Рыбный Мурман. 1983 г. Август.

ВНИМАНИЕ: ОПЫТ! Равномерность работы промысловых экипажей. Проблема эта не нова. Можно сказать, не сходит она со страниц и на­ шего еженедельника. В частности, в 1980—1981 гг. в дискус­ сии на эту тему («РМ» Н5 34, 49 1980 г.; № 9, 12, 14, 41, 42 1981 г.) приняли участие ведущие специалисты ВРПО «Сев- рыба», рыбодобывающих предприятий. Сейчас, когда условия рыболовства еще более осложнились, когда не приходится рыбу «черпать тралами, словно ковша­ ми», проблема равномерности снова настойчиво обращает на себя внимание, ибо «незадачливость» некоторых экипажей оборачивается все большими убытками. трое суток, направление дви­ жения рыбы, если оно на­ блюдается, а также удерж и­ вать судно на наиболее плот­ ных косяках. В дальнейшем, получая ин­ формацию на промсоветах, мож но сразу, с планшета, да­ вать конкретные рекоменда­ ции промысловым и поисковым судам, планировать переме- кажется, надо критически и присоединяться только после тщательного анализа. Иными словами, самому не плошать. Анализируя сводки, удоб­ нее брать среднесуточный, или абсолютный вылов за 5 дней, «выбрать» 5—6 судов, желательно однотипных, ко­ торые постоянно работают лучше других (неважно, из «НЕ ОТХОДЯ ОТ КУЛЬМАНА...» Нужно ли говорить, что эф­ фективность работы крупно­ го рыбопромыслового трауле­ ра зависит прежде всего от деловых качеств капитана-ди.- ректора, от его умения плани­ ровать работу на рейс и на годы, включая междурейсо­ вые стоянки, ремонты, доби­ ваясь сокращения потерь вре­ мени. И вот что интересно. Ру­ ководитель берегового пред­ приятия уже не участвует не­ посредственно в работе, ко ­ торой занимался до того, как стал во главе всего предпри­ ятия. Скажем, если он стоял у кульмана, то теперь ему уже не приходится «чертить чертежи». Со временем у не­ го даже притупляются навыки своего ремесла. Иное дело — судоводитель. Становясь * капитаном-директо­ ром крупного промыслового судна, он по-прежнему оста­ ется специалистом, который постоянно совершенствуется в своей основной специально­ сти, который любые задачи должен решать лучше своих помощников. Иными словами, он руководит большим кол­ лективом, «не отходя от куль­ мана». КОГО СЧИТАТЬ опытным ПРОМЫСЛОВИКОМ? В настоящее время ска­ зать, что капитан «опытный промысловик», уже мало. Ведь это нередко означа­ ет, что он знает какой-то один район промысла, и только. А ведь районы эти меня­ ются, что ни рейс. М ож ­ но привести немало при­ меров, когда такой «опытный промысловик» успешно ловит рыбу в Баренцевом море и ходит в «середнячках» и даже часто бывает в пролове в других районах. Иное дело сказать: опыт­ ный руководитель, способный организовать высокопроизво. дительную, безаварийную ра­ боту в любом районе М иро­ вого океана на облове лю­ бого вида рыб буквально с первых суток промысла. П р ихо д ил о сь мне неред ко наблю дать, к а к ка п и т а н ы не м о гу т о п е р а ти в н о со р и е н ти р о ­ ваться в « не зн а ко м о й » обста­ новке. Н апр им ер , по этой п р и ­ чине оче нь не р авн ом ер но р а ­ ботала гр у п п а БМ РТ М ур м а н ­ с ко го тр а л о в о го ф лота весной на облове о ку н я . А ведь у нас есть о п ы т р а ­ боты во всех р ай он ах. С ко н ­ ц е н тр и р о в а ть его, сделать д о ­ с т у п н ы м для всех ка п и та н о в — до это го р у н и п о ро й не до­ ходят. Я п о м н ю , в том ж е т р а ­ ловом ф лоте бы ла ко м н а та на- пита но в. Здесь о н и м огл и пе­ ред рейсом побеседовать с кол л е га м и, под ел и ться свои м и наб л ю д ениям и. Н ако не ц, п о ­ зн а ко м и ть ся с о тче та м и, и н ­ ф орм ацией о работе в районе, куд а им п р е д сто и т идти. Гово­ рят, новое — это хо р о ш о за ­ бы тое старое. Т а к п о че м у бы не возро д ить доброе дело и не создать на ф лотах спе ц и а л ь ­ ны е ка б и н е ты для ка п и та н о в . Опыт — это ведь и есть умение отобрать лучший ва­ риант в обычной, повседнев­ ной работе и стараться при­ держиваться его. Как же дей- В С Е Ш Е Ш Ш Г. Тишков, начальник отдела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба». ствовать капитану промысло­ вого судна, чтобы добиться успеха? Хотелось бы поде­ литься некоторыми своими* мыслями. РЕКОМЕНДАЦИИ С ПЛАНШЕТА Обычно за двое-трое суток до подхода к району промыс­ ла мы включали рыбопоиско­ вые приборы, наносили на путевую карту все заслужи­ вающие внимания рыбные записи и сообщали на промы ­ словых советах. Однажды на ППР «Магнит» мы следовали на лов скумб­ рии. Уже на подходе к группе появились на приборах запи­ си, но мы решили не риско­ вать, поскольку ранее добы­ вать скумбрию не приходи­ лось, и пошли в группу. Сде­ лали несколько тралений, смо­ трим: записи куда хуже. Пе­ ребороли себя, вернулись назад и ловили неплохо не­ которое время практически одни. После промыслового сове­ та, записав всю информа­ цию в специальном ж урна­ ле, на рабочем планшете мы наносили по коорди­ натам трассы тралений су­ дов, имеющих хорошие уловы, притом чем боль­ ше судов будет зафиксирова­ но, тем нагляднее получает­ ся картина. Однако, думает­ ся, нет необходимости «ле­ пить» все суда, как говорит­ ся, без разбору. , На подготовленный таким образом планшет наносятся схематично изо те рм ы 'с фак­ симильной карты, принятой по «Ладоге». По плотно нане­ сенным трассам судов, име­ ющих хорошие уловы, можно определить наиболее продук­ тивные концентрации сырья (ядро косяка), а также темпе­ ратуру, при которой рыба «чувствует» себя наиболее хо­ рошо. Проанализировав полу­ ченную информацию, можно довольно точно определить перспективу развития про­ мысла на ближайшие двое- щенйя своего судна. Для большей наглядности, мне кажется, очень удобно ис­ пользовать карту промысло­ вого района с нанесенной сет­ кой квадратов, на которую по координатам накалываются булавки с флажками номеров судов. Перенося каждые сут­ ки флажки, мож но наблюдать за ходом промысла, переме­ щением рыбы и промысловых траулеров. Такая работа приучает к аналитическому мышлению, развивает пространственное воображение и позволяет со­ знательно, без волевых не­ оправданных решений, вести промысел и избегать грубых просчетоз, ошибок. Наиболее ответственным ре­ шением капитана является пе­ реход из района в район. Здесь очень важно не подда­ ваться первому чувству (все побежали — и я побежал). Л ет п я ть назад на облове ледяной р ы б ы с л о ж и л а сь нрай- не тяж е л а я о б ста н о в ка . П осо­ в ето в а вш ись, ка п и т а н ы п р и ­ ш ли к о бщ е м у м н е н и ю : подо­ ж д а ть , п о ка со йд е т лед, и сле­ д овать на ю г. Все по б е ж а л и , а м ы остались. Р а ссуж д а л и т а к : хо тя льда и нет, усл о вия для р ы б ы созд а­ ю тся не ср а зу. Т е м пер а тура во­ ды остается ведь д олгое вре­ мя та ко й ж е . Т а к оно и п о л у ­ чилось. В скор е гр у п п а в е р н у ­ лась, к а к го в о р и тс я , не солоно хл ебавш и, а м ы все это врем я брали п р и м е р н о по 15 то н н в с у т ки . Вот по че м у пр е ж д е чем п р и ­ н я ть реш ение о переходе, н у ­ ж н о тщ ате л ь но , с кар а нд аш о м в р у к а х , п р о с ч и та ть все ва­ р и а н ты и н а ч и н а ть его, то л ь ко ко гд а уб е д и ш ься , ч то та ко е ре­ ш ение п о л н о стью оправд ает себя. П ричем для пе реход ов ведь то ж е надо в ы б и р а ть врем я, чтобы и зб е ж а ть потерь. С ка ­ ж е м , если ры ба л учш е л овится днем , зн а ч и т, « отпр а в л я ться в путь» надо вечером . М ож но, если по зво л яе т п ром ы сл овая о б ста н о в ка , п о го д а , п р о д в и га ть ­ ся тр ал е ниям и с п е р е б е ж ка м и , особенно если не ясно, что о ж и ­ дает тебя в новом рай он е, а на старом м есте и по п у т и сле­ д ования тр а л е н и я п р и н о с я т кое- к а к о й улов. Вариантов м ож но использо­ вать много, но в основе каж ­ дого из них должен быть расчет — и запасной вариант на случай, если надежды на лучшую обстановку в новом районе не оправдаются. НА ГРУППУ НАДЕЙСЯ.. Если работаешь в группе промысловых судов, а пром - обстановка крайне сложна, ча­ сто меняется, то необходимо, конечно, учитывать общее мнение о ходе промысла. Од­ нако относиться к нему, мне своего они флота или нет), и внимательно следить за их работой, требовать от своих помощников, чтобы они в любой момент знали, где эти суда, в какой части группы, какие уловы имеют, по каким глубинам ходят или водят трал. Как правило, такими трау­ лерами командуют инициатив­ ные капитаны, которые хоро­ шо чувствуют ход промысла, знают особенности района, грамотно и эффективно ис­ пользуют гидроакустические приборы, работают хорошо настроенными тралами. Например, показания бы­ ли хорошими, заходы тоже, а улова нет. Вывод вроде бы прост — хандрит трал. Однако на выбранном судне та же картина... Значит, дело не в трале. Возможно, какая-то мелкая рыба подала ложную тревогу и просеялась сквозь сетное полотно. И здесь снова хотелось бы подчеркнуть: хочешь добиться успеха — относись ко времени как к великой ценности. По­ терянный час — это потерян­ ная рыба, которую никогда и ничем не восполнишь. Ошиб­ ся матрос — теряются мину­ ты, ошибся штурман — теря­ ются часы, ошибся капитан или старший мастер добычи — теряются сутки. В 60-х го д ах на с у д а х т р а ­ л о в ого ф лота п р и работе д о н­ н ы м и тр ал а м и вели б ор ьб у за с о кр а щ е н и е врем ени на с п у с к а х и по д ъ ем а х тр ал а , у ч и ты в а л и ко л и ч е ство т а к на ­ зы в а е м ы х за в ер то в, п о те р и вре м ен и. Р асчет бы л п р о ст: чем дольш е трал в воде, тем бол ьш е ул о вы и, стало б ы ть, в ы ш е с уто чн а я п р о и з в о д и ­ те л ьн ость. С освоением р а з н о гл у б и н ­ но го лова и ух у д ш е н и е м с ы ­ рьевой базы , ко гд а п о и с к р ы ­ бы стал за н и м а ть м н о го вре­ м ени, борьба за « на ки е -то 5 — 10 м и н у т» вроде бы и не им еет о соб о го з н а ч е н и я , од­ н а ко п р и п р и ц е л ь н о м тр а л е ­ нии на м ел них к о с я к а х эти м и н у т ы к а к раз и р еш а ю т: б ы ть или не б ы ть ул о в у. З а ­ д е р ж а л ся со с п у с ко м трала — и суд н о п р о хо д и т над к о с я ­ ком . Н ачина й все сначал а. Вот и по л уча е тся: м и н у т ы з а д е р ж ки пр и в о д я т к часо вы м по тер я м врем ени, а это у ж е чувств и те л ьн о . П оэтом у к а п и ­ та н д о л ж е н п о с то я н н о н а б л ю ­ дать за работой п а л уб н ой ко м а н д ы . СПИ В КАЮТЕ, КАПИТАН На мой взгляд, капитан должен стараться выходить на каждый спуск-подъем* трала и тренировать с р о й глазомер: сравнивая в тече­ ние некоторого времени записи на поисковом прибо­ ре, «заходы» на самописце ИГЭК с поднимаемыми уло­ вами, всегда м ож но опреде­ лить на глаз количество ры­ бы в трале и' не допускать перелова. Для этой цели на некото­ рых судах установлен специ­ альный прибор «Улов». Но им, как правило, не пользу­ ются, поскольку он далек от совершенства. Итак, что же дает трени­ ровка глазомера? По углу распора, вибрации ваеров м ож но оценить работу досок (если доска идет устойчиво, вибрация ровная). Далее. Во время подъема трала по объячейке опреде­ ляются перекосы трала, про­ висы дели, неправильная сшивка частей. При завер- тах один ваер задраен туже, чем второй, и опять ж е это мож но определить, нажав на ваер руками сверху вниз. Есть еще немало призна­ ков, по которым могут опре­ делить работу трала капи­ тан, мастера добычи, имею ­ щие большой практический опыт. Зная эти признаки, мож но быстро найти и уста­ новить недостатки в работе орудий лова. К ром е того, 'у ж е одно то, что капитан на мостике, дисциплинирует и вахтенного штурмана, и чле­ нов палубной команды, а решительное ег.о вмешатель­ ство в неправильные дейст­ вия вахтенного штурмана или мастера добычи мож ет пре­ дотвратить большие потери времени. Н апр и м ер , п о р з а н трал. С та р ш и й м астер д о б ы чи до­ кл ад ы ва е т. что р е м о н т за йм е т 25 — 30 м и н у т, п е р е хо д с т р а ­ ла на трал — 20 м и н у т . В а х­ те н н ы й ш ту р м а н , н а к п р а в и ­ ло, со гл аш ае тся . Здесь к а к раз и н у ж н о в м еш а ться к а п и ­ т а н у и опре д е л ить, д е й с т в и ­ те л ьн о ли р ем о нт за й м е т 25 м и н у т или больш е. Если есть со м н е н и я на этот сч е т, необ­ хо д им о дать ко м а н д у о пе ре ­ ходе на д р у го й тр ал , зна я, что то чн о ,, через 20 м и н у т о р уд и е лова будет го то в о к с п у с к у . О д н ако нел ьзя к а п и т а н у вхо д и ть и в д р у гу ю к р а й ­ но сть — д не ва ть и но чев а ть на м о с ти ке , с п а ть в те л о ­ гр е й к е в ш т у р м а н с ко й р уб ке . От т а ко го « п р и с у тс тв и я » п о л ь ­ зы м ало. Если к а п и т а н в ы х о ­ д и т на м о с т и к, он д о л ж е н б ы ть а кт и в е н , раб о то спосо б е н. И последнее, на чем хоте­ лось бы остановиться в этой статье. Капитан должен ис­ пользовать всю технику и приборы, какие есть на бор­ ту судна. Например, разно­ глубинным тралом без при­ боров контроля (ИГЭК и ФНР-400) работать просто не­ мыслимо. Однако при лове донным тралом применяют их немногие капитаны, хотя, как показывает опыт, пользу эти приборы приносят большую на облове хека, ледяной и других донных видов рыб. Особенно при работе дон­ ными тралами в новых, неис­ следованных промысловых районах, когда часто случа­ ются аварии с орудиями ло­ ва: порывы нижней подборы, обрывы нижних, верхних ка­ белей и т. п. Своевременно определить все эти повреждения доволь­ но трудно: под воду ведь не заглянешь. Траление продол­ жается, трал рвется и рвет­ ся, а время уходит впустую. И здесь как раз хорошую помощь может оказать при­ бор ФНР-400. При раскрытии трала 12 метров «мертвая зона» прибора составляет около 6 метров, и по остав­ шемуся -просвету м ож но на­ блюдать заходы рыбы в трал. Это очень удобно... Помогает прибор также определить температуру воды в придон­ ном слое. Если температура опустилась до нуля, то ясно: рыбы здесь быть не может и продолжать траление нет никакого смысла. 12 августа 1883 года! РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz