Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

ЧЕЛОВЕК И МОРЕ • " Уроки мойвеннои путины ТАМ, ГДЕ ВОЛНЫ С Старший инженер организации труда и заработной пла­ ты управления «Севрыбхолодфлот» Петр Тимофеевич Мер­ кулов во время осенней мойвенной путины побывал на про­ мысле. Сегодня он рассказывает в заметках, написанных в море, о делах и проблемах моряков. 1. В каюте первого помощ­ ника капитана транспортно­ го рефрижератора «Алек­ сандр Иванов» Виктора Григорьевича Беличенко — дым коромыслом. Беспре­ рывно идут люди с самыми разными вопросами. Главный механик Анатолий Кириллович Киселев хочет посоветоваться: ремонтируют­ ся два дизеля, машинной команде некогда дух переве­ сти, а как быть с подвахтой? Старший помощник капитана Александр Иванович Калаш- ник (он сидит здесь же, в каюте помполита) вместе с Беличенко находят решение. Боцмана Александра Гри­ горьевича Красова волнует иная проблема: надо срочно готовить к работе кранцевую защиту, грузовые лебедки, а матросы — сплошь новички. Виктор Григорьевич советует боцману обратиться к комму­ нистам с просьбой помочь молодежи. Приходит с вопросами сек­ ретарь парторганизации мото­ рист Василий Иванович Дем- ченно: когда проводить пар­ тийное собрание, все ли уч­ тено в повестке дня? Величенко отвечает одному, записывает вопрос другого, чтобы посмотреть самому, нак лучше сделать. Проблем предостаточно. Транспорт перешел на пу­ тину с южных широт. Там организация работы полно­ стью зависела от самих се­ бя: принимали продукцию с двух промысловых, судов на четыре «точки» и дава­ ли 200 процентов выпол­ нения плана. А здесь надо передать груз с транспорта на плавбазу. И не только рыбопродукцию, но и тару, снабжение, топливо. А на базе — производственный цикл, «лишних» людей, с чьей помощью можно было бы более быстро разгрузить транспорт, нет. Приходится морякам ТР «Александр Иванов» переходить на ба­ зу, помогать ее экипажу в грузовых работах. Процесс этот то и дело осложняется штормами. . Однако экипаж транспор­ та успешно справляется со своими задачами: вместо 13,5 суток по плану, он провел грузовые операции за 12 суток. Выполнены обязательства. А в день 25- летия движения за комму­ нистический труд достигнут рекордный результат — пе­ регружено на 30 тонн про­ дукции больше суточной нормы. ЧЕТЫРЕХ 2 . Штормит Баренцево мо­ ре. Катятся свинцовые вол­ ны. Порывистый, шкваль­ ный ветер до предела натя­ гивает швартовные концы плавбазы «Даурня». На хо­ довом мостике зорко следит за обстановкой старший по­ мощник капитана Вадим Виссарионович Соколов. Встреча с ним для меня очень радостна: в 70-х годах Соколов был начинающим су­ доводителем, а я — первым помощником. Уже тогда Ва­ дим Виссарионович был душой экипажа. Моряки ценили его за эрудицию, за отзывчивую душу, спокойный, уравнове­ шенный характер. Наставни­ ками молодого штурмана в разное время были известные на флоте капитаны А. Ф. Ле­ ванов, В. Ф. Карельский, А. В. Красавин. Так что было чему учиться! А ныне Соколов — сам доб­ рый наставник для специалис­ тов судна. Коммунист, отлич­ ник соревнования рыбной про­ мышленности СССР, лучший старший помощник капитана Северного бассейна — танов сегодня Вадим Виссарионович. Уютно, по-домашнему теп­ ло в каюте старпома. На столе — чай с вареньем. Соколов внимательно слу­ шает приходящих к нему людей, решает вопросы, мо­ ряки уходят удовлетворен­ ные. Что ж, за десять лет — а именно столько Вадим Виссарионович работает на «Даурии» — узнаешь свое судно, что называется, до СТОРОН... последней гайки, до тонко­ стей представляешь его проблемы. А их немало. Экипаж «Даурии» занесен в Книгу трудовых вкладов в 11-ю пятилетку, досрочно выполнены задания трех лет по выпуску пищевой продукции, включая пресер­ вы, " но о легкой жизни морякам на этой базе и думать не приходится. Ря­ дом работает «Полярная звезда». Там, конечно, про­ ще: база переоборудована на выпуск пресервов, стоят специальные механизмы для обработки рыбы, мощней и морозильное оборудование. П оэтому, на «Полярной звезде» реже «скандалы» с промысловиками, поскольку последние могут сдать по­ больше рыбы. «Даурия» в этом смысле в более слож­ ном положении. И вот, прислушиваясь к промсоветам, я много раз ловил себя на мысли: на­ сколько рентабельней рабо­ та на промысле мойвы ав­ тономными флотилиями! Жаль, что эксперимент не нашел продолжения. 3. Общесудовое собрание на плавбазе «Полярная звезда» было бурным: решали судь­ бу двоих моряков, которые упорно не хотели входить в трудовой ритм. Оба пришли на флот из рядов Советской Армии с отличными харак­ теристиками, и вдруг — серьезные нарушения дис­ циплины. Одному коллективная от­ поведь пошла на пользу: стал нормально работать. Другого «приговорили» к списанию с судна. К сожалению, подобные случаи еще происходят, ко­ гда по всем статьям хоро­ ший парень выпадает из поля зрения комсомольской организации, когда мастера добычи и обработки рыбы мало следят за его поведе­ нием, наставники ограничи­ ваются лишь обучением про­ фессиональному мастерству. В результате молодой чело­ век делает неверный шаг. Аксиома: если командиры всерьез занимаются воспи­ танием коллектива, то и дисциплина в нем- на высо­ те, и производственные по­ казатели говорят сами за себя. Примером может слу­ жить экипаж плавбазы «Сев- рыба»: по сравнению с про­ шлым годом здесь число нарушений дисциплины сни­ зилось вдвое, а за высокие результаты в производствен­ ной деятельности коллекти­ ву присуждены Красное зна­ мя горкома КПСС, горис­ полкома, а также переходя­ щий вымпел Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пи­ щевой промышленности. П. МЕРКУЛОВ. --------------------------------------------------------------------------------------- Х о ч у рассказать -------------------------------------------------------------------------------------- ДОКАЗАТЕЛЬСТВО-ДОБРЫЙ УЛОВ На все руки мастер ПАСЦВЕЧЕННЫЙ флагами “ международного свода сигналов, БМРТ «Вышгород» швартовался к причалу. С нетерпением ждал встре­ чи со своими близкими и старший мастер добычи ры­ бы Александр Николаевич Ланин. Судну после выгрузки предстоял доковый ремонт, поэтому Александр рассчи­ тывал уйти в отпуск за два года. Хотелось многое успеть за время отпуска: отдохнуть вместе с женой в родном Белгороде, подготовиться к экзаменам за четвертый курс Архангельского мореходного училища. Но, когда через несколько дней Ланин принес в отдел добычи флота заявление на отпуск, его встретили так: — На ПСТ «Климовск» спи­ сан старший мастер лова, а в резерве никого нет... Еще не высказана была до конца просьба, но Александр все понял. Метались мысли: «А как же отпуск, жена? Ну она-то поймет... До сентября еще будет время подгото­ виться к сессии». — Согласен. ...Александр Ланин стал мо­ ряком - тралфлотовцем 12 лет назад. В первый рейс ушел на РТ «Шекснз», потом стал членом экипажа БМРТ «Спутник». Тралмейстером там был Владимир Степано­ вич Киселев. Он обратил вни­ мание. на способного, любо­ знательного матроса, которо­ му по душе была живая ра­ бота палубной команды, по ходатайству Киселева после рейса Александра направили учиться мастерству добычи рыбы. Вот уже 9 лет Ланин хо­ дит в море старшим мастером лова. Недавно прошла испы­ тания на облове мойвы и пу­ тассу универсальная пристав­ ка к пелагическому тралу — детище Александра. Суть ее конструкции в следующем. Многие моряки при подъе­ ме трала еще до подхода тралового мешка умеют на­ звать (предположительно) ве­ личину улова по объячейке, или «шубе», как называют ее на флотах. Но, если при ра­ боте на мойве «прогнозы» оправдываются, то при обло­ ве такой скоростной рыбы, как путассу, такая примета чаще всего бывает обманчи­ вой. Дело в том, что объя- чейка снижает скорость тра­ улера, а без нее не «догнать» косяк путассу. Долгое время Ланина за­ нимала эта проблема, пока он не обратил внимание на одно из сообщений в «Экс­ пресс-информации». Там рас­ сказывалось об исследовани­ ях поведения рыбы в трале: чем меньше его конусность, тем спокойней ведет себя рыба, а резкое уменьшение объема заставляет ее искать выход, это создает сильную объячейку сетей. Так возникла у Александра мысль: раскроить приставку циклом — «два узла — нит­ ка», то есть сделать пологий переход от трала к кутку. Каково же было удивление судоводителей БМРТ «Выш­ город», когда без привычной «шубы» мешок с рыбой с трудом поместился между лебедкой и слипом! С этого времени улов экипажа «Выш- города» стал гарантированным. В этом же районе работали моряки БМРТ «Кировск» объ­ единения «Мурманрыбпром». У них подъемы были значи­ тельно меньше. Тогда на очередном радиосовете капи­ тан-директор «Вышгорода» Алексей Егорович Судариков и рассказал о нововведении своего старшего мастера до­ бычи. А через некоторое время Александр уже кон­ сультировал по радио неиз­ вестного ему коллегу. Впоследствии приставка хо­ рошо зарекомендовала себя и на облове мойвы, при­ шлось лишь несколько удли­ нить цилиндр на мешке. Хозяйский подход к делу Александра Ланина не раз выручал команду. ...Экипаж БМРТ «Вышгород» работал на облове палтуса. В районе промысла грунт был каменистым, рвались тралы, моряки поднимали их пусты­ ми. Ланин нашел выход. Не­ сколько лет назад на флоте была сделана первая по­ пытка для вооружения тралов использовать так называемые шлейфообразователи вместо промежуточных бобинцев. Вот эти шлейфообразовате­ ли и стал использовать Ла­ нин. Они были установлены между двойными 30-мстровы- ми и одинарными 90-метро­ выми кабелями. Оптимальный угол атаки для шлейфообра- зователей был рассчитан в со­ ответствии с длиной кабелей. При тралении шлейфообразо- ватели, создавая из завихре­ ний воды преграду для ры­ бы, как бы увеличивали гори­ зонтальное раскрытие трала. В результате уловы на «Выш- городе» увеличились на треть. * * * Четыре года работает Алек­ сандр Николаевич Ланин ка БМРТ «Вышгород», и в том, что экипаж траулера досроч­ но выполнил план трех лет пятилетки и успешно продол­ жает промысел, есть и части­ ца его труда, человека, влюб­ ленного в свою профессию. В. МИКОЛЮК. Мурманск содрогался от взрывов фашистских бомб. В Коле было чуть спокойней. И там, переехав из Мурманска, в полуземлянке поселилась се­ мья Ибрагимовых. Семья была большой. А вре­ мя военное, да и послевоенное не могло одарить малышей беспечным детством. Тан Фа­ рид Ибрагимов в 15 мальчи­ шеских лет стал учеником кон­ сервного мастера в Мурман­ ском траловом флоте. 33 года ходит он в море на самых разных судах. Почти 30 лет в тралфлоте, последние годы — б «Севрыбпромраз- ведке». В прошлом году здесь реши­ ли создать морской подменный экипаж. Подбирали туда лю­ дей опытных, знающих дело. Фарида Хусаиновича направи­ ли в новый экипаж, не сомне­ ваясь: человек сам умеет хо­ рошо работать и других на­ учит. Знает консервный мастер Ибрагимов какой-то секрет или «слово» какое: консервы из тресковой печени у него получаются намного нежней и вкусней, чем у других масте­ ров. Сортность их всегда вы­ сокая. Если нет трески, Фарид Ху- саинович без дела сидеть не будет. Заловится палтус — консервный мастер отбирает печень (ценное сырье для за­ вода медицинского жира), ло­ вится окунь — Ибрагимов со­ бирает внутренности рыбы, за­ саливает и — опять же на за- Е°Д- - В короткие часы отдыха Фа­ рид Хусаинович демонстрирует команде кинофильмы, изучает судовые механизмы: уже сдал экзамен на котельного маши­ ниста и моториста второго класса. А еще Ф. X. Ибрагимов — член судового комитета профсоюза. 33-летний стаж работы. 21 год подряд Фарид Хусаинович подтверждает право быть удар­ ником коммунистического тру­ да. Отличник социалистическо­ го соревнования — это звание присуждалось ему семь раз. Почетных грамот не счесть. Сын Фарида Хусаиновича — Эдуард — продолжает дело от­ ца: сейчас он — матрос Мур­ манского тралового флота. НА СНИМКЕ: Ф. X. Ибраги­ мов готовится к демонстрации кинофильма. Фото В. КОРЕЦКОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz