Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.

СЕ О Б Р А З Ж И З Н И ~ С О В Е Т С К И Й дет человек, ему не знако­ мый. Так оно и оказалось. На пороге стоял высокий И сухопарый парень. Рябо­ ватое удлиненное лицо с ос­ татками загара, куцый пла­ щишко, старенькие брюкн и туфли не первой свежести — все это говорило о том, что вошел не моряк. Он да­ же не знал, что прежде чем войти в капитанскую каюту, чем для капитана: im- Вся канцелярия здесь. — Давайте лучше сядем, — предложил Владимир Александрович, — вижу я, что иначе разговора у нас не получится. ,, Парень оживился, располо­ жился в предложенном крес­ ле, глянул на стол, где ле­ жала пачка сигарет, и, полу­ чив разрешение, закурил. ше не позволило ему этого сделать. Он вспомнил, как поступал в Ломоносовское мореходное училище, как шел туда точно так же, без каких-либо знаний морского дела, но с твердой убежден­ ностью стать моряком. Ему это задалось. Он пе только стал моряком, но и встал на капитанский мостик корабля и, заметьте, не простого, а Особых дел у Владимира Александровича на корабле не было. Вахту нес под­ менный экипаж, и он С полным правом мог бы оста­ ваться дома. Да разве уси­ дишь, когда душа давно при­ кипела и к этой каюте, где умелые матросские руни со­ здали муляж камина, и к те­ лефонным звонкам судовых специалистов... Да и этот письменный стол настолько привычен, что каждую цара­ пину на стекле знаешь, а не только то, что лежит в ящиках. Лишь успел капитан учеб­ но-производственного судна «Борис Сафонов» снять плащ, в дверь каюты посту­ чали. Владимир Александ­ рович Гаврилов вышел в кабинет, придирчиво посмот­ релся в темные стекла книж­ ного шкафа и громко при­ гласил: — Войдите! Дверь каюты приоткры­ лась с осторожностью. Ка­ питан уже только поэтому догадался, что сейчас вой­ л м и ш нужно спросить па это раз­ решение. Владимир Алек­ сандрович выжидательно смотрел на парня, тот та- на капитана. — У вас дело ко мне или вы кого ищете? — не вы­ держал молчания Владимир ■ Александрович. — Мне бы капитана уви­ деть, — робко произнес при­ шелец. . — Вы его уже видите, — улыбнулся Гаврилов. — Те­ перь только осталось выяс­ нить, зачем он вам нужен. Парень неловко пожал плечами, улыбнулся и стал долго рыться в нагрудном кармане своего плаща. Он доставал какие-то бумажки, записные книжки, однако все это было не тем, чем он хотел удивить Владимира Александровича. Но вот, вконец растерявшись, он до­ стал санитарную книжку мо­ ряка и паспорт, пробурчав при этом скорее для себя, Тем временем капитан взял его документы, сел за рабо­ чий стол и принялся их изу­ чать. Ему уже одного взгля­ да хватило, чтобы понять не­ ожиданного визитера- Перёд ним сидел, как говорят мо: ряки, «ни рыба ни мясо», са­ мый обыкновенный бесклас- сный матрос, которого он, собственно, никуда не мог и пристроить. Однако началь­ ник отдела кадров почему-то выписал направление этом# парню именно на его судно. — И что мы будем де­ лать? — спросил Владимир Александрович. — Работать, — без за­ минки ответил новичок. — Кем и где? ' — Если б я знал... Куда поставите, там и буду... Капитан задумался. Пока­ зать этому бесклассному матросу, который ему и эки- пажу, по правде говоря, был не нужен, на порог?.. Но что-то шевельнувшееся в ду­ учебного, где ответственности несешь не только за судьбу моряков бывалых, но и не­ смышленышей - практикан­ тов с первых курсов море­ ходных училищ. Он еще раз глянул на парня. .Тот сидел, сжав ко­ лени, и старался аккуратно загасить окурок в вертящей­ ся пейельнице. Сделать stq ему никак не удавалось, Владимир Александрович улыбнулся.. — Что тебя в море го­ нит? Что ты в нем потеряй и что хочешь найти? — Как что? — искренне удивился новичок. — ХочУ ходить в море, хочу быть капитаном. Для того и в «вышку» поступал, да толь­ ко вот не поступил. Вот если б я сразу после армии пошел. Точно попал бы. А я домой, ка Кубань, махнул по демобилизации да подза­ держался там малость. Но ничего, на следующий год поступлю обязательно. «Да, — думалось капита­ ну, — не перевелись все- таки романтики моря». И перед его взором вдруг встал ученик 36-й мурманской школы Николай Охотин. Над этой школой экипаж учебно - производственного судна «Борис Сафонов» шефствует уже много лет. Но вот что странно: сколько раз Владимир Александро­ вич с моряками ходил по классам, читал лекции и рас­ сказывал ребятам о море, а Николая не замечал. Он не бчень-то верил, что ребят его рассказы возьмут за душу, мурманчане почему-то в мо­ ре не торопятся... А тут, в последнем рейсе, подходит к нему парнишка и спраши­ вает, помнит ли его капитан. А затем откровенно призна­ ётся, что хочет водить ко­ рабли. Ну и па здоровье, таких море всегда примет. Может, и вот этого, сидяще­ го перед ним бывшего сол­ дата оно тоже не оттолкнет» |1о что с ним делать? Долж- ностн-то нет... Матросом-уборщиком пойдешь? •— спросил капи­ тан. —■ Пойду, но только щ одни рейс, — согласился па­ рень. — На большее и не на­ до. Рейс будет долгим, на второй класс успеешь сдать. Писать? — Пишите... Девять лет Владимир Александрович Гаврилов хо­ дит в море капитаном на учебно - производственном судне. «Борис Сафонов» уп­ равления «Ссврыбхолод- флот». Сотни молодых ребят прошли за это время прак­ тику на его транспортнике. С. ДАНИЛОВ, внешт. корр, «Рыбного Мурмана»; С Алексеем Степановичем Кильчевским я познакомил­ ся, когда меня направили на посолыю-свежьевой тра­ улер «Климовск». Капитан, честно говоря, показался че­ ресчур молодым, а следова­ тельно, и малоопытным, но позже пришлось изменить свое мнение. Мы шли из Клайпеды В Мурманск. Нам предстояло миновать мелководный, уз­ кий пролив в Балтийском море — Зунд. Как правило, здесь капитаны прибегают к помощи лоцманов, но на этот раз с лоцманом вышла за­ держка, и наш капитан ре­ шил вести судно самостоя­ тельно, опираясь на помощь старшего помощника да ло­ ции. И мы успешно минова­ ли Зунд, напичканный мно­ гочисленными судами. С тех пор прошло пять лет. Все эти годы я, боц­ ман, работаю под руковод­ ством Кильчевского. Пожа- луй, мы с ним единственные старожилы судна. За столь длительное время совместной работы, как мне кажется, узнал капитана и как чело­ века, и как судоводителя. Алексеи Степанович очень энергичен, но лишь тогда, когда это необходимо, ска­ жем, когда нужно настроить экипаж на хорошую работу, заразить своим энтузиаз­ мом. Но энтузиазм уступает место расчетливости, когда траулеру требуется передать груз на базу бесконтактным способом пли контактным. Здесь нужна величайшая ос­ торожность: чуть промах, не- дорасчет, и при швартовке к базе траулер может залететь под ее носовую часть или врезаться в часть кормовую; при бесконтактном способе передачи есть реальная опасность (и такое случа­ лось!) намотать на винт ва- к л п и к и * к н м ш в е ш ер, спущенный с плавбазы. Ну а что последует за этйЯ — объяснять не надо. Алексей Степанович Киль- чевскнй — из тех капита­ нов, кто начинал осваивать эти методы работы с база­ ми, и один из капитанов ПСТ, который освоил их блестяще. Это не только мое мнение, это мнение и капи- таиа-дпректора плавбазы «Сергей Василисин» А. И. Улатова, с коллективом ко­ торого мы работаем в на­ стоящее время. Расскажу об одной швар­ товке. Мойвснная путина нача­ лась далеко не блестяще, и, чтобы ПСТ и база не про­ стаивали, нас перевели на донные породы. Окунь вначале не шел как надо. Подъемы были не­ велики, но траулеров не­ сколько, и вкупе они могли обеспечить плавбазу сырь­ ем. А для того чтобы ее рыбофабрика не простаива­ ла, необходимо до миниму­ ма сократить время шварто­ вок, передачи уловов — сы­ рье должно поступать не­ прерывно, и, желательно, пе­ редавать его надо контакт­ ным методом. Тогда сырье минует многочисленные тран­ спортеры, поступит на фаб­ рику базы, как говорится, из первых рук. По мы пред­ полагаем, а погода рас­ полагает. И вот мы подхо­ дим к базе. Море спокойным не назовешь. Можно, конеч­ но, передать улов бескон­ тактно, так спокойнее, но если передать контактно, ка­ чество рыбы будет лучше. Посоветовавшись, капита­ ны решают — пришварто­ вывать ПСТ. Кильчевский, в шапке, ту­ лупе, стоит у левой откры­ той дверп рулевой рубкн. И следа нет от живости харак­ тера — весь внимание капи­ тан. Траулер приближается к плавбазе под углом, и, ког­ да до ее борта остается де­ сяток метров, уже идем па­ раллельно, уравняв скорос­ ти и медленно сближаясь. Такой режим выдержать не­ легко — ПСТ, очень остой­ чивое судно, то зарывается носом в”волну, то вскидыва­ ет его так, что у нас, приго­ товившихся к швартовке ры­ баков, захватывает дух. Но словно невидимыми и проч­ ными нитями подтягивается наш траулер к борту базы и именно так, что касается кранцевой защиты «Сергея Василисина» всем корпусом. Но это еще не все, нужно пару минут удержать трау­ лер в этом положении, что» бы палубным матросам ус­ петь закрепить носовые швартовные концы. Потом Кильчевский осаживает 11СТ чуть назад, крепятся концу; кормовые, и все. Швартовкал на которую ушло всего 1 $ минут, закончилась, начшф ется спорая передача улова. Но, бывает, так взбеситсд море, что ни о какой швар­ товке н думать не приходив ся. Да что далеко ходить, возьмем, к примеру, январи, Кувыркало нас здорово nO'ii Tii целый месяц, бывалый моряки и то чувствовал!} себя неважно, не говоря уж о молодых. Но работать на­ до! И работали. II старались без задержек передавать’ уловы на плавбазу «Сергей Василисин» бесконтактно. А этот способ, пожалуй, требу­ ет еще большего капитан­ ского умения, особенно если передача контейнеров с оку­ нем идет ночыо. И вот спущен с базы ва- ер. Плав, который поддер­ живает его и груз, переда­ ваемый нам с базы, едва виден в волнах. С помощью лебедок на плавбазе стара­ ются облегчить нам задачу. Включают мощный прожек­ тор. Это и хорошо и плохо. С одной стороны, заметить плав сейчас полегче, с дру­ гой — прожектор слепит гла­ за. Что стоит немного оши­ биться капитану, подводя пляшущее на волнах судно к ваеру?! Но ни разу за время работы контактно и бесконтактно не было У Кильчевского просечек, не было и на этот раз. Летит 4 нашего борта «кошка», и че­ рез пару минут плав и груз у нас на борту. Еще не­ сколько минут—и заскользи­ ли по слипу траулера кон­ тейнеры с рыбой. Операция прошла очень быстро, в об­ щей сложности за полчаса. А предыдущий ПСТ сдавал свой улов бесконтактным способом полдня. Чувствует наш капитан судно, крайне осторожен, но точен, отдавая команды ру­ левому матросу, механикам нет. Годы можно удачно капи- танствовать, но чуть перена- деялся на собственный опыт и на опыт подчиненных — и не простит море ошибки. У Алексея Степановича Киль­ чевского ошибок и послабле­ ний ни к себе, пи к штур­ манам не было. А. ПСЮКОВСКИЙ, боцман ПСТ «Климовск» Мурманского тралового флота. 29 апреля t983 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz