для судов типа «Спасск» и «Асма». А сей час здесь изготавливаются блок-формы нового типа с увеличенными бортами для траулеров типа «Ремб рандт». На протяжении ря да лет участок работает стабильно. Этому способст вует высокая организован ность. В. НИКОЛАЕВ. РАВНЯЯСЬ НА НАСТАВНИКА За смену 22—23 тысячи штук банок при норме 19 ты сяч изготавливает штампов щица жестянобаночного отде ления Кандалакшского рыбо консервного завода 3. Я. Зо рина. Недавно ее тепло проводи ли на заслуженный отдых, но она через некоторое время вновь стала на свое рабочее место. И каждый месяц 3. Я. Зо рина наращивает темп. В этом помогает мастерство. Ведь недаром ей одной из первых было присвоено зва ние «Ударник коммунистиче ского труда». Своими знания ми она охотно делится с мо лодежью. Сейчас рядом ус пешно трудятся ее ученицы Екатерина Мастинина и Лидия Макарова. Равняясь на своего наставника, они трудятся в счет 1984 года. К. НОГИН. За строкой обязательств «Выполнить строительно-монтажных работ сверх годово го плана на 40 тысяч рублей». (Из социалистических обязательств коллектива СМУ «Севрыбы»), ЧЕЛОВЕККРАСИТМЕСТО Коллектив этого участка приходит на объект послед ним. То, что до него было сделано хорошо, он вытяги вает на «отлично». А быва ет, что схалтурят каменщи ки да монтажники. Тогда от делочникам приходится скрывать чужие грехи. Вре мени уходит на такую рабо ту больше, нервные клетки расходуются, но уж когда участок № 4 предъявляет тот или иной объект госу дарственной комиссии, то не получает оценки ниже, чем «хорошо». Многое умеют бригады В. В. Мердеевой, Р. И. Ов чинниковой, В. П. Шалеги- ной. Умеют так укрыть кровлю, что не страшна ни какая стихия. Умеют краси во облицевать стену и вы ложить плиткой пол. И, по нятно, умеют красить. Это их дело — красить рабочее место. Накладывать на него именно тот колер, который радует глаз и создает хоро шее настроение. А вот цифры, свидетель ствующие о том, что качест во скорости не помеха, Участок Л» 4 выполнил план трех лет пятилетки иа 111 процентов. А это значит, что уже в счет будущего года выполнено работ на 186 тысяч рублей. На 20 процентов против плановой поднялась произ водительность труда. Высокая дисциплина, лич ная ответственность каждо го — вот «козыри» участка. Настоящими организато рами зарекомендовали себя старший прораб И. Г. Бе рест, прораб А. Н. Стерли гов, мастер Г. М. Зоткина. Повсеместное применение коэффициента трудового уча стия, прогрессивных форм оплаты труда позволяют до биваться высоких результа тов не только четвертому участку. Одним из ведущих в управлении называют и участок № 5. Особенно час то добрые слова звучат в адрес бригад слесарей-сан- техников В. И. Лемешко и Ю. В. Лобанова. Обгоняет время и учас ток № 3, возглавляемый старшим прорабом К. И. Бархатовым. Здесь давним и заслуженным авторитетом пользуется бригада И. А. Климкина. На календаре участка — тоже 1984 год. Добросовестность лиде ров, умение повести за со бой, зажечь позволяют и уп равлению в целом держать слово, данное в начале года. И не случайно два квартала подряд коллектив строитель но-монтажного управления ВРПО «Севрыба» выходил в победители социалистиче ского соревновашш предпри ятий Первомайского района. Л. КОРИНА, начальник отдела труда и заработной платы СМУ «Се|рыбы». Соревнование и дисциплина РЯДОМ 13 августа вышел на мой- венную путину СРТ-р «Талнах» колхоза «Энергия». «Несчаст ливое» число моряки воспри няли как примету удачливой рыбалки. Не ошиблись, по скольку были уверены в сво их силах. И успех пришел. 22 ноября у шестого причала рыбного порта экипаж торже ственно встречали руководи тели колхоза и рыбакколхоз- союза, встречали родные... Можно выдержать долгие разлуки, но привыкнуть к ним нельзя. А условия нынешней мойвенной путины были на редкость трудными, и даже встреча на берегу состоялась на день позже: задержал шторм. А сколько их при шлось на долю рыбаков. Только в октябре насчитали моряки около двадцати штор мовых дней. Тем не менее результаты, достигнутые экипажем кол хозного судна, впечатляют. Более 80 тысяч центнеров мойвы добыли колхозники. Свыше половины из этого ко личества выпало на осеннюю путину. Годовое задание, та ким образом, выполнено ка 151 процент. Отгремела медь оркестра, вручены грамоты и ценные подарки, пришло время най ти ответы на ряд вопросов. Вс-лерзых, почему, за счет каких ресурсов экипаж «Тал- наха» уверенно вышел в ли деры? И второй не менее важный вопрос: почему во время осенней (да и весен ней тоже) путины образова лась широкая вилка между показателями передовиков и отстающих? Достаточно сказать, напри мер, что разница в вылове между теми, кто занял пер вое и последнее места в со ревновании, составила 30 ты сяч центнеров. Итак, чем взяли рыбаки «Талнаха»? Прежде всего, хо тел бы сказать о том, что экипаж в этот же удачливый период стал победителем смотра-конкурса по рыбак- колхозсоюзу на лучшую пос тановку политико-воспита- тельной, интернационалист ской и информационно-пропа гандистской работы. И я вижу прямую связь между высо кими экономическими пока зателями и высокой общест венной активностью команди ров и всего экипажа судна. В подкрепление этого довода приведу еще пример: успех в смотре-конкурсе экипаж пе редового судна поделил с рыбаками СРТ-р «Ясногорск». Ясногорцы тоже, вслед за «Талнахом», успешно, выпол нили годовую программу. Надо сказать, что состяза ние передовых судов (первой пятерки) было настолько упорным, что разница между ними составляла в первое время не более ста тоин. Соперничающие коллекти вы боролись за право войти в тройку призеров и ревниво следили за результатами друг друга. Помнится, доп- гое время лидировал «Ясно горск», на «Талнахе» же был создан такой морально-пси хологический настрой на по беду, что спроси тогда любо го матроса, и он ответит: «Все равно будем первыми». Заводили и выбирали не вод, несли нелегкие вахгь ( штормовались, а все же на ходили время постоять у эк рана парного соревнования, обсудить шансы, зарази-' ся уверенностью товарищей. На-’ ходили время и на беседы о Продовольственной про грамме, на занятия в школе коммунистического труда, принципиальные рейды-прс- верки, выполнение личных творческих планов, состяза ния шашистов и шахматистов, совершенствование мастерст ва. По сути мало кто до этого рейса имел дело с «кошель ками», а тем не менее научились спуск и выборку невода проводить за 45—55 минут. А ведь рядом шли однотипные суда, которым на эту операцию требовалось 2—3 часа. Соревнование дисциплини ровало людей. И не слу чайно за весь рейс не быгА на «Талнахе» ни одного на рушителя. Попробовал бы кто хотя бы сбить кол лектив с ритма, дорого обошлась бы такая попытка. 2 декабря 1983 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz