Рыбный Мурман. 1983 г. Август.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Экономическое обозрение ТРУДНЫЙ ПЕРЕВАЛ Половина пути пройдена в нынешней пятилетке. Для тру жеников Северного бассейна путь этот пролегает через труд ный перевал. Чтобы преодолеть его, нужно приложить не мало усилий. Коллективы флотов и береговых предприятий сверх плана двух с половиной лет выработали на 52 миллиона рублей то варной продукции. Перевыполнены также задания по произ водству копченой рыбы, консервов и пресервов. Однако допущено отставание по выпуску пищевой рыбной продукции. Сказалось отчасти ухудшение видового состава сырья: значительно меньше добываем мы сейчас трески, пикши, путассу. Дело осложняется тем, что нет достаточно точных прогно зов об основных объектах промысла. И потому расстанавли вать флот приходится порой, рассчитывая на опыт прошлых лет и интуицию. Отсюда большие потери, связанные не толь ко с отсутствием сырьевой базы, но и с переходами. Скажем, в нынешнем году полностью не оправдались прогнозы в районах облова путассу, окуня, трески. А ведь там были сосредоточены довольно крупные группы судов. И наоборот — вопреки всем «научным ожиданиям», отлично ло вилась ледяная рыба. Все более настоятельно заявляет о себе так называемая ремонтная проблема. Ожидание ремонта уже растянулось на 10 тысяч судо-суток. Считайте. 27 траулеров не работали в те чение года! В бассейне продолжает ощущаться острая нехватка транс портов. Как результат, только в первом полугодии было ото звано в порт 142 судна. Пробежка «по зеленой» такого вну шительного каравана, конечно, обошлась недешево. К тому же из-за дефицита транспортов промысловики не могут развернуться «во всю ширь», поскольку приходится ис кусственно ограничивать масштабы промысла. С большим напряжением выполнен план семи месяцев по производству товарной и стоимости пищевой продукции. Вы рос долг по добыче и производству рыбных товаров. Основ ные добывающие флоты нашей области — траловый и объеди нение «Мурманрыбпром» — не выполнили план тех же семи месяцев по всем основным показателям. На состоявшемся недавно совете директоров ВРПО «Сев- рыба» был разработан вариант расстановки судов, который, как предполагается, должен решить судьбу плана текущего года и года будущего. Сейчас делается все для того, чтобы более организован но, чем в прошлом году, начать мойвенную путину. Ее старт должен быть мощным и быстрым. Поскольку осенью мойва обильно питается калянусом, ну жно стараться искать концентрации непитающейся рыбы. Все крупнотоннажные суда, которые примут участие в мойвенной путине, необходимо оснастить сортировочными ма шинами. Отбор рыбы поможет решить проблемы ее сбыта и, что очень важно, улучшить стоимостные показатели. Предстоящая передислокация флота не будет успешно проведена, если ее не подкрепить дополнительными мерами, направленными на ускорение выхода судов из ремонта. И потому уже сейчас нужно критически пересмотреть планы, проследить за тем, чтобы графики ремонта органично «вписа лись» в схему промысловой деятельности. Что касается транспортных проблем, то здесь крайне трудно обойтись без помощи Минрыбхоза СССР. Очень важно, чтобы в мойвенную путину, образно говоря, всегда гостеприимно и широко были распахнуты для Экипа жей промысловых и транспортных судов двери морского рыб ного порта. Следует особо отметить, что для выполнения плана года и пятилетки у тружеников бассейна есть реальная основа. На смену старым приходят новые траулеры, которые строят для нас корабелы братских социалистических стран. Достаточно сказать, что удельный вес отслуживших свой век промысло вых судов снизится к концу пятилетки с 20 до шести про центов. Неплохими темпами продвигается сейчас и ремонт больших морозильных траулеров типа «Алтай». Нужно только устранить недостатки, о которых речь шла выше, сделать все для того, чтобы обязательное выполнение плана стало привычным делом для руководителей флотов и береговых предприятий, командиров всех участков производ ства. Ведь ожидать, что сырьевая баз* улучшится, пока нет ос нований. И, стало быть, рассчитывать надо прежде всего на свои внутренние резервы. Такие, как дальнейшее совершен ствование бригадных форм организации и стимулирования труда, его нормирования. Нельзя забывать и об укреплении дисциплины. В первом полугодии 1983 года нарушений трудовой дис циплины в «Севрыбе» стало меньше, но они еще есть. В ча стности, ощутимы потери, которые наносят прогульщики. К сожалению, «инициаторами» недобрых дел становятся нередко командиры производства. Например, в управлениях «Севрыбхолодфлот» и «Севрыбпромразведка» ряды наруши телей из числа комсостава выросли почти вдвое. На заседании совета директоров «Севрыбы» решено было проводить собрания тружеников бассейна, на которых руково дящие работники, ИТР, командный состав будут вместе с ра бочими и моряками анализировать материалы недавно про шедшего Пленума ЦК КПСС. Один раз в неделю на судах и береговых предприятиях будут проводиться идеологические планерки. Речь пойдет о состоянии воспитательной работы и трудовой дисциплины в коллективах. Таким образом, разработан широкий план наступления на упущения и недостатки, осложняющие положение в бас сейне. Насколько успешно он будет выполнен — зависит от каждого. Отделы п р о м ы ш л е н н о го рыболовства и береговых пред п р и я ти й « Р ы б н о го Мурмана». Олег Владимирович Ковалев — слесарь БМРТ «Николай Куропаткин» управления «Севрыбпромразведка». 12 лет минуло, как он на флоте. Стаж, конечно, богатство, но не главное. Главное — отношение человека к делу, его жиз ненная позиция. Имя передовика занесено на судовую До- сЩ) Почета, он — член судового комитета профсоюза. Фото В. КОРЕЦКОГО. равнение - ни ннищтот Все новые адреса назы вает социалистическое со ревнование в честь 25-ле тия движения за коммуни стический труд. Инициаторами трудово го соперничества под деви зом «План трех лет пяти летки — к 13 октября» стали передовики объедине ния «Мурманская судо верфь» Викторов, Лифун- цай, Тимченко, Балязин, Тараканов и Юсупов, Их примеру последовали кол лективы одного цеха, четы рех участков, 25 бригад и десятки рабочих ведущих профессий. . Р. ГАФАРОВ, каш внешт. корр. ДАСТ ТОЛЧОК РАЗВИТИЮ У тружеников управления «Севгидрострой» побывали главный инженер проекта Териберских и ИоканьгскиЯ гидроэлектростанций С. Cj Смирнов и главный технолог проекта приливных электро* станций И. Н. Усачев. Они рассказали строителям о пер спективах развития гид р О т энергетики в области. Грандиозные задачи стоят перед севгидростроевцами в будущей пятилетке: на рекё Иоканьге предполагается на чать строительство уникаль ного энергетического ком п лекса, который включит в себя две гидроэлектростанг ции и одну приливную. Сооружение первой в СССР промышленной приливной станции мощностью 40 тысяч киловатт начнется в тридцати километрах от Мурманска, по наметкам ученых, в 1985 году. Параллельно будет ве стись и строительство гидро станций. Необычно то, что создание каскада будет осуществлять ся по морской схеме, то есть все необходимые грузы будут доставляться на стро ительную площадку через Мурманск, Архангельск и Волго-Балтийский канал. Энергетический комплекс на востоке Кольского полу острова даст мощный тол чок развитию пустынного ныне района области. В полувековой истории «Севгидростроя» примеров такого преобразования м ож но привести достаточно. Кас кады гидростанций на Ниве, Ковде, Вороньей, Териберке — это и новые поселки За- реченск, Зеленоборский, Ту манный, Причальный, Сереб рянский.,. Сейчас я заключительную стадию вступает строительст во Териберского каскада гидростанций. Недалек день, когда гид ростроители начнут о бж и вать новые, труднодоступные пока районы. В. ПЕТРОВ. П А Р А Д О К С Ы Почти полвека назад по явились первые суда, перед экипажами которых были поставлены необычные по тем временам задачи: поиск рыбных концентраций. Однако вплоть до сере дины 70-х годов делу это му никто особого значения не придавал, поскольку рыбы было везде достаточ но. А вот когда стали вво диться двухсотмильные зо ны, когда флоты стали на много мощней, а рыбные запасы скудней, вопрос о необходимости создания промысловой разведки, как говорят, назрел, тогда-то и родилась самостоятельная организация — управление «Севрыбпромразведка». И тут возникла довольно странная ситуация: все вроде бы понимают, на сколько важно и нужно организовать на научной основе поиск рыбных скоп лений. Ведь ныне ни один флот не может работать без а ргуме нтпрова нпых прогнозов промысловой об становки. Именно экипажи судов «Се&рыбиромразеед- ки» исследуют новые райо ны промысла и дают реко мендации для использова ния сырьевой базы и в них, и в уже «обжитых» местах. Но — парадокс — с пер вых дней создания «Сев- рыбпромразведки» и поны не отношение к этому уп равлению вызывает, мягко говоря, недоумение. В новую организацию передали старые траулеры. Моряков направляют в ос новном тех, кто печально отличился в других флотах. Да и это бы еще полбеды. Гораздо больше тревожило и тревожит другое — со кращенные штаты на судах. Если сравнить штатное расписание на БМРТ, ска жем, типа «Лесков» — а такие траулеры есть и у нас, и в других флотах, — то выяснится: на наших судах не положено четвер того штурмана и одного из официантов. Но ведь без четвертого помощника ка питана ставится под угрозу бе ^опасность мореплава ния, особенно при работе судна в экстремальных условиях, например, при поиске рыб ных концентраций в тяже лой ледовой обстановке или при одиночных плаваниях (вдали от группы судов) в неизвестных районах. А нет официанта — значит, оста ется без пищи ночная вах та. Естественно, эти дол жности «заполняются». Как? А за счет сокращения числа рыбообработчиков. Далее. Поскольку поис* ковая работа требует науч ного подхода, то в рейс уходят семь сотрудников ПИНРО: помощник капи тана по научной работе, три инженера и три техника. А капитан из-за этого вынуж ден отказаться от консерв ного мастера, машиниста рыбомучной установки и од ного из двух помощников мастера обработки рыбы. В результате всех этих «модернизаций» вместо се ми—восьми человек на вах ту на рыбофзбрику выходят три—четыре моряка, при чем по квалификации — это матросы второго класса и бесклассные. Механик- наладчик «параллельно» вырабатывает рыбную му ку, а старший механик — 12 августа 1983 года. рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz