Рыбный Мурман. 1983 г. Август.
ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ В Мурманске состоялось бассейновое совещание-семи нар по безопасности мореплавания. Во Дворце культуры и техники собрались руководители флотов, работники бере говых отделов и служб, капитаны и другие судовые спе циалисты, от которых зависит решение одного из самых злободневных вопросов, — снижение потерь за счет пра вильного вождения судов, грамотного использования машин и механизмов. В работе совещания-семинара приняли участие замес титель министра рыбного хозяйства СССР К). Н. Быстров и секретарь обкома КПСС В. Н. Пашин. С докладом «О состоянии аварийности на судах н за дачах, стоящих перед командным составом и флотскими службами по ее предупреждению» выступил начальник Всесоюзного рыбопромышленного объединения <<Севрыоа>> М. И. Каргин. АВАРИЙ МЕНЬШЕ... Северный бассейн, ска зал докладчик, обладает мощными добывающим, об рабатывающим и вспомога тельным флотами. Суда, которые составляют эти флоты, разнотипны, и это затрудняет внедрение сов ременных систем техни ческого обеспечения, под готовку и расстановку кад ров. Свыше 30 процентов, подчеркнул М. И. Каргин,- добывающих судов отслужи ли нормативный срок и дол жны быть списаны, однако мы продолжаем их эксплуа тировать,. поскольку в бас сейне ощущается нехватка промысловых траулеров и транспортов. ■ Далее докладчик сказал о том, что борьба за повы шение эффективности рабо ты флота всегда была, есть и будет одной из глав ных задач. От этого зави сят экономические , показа тели. Вместе с тем одной из причин, затрудняющих ее решение, является ава рийность. Выступающий рассказал также о том, какую боль шую работу по обеспечению безопасности мореплавания- и предупреждения аварий ности на флоте проводит объединение «Севрыба» на предприятиях и непосредст венно на судах. В частности, тщательно были проанали зированы состояние аварий ности На флоте за прошлую пятилетку, причины и тен денции к ее изменению. Как результат — уже в сере дине 1981 года были раз работаны и утверждены планы мероприятий по обе спечению безопасности мо реплавания ‘навигационного и технического характера. Собственно, это не что иное, как комплексная про грамма работы в области эффективной эксплуатации флота. Объединением «Севрыба» периодически проводятся внезапные проверки того, как организована судовая служба на судах (а прове ряются одновременно все . без исключения траулеры, транспорты и пр.), стоящих у причалов порта и судоре монтных предприятий, а также на рейде. В резуль тате число нарушений в ор ганизации вахтенной служ бы судов явно пошло на убыль. ..А УБЫТКИ - БОЛЬШЕ Вместе с тем, было под черкнуто в докладе, уро вень аварийности на флоте все еще высок. Подтвержда ют это . такие цифры: за семь месяцев нынешнего - года было зарегистрировано 9 аварий, 48- аварийных происшествий и около 200 случаев неаварийного ха рактера. шейки № 3 коленчатого ва ла. Старший механик т. Подпрятко принял реше ние — своими силами от шлифовать поверхность шейки. После четырех попыток установить новые комплек ты вкладышей было обна ружено на шейке' наличие эллипса, устранить который возможно только в завод ских условиях. После расследования бы ло установлено: судовые механики плохо контроли- мастерской со стороны по мещения жиро-мучной ус тановки. И это стало при чиной того, что загорелись изоляция и проложенные по переборке кабельные трас сы. Виновными в возникно- 'вении пожара признаны м’е- . ханик-наладчйк Потерянов, 'старший помощник капита на Федоренко, старший ме ханик Таланов и капитан- директор Вакуленко. Таким образом, подчерк нул докладчик, во всех на иболее серьезных авариях БЕЗ ПРАВАНАОШИБКУ М. И. Каргин обратил внимание участников семи нара на такую деталь: по сравнению с соответствую щим периодом прошлого года число аварий сокра тилось. Однако расценивать это как успех было бы преждевременно, поскольку одновременно убытки от аварий значительно возрос ли. Анализ позволяет сделать вывод о том, что из Девяти аварий только две носят навигационный характер. Однако обе они нанесли ощутимый материальный ущерб. Так, столкновение ПСТ «Закаменск» с РТМС «Николай Берзарин» обош лось Мурманскому' трало вому флоту в .полмиллиона рублей, а случай с тепло ходом «Канин», который сильным течением занесло на опору разводного моста через Двину, фактически закончился затоплением судна и... убытками, кото рые ориентировочно соста вят более 300 тысяч руб лей (подробно о спасении теплохода еженедельник «Рыбный Мурман» расска зал читателям 24 нюня — В. Ч.). Остановившись более подробно на этом случае, докладчик подчеркнул, что в нем решающую роль сыг рала опрометчивость капи тана «Канина». Решив со кратить путь и с разворо том влево направив судно иод мост, он тем самым пренебрег рекомендациями местных правил плавания и неверно провел маневр в сложных условиях. Как характерный пример серьезных упущений в ор ганизации работы судоме- ханической службы высту пающий привел аварию главной силовой установки на БМРТ «Александр Бо рисов» управления «Сев- рыбпромразведка». Подпла- вился мотылевый. подшип ник, и произошел задир ровали качество циркуляци онного масла. Что касается аварийного износа мотыле- вых подшипников и связан ный с ним задир шейки, то он не был своевременно об наружен из-за отсутствия опыта эксплуатации под шипников данного типа - и нарушений -технико - экс плуатационной документа ции. Виновными в этой ава рии, принесшей 460 тысяч рублей убытка, признаны старший механик Подпрят ко, второй механик Черни ков, четвертый механик То- милов. Получил дисципли нарное взыскание и капитан судна Привалов, который не принял мер для рассле дования и определения при чин ранее случившегося; по вреждения мотылевого под шипника № 7 и несвоевре менно сообщил о поврежде нии. НЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ ПОЖАРА Не обошлось в нынешнем году и без пожара. Он про изошел на- БМРТ «Алтай» Мурманского тралового флота во время работы в море и унес, образно гово ря, вместе с дымом 125 тысяч рублей. Простой тра улера составил 40 судо-су- ток. Было установлено, что в мастерской механика-на ладчика, где возник пожар, не соблюдался противопо жарный режим, помещение было сильно захламлено одеждой, ветошью, сгорае мыми материалами. Не хва тало только, ка-к говорится, искры, которая и была за ронена во время работы судна на промысле. Следует здесь добавить, что борьба с пожаром была -организована плохо. В ча стности, несвоевременно бы ла охлаждена переборка очень ясно просматривается випа судовых специалистов. И прежде всего в том, что они не выполнили своего первейшего служебного дол га. — не обеспечили без опасность плавания и гра мотную эксплуатацию судо вых механизмов. ОТНЮДЬ НЕ БЕЗОБИДНО! Большое внимание уча стники совещания - семина ра уделили аварийным про исшествиям, «бурный» рост которых отмечен в управ лении «Севрыбхолодфлот» ( с . одного в прошлом году до шести в году нынешнем). Правда, в целом по бассей ну число аварийных проис шествий навигационного и технического характера не сколько сократилось. Как и аварии, большая часть аварийных происшест вий стала результатом пло хой организации судовой службы, халатного отноше ния к выполнению служеб ных обязанностей и недис циплинированности судовых специалистов. О «безобидности» этих происшествий говорить не приходится, поскольку по наносимому материальному ущербу они нередко «тя нут» на аварии. И вот то му доказательства. Повреж дение гребного винта на учебном судне «Профессор Кленова» управления «Сев рыбхолодфлот» , классифи цированное как аварийное происшествие, вылилось в убыток 200 тысяч рублей (судно простояло в ожида нии ремонта около месяца). По аналогичной причине общие убытки на ТР «Карл Либкнехт» составили свыше 30 тысяч рублей. Серьезную озабоченность участников совещания - се минара вызвали случаи не аварийного характера. Тако вых за полугодие было за регистрировано 196. Иными словами, они происходили в бассейне ежедневно, а то и по два раза в день. И опять же, неверно было бы думать, что на неаварий ных случаях не стоит заост рять внимание, дескать, о чем говорить — мелочь. И так вот «по мелочам» за полугодие накопилось убыт ка 700 тысяч рублей. Эту цифру саму по себе со сче тов не сбросишь. Но, глав ное, каждый неаварийный случай — это, как правило, предвестник аварии, ее, мо жно сказать, питательная, среда. УМЕЛО ИСПОЛЬЗОВАТЬ Как было подчеркнуто на совещании, высокий уровень аварийности в бассейне обу словлен отнюдь не объек тивными трудностями. На флот приходят теоретически грамотные люди с высшим и средним специальным об разованием. Обучение на курсах повышения квалифи кации, тренажерах и учеб но - тренировочных судах позволяет постоянно под держивать их высокий про фессиональный уровень. Что касается судов, то они ос нащены современной высо коэффективной техникой, надежными приборами и ме ханизмами. Все это говорит о том, что в Северном бассейне есть база, способная обеспе чить безаварийное плавание. Нужно только умело ис пользовать ее. II прежде всего предсто ит серьезная, целенаправ ленная работа по совершен ствованию организации уп- ; равлення флота. Примени тельно к флотским служ бам это означает, что нуж но в корне менять стиль руководства. Сейчас руково дители отделов и служб ос новное время тратят на ре шение текущих, повседнев ных дел, мало, а то и сов сем не бывают на судах, пришедших с моря, не орга низуют разбор рей са. с су доводителями и механика ми непосредственно на бор ту, не работают ио-настоя- щему с людьми по повы шению их технических зна ний, .воспитанию у них чув ства ответственности за безопасность мореплава ния и безаварийную экс плуатацию техники, за безу словное выполнение экипа жами плановых эксплуата ционных показателей работы флота. Необходимо резко под нять исполнительскую дис циплину, особенно на су дах. Немало ведь есть при меров, когда командный со став не изучает норматив ные документы и, следова тельно, не выполняет их требований. ★ * * Подводя итога работы се- минара-совещания, М. И. Каргин сказа.т- о том, что в речи Генерального секре таря нашей партии Ю. В. Андропова на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС была подчеркнута необходимость «навести по рядок в том, что у нас имеется, обеспечить наибо лее разумное использование производственного потенци ала страны». Одним из ус ловий выполнения этой за дачи является обеспечение безаварийной эксплуатации судов. В. чисни ков . 19 августа 1883года] Е В М 1М Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz