Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.

ИЗ ИСТОРИИ ФЛОТА Россия по праву считается ?еликой морской державой. Она дала миру ледокол «Ер- Мак», подводную лодку, наша Страна была и родиной пер­ вого в мире теплохода — речного и морского... Во второй половине прош ­ лого столетия, совершенст­ вуя паровые машины, изоб­ ретатели подошли к идее двигателя с внутренним сго­ ранием топлива. Такой дви­ гатель впервые появился в России в 1884 году. Его соз­ дателем был офицер военно- морского флота О. С. Косто- вич. Это был первый бензи­ новый двигатель, и предназна­ чался он для дирижабля. Однако для судна нужен был такой двигатель, кото­ рый мог работать не на бен­ зине, а на болэе безопасном и дешевом топливе. Над его созданием работали многие русские и иностранные инже­ неры. Среди них нужно от-, метить русского конструктора Б. Г. Луцкого. В 1885 году он построил и успешно испытал газовый двигатель. Но и его нельзя было использовать на судне. Многие годы жизни отдал созданию двигателя внутрен­ него сгорания и немецкий инженер Рудольф Дизель, который в 1892 году получил патент на изобретенный им двигатель внутреннего сгора­ ния, названный позднее его именем. Впервые дизель был по­ строен в 1897 году. Одним из первых идею об использова­ нии его в качестве судового двигателя высказал в 1898 го­ ду известный русский про­ фессор К. П. Боклезский. А вскоре и в России на петербургском заводе «Л. Но­ бель» (ныне «Русский ди­ зель») по патенту стали стро­ ить четырехтактные неревер­ сивные двигатели мощностью 35 л. с. В 1901 году на Пути- Ловском заводе был постро­ ен и испытан 10-сильный бес- компрессорный двигатель, который в принципе мог быть установлен и на судне. Почти два года специалисты «Л. Нобеля» проводили боль­ шие конструкторские и тех­ нологические работы, направ­ ленные на совершенствование двигателя. Владелец завода, крупный промышленник и су­ довладелец Э. Л. Нобель, по­ лучив усовершенствованный специалистами завода дизель, решил построить три тепло­ хода. Для этого Сормовскому заводу, были заказаны баржи «Вандал»; «Сармат» и «Скиф», предназначенные для работы на линии Рыбинск—Петер­ бург. Дооборудование энер­ гетическими установками бы­ ло осуществлено непосредст­ венно на заводе. В мае 1903 года вступил в строй первый в мире тепло­ ход «Вандал». Он представ­ лял собой речной танкер грузоподъемностью 820 тонн. Судно имело длину 74,5 м, ширину — 9,5 м, скорость хода — 7,4 узла. Судоаая энергетическая установка (СЭУ) включала три трехци- линдроаых четырехтактных дизеля мощностью по 120 л. с, каждый с электрической передачей мощности на свой винт. Поэтому «Вандал» м ож ­ но считать и первым в мире дизель-электроходом. За «Ван­ далом» в 1904 году вступил в эксплуатацию «Сармат». При тех же, что и у «Вандала», измерениях, СЭУ была у «Сармата» совершенно иной. На судне установили два двигателя по 180 л. с. и два гребных винта, впервые ис­ пользовали разработанную в России новую систему элект­ ропередачи. На переднем хо­ ду двигатели работали непо­ средственно на винты, а для заднего хода использовалась электропередача. Новая уста­ новка оказалась экономичнее и удобнее в эксплуатации. Однако сложная и д орого­ стоящая электропередача, ко­ торая применялась на первых теплоходах, требовала совер­ шенствования. Итогом работы инженеров завода «Л. Нобель» при ак­ тивном участии члена прав­ ления «Товарищества нефтя­ ного производства братьев Нобель» инженера К. В. Ха- гелина явился первый в мире реверсивный четырехтактный трехцилиндровый двигатель мощностью 120 л. с. Такие двигатели впервые были уста­ новлены на буксире «Бело- мор» и подводной лодке Балтфлота «Минога». Кораб­ лестроители Коломенского за­ вода создали свою ориги­ нальную систему передачи мощности нереверсивных двигателей к винтам и коле­ сам — через муфту Р. А. Ко- рейво. В 1908 году завод построил первый в мире морской тан­ кер-теплоход «Дело» с дву­ мя дизелями по 500 л. с., вспомогательным двигателем мощностью 135 л. с. и муфта­ ми Корейво, Приступил к строительству теплоходов и Сормовский завод. Сначала «Русь», в 1913 году — «Да- нилиха», первый речной сухо­ грузный теплоход. За это же время завод «Русский дизель» построил двигатели для 43 теплоходов, Коломенский завод — для 34 судов. Дизели, поставляе­ мые Россией за границу, пользовались большим спро­ сом даже в Германии — на родине дизельного двигателя, где их называли «русскими двигателями». ...Профессор К. П. Боклев- ский на заре отечественного дизелестроения говорил: «Бу­ дущее русского судоходства принадлежит теплоходам». Сейчас, спустя 80 лет со времени постройки первого в мире теплохода «Вандал», можно констатировать, что пророческие слова русского профессора сбылись: более 90 процентов всех самоход­ ных судов на морском и реч­ ном транспорте Советского Союза составляют теплоходы, местом рождения первого из них является наша Родина. А. ГАВРИЛКЕВИЧ, старший инженер М урманского филиала ЦНИИ м орского флота. РЕШИЛ • ОБЪЯВЛЕНИЯ НА ЭКРАНАХ ГОРОДА И ОБЛАСТИ НОВЫЙ ЦВЕТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ « Д О М О И ! » Фильм — экранизация рассказа А . Платонова «В оз­ вращение», в основе сюжета — история возвращения с вой­ ны капитана Иванова. Автор сценария и режиссер — Г. Егназаров. В ролях: А. Михайлов, И. Купченко, Е. Васильева. Н'ШИ ПОЙТИ КИНО ТЕАТРЫ П р и г л а ш а е т универмаг «Волна» . В универмаг «Волна» поступили в продажу изделия из золота 583-й пробы: серьги, кольца с натуральными камн я­ ми, цепочки по цене от 130 руб. до 1425 руб.; наручные часы «Электроника-202», «Электроника-204», кварцевые — «.Слава», «Ч ай ка», « Р а к е т а » . К весенне-летнему сезону универмаг предлагает широ­ кий ассортимент детской одежды: демисезонные пальто, куртки из ткани болонья с 24 по 48 размер, платья для девочек шелковые и хлопчатобумажные различных фасонов. Время работы универмага: ежедневно с 10 час. до 21 час., перерыв с 14 час. до 15 час., в воскресенье — с 11 час. до 18 час. без перерыва. ПОСТУПИЛИ В ПРОДАЖУ радиолы «Элегия-102», «Мело­ дия-104», «Мелодия-105», «Ве­ га-323», автомагнитофон «Электрон-301», переносные кассетные магнитофоны «Со­ ната-211», «Парус-302» и м у­ зыкальный центр «Романтика- 115». С ПРОМЫСЛА- В ПОР Т . По сообщениям . диспет­ черских служб флотов, сегодня ожидается транс­ портный рефрижератор «Эрнст Тельман»; завтра: ПСТ-1354 «Д ву- реченек», ППР-809 «Пере- мыш ль», БМРТ -413 «По­ лярный», БМРТ-387 «Мыс Буденного», БМРТ-440 «Плутоний», транспортный рефрижератор «Полярные зори», танкер «Фиорд», БМРТ -436 «З арница»; 1 мая: БМРТ-359 «В н у­ ково»; 2 м ая: транспортный рефрижератор «Иван Айва­ зовский»; 3 м ая: ПСТ-1331 «З а к а ­ меней», рыбомучные базы «Р и га » и «Северодвинск»; 4 м ая: РТ -326 «Медно- гор ек», БМРТ-101 «Тында»; 5 мая: ПСТ-1317 «Крас- ноперекопск», БМРТ-242 «С вердловск», ПСТ-1330 «Клпнцы», «М УРМ А Н С К» (А в то о тв е тч и к: 4-52-88) 29 апреля: «В асилий Б усла­ ев» — в 10, 12, 14. 16. 21.20; заседание н и н о кл у б а «П оиск», прем ьера ф ильм а «Ж енаты й хо л о стя к» — в 1820; 30 ап- реля- «В асилий Буслаев» — в 10, 12, 14, 16, 17.45, 19 ЭО, 21.20; 3 — 5 мая: «Звезда и С м ерть Х о а ки на М урьеты » — в 14. 16. 17.45. 19.30, 21.50; «В асилий Буслаев» — в 10, 12. «РОДИНА» (А втоо тве тчи к* 5-25-47) 29 — 30 апреля: «В окзал для двоих» — в 10. 13, 16, 18.40, 21.15: «К со кр о в и щ а м а в и а ка ­ тастроф ы » — в 9.40. 11.30, 13.20, 15.10, 17. 18:45, 20.30, 22; 1— 2 мая: «В окзал для дво­ их» _ в 10. 13, 16, 18.40, 21".15; «О рленок» — в 9 40; «Ж е нские рад ости и печали» — в 11.30. 13.20, 15.10. 17. 18.45. 20.30. 22.15; 3 —4 мая: «Ж е на ты й х о л о стя к» — в 9.40. 11.30, 13.20. 15.10, 17, 18.45. '20.30, 22.15; «Вокзал для двоих» — в 10. 16.30, 19.15; «Ж е нские радости и пе­ чали» — в 12.45, 14.45, 22; 5 — 9 мая: «Ж енаты й холо стяк» — в 9.40. 11 30, 13.20. 15.10, 17, 18.45. 20 30, 22.15; «П риказ; перейти гр а н и ц у » — в 10, 12 14, 16, 18.15, 20.15, 22.10. «М ИР» й (А в тоо тв е тч и к: 3-17-88) 29 апреля: « К р асн ы е коло­ кола», ф ильм второй «Я видел р ож д ение н о вого мира» — в 11.30, 16; «Ч еловек, ко то р ы й з а кр ы л город» — в 10. 14; прем ьера ф ильм а «П риказ: пе рейти гр а н и ц у » — в 18.40; « Э кипа ж » — в 21.10; 30 апре­ ля: «Красны е ко л око ла » , фильм второй «Я видел рож дение нового мира» — в 11.30. 16; «Ч еловек, ко то р ы й за кр ы л го­ род» — в 10. 14. 21.10; «Эки- п а ж » — в 18.30; 1— 2 мая: «Кр асн ы е ко л о ко л а » , фильм второй «Я видел р ож д ен и е но­ вого мира» — в 16; «Человек, ко то р ы й з а кр ы л город» — в 11.30, 21.10; « Э ки па ж » — в 13.20. 18.30; 3 — 5 мая; «Пра­ восудие для всех» — в 12. 14, 16, 17.40, 19.30. 21.40; «Вар­ варин день» — в10. «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» (А в то о тв е тч и к: 6-22-37) С 29 апреля по 1 мая: «С лу-V К чай в ква д р ате 36-80» — в 10, 11.30, 13, 14.30, 16, 17.30, 19.15, 21.15; «Кто с ту ч и тс я в дверь ко мне» — в 10.15, 12.15, 14.15, 16.15, 18.15, 20, 21.45; 2 — 5 мая: «В о кза л для двоих» — в 10, 12, 13, 16, 18.15, 18.45, 21, 21.30; «П реди­ словие к битве» — в 10.15, 14.45, 16.30. «АВРО РА» (А в то о тв е тч и к: 3-80-74) 29 апреля: « Б ереги те м уж . чин!» — в 14, 16, 17.50, 19.40, 21.30; 1— 2 мая: «Берегите м у ж ч и н !» — в 14.30, 16.30, 19, 21; 3 — 4 мая: « С куп о й » — в 14.30, 16.30, 19; «Где-то плачет иволга» — в 21; 5 мая: «С ку­ пой» — в 14.30, 16.30. 19, 2 1 . ^ «УТЕС» (А в то о тв е тч и к: 5-13-28) 29 — 30 апрел я: «Я зы ческая м адонна» — в 19, 21.20; 1—2 м ая; « Я зы че ская м адонна» — в 16, 18. 20; 1 м ая: «Паруса м оего детства» — в 14.30; 2 мая: «В о лш е б ник» — в 14.30; 4 мая: «Ж ила-бы ла курочка» — в 10.30; 4 — 5 мая: «Не было печали» — в 19, 21.20. М ЕН ЯЮ *** д в у х ко м н а т н у ю квартиру 29 кв. м (ко м н а ты изолиро­ ванны е) на две о д ноком нат­ ны е K B aptnpbi, О бращ аться по адресу: Мур­ м а н ск, ул. М арата, д. 21, не. 28 (после 19 часов). редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ$)Ь Мурманская областная типография, г. Мурманск, ул. К, Маркса, 18. «Рыбный Мурман», Индекс 52832, Тираж 16350. Зак. 2782. ПН-08878. 183027, Мурманск, ул. Павлова, 21 (второй этаж]. ТЕЛЕФОНЫ: приемная редактора — 6-53 61; заместитель ре­ дактора — 6-67-03; ответственный секретарь — 6-2S-37. ОТДЕЛЫ: партийной жизни и пропаганды — 6-67-03; береговых предприятий — 6-62-15; промышленного рыболовства — 6-13-59; писем — 6-44-78; культуры и быта, информации и спорт* — 6-02*93. давд..!-' ■ 1 » л » 1 щи». , т - " - . ц 11и ..... . - - "

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz