Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.
ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ В Мурманском мореходном училище имени И. И. Меся цев;» состоялась методическая конференция, посвященная проблемам подготовки специалистов-судоводителей в этом учебном заведении. В ее работе приняли участие препода ватели училища, работники служб мореплавания флотов ВРПО «Севрыба», капитаны. Сегодня мы публикуем заметки нашего корреспондента с этой конференции. Е Р И М УЛЕР? При регистрации нам вме сте с программой выдали блокноты. Обычные. Только на обложке — маленькая серебристая бумажка с ко лонкой цифр: дата, коорди наты училища (географиче ская широта и долгота), время начала конференции. Эти данные каждый мог сверить с пульсирующими ярко-зелеными цифрами на экране судовой спутниковой аппаратуры — рядом стоит прибор. Такие же приборы стоят на мостиках многих рыболовных судов. Ну а -этот, что в зале, ми гая зелеными огоньками, как бы напоминал: вот с каким сложным оборудованием мо рякам приходится иметь де ло. Да, требования к спе циалистам теперь неизмери мо возросли, сложное обо рудование сложнее ведь "'об служивать. А вот уровень подготовки судоводителей, к сожалению, нередко оставля ет желать лучшего. Об этом говорил на ‘кон ференции главный капитан «Ссвгосрыбфлотн н с п е к- ции» В. Д. Погуц. За 5 лет (с 1973 по 3982 год) в Се верном бассейне произошло 83 аварии, 35 из них — на вигационного " характера. Флотам нанесен ущерб на 2881,6 . тысячи рублей, . а простой судов составил ) 060 судо-суток. * «Авторами» семи аварий навигационного характера стали бывшие выпускники Мурманского мореходного училища. Основная причина — пренебрежение к Уставу службы на судах рыбной промышленности и к другим документам. регламентиру ющим основы безопасного плавания. Молодые судоводители часто не умеют’ правильно •применить на практике тео ретические знания, получен ные в училище, — . подчер кнул Борис Дмитриевич. — II особенно в аварийных си туациях. Вот потому надо готовить выпускников. ру ководствуясь не только принципом «надо знать», но л уметь использовать полу ченные знания. Из учили щ а. должны выходить имен но помощники капитанов, безупречно владеющие нор мативными документами, а не просто штурманы. II чув ство ответственности необ ходимо воспитывать в сте нах училища. И в этом по могло бы детальное исследо НА ОКЕАНСКОМ ПРОСТОРЕ. Фото Б. ЩУКИНА. вание аварий: почему они произошли, какие были по следствия, как были нака заны виновники? — . II еще одно; очень ва жное пожелание, — сказал в заключение В. Д. Погуц. — Морская практика кур сантов должна проходить на мостике,1а не в трюме, не на рыбофабрнке. I Гередко ведь капитаны отдают рас поражение отправить ‘ прак тикантов на обработку ры бы. В результате училище получает с судна такой,* на пример, отзЫВ: '«Курсант Те- лов освоил специальность матроса-бункеровщика ». А речь идет о хорошем" кур санте судоводительского от деления. комсорге. Такой и многие другие печальные- примеры прохож дения практики на флотах привел замполит судоводи тельского отделения А . . К. Чекмарев. Та же мысль о качестве практики, о роли ее в ста новлении будущего судово дителя звучала в выступле ниях многих участников кон ференции. В частности, ка питан-наставник объедине ния «Мурманрыбпром» Г. II. Ерохин рекомендовал напра влять выпускников стажера ми вахтенных штурманов., а еще во время учебы •— по чаще встречаться с сотруд никами служб мореплавания флотов н наведываться на береговые радиолокацион ные станции «Раскат» И «Обзор», чтобы поучиться там нелегкой проводке су дов по Кольскому заливу. Выступление преподавате ля морского дела училища Е. М. Чевтаева было по священо очень важному ас пекту проблемы: как на учить будущих судоводите лей борьбе за живучесть судна? На учебном судне «Борис Сафонов» курсанты, как правило, просто наблю дают за-тем, как проводит ся судовая тревога, а уча стия в ией не принимают. Какой же прок от подобной практики? Причем шлюпоч ные учения вообще не про водятся, а ведь, штурману необходимо знать правила подхода— отхода . шлюпки от судна. Но практика практикой, а теоретические знания тоже должны быть на высоте. Не случайно начальник судоводительского отделе ния Ф . К. Горохов убеди тельно доказывал необходи мость не только изучения, но и сдачи на государствен ных экзаменах некоторых дисциплин. Например, кур санты должны свободно чи тать карты, быстро находить в лоциях необходимые- све дения, рассчитывать уровень воды при приливах и отли вах, определять по пособиям скорость и направление тече ний и т. д. Если курсанты будут готовиться к ответам на эти вопросы на государст венных экзаменах, знания их, несомненно, будут проч нее. Кроме того, надо: чтобы в курсовых работах чаще Появлялись. темы, связан ные с расчетами остойчиво сти судна, с анализом ава рий, происшедших от потери остойчивости. И, наконец, "проблема, к которой, 'кстати сказать, не раз обращался «Рыбный Мурман»: нравственное во спитание будущих специали стов (см. «РМ », 1983.-,Лв 15). Актуальность этой пробле мы подчеркивали почтя' все . выступавшие на кОнферёи- , ЦИН- . Например, преподаватель теории ’ устройства корабля А. М. Моисеева' говорила о том, что аварии судов про исходят не от низкой ква лификации - судоводителей, а чаще всего из-за HeiBbt- полнения ими инструкций. Ведь что стоит за пренебре- •женйем к этим норматив ным документам? Беспеч ность, самонадеянность, без ответственность, халатность и т. д. Короче, те пороки, которые искореняются имен но нравственным воспитани ем. Капитан - наставник Мур манского- морского рыбного порта Н, А. Кудряшов отме чал: «В последние годы уве личилась доля малоиннциа- тивиых. инертных специали стов. Дисциплина у них, как говорится, хромает. Вот и переходят они с флота на флот, ищут, где легче. А vтребования-то к ’.судоводите лям растут. Кроме высокой теоретической подготовки, сегодня штурману цеобходн- . мы любовь к своей профес сии, умение. работать с под чиненными». ’ И еще один важный во прос воспитания будущих специалистов привлек вним’а- ’ ниё участников кОнферен- ' цин: организация шефской . помощи флотов училищу. , . Ш еф ск ая. работа облегчи ла бы адаптацию выпускни ков училища в судовых кол лективах, считает преподава тель ММУ А. Я. Шустер. ■Пока у училища есть дого вор только с Мурманским траловым флотом, а надо создать комплекс * таких до говоров со вСеми флотами. Кроме того, неплохо было бы, продолжал А’виф Яков левич, . ввести со второго курса распределение курсан тов по флотам, чтобы на ка ждом из них 'знали. . что именно эти ребята придут сюда работать. А флотские специалисты могли бы конт ролировать учебу курсантов, помогать в их воспитании, содействовать .>плодотворной практике. • Кого хотелось бы ви деть на мостике современ ного траулера? — • говорил флагманский капитан Мур- Л ан ского тралового флота Н. Ф. Бахвалов. — Челове ка. выбравшего профессию моряка на всю жизнь, под готовленного к работе коман диром, способного решать вопросы, связанные со сло жными условиями современ- , ного рыболовства. На конференции было при- . нято решение, вобравшее в себя предложения его участ ников. . , ■ ...Аудитория опустела. А на аппарате судовой! спутни ковой связи продолжали пульсировать ‘ ярко-зеленые цифры, снова и снова напо миная: в век космической техники требования к спе циалистам очень высокие! И. БЕРЕЗЮК, наш спец. корр. П И Ш И Т Е Г Р А М О Т Н О ! Судовой журнал, как из вестно, единственный доку мент на судне, отражающий все основные события плава ния. Научиться квалифици рованно заполнять его — .де ло вроде и нехитрое, но и оно требует внимательности и ответственности. Ведь су довой журнал — юридиче ский документ. _ Какие же ошибки в запол нении журнала чаще всего допускают молодые судово дители? «Забывают» указать коли чество жидких грузов в тан ках, суточный расход и оста ток топлива и воды. Не за писывают данные о характе ре грунта при постановке судна на якорь. При плава нии в районе лоцманской проводки не называют фа милию лоцмана и компанию, которую он представляет. Не фиксируют основные ма невры -рулем и машиной во время швартовных операций. На переходах не указывают количество миль, пройден ных за вахту и за сутки. В конце вахты не записывают курс по магнитному компа су. Список этот можно про должить. Например, многие судоводители загромождают журнал малозначащими фра зами типа «по судну все благополучно» или «опреде лили место судна». Некото рые старательно фиксируют на каждой вахте показания всех работающих электро- радионавигационных прибо ров. Хотя, скажем, показа ния эхолота важно подчерк нуть лишь при плавании в узкости или в районе' ;с ма лыми глубинами, результа ты радиолокационного на блюдения — в условиях ог раниченной видимости или в районах интенсивного су доходства. Порой судоводители не знают, как отразить в жур нале конечный результат своих действий в течение вахты. Например, «Времен ное наставление по органи зации штурманской службы» рекомендует сличать курсо- указатели ,ежечасно, а при плавании в условиях ограни ченной видимости — каж дые тридцать минут. Но ведь это вовсе не означает, что штурман обязан пере писывать в журнал резуль таты сличений именно в эти интервалы времени, тем бо лее если данные не вызы вают у него сомнений. То же самое можно ска зать и о записях при стоян ке судна на якоре (Контро лировать надо каждые пол часа, а записывать можно и реже). II еще несколько замеча ний к ведению чернового журнала. . Каких-то определенных правил здесь нет. Но, руко водствуясь здравым смыс лом, надо этот журнал про нумеровать, прошнуровать, опечатать, заверить — ины ми словами, отнестись к ве дению его со всей ответст венностью. ■ Д. п о н я в и н . немсчцник капитана УТС «Буран» объединения «Мурманрыбпром» по на вигационному анализу. ЦДиняцкиидиц 2 апреля 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz