Рыбный Мурман. 1983 г. Август.

• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • — Привет, Дима! Как дела? — Полный порядок, Ива­ ныч. В 1982 году получил знак «За безаварийную ра­ боту» в течение пяти лет. — Ну что ж, молодец! Так держать! — сказал Владимир Иванович. Никишин для него остал­ ся просто Димой, хотя про­ шли годы и бывший подо- печкъ:й стал главным меха­ ником большого автоном­ н о е траулера «Александр Торцев». Владимир Иванович Или- ков, наставник Никишина, тоже в прошлом году был награжден знаком «За без­ аварийную работу», но — в течение 20 лет. Так что Дмитрию Марковичу Ники­ шину было и есть с кого брать пример. Безаварийная работа. Легко ли это? ...Однажды на ВАТ «Александр Торцев» у глав­ ного двигателя вышла из строя трубка топливного насоса. Тугой струей брыз­ нуло дизельное топливо. Ситуация была крайне опасной: достаточно попасть топливу на сильно нагре­ тые детали двигателя — и пожара не миновать. А ведь нет ничего страшнее на судне, чем пожар, да еще в открытом море. Молодой, неопытный ме­ ханик О. Ткаченко получил сообщение от моториста о разгерметизации топливо­ провода высокого давления и... Надо было немедленно поставить в известность вахтенного штурмана о по­ вреждении и о том, что не­ обходима срочная остановка правого главного двигате­ ля. Одновременно нужно было отсечными клапанами быстро ликвидировать топ­ ливный фонтан. Вместо этого Ткаченко принялся вызывать главного механика. Конечно же, Дмитрий Маркович, придя в машинное отделение, быст­ ро устранил опасную ситуа­ цию. — Опыт — дело нажив­ ное, Олег, — уже спокойно и как-то по-будничному промолвил «главный» после того, как злополучная труб­ ка была заменена и двига­ тель был включен в работу. Пестов знал, что форси­ рованные двигатели на БАТах очень чувствитель­ ны к температурному режи­ му. И раз прекратилось их охлаждение, значит, резко изменился температурный режим, а следовательно, могут образоваться трещи­ ны в крышках и втулках цилиндров. Такое не раз случалось на судах. Размышлять было неко­ гда, советоваться тоже. К тому же ночь, все спят, главный механик тоже. И кие действия на случай то­ го или иного повреждения. И требует, чтобы механики таким же образом обучали мотористов. Не всем, ко­ нечно, нравится такая тре­ бовательность главного ме­ ханика, как и е.му когда-то не нравилась «придирчи­ вость» наставника. Но Дмитрий Маркович до сих пор с благодарностью, глубоким уважением вспо­ минает Владимира Ивано­ вича Иликова, под руковод­ ством которого работал чет- з тш сто « ш р и я »! — А вообще-то Олег — хороший, работящий парень, просто растерялся немного, — вспоминая об этом слу­ чае, рассказывал Дмитрий Маркович. Никишин и сам еще как старший механик довольно молод — в этой должности он работает с 1975 года. Но моряки успели оценить и трудолюбие молодого «деда», и ответственность его за дело. И именно эти, главные, по его мнению, черты характера человека Дмитрий Маркович стре­ мится воспитать у своих помощников. ...Неожиданно обесточи-^ лась секция питания насо-* сов опреснительной уста­ новки. Вахту в централь­ ном посту управления нес второй механик В. Н. Пес­ тов. И быть бы большим неприятностям, если бы не опыт и оперативность вах­ тенного механика, а иными словами — если бы не на­ ука Дмитрия Марковича. Пестов быстро переключил клапаны и перевел систему охлаждения двигателей на штатные холодильники. Опасность миновала. ...Бывали в практике Пе- стова и другие непростые, испытывающие профессио­ нальные и человеческие к а­ чества специалиста на проч­ ность ситуации, когда ему на ум невольно приходили уроки Никишина. Профессиональное мас­ терство не выдается с дип­ ломом учебного заведения. Оно приобретается во время технической и командир­ ской учебы, на курсах по­ вышения квалификации. Но особенно большую помощь молодому специалисту ока­ зывают наставники. Дмитрий Маркович Ни­ кишин на техучебе с каж­ дым механиком подробно разбирает возможные неис­ правности механизмов, а потом вместе с подопечны­ ми отрабатывает в машин­ ном отделении практичес­ вертым механиком на ППР «Ван Дейк»: «Жесткий, въедливый, безмерно требо­ вательный, но справедли­ вый. У него даже отъявлен­ ный лентяй будет работать», — говорит Никишин о свсем учителе. -Но для того, чтобы нас­ тавничество давало добрые плоды, а в конечном счете для того, чтобы исключить аварийность, считает Дмит­ рий Маркович, нужно по­ стоянство экипажа и осо­ бенно машинной команды. Перебрйска специалистов с «Алтаев» на «Горизонты» и наоборот ни к чему хоро­ шему не приводит: закреп­ ление экипажей за капита­ нами, а не за судами не только отрицательно сказы­ вается на техническом со­ стоянии последних, но и па­ губно влияет на психологию людей, порождая безответ­ ственность, бесхозяйствен­ ность. Отсюда же — пря­ мая дорога к авариям. Вот и на ВАТ «Алек­ — сандр Торцев» в прошлом году чуть не случилась бе­ да, когда полностью сме­ нили экипаж. В первый же месяц работы произошло повреждение муфты «Вул­ кан», неисправности в ре­ гуляторе главного двига­ теля создали предаварийное состояние «разноса». Кроме того, выявились разные тех­ нические неисправности в опреснительных установках и ваерных лебедках. Из-за этого ухудшилось водоснаб­ жение судна, нарушился ритм промысловой работы. И только когда на судно прибыл старший механик, работавший в предыдущем рейсе, предаварийную ситу­ ацию ликвидировали. Казалось бы, невелика важность — санитарное со­ стояние машинного отделе­ ния, но оно весьма сущест­ венно отражается на техни­ ческом состоянии судна, не­ редко именно из-за нару­ шения санитарного состоя­ ния происходят аварии. А ведь в последнее время очень часто капитаны, на­ водя внешний . лоск, всю краску используют для ос­ вежения корпуса траулера, а машинные отделения у та­ ких руководителей больше походят на мрачные подзе­ мелья. Хотя всем на флоте известно, что копоть и во­ обще загрязнения приводи­ ли к пожарам в машинных отделениях. Но у старшего механика коммуниста Никишина в этом плане полный порядок. Почти двадцатилетний опыт работы и добросовестность помогли Дмитрию Маркови­ чу стать авторитетным спе­ циалистом, для которого аварий не существует. А. ГРИШАНИН, ведущий инженер ЦПКТБ. 5 августа 1S83 года РЕМОНТ «НА ГЛАЗОК»? С каждым годом техника на судах все сложней и слож ­ ней, и обслуживать ее ста­ новится очень трудно. Рас­ считывать на конструктивную надежность механизмов не приходится. Поэтому нужны контроль, умение ликвиди­ ровать последствия отказов судовой техники. В против­ ном случае — авария. М но го бед пережил М ур­ манский траловый флот, осва­ ивая так называемые тонко­ стенные вкладыши с м ного­ слойной заливкой, которые установлены на двигателях промыслозых судов. М учи­ лись на траулерах типа «Ал­ тай», СРТ-м, СТР и теперь вот — в «Мурманрыбпроме» на БМРТ типа «Иван Бочков». А виной всему — не совсем грамотная эксплуатация этих механизмов. И вот примеры. На ППР «Франс Галс» более трех месяцев ждали поступления коленчатых валов. Обошлись они флоту в 100 тысяч рублей, а во время обкатки двигате­ ля после ремонта произошел чрезмерный износ шеек этих коленчатых валов. Оказалось, что не следили здесь за си­ стемой смазки (картера) и масляной системы. И на СТР «Светлоград» бы­ ли повреждены рамовые шей­ ки коленчатого вала из-за на­ рушения режима обкатки. За несколько часов работы но­ вые поршневые кольца были иэно 1 иены до предела! Ча­ стицы металла попали в си­ стему смазки. Масляный фильтр собрали неверно, и масло не очищалось. А ведь поверхность тонкостенных вкладышей м ож но повредить ногтем! П р ив е д у два с х о д н ы х а ва­ р и й н ы х сл у ч а я на р а з н ы х с у ­ д а х из-за о д и н а ко в о н е в е р н ы х д е й ств и й м е х а н и ко в . П одплав- ление п о д ш и п н и к о в пр ивел о к за д и р у ш е е к ко л е н ч а то го вала на БМ Р Т « А л е кса н д р Б орисов» у п р а в л е н и я «Сев- р ы б п р о м р а зв е д ка » и БМ РТ «М ихаи л К в а с н и ко в » о б ъ е д и ­ н е ния « М у р м а н р ы б п р о м » Оба с т а р ш и х м е х а н и ка — В. 3. К ар- та у с и Н. Н» Ш а ти л о в — не им ея м е р и те л ьн о го и н с т р у м е н ­ та (м и кр о м е т р и ч е с ко й с ко б ы ), «на гл азои» р е ш и л и у с т р а ­ н и т ь за д ир ы р у ч н ы м за л и л и - аанием. Р а зум е е тся, т а ко й «рем онт» ещ е б ол ьш е о с л о ж ­ нил дело. Н едавно на БМ Р Т « М ихаи л Е л ь ки н » о б ъ е д и н е н и я « М у р - м анры бпрога» пр о см о тр е л и у т е ч к у м асла из д в и га те л я . В р е зул ьта те , ко н е ч н о ж е , п о вр е ж д е н и е ко л е н ч а то го ва­ ла. А дело бы л о т а к : о б р а зо ­ валась тр е щ и н а на одном из ги б к и х ш л а н го в м а сл ян о й с и ­ с те м ы и ср аб о та л а а в а р и й н а я с и гн а л и за ц и я . В а х те н н ы й м еха ­ н и к Я н о в с ки й бы л в это вре­ мя на обеде, а в а х т е н н ы й м о­ т о р и с т работал в соседнем по м е щ е н и и . С та р ш е го м еха­ н и к а Р у д е н ко вообщ е на с у д ­ не не бы ло. С лесарь п о р е м о н т у т е х н о ­ л о ги ч е с ко го о б о р у д о в а н и я , на­ х о д и в ш и й с я в « м а ш и н е» , о т- н л ю ч и л з в у к о в у ю с и гн а л и з а ­ ц и ю и пош ел р а з ы с ки в а т ь в а х те н н о го м е х а н и ка . П ока д л и л и сь п о и с ки , д в и га те л ь работал без м асла. И ко гд а п р о и зо ш л о з а кл и н и в а н и е к о ­ л е н ч а то го вала, д в и га те л ь о с­ та но вил ся. Время и обстоятельства, свя­ занные с условиями работы (текучесть кадров, уход со «своего» судна), ужесточают требования к судовым специ­ алистам. Сделать работу тех­ ники надежной трудно, но необходимо. В. ГОРБУНОВ, заместитель начальника «Сеагосрыбф лот инспекции». Современное рыболовное судно — это сложное инженерное сооружение, осна­ щенное по последнему слову техники. «Сердце» корабля — машинное отделе­ ние, силовая и энергетическая уста­ новки. Чтобы судно двигалось в заданном направлении, чтобы для моряков были со­ зданы жизненно необходимые условия, . несут вахту механики. От их умения, зна­ ний, опыта, добросовестности зависят ис- , правность и надежность всего комплекса судовых технических средств, безопасность мореплавания. Всеми этими качествами обладает стар­ ший механик БМРТ «Леонид Новоспас­ ский» объединения «Мурманрыбпром» коммунист Николай Иванович Захаров. Снимком передового работника мы от­ крываем сегодня очередную страничку «За безопасность мореплавания», посвя­ щенную проблемам грамотной эксплуата­ ции судовых машин и механизмов. Фото В. КОРЕЦКОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz