Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Ни один промысловый флот не обходится ныне без «Севрыб- промраээедни». Энипажи судов этого управления ведут научный поиск рыбных скоплений, изго тавливают продукцию, чтобы со всей очевидностью доказать про мысловикам, что их переход в этот район целесообразен. И экипаж БМРТ «Параллакс» работал сейчас над теми же за дачами. Моряки успешно завер шили выполнение рейсового пла на. Но показатели их работы мо гли быть значительно выше, ес ли бы были решены многие ор ганизационные вопросы. Об этом рассказывает консервный мастер траулера, ударник коммунистиче ского труда, один из передовых моряков судна Аленсандр Нико лаевич Леоненко. ------------- Слово — передовику -------------- А ВОЗ Н НЫНЕТАМ --------------- Наука и производство ------------------ Недавно в Мурманском морском биологическом институте прошло заседание ученого совета, на котором, в частности, были рассмотрены вопросы дальнейшего укрепления связей с промышленностью. ОСНОВА-ХОЗДОГОВОР Если говорить о проблемах работы не судах «Севрыб- промразведки», то, на мой взгляд, минувший рейс эки пажа БМРТ «Параллакс» на иболее ■ этом плане показа телен. Мы выходили в море как экипаж перспективной развед ки. А это означало, что на судне — сокращенный штат матросов, поскольку в рейс отправляется больше научных работников. Так уж получилось, что уже в море нам изменили за дание: приказано было рабо тать по плану оперативной разведки. Следовательно, на грузка на экипаж намного возросла. Ведь что такое оператив ная разведка? Надо найти хорошее рыбное скопление, в течение трех суток произвес ти максимальный вылов и выпустить наибольшее коли чество пищевой продукции. Затем оповестить промысло виков, чтобы те шли в этот район. Но пока они не подо шли, мы продолжаем актив ный промысел и выпуск про дукции — ведь у нас тоже план, причем немалый. Подходят промысловые су да — мы отправляемся даль ше в поисках другого косяка. Пока ищем его, драгоценное время уходит, а план остает ся. На новом месте все по вторяется. Но если моряки из порте уходят с одним заданием, а в рейсе получают другое, то все значительно осложняется, как я говорил, из-за сокра- щенности штата. Итак, проблема первая: как решить вопрос неизменности рейсовых заданий? Далее. Раз на судне идет научный поиск рыбы, следо вательно, ученым нужно по стоянно производить замеры глубины, солености моря, его температурного режима и т. д. Но для проведения этих замеров необходимо, чтобы судно лежало в дрейфе. А время-то идет, а план оста ется, ведь бывает так, что це лые сутки ничего (в смысле продукции) не делаем. Но без «науки» нельзя обнару жить рыбные концентрации. Выход мне видится в боль шей согласованности капита не» с начальником промысла, м том, чтобы дать возмож ность экипажу подольше по быть а районе облова. Снова вернусь к проблеме нехватки людей. Для того чтобы обеспечить выпуск планового количества продук ции, мы создаем комплексные смены, приглашаем людей на подвахты. Только ведь это, как говорится, не от хорошей жизни. К тому же наше суд но — вроде «перевалочной базы»: что ни рейс, новью ребята. Начинаем их учить. Только научим — уходят на суда загранплавания. Естест венно, от этого страдает и количество, и качество про дукции. И дело не только в том, что новички не сразу становятся хорошими матро сами. Не менее важен пси хологический климат в- кол лективе: когда люди сработа лись, когда хорошо знают друг друга, намного легче и жить, и трудиться. Но тут и еще одна неувяз ка. Если судно отправляется в перспективную разведку, то в рейс идет один консервный мастер. Вот и пришлось нам, когда изменилось задание, просить помощи у механика- наладчика В. М. Муравицко- го. Он согласился выходить после своего рабочего дня во вторую смену, чтобы закаты вать пресервы. Только, я счи таю, что это не выход, ведь наутро механика-наладчика ждет немалый объем работы на рыбофабрике, где механиз мов много и все ему необхо димо беречь. Думается, независимо от рейсового задания надо включать в штат судна по мощника консервного масте ра. И еще одна, очень серьез ная проблема. У комсостава судов «Севрыбпромразведки» нет материальной заинтересо ванности в максимальном вы пуске продукции, в улучшении качества ее. Дело в том, что разница в сумме, которую получают за сданную продук цию наши командиры и ком состав промысловых судов, аесьма ощутима: у наших она составляет всего лишь 30 про центов от сдельных расценок для моряков промысловых судов, у рядового состава — половину. И получается, что камбуз ник, который видит рыбу, лишь когда варит из нее уху, получает 150 рублей, напри мер, а я полностью отвечая за количество и качество пре сервов (100-процентная сер тификация!) — лишь 50 руб лей. Такая система материальной заинтересованности (я бы сказал, безьштересности) ни а коей мере не влияет ни на повышение производительно сти труда, ни на увеличение выпуска рыбных товаров. Помню «Рыбный Мурман» («РМ», № 32 от 12 августа 1983 г.) писал о проблемах, связанных с комплектацией экипажей «Севрыбпромразвед ки», говорилось а статье и о несовершенстве системы оп латы труда наших моряков, о нерешенных вопросах снаб жения. Прошло четыре меся ца. Но, к сожалению, изме нений каких-либо не видно. Как говорится, воз и ныне там. Только ведь этот «воз» ложится тяжелым бременем на моряков, а в итоге — флот недополучает продукцию. А. ЛЕОНЕНКО, консервный мастер БМРТ «Параллакс» управления «Севрыбпромразведка». В ЧЕСТЬ СЛАВНОЙ ДАТЫ Сетевязалыцицы укруп ненных комплексных бригад тралового участка фабрики орудий лова, возглавляемые Н. М. Козицыной и Г. В. Ха- мицкой, решили в будущем году работать под девизом «40-летию Победы в Совет ском Заполярье — до сто й н ую встречу!» На общем собрании кол лектива предприятия были защищены и приняты социа листические обязательства на 1984 год. Труженики фабрики дали слово выпол нить директивное задание четырех лет пятилетки по выпуску товарной продукции к 19 октября—-дню разгро ма фашистских войск в За полярье — и сверх плана изготовить изделий на 150 тысяч рублей. Предусмотрено дальней шее развитие бригадных форм, внедрение одной се тесшивальной и двух пере моточных машин, сокраще ние потерь рабочего време ни. За счет выполнения этих мероприятий намечено повысить производительность труда на один процент. Решено также сэкономить 10 тысяч киловатт-часов электроэнергии, 110 гигака лорий тепла, дать 200 ты сяч рублей условного эконо мического эффекта от внед рения рационализаторских предложений и изобретений. О. НАДЕИН. Бюро Мурманского гор кома КПСС и исполком го родского Совета народных депутатов одобрили инициа тиву фабрики орудий лова, а также других коллективов по развертыванию социали стического соревнования в честь 40-летия победы в Со ветском Заполярье. В настоящее время мы ак тивно подключились к разра ботке водорослевой пробле мы. В прибрежной зоне Ба ренцева и Белого морей, под верженной приливным тече ниям, распространены зарос ли водорослей — макрофитов (ламинарии, фукуса). Продол жая уточнять ареалы водорос лей, оценивая их запасы для промысла, институт намерен и дальше совершенствовать био технику и научные основы культивирования ламинарии сахаристой. Первые опыты на искусственных субстратах в губе Дапьнезеленецкой по казали, что урожай морской капусты (до 100 тонн с гекта ра) можно получать на вто рой год ее выращивания. Летом текущего года в гу бе Дальнезеленецкой объеди нением «Мурманрыбпром» соз дана для нас опытно-промыш ленная водорослевая ферма. В условиях этой плантации предстоит изучить суточную и сезонную динамику продукции, процессы дыхания и фотосин теза, другие особенности жиз ненного цикла водорослей. Выращивание ламинарии в ка честве рассады, поиск путей ускорения ее роста позволяют обосновать методику разведе ния морской капусты на план тациях Мурманского побере жья. Как никогда ранее, тесными стали наши отношения с ВРПО «Сезрыба». Из разрабо ток института, внедренных за последние два года на пред приятиях объединения, хоте лось бы назвать инструкцию по биотехнике культивирова ния ламинарии в двухгодич ном цикле в условиях Белого моря, картосхемы распреде ления ламинариевых водорос лей в прибрежной зоне Мур- мана, промысловое пособие по методике поиска скопле ний и ведения лова северной креветки, а также записку «Дальрыбы» с исходными дан ными для расчета электроза- градительных полей для ло сосевых рыб. В этом году мы должны внедрить обоснование к созданию и эксплуатации на акватории губы Дальнезе ленецкой опытно-промыш- ленной водорослевой фермы. Думаем, что наши связи с ВРПО «Севрыба», в частности «Севрыбпромразведкой», «Сев- техрыбпромом», «Архангельск- рыбпромом», будут расши ряться и крепнуть. За последний год особенно заметна позитивная поступа тельная деятельность институ та по укреплению отношений не только с промышленными предприятиями ВРПО «Севры ба», но и ПИНРО, «Арктик- морнефтегазразведкой» и «Гидропроектом» на хоздо говорной основе. Объем этих работ увеличился в десять раз. Г. МАТИШОВ, директор Мурманского морского биологического института Кольского фи лиала АН СССР, доктор географических наук. пос. Дальние Зеленцы. 1. КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ Мурманский ордена Ле нина морской рыбный порт успешно справился с про граммой десяти месяцев. Десятки тысяч тонн рыбо продукции перегружены сверх плана. Флотам сэко номлено свыше трех тысяч судо-часов. На полтора про цента выше плановой подня лась производительность труда. «В рост» идут и мно гие другие показатели пор та, свидетельствующие о больших возможностях ор деноносного коллектива. Но есть и другие цифры, гово рящие о том, что эти воз можности реализуются да леко не полностью. Особенно неблагополучно обстоит дело с текучестью кадров. Три года назад в порту сменялась треть лич ного состава, сейчас трудо вые книжки забирает из от дела кадров каждый чет вертый. Прогресс заметный, но это — слабое утешение, поскольку, будем откровен ны, рыбный порт все еще можно сравнивать с проход ным двором. Одни тянутся за длинным северным руб лем, но скоро понимают, что его «за так» не платят, другие рвутся на флот, да временно, «до лучших вре мен» осели в порту, третьи — перелетные птицы, не знающие своего гнезда, че твертые — те, от которых неоднократно избавлялись с соответствующей записью в трудовой... Конечно, уходят и хоре- и т е специалисты, которых не устраивает «рваный» — Актуальная тема : дисциплина Т Р У Д Н Ы ритм работы, обусловлен ный спецификой производст ва, а порой и нечеткой ор ганизацией труда. Естест венно, я веду речь о тех двадцати пяти процентах личного состава, которые покидают производство, по скольку тяга к перемене мест не затрагивает костяк, кадровых рабочих, душой прикипевших к любимому делу, к трудным родным причалам. А таких — боль шинство. Не уходят, к при меру, докеры из бригад Н. Н. Лучанинова, Н. И. Омельченко. Наоборот, счи тают за чееть попасть в эти коллективы. И все же... Высокая те кучесть кадров влечет за собой рост нарушений тру довой и производственной дисциплины, а нарушения, в свою очередь, ведут к до полнительным миграциям. Как остановить этот «перпе туум-мобиле», как разор вать порочный круг? Адми нистрация, коммунисты пор та, общественные организа ции уделяют решению этой проблемы большое вни мание. Особенно целена правленно эта работа стала вестись в нынешнем году. Система мер, предупрежда ющих текучесть кадров, на правленных на укрепление трудовой дисциплины, обре ла стройность, она рассчи тана на перспективу. Прежде всего план орга- низационно-техни ч е с к и х мероприятии охватывает производственные связи и отношения. 2 . ПО М Е С Т У РАБОТЫ Главная задача, стоящая перед нами, — создание благоприятных условий для трудовой деятельности, обе спечение фронта работ, при менение средств механиза ции ручного труда. Только за годы одиннадцатой пяти летки в порту введены ■ эксплуатацию два порталь ных крана, 116 электропо грузчиков, 25 автопогрузчи ков, 115 баковых захватов. Во втором районе вошло в эксплуатацию депо электро- автопогрузчиков. Введена технология перегрузки кар тонной тары в необвязан- ных пакетах иа суда типа «Карл Либкиехт». Для это го разработаны, изготовле ны и испытаны специальные гидравлические захваты и прижимы. Внедрены эффективна* технология мойкн трюмош судов, приходящих с промы сла в порт, 34 тысячи штуя строп-контейнеров, передви жная пневмоустанозка, са- моразгружающаяся стами* для выгрузки рыбы из су дов типа ПСТ, мягкие под доны для выгрузки мороже ной рыбопродукции и мно гое другое. Таким образом, численность портовых рабо чих, занятых ручным тру дом, за два года пятилетки снизилась на сто человек. РЫБНЫЙ мурман 8 декабря 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz