Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ В Мурманском мореходном училище имени И. И. Меся­ цев;» состоялась методическая конференция, посвященная проблемам подготовки специалистов-судоводителей в этом учебном заведении. В ее работе приняли участие препода­ ватели училища, работники служб мореплавания флотов ВРПО «Севрыба», капитаны. Сегодня мы публикуем заметки нашего корреспондента с этой конференции. Е Р И М УЛЕР? При регистрации нам вме­ сте с программой выдали блокноты. Обычные. Только на обложке — маленькая серебристая бумажка с ко­ лонкой цифр: дата, коорди­ наты училища (географиче­ ская широта и долгота), время начала конференции. Эти данные каждый мог сверить с пульсирующими ярко-зелеными цифрами на экране судовой спутниковой аппаратуры — рядом стоит прибор. Такие же приборы стоят на мостиках многих рыболовных судов. Ну а -этот, что в зале, ми­ гая зелеными огоньками, как бы напоминал: вот с каким сложным оборудованием мо­ рякам приходится иметь де­ ло. Да, требования к спе­ циалистам теперь неизмери­ мо возросли, сложное обо­ рудование сложнее ведь "'об­ служивать. А вот уровень подготовки судоводителей, к сожалению, нередко оставля­ ет желать лучшего. Об этом говорил на ‘кон­ ференции главный капитан «Ссвгосрыбфлотн н с п е к- ции» В. Д. Погуц. За 5 лет (с 1973 по 3982 год) в Се­ верном бассейне произошло 83 аварии, 35 из них — на­ вигационного " характера. Флотам нанесен ущерб на 2881,6 . тысячи рублей, . а простой судов составил ) 060 судо-суток. * «Авторами» семи аварий навигационного характера стали бывшие выпускники Мурманского мореходного училища. Основная причина — пренебрежение к Уставу службы на судах рыбной промышленности и к другим документам. регламентиру­ ющим основы безопасного плавания. Молодые судоводители часто не умеют’ правильно •применить на практике тео­ ретические знания, получен­ ные в училище, — . подчер­ кнул Борис Дмитриевич. — II особенно в аварийных си­ туациях. Вот потому надо готовить выпускников. ру­ ководствуясь не только принципом «надо знать», но л уметь использовать полу­ ченные знания. Из учили­ щ а. должны выходить имен­ но помощники капитанов, безупречно владеющие нор­ мативными документами, а не просто штурманы. II чув­ ство ответственности необ­ ходимо воспитывать в сте­ нах училища. И в этом по­ могло бы детальное исследо­ НА ОКЕАНСКОМ ПРОСТОРЕ. Фото Б. ЩУКИНА. вание аварий: почему они произошли, какие были по­ следствия, как были нака­ заны виновники? — . II еще одно; очень ва­ жное пожелание, — сказал в заключение В. Д. Погуц. — Морская практика кур­ сантов должна проходить на мостике,1а не в трюме, не на рыбофабрнке. I Гередко ведь капитаны отдают рас поражение отправить ‘ прак­ тикантов на обработку ры­ бы. В результате училище получает с судна такой,* на­ пример, отзЫВ: '«Курсант Те- лов освоил специальность матроса-бункеровщика ». А речь идет о хорошем" кур­ санте судоводительского от­ деления. комсорге. Такой и многие другие печальные- примеры прохож­ дения практики на флотах привел замполит судоводи­ тельского отделения А . . К. Чекмарев. Та же мысль о качестве практики, о роли ее в ста­ новлении будущего судово­ дителя звучала в выступле­ ниях многих участников кон­ ференции. В частности, ка­ питан-наставник объедине­ ния «Мурманрыбпром» Г. II. Ерохин рекомендовал напра­ влять выпускников стажера­ ми вахтенных штурманов., а еще во время учебы •— по­ чаще встречаться с сотруд­ никами служб мореплавания флотов н наведываться на береговые радиолокацион­ ные станции «Раскат» И «Обзор», чтобы поучиться там нелегкой проводке су­ дов по Кольскому заливу. Выступление преподавате­ ля морского дела училища Е. М. Чевтаева было по­ священо очень важному ас­ пекту проблемы: как на­ учить будущих судоводите­ лей борьбе за живучесть судна? На учебном судне «Борис Сафонов» курсанты, как правило, просто наблю­ дают за-тем, как проводит­ ся судовая тревога, а уча­ стия в ией не принимают. Какой же прок от подобной практики? Причем шлюпоч­ ные учения вообще не про­ водятся, а ведь, штурману необходимо знать правила подхода— отхода . шлюпки от судна. Но практика практикой, а теоретические знания тоже должны быть на высоте. Не случайно начальник судоводительского отделе­ ния Ф . К. Горохов убеди­ тельно доказывал необходи­ мость не только изучения, но и сдачи на государствен­ ных экзаменах некоторых дисциплин. Например, кур­ санты должны свободно чи­ тать карты, быстро находить в лоциях необходимые- све­ дения, рассчитывать уровень воды при приливах и отли­ вах, определять по пособиям скорость и направление тече­ ний и т. д. Если курсанты будут готовиться к ответам на эти вопросы на государст­ венных экзаменах, знания их, несомненно, будут проч­ нее. Кроме того, надо: чтобы в курсовых работах чаще Появлялись. темы, связан­ ные с расчетами остойчиво­ сти судна, с анализом ава­ рий, происшедших от потери остойчивости. И, наконец, "проблема, к которой, 'кстати сказать, не раз обращался «Рыбный Мурман»: нравственное во­ спитание будущих специали­ стов (см. «РМ », 1983.-,Лв 15). Актуальность этой пробле­ мы подчеркивали почтя' все . выступавшие на кОнферёи- , ЦИН- . Например, преподаватель теории ’ устройства корабля А. М. Моисеева' говорила о том, что аварии судов про­ исходят не от низкой ква­ лификации - судоводителей, а чаще всего из-за HeiBbt- полнения ими инструкций. Ведь что стоит за пренебре- •женйем к этим норматив­ ным документам? Беспеч­ ность, самонадеянность, без­ ответственность, халатность и т. д. Короче, те пороки, которые искореняются имен­ но нравственным воспитани­ ем. Капитан - наставник Мур­ манского- морского рыбного порта Н, А. Кудряшов отме­ чал: «В последние годы уве­ личилась доля малоиннциа- тивиых. инертных специали­ стов. Дисциплина у них, как говорится, хромает. Вот и переходят они с флота на флот, ищут, где легче. А vтребования-то к ’.судоводите­ лям растут. Кроме высокой теоретической подготовки, сегодня штурману цеобходн- . мы любовь к своей профес­ сии, умение. работать с под­ чиненными». ’ И еще один важный во­ прос воспитания будущих специалистов привлек вним’а- ’ ниё участников кОнферен- ' цин: организация шефской . помощи флотов училищу. , . Ш еф ск ая. работа облегчи­ ла бы адаптацию выпускни­ ков училища в судовых кол­ лективах, считает преподава­ тель ММУ А. Я. Шустер. ■Пока у училища есть дого­ вор только с Мурманским траловым флотом, а надо создать комплекс * таких до­ говоров со вСеми флотами. Кроме того, неплохо было бы, продолжал А’виф Яков­ левич, . ввести со второго курса распределение курсан­ тов по флотам, чтобы на ка­ ждом из них 'знали. . что именно эти ребята придут сюда работать. А флотские специалисты могли бы конт­ ролировать учебу курсантов, помогать в их воспитании, содействовать .>плодотворной практике. • Кого хотелось бы ви­ деть на мостике современ­ ного траулера? — • говорил флагманский капитан Мур- Л ан ского тралового флота Н. Ф. Бахвалов. — Челове­ ка. выбравшего профессию моряка на всю жизнь, под­ готовленного к работе коман­ диром, способного решать вопросы, связанные со сло­ жными условиями современ- , ного рыболовства. На конференции было при- . нято решение, вобравшее в себя предложения его участ­ ников. . , ■ ...Аудитория опустела. А на аппарате судовой! спутни­ ковой связи продолжали пульсировать ‘ ярко-зеленые цифры, снова и снова напо­ миная: в век космической техники требования к спе­ циалистам очень высокие! И. БЕРЕЗЮК, наш спец. корр. П И Ш И Т Е Г Р А М О Т Н О ! Судовой журнал, как из­ вестно, единственный доку­ мент на судне, отражающий все основные события плава­ ния. Научиться квалифици­ рованно заполнять его — .де­ ло вроде и нехитрое, но и оно требует внимательности и ответственности. Ведь су­ довой журнал — юридиче­ ский документ. _ Какие же ошибки в запол­ нении журнала чаще всего допускают молодые судово­ дители? «Забывают» указать коли­ чество жидких грузов в тан­ ках, суточный расход и оста­ ток топлива и воды. Не за­ писывают данные о характе­ ре грунта при постановке судна на якорь. При плава­ нии в районе лоцманской проводки не называют фа­ милию лоцмана и компанию, которую он представляет. Не фиксируют основные ма­ невры -рулем и машиной во время швартовных операций. На переходах не указывают количество миль, пройден­ ных за вахту и за сутки. В конце вахты не записывают курс по магнитному компа­ су. Список этот можно про­ должить. Например, многие судоводители загромождают журнал малозначащими фра­ зами типа «по судну все благополучно» или «опреде­ лили место судна». Некото­ рые старательно фиксируют на каждой вахте показания всех работающих электро- радионавигационных прибо­ ров. Хотя, скажем, показа­ ния эхолота важно подчерк­ нуть лишь при плавании в узкости или в районе' ;с ма­ лыми глубинами, результа­ ты радиолокационного на­ блюдения — в условиях ог­ раниченной видимости или в районах интенсивного су­ доходства. Порой судоводители не знают, как отразить в жур­ нале конечный результат своих действий в течение вахты. Например, «Времен­ ное наставление по органи­ зации штурманской службы» рекомендует сличать курсо- указатели ,ежечасно, а при плавании в условиях ограни­ ченной видимости — каж­ дые тридцать минут. Но ведь это вовсе не означает, что штурман обязан пере­ писывать в журнал резуль­ таты сличений именно в эти интервалы времени, тем бо­ лее если данные не вызы­ вают у него сомнений. То же самое можно ска­ зать и о записях при стоян­ ке судна на якоре (Контро­ лировать надо каждые пол­ часа, а записывать можно и реже). II еще несколько замеча­ ний к ведению чернового журнала. . Каких-то определенных правил здесь нет. Но, руко­ водствуясь здравым смыс­ лом, надо этот журнал про­ нумеровать, прошнуровать, опечатать, заверить — ины­ ми словами, отнестись к ве­ дению его со всей ответст­ венностью. ■ Д. п о н я в и н . немсчцник капитана УТС «Буран» объединения «Мурманрыбпром» по на­ вигационному анализу. ЦДиняцкиидиц 2 апреля 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz