Рыбный Мурман. 1983 г. Август.

в • БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ • Еще в школе был он «штатным» оформителем стенга- .', зеты, и детское увлечение не забывалось. Посмотрел на ! его робкие опыты знакомый художник-любитель. «Тебе, — . говорит, — учиться надо». Эти слова запали в душу, но J прошли еще годы, прежде чем Владимир Маслов стал сту­ дентом художественно-графического отделения Орджони- ; кидзенского педучилища. Потом был факультет архитек- р туры Ростовского строительного института. Так Владимир Алексеевич Маслов стал архитектором. .* Работа увлекла, захватила, она стала и профессией, и призванием. Активная работа требует активного отдыха. Лучший отдых — смена занятий. И Владимир Алексеевич ! > пришел к экслибрису — увлечению , далекому от специ­ альности. С М - С М Н Н Ц Ы Н А — Владимир Алексеевич, прежде чем вести дальней­ шую беседу об экслибрисе, следует определить: что это такое? — Экслибрис в переводе с латинского означает «из книг». Это небольшой худо­ жественно выполненный бу­ мажный ярлычок с фами­ лией книговладельца. Он накладывается на внутрен­ нюю сторону книжного пе­ реплета, Рисунок экслибри­ са образно отражает инте­ ресы, вкусы собирателя книг, профессию или же специфику книжного собра­ ния. Немного истории. Впер­ вые книжный знак появил­ ся в Германии в середине XV века. Считается, ' что первый гравированный экс­ либрис принадлежал рыца­ рю Бернарду фон Рорбаху (1460 год). Созданием книж­ ного знака занимались та­ кие великие мастера, как Альбрехт Дюрер, Лука Кранах, Ганс Гольбейн. С расширением книгопечата­ ния экслнбрнс как самосто­ ятельный жанр графического искусства появляется и в других странах. Несколько лет назад при просмотре рукописных книг Соловецкого .монастыря на некоторых из них обнару­ жили рисованный от руки книжный знак, относящийся к 1-193— 1194 гг. Он при­ надлежал основателю биб­ лиотеки монастыря игумену Досйфею и был скорее всего первым русским экс­ либрисом. С возникновением книго­ печатания в России на пе­ реплетах книг лачали появ­ ляться изображения родо­ вых гербов и надписей. Их называли «суперэкслибри­ сами». Впервые государст­ венный герб и надпись о принадлежности книги царю Ивану Грозному были от­ тиснуты на переплете пер­ вопечатного «Апостола» Ивана Федорова. — И все же зачем «клей­ мить» книгу? — В наше время трудно встретить человека, кото­ рый не любил бы читать. Чтение стало такой же на­ стоятельной необходимо­ стью, как привычка умы­ ваться и чистить зубы. Но любитель чтения -- ые обя­ зательно любитель книги Истинный книголюб не бу­ дет мусолить пальцы, преж­ де чем перевернуть стра­ ницу. Не будет делать по­ меток и помарок. Я уж не говорю о выдранных с кор­ нем страницах. Не станет уродовать переплет разма- Владимир МАСЛОВ: шпетыми подписями, либо фиолетовыми пятнами само­ дельных штемпелей. Для ис­ тинных ценителей книги и предназначен экслибрис. Он . в наши дня тоже стал пред­ метом коллекционирования и обмена. Некоторые книголюбы заблуждаются, полагая, что для того, чтобы нанести книжный знак, нужно поды­ шать на печать и прило­ жить ее на книгу. Ни в ко­ ем случае. Экслибрис — самостоятельное произведе­ ние искусства, и он аккурат­ но наклеивается. Это не пе- ■чать и не штемпель. — Пути увлеченности и увлеченных неисповедимы. А как архитектор Маслов дошел до жизни такой? Г.А.КМ0С0В0И — Товарищ, зная, что я немного рисую, попросил сделать книжный знак дЛя своей библиотеки. А созна­ ние. что твои, пусть не­ большие, зналия могут быть полезны другому, греет. После «первого блина» поя­ вилось чувство неудовлетво­ ренности, после второго экс­ либриса недовольство собой возросло, неудачи разбуди­ ли упрямство. По-видимому, нужно было стронуть пер­ вый камень, а теперь уже рука не успевает за тем, что задумано. Сейчас девять знаков готовы, ими я уже переболел, естб эскизы но­ вых работ, есть замыслы. — Нельзя ли заглянуть и творческую кухню худож­ ника? г— Сложно объяснять, но попробую. Нет, я считаю, здесь бесцельного времяпре­ провождения. Постоянно, каждую минуту идет сбор и отсев информации. Сюжет экслибриса может родиться и тогда, когда просто лис­ таешь журнал или смотришь телепередачу. Вот делал графическш '1 рисунок для книголюба —ра­ ботника народного суда. По­ сле многих вариантов взял за основу то. -чао он — бывший моряк. Так появил­ ся образ русалки Далее все просто: осталось в од­ ну Руку вложить весы, в другую — книгу и завязать ей глаза. Вот видите, рас­ сказ занял несколько строк, а путь к этому экслиб­ рису — несколько .месяцев. — Какие качества необ­ ходимы для художннка- графика? — Терпение и критичес­ кое отношение к себе. Впро­ чем, эти черты многим присущи. Недовольство со­ бой, я уже говорил, всегда при мне. Но после пяти, десяти, а иногда и тридцати вариантов одной темы все же удается приблизиться к тому, что хотел бы видеть. Совершенства Достичь не­ возможно. но стремиться к нему надо. Для меня глав­ ное, чтобы в экслибрисе не видно было мук творчества, чтобы рассматривающий ри­ сунок мог сказать: «Ну до чего же просто. Так бы и я ,' наверное, смог». Кстати, действительно, человек, который немного рисует, смог бы для своей библиотеки сам сделать книжный знак. Нужно толь­ ко не бояться чистого листа бумаги и немного пофанта­ зировать. — Предположим, Влади­ мир Алексеевич, что перед вамп аудитория из людей мало-мальски рисующих и желающих иметь библио­ течный «герб». Предполо­ жим также, что они уже пофантазировали и набра­ лись смелости воплотить свои фантазии на деле. Что дальше? — Дальше нужно исхо­ дить из того, в какой техни­ ке, на каком материале бу­ дет выполняться экслибрис. Есть мягкий лак, акватинта, сухая игла, ксилография... Доступнее же всего лино­ гравюра. Сначала делается крепкий, четкий рисунок ту- шыо на плотной бумаге, за­ тем я переношу его на кальку, потом зеркально ко­ пирую эстами на загрунто­ ванный белилами или гу­ ашью линолеум. А дальше в дело идут резцы и шти­ хели. Материал сам подска­ зывает технику исполнения. К примеру, Анатолий Ка­ лашников исполнил более 500 книжных знаков на де­ реве (ксилография). Худож­ ника отличают четкая линия, изящная и тщательная про­ работка деталей. Индивиду­ ален художнический почерк Германа Ратнера, его лино­ гравюры узнаются сразу и безошибочно. Мне очень нравится его творчество. Я долго искал легкий и доступный в обработке ма­ териал. Однажды жена ку­ пила пластиковую плитку для пола Эту плитку ИХВ я изъял из домашнего хо­ зяйства. Хочу подчеркнуть, что я не профессиональный гра­ фик, не навязываю своих взглядов, каждый может найти и технику. исполнения, и материал путём собствен­ ных проб и ошибок. — Вы изготовили гравю­ ру на пластике. Но книж­ ный знак требует последую­ щего тиражирования. Как быть? — Опять же. расскажу о том, к чему пришел сам, как любитель. Обычным фотоваликом наношу на гравюру типографскую кра­ ску, затем прикладываю к книжному знаку лист бума­ ги и поскольку пресса у меня нет, то либо щеткой, либо косточкой, либо обык­ новенной ложкой осторож­ но вожу по оборотной сто­ роне бумаги. За вечер так можно накатать несколько десятков знаков. — Интерес к экслибрису растет, и возникает вопрос, почему, к примеру, человек может заказать и сшить обувь, костюм, шляпу, ио не может заказать в типо­ графии тираж знаков? — Этот вопрос волнует и меня. Полагаю, что типогра­ фии могут и в силах "по­ мочу книголюбам, ведь и бумаги, и краски на экслиб­ рисы требуется немного. — Владимир Алексеевич, скажите несколько слов о воспроизведенных здесь экс­ либрисах. —* Чаще всего мне под­ сказывает тему экслибриса профессия книголюба. Та­ ким образом, в книжных знаках представлены врач Г. Е. Гун, работник юстиции С. В. Русаков, директор пивкомбината Г. А. Колосо­ ва, работник книжной тор­ говли Л. П. Первухина. С. И. Синнцын увлекается горным туризмом. — Вы увлекаетесь кни­ гами, Имеете интересные со­ брания по искусству, строи­ тельству, архитектуре, под­ бираете библиотеку исто­ рического романа. Имеете ли свой книжный знак? — Нет. Сапожник, что называется, без сапог. Сна­ чала нужно исполнить зака­ зы друзей. «Автоэкслибрис» — дело сложное. Здесь ху­ дожник и владелец — одно лицо, но тем не менее гар­ моничного слияния интере­ сов пока не находится. Вла­ делец требует одно, а ху­ дожник с ним не соглаша­ ется. — И последний вопрос, Владимир Алексеевич. Ка­ ким вы, как художник, ви­ дите вашего собеседника — журналиста? — Примерно таким, — сказал В. А. Маслов и подарил журналисту вот та­ кой книжный знак. NS кимг ■•к* М И А М Т И Н Д — Благодарю за беседу, Владимир Алекееенчч. И за экслибрис. Беседу вел В. МИЛЮТИН. РЫБНЫЙМУРМАН 19 августа ШЗ года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz