Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
ЧЕЛОВЕК И МОРЕ • " Уроки мойвеннои путины ТАМ, ГДЕ ВОЛНЫ С Старший инженер организации труда и заработной пла ты управления «Севрыбхолодфлот» Петр Тимофеевич Мер кулов во время осенней мойвенной путины побывал на про мысле. Сегодня он рассказывает в заметках, написанных в море, о делах и проблемах моряков. 1. В каюте первого помощ ника капитана транспортно го рефрижератора «Алек сандр Иванов» Виктора Григорьевича Беличенко — дым коромыслом. Беспре рывно идут люди с самыми разными вопросами. Главный механик Анатолий Кириллович Киселев хочет посоветоваться: ремонтируют ся два дизеля, машинной команде некогда дух переве сти, а как быть с подвахтой? Старший помощник капитана Александр Иванович Калаш- ник (он сидит здесь же, в каюте помполита) вместе с Беличенко находят решение. Боцмана Александра Гри горьевича Красова волнует иная проблема: надо срочно готовить к работе кранцевую защиту, грузовые лебедки, а матросы — сплошь новички. Виктор Григорьевич советует боцману обратиться к комму нистам с просьбой помочь молодежи. Приходит с вопросами сек ретарь парторганизации мото рист Василий Иванович Дем- ченно: когда проводить пар тийное собрание, все ли уч тено в повестке дня? Величенко отвечает одному, записывает вопрос другого, чтобы посмотреть самому, нак лучше сделать. Проблем предостаточно. Транспорт перешел на пу тину с южных широт. Там организация работы полно стью зависела от самих се бя: принимали продукцию с двух промысловых, судов на четыре «точки» и дава ли 200 процентов выпол нения плана. А здесь надо передать груз с транспорта на плавбазу. И не только рыбопродукцию, но и тару, снабжение, топливо. А на базе — производственный цикл, «лишних» людей, с чьей помощью можно было бы более быстро разгрузить транспорт, нет. Приходится морякам ТР «Александр Иванов» переходить на ба зу, помогать ее экипажу в грузовых работах. Процесс этот то и дело осложняется штормами. . Однако экипаж транспор та успешно справляется со своими задачами: вместо 13,5 суток по плану, он провел грузовые операции за 12 суток. Выполнены обязательства. А в день 25- летия движения за комму нистический труд достигнут рекордный результат — пе регружено на 30 тонн про дукции больше суточной нормы. ЧЕТЫРЕХ 2 . Штормит Баренцево мо ре. Катятся свинцовые вол ны. Порывистый, шкваль ный ветер до предела натя гивает швартовные концы плавбазы «Даурня». На хо довом мостике зорко следит за обстановкой старший по мощник капитана Вадим Виссарионович Соколов. Встреча с ним для меня очень радостна: в 70-х годах Соколов был начинающим су доводителем, а я — первым помощником. Уже тогда Ва дим Виссарионович был душой экипажа. Моряки ценили его за эрудицию, за отзывчивую душу, спокойный, уравнове шенный характер. Наставни ками молодого штурмана в разное время были известные на флоте капитаны А. Ф. Ле ванов, В. Ф. Карельский, А. В. Красавин. Так что было чему учиться! А ныне Соколов — сам доб рый наставник для специалис тов судна. Коммунист, отлич ник соревнования рыбной про мышленности СССР, лучший старший помощник капитана Северного бассейна — танов сегодня Вадим Виссарионович. Уютно, по-домашнему теп ло в каюте старпома. На столе — чай с вареньем. Соколов внимательно слу шает приходящих к нему людей, решает вопросы, мо ряки уходят удовлетворен ные. Что ж, за десять лет — а именно столько Вадим Виссарионович работает на «Даурии» — узнаешь свое судно, что называется, до СТОРОН... последней гайки, до тонко стей представляешь его проблемы. А их немало. Экипаж «Даурии» занесен в Книгу трудовых вкладов в 11-ю пятилетку, досрочно выполнены задания трех лет по выпуску пищевой продукции, включая пресер вы, " но о легкой жизни морякам на этой базе и думать не приходится. Ря дом работает «Полярная звезда». Там, конечно, про ще: база переоборудована на выпуск пресервов, стоят специальные механизмы для обработки рыбы, мощней и морозильное оборудование. П оэтому, на «Полярной звезде» реже «скандалы» с промысловиками, поскольку последние могут сдать по больше рыбы. «Даурия» в этом смысле в более слож ном положении. И вот, прислушиваясь к промсоветам, я много раз ловил себя на мысли: на сколько рентабельней рабо та на промысле мойвы ав тономными флотилиями! Жаль, что эксперимент не нашел продолжения. 3. Общесудовое собрание на плавбазе «Полярная звезда» было бурным: решали судь бу двоих моряков, которые упорно не хотели входить в трудовой ритм. Оба пришли на флот из рядов Советской Армии с отличными харак теристиками, и вдруг — серьезные нарушения дис циплины. Одному коллективная от поведь пошла на пользу: стал нормально работать. Другого «приговорили» к списанию с судна. К сожалению, подобные случаи еще происходят, ко гда по всем статьям хоро ший парень выпадает из поля зрения комсомольской организации, когда мастера добычи и обработки рыбы мало следят за его поведе нием, наставники ограничи ваются лишь обучением про фессиональному мастерству. В результате молодой чело век делает неверный шаг. Аксиома: если командиры всерьез занимаются воспи танием коллектива, то и дисциплина в нем- на высо те, и производственные по казатели говорят сами за себя. Примером может слу жить экипаж плавбазы «Сев- рыба»: по сравнению с про шлым годом здесь число нарушений дисциплины сни зилось вдвое, а за высокие результаты в производствен ной деятельности коллекти ву присуждены Красное зна мя горкома КПСС, горис полкома, а также переходя щий вымпел Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пи щевой промышленности. П. МЕРКУЛОВ. --------------------------------------------------------------------------------------- Х о ч у рассказать -------------------------------------------------------------------------------------- ДОКАЗАТЕЛЬСТВО-ДОБРЫЙ УЛОВ На все руки мастер ПАСЦВЕЧЕННЫЙ флагами “ международного свода сигналов, БМРТ «Вышгород» швартовался к причалу. С нетерпением ждал встре чи со своими близкими и старший мастер добычи ры бы Александр Николаевич Ланин. Судну после выгрузки предстоял доковый ремонт, поэтому Александр рассчи тывал уйти в отпуск за два года. Хотелось многое успеть за время отпуска: отдохнуть вместе с женой в родном Белгороде, подготовиться к экзаменам за четвертый курс Архангельского мореходного училища. Но, когда через несколько дней Ланин принес в отдел добычи флота заявление на отпуск, его встретили так: — На ПСТ «Климовск» спи сан старший мастер лова, а в резерве никого нет... Еще не высказана была до конца просьба, но Александр все понял. Метались мысли: «А как же отпуск, жена? Ну она-то поймет... До сентября еще будет время подгото виться к сессии». — Согласен. ...Александр Ланин стал мо ряком - тралфлотовцем 12 лет назад. В первый рейс ушел на РТ «Шекснз», потом стал членом экипажа БМРТ «Спутник». Тралмейстером там был Владимир Степано вич Киселев. Он обратил вни мание. на способного, любо знательного матроса, которо му по душе была живая ра бота палубной команды, по ходатайству Киселева после рейса Александра направили учиться мастерству добычи рыбы. Вот уже 9 лет Ланин хо дит в море старшим мастером лова. Недавно прошла испы тания на облове мойвы и пу тассу универсальная пристав ка к пелагическому тралу — детище Александра. Суть ее конструкции в следующем. Многие моряки при подъе ме трала еще до подхода тралового мешка умеют на звать (предположительно) ве личину улова по объячейке, или «шубе», как называют ее на флотах. Но, если при ра боте на мойве «прогнозы» оправдываются, то при обло ве такой скоростной рыбы, как путассу, такая примета чаще всего бывает обманчи вой. Дело в том, что объя- чейка снижает скорость тра улера, а без нее не «догнать» косяк путассу. Долгое время Ланина за нимала эта проблема, пока он не обратил внимание на одно из сообщений в «Экс пресс-информации». Там рас сказывалось об исследовани ях поведения рыбы в трале: чем меньше его конусность, тем спокойней ведет себя рыба, а резкое уменьшение объема заставляет ее искать выход, это создает сильную объячейку сетей. Так возникла у Александра мысль: раскроить приставку циклом — «два узла — нит ка», то есть сделать пологий переход от трала к кутку. Каково же было удивление судоводителей БМРТ «Выш город», когда без привычной «шубы» мешок с рыбой с трудом поместился между лебедкой и слипом! С этого времени улов экипажа «Выш- города» стал гарантированным. В этом же районе работали моряки БМРТ «Кировск» объ единения «Мурманрыбпром». У них подъемы были значи тельно меньше. Тогда на очередном радиосовете капи тан-директор «Вышгорода» Алексей Егорович Судариков и рассказал о нововведении своего старшего мастера до бычи. А через некоторое время Александр уже кон сультировал по радио неиз вестного ему коллегу. Впоследствии приставка хо рошо зарекомендовала себя и на облове мойвы, при шлось лишь несколько удли нить цилиндр на мешке. Хозяйский подход к делу Александра Ланина не раз выручал команду. ...Экипаж БМРТ «Вышгород» работал на облове палтуса. В районе промысла грунт был каменистым, рвались тралы, моряки поднимали их пусты ми. Ланин нашел выход. Не сколько лет назад на флоте была сделана первая по пытка для вооружения тралов использовать так называемые шлейфообразователи вместо промежуточных бобинцев. Вот эти шлейфообразовате ли и стал использовать Ла нин. Они были установлены между двойными 30-мстровы- ми и одинарными 90-метро выми кабелями. Оптимальный угол атаки для шлейфообра- зователей был рассчитан в со ответствии с длиной кабелей. При тралении шлейфообразо- ватели, создавая из завихре ний воды преграду для ры бы, как бы увеличивали гори зонтальное раскрытие трала. В результате уловы на «Выш- городе» увеличились на треть. * * * Четыре года работает Алек сандр Николаевич Ланин ка БМРТ «Вышгород», и в том, что экипаж траулера досроч но выполнил план трех лет пятилетки и успешно продол жает промысел, есть и части ца его труда, человека, влюб ленного в свою профессию. В. МИКОЛЮК. Мурманск содрогался от взрывов фашистских бомб. В Коле было чуть спокойней. И там, переехав из Мурманска, в полуземлянке поселилась се мья Ибрагимовых. Семья была большой. А вре мя военное, да и послевоенное не могло одарить малышей беспечным детством. Тан Фа рид Ибрагимов в 15 мальчи шеских лет стал учеником кон сервного мастера в Мурман ском траловом флоте. 33 года ходит он в море на самых разных судах. Почти 30 лет в тралфлоте, последние годы — б «Севрыбпромраз- ведке». В прошлом году здесь реши ли создать морской подменный экипаж. Подбирали туда лю дей опытных, знающих дело. Фарида Хусаиновича направи ли в новый экипаж, не сомне ваясь: человек сам умеет хо рошо работать и других на учит. Знает консервный мастер Ибрагимов какой-то секрет или «слово» какое: консервы из тресковой печени у него получаются намного нежней и вкусней, чем у других масте ров. Сортность их всегда вы сокая. Если нет трески, Фарид Ху- саинович без дела сидеть не будет. Заловится палтус — консервный мастер отбирает печень (ценное сырье для за вода медицинского жира), ло вится окунь — Ибрагимов со бирает внутренности рыбы, за саливает и — опять же на за- Е°Д- - В короткие часы отдыха Фа рид Хусаинович демонстрирует команде кинофильмы, изучает судовые механизмы: уже сдал экзамен на котельного маши ниста и моториста второго класса. А еще Ф. X. Ибрагимов — член судового комитета профсоюза. 33-летний стаж работы. 21 год подряд Фарид Хусаинович подтверждает право быть удар ником коммунистического тру да. Отличник социалистическо го соревнования — это звание присуждалось ему семь раз. Почетных грамот не счесть. Сын Фарида Хусаиновича — Эдуард — продолжает дело от ца: сейчас он — матрос Мур манского тралового флота. НА СНИМКЕ: Ф. X. Ибраги мов готовится к демонстрации кинофильма. Фото В. КОРЕЦКОГО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz