Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.
СЕ О Б Р А З Ж И З Н И ~ С О В Е Т С К И Й дет человек, ему не знако мый. Так оно и оказалось. На пороге стоял высокий И сухопарый парень. Рябо ватое удлиненное лицо с ос татками загара, куцый пла щишко, старенькие брюкн и туфли не первой свежести — все это говорило о том, что вошел не моряк. Он да же не знал, что прежде чем войти в капитанскую каюту, чем для капитана: im- Вся канцелярия здесь. — Давайте лучше сядем, — предложил Владимир Александрович, — вижу я, что иначе разговора у нас не получится. ,, Парень оживился, располо жился в предложенном крес ле, глянул на стол, где ле жала пачка сигарет, и, полу чив разрешение, закурил. ше не позволило ему этого сделать. Он вспомнил, как поступал в Ломоносовское мореходное училище, как шел туда точно так же, без каких-либо знаний морского дела, но с твердой убежден ностью стать моряком. Ему это задалось. Он пе только стал моряком, но и встал на капитанский мостик корабля и, заметьте, не простого, а Особых дел у Владимира Александровича на корабле не было. Вахту нес под менный экипаж, и он С полным правом мог бы оста ваться дома. Да разве уси дишь, когда душа давно при кипела и к этой каюте, где умелые матросские руни со здали муляж камина, и к те лефонным звонкам судовых специалистов... Да и этот письменный стол настолько привычен, что каждую цара пину на стекле знаешь, а не только то, что лежит в ящиках. Лишь успел капитан учеб но-производственного судна «Борис Сафонов» снять плащ, в дверь каюты посту чали. Владимир Александ рович Гаврилов вышел в кабинет, придирчиво посмот релся в темные стекла книж ного шкафа и громко при гласил: — Войдите! Дверь каюты приоткры лась с осторожностью. Ка питан уже только поэтому догадался, что сейчас вой л м и ш нужно спросить па это раз решение. Владимир Алек сандрович выжидательно смотрел на парня, тот та- на капитана. — У вас дело ко мне или вы кого ищете? — не вы держал молчания Владимир ■ Александрович. — Мне бы капитана уви деть, — робко произнес при шелец. . — Вы его уже видите, — улыбнулся Гаврилов. — Те перь только осталось выяс нить, зачем он вам нужен. Парень неловко пожал плечами, улыбнулся и стал долго рыться в нагрудном кармане своего плаща. Он доставал какие-то бумажки, записные книжки, однако все это было не тем, чем он хотел удивить Владимира Александровича. Но вот, вконец растерявшись, он до стал санитарную книжку мо ряка и паспорт, пробурчав при этом скорее для себя, Тем временем капитан взял его документы, сел за рабо чий стол и принялся их изу чать. Ему уже одного взгля да хватило, чтобы понять не ожиданного визитера- Перёд ним сидел, как говорят мо: ряки, «ни рыба ни мясо», са мый обыкновенный бесклас- сный матрос, которого он, собственно, никуда не мог и пристроить. Однако началь ник отдела кадров почему-то выписал направление этом# парню именно на его судно. — И что мы будем де лать? — спросил Владимир Александрович. — Работать, — без за минки ответил новичок. — Кем и где? ' — Если б я знал... Куда поставите, там и буду... Капитан задумался. Пока зать этому бесклассному матросу, который ему и эки- пажу, по правде говоря, был не нужен, на порог?.. Но что-то шевельнувшееся в ду учебного, где ответственности несешь не только за судьбу моряков бывалых, но и не смышленышей - практикан тов с первых курсов море ходных училищ. Он еще раз глянул на парня. .Тот сидел, сжав ко лени, и старался аккуратно загасить окурок в вертящей ся пейельнице. Сделать stq ему никак не удавалось, Владимир Александрович улыбнулся.. — Что тебя в море го нит? Что ты в нем потеряй и что хочешь найти? — Как что? — искренне удивился новичок. — ХочУ ходить в море, хочу быть капитаном. Для того и в «вышку» поступал, да толь ко вот не поступил. Вот если б я сразу после армии пошел. Точно попал бы. А я домой, ка Кубань, махнул по демобилизации да подза держался там малость. Но ничего, на следующий год поступлю обязательно. «Да, — думалось капита ну, — не перевелись все- таки романтики моря». И перед его взором вдруг встал ученик 36-й мурманской школы Николай Охотин. Над этой школой экипаж учебно - производственного судна «Борис Сафонов» шефствует уже много лет. Но вот что странно: сколько раз Владимир Александро вич с моряками ходил по классам, читал лекции и рас сказывал ребятам о море, а Николая не замечал. Он не бчень-то верил, что ребят его рассказы возьмут за душу, мурманчане почему-то в мо ре не торопятся... А тут, в последнем рейсе, подходит к нему парнишка и спраши вает, помнит ли его капитан. А затем откровенно призна ётся, что хочет водить ко рабли. Ну и па здоровье, таких море всегда примет. Может, и вот этого, сидяще го перед ним бывшего сол дата оно тоже не оттолкнет» |1о что с ним делать? Долж- ностн-то нет... Матросом-уборщиком пойдешь? •— спросил капи тан. —■ Пойду, но только щ одни рейс, — согласился па рень. — На большее и не на до. Рейс будет долгим, на второй класс успеешь сдать. Писать? — Пишите... Девять лет Владимир Александрович Гаврилов хо дит в море капитаном на учебно - производственном судне. «Борис Сафонов» уп равления «Ссврыбхолод- флот». Сотни молодых ребят прошли за это время прак тику на его транспортнике. С. ДАНИЛОВ, внешт. корр, «Рыбного Мурмана»; С Алексеем Степановичем Кильчевским я познакомил ся, когда меня направили на посолыю-свежьевой тра улер «Климовск». Капитан, честно говоря, показался че ресчур молодым, а следова тельно, и малоопытным, но позже пришлось изменить свое мнение. Мы шли из Клайпеды В Мурманск. Нам предстояло миновать мелководный, уз кий пролив в Балтийском море — Зунд. Как правило, здесь капитаны прибегают к помощи лоцманов, но на этот раз с лоцманом вышла за держка, и наш капитан ре шил вести судно самостоя тельно, опираясь на помощь старшего помощника да ло ции. И мы успешно минова ли Зунд, напичканный мно гочисленными судами. С тех пор прошло пять лет. Все эти годы я, боц ман, работаю под руковод ством Кильчевского. Пожа- луй, мы с ним единственные старожилы судна. За столь длительное время совместной работы, как мне кажется, узнал капитана и как чело века, и как судоводителя. Алексеи Степанович очень энергичен, но лишь тогда, когда это необходимо, ска жем, когда нужно настроить экипаж на хорошую работу, заразить своим энтузиаз мом. Но энтузиазм уступает место расчетливости, когда траулеру требуется передать груз на базу бесконтактным способом пли контактным. Здесь нужна величайшая ос торожность: чуть промах, не- дорасчет, и при швартовке к базе траулер может залететь под ее носовую часть или врезаться в часть кормовую; при бесконтактном способе передачи есть реальная опасность (и такое случа лось!) намотать на винт ва- к л п и к и * к н м ш в е ш ер, спущенный с плавбазы. Ну а что последует за этйЯ — объяснять не надо. Алексей Степанович Киль- чевскнй — из тех капита нов, кто начинал осваивать эти методы работы с база ми, и один из капитанов ПСТ, который освоил их блестяще. Это не только мое мнение, это мнение и капи- таиа-дпректора плавбазы «Сергей Василисин» А. И. Улатова, с коллективом ко торого мы работаем в на стоящее время. Расскажу об одной швар товке. Мойвснная путина нача лась далеко не блестяще, и, чтобы ПСТ и база не про стаивали, нас перевели на донные породы. Окунь вначале не шел как надо. Подъемы были не велики, но траулеров не сколько, и вкупе они могли обеспечить плавбазу сырь ем. А для того чтобы ее рыбофабрика не простаива ла, необходимо до миниму ма сократить время шварто вок, передачи уловов — сы рье должно поступать не прерывно, и, желательно, пе редавать его надо контакт ным методом. Тогда сырье минует многочисленные тран спортеры, поступит на фаб рику базы, как говорится, из первых рук. По мы пред полагаем, а погода рас полагает. И вот мы подхо дим к базе. Море спокойным не назовешь. Можно, конеч но, передать улов бескон тактно, так спокойнее, но если передать контактно, ка чество рыбы будет лучше. Посоветовавшись, капита ны решают — пришварто вывать ПСТ. Кильчевский, в шапке, ту лупе, стоит у левой откры той дверп рулевой рубкн. И следа нет от живости харак тера — весь внимание капи тан. Траулер приближается к плавбазе под углом, и, ког да до ее борта остается де сяток метров, уже идем па раллельно, уравняв скорос ти и медленно сближаясь. Такой режим выдержать не легко — ПСТ, очень остой чивое судно, то зарывается носом в”волну, то вскидыва ет его так, что у нас, приго товившихся к швартовке ры баков, захватывает дух. Но словно невидимыми и проч ными нитями подтягивается наш траулер к борту базы и именно так, что касается кранцевой защиты «Сергея Василисина» всем корпусом. Но это еще не все, нужно пару минут удержать трау лер в этом положении, что» бы палубным матросам ус петь закрепить носовые швартовные концы. Потом Кильчевский осаживает 11СТ чуть назад, крепятся концу; кормовые, и все. Швартовкал на которую ушло всего 1 $ минут, закончилась, начшф ется спорая передача улова. Но, бывает, так взбеситсд море, что ни о какой швар товке н думать не приходив ся. Да что далеко ходить, возьмем, к примеру, январи, Кувыркало нас здорово nO'ii Tii целый месяц, бывалый моряки и то чувствовал!} себя неважно, не говоря уж о молодых. Но работать на до! И работали. II старались без задержек передавать’ уловы на плавбазу «Сергей Василисин» бесконтактно. А этот способ, пожалуй, требу ет еще большего капитан ского умения, особенно если передача контейнеров с оку нем идет ночыо. И вот спущен с базы ва- ер. Плав, который поддер живает его и груз, переда ваемый нам с базы, едва виден в волнах. С помощью лебедок на плавбазе стара ются облегчить нам задачу. Включают мощный прожек тор. Это и хорошо и плохо. С одной стороны, заметить плав сейчас полегче, с дру гой — прожектор слепит гла за. Что стоит немного оши биться капитану, подводя пляшущее на волнах судно к ваеру?! Но ни разу за время работы контактно и бесконтактно не было У Кильчевского просечек, не было и на этот раз. Летит 4 нашего борта «кошка», и че рез пару минут плав и груз у нас на борту. Еще не сколько минут—и заскользи ли по слипу траулера кон тейнеры с рыбой. Операция прошла очень быстро, в об щей сложности за полчаса. А предыдущий ПСТ сдавал свой улов бесконтактным способом полдня. Чувствует наш капитан судно, крайне осторожен, но точен, отдавая команды ру левому матросу, механикам нет. Годы можно удачно капи- танствовать, но чуть перена- деялся на собственный опыт и на опыт подчиненных — и не простит море ошибки. У Алексея Степановича Киль чевского ошибок и послабле ний ни к себе, пи к штур манам не было. А. ПСЮКОВСКИЙ, боцман ПСТ «Климовск» Мурманского тралового флота. 29 апреля t983 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz