Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

•ТАМ, ГДЕ БЫВАЮТ НАШИ МОРЯКИ • ПОЛЬША = ПЕРУ ДВЕ РОДИНЫ ГЕРОЯ Однажды в Представительство Министерства рыбного хозяй­ ства СССР в Гданьске позвонили из воеводского общества поль­ ско-советской дружбы и передали просьбу учеников и учите­ лей восьмилетней школы села Новая Корчма: чтобы к ним при­ ехал на встречу кто-нибудь из советских моряков. Предложение отправиться туда я охотно принял — давно хотелось побывато в польской деревне. И вот -мы уже едем с членом президиума общества Анточи Юрьевым на его «малюхе* — как назвал он свою малолитражку. Новехонькие двухэтажные светлые здания школы в селе найти не составило труда. Как и всякая школа, эта жила детскими голосами, сме­ хом, суетой неугомонных мальчишек и девчонок — мы попали как раз на пере­ мену. Все было так, как и • любой нашей школе, разве что отличалась ученическая форма да слышалась мягкая польская речь. Короткая беседа с педаго­ гами в учительской — и вот мы уже в спортивном зале за столом президиума. Слева, на дощатом полу, сидят харцеры — польские пионеры и с лю­ бопытством смотрят на гос­ тей, а справа — шеренги стар­ шеклассников. Ритуал торже­ ственного вноса знамени: вместе со всеми принимаем стойку «смирно». Директор школы представ­ ляет ученикам гостей и про­ сит меня выступить, как со­ ветского человека, советского моряка. Говорю по-русски о том, что советские люди гор­ дятся своей Родиной, завоева­ ниями Великого Октября, о братских, интернационалист­ ских чувствах к польскому на­ роду. Перехожу на польский язык, извинившись за акцент... Сразу подумалось: никогда прежде не выступал перед аудиторией по-польски, пой­ мут ли? Однако неуверенность быстро развеяли вниматель­ ные, пытливые и доброжела­ тельные глаза школьников и учителей. Почувствовал: есть та незримая ниточка, которая должна быть между оратором и слушателями, когда тема разговора волнует их умы и сердца. После короткого рассказа о жизни советских рыбаков, о встречах на морских просто­ рах с польскими коллегами предложил задавать вопросы: невозможно ведь обо всем по­ ведать в одной беседе. Вопросы посыпались один за другим. Любознательных мальчишек и девчонок инте­ ресовало многое: и как рабо­ тается там, в далеком море, когда только волны да небо вокруг, и как отдыхают моря­ ки, и чем питаются в много­ дневных рейсах, бывают ли происшествия, в какие иност­ ранные порты заходим. ФРГ Западногерманская пресса много пишет в последнее время о кризисе судостроения в Гамбурге. Некогда крупнейшие в мире верфи находятся сейчас в крайне тяжелом положении. Заложенное недавно судно «Карлстен Вельш» может ока­ заться последним, сошедшим с их стапелей, — новых за­ казов нет. НТО ЖДЕТ ВЕРФИ ГАМБУРГА? Кризис поразил гордость западногерманской промыш­ ленности. Еще в 1953 году именно в Гамбурге был по­ строен крупнейший тогда танкер «Тина Онассио» во­ доизмещением в 45 тысяч тонн. В 1968 году отсюда вышло первое в Западной Европе исследовательское судно «Отто Хан» с атом­ ным двигателем. Всего в Гамбурге постро­ ено в послевоенные годы около 1200 различных судов. Теперь же руководство «ХДВ» (сокращенное назва­ ние гамбургского судострои­ тельного концерна) намерено прекратить новое строитель­ ство. Причины, по словам пред­ седателя правления «ХДВ» К. Алереа, кроются в об­ щем кризисе мирового судо­ строения. вызванном ны­ нешним экономическим спа­ дом в капиталистическом ми­ ре и конкуренцией так на­ зываемых «новых индустри­ альных стран». Контейнеро­ воз, стоимость постройки ко­ торого в ФРГ составляет 130 миллионов марок, в Южной Корее, например, из-за крайне низких издер­ жек на рабочую силу обхо­ дится в 85 миллионов. Ны- , не от 12 до 15 процентов всего торгового флота в ка- пкталистическо.м мире сто­ ит на приколе. В ФРГ перед угрозой ба кротства оказались все крупные верфи, в ближай­ шее время должно быть уво­ лено свыше 9 тысяч рабо­ чих. Кризис Гамбургских верфей имеет, однако, давнюю исто­ рию: занятость сокращается с 1960 года, в то время там ра­ ботало 21500 рабочих, в 1974 году — уже 16000, а сейчас — только 11450. Перед непосред­ ственной угрозой увольнения сейчас оказались 2 тысячи че­ ловек. Первой жертвой стал в марте 1983 года рабочий из Югославии Рица Мемети. Он проработал в Ф РГ 13 лет, из них 8 лет на верфях, где по­ лучил в результате производ­ ственной аварии тяжелую трав­ му и стал инвалидом. В ответ на его увольнение состоялась многотысячная демонстрация протеста гамбургских рабочих. В ней принял участие даже правящий бургомистр социал- демократ Клаус фон Донани. Рабочие отвергают предло­ женную руководством верфей программу «оздоровления» пу­ тем сокращения занятости и снижения социальных расхо­ дов. Они требуют государст­ венных субсидий, чтобы пере­ вести производство на выпуск пользующейся спросом про­ дукции, в частности нефтебу­ ровых платформ, плавучих ма­ стерских, подводных храни­ лищ. Нынешний кризис стал следствием близорукой поли- тини руководства верфей — специализации на строительст­ ве супертанкоров, на которые спрос резко упал. Хотя нынешнее федераль­ ное правительство ФРГ во главе с ХДС/ХСС ставит ус­ ловием предоставления суб­ сидии «оздоровление» про- из: >дства посредством мас­ совых увольнений, рабочие не намерены сдаваться. По словам председателя произ­ водственного совета X. Ма­ лера, они настроены по-бо- евому. Ведь только обслужи­ вание 18 тысяч судов, еже­ годно заходящих в Гамбург­ ский порт, может в значи­ тельной мере обеспечить за­ нятость. Ю. ТРОШИН, кандидат исторических наук. г. Мурманск. — А почему вы изучили польсний язык? — спросила светловолосая девчонка из второй шеренги. — Потому что люблю свой родной — русский язын, — ответил я. — Ведь родной язык для каждого человека — это тоже его Отчизна. Где бы ты ни был, с тобой всегда родной язык. Эту Родину ты всегда носишь в себе. А разве не ин­ тересно знакомиться с исто­ рией, с прошлым братского славянского народа. В славян­ ских языках, русском и польском, как и в истории, тан много общего... — А нак называется ваше судно? — раздался звонкий мальчишеский голос из шерен­ ги старшеклассников. — «Дмитрий Покрамович», — ответил я.. — Это имя Ге­ роя Советского Союза, кото­ рый погиб в годы Великой Отечественной войны. — Ка-ак, как? — привстал с места и взволнованным голо­ сом спросил Антони Юрьев. — «Дмитрий Покрамович». — Но ведь Дмитрий Покра­ мович, старший лейтенант, по­ гиб в марте 1945 года в боях за освобождение Гданьска! Его могила на кладбище советских воинов в нашем городе! Сообщение это взволновало всех: судно, построенное гданьскими судостроителями и пришедшее в порт Гданьск для гарантийного ремонта, но­ сит имя Дмитрия Покрамови- ча, героя, отдавшего свою мо­ лодую жизнь за польский го­ род Гданьск! Для меня эта новость тоже была неожидан­ ностью, так как мы были уве рены, что старший лейтенант Д. С. Покрамович погиб в мар те 1945 года в Германии. Не думать об этом я уже не мог, и после окончания ветре чи, когда Кагажина Слонимь- ска, учительница русского языка и председатель обще­ ства польско-советской друж бы гмины Новая Корчма, вру­ чала удостоверения новым членам общества. Потом хар церы дали концерт. Вечером мы возвратились с Антони Юрьевым в Гданьск и побывали на кладбище-ме­ мориале советских воинов, постояли молча у могилы Ге­ роя Советского Союза стар­ шего лейтенанта Д. С. Покра- мовича, погибшего 14 марта 1945 года в бою на польской земле, освобождая ее от гит­ леровских оккупантов. На мраморной плите среди дру­ гих имен славных воинов есть и его имя. •~А на Гданьской судостро­ ительной верфи имени В. И. Ленина стоял наш большой рыболовный траулер «Дмит­ рий Покрамович», еще раз подтверждая справедливость слов поэта о том, что герои не умирают, они превращают­ ся «в пароходы, строчки и другие важные дела...» Это— закономерность. Е. КРАСНОВСКИЙ, первый помощник капитана БМРТ «Дмитрий Покрамо вич». г. Гданьск. ГДР ПОД ФЛАГОМ ДРУЖБЫ Истинно братские отношения связывают моряков и докеров Риги с их коллегами из города-побратима Ростока в ГДР. Все, чем пополняется «копилна» передового опыта по обработке на­ роднохозяйственных грузов, становится достоянием обоих парт­ неров по международному социалистическому соревнованию, ко­ торое получило название «Мост дружбы». В марте следующего года будет отмечаться десятилетие с момента его организации. За это время стали традиционными обмен передовыми брига­ дами докеров, совместные конкурсы профессионального мастер­ ства, выставки научно-технического творчества молодежи обеих стран. Характерно, что бригады докеров, обрабатывающие суда на этой линии, показывают^ производительность труда, которая наполовину больше плановой. Теку 1 ’,ие вопросы ка линии дружбы Рига — Росток в центре внимания начальника линейного отдела морского агентства <Шифсмаклерай» в Ростоке Юты Червонатис (справа), капитана советского контейнеровоза «Капитан Яковлев» Юрия Карамы шева (первый слева), представителя Всесоюзного объединения « С о в ф р а х т * в Ростоке Антона Пиртиньша (второй слева) и со­ трудников морского агентства ГДР. НА СНИМКЕ внизу: быстро идет обработка советского судна в Ростокском порту. Фото В. ЛИСИЦЫНА. Фотохроника ТАСС. Сегодня мы помещаем от клики на статью капитана дальнего плавания А. Деми дова «Назойливая оса», опуб­ ликованную 18 ноября. «ГРИШКОВЫМ» ПУТЬ ЗАКРЫТ! Прочитал статью капитана дальнего плавания А. Демидо­ ва «Назойливая оса». Моряки- тралфлоювцы с гневом и воз­ мущением говорят о поведе нии отщепенки Тришковой. Бывая много раз в Перу, !я и другие моряки видели, а каких тяжелых условиях иахо дится население этой стра­ ны. Почему-то Трищкова не рассказывает о проблемах работы, жилья, которые сто­ ят перед трудящимися Перу, почему-то она умалчивает о детской преступности. Сегодня такие «тришковы» все реже появляются на на­ ших судах. Советски* рыбаки, бывая за рубежом, воочию видят всю ложь антисовет­ ских измышлений. В. ДУКА , первый помощ­ ник БАТ «Алексей Генера­ лов». «ОСЫ» У НАС НЕВ ЧЕСТИ Статья капитана дальнего плавания А, Демидова «На­ зойливая оса» («Рыбный Мур- ман» № 46) обсуждалась в экипажах судов, службах и отделах управления тралового флота. Первый помощник капитана РПК-4 А. М. Радул рассказал, что в этом году в Перу толь­ ко 35 процентов трудоспособ­ ного населения страны имеет постоянную работу. О какой свободе и о каком достатке для простых тружеников мож­ но вести там речь? На такие темы с нашими моряками агенты, обслуживающие совет­ ские суда, беседовать не от­ важиваются, а Тришкова пос­ ле достойного отпора ее про­ поведям наши суда уже не посещает. Она поняла, что подобные «назойливые осы» у нас не в чести. Капитан БМРТ-139 «Котель- нич» В. А. Крайнов в разгово­ ре отметил, что события, опи­ сываемые в статье, разверну­ лись е то время, когда впер­ вые была организована ре­ монтно-подменная команда в порту Кальяо. Однако и в на­ стоящее время идеологиче­ ская обработка, попытки раз­ ложить морально, склонить советских моряков к спекуля­ тивным сделкам кое кем пред­ принимаются Л. П. Трищкова своим недо­ стойным поведением произво­ дила отталкивающее впечатле­ ние на советских людей, кон­ тактировавших с ней по долгу службы. Ее попрошайничество на рыболовных судах в корне опровергло ее россказни о капиталистическом «рае». А уровень безработицы, прес­ тупность и неуверенность каж­ дого перуанца в завтрашнем дне лучше всяких слов гово­ рят о свободах и правах лич­ ности в западном мире. От­ щепенцы, подобные Тришко­ вой, порочащие моральные ценности всего советского на­ рода, забывшие о самом свя­ том — Родине, не находят и не найдут взаимопонимания у советских моряков. И, МОРОЗОВ, начальник отдела по рабо­ те с «оряизми эагранпла вания Мурманского трало вого флота. « м ш а 16 декабря 1983года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz