Рыбный Мурман. 1983 г. Август.
• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • — Привет, Дима! Как дела? — Полный порядок, Ива ныч. В 1982 году получил знак «За безаварийную ра боту» в течение пяти лет. — Ну что ж, молодец! Так держать! — сказал Владимир Иванович. Никишин для него остал ся просто Димой, хотя про шли годы и бывший подо- печкъ:й стал главным меха ником большого автоном н о е траулера «Александр Торцев». Владимир Иванович Или- ков, наставник Никишина, тоже в прошлом году был награжден знаком «За без аварийную работу», но — в течение 20 лет. Так что Дмитрию Марковичу Ники шину было и есть с кого брать пример. Безаварийная работа. Легко ли это? ...Однажды на ВАТ «Александр Торцев» у глав ного двигателя вышла из строя трубка топливного насоса. Тугой струей брыз нуло дизельное топливо. Ситуация была крайне опасной: достаточно попасть топливу на сильно нагре тые детали двигателя — и пожара не миновать. А ведь нет ничего страшнее на судне, чем пожар, да еще в открытом море. Молодой, неопытный ме ханик О. Ткаченко получил сообщение от моториста о разгерметизации топливо провода высокого давления и... Надо было немедленно поставить в известность вахтенного штурмана о по вреждении и о том, что не обходима срочная остановка правого главного двигате ля. Одновременно нужно было отсечными клапанами быстро ликвидировать топ ливный фонтан. Вместо этого Ткаченко принялся вызывать главного механика. Конечно же, Дмитрий Маркович, придя в машинное отделение, быст ро устранил опасную ситуа цию. — Опыт — дело нажив ное, Олег, — уже спокойно и как-то по-будничному промолвил «главный» после того, как злополучная труб ка была заменена и двига тель был включен в работу. Пестов знал, что форси рованные двигатели на БАТах очень чувствитель ны к температурному режи му. И раз прекратилось их охлаждение, значит, резко изменился температурный режим, а следовательно, могут образоваться трещи ны в крышках и втулках цилиндров. Такое не раз случалось на судах. Размышлять было неко гда, советоваться тоже. К тому же ночь, все спят, главный механик тоже. И кие действия на случай то го или иного повреждения. И требует, чтобы механики таким же образом обучали мотористов. Не всем, ко нечно, нравится такая тре бовательность главного ме ханика, как и е.му когда-то не нравилась «придирчи вость» наставника. Но Дмитрий Маркович до сих пор с благодарностью, глубоким уважением вспо минает Владимира Ивано вича Иликова, под руковод ством которого работал чет- з тш сто « ш р и я »! — А вообще-то Олег — хороший, работящий парень, просто растерялся немного, — вспоминая об этом слу чае, рассказывал Дмитрий Маркович. Никишин и сам еще как старший механик довольно молод — в этой должности он работает с 1975 года. Но моряки успели оценить и трудолюбие молодого «деда», и ответственность его за дело. И именно эти, главные, по его мнению, черты характера человека Дмитрий Маркович стре мится воспитать у своих помощников. ...Неожиданно обесточи-^ лась секция питания насо-* сов опреснительной уста новки. Вахту в централь ном посту управления нес второй механик В. Н. Пес тов. И быть бы большим неприятностям, если бы не опыт и оперативность вах тенного механика, а иными словами — если бы не на ука Дмитрия Марковича. Пестов быстро переключил клапаны и перевел систему охлаждения двигателей на штатные холодильники. Опасность миновала. ...Бывали в практике Пе- стова и другие непростые, испытывающие профессио нальные и человеческие к а чества специалиста на проч ность ситуации, когда ему на ум невольно приходили уроки Никишина. Профессиональное мас терство не выдается с дип ломом учебного заведения. Оно приобретается во время технической и командир ской учебы, на курсах по вышения квалификации. Но особенно большую помощь молодому специалисту ока зывают наставники. Дмитрий Маркович Ни кишин на техучебе с каж дым механиком подробно разбирает возможные неис правности механизмов, а потом вместе с подопечны ми отрабатывает в машин ном отделении практичес вертым механиком на ППР «Ван Дейк»: «Жесткий, въедливый, безмерно требо вательный, но справедли вый. У него даже отъявлен ный лентяй будет работать», — говорит Никишин о свсем учителе. -Но для того, чтобы нас тавничество давало добрые плоды, а в конечном счете для того, чтобы исключить аварийность, считает Дмит рий Маркович, нужно по стоянство экипажа и осо бенно машинной команды. Перебрйска специалистов с «Алтаев» на «Горизонты» и наоборот ни к чему хоро шему не приводит: закреп ление экипажей за капита нами, а не за судами не только отрицательно сказы вается на техническом со стоянии последних, но и па губно влияет на психологию людей, порождая безответ ственность, бесхозяйствен ность. Отсюда же — пря мая дорога к авариям. Вот и на ВАТ «Алек — сандр Торцев» в прошлом году чуть не случилась бе да, когда полностью сме нили экипаж. В первый же месяц работы произошло повреждение муфты «Вул кан», неисправности в ре гуляторе главного двига теля создали предаварийное состояние «разноса». Кроме того, выявились разные тех нические неисправности в опреснительных установках и ваерных лебедках. Из-за этого ухудшилось водоснаб жение судна, нарушился ритм промысловой работы. И только когда на судно прибыл старший механик, работавший в предыдущем рейсе, предаварийную ситу ацию ликвидировали. Казалось бы, невелика важность — санитарное со стояние машинного отделе ния, но оно весьма сущест венно отражается на техни ческом состоянии судна, не редко именно из-за нару шения санитарного состоя ния происходят аварии. А ведь в последнее время очень часто капитаны, на водя внешний . лоск, всю краску используют для ос вежения корпуса траулера, а машинные отделения у та ких руководителей больше походят на мрачные подзе мелья. Хотя всем на флоте известно, что копоть и во обще загрязнения приводи ли к пожарам в машинных отделениях. Но у старшего механика коммуниста Никишина в этом плане полный порядок. Почти двадцатилетний опыт работы и добросовестность помогли Дмитрию Маркови чу стать авторитетным спе циалистом, для которого аварий не существует. А. ГРИШАНИН, ведущий инженер ЦПКТБ. 5 августа 1S83 года РЕМОНТ «НА ГЛАЗОК»? С каждым годом техника на судах все сложней и слож ней, и обслуживать ее ста новится очень трудно. Рас считывать на конструктивную надежность механизмов не приходится. Поэтому нужны контроль, умение ликвиди ровать последствия отказов судовой техники. В против ном случае — авария. М но го бед пережил М ур манский траловый флот, осва ивая так называемые тонко стенные вкладыши с м ного слойной заливкой, которые установлены на двигателях промыслозых судов. М учи лись на траулерах типа «Ал тай», СРТ-м, СТР и теперь вот — в «Мурманрыбпроме» на БМРТ типа «Иван Бочков». А виной всему — не совсем грамотная эксплуатация этих механизмов. И вот примеры. На ППР «Франс Галс» более трех месяцев ждали поступления коленчатых валов. Обошлись они флоту в 100 тысяч рублей, а во время обкатки двигате ля после ремонта произошел чрезмерный износ шеек этих коленчатых валов. Оказалось, что не следили здесь за си стемой смазки (картера) и масляной системы. И на СТР «Светлоград» бы ли повреждены рамовые шей ки коленчатого вала из-за на рушения режима обкатки. За несколько часов работы но вые поршневые кольца были иэно 1 иены до предела! Ча стицы металла попали в си стему смазки. Масляный фильтр собрали неверно, и масло не очищалось. А ведь поверхность тонкостенных вкладышей м ож но повредить ногтем! П р ив е д у два с х о д н ы х а ва р и й н ы х сл у ч а я на р а з н ы х с у д а х из-за о д и н а ко в о н е в е р н ы х д е й ств и й м е х а н и ко в . П одплав- ление п о д ш и п н и к о в пр ивел о к за д и р у ш е е к ко л е н ч а то го вала на БМ Р Т « А л е кса н д р Б орисов» у п р а в л е н и я «Сев- р ы б п р о м р а зв е д ка » и БМ РТ «М ихаи л К в а с н и ко в » о б ъ е д и н е ния « М у р м а н р ы б п р о м » Оба с т а р ш и х м е х а н и ка — В. 3. К ар- та у с и Н. Н» Ш а ти л о в — не им ея м е р и те л ьн о го и н с т р у м е н та (м и кр о м е т р и ч е с ко й с ко б ы ), «на гл азои» р е ш и л и у с т р а н и т ь за д ир ы р у ч н ы м за л и л и - аанием. Р а зум е е тся, т а ко й «рем онт» ещ е б ол ьш е о с л о ж нил дело. Н едавно на БМ Р Т « М ихаи л Е л ь ки н » о б ъ е д и н е н и я « М у р - м анры бпрога» пр о см о тр е л и у т е ч к у м асла из д в и га те л я . В р е зул ьта те , ко н е ч н о ж е , п о вр е ж д е н и е ко л е н ч а то го ва ла. А дело бы л о т а к : о б р а зо валась тр е щ и н а на одном из ги б к и х ш л а н го в м а сл ян о й с и с те м ы и ср аб о та л а а в а р и й н а я с и гн а л и за ц и я . В а х те н н ы й м еха н и к Я н о в с ки й бы л в это вре мя на обеде, а в а х т е н н ы й м о т о р и с т работал в соседнем по м е щ е н и и . С та р ш е го м еха н и к а Р у д е н ко вообщ е на с у д не не бы ло. С лесарь п о р е м о н т у т е х н о л о ги ч е с ко го о б о р у д о в а н и я , на х о д и в ш и й с я в « м а ш и н е» , о т- н л ю ч и л з в у к о в у ю с и гн а л и з а ц и ю и пош ел р а з ы с ки в а т ь в а х те н н о го м е х а н и ка . П ока д л и л и сь п о и с ки , д в и га те л ь работал без м асла. И ко гд а п р о и зо ш л о з а кл и н и в а н и е к о л е н ч а то го вала, д в и га те л ь о с та но вил ся. Время и обстоятельства, свя занные с условиями работы (текучесть кадров, уход со «своего» судна), ужесточают требования к судовым специ алистам. Сделать работу тех ники надежной трудно, но необходимо. В. ГОРБУНОВ, заместитель начальника «Сеагосрыбф лот инспекции». Современное рыболовное судно — это сложное инженерное сооружение, осна щенное по последнему слову техники. «Сердце» корабля — машинное отделе ние, силовая и энергетическая уста новки. Чтобы судно двигалось в заданном направлении, чтобы для моряков были со зданы жизненно необходимые условия, . несут вахту механики. От их умения, зна ний, опыта, добросовестности зависят ис- , правность и надежность всего комплекса судовых технических средств, безопасность мореплавания. Всеми этими качествами обладает стар ший механик БМРТ «Леонид Новоспас ский» объединения «Мурманрыбпром» коммунист Николай Иванович Захаров. Снимком передового работника мы от крываем сегодня очередную страничку «За безопасность мореплавания», посвя щенную проблемам грамотной эксплуата ции судовых машин и механизмов. Фото В. КОРЕЦКОГО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz