Рыбный Мурман. 1983 г. Август.
в • БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ • Еще в школе был он «штатным» оформителем стенга- .', зеты, и детское увлечение не забывалось. Посмотрел на ! его робкие опыты знакомый художник-любитель. «Тебе, — . говорит, — учиться надо». Эти слова запали в душу, но J прошли еще годы, прежде чем Владимир Маслов стал сту дентом художественно-графического отделения Орджони- ; кидзенского педучилища. Потом был факультет архитек- р туры Ростовского строительного института. Так Владимир Алексеевич Маслов стал архитектором. .* Работа увлекла, захватила, она стала и профессией, и призванием. Активная работа требует активного отдыха. Лучший отдых — смена занятий. И Владимир Алексеевич ! > пришел к экслибрису — увлечению , далекому от специ альности. С М - С М Н Н Ц Ы Н А — Владимир Алексеевич, прежде чем вести дальней шую беседу об экслибрисе, следует определить: что это такое? — Экслибрис в переводе с латинского означает «из книг». Это небольшой худо жественно выполненный бу мажный ярлычок с фами лией книговладельца. Он накладывается на внутрен нюю сторону книжного пе реплета, Рисунок экслибри са образно отражает инте ресы, вкусы собирателя книг, профессию или же специфику книжного собра ния. Немного истории. Впер вые книжный знак появил ся в Германии в середине XV века. Считается, ' что первый гравированный экс либрис принадлежал рыца рю Бернарду фон Рорбаху (1460 год). Созданием книж ного знака занимались та кие великие мастера, как Альбрехт Дюрер, Лука Кранах, Ганс Гольбейн. С расширением книгопечата ния экслнбрнс как самосто ятельный жанр графического искусства появляется и в других странах. Несколько лет назад при просмотре рукописных книг Соловецкого .монастыря на некоторых из них обнару жили рисованный от руки книжный знак, относящийся к 1-193— 1194 гг. Он при надлежал основателю биб лиотеки монастыря игумену Досйфею и был скорее всего первым русским экс либрисом. С возникновением книго печатания в России на пе реплетах книг лачали появ ляться изображения родо вых гербов и надписей. Их называли «суперэкслибри сами». Впервые государст венный герб и надпись о принадлежности книги царю Ивану Грозному были от тиснуты на переплете пер вопечатного «Апостола» Ивана Федорова. — И все же зачем «клей мить» книгу? — В наше время трудно встретить человека, кото рый не любил бы читать. Чтение стало такой же на стоятельной необходимо стью, как привычка умы ваться и чистить зубы. Но любитель чтения -- ые обя зательно любитель книги Истинный книголюб не бу дет мусолить пальцы, преж де чем перевернуть стра ницу. Не будет делать по меток и помарок. Я уж не говорю о выдранных с кор нем страницах. Не станет уродовать переплет разма- Владимир МАСЛОВ: шпетыми подписями, либо фиолетовыми пятнами само дельных штемпелей. Для ис тинных ценителей книги и предназначен экслибрис. Он . в наши дня тоже стал пред метом коллекционирования и обмена. Некоторые книголюбы заблуждаются, полагая, что для того, чтобы нанести книжный знак, нужно поды шать на печать и прило жить ее на книгу. Ни в ко ем случае. Экслибрис — самостоятельное произведе ние искусства, и он аккурат но наклеивается. Это не пе- ■чать и не штемпель. — Пути увлеченности и увлеченных неисповедимы. А как архитектор Маслов дошел до жизни такой? Г.А.КМ0С0В0И — Товарищ, зная, что я немного рисую, попросил сделать книжный знак дЛя своей библиотеки. А созна ние. что твои, пусть не большие, зналия могут быть полезны другому, греет. После «первого блина» поя вилось чувство неудовлетво ренности, после второго экс либриса недовольство собой возросло, неудачи разбуди ли упрямство. По-видимому, нужно было стронуть пер вый камень, а теперь уже рука не успевает за тем, что задумано. Сейчас девять знаков готовы, ими я уже переболел, естб эскизы но вых работ, есть замыслы. — Нельзя ли заглянуть и творческую кухню худож ника? г— Сложно объяснять, но попробую. Нет, я считаю, здесь бесцельного времяпре провождения. Постоянно, каждую минуту идет сбор и отсев информации. Сюжет экслибриса может родиться и тогда, когда просто лис таешь журнал или смотришь телепередачу. Вот делал графическш '1 рисунок для книголюба —ра ботника народного суда. По сле многих вариантов взял за основу то. -чао он — бывший моряк. Так появил ся образ русалки Далее все просто: осталось в од ну Руку вложить весы, в другую — книгу и завязать ей глаза. Вот видите, рас сказ занял несколько строк, а путь к этому экслиб рису — несколько .месяцев. — Какие качества необ ходимы для художннка- графика? — Терпение и критичес кое отношение к себе. Впро чем, эти черты многим присущи. Недовольство со бой, я уже говорил, всегда при мне. Но после пяти, десяти, а иногда и тридцати вариантов одной темы все же удается приблизиться к тому, что хотел бы видеть. Совершенства Достичь не возможно. но стремиться к нему надо. Для меня глав ное, чтобы в экслибрисе не видно было мук творчества, чтобы рассматривающий ри сунок мог сказать: «Ну до чего же просто. Так бы и я ,' наверное, смог». Кстати, действительно, человек, который немного рисует, смог бы для своей библиотеки сам сделать книжный знак. Нужно толь ко не бояться чистого листа бумаги и немного пофанта зировать. — Предположим, Влади мир Алексеевич, что перед вамп аудитория из людей мало-мальски рисующих и желающих иметь библио течный «герб». Предполо жим также, что они уже пофантазировали и набра лись смелости воплотить свои фантазии на деле. Что дальше? — Дальше нужно исхо дить из того, в какой техни ке, на каком материале бу дет выполняться экслибрис. Есть мягкий лак, акватинта, сухая игла, ксилография... Доступнее же всего лино гравюра. Сначала делается крепкий, четкий рисунок ту- шыо на плотной бумаге, за тем я переношу его на кальку, потом зеркально ко пирую эстами на загрунто ванный белилами или гу ашью линолеум. А дальше в дело идут резцы и шти хели. Материал сам подска зывает технику исполнения. К примеру, Анатолий Ка лашников исполнил более 500 книжных знаков на де реве (ксилография). Худож ника отличают четкая линия, изящная и тщательная про работка деталей. Индивиду ален художнический почерк Германа Ратнера, его лино гравюры узнаются сразу и безошибочно. Мне очень нравится его творчество. Я долго искал легкий и доступный в обработке ма териал. Однажды жена ку пила пластиковую плитку для пола Эту плитку ИХВ я изъял из домашнего хо зяйства. Хочу подчеркнуть, что я не профессиональный гра фик, не навязываю своих взглядов, каждый может найти и технику. исполнения, и материал путём собствен ных проб и ошибок. — Вы изготовили гравю ру на пластике. Но книж ный знак требует последую щего тиражирования. Как быть? — Опять же. расскажу о том, к чему пришел сам, как любитель. Обычным фотоваликом наношу на гравюру типографскую кра ску, затем прикладываю к книжному знаку лист бума ги и поскольку пресса у меня нет, то либо щеткой, либо косточкой, либо обык новенной ложкой осторож но вожу по оборотной сто роне бумаги. За вечер так можно накатать несколько десятков знаков. — Интерес к экслибрису растет, и возникает вопрос, почему, к примеру, человек может заказать и сшить обувь, костюм, шляпу, ио не может заказать в типо графии тираж знаков? — Этот вопрос волнует и меня. Полагаю, что типогра фии могут и в силах "по мочу книголюбам, ведь и бумаги, и краски на экслиб рисы требуется немного. — Владимир Алексеевич, скажите несколько слов о воспроизведенных здесь экс либрисах. —* Чаще всего мне под сказывает тему экслибриса профессия книголюба. Та ким образом, в книжных знаках представлены врач Г. Е. Гун, работник юстиции С. В. Русаков, директор пивкомбината Г. А. Колосо ва, работник книжной тор говли Л. П. Первухина. С. И. Синнцын увлекается горным туризмом. — Вы увлекаетесь кни гами, Имеете интересные со брания по искусству, строи тельству, архитектуре, под бираете библиотеку исто рического романа. Имеете ли свой книжный знак? — Нет. Сапожник, что называется, без сапог. Сна чала нужно исполнить зака зы друзей. «Автоэкслибрис» — дело сложное. Здесь ху дожник и владелец — одно лицо, но тем не менее гар моничного слияния интере сов пока не находится. Вла делец требует одно, а ху дожник с ним не соглаша ется. — И последний вопрос, Владимир Алексеевич. Ка ким вы, как художник, ви дите вашего собеседника — журналиста? — Примерно таким, — сказал В. А. Маслов и подарил журналисту вот та кой книжный знак. NS кимг ■•к* М И А М Т И Н Д — Благодарю за беседу, Владимир Алекееенчч. И за экслибрис. Беседу вел В. МИЛЮТИН. РЫБНЫЙМУРМАН 19 августа ШЗ года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz