Рыбный Мурман. 1983 г. Август.
• НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОАНОЙ • а~ Площадь Мужества — трудно подыскать другое название для новой площади Североморска, сто лицы Краснознаменного Северного флота. Это не просто элемент городской планировки. Это ме сто, где скрестились пути прославленных неувя дающими военными подвигами видов оружия. Их было множество — кораблей, субмарин, са молетов с героическими биографиями, что были бы достойны украсить собой площадь с гордым названием. Но далеко не всех пощадила война. Длинны . скорбные списки погибших в огненной схватке. И тем радостнее видеть сегодня суда- ветераны, что сумели пронести сквозь все бои славу непобедимых. На вечной стоянке у причала площади застыла знаменитая подводная лодка «К-21» Героя Совет ского Союза Николая Лунина, на счету которой семнадцать одержанных побед. НевдаЛеке, слов но на гребне яростной волны, застыл открывший боевой счет катерников-североморцев «ТКА-12», с которым связаны имена дважды Героя Совет ского Союза Александра Шабалина и Героя Со ветского Союза Георгия Паламарчука. А у под ножия сопок звмер столь грозный для фашист ских моряков самолет-торпедоносец Ил-4. Это место называется площадью Мужестза. Более точного названия для него не найти. ХРОНИКА ПОДВИГА 1943 год, август 1 августа. Д осрочно на пять месяцев выполнил^ годовые задания вылова рыбы экипажи траулеров В. С. Земского, Г. С. Попова, Г. С. Форощ ука, 3 августа. Вражеской авиа цией потоплен мурманский рыболовный траулер «Краб». $ августа. Освобождены от немецко - фашистских захват чиков Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был дан салют — первый за время Великой Отечествен ной войны. 8 августа. У города Д о р о гобужа Смоленской области закрыл своим телом амбразу ру вражеского дзота, повто рив подвиг Александра Мат росова, выпускник М урманско го рыбопромышленного техни кума, командир взвода, раз ведчик 437-го стрелкового полка 154-й стрелковой ди- зизии А. В. Чуйков. Посмерт но награжден орденом Отече ственной войны II степени. 10 августа. Областной коми тет партии принял постанов ление о восстановлении пер вой очереди комбината «Апа тит» и утвердил мероприятия по укреплению рудной базы комбината «Североникель». Предусматривалось восста новить к 1 мая 1944 года руд ник и обогатительную фаб рику комбината «Апатит» и за консервированный рудник «Североникеля». 13 августа. Молодежь Но восибирской области переда ла Северному флоту построен ную на собранные ею средст ва (6,6 миллиона рублей) под водную лодку М-107 «Новоси бирский комсомолец». 15 августа. Партизанский от ряд «Большевик», действовав ший на Кандалакшском направ лении, в одном бою уничто жил 52 гитлеровца. 19 августа. Бюро Кировско го РК ВКП (б) утвердило мероприятия по восстановле нию комбината «Апатит». Хо зяйственные руководители города обязывались возвра тить на предприятие рабочих, трудившихся ранее на добыче камня плодородия. Заказы «Апатита» всеми предприятия ми должны были выполняться в первую очередь. 10 августа. На 300 процен тов выполнили годовой план добычи рыбы рыбаки колхоза «Искра» Саамского района: при задании 80 тонн добыли 245 тонн. + Погиб под Курском м ур манский журналист и позт Константин Яковлевич Бельхии (1912— 1943). С 1942 года он работал корреспондентом «Красной Звезды». О его по следних днях рассказывал во второй книге «В редакцию не вернулся» советский писатель Павел Трояновский. 24 августа. За героические подвиги, совершенные при защите Советского Заполярья, звание Героя Советского Со юза присвоено летчику 7-й воздушной армии 19-го гвар дейского истребительного авиаполка гвардии капитану К. Г. Фомченкову. 25 августа. М урманский тра ловый флот выполнил годовой план добычи рыбы: при зада нии 200 тысяч центнеров вы ловлено 327 тысяч центнеров. 27 августа. Областной ком и тет партии обязал руководи телей предприятий, учреж дений, воинских, партийных, советских и комсомольских ор ганизаций в двухдневный срок освободить учителей от работы не по специальности и направить их в распоряже ние облоно для использования в системе народного образо вания. 28 августа. Подводная лодка Северного флота потопила в северных водах фашистскую подводную лодку И-639. 31 августа. Областной коми тет ВЛКСМ подвел итоги по мощи фронту молодежи обла сти за два года войны. Обла стная комсомольская органи зация за это время направи ла на фронт 13000 лучших своих представителей. Тысячи комсомольцев напряженно и настойчиво трудились в тылу, стали донорами, участвовали в сборе средств в фонд Красной Армии; более 5500 членов ВЛКСМ строили оборонитель ные сооружения. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ФЛОТА ПЕРВЫЕ СУБМАРИНЫ 1 и ю н я 1933 года бы л по д писан п р и н а з о со зд а н и и С еверной военной ф л оти л и и , а у ж е 5 а в гу с та в К о л ь с ки й зал ив п р и ш л и пе ра ы е боевы е кор а б л и : 2 эс м и н ц а , 2 по д л од ки и 2 с т о р о ж е в ы х кор а б л я . О н и с о ве р ш и л и пе ре хо д п о т о л ь к о ч то п о стр о е н н о м у Б е л о м о р г-Б а л тн й сн о м у ка н а л у . Впереди бы л а н а п р я ж е н н а я боевая учеб а, осво е ние с е ве р н о го в о е н н о -м о р с ко го те атр а . Потом — ж е с т о ки е с х в а т к и с ф аш и ста м и... П отом се ве р о м о р ц ы о сво ил и н о в у ю за м е ч а те л ьн ую т е х н и к у , м ощ ны е по д вод ны е атом о ход ы д о ш л и д о С еверного п о л ю са, о бош л и в о к р у г света. Но все это бы л о по том ... П ЕРВЫЕ русские подвод ные лодки появились в высоких широтах в годы пер вой мировой войны. Создавая флотилию Северного Ледови того океана в разгар боевых действий, царское правитель ство было вынуждено пере брасывать для нее корабли с других м орских театров, заку пать за границей. К осени 1917 года на флотилии нахо дились линкор «Чесма», крей сер «Варяг», 2 миноносца, различные вспомогательные суда. Был создан и дивизион подводных лодок особого на значения под командой стар шего лейтенанта И. И. Ризнича. В дивизион входило до 4-х подлодок: № 1, № 2, «Дель фин» и «Святой Георгий». Подводные лодки № 1 и № 2 водоизмещением менее 50 тонн были построены в 1913 году на стапелях Нев ского завода в Петербурге и предназначались в основном для береговой обороны. Естественно, что на таких подлодках было трудно вы хо дить в открытое море, не то что воевать в полярных во дах, Судьба их оказалась не завидной. Более пр и м е чате л ьн а и с то р и я под вод ной л о д ки «Д ель ф ин», ко то р а я я в ил а сь пе рвы м под вод ны м нораблем р у с с ко го ф лота, п р а к т и ч е с к и п р и го д н ы м для боевого и с п о л ьзо в а н и я . «Д ельф ин», н а зы в а в ш и й с я вначале « м и н о н о се ц № 113», затем «...№ 150», бы л с п у щ е н на воду в 1903 го д у на Бал ти й с ко м заводе. Л од на вобрала в себя все л учш ее, что им ел ось на то т м ом ент в м и р о в о м кор а б л е стр о е н и и . «Дельф ин» имел 136 то нн по д во д н ого вод оизм ещ е ния и м ог п о гр у ж а т ь с я на 50 м е тров. Д а л ь н о сть пл а ва н и я под б ен зи но в ы м м отором д о с ти гала 250 м ил ь, а ' под водой, с п о м о щ ью эл е нтр о м о то ро в , до 30 м иль. «Д ельф ин» им ел два т о р п е д н ы х а п п а р а та и п ул е м еты , им елся и п е р и с ко п . К о н с т р у кт и в н ы е р еш ен ия, за л о ж е н н ы е п р и п р о е кт и р о в а н и и «Д ельф ина», по л о ж и л и о с н о в у для со зд а ни я « р у с с ко го типа» п о д в о д н ы х л о д о к, р а з в ив ав ш е го ся в п л о ть до 1916 года. С началом русско-японской войны несколько русских под водный лодок, в том числе «Дельфин», были переброше ны на Дальний Восток. К ороткую , но яркую жизнь прожила и четвертая подлод ка флотилии — «Святой Ге оргий». Ей было суждено стать первым советским под водным кораблем на Ледови том океане. В 1916 году русское прави тельство закупило подводную лодку «Ф-1», построенную в Италии фирмой «Флат Сан- Дж ордж ио». Вполне современ ная для своего времени под водная лодка имела подвод ное водоизмещение 382 тонны, длину 45 метров. Под двумя дизелями лодка могла прой ти до 1600 миль в надводном положении со скоростью до 16 узлов. На глубине 40 мет ров лодка могла пройти 85 миль четырехузловым ходом. Вооружение составляли 2 торпедных аппарата и 75-мм орудие. 28 февраля 1917 года для приемки лодки из Романова- на-Мурмане (ныне М урманск) в Италию на пароходе «Ос ло» направилась команда из 12 человек во главе со стар шим лейтенантом И. И. Риз ничем. 5 июня 1917 года под име нем «Святой Георгий» под водная лодка была зачирлена в списки русского флота. А 13 июня она вышла в свой беспримерный поход через охваченные боевыми действи ями Средиземное море, Ат лантику, Ледовитый океан. 9 сентября 1917 года А р хангельск торжественно встре чал маленький отважный эки паж, сумевший благополучно провести свой корабль мар шрутом в пять тысяч морских миль. Э к и п а ж «С вятого Ге ор гия» а кт и в н о участв о ва л в р ево л ю ц и о н н ы х с о б ы ти я х на Се вере. К о гд а л етом 1918 года в А р х а н ге л ь с ке вы са д и л и сь и н т е р в е н ты , э к и п а ж , в ы по л н яя р еш е н и е совета но м иссар о в ф л оти л и и , повел свой кор а б л ь в в е р х по С еверной Д вине . Од н а к о в 27 ки л о м е тр а х о т го р о д а н о в ы й ко м а н д и р « С вято го Г е о р ги я» у го в о р и л ко м а н д у с у д н а , б у кс и р о в а в ш е го л о д ку, п о в е р н у т ь о б р а тн о . Д е сять п о д в о д н и ко в во гл а ве с Го- б о в с ки м В. И. о т ка за л и с ь у ч а с тв о в а ть в пр ед а те л ьстве и п о к и н у л и ко р а б л ь , в с т у п и » в ряд ы К р а сн о й р е ч н о й в о е н н о й ф л отил ии. О ста вш ие ся на л о д ке м о р я ки все ж е з а то п и л и п о д л о д ку на о тм е л и , н е см о тр я на с о п р о т и в л е ние ко м а н д и р а . 20 ф евраля 1920 го д а к р а с н о а р м е й с ки е части 6-й а р м и и в с т у п и л и в А р х а н ге л ь с к. Пе р ед эти м в городе в с п ы х н у л о в о с ста н и е р а б о ч и х и м а тр о со в. В о сставш и е о сво б о д ил и из тю р е м п о л и т и ч е с к и х з а к л ю ч е н н ы х , в с ту п и л и в бой с о с т а т ка м и б е л о гв а р д е й с ки х в о й с к и п о м еш а л и им у в е с ти ко р а б ли и суд а, н а хо д и в ш и е с я в . А р х а н ге л ь с ке , в то м ч и с ле л и н к о р «Чесм а», м и н о н о с ц ы , л е д о ко л «С вято гор » , п о д л о д к у «С вятой Ге ор ги й » . П о д в о д н ую л о д ку в о сста н о вил и и на зв а л и « К о м м у н а р » , о д н а ко р а зр у х а , о т с у т с т в и е ср ед ств и и зн о ш е н н о с ть м е х а ни зм о в не по зво л ил и в даль нейш ем и сп о л ьзо в а ть ее на Севере, и она бы ла и с н л ю ч е н а из с п и с к о в К р а сн о го Ф л о та . Новый этап в истории под водных сил в Заполярье на- ■ч ступил через много лет, ко г да в 1933 году в Кольский залив пришли три советские подводные лодки: Д-1 «Д е кабрист», Д -2 «Народоволец» и Д-3 «Красногвардеец». Они были спроектированы и по строены советскими инжене рами из совэтских материа лов и на советских заводах. Но мы не забываем и о тех подлодках, которые были пер выми в студеных полярных глубинах. Имя «Дельфина» носила до войны прославленная «Щ-309», ставшая гвардейской в 1942 году. А своеобразный рекорд дальности «Святого Георгия» был побит советскими подвод никами только в 1943 году, когда группа тихоокеанских подлодок совершила переход через Тихий океан, Панамский канал и Атлантику в Поляр ное для усиления Северного флота. Сейчас на боевых постах со ветских атомных ракетоносцев несут свою боевую вахту пр о должатели героических дел русских подводников и геро ев - североморцев. Ракетно- ядерный щит и меч Родины — а надежных руках! Д. КУДЛО, инженер-кораблестроитель. г. Л е н и н г р а д . 5 августа 1383года а рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz