Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Ни один промысловый флот не обходится ныне без «Севрыб- промраээедни». Энипажи судов этого управления ведут научный поиск рыбных скоплений, изго­ тавливают продукцию, чтобы со всей очевидностью доказать про­ мысловикам, что их переход в этот район целесообразен. И экипаж БМРТ «Параллакс» работал сейчас над теми же за­ дачами. Моряки успешно завер­ шили выполнение рейсового пла­ на. Но показатели их работы мо­ гли быть значительно выше, ес­ ли бы были решены многие ор­ ганизационные вопросы. Об этом рассказывает консервный мастер траулера, ударник коммунистиче­ ского труда, один из передовых моряков судна Аленсандр Нико­ лаевич Леоненко. ------------- Слово — передовику -------------- А ВОЗ Н НЫНЕТАМ --------------- Наука и производство ------------------ Недавно в Мурманском морском биологическом институте прошло заседание ученого совета, на котором, в частности, были рассмотрены вопросы дальнейшего укрепления связей с промышленностью. ОСНОВА-ХОЗДОГОВОР Если говорить о проблемах работы не судах «Севрыб- промразведки», то, на мой взгляд, минувший рейс эки­ пажа БМРТ «Параллакс» на­ иболее ■ этом плане показа­ телен. Мы выходили в море как экипаж перспективной развед­ ки. А это означало, что на судне — сокращенный штат матросов, поскольку в рейс отправляется больше научных работников. Так уж получилось, что уже в море нам изменили за­ дание: приказано было рабо­ тать по плану оперативной разведки. Следовательно, на­ грузка на экипаж намного возросла. Ведь что такое оператив­ ная разведка? Надо найти хорошее рыбное скопление, в течение трех суток произвес­ ти максимальный вылов и выпустить наибольшее коли­ чество пищевой продукции. Затем оповестить промысло­ виков, чтобы те шли в этот район. Но пока они не подо­ шли, мы продолжаем актив­ ный промысел и выпуск про­ дукции — ведь у нас тоже план, причем немалый. Подходят промысловые су­ да — мы отправляемся даль­ ше в поисках другого косяка. Пока ищем его, драгоценное время уходит, а план остает­ ся. На новом месте все по­ вторяется. Но если моряки из порте уходят с одним заданием, а в рейсе получают другое, то все значительно осложняется, как я говорил, из-за сокра- щенности штата. Итак, проблема первая: как решить вопрос неизменности рейсовых заданий? Далее. Раз на судне идет научный поиск рыбы, следо­ вательно, ученым нужно по­ стоянно производить замеры глубины, солености моря, его температурного режима и т. д. Но для проведения этих замеров необходимо, чтобы судно лежало в дрейфе. А время-то идет, а план оста­ ется, ведь бывает так, что це­ лые сутки ничего (в смысле продукции) не делаем. Но без «науки» нельзя обнару­ жить рыбные концентрации. Выход мне видится в боль­ шей согласованности капита­ не» с начальником промысла, м том, чтобы дать возмож­ ность экипажу подольше по­ быть а районе облова. Снова вернусь к проблеме нехватки людей. Для того чтобы обеспечить выпуск планового количества продук­ ции, мы создаем комплексные смены, приглашаем людей на подвахты. Только ведь это, как говорится, не от хорошей жизни. К тому же наше суд­ но — вроде «перевалочной базы»: что ни рейс, новью ребята. Начинаем их учить. Только научим — уходят на суда загранплавания. Естест­ венно, от этого страдает и количество, и качество про­ дукции. И дело не только в том, что новички не сразу становятся хорошими матро­ сами. Не менее важен пси­ хологический климат в- кол­ лективе: когда люди сработа­ лись, когда хорошо знают друг друга, намного легче и жить, и трудиться. Но тут и еще одна неувяз­ ка. Если судно отправляется в перспективную разведку, то в рейс идет один консервный мастер. Вот и пришлось нам, когда изменилось задание, просить помощи у механика- наладчика В. М. Муравицко- го. Он согласился выходить после своего рабочего дня во вторую смену, чтобы закаты­ вать пресервы. Только, я счи­ таю, что это не выход, ведь наутро механика-наладчика ждет немалый объем работы на рыбофабрике, где механиз­ мов много и все ему необхо­ димо беречь. Думается, независимо от рейсового задания надо включать в штат судна по­ мощника консервного масте­ ра. И еще одна, очень серьез­ ная проблема. У комсостава судов «Севрыбпромразведки» нет материальной заинтересо­ ванности в максимальном вы­ пуске продукции, в улучшении качества ее. Дело в том, что разница в сумме, которую получают за сданную продук­ цию наши командиры и ком­ состав промысловых судов, аесьма ощутима: у наших она составляет всего лишь 30 про­ центов от сдельных расценок для моряков промысловых судов, у рядового состава — половину. И получается, что камбуз­ ник, который видит рыбу, лишь когда варит из нее уху, получает 150 рублей, напри­ мер, а я полностью отвечая за количество и качество пре­ сервов (100-процентная сер­ тификация!) — лишь 50 руб­ лей. Такая система материальной заинтересованности (я бы сказал, безьштересности) ни а коей мере не влияет ни на повышение производительно­ сти труда, ни на увеличение выпуска рыбных товаров. Помню «Рыбный Мурман» («РМ», № 32 от 12 августа 1983 г.) писал о проблемах, связанных с комплектацией экипажей «Севрыбпромразвед­ ки», говорилось а статье и о несовершенстве системы оп­ латы труда наших моряков, о нерешенных вопросах снаб­ жения. Прошло четыре меся­ ца. Но, к сожалению, изме­ нений каких-либо не видно. Как говорится, воз и ныне там. Только ведь этот «воз» ложится тяжелым бременем на моряков, а в итоге — флот недополучает продукцию. А. ЛЕОНЕНКО, консервный мастер БМРТ «Параллакс» управления «Севрыбпромразведка». В ЧЕСТЬ СЛАВНОЙ ДАТЫ Сетевязалыцицы укруп­ ненных комплексных бригад тралового участка фабрики орудий лова, возглавляемые Н. М. Козицыной и Г. В. Ха- мицкой, решили в будущем году работать под девизом «40-летию Победы в Совет­ ском Заполярье — до сто й ­ н ую встречу!» На общем собрании кол­ лектива предприятия были защищены и приняты социа­ листические обязательства на 1984 год. Труженики фабрики дали слово выпол­ нить директивное задание четырех лет пятилетки по выпуску товарной продукции к 19 октября—-дню разгро­ ма фашистских войск в За­ полярье — и сверх плана изготовить изделий на 150 тысяч рублей. Предусмотрено дальней­ шее развитие бригадных форм, внедрение одной се­ тесшивальной и двух пере­ моточных машин, сокраще­ ние потерь рабочего време­ ни. За счет выполнения этих мероприятий намечено повысить производительность труда на один процент. Решено также сэкономить 10 тысяч киловатт-часов электроэнергии, 110 гигака­ лорий тепла, дать 200 ты­ сяч рублей условного эконо­ мического эффекта от внед­ рения рационализаторских предложений и изобретений. О. НАДЕИН. Бюро Мурманского гор­ кома КПСС и исполком го­ родского Совета народных депутатов одобрили инициа­ тиву фабрики орудий лова, а также других коллективов по развертыванию социали­ стического соревнования в честь 40-летия победы в Со­ ветском Заполярье. В настоящее время мы ак­ тивно подключились к разра­ ботке водорослевой пробле­ мы. В прибрежной зоне Ба­ ренцева и Белого морей, под­ верженной приливным тече­ ниям, распространены зарос­ ли водорослей — макрофитов (ламинарии, фукуса). Продол­ жая уточнять ареалы водорос­ лей, оценивая их запасы для промысла, институт намерен и дальше совершенствовать био­ технику и научные основы культивирования ламинарии сахаристой. Первые опыты на искусственных субстратах в губе Дапьнезеленецкой по­ казали, что урожай морской капусты (до 100 тонн с гекта­ ра) можно получать на вто­ рой год ее выращивания. Летом текущего года в гу­ бе Дальнезеленецкой объеди­ нением «Мурманрыбпром» соз­ дана для нас опытно-промыш­ ленная водорослевая ферма. В условиях этой плантации предстоит изучить суточную и сезонную динамику продукции, процессы дыхания и фотосин­ теза, другие особенности жиз­ ненного цикла водорослей. Выращивание ламинарии в ка­ честве рассады, поиск путей ускорения ее роста позволяют обосновать методику разведе­ ния морской капусты на план­ тациях Мурманского побере­ жья. Как никогда ранее, тесными стали наши отношения с ВРПО «Сезрыба». Из разрабо­ ток института, внедренных за последние два года на пред­ приятиях объединения, хоте­ лось бы назвать инструкцию по биотехнике культивирова­ ния ламинарии в двухгодич­ ном цикле в условиях Белого моря, картосхемы распреде­ ления ламинариевых водорос­ лей в прибрежной зоне Мур- мана, промысловое пособие по методике поиска скопле­ ний и ведения лова северной креветки, а также записку «Дальрыбы» с исходными дан­ ными для расчета электроза- градительных полей для ло­ сосевых рыб. В этом году мы должны внедрить обоснование к созданию и эксплуатации на акватории губы Дальнезе­ ленецкой опытно-промыш- ленной водорослевой фермы. Думаем, что наши связи с ВРПО «Севрыба», в частности «Севрыбпромразведкой», «Сев- техрыбпромом», «Архангельск- рыбпромом», будут расши­ ряться и крепнуть. За последний год особенно заметна позитивная поступа­ тельная деятельность институ­ та по укреплению отношений не только с промышленными предприятиями ВРПО «Севры­ ба», но и ПИНРО, «Арктик- морнефтегазразведкой» и «Гидропроектом» на хоздо­ говорной основе. Объем этих работ увеличился в десять раз. Г. МАТИШОВ, директор Мурманского морского биологического института Кольского фи­ лиала АН СССР, доктор географических наук. пос. Дальние Зеленцы. 1. КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ Мурманский ордена Ле­ нина морской рыбный порт успешно справился с про­ граммой десяти месяцев. Десятки тысяч тонн рыбо­ продукции перегружены сверх плана. Флотам сэко­ номлено свыше трех тысяч судо-часов. На полтора про­ цента выше плановой подня­ лась производительность труда. «В рост» идут и мно­ гие другие показатели пор­ та, свидетельствующие о больших возможностях ор­ деноносного коллектива. Но есть и другие цифры, гово­ рящие о том, что эти воз­ можности реализуются да­ леко не полностью. Особенно неблагополучно обстоит дело с текучестью кадров. Три года назад в порту сменялась треть лич­ ного состава, сейчас трудо­ вые книжки забирает из от­ дела кадров каждый чет­ вертый. Прогресс заметный, но это — слабое утешение, поскольку, будем откровен­ ны, рыбный порт все еще можно сравнивать с проход­ ным двором. Одни тянутся за длинным северным руб­ лем, но скоро понимают, что его «за так» не платят, другие рвутся на флот, да временно, «до лучших вре­ мен» осели в порту, третьи — перелетные птицы, не знающие своего гнезда, че­ твертые — те, от которых неоднократно избавлялись с соответствующей записью в трудовой... Конечно, уходят и хоре- и т е специалисты, которых не устраивает «рваный» — Актуальная тема : дисциплина Т Р У Д Н Ы ритм работы, обусловлен­ ный спецификой производст­ ва, а порой и нечеткой ор­ ганизацией труда. Естест­ венно, я веду речь о тех двадцати пяти процентах личного состава, которые покидают производство, по­ скольку тяга к перемене мест не затрагивает костяк, кадровых рабочих, душой прикипевших к любимому делу, к трудным родным причалам. А таких — боль­ шинство. Не уходят, к при­ меру, докеры из бригад Н. Н. Лучанинова, Н. И. Омельченко. Наоборот, счи­ тают за чееть попасть в эти коллективы. И все же... Высокая те­ кучесть кадров влечет за собой рост нарушений тру­ довой и производственной дисциплины, а нарушения, в свою очередь, ведут к до­ полнительным миграциям. Как остановить этот «перпе­ туум-мобиле», как разор­ вать порочный круг? Адми­ нистрация, коммунисты пор­ та, общественные организа­ ции уделяют решению этой проблемы большое вни­ мание. Особенно целена­ правленно эта работа стала вестись в нынешнем году. Система мер, предупрежда­ ющих текучесть кадров, на­ правленных на укрепление трудовой дисциплины, обре­ ла стройность, она рассчи­ тана на перспективу. Прежде всего план орга- низационно-техни ч е с к и х мероприятии охватывает производственные связи и отношения. 2 . ПО М Е С Т У РАБОТЫ Главная задача, стоящая перед нами, — создание благоприятных условий для трудовой деятельности, обе­ спечение фронта работ, при­ менение средств механиза­ ции ручного труда. Только за годы одиннадцатой пяти­ летки в порту введены ■ эксплуатацию два порталь­ ных крана, 116 электропо­ грузчиков, 25 автопогрузчи­ ков, 115 баковых захватов. Во втором районе вошло в эксплуатацию депо электро- автопогрузчиков. Введена технология перегрузки кар­ тонной тары в необвязан- ных пакетах иа суда типа «Карл Либкиехт». Для это­ го разработаны, изготовле­ ны и испытаны специальные гидравлические захваты и прижимы. Внедрены эффективна* технология мойкн трюмош судов, приходящих с промы­ сла в порт, 34 тысячи штуя строп-контейнеров, передви­ жная пневмоустанозка, са- моразгружающаяся стами* для выгрузки рыбы из су­ дов типа ПСТ, мягкие под­ доны для выгрузки мороже­ ной рыбопродукции и мно­ гое другое. Таким образом, численность портовых рабо­ чих, занятых ручным тру­ дом, за два года пятилетки снизилась на сто человек. РЫБНЫЙ мурман 8 декабря 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz