Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.
ИЗ ИСТОРИИ ФЛОТА Россия по праву считается ?еликой морской державой. Она дала миру ледокол «Ер- Мак», подводную лодку, наша Страна была и родиной пер вого в мире теплохода — речного и морского... Во второй половине прош лого столетия, совершенст вуя паровые машины, изоб ретатели подошли к идее двигателя с внутренним сго ранием топлива. Такой дви гатель впервые появился в России в 1884 году. Его соз дателем был офицер военно- морского флота О. С. Косто- вич. Это был первый бензи новый двигатель, и предназна чался он для дирижабля. Однако для судна нужен был такой двигатель, кото рый мог работать не на бен зине, а на болэе безопасном и дешевом топливе. Над его созданием работали многие русские и иностранные инже неры. Среди них нужно от-, метить русского конструктора Б. Г. Луцкого. В 1885 году он построил и успешно испытал газовый двигатель. Но и его нельзя было использовать на судне. Многие годы жизни отдал созданию двигателя внутрен него сгорания и немецкий инженер Рудольф Дизель, который в 1892 году получил патент на изобретенный им двигатель внутреннего сгора ния, названный позднее его именем. Впервые дизель был по строен в 1897 году. Одним из первых идею об использова нии его в качестве судового двигателя высказал в 1898 го ду известный русский про фессор К. П. Боклезский. А вскоре и в России на петербургском заводе «Л. Но бель» (ныне «Русский ди зель») по патенту стали стро ить четырехтактные неревер сивные двигатели мощностью 35 л. с. В 1901 году на Пути- Ловском заводе был постро ен и испытан 10-сильный бес- компрессорный двигатель, который в принципе мог быть установлен и на судне. Почти два года специалисты «Л. Нобеля» проводили боль шие конструкторские и тех нологические работы, направ ленные на совершенствование двигателя. Владелец завода, крупный промышленник и су довладелец Э. Л. Нобель, по лучив усовершенствованный специалистами завода дизель, решил построить три тепло хода. Для этого Сормовскому заводу, были заказаны баржи «Вандал»; «Сармат» и «Скиф», предназначенные для работы на линии Рыбинск—Петер бург. Дооборудование энер гетическими установками бы ло осуществлено непосредст венно на заводе. В мае 1903 года вступил в строй первый в мире тепло ход «Вандал». Он представ лял собой речной танкер грузоподъемностью 820 тонн. Судно имело длину 74,5 м, ширину — 9,5 м, скорость хода — 7,4 узла. Судоаая энергетическая установка (СЭУ) включала три трехци- линдроаых четырехтактных дизеля мощностью по 120 л. с, каждый с электрической передачей мощности на свой винт. Поэтому «Вандал» м ож но считать и первым в мире дизель-электроходом. За «Ван далом» в 1904 году вступил в эксплуатацию «Сармат». При тех же, что и у «Вандала», измерениях, СЭУ была у «Сармата» совершенно иной. На судне установили два двигателя по 180 л. с. и два гребных винта, впервые ис пользовали разработанную в России новую систему элект ропередачи. На переднем хо ду двигатели работали непо средственно на винты, а для заднего хода использовалась электропередача. Новая уста новка оказалась экономичнее и удобнее в эксплуатации. Однако сложная и д орого стоящая электропередача, ко торая применялась на первых теплоходах, требовала совер шенствования. Итогом работы инженеров завода «Л. Нобель» при ак тивном участии члена прав ления «Товарищества нефтя ного производства братьев Нобель» инженера К. В. Ха- гелина явился первый в мире реверсивный четырехтактный трехцилиндровый двигатель мощностью 120 л. с. Такие двигатели впервые были уста новлены на буксире «Бело- мор» и подводной лодке Балтфлота «Минога». Кораб лестроители Коломенского за вода создали свою ориги нальную систему передачи мощности нереверсивных двигателей к винтам и коле сам — через муфту Р. А. Ко- рейво. В 1908 году завод построил первый в мире морской тан кер-теплоход «Дело» с дву мя дизелями по 500 л. с., вспомогательным двигателем мощностью 135 л. с. и муфта ми Корейво, Приступил к строительству теплоходов и Сормовский завод. Сначала «Русь», в 1913 году — «Да- нилиха», первый речной сухо грузный теплоход. За это же время завод «Русский дизель» построил двигатели для 43 теплоходов, Коломенский завод — для 34 судов. Дизели, поставляе мые Россией за границу, пользовались большим спро сом даже в Германии — на родине дизельного двигателя, где их называли «русскими двигателями». ...Профессор К. П. Боклев- ский на заре отечественного дизелестроения говорил: «Бу дущее русского судоходства принадлежит теплоходам». Сейчас, спустя 80 лет со времени постройки первого в мире теплохода «Вандал», можно констатировать, что пророческие слова русского профессора сбылись: более 90 процентов всех самоход ных судов на морском и реч ном транспорте Советского Союза составляют теплоходы, местом рождения первого из них является наша Родина. А. ГАВРИЛКЕВИЧ, старший инженер М урманского филиала ЦНИИ м орского флота. РЕШИЛ • ОБЪЯВЛЕНИЯ НА ЭКРАНАХ ГОРОДА И ОБЛАСТИ НОВЫЙ ЦВЕТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ « Д О М О И ! » Фильм — экранизация рассказа А . Платонова «В оз вращение», в основе сюжета — история возвращения с вой ны капитана Иванова. Автор сценария и режиссер — Г. Егназаров. В ролях: А. Михайлов, И. Купченко, Е. Васильева. Н'ШИ ПОЙТИ КИНО ТЕАТРЫ П р и г л а ш а е т универмаг «Волна» . В универмаг «Волна» поступили в продажу изделия из золота 583-й пробы: серьги, кольца с натуральными камн я ми, цепочки по цене от 130 руб. до 1425 руб.; наручные часы «Электроника-202», «Электроника-204», кварцевые — «.Слава», «Ч ай ка», « Р а к е т а » . К весенне-летнему сезону универмаг предлагает широ кий ассортимент детской одежды: демисезонные пальто, куртки из ткани болонья с 24 по 48 размер, платья для девочек шелковые и хлопчатобумажные различных фасонов. Время работы универмага: ежедневно с 10 час. до 21 час., перерыв с 14 час. до 15 час., в воскресенье — с 11 час. до 18 час. без перерыва. ПОСТУПИЛИ В ПРОДАЖУ радиолы «Элегия-102», «Мело дия-104», «Мелодия-105», «Ве га-323», автомагнитофон «Электрон-301», переносные кассетные магнитофоны «Со ната-211», «Парус-302» и м у зыкальный центр «Романтика- 115». С ПРОМЫСЛА- В ПОР Т . По сообщениям . диспет черских служб флотов, сегодня ожидается транс портный рефрижератор «Эрнст Тельман»; завтра: ПСТ-1354 «Д ву- реченек», ППР-809 «Пере- мыш ль», БМРТ -413 «По лярный», БМРТ-387 «Мыс Буденного», БМРТ-440 «Плутоний», транспортный рефрижератор «Полярные зори», танкер «Фиорд», БМРТ -436 «З арница»; 1 мая: БМРТ-359 «В н у ково»; 2 м ая: транспортный рефрижератор «Иван Айва зовский»; 3 м ая: ПСТ-1331 «З а к а меней», рыбомучные базы «Р и га » и «Северодвинск»; 4 м ая: РТ -326 «Медно- гор ек», БМРТ-101 «Тында»; 5 мая: ПСТ-1317 «Крас- ноперекопск», БМРТ-242 «С вердловск», ПСТ-1330 «Клпнцы», «М УРМ А Н С К» (А в то о тв е тч и к: 4-52-88) 29 апреля: «В асилий Б усла ев» — в 10, 12, 14. 16. 21.20; заседание н и н о кл у б а «П оиск», прем ьера ф ильм а «Ж енаты й хо л о стя к» — в 1820; 30 ап- реля- «В асилий Буслаев» — в 10, 12, 14, 16, 17.45, 19 ЭО, 21.20; 3 — 5 мая: «Звезда и С м ерть Х о а ки на М урьеты » — в 14. 16. 17.45. 19.30, 21.50; «В асилий Буслаев» — в 10, 12. «РОДИНА» (А втоо тве тчи к* 5-25-47) 29 — 30 апреля: «В окзал для двоих» — в 10. 13, 16, 18.40, 21.15: «К со кр о в и щ а м а в и а ка тастроф ы » — в 9.40. 11.30, 13.20, 15.10, 17. 18:45, 20.30, 22; 1— 2 мая: «В окзал для дво их» _ в 10. 13, 16, 18.40, 21".15; «О рленок» — в 9 40; «Ж е нские рад ости и печали» — в 11.30. 13.20, 15.10. 17. 18.45. 20.30. 22.15; 3 —4 мая: «Ж е на ты й х о л о стя к» — в 9.40. 11.30, 13.20. 15.10, 17, 18.45. '20.30, 22.15; «Вокзал для двоих» — в 10. 16.30, 19.15; «Ж е нские радости и пе чали» — в 12.45, 14.45, 22; 5 — 9 мая: «Ж енаты й холо стяк» — в 9.40. 11 30, 13.20. 15.10, 17, 18.45. 20 30, 22.15; «П риказ; перейти гр а н и ц у » — в 10, 12 14, 16, 18.15, 20.15, 22.10. «М ИР» й (А в тоо тв е тч и к: 3-17-88) 29 апреля: « К р асн ы е коло кола», ф ильм второй «Я видел р ож д ение н о вого мира» — в 11.30, 16; «Ч еловек, ко то р ы й з а кр ы л город» — в 10. 14; прем ьера ф ильм а «П риказ: пе рейти гр а н и ц у » — в 18.40; « Э кипа ж » — в 21.10; 30 апре ля: «Красны е ко л око ла » , фильм второй «Я видел рож дение нового мира» — в 11.30. 16; «Ч еловек, ко то р ы й за кр ы л го род» — в 10. 14. 21.10; «Эки- п а ж » — в 18.30; 1— 2 мая: «Кр асн ы е ко л о ко л а » , фильм второй «Я видел р ож д ен и е но вого мира» — в 16; «Человек, ко то р ы й з а кр ы л город» — в 11.30, 21.10; « Э ки па ж » — в 13.20. 18.30; 3 — 5 мая; «Пра восудие для всех» — в 12. 14, 16, 17.40, 19.30. 21.40; «Вар варин день» — в10. «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» (А в то о тв е тч и к: 6-22-37) С 29 апреля по 1 мая: «С лу-V К чай в ква д р ате 36-80» — в 10, 11.30, 13, 14.30, 16, 17.30, 19.15, 21.15; «Кто с ту ч и тс я в дверь ко мне» — в 10.15, 12.15, 14.15, 16.15, 18.15, 20, 21.45; 2 — 5 мая: «В о кза л для двоих» — в 10, 12, 13, 16, 18.15, 18.45, 21, 21.30; «П реди словие к битве» — в 10.15, 14.45, 16.30. «АВРО РА» (А в то о тв е тч и к: 3-80-74) 29 апреля: « Б ереги те м уж . чин!» — в 14, 16, 17.50, 19.40, 21.30; 1— 2 мая: «Берегите м у ж ч и н !» — в 14.30, 16.30, 19, 21; 3 — 4 мая: « С куп о й » — в 14.30, 16.30, 19; «Где-то плачет иволга» — в 21; 5 мая: «С ку пой» — в 14.30, 16.30. 19, 2 1 . ^ «УТЕС» (А в то о тв е тч и к: 5-13-28) 29 — 30 апрел я: «Я зы ческая м адонна» — в 19, 21.20; 1—2 м ая; « Я зы че ская м адонна» — в 16, 18. 20; 1 м ая: «Паруса м оего детства» — в 14.30; 2 мая: «В о лш е б ник» — в 14.30; 4 мая: «Ж ила-бы ла курочка» — в 10.30; 4 — 5 мая: «Не было печали» — в 19, 21.20. М ЕН ЯЮ *** д в у х ко м н а т н у ю квартиру 29 кв. м (ко м н а ты изолиро ванны е) на две о д ноком нат ны е K B aptnpbi, О бращ аться по адресу: Мур м а н ск, ул. М арата, д. 21, не. 28 (после 19 часов). редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ$)Ь Мурманская областная типография, г. Мурманск, ул. К, Маркса, 18. «Рыбный Мурман», Индекс 52832, Тираж 16350. Зак. 2782. ПН-08878. 183027, Мурманск, ул. Павлова, 21 (второй этаж]. ТЕЛЕФОНЫ: приемная редактора — 6-53 61; заместитель ре дактора — 6-67-03; ответственный секретарь — 6-2S-37. ОТДЕЛЫ: партийной жизни и пропаганды — 6-67-03; береговых предприятий — 6-62-15; промышленного рыболовства — 6-13-59; писем — 6-44-78; культуры и быта, информации и спорт* — 6-02*93. давд..!-' ■ 1 » л » 1 щи». , т - " - . ц 11и ..... . - - "
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz