Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.
1НШШ 1Ш 1111ШШ111ШШ1!ШШ11ШШ11ШШИШШШи111ШШ1Ш111111111П1Н11Ш1Ш1ШШ1Ш»Ш1|ШП1тШЖ11ЖШИ11ПтйШНЖадШШШ1ШШШШ1ШШйИНШ1МтШ1 БЕСЕДА С У В Л Е Ч Е Н Н Ы М Ч Е Л О В Е К О М к морю. Живописный тот обрыв запомнился на всю жни!ь. Срочную службу проходил на Черноморском флоте. Как-то группа моло дых моряков отправилась на экскурсию в Феодосию. Там их -повели в галерею И. Ай вазовского. Это была пер вая в его ж и зн и встреча с Искусством. Потом началась война. Он сражался на Черном мо ре. А в Мурманск приехал уже в пятидесятом. Здесь бравый черноморский моря чок и пустил свои корни. Обзавелся семьей. Стал рыбаком. Жена Софья Васильевна растила двух дочек. Выросли хорошие де вочки, выучились, получили высшее образование, ' обза велись своими семьями. “Се годня уже внуки Василия Кононовича п Софьи Ва сильевны учатся в вузах. А они, уже дедушка и бабушка, остались одни. Жи вут в небольшой одноком натной квартире, чистой п не загроможденной вещами, украшают которую лишь фо тографии внуков. Любого, кто на зайдет, Софья Ва сильевна, радушная и весе лая хозяйка, начинает уго щать разными вкусными разностями. А «самого» до ма застать трудно. Он — в И как он прекрасен! Как величественно и грозно мо ре! Как красив наш север ный край — об этом рас сказывают удивительные ра боты этого художника. Описывать картину, так же как музыкальное про изведение или стихи, — бесполезный труд! Их надо видеть. Но из работ Со- ломашенко увидеть можно немногое. Потому что вы ставлялся десяток-другой полотен. Остальные же ле жат в «сарае». И у Василия Кононовича, человека, по словам жены, тихого и незлобивого, за всю жизнь, кажется, ни ра- ,зу не повысившего голос, грустнеют глаза. Он водит от одной работы к другой и торопливо «рас сказывает сюжет». — Вот это «Тяжелое траление». Вот, видите, суд но в тяжелом крене. А это — «Последний подъем». Тут как волной вдарило в скулу, и кранцы отдали... Ну, это «Последние сети» называется. Тут кухтыли туда пошли, а волна опять как вдарила... А это я по шел тут в лес за грибами. Утром. Часа в четыре. За Ленинградское шоссе, И увидел вот это. Ну, вот, ду маю, ну и ну... В а с я л я й С OJIO М ЛШ ЕШ Ж ® I БЕЗ ИСКУССТВА Ж И Т Ь Н Е Л Ь З Я Р е й с , д ливш и йся не сколько месяцев, на конец закончился. БыЛо так приятно вновь ощутить под ногами твердь род ной земли. Двое молодых парней, сдружившихся за время этого' рейса, нетороп ливо брели по Мурманску. Позади остались все заботы и хлопоты. Впереди яге не ясно и размыто маячила од на цель — как провести эти несколько свободных день ков! Ничего, кроме рестора на. придумать пока не мог ли. Но это вечером. А до него нужно было как-то убить время. Забрели в ка кой-то подъезд. В двери од ной из квартир увидели за бытые хозяевами ключи. И... совершили грабеж. Взя ли то, на чем остановился взгляд, — золотое колечко, сувенирную сигаретницу, еще какие-то пустячки, Задержали их едва ли не на следующий день. II суд но, на котором начиналась их биография, ушло в море без них. Крепкие молодые парни, находясь, как говорится, в здравом уме и твердой па мяти, просто так, не думая, поставили на своей биогра фии жирный черный крест. Как сложится их жизнь в дальнейшем — неизвестно. Случай этот, происшед ший в нашем городе два года назад, неожиданно при шел на память во время первой встречи с Василием Кононовичем Соломашенко. Старожил Мурманска, вете ран войны, ’ двадцать лет проплававший на судах ры боловного флота, он удивля ет несоответствием возраста и тем, как выглядит. Невы сокий, крепко сложенный, с ясным взглядом по-детски голубых, доверчивых глаз. Трудно было поверить в то. цто ему пошел семидесятый год. Он молод, несмотря на оставшийся уже позади Долгий и длинный жизнен ный путь. Молод и полон сил. Секрет же прост — ему, кажется, никогда не было скучно, никогда он не маялся бездельем, никогда не стоял перед ним такой для многих, к сожалению, обыденный и именно этой обыденностью своей страш ный вопрос — как убить время. Свободное время. Все больше и больше становится его у нас. Растет число по сещений библиотек и музе ев, в областной филармонии «обрывают» телефоны во время гастрольных выступ лений приезжих «звезд», трудно, не позаботившись заранее о билетах, вечером попасть в кино пли театр. Но в то нее время не умень шается продажа спиртного, не пустуют в нашем моло дом и красивом городе мед вытрезвители, не ползет вниз кривая количества дел, которые разбирают мурман ские юристы, тех дел,' кото рые совершаются в абсо лютном большинстве случа ев людьми, не умеющими распорядиться своим досу гом, а в конечном счете — и своей судьбой. Василий Кононович рос в многодетной семье в г. Ту апсе. Жили просто. Мать растила восьмерых детей. Отец работал Дети помога ли кто чем мог. Маленький Вася, например, пас коз. Облазил с ними все город ские окрестности, пока не добрался до дачи, где жил художник Киселев. Дача стояла на высоком, обрыви стом холме который отве сной стеноп почти пятнде- сятиметровой высоты падал «сарае» Сарай не сарай « • на звать всяко можно, но боль ше он все же напоминает небольшую художественную студию. В стене два огром ных окна. А внутри — от Пола до потолка — картины. Зайдешь — и остано вишься на пороге от неожи данности, Бьет со стены тя желой зеленой массой вал морской воды. Низко-низко нависло над ним хмурое не бо, по которому несутся темные, рваные тучи. И ря дом — то же море. Но только спокойное, холодное, наше северное море. Глубо кий вечер, И лишь красно ватые огоньки рыбацких су дов поблескивают на вол нах. Переводишь взгляд с полотна на полотно и узна ешь Мурманский порт, ок рестности города. И вновь море. Зимнее, летнее, спо койное и разъяренное осен ним штормом, И почти вез де — рыбацкие суда. Двадцать лет плавал на рыболовных судах В. К. Со ломашенко. И все двадцать лет копил он в душе это богатство, которое позже, словно отстоявшись и вы кристаллизовавшись в душе его, хлынуло на загрунто ванный холст. Никто никогда не учил его рисовать. ' Но работы его дилетантскими не назовешь. В них есть то, что являет ся главным, основополагаю щим для художника - жи вописца, — настроение, ат мосфера, в них ощущается душа художника. А это по важнее любой техники. По тому-то работы В. К. Соло машенко не раз признава лись лучшими на выставках самодеятельных художни ков. Посмотрите, как "неимо верно тяжел труд рыбака! ...А на картине ранний осенний рассвет. Веет от Нее холодным, влажным, на стоявшимся на горечи опав шей осенней листвы возду хом. И мурашки невольно ползут по коже. Чистая, прозрачная работа, хотя то на темные и насыщенные. Разве место ей тут, в са рае? — А куда ее деть? Ко му нужно? Он одаривает своими ра ботами всех, кого может. Родственники, родные и близкие, старые приятели, соседи, знакомые тех при ятелей и соседей украсили стены своих квартир рабо тами, вышедшими из «изо студии «Морской ягуар», как в шутку называет ее Соло машенко. Кто придет в этот дом второй раз — Софья Ва сильевна, ласково улыбаясь, достает аккуратно заверну тый в газету сверток. — Тут вот Вася вам кар тинку нарисовал. Уж не обижайте, примите. И начинает, пользуясь присутствием постороннего, сетовать на мужа, жалуется, что вот, мол, сколько уж она просит его сделать ко пню ее любимой картины «Девятый вал», а он все тя нет, все только обещает. А то расскажет, как недавно «захватил» он у нее две банки белил. Купилн-то все го пять и поделили. Три — на картины ему, две — на ремонт. А он все пять пере вел. Облака рисовал. Василий Кононович слу шал, молча улыбаясь, лег кий, быстрый говор жены, а уловив паузу, неторопливо вставляет что-нибудь о сво ем новом «эксперименте». Чувствуется, что нравится ему это до крайности. На писал, например, темное, Я » 2 з 3 £ ночное море в неясным си луэтом траулера вдали. Одно дело. А потом вдруг возьмет да повесит в небе тяжелую оранжевую луну. Это уже совсем другое. Раздвинет он тогда облака и протянет могущественной своей кистью по воде свет лую дорожку. Созидатель. И стоит, словно в стеклянном окошке, кусочек освещенно го небесным светилом моря в холодном сарае. Помочь бы ему надо. Вы тащить все это богатство из холодной мглы и повесить в большом зале, где сухой и теплый воздух, где — и это самое главное — увидят его море, и луны, и кораб ли внимательные и добрые человеческие глаза. Да что- то все не получается. Захо дил как-то человек из Сою за художников, походил, по смотрел да больше и не объявлялся. А вообще-то хороших, отзывчивых людей много. Рассказал один случай — негде было ему холст ку пить. Искал, искал — ну нет. Взяли да написали письмо на одну фабрику, где этот холст делают, мол, нельзя ли как-либо купить у вас. А через некоторое время приходит тяжеленная посылка. Холст прекрасного качества. И о деньгах ни слова. Ведь чужие совсем люди. Деньги они выслали. Но хочет еще Василий Ко нонович картину. свою по слать. На том холсте. Был бы членом Союза художников — не было б многих проблем. Да не по лучилось. Сначала воевал. Потом рыбу ловил, честно воевал и честно трудился. Вырастил детей. Написал немало хороших картин, многие из которых где у кого находятся — он и сам не вспомнит. И по-прежнему встает в 6 утра и идет в свой сарай, где плещется по стенам живое море его юности, его жизни. А пока пишет, моет кисти, грунтует холст, ско лачивает подрамник или де лает рамы — думает. И очень бывает интересно тог да с ним поговорить на ка кие-нибудь отвлеченные те мы. — Например, почему че ловек пишет книги, или стихи, или рисует? Потому что без искусства человек не может. Только через это, через творчество он себя утверждает человеком. Ма шину хорошо сделать — это разве не искусство? Стол краснодеревщик может т а кой смастерить — как сти хи будет. Только надо най ти свою дорогу. И идти по ней не сворачивая. Пусть не получается сначала. Тя жело, трудно, а ты иди. Ра ботать будешь — все по лучится. — А еще ведь Вася сти хи пишет, — не удержива ется Софья Васильевна. — Покажи, Вася. Показывать, оказывается, нечего. И тогда Василий Ко нонович, не чинясь, доста ет школьную тетрадку и, раздвинув на столе чашки, пишет ' карандашом, что _ помнит. 5 А потом снова отправля- з ется в свой сарай. = — Вы что же, никогда не з устаете? Целый день-то, с Щ утра на ногах? з — Нет, — улыбается и з разводит руками, ■*- чего 5 тут уставать. Я привык. 5 — А не надоедает вам? з Скучно не бывает? 3 Брови моего собеседника > 5 ползут вверх. 5 — Да когда же скучать? 3 Некогда. 3 Т. АЛЕКСЕЕВА. 3 3 3 3 5 3 3 Ili lllllllli llli lllt llllli li lll l l N l l l l l l l i n i l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l || 1 ШММ 11111 Ш 1 И 1111 Н 1 Ш 11 П 1111 М Ш Щ | 111 ! Ш 111 Ш 11111 Ш 11111 Ш Ш 111111 Ш 1 М 11111 ! 1111111 Ш 11111111111 ! 1111111 Ш 1 М 111 Ш 11111 М 1111 Ш 11 Ш 11 Г 7 29 апреля 1983 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz