Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Экипаж БМРТ «Константин Фомченно» досрочно, 1 ноября завершил выполнение заданий трех лет пятилетки по добыче рыбы. Минувший рейс моряки работа­ ли на мойвенной путине и при­ шли в порт с хорошими показа­ телями: план по вылову выпол­ нен на 113 процентов, по выпус- ну пищевой рыбопродукции — на 108, по общей реализации — на 134 процента Но успех стоил экипажу нема­ лых усилий, причем многие труд­ ности в работе моряков возникли не по их вине. Об этом рассказы ­ вает сегодня мастер по обработ­ ке рыбы траулера Александр Юрьевич Тарасов, один из пере­ довых членов экипажа. ------------- Слово — передовику --------------- ЛИШНИЕТРУДНОСТИ Вот и закончился наш «мой- венный» рейс. И сейчас, раз­ мышляя о том, как он прохо­ дил, каких усилий стоили эки­ пажу достигнутые результаты, приходишь к выводу: не все в руках моряков, очень мно­ гое зависит от «берега». Вот пример. Установили у нас сортировочную машину, изготовленную в Териберских мастерских. Конструкция ее такова, что сортировка про­ исходит при вибрации сорти­ ровочного полотна. Но мойва и сайка — рыбки маленькие, при «тряске» они ложатся не только вдоль зазоров, как бы хотелось нам, но и поперек, наискосок. Иными словами, рыба не «ориентируется» по зазору. Поэтому сортировку вели вручную. А ведь это лег­ ко сказать — вручную отби­ рать сайку из мойвы. Слышал, что на некоторых судах есть хорошие роторные машины для сортировки ры­ бы. Для нас пока это — лишь мечта. Конечно, когда работа­ ем на крупных породах рыб, эта проблема теряет остроту, поскольку отбираем рыбу не по размеру, а в основном по качеству. Но во время мойвенной путины плохо без машин. Разумеется, старались вся­ чески облегчить труд моря­ ков. Капитан-директор Вале­ рий Сергеевич Руденко, все штурманы не гнались за боль­ шими уловами. Мойва лови­ лась хорошо, старший мастер добычи рыбы Сергей Смоль- янинов позаботился о том, чтобы тралы были в полной готовности. Мы даже клапа­ ны вырезали в тралах, чтобы не брать больше 20 тонн. Более того. Прислушивались мы на радиосоветах к инфор­ мациям о том, где и какую рыбу ловят, что за «ассорти­ мент» в прилове. И шли не туда, где большие уловы, а туда, где мойва «чище». Но такая удача — день-два, и опять подвахты помогают на сортировке. И на разделке без подвах­ ты не обойтись, ведь обезгла­ вливали и шкерили мойву опять же вручную. Надо ска­ зать, что в рейсовом задании выпуск пресервов не преду­ сматривался. Но перед отхо­ дом нам предложили изгото­ вить 30 тысяч банок. Мы их выпустили. Могли бы сделать больше — банок не было. Но и в изготовлении этой продукции есть немало нере­ шенных вопросов. Кроме руч­ ной обработки, остро стоит проблема емкостей для хра нения пресервов-. Консервный трюм на судах типа «Иван' Бочков» был и «задуман» при проектировании для консер­ вов, поэтому температура там не опускается ниже плюс 5 градусов. А для хранения пресервов требуется от нуля До 8 градусов мороза. Зани­ мать же под них морозильный трюм невыгодно ни нам, ни объединению, ведь мороже­ ную продукцию тоже надо доставить в порт. Работать по известному методу «пресер­ вы на мороз» тоже не имеет смысла: мы их готовим из свежей, недефростирова-t- ной мойвы, у них вкус неж­ ней. Да и зачем морозить пресервы, когда переход в порт — 1—2 дня, другое де­ ло, когда продукция изготав­ ливается в дальних районах промысла и срок ее реали­ зации отодвигается именно из-за отдаленности. У нас же в консервном трюме стоят батареи воздуш­ ного охлаждения. Оттайка их не предусмотрена проектом. В течение рейса нарастает «шуба» — как ее оттаивать, когда в трюме пресервы? Правда, проблема емкостей для пресервов на судах типа «Иван Бочков» уже решается на «берегу». Хочу остановиться еще на одной проблеме, хотя о ней уже столько говорено, столь­ ко написано! Речь идет об об­ работке судна в порту, когда приходим «по зеленой». Как обидно было стоять у прича­ ла в разгар путины! А стояли четверо суток, так как ваго­ нов не было. Что мы потеря­ ли за двое лишних суток? Примерно 100 тонн хорошей продукции. Вот я и думаю: вроде бы каждый год подпи­ сывается договор смежников, вроде каждое предприятие готовится к путине, а простои судов продолжаются. Поче­ му?.. Конечно, мы восполнили потерянное время, то бишь продукцию. Но чего это сто­ ило! Ведь море есть море: сегодня рыба ловится, завтра ее нет, сегодня погода хоро­ шая, завтра шторм... Поэтому, когда позволяла промысловая обстановка, приходилось рабо­ тать с большим напряжением и людям, и механизмам. Есте­ ственно, в таких условиях го­ раздо трудней сохранить ка­ чество продукции. И если в выпуске мороженой мойвы особых сложностей не возни­ кало — рефустановки работа­ ли безупречно, — то изготов­ ление пресервов доставило немало хлопот. Следили, чтобы моряки ук­ ладывали мойву рядочками, ведь от этого зависит не толь­ ко товарный вид продукции, но и равномерность просали­ вания, то есть ЕКус рыбы. Спе­ шили обработать мойву, что­ бы сберечь ее свежесть. Стро го контролировали количество соли, специй. За зсем этим зорко смотрели консервный мастер Иван Иванович Воро- тынцев и помощник капитана по производству Дмитрий Ми­ хайлович Хорлунов. Сдали в порту всю продук­ цию без замечаний. Рейс за­ кончен успешно. Но какой це­ ной! А. ТАРАСОВ, мастер по обработке рыбы. «МИЛЛИОНЕРЫ» На Кандалакшском меха­ ническом заводе молодой мастер Николай Кудряшов возглавляет участок «мил­ лионеров». Стоимость вы­ пускаемой товарной про­ дукции здесь в октябре до­ стигла миллиона. Коллектив тем самым до­ срочно выполнил годовое задание по выпуску блок- форм для судов типа «Спасск» и «Асма». А сей­ час здесь изготавливаются блок-формы нового типа с увеличенными бортами для траулеров типа «Ремб­ рандт». На протяжении ря­ да лет участок работает стабильно. Этому способст­ вует высокая организован­ ность. В. НИКОЛАЕВ. РАВНЯЯСЬ НА НАСТАВНИКА За смену 22—23 тысячи штук банок при норме 19 ты­ сяч изготавливает штампов­ щица жестянобаночного отде­ ления Кандалакшского рыбо­ консервного завода 3. Я. Зо­ рина. Недавно ее тепло проводи­ ли на заслуженный отдых, но она через некоторое время вновь стала на свое рабочее место. И каждый месяц 3. Я. Зо­ рина наращивает темп. В этом помогает мастерство. Ведь недаром ей одной из первых было присвоено зва­ ние «Ударник коммунистиче­ ского труда». Своими знания­ ми она охотно делится с мо­ лодежью. Сейчас рядом ус­ пешно трудятся ее ученицы Екатерина Мастинина и Лидия Макарова. Равняясь на своего наставника, они трудятся в счет 1984 года. К. НОГИН. За строкой обязательств «Выполнить строительно-монтажных работ сверх годово­ го плана на 40 тысяч рублей». (Из социалистических обязательств коллектива СМУ «Севрыбы»), ЧЕЛОВЕККРАСИТМЕСТО Коллектив этого участка приходит на объект послед­ ним. То, что до него было сделано хорошо, он вытяги­ вает на «отлично». А быва­ ет, что схалтурят каменщи­ ки да монтажники. Тогда от­ делочникам приходится скрывать чужие грехи. Вре­ мени уходит на такую рабо­ ту больше, нервные клетки расходуются, но уж когда участок № 4 предъявляет тот или иной объект госу­ дарственной комиссии, то не получает оценки ниже, чем «хорошо». Многое умеют бригады В. В. Мердеевой, Р. И. Ов­ чинниковой, В. П. Шалеги- ной. Умеют так укрыть кровлю, что не страшна ни­ какая стихия. Умеют краси­ во облицевать стену и вы­ ложить плиткой пол. И, по­ нятно, умеют красить. Это их дело — красить рабочее место. Накладывать на него именно тот колер, который радует глаз и создает хоро­ шее настроение. А вот цифры, свидетель­ ствующие о том, что качест­ во скорости не помеха, Участок Л» 4 выполнил план трех лет пятилетки иа 111 процентов. А это значит, что уже в счет будущего года выполнено работ на 186 тысяч рублей. На 20 процентов против плановой поднялась произ­ водительность труда. Высокая дисциплина, лич­ ная ответственность каждо­ го — вот «козыри» участка. Настоящими организато­ рами зарекомендовали себя старший прораб И. Г. Бе­ рест, прораб А. Н. Стерли­ гов, мастер Г. М. Зоткина. Повсеместное применение коэффициента трудового уча­ стия, прогрессивных форм оплаты труда позволяют до­ биваться высоких результа­ тов не только четвертому участку. Одним из ведущих в управлении называют и участок № 5. Особенно час­ то добрые слова звучат в адрес бригад слесарей-сан- техников В. И. Лемешко и Ю. В. Лобанова. Обгоняет время и учас­ ток № 3, возглавляемый старшим прорабом К. И. Бархатовым. Здесь давним и заслуженным авторитетом пользуется бригада И. А. Климкина. На календаре участка — тоже 1984 год. Добросовестность лиде­ ров, умение повести за со­ бой, зажечь позволяют и уп­ равлению в целом держать слово, данное в начале года. И не случайно два квартала подряд коллектив строитель­ но-монтажного управления ВРПО «Севрыба» выходил в победители социалистиче­ ского соревновашш предпри­ ятий Первомайского района. Л. КОРИНА, начальник отдела труда и заработной платы СМУ «Се|рыбы». Соревнование и дисциплина РЯДОМ 13 августа вышел на мой- венную путину СРТ-р «Талнах» колхоза «Энергия». «Несчаст­ ливое» число моряки воспри­ няли как примету удачливой рыбалки. Не ошиблись, по­ скольку были уверены в сво­ их силах. И успех пришел. 22 ноября у шестого причала рыбного порта экипаж торже­ ственно встречали руководи­ тели колхоза и рыбакколхоз- союза, встречали родные... Можно выдержать долгие разлуки, но привыкнуть к ним нельзя. А условия нынешней мойвенной путины были на редкость трудными, и даже встреча на берегу состоялась на день позже: задержал шторм. А сколько их при­ шлось на долю рыбаков. Только в октябре насчитали моряки около двадцати штор­ мовых дней. Тем не менее результаты, достигнутые экипажем кол­ хозного судна, впечатляют. Более 80 тысяч центнеров мойвы добыли колхозники. Свыше половины из этого ко­ личества выпало на осеннюю путину. Годовое задание, та­ ким образом, выполнено ка 151 процент. Отгремела медь оркестра, вручены грамоты и ценные подарки, пришло время най­ ти ответы на ряд вопросов. Вс-лерзых, почему, за счет каких ресурсов экипаж «Тал- наха» уверенно вышел в ли­ деры? И второй не менее важный вопрос: почему во время осенней (да и весен­ ней тоже) путины образова­ лась широкая вилка между показателями передовиков и отстающих? Достаточно сказать, напри­ мер, что разница в вылове между теми, кто занял пер­ вое и последнее места в со­ ревновании, составила 30 ты­ сяч центнеров. Итак, чем взяли рыбаки «Талнаха»? Прежде всего, хо­ тел бы сказать о том, что экипаж в этот же удачливый период стал победителем смотра-конкурса по рыбак- колхозсоюзу на лучшую пос­ тановку политико-воспита- тельной, интернационалист­ ской и информационно-пропа­ гандистской работы. И я вижу прямую связь между высо­ кими экономическими пока­ зателями и высокой общест­ венной активностью команди­ ров и всего экипажа судна. В подкрепление этого довода приведу еще пример: успех в смотре-конкурсе экипаж пе­ редового судна поделил с рыбаками СРТ-р «Ясногорск». Ясногорцы тоже, вслед за «Талнахом», успешно, выпол­ нили годовую программу. Надо сказать, что состяза­ ние передовых судов (первой пятерки) было настолько упорным, что разница между ними составляла в первое время не более ста тоин. Соперничающие коллекти­ вы боролись за право войти в тройку призеров и ревниво следили за результатами друг друга. Помнится, доп- гое время лидировал «Ясно­ горск», на «Талнахе» же был создан такой морально-пси­ хологический настрой на по­ беду, что спроси тогда любо­ го матроса, и он ответит: «Все равно будем первыми». Заводили и выбирали не­ вод, несли нелегкие вахгь ( штормовались, а все же на­ ходили время постоять у эк­ рана парного соревнования, обсудить шансы, зарази-' ся уверенностью товарищей. На-’ ходили время и на беседы о Продовольственной про­ грамме, на занятия в школе коммунистического труда, принципиальные рейды-прс- верки, выполнение личных творческих планов, состяза­ ния шашистов и шахматистов, совершенствование мастерст­ ва. По сути мало кто до этого рейса имел дело с «кошель­ ками», а тем не менее научились спуск и выборку невода проводить за 45—55 минут. А ведь рядом шли однотипные суда, которым на эту операцию требовалось 2—3 часа. Соревнование дисциплини­ ровало людей. И не слу­ чайно за весь рейс не быгА на «Талнахе» ни одного на­ рушителя. Попробовал бы кто хотя бы сбить кол­ лектив с ритма, дорого обошлась бы такая попытка. 2 декабря 1983 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz