Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
•ТАМ, ГДЕ БЫВАЮТ НАШИ МОРЯКИ • ПОЛЬША = ПЕРУ ДВЕ РОДИНЫ ГЕРОЯ Однажды в Представительство Министерства рыбного хозяй ства СССР в Гданьске позвонили из воеводского общества поль ско-советской дружбы и передали просьбу учеников и учите лей восьмилетней школы села Новая Корчма: чтобы к ним при ехал на встречу кто-нибудь из советских моряков. Предложение отправиться туда я охотно принял — давно хотелось побывато в польской деревне. И вот -мы уже едем с членом президиума общества Анточи Юрьевым на его «малюхе* — как назвал он свою малолитражку. Новехонькие двухэтажные светлые здания школы в селе найти не составило труда. Как и всякая школа, эта жила детскими голосами, сме хом, суетой неугомонных мальчишек и девчонок — мы попали как раз на пере мену. Все было так, как и • любой нашей школе, разве что отличалась ученическая форма да слышалась мягкая польская речь. Короткая беседа с педаго гами в учительской — и вот мы уже в спортивном зале за столом президиума. Слева, на дощатом полу, сидят харцеры — польские пионеры и с лю бопытством смотрят на гос тей, а справа — шеренги стар шеклассников. Ритуал торже ственного вноса знамени: вместе со всеми принимаем стойку «смирно». Директор школы представ ляет ученикам гостей и про сит меня выступить, как со ветского человека, советского моряка. Говорю по-русски о том, что советские люди гор дятся своей Родиной, завоева ниями Великого Октября, о братских, интернационалист ских чувствах к польскому на роду. Перехожу на польский язык, извинившись за акцент... Сразу подумалось: никогда прежде не выступал перед аудиторией по-польски, пой мут ли? Однако неуверенность быстро развеяли вниматель ные, пытливые и доброжела тельные глаза школьников и учителей. Почувствовал: есть та незримая ниточка, которая должна быть между оратором и слушателями, когда тема разговора волнует их умы и сердца. После короткого рассказа о жизни советских рыбаков, о встречах на морских просто рах с польскими коллегами предложил задавать вопросы: невозможно ведь обо всем по ведать в одной беседе. Вопросы посыпались один за другим. Любознательных мальчишек и девчонок инте ресовало многое: и как рабо тается там, в далеком море, когда только волны да небо вокруг, и как отдыхают моря ки, и чем питаются в много дневных рейсах, бывают ли происшествия, в какие иност ранные порты заходим. ФРГ Западногерманская пресса много пишет в последнее время о кризисе судостроения в Гамбурге. Некогда крупнейшие в мире верфи находятся сейчас в крайне тяжелом положении. Заложенное недавно судно «Карлстен Вельш» может ока заться последним, сошедшим с их стапелей, — новых за казов нет. НТО ЖДЕТ ВЕРФИ ГАМБУРГА? Кризис поразил гордость западногерманской промыш ленности. Еще в 1953 году именно в Гамбурге был по строен крупнейший тогда танкер «Тина Онассио» во доизмещением в 45 тысяч тонн. В 1968 году отсюда вышло первое в Западной Европе исследовательское судно «Отто Хан» с атом ным двигателем. Всего в Гамбурге постро ено в послевоенные годы около 1200 различных судов. Теперь же руководство «ХДВ» (сокращенное назва ние гамбургского судострои тельного концерна) намерено прекратить новое строитель ство. Причины, по словам пред седателя правления «ХДВ» К. Алереа, кроются в об щем кризисе мирового судо строения. вызванном ны нешним экономическим спа дом в капиталистическом ми ре и конкуренцией так на зываемых «новых индустри альных стран». Контейнеро воз, стоимость постройки ко торого в ФРГ составляет 130 миллионов марок, в Южной Корее, например, из-за крайне низких издер жек на рабочую силу обхо дится в 85 миллионов. Ны- , не от 12 до 15 процентов всего торгового флота в ка- пкталистическо.м мире сто ит на приколе. В ФРГ перед угрозой ба кротства оказались все крупные верфи, в ближай шее время должно быть уво лено свыше 9 тысяч рабо чих. Кризис Гамбургских верфей имеет, однако, давнюю исто рию: занятость сокращается с 1960 года, в то время там ра ботало 21500 рабочих, в 1974 году — уже 16000, а сейчас — только 11450. Перед непосред ственной угрозой увольнения сейчас оказались 2 тысячи че ловек. Первой жертвой стал в марте 1983 года рабочий из Югославии Рица Мемети. Он проработал в Ф РГ 13 лет, из них 8 лет на верфях, где по лучил в результате производ ственной аварии тяжелую трав му и стал инвалидом. В ответ на его увольнение состоялась многотысячная демонстрация протеста гамбургских рабочих. В ней принял участие даже правящий бургомистр социал- демократ Клаус фон Донани. Рабочие отвергают предло женную руководством верфей программу «оздоровления» пу тем сокращения занятости и снижения социальных расхо дов. Они требуют государст венных субсидий, чтобы пере вести производство на выпуск пользующейся спросом про дукции, в частности нефтебу ровых платформ, плавучих ма стерских, подводных храни лищ. Нынешний кризис стал следствием близорукой поли- тини руководства верфей — специализации на строительст ве супертанкоров, на которые спрос резко упал. Хотя нынешнее федераль ное правительство ФРГ во главе с ХДС/ХСС ставит ус ловием предоставления суб сидии «оздоровление» про- из: >дства посредством мас совых увольнений, рабочие не намерены сдаваться. По словам председателя произ водственного совета X. Ма лера, они настроены по-бо- евому. Ведь только обслужи вание 18 тысяч судов, еже годно заходящих в Гамбург ский порт, может в значи тельной мере обеспечить за нятость. Ю. ТРОШИН, кандидат исторических наук. г. Мурманск. — А почему вы изучили польсний язык? — спросила светловолосая девчонка из второй шеренги. — Потому что люблю свой родной — русский язын, — ответил я. — Ведь родной язык для каждого человека — это тоже его Отчизна. Где бы ты ни был, с тобой всегда родной язык. Эту Родину ты всегда носишь в себе. А разве не ин тересно знакомиться с исто рией, с прошлым братского славянского народа. В славян ских языках, русском и польском, как и в истории, тан много общего... — А нак называется ваше судно? — раздался звонкий мальчишеский голос из шерен ги старшеклассников. — «Дмитрий Покрамович», — ответил я.. — Это имя Ге роя Советского Союза, кото рый погиб в годы Великой Отечественной войны. — Ка-ак, как? — привстал с места и взволнованным голо сом спросил Антони Юрьев. — «Дмитрий Покрамович». — Но ведь Дмитрий Покра мович, старший лейтенант, по гиб в марте 1945 года в боях за освобождение Гданьска! Его могила на кладбище советских воинов в нашем городе! Сообщение это взволновало всех: судно, построенное гданьскими судостроителями и пришедшее в порт Гданьск для гарантийного ремонта, но сит имя Дмитрия Покрамови- ча, героя, отдавшего свою мо лодую жизнь за польский го род Гданьск! Для меня эта новость тоже была неожидан ностью, так как мы были уве рены, что старший лейтенант Д. С. Покрамович погиб в мар те 1945 года в Германии. Не думать об этом я уже не мог, и после окончания ветре чи, когда Кагажина Слонимь- ска, учительница русского языка и председатель обще ства польско-советской друж бы гмины Новая Корчма, вру чала удостоверения новым членам общества. Потом хар церы дали концерт. Вечером мы возвратились с Антони Юрьевым в Гданьск и побывали на кладбище-ме мориале советских воинов, постояли молча у могилы Ге роя Советского Союза стар шего лейтенанта Д. С. Покра- мовича, погибшего 14 марта 1945 года в бою на польской земле, освобождая ее от гит леровских оккупантов. На мраморной плите среди дру гих имен славных воинов есть и его имя. •~А на Гданьской судостро ительной верфи имени В. И. Ленина стоял наш большой рыболовный траулер «Дмит рий Покрамович», еще раз подтверждая справедливость слов поэта о том, что герои не умирают, они превращают ся «в пароходы, строчки и другие важные дела...» Это— закономерность. Е. КРАСНОВСКИЙ, первый помощник капитана БМРТ «Дмитрий Покрамо вич». г. Гданьск. ГДР ПОД ФЛАГОМ ДРУЖБЫ Истинно братские отношения связывают моряков и докеров Риги с их коллегами из города-побратима Ростока в ГДР. Все, чем пополняется «копилна» передового опыта по обработке на роднохозяйственных грузов, становится достоянием обоих парт неров по международному социалистическому соревнованию, ко торое получило название «Мост дружбы». В марте следующего года будет отмечаться десятилетие с момента его организации. За это время стали традиционными обмен передовыми брига дами докеров, совместные конкурсы профессионального мастер ства, выставки научно-технического творчества молодежи обеих стран. Характерно, что бригады докеров, обрабатывающие суда на этой линии, показывают^ производительность труда, которая наполовину больше плановой. Теку 1 ’,ие вопросы ка линии дружбы Рига — Росток в центре внимания начальника линейного отдела морского агентства <Шифсмаклерай» в Ростоке Юты Червонатис (справа), капитана советского контейнеровоза «Капитан Яковлев» Юрия Карамы шева (первый слева), представителя Всесоюзного объединения « С о в ф р а х т * в Ростоке Антона Пиртиньша (второй слева) и со трудников морского агентства ГДР. НА СНИМКЕ внизу: быстро идет обработка советского судна в Ростокском порту. Фото В. ЛИСИЦЫНА. Фотохроника ТАСС. Сегодня мы помещаем от клики на статью капитана дальнего плавания А. Деми дова «Назойливая оса», опуб ликованную 18 ноября. «ГРИШКОВЫМ» ПУТЬ ЗАКРЫТ! Прочитал статью капитана дальнего плавания А. Демидо ва «Назойливая оса». Моряки- тралфлоювцы с гневом и воз мущением говорят о поведе нии отщепенки Тришковой. Бывая много раз в Перу, !я и другие моряки видели, а каких тяжелых условиях иахо дится население этой стра ны. Почему-то Трищкова не рассказывает о проблемах работы, жилья, которые сто ят перед трудящимися Перу, почему-то она умалчивает о детской преступности. Сегодня такие «тришковы» все реже появляются на на ших судах. Советски* рыбаки, бывая за рубежом, воочию видят всю ложь антисовет ских измышлений. В. ДУКА , первый помощ ник БАТ «Алексей Генера лов». «ОСЫ» У НАС НЕВ ЧЕСТИ Статья капитана дальнего плавания А, Демидова «На зойливая оса» («Рыбный Мур- ман» № 46) обсуждалась в экипажах судов, службах и отделах управления тралового флота. Первый помощник капитана РПК-4 А. М. Радул рассказал, что в этом году в Перу толь ко 35 процентов трудоспособ ного населения страны имеет постоянную работу. О какой свободе и о каком достатке для простых тружеников мож но вести там речь? На такие темы с нашими моряками агенты, обслуживающие совет ские суда, беседовать не от важиваются, а Тришкова пос ле достойного отпора ее про поведям наши суда уже не посещает. Она поняла, что подобные «назойливые осы» у нас не в чести. Капитан БМРТ-139 «Котель- нич» В. А. Крайнов в разгово ре отметил, что события, опи сываемые в статье, разверну лись е то время, когда впер вые была организована ре монтно-подменная команда в порту Кальяо. Однако и в на стоящее время идеологиче ская обработка, попытки раз ложить морально, склонить советских моряков к спекуля тивным сделкам кое кем пред принимаются Л. П. Трищкова своим недо стойным поведением произво дила отталкивающее впечатле ние на советских людей, кон тактировавших с ней по долгу службы. Ее попрошайничество на рыболовных судах в корне опровергло ее россказни о капиталистическом «рае». А уровень безработицы, прес тупность и неуверенность каж дого перуанца в завтрашнем дне лучше всяких слов гово рят о свободах и правах лич ности в западном мире. От щепенцы, подобные Тришко вой, порочащие моральные ценности всего советского на рода, забывшие о самом свя том — Родине, не находят и не найдут взаимопонимания у советских моряков. И, МОРОЗОВ, начальник отдела по рабо те с «оряизми эагранпла вания Мурманского трало вого флота. « м ш а 16 декабря 1983года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz