Рыбный Мурман. 1983 г. Август.

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ В Мурманске состоялось бассейновое совещание-семи­ нар по безопасности мореплавания. Во Дворце культуры и техники собрались руководители флотов, работники бере­ говых отделов и служб, капитаны и другие судовые спе­ циалисты, от которых зависит решение одного из самых злободневных вопросов, — снижение потерь за счет пра­ вильного вождения судов, грамотного использования машин и механизмов. В работе совещания-семинара приняли участие замес­ титель министра рыбного хозяйства СССР К). Н. Быстров и секретарь обкома КПСС В. Н. Пашин. С докладом «О состоянии аварийности на судах н за­ дачах, стоящих перед командным составом и флотскими службами по ее предупреждению» выступил начальник Всесоюзного рыбопромышленного объединения <<Севрыоа>> М. И. Каргин. АВАРИЙ МЕНЬШЕ... Северный бассейн, ска­ зал докладчик, обладает мощными добывающим, об­ рабатывающим и вспомога­ тельным флотами. Суда, которые составляют эти флоты, разнотипны, и это затрудняет внедрение сов­ ременных систем техни­ ческого обеспечения, под­ готовку и расстановку кад­ ров. Свыше 30 процентов, подчеркнул М. И. Каргин,- добывающих судов отслужи­ ли нормативный срок и дол­ жны быть списаны, однако мы продолжаем их эксплуа­ тировать,. поскольку в бас­ сейне ощущается нехватка промысловых траулеров и транспортов. ■ Далее докладчик сказал о том, что борьба за повы­ шение эффективности рабо­ ты флота всегда была, есть и будет одной из глав­ ных задач. От этого зави­ сят экономические , показа­ тели. Вместе с тем одной из причин, затрудняющих ее решение, является ава­ рийность. Выступающий рассказал также о том, какую боль­ шую работу по обеспечению безопасности мореплавания- и предупреждения аварий­ ности на флоте проводит объединение «Севрыба» на предприятиях и непосредст­ венно на судах. В частности, тщательно были проанали­ зированы состояние аварий­ ности На флоте за прошлую пятилетку, причины и тен­ денции к ее изменению. Как результат — уже в сере­ дине 1981 года были раз­ работаны и утверждены планы мероприятий по обе­ спечению безопасности мо­ реплавания ‘навигационного и технического характера. Собственно, это не что иное, как комплексная про­ грамма работы в области эффективной эксплуатации флота. Объединением «Севрыба» периодически проводятся внезапные проверки того, как организована судовая служба на судах (а прове­ ряются одновременно все . без исключения траулеры, транспорты и пр.), стоящих у причалов порта и судоре­ монтных предприятий, а также на рейде. В резуль­ тате число нарушений в ор­ ганизации вахтенной служ­ бы судов явно пошло на убыль. ..А УБЫТКИ - БОЛЬШЕ Вместе с тем, было под­ черкнуто в докладе, уро­ вень аварийности на флоте все еще высок. Подтвержда­ ют это . такие цифры: за семь месяцев нынешнего - года было зарегистрировано 9 аварий, 48- аварийных происшествий и около 200 случаев неаварийного ха­ рактера. шейки № 3 коленчатого ва­ ла. Старший механик т. Подпрятко принял реше­ ние — своими силами от­ шлифовать поверхность шейки. После четырех попыток установить новые комплек­ ты вкладышей было обна­ ружено на шейке' наличие эллипса, устранить который возможно только в завод­ ских условиях. После расследования бы­ ло установлено: судовые механики плохо контроли- мастерской со стороны по­ мещения жиро-мучной ус­ тановки. И это стало при­ чиной того, что загорелись изоляция и проложенные по переборке кабельные трас­ сы. Виновными в возникно- 'вении пожара признаны м’е- . ханик-наладчйк Потерянов, 'старший помощник капита­ на Федоренко, старший ме­ ханик Таланов и капитан- директор Вакуленко. Таким образом, подчерк­ нул докладчик, во всех на­ иболее серьезных авариях БЕЗ ПРАВАНАОШИБКУ М. И. Каргин обратил внимание участников семи­ нара на такую деталь: по сравнению с соответствую­ щим периодом прошлого года число аварий сокра­ тилось. Однако расценивать это как успех было бы преждевременно, поскольку одновременно убытки от аварий значительно возрос­ ли. Анализ позволяет сделать вывод о том, что из Девяти аварий только две носят навигационный характер. Однако обе они нанесли ощутимый материальный ущерб. Так, столкновение ПСТ «Закаменск» с РТМС «Николай Берзарин» обош­ лось Мурманскому' трало­ вому флоту в .полмиллиона рублей, а случай с тепло­ ходом «Канин», который сильным течением занесло на опору разводного моста через Двину, фактически закончился затоплением судна и... убытками, кото­ рые ориентировочно соста­ вят более 300 тысяч руб­ лей (подробно о спасении теплохода еженедельник «Рыбный Мурман» расска­ зал читателям 24 нюня — В. Ч.). Остановившись более подробно на этом случае, докладчик подчеркнул, что в нем решающую роль сыг­ рала опрометчивость капи­ тана «Канина». Решив со­ кратить путь и с разворо­ том влево направив судно иод мост, он тем самым пренебрег рекомендациями местных правил плавания и неверно провел маневр в сложных условиях. Как характерный пример серьезных упущений в ор­ ганизации работы судоме- ханической службы высту­ пающий привел аварию главной силовой установки на БМРТ «Александр Бо­ рисов» управления «Сев- рыбпромразведка». Подпла- вился мотылевый. подшип­ ник, и произошел задир ровали качество циркуляци­ онного масла. Что касается аварийного износа мотыле- вых подшипников и связан­ ный с ним задир шейки, то он не был своевременно об­ наружен из-за отсутствия опыта эксплуатации под­ шипников данного типа - и нарушений -технико - экс­ плуатационной документа­ ции. Виновными в этой ава­ рии, принесшей 460 тысяч рублей убытка, признаны старший механик Подпрят­ ко, второй механик Черни­ ков, четвертый механик То- милов. Получил дисципли­ нарное взыскание и капитан судна Привалов, который не принял мер для рассле­ дования и определения при­ чин ранее случившегося; по­ вреждения мотылевого под­ шипника № 7 и несвоевре­ менно сообщил о поврежде­ нии. НЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ ПОЖАРА Не обошлось в нынешнем году и без пожара. Он про­ изошел на- БМРТ «Алтай» Мурманского тралового флота во время работы в море и унес, образно гово­ ря, вместе с дымом 125 тысяч рублей. Простой тра­ улера составил 40 судо-су- ток. Было установлено, что в мастерской механика-на­ ладчика, где возник пожар, не соблюдался противопо­ жарный режим, помещение было сильно захламлено одеждой, ветошью, сгорае­ мыми материалами. Не хва­ тало только, ка-к говорится, искры, которая и была за­ ронена во время работы судна на промысле. Следует здесь добавить, что борьба с пожаром была -организована плохо. В ча­ стности, несвоевременно бы­ ла охлаждена переборка очень ясно просматривается випа судовых специалистов. И прежде всего в том, что они не выполнили своего первейшего служебного дол­ га. — не обеспечили без­ опасность плавания и гра­ мотную эксплуатацию судо­ вых механизмов. ОТНЮДЬ НЕ БЕЗОБИДНО! Большое внимание уча­ стники совещания - семина­ ра уделили аварийным про­ исшествиям, «бурный» рост которых отмечен в управ­ лении «Севрыбхолодфлот» ( с . одного в прошлом году до шести в году нынешнем). Правда, в целом по бассей­ ну число аварийных проис­ шествий навигационного и технического характера не­ сколько сократилось. Как и аварии, большая часть аварийных происшест­ вий стала результатом пло­ хой организации судовой службы, халатного отноше­ ния к выполнению служеб­ ных обязанностей и недис­ циплинированности судовых специалистов. О «безобидности» этих происшествий говорить не приходится, поскольку по наносимому материальному ущербу они нередко «тя­ нут» на аварии. И вот то­ му доказательства. Повреж­ дение гребного винта на учебном судне «Профессор Кленова» управления «Сев­ рыбхолодфлот» , классифи­ цированное как аварийное происшествие, вылилось в убыток 200 тысяч рублей (судно простояло в ожида­ нии ремонта около месяца). По аналогичной причине общие убытки на ТР «Карл Либкнехт» составили свыше 30 тысяч рублей. Серьезную озабоченность участников совещания - се­ минара вызвали случаи не­ аварийного характера. Тако­ вых за полугодие было за­ регистрировано 196. Иными словами, они происходили в бассейне ежедневно, а то и по два раза в день. И опять же, неверно было бы думать, что на неаварий­ ных случаях не стоит заост­ рять внимание, дескать, о чем говорить — мелочь. И так вот «по мелочам» за полугодие накопилось убыт­ ка 700 тысяч рублей. Эту цифру саму по себе со сче­ тов не сбросишь. Но, глав­ ное, каждый неаварийный случай — это, как правило, предвестник аварии, ее, мо­ жно сказать, питательная, среда. УМЕЛО ИСПОЛЬЗОВАТЬ Как было подчеркнуто на совещании, высокий уровень аварийности в бассейне обу­ словлен отнюдь не объек­ тивными трудностями. На флот приходят теоретически грамотные люди с высшим и средним специальным об­ разованием. Обучение на курсах повышения квалифи­ кации, тренажерах и учеб­ но - тренировочных судах позволяет постоянно под­ держивать их высокий про­ фессиональный уровень. Что касается судов, то они ос­ нащены современной высо­ коэффективной техникой, надежными приборами и ме­ ханизмами. Все это говорит о том, что в Северном бассейне есть база, способная обеспе­ чить безаварийное плавание. Нужно только умело ис­ пользовать ее. II прежде всего предсто­ ит серьезная, целенаправ­ ленная работа по совершен­ ствованию организации уп- ; равлення флота. Примени­ тельно к флотским служ­ бам это означает, что нуж­ но в корне менять стиль руководства. Сейчас руково­ дители отделов и служб ос­ новное время тратят на ре­ шение текущих, повседнев­ ных дел, мало, а то и сов­ сем не бывают на судах, пришедших с моря, не орга­ низуют разбор рей са. с су­ доводителями и механика­ ми непосредственно на бор­ ту, не работают ио-настоя- щему с людьми по повы­ шению их технических зна­ ний, .воспитанию у них чув­ ства ответственности за безопасность мореплава­ ния и безаварийную экс­ плуатацию техники, за безу­ словное выполнение экипа­ жами плановых эксплуата­ ционных показателей работы флота. Необходимо резко под­ нять исполнительскую дис­ циплину, особенно на су­ дах. Немало ведь есть при­ меров, когда командный со­ став не изучает норматив­ ные документы и, следова­ тельно, не выполняет их требований. ★ * * Подводя итога работы се- минара-совещания, М. И. Каргин сказа.т- о том, что в речи Генерального секре­ таря нашей партии Ю. В. Андропова на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС была подчеркнута необходимость «навести по­ рядок в том, что у нас имеется, обеспечить наибо­ лее разумное использование производственного потенци­ ала страны». Одним из ус­ ловий выполнения этой за­ дачи является обеспечение безаварийной эксплуатации судов. В. чисни ков . 19 августа 1883года] Е В М 1М Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz