Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.

1НШШ 1Ш 1111ШШ111ШШ1!ШШ11ШШ11ШШИШШШи111ШШ1Ш111111111П1Н11Ш1Ш1ШШ1Ш»Ш1|ШП1тШЖ11ЖШИ11ПтйШНЖадШШШ1ШШШШ1ШШйИНШ1МтШ1 БЕСЕДА С У В Л Е Ч Е Н Н Ы М Ч Е Л О В Е К О М к морю. Живописный тот обрыв запомнился на всю жни!ь. Срочную службу проходил на Черноморском флоте. Как-то группа моло­ дых моряков отправилась на экскурсию в Феодосию. Там их -повели в галерею И. Ай­ вазовского. Это была пер­ вая в его ж и зн и встреча с Искусством. Потом началась война. Он сражался на Черном мо­ ре. А в Мурманск приехал уже в пятидесятом. Здесь бравый черноморский моря­ чок и пустил свои корни. Обзавелся семьей. Стал рыбаком. Жена Софья Васильевна растила двух дочек. Выросли хорошие де­ вочки, выучились, получили высшее образование, ' обза­ велись своими семьями. “Се­ годня уже внуки Василия Кононовича п Софьи Ва­ сильевны учатся в вузах. А они, уже дедушка и бабушка, остались одни. Жи­ вут в небольшой одноком­ натной квартире, чистой п не загроможденной вещами, украшают которую лишь фо­ тографии внуков. Любого, кто на зайдет, Софья Ва­ сильевна, радушная и весе­ лая хозяйка, начинает уго­ щать разными вкусными разностями. А «самого» до­ ма застать трудно. Он — в И как он прекрасен! Как величественно и грозно мо­ ре! Как красив наш север­ ный край — об этом рас­ сказывают удивительные ра­ боты этого художника. Описывать картину, так же как музыкальное про­ изведение или стихи, — бесполезный труд! Их надо видеть. Но из работ Со- ломашенко увидеть можно немногое. Потому что вы­ ставлялся десяток-другой полотен. Остальные же ле­ жат в «сарае». И у Василия Кононовича, человека, по словам жены, тихого и незлобивого, за всю жизнь, кажется, ни ра- ,зу не повысившего голос, грустнеют глаза. Он водит от одной работы к другой и торопливо «рас­ сказывает сюжет». — Вот это «Тяжелое траление». Вот, видите, суд­ но в тяжелом крене. А это — «Последний подъем». Тут как волной вдарило в скулу, и кранцы отдали... Ну, это «Последние сети» называется. Тут кухтыли туда пошли, а волна опять как вдарила... А это я по­ шел тут в лес за грибами. Утром. Часа в четыре. За Ленинградское шоссе, И увидел вот это. Ну, вот, ду­ маю, ну и ну... В а с я л я й С OJIO М ЛШ ЕШ Ж ® I БЕЗ ИСКУССТВА Ж И Т Ь Н Е Л Ь З Я Р е й с , д ливш и йся не­ сколько месяцев, на­ конец закончился. БыЛо так приятно вновь ощутить под ногами твердь род­ ной земли. Двое молодых парней, сдружившихся за время этого' рейса, нетороп­ ливо брели по Мурманску. Позади остались все заботы и хлопоты. Впереди яге не­ ясно и размыто маячила од­ на цель — как провести эти несколько свободных день­ ков! Ничего, кроме рестора­ на. придумать пока не мог­ ли. Но это вечером. А до него нужно было как-то убить время. Забрели в ка­ кой-то подъезд. В двери од­ ной из квартир увидели за­ бытые хозяевами ключи. И... совершили грабеж. Взя­ ли то, на чем остановился взгляд, — золотое колечко, сувенирную сигаретницу, еще какие-то пустячки, Задержали их едва ли не на следующий день. II суд­ но, на котором начиналась их биография, ушло в море без них. Крепкие молодые парни, находясь, как говорится, в здравом уме и твердой па­ мяти, просто так, не думая, поставили на своей биогра­ фии жирный черный крест. Как сложится их жизнь в дальнейшем — неизвестно. Случай этот, происшед­ ший в нашем городе два года назад, неожиданно при­ шел на память во время первой встречи с Василием Кононовичем Соломашенко. Старожил Мурманска, вете­ ран войны, ’ двадцать лет проплававший на судах ры­ боловного флота, он удивля­ ет несоответствием возраста и тем, как выглядит. Невы­ сокий, крепко сложенный, с ясным взглядом по-детски голубых, доверчивых глаз. Трудно было поверить в то. цто ему пошел семидесятый год. Он молод, несмотря на оставшийся уже позади Долгий и длинный жизнен­ ный путь. Молод и полон сил. Секрет же прост — ему, кажется, никогда не было скучно, никогда он не маялся бездельем, никогда не стоял перед ним такой для многих, к сожалению, обыденный и именно этой обыденностью своей страш­ ный вопрос — как убить время. Свободное время. Все больше и больше становится его у нас. Растет число по­ сещений библиотек и музе­ ев, в областной филармонии «обрывают» телефоны во время гастрольных выступ­ лений приезжих «звезд», трудно, не позаботившись заранее о билетах, вечером попасть в кино пли театр. Но в то нее время не умень­ шается продажа спиртного, не пустуют в нашем моло­ дом и красивом городе мед­ вытрезвители, не ползет вниз кривая количества дел, которые разбирают мурман­ ские юристы, тех дел,' кото­ рые совершаются в абсо­ лютном большинстве случа­ ев людьми, не умеющими распорядиться своим досу­ гом, а в конечном счете — и своей судьбой. Василий Кононович рос в многодетной семье в г. Ту­ апсе. Жили просто. Мать растила восьмерых детей. Отец работал Дети помога­ ли кто чем мог. Маленький Вася, например, пас коз. Облазил с ними все город­ ские окрестности, пока не добрался до дачи, где жил художник Киселев. Дача стояла на высоком, обрыви­ стом холме который отве­ сной стеноп почти пятнде- сятиметровой высоты падал «сарае» Сарай не сарай « • на­ звать всяко можно, но боль­ ше он все же напоминает небольшую художественную студию. В стене два огром­ ных окна. А внутри — от Пола до потолка — картины. Зайдешь — и остано­ вишься на пороге от неожи­ данности, Бьет со стены тя­ желой зеленой массой вал морской воды. Низко-низко нависло над ним хмурое не­ бо, по которому несутся темные, рваные тучи. И ря­ дом — то же море. Но только спокойное, холодное, наше северное море. Глубо­ кий вечер, И лишь красно­ ватые огоньки рыбацких су­ дов поблескивают на вол­ нах. Переводишь взгляд с полотна на полотно и узна­ ешь Мурманский порт, ок­ рестности города. И вновь море. Зимнее, летнее, спо­ койное и разъяренное осен­ ним штормом, И почти вез­ де — рыбацкие суда. Двадцать лет плавал на рыболовных судах В. К. Со­ ломашенко. И все двадцать лет копил он в душе это богатство, которое позже, словно отстоявшись и вы­ кристаллизовавшись в душе его, хлынуло на загрунто­ ванный холст. Никто никогда не учил его рисовать. ' Но работы его дилетантскими не назовешь. В них есть то, что являет­ ся главным, основополагаю­ щим для художника - жи­ вописца, — настроение, ат­ мосфера, в них ощущается душа художника. А это по­ важнее любой техники. По­ тому-то работы В. К. Соло­ машенко не раз признава­ лись лучшими на выставках самодеятельных художни­ ков. Посмотрите, как "неимо­ верно тяжел труд рыбака! ...А на картине ранний осенний рассвет. Веет от Нее холодным, влажным, на­ стоявшимся на горечи опав­ шей осенней листвы возду­ хом. И мурашки невольно ползут по коже. Чистая, прозрачная работа, хотя то­ на темные и насыщенные. Разве место ей тут, в са­ рае? — А куда ее деть? Ко­ му нужно? Он одаривает своими ра­ ботами всех, кого может. Родственники, родные и близкие, старые приятели, соседи, знакомые тех при­ ятелей и соседей украсили стены своих квартир рабо­ тами, вышедшими из «изо­ студии «Морской ягуар», как в шутку называет ее Соло­ машенко. Кто придет в этот дом второй раз — Софья Ва­ сильевна, ласково улыбаясь, достает аккуратно заверну­ тый в газету сверток. — Тут вот Вася вам кар­ тинку нарисовал. Уж не обижайте, примите. И начинает, пользуясь присутствием постороннего, сетовать на мужа, жалуется, что вот, мол, сколько уж она просит его сделать ко­ пню ее любимой картины «Девятый вал», а он все тя­ нет, все только обещает. А то расскажет, как недавно «захватил» он у нее две банки белил. Купилн-то все­ го пять и поделили. Три — на картины ему, две — на ремонт. А он все пять пере­ вел. Облака рисовал. Василий Кононович слу­ шал, молча улыбаясь, лег­ кий, быстрый говор жены, а уловив паузу, неторопливо вставляет что-нибудь о сво­ ем новом «эксперименте». Чувствуется, что нравится ему это до крайности. На­ писал, например, темное, Я » 2 з 3 £ ночное море в неясным си­ луэтом траулера вдали. Одно дело. А потом вдруг возьмет да повесит в небе тяжелую оранжевую луну. Это уже совсем другое. Раздвинет он тогда облака и протянет могущественной своей кистью по воде свет­ лую дорожку. Созидатель. И стоит, словно в стеклянном окошке, кусочек освещенно­ го небесным светилом моря в холодном сарае. Помочь бы ему надо. Вы­ тащить все это богатство из холодной мглы и повесить в большом зале, где сухой и теплый воздух, где — и это самое главное — увидят его море, и луны, и кораб­ ли внимательные и добрые человеческие глаза. Да что- то все не получается. Захо­ дил как-то человек из Сою­ за художников, походил, по­ смотрел да больше и не объявлялся. А вообще-то хороших, отзывчивых людей много. Рассказал один случай — негде было ему холст ку­ пить. Искал, искал — ну нет. Взяли да написали письмо на одну фабрику, где этот холст делают, мол, нельзя ли как-либо купить у вас. А через некоторое время приходит тяжеленная посылка. Холст прекрасного качества. И о деньгах ни слова. Ведь чужие совсем люди. Деньги они выслали. Но хочет еще Василий Ко­ нонович картину. свою по­ слать. На том холсте. Был бы членом Союза художников — не было б многих проблем. Да не по­ лучилось. Сначала воевал. Потом рыбу ловил, честно воевал и честно трудился. Вырастил детей. Написал немало хороших картин, многие из которых где у кого находятся — он и сам не вспомнит. И по-прежнему встает в 6 утра и идет в свой сарай, где плещется по стенам живое море его юности, его жизни. А пока пишет, моет кисти, грунтует холст, ско­ лачивает подрамник или де­ лает рамы — думает. И очень бывает интересно тог­ да с ним поговорить на ка­ кие-нибудь отвлеченные те­ мы. — Например, почему че­ ловек пишет книги, или стихи, или рисует? Потому что без искусства человек не может. Только через это, через творчество он себя утверждает человеком. Ма­ шину хорошо сделать — это разве не искусство? Стол краснодеревщик может т а ­ кой смастерить — как сти­ хи будет. Только надо най­ ти свою дорогу. И идти по ней не сворачивая. Пусть не получается сначала. Тя­ жело, трудно, а ты иди. Ра­ ботать будешь — все по­ лучится. — А еще ведь Вася сти­ хи пишет, — не удержива­ ется Софья Васильевна. — Покажи, Вася. Показывать, оказывается, нечего. И тогда Василий Ко­ нонович, не чинясь, доста­ ет школьную тетрадку и, раздвинув на столе чашки, пишет ' карандашом, что _ помнит. 5 А потом снова отправля- з ется в свой сарай. = — Вы что же, никогда не з устаете? Целый день-то, с Щ утра на ногах? з — Нет, — улыбается и з разводит руками, ■*- чего 5 тут уставать. Я привык. 5 — А не надоедает вам? з Скучно не бывает? 3 Брови моего собеседника > 5 ползут вверх. 5 — Да когда же скучать? 3 Некогда. 3 Т. АЛЕКСЕЕВА. 3 3 3 3 5 3 3 Ili lllllllli llli lllt llllli li lll l l N l l l l l l l i n i l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l || 1 ШММ 11111 Ш 1 И 1111 Н 1 Ш 11 П 1111 М Ш Щ | 111 ! Ш 111 Ш 11111 Ш 11111 Ш Ш 111111 Ш 1 М 11111 ! 1111111 Ш 11111111111 ! 1111111 Ш 1 М 111 Ш 11111 М 1111 Ш 11 Ш 11 Г 7 29 апреля 1983 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz