Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА ■ ПО ЗАКОНУ ЖИЗНИ Вряд ли эта «забавная история», как ее именует сам автор пьесы «Любовь и голуби» В. Гуркин, оставит кого-либо равно­ душным. Посудите сами, хороший мужик, непьющий, покладис­ тый, одним словом, из тах, что являются дефицитными, судя по брачным объявлениям, вдруг «с цепи сорвался»... Познако­ мился ка курорте с дамочкой, та и закрутила его, сердечного, от семьи, от детей увела! Казалось бы, расхожая ситуация, взятая драматур­ гом, не могла дать ни ори­ гинального решения, ни осо­ бо интересного прочтения на сцене. Но коллектив об­ ластного театра драмы до­ казал на деле возможность свежего взгляда на старую тему. Говоря о спектакле, хоте­ лось бы начать с оформле­ ния художника М. Брянц е-, вой. Стало традицией в на­ шем театре поражать зри­ телей размахом декораций. Порой даже подавлять. И в постановке пьесы «Любовь и голуби» художник не стре­ мится особо сузить прост­ ранство: быт крестьянского двора при всей его услов­ ности пйказан обстоятельно и даже любовно. Здесь и пруд, в котором люди мо­ ются, полощут белье, чер­ пают воду... И такие почти натуралистические подроб­ ности, как настоящие по­ ленья и голуби. Пожалуй, только в эпизодах юга да го­ родской квартиры нас воз­ вращают в предельно услов­ ный мир театра с надутыми, бутафорскими облаками, па­ родийными пальмами в вы­ чурных кадках да претенци­ озной обстановкой «в духе времени». Но здесь худож­ ник сознательно противопо­ ставляет манерность — ес­ тественности, обжитостн то­ го самого двора, где н раз­ ворачивается драма семьи Кузякиных. Радует интересный актер­ ский дуэт заслуженной артист- ки РСФСР М. Скоромниноаой и артиста В. Стоменка, сы грав­ ших супругов Кузякиных. На­ чало спектакля показывает нам обычный для них расклад: Вася Кузякин истратил чет­ вертак на любимых голубей, а Надя исходится в крике, грозится: «Я твоум голубям все головы поотрубаю!» Конф­ ликтная ситуация носит изна­ чально комический характер. Большой и добродушный Васи­ лий пугливо прячется в са­ райчик от разъяренной жены. Видно по всему, что в семье верховодит Надежда, женщина вспыльчивая, но отходчивая. Очередная перебранка родите­ лей не смущает детей: Люда (артистка Л. Поволоцкая) лени­ во нежится на солнышке, сын Ленька (артист А. Пробст)* во­ семнадцатилетний парень, как и все ребята его возраста, но­ сится где-то с магнитофоном, разве что самая младшая, школьница Оля (артистка В. Лепкова), озабочена судь­ бой голубей, унаследовав от отца нежность и привязанность к птицам. Правда, несмотря на весь бытовизм пьесы, есть в ней и скрытая возможность образно­ го, метафорического истолко­ вания голубей. Не случаен ведь в пьесе рассказ Василия о человеке, дружившем с го­ лубями, о том, как он погиб от ножа хулигана и как го­ луби преданно и торжественно проводили своего друга в по­ следний путь. Но, решая поста­ новку в натуралистическом плане, обнажая конфликты и страсти, режиссер и актеры в какой-то степени лишили нас поэтической ноты. А ведь в первую-то очередь характер Василия — лирический. Глядя на него, невольно вспоми­ наешь героя прекрасной по­ вести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей!» В лучших сценах актер В. Стоменок убедительно сы г­ рал драму героя, драму чело­ века, совершившего ошибку, страдающего и искренне рас­ каявшегося в содеянном. Ли­ рико-драматическое дарование артиста не вступило в проти­ воречие ни с жанром коме­ дии, ни с характером Васи Ку- зякина. Напротив, актер внес необходимые краски в цент­ ральный образ, тем самым обо­ гатив его, сделав более жиз­ ненным и человечным. Можно назвать творче­ ским откровением работу М. Скоромниковой, которую мы привыкли видеть в ро-. лях женщин городских, эман­ сипированных, утонченных, нередко поучающих других. К ак' правило; ее героини умели скрывать свои страс­ ти, страдания за броней над­ менности и неприступности. Но в спектакле «Любовь и голуби» актриса просто не­ узнаваема! Великолепно про­ ведена первая сцена второ­ го акта, когда Надя узнает из письма об измене мужа. На лице — полное замеша­ тельство! Ситуация настоль­ ко неожиданна и унизитель­ на, что женщина не в силах даже вымолвить слова. Рас­ терянность, неверие, осозна­ ние случившегося, подступа­ ющие к глазам и еле сдер­ живаемые слёзы — вся эта гамма сложнейших пережи­ ваний передается актрисой не только точно, но и сце­ нически тонко. Пришла бе­ да, свалилась как снег на голову, и женщина не мо­ жет ни .встать, ни пошеве­ лить рукой, ни поднять го­ ловы... Зритель привык, что ко­ медия обычно хорошо кон­ чается. Но финал сам по се­ бе, а путь к этому финалу — процесс психологическо­ го сближения родных по ду­ ху людей. Здесь, пожалуй, было .самое большое испы­ тание для актеров. Сцены тайных встреч на Ангаре режиссер полностью постро­ ил на крупных планах: ак­ теры максимально прибли­ жены к зрителю (воистину не только кинематограф многое взял от театра, но п драматическое искусство учится у кино!). Крупный план — приём коварный, обоюдоострый: с одной сто­ роны, позволяет тоньше пе­ редать все чувства героев, с другой — любое преувели­ чение может разрушить ат­ мосферу доверительности. Такой прием обязывает к тщательному отбору выра­ зительных средств, к психо­ логической нюансировке. А ведь сцены на Ангаре, по­ жалуй, самые удачные, са­ мые лучшие в спектакле. Они не просто показали мас­ терство актеров, но и убе­ дительно передали невоз­ можность расставания полю­ бившихся нам героев коме­ дии. В спектакле четко выра­ жена главная мысль: счас­ тье редко достается челове­ ку без борьбы, без боли. Ге­ рои приходят к нему через очищение страданием, через осознание совершенных ошибок и через преодоление трудностей. Несколько слов хотелось бы сказать еще об одном немало­ важном персонаже — «разлуч- | нице проклятой» Раисе Заха­ ровне. Поначалу артистка Г. Серегина создает образ ме­ щанки-хищницы, обволакиваю­ щей ласками простоватого и доверчивого Васю, мечтавшего о «красивой жизни». Но юж­ ный угар прошел, курортный роман иссяк, в силу вступают беспощадные законы засасы ­ вающего быта, и вот тут-то вы­ ясняется, что нет ничего об­ щего между случайно повстре­ чавшимися в санатории людь­ ми. Актриса не останавливает­ ся только на обличении вуль­ гарной и ограниченной дамы, желающей слыть культур­ ной и образованной, она пока­ зывает женщину, глубоко не­ счастную в своем одиночест­ ве. Постановка уже получи­ ла признание: охотно смею­ щиеся и аплодирующие зри­ тели по достоинству оцени­ ли добрый юмор и человеч­ ность, душевное тепло и щедрость, которые несет спектакль. Б. СЛАВИН. :Л11Ш111М11111Ш1111ШШ11111ШШШШШШ1111Ш1!1П111Ш11111Ш11ЖН111111111Ш11!11111ШП11Н1111111ШШШ11111111Ш1ПШШ111’£ • Р е к л а м а » О б ъ я в л е н и я ] IIIIIIH IIItlllllin illlllltllllllllllllllllllllllllllllllllilllillllllitllllllllllllllllilllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllillll! = С П РОМЫ ВА - В П О Р Т По предварительным дан­ ным диспетчерских служб флотов, сегодня ожидаются: БМРТ- 345 «Пассат-2», БМРТ-369 «Бы­ ково»; 11 декабря: ПСТ-1357 «Ци- вильск»; 12 декабря: 6МРТ-176 «Зна­ мя Победы», РС-0095 «Доло- мид», СРТ-4441 «Андромеда» («по зеленой»), РТ-331 «Мур­ манчанин»; 13 декабря: РС-116 «Вене­ ра», РС-128 «Марс», РТ-323 «Морозовск», члены экипажа БАТ-0064 «Маршал Еременко» самолетом из Москвы рейсом № 2347 (76 человек); 14 декабря: ПСТ-1359 «Ма­ кеевка»; •15 декабря: БАТ-0002 «Алек­ сандр Грявнов», ПСТ-1317 «Красноперекопск», осталь­ ные члены экипажа БАТ-0064 «Маршал Еременко» самоле­ том из Москвы рейсом N° 2339 (20 человек). ЕСЛИ ВАМ НУЖНА ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА, обращайтесь в салон полу­ фабрикатов (ул. Шмидта, 43). Здесь в большом выборе — полуфабрикаты форменной одежды для моряков. Салон предлагает мужские сорочки из шерстяных, шел­ ковых и хлопчатобумажных тканей, галстуки, погоны, флотские брюки. Телефон 7-73-69. Время работы: с 12 до 20 часов, перерыв на обед — с 15 до 16 часов; в субботу са­ лон работает с 11 до 17 ча­ сов без перерыва. П Р И Г Л А Ш А Ю Т Н А Р А Б О Т У УПРАВЛЕНИЕ «СЕВРЫБ- СБЫТ» — мастеров-приемщи- ков, грузчиков, водителей, ин- = женеров-технологов, юрис- з консульта. = Обращаться: управление = «Севрыбсбыт», отдел кадров. = Рыбный порт № 1, телефон Е 7-61-83. = КУДА ПОИТИ «МУРМАНСК» (Автоответчик: 4-52-38) 9 —10 декабря: «Из жизни начальника уголовного розыс­ ка» — в 14, 17.40, 19.30; «Та­ кая жесткая игра — хокней» — в 10, 12, 16, 21.20; 11 де­ кабря: «Зайка-зазнайка» — в 10; «Таная жесткая игра — хонкей» — в 11.20, 13, 16.30, 20; «Из жизни начальника уго­ ловного розыска» — в 14.40, 18.10, 21.40; 1 2 -1 4 декабря: «Лунная радуга» — в 10, 12; «Чествование» — в 14, 16.30, 19, 21.30; 15 декабря: «Лунная радуга» — в 10. 12; «Чество­ вание» — в 14, 16.30, 21.20; «С тех пор, как мы вместе» — в 19. «РОДИНА» (Автоответчик: 5-25-47) 9 —11 декабря: «Шел четвер­ тый год войны...» — в 9.40, 11.30, 13.20, 15.10, 17, 18.45, 20.30, 22.15; 11 декабря: «Пяте­ ро с неба» — в 9.40; «Упроще­ ние строптивого» — в 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22; 12 — 15 де­ кабря: «Из жизни начальника уголовного розыска» — в 9.40, 11.30, 13.30, 15.30, 17.30, 19.30, = 21.30; «Укрощение строптиво- = го» — в 10, 12, 14, 16, 18, 20, ~ 22 . Е «МИР» = (Автоответчик: 3-17-88) ~ 9 декабря: «Кукарача» — в — 10, 12, 14, 16, 17.40, 21.10; = «Лунная радуга» — в 19.20; = 10 декабря: «Кукарача» — в ~ 10, 11.30, 13, 14.30, 16, 21.20; = «Две главы из семейной хро- = нини» — в 19; 11 денабря: «Та- — лисман» — в 10; «Кунарача» = — в 11.20, 13, 17.30, 19.10, = 21.20: 12 декабря: «Талисман» = — в 10; «Укрощение стропти- — вого» — в 12, 14, 16, 17.50, = 19.30, 21.50; 13— 15 декабря: = «Среди коршунов» — в 12; = «Укрощение строптивого» — в — 10, 14, 16, 17.50, 19.30, 21.50. = «УТЕС» (Автоответчик: 6-13-28) — 9 декабря: «Укрощение ~ строптивого» — в 17, 19, 21; — 10 декабря: «Укрощение строп- Е тивого» — в 16, 18, 20; 11 де- ф Г кабря: «Укрощение строптиво- — го» — в 15.20, 17.10, 19, 20.50; = «Рысь выходит на тропу» — в ~ 14; 13— 15 декабря: «Дамское — танго» — в 19, 21.20: 14 де- = кабря: «Легенда о старом мая- — ке» — в 10.30. — СЧИТАТЬ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ квалификационное свидетель­ ство № 210/80 на звание судового радиотелеграфиста, выданное Мурманским морским рыбным портом 11 февраля 1980 года на имя КРАВЧЕНКО Владимира Яковлевича; диплом № 5087 на звание элек­ трика 1-го класса — моторис­ та 2-го нласса, выданный Ново­ российской мореходной школой на имя ЛИТВЯКОВА Анатолия Николаевича. ~!!1111!I!111i1111111ill 11iI!1111111111111!i1111!1111i111i111111111111i111!111111111111]I!11!1111!1111 ВНИМАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ = ПРЕДПРИЯТИЙ Е И ОРГАНИЗАЦИИ! = В связи с обильными сне- Е голадами обеспечьте своевре- Е менную очистку крышек по- Е жарных гидрантов, водоемов Е и подъездов к ним от снега. Е Отдел пожарной охраны Е УВД облисполкома. Е 111111111111111111111111111111111111111111111111 Редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ. ЗИМНИЙ ПЕЙ ЗАЖ . Фото В. КОНОНОВА. ДЕКАБРИ дней со штормом увеличива­ ется по сравнению с ноябрем и составляет 2— 7, на побере­ жье до 15. Наибольшее число дней со штормом на Мурман­ ском берегу составляет 26. В декабре из опасных явле­ нии наблюдаются туманы (0,5—2 дня), изморозь, голо­ лед, метель (4—9 дней), по Кольсному заливу тумайы парения в среднем 6 —9 дней за месяц. Гололед в декабре наблюдается, но неснолько меньше, чем в ноябре. Гидрометцентр СССР. ПОГОДА Средняя месячная темпера­ тура воздуха в Мурманской области ожидается ниже средних многолетних значе­ ний (норма — —8. —12°, на побережьях —4, —7“). Месячное количество осад­ ков предполагается больше среднего многолетнего количе­ ства (норма 20 —35 мм). Среднемесячное количество осадков по области составляет 20 —35 мм. 8 течение месяца преоблада­ ют ю го-западные и западны е ветры . Среднемесячное число 183027, Мурманск, ул. Павлова, 21 (второй этаж]. ТЕЛЕФОНЫ: приемная редактора — 6-53-61; заместитель ре­ дактора — 6-67-03; ответственный секретарь — 6-25-37. ОТДЕЛЫ: партийной жизни и пропаганды — 6-67-03; береговых предприятий — 6-62-15; промышленного рыболовства — 6-13-59; писем—6-44-78; культуры и быта, информации и спорта—6-02-93. Мурманская областная типография, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. «Рыбный Мурман». Индекс 52832. Тираж 16.000. Зак. 8109. ПН-04692.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz