Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.
ЭКОНОМИКЕ БЫТЬЭКОНОМНОЙ СЛОВО - ПЕРЕДОВИКУ Старшего матроса Эдуарда А к- селовича Турсена хорош о знаю т ■ управлении «Севрыбхолодфлот». Пятнадцать лет он трудится а этой организации, десять — матросом на транспортном реф рижераторе «Эрнст Тельман». За годы работы Эдуард Акселович стал уд арником ком м унистическо го труда, кавалером ордена Т ру довой Славы i l l степени. Предлагаем вашему вниман его вы ступление, • мотором Э. А. Турсен затрагивает проблемы взаимоотнош ений экипаж ей су дов управления «Севрыбхолод флот» * и х см еж никам и — ко л лективами промы словы х судов. • Как вы выполняете Договор четырнадцати? и т т вы ж . . . В последнее время — это заметили все моряки — тре бования к качеству замороз ки рыбы, ее упаковки резко возросли. И настолько, что в рыбацких кругах пошли разговоры: а не перегибают ли палку инспекторы по ка честву в своих требованиях? Не больше ли потерь от их действий, чем выгод? Что на это сказать? Инспекторы занимаются своим делом. Но зададимся вопросом: в каком случае отдача от их работы могла быть более полной? Тогда, когда судно приходит в порт и они поднимаются на борт рефрижератора или когда инспекторы находятся в мо ре, непосредственно наблю дая, какого качества нам передают брикеты с моро женой рыбой. Думается, во всех отно шениях выгоден случай вто рой. Ведь далеко не секрет, что некоторые капитаны промысловых судов, погнав шись за большими уловами, «забывают» выдерживать нужную температуру замо розки рыбы, действуют по принципу «чем больше — тем лучше». К тому же промысловики надеются, что продукция «дойдет» в трю мах траулера, а впоследст вии, когда будет перегруже на на борт рефрижератора, то там-то промерзнет осно вательно. Ио вот ситуация.. ТР приходит на промысел. К f ewy швартуется траулер, ут бы начаться ударной разгрузке судна, но выясня ется, что температура замо розки рыбы там не соблю ли. А что это значит? В трюмах рефрижератора бри кеты смерзнутся в камень, начнут как, бы сжиматься, их упаковка деформируется. А ведь к качеству тары, как я уже говорил, сейчас тоже предъявляются жесткие тре бования. И вот в море начинается разговор примерно таком содержания. Промысловик: • Ребята, выручайте, заберите груз». Работник. управления «Севрыбхолодфлот»: «Для того мы и вышли в море, ио если мы заберем груз без оговорок, то ведь на берегу работает инспекция но каче ству, и лам цреащй, лишать ся как-то неохота...» II чем кончаются такие разговоры? А тем, что все шё ,нам нриходится забирать рыбу, предварительно сде лав запись в документах о том, что температура рыбо продукции ие соответствует положенной. Потом в различных кру гах витают слухи: экипажи транспортных рефрижерато ров «Севрыбхолодфлота » слишком придирчивы в сво их требованиях, отчего не сут убытки промысловики; или ' экипажи ТР. чтобы сиять с себя ответственность за сохранность тары, вписы вают в коносаменты: «Тара в неудовлетворительном со стоянии». Что есть — то есть! Нам не хочется отвечать за чу жие грехи, А для того что бы доказать, справедливы наши требования или нет, нужен третейский судья в море. Это выгодно но мно гим причинам. Во-первых, ипспектор, находясь на на шем судне, имел бы воз можность увидеть, в каком состоянии передаваемый груз, все ли соответствует нормам. Можно рассмотреть и такой вопрос: если к ка честву рыбопродукции нет претензий и тара в порядке, то почему бы этому инспек тору не выдавать и нам, и экипажу траулера паспорта качества? А как. организовать пере ходы инспектора на суда? Мы сообщаем о своем приходе на промысел зара нее. Начальник района ре шает, какой траулер будет разгружен первым, и на этом судне инспектор при бывает на борт рефрижера тора. Когда мы загружены, с последним траулером инс пектор уходит на промысел. А много ли потребуется инспекторов? Исходя из чис ла традиционных районов промысла — не много, а отдача от них должна быть большой. Они, благодаря нейтральному положению, юридической власти, могли бы выявлять недостатки в нашей работе, в работе про мысловиков, н слово инспек торов было бы решающим. А сейчас спроси любого, члена : экипажа транспорт ных рефрижераторов, кото рому пришлось заниматься неретарной рыбопродукции в порту или который был лишен части премии за на рушения каких-либо правил перевозок, - справедливо ли с ним поступили? Ска жет, что нет. Спроси об этом же промысловика, который пострадал также, и он ска жет, что не виновен н, вяол- не возможно, приведет фак ты, обеляющие его. 8 ито ге виновных вроде бы я нет, а обиженные есть. Ведь, согласитесь, чувствовать се бя невиновным, а в то же время лишиться 40 процен тов премии — это не спо собствует улучшению рабо ты смежников в целом. Э. ТУРСЕН, старший матрос ТР «Эрнст Тельман» управления «Сеерыбхолодфпот». Быть по-нашему После плавбаз, БАТов и ПСТ рыболовный траулер кажется, как и все суда этого тила, плевающей архаикой: и быто вые условия здесь не ахти, и скоростенка — не разгонишь ся, и формы его проигрыва ют по изящ еству идущим на смену судам, и... Но удиви тельное дело: редкий экипаж рыболовного траулера М ур манского тралового флота приходит в порт, не выполнив задание, редкий человек, по работав здесь год-другой, горит желанием перейти на более современное судно. Так и старший механик Иван Васильевич Хохлов. Д ва дцать три года ходит он на РТ «Молодогвардеец». Постов янно работая на одном суд не, постоянно что-то рациона лизируя в «машине», настолько прикипаешь к траулеру, на столько узнаеш ь характер «ма шины», что всякая, даже малая поломка — форменное ЧП. А коль не подводит двигатель, то и геуть к Трудовым успе хам становится короче. * * * В ночной час, когда палуб ная команда готовила к спус ку очередной трал, капитан «Молодогвардейца» Н. Б. Ма шин стоял у открытого окош ка рулевой рубки и не без гордости говорил мне, что его экипаж — экипаж гвар дейский. Не гляди, что дви жения у матросов скупы, — н о от уверенности, а гляди на часы — на пять минут раньше оговоренного уйдет трал в море. И пусть оно бьет в борт так, что под сплошным соленым душем работают люди, все равно быть по-нашему? У первой вахты начальник третий штур ман Геннадий Лавринович — и этим все сказано. Ошибся капитан: на шесть минут раньше срока был спу щен трал. Опустела палуба, три часа на ней делать нечего, но за полнилась кают-компания лю- ДЕЛА И ЛЮДИ бителями кино и домино. И пока доминошники переме шивали костяшки, любители кино принесли простыню, свернули вдвое, повесили ее на переборку. Застрекотал кинопроектор, на качающ емся экране воз никли кадры сразу второй серии «Легенды о Тиле Улен шпигеле», Но зато цветной... Свободные от вахт матросы проводят свой досуг по-раэно- • му: вяжут — хоть на кон курс! — мочалки, пытаются в скромной судовой библиотеке найти такое, чего нет и в би блиотеках на берегу. Но ко тельный машинист Владимир Домрачее перешиб всех. Он чеканщик. Разложи* на куске резины медный лист, он вы че канивает непреходящий мотив — профили ЕГО и ЕЕ. Старший механик Хохлов улегся спать, но зря было бы думать, что он полностью от ключился от забот. Чуть что с «Абашиной» — уже на ногах Хохлов. Так прошло три часа. Потом закряхтели лебедки, началась выборка трала, и вскоре три тонны окуня из трала перекочевали на палубу траулера. И, несмотря на не настную погоду — снег, р аз бавленный дождем, встали к рыбоделам «гвардейцы ш кер ки» Николай Михайлович Чис тяков, Алим Анатольевич Оса- уленко, Александр Арнольдо вич Матте, Анатолий Иванович Беляев — и началась работа. Как всегда, достойно отсто ял вахту коллектив штурмана Геннадия Лавриновича. Все было благополучно в работе на борту старого тра улера и в последующие часы, но... оконфузился старший по мощник капитана В. П. С уло ев — на его вахте произошел заверт удавки, отчего после трех часов траления пришел трал с десятком окушкоЕ, вместо ожидаемых трех-четы- рех тонн. Такая работа — немалый грех и в начале рейса, тем более — в конце его, когда экипаж уж е вот-вот выполнит задание и перейдет к выпус ку продукта сверхпланового. Поэтому поднапряг свои ху- дожественнические способно сти первый помощник капи тана Виктор Андреевич С ева стьянов и на бланке «Кроко дила» нарисовал окош ко руле вой рубки, а » окошке чело века. Сатиру подписал так: «Вали кулем, потом разбе рем». Затем были изображе ны две рыбины неведомых пород, и одна обращается к другой: «С такими горе-рыба ками мы еще порезвимся на просторе!» И, завершая работу, начер тал красным фломастером первый помощник такие сло ва: «Чем лучше будем ра ботать, тем лучше будем жить». «Крокодил» вывесили возле «амбразуры» судового камбу за. У старпома пропал аппетит. Скрипел зубами старпом, но все справедливо. п ни чею «« оставалось вахте В. П. Сулве- ва, кроме как ответить на сатиру ударным трудом. Что и было сделано в ближайшие часы. «Крокодил» вскоре был снят... 3« ненадобностью. Тайны камбуза Если сказать, что Александр Шилоаский с детства лелеял мечту работать на камбузе, значит, сказать неправду. На до полагать, как всякий ребе нок, он хотел попеременно быть пожарным, машинистом паровоза, летчиком, шофером. 18 ф е в р а л я с. г. в н а ш е м е ж е н е д е л ь н и к е б ы л о о п у б л и к о в а н о п и с ь м о Я. Ю ш к ов а , б р и г а д и р а р ы б а к о в с о в х о з а «Т у н д р а » с е л а Л о в о з е р о . В н е м автор в ы р а ж а л о б е с п о к о е н н о ст ь с о с т о я н и е м р ы б н ы х з а п а с о в о з е р а Л о в о з е р о , а такж е п о д н и м а л в о п р о с ы , к а с а ю г ц и е с я о р г а н и з а ц и и т р уда с о в х о з н ы х р ы б а к о в , у п о р я д о ч е н и я р ы б н о й л о в л и л ю бит ел ям и . В ы ст у п л е н и е Я. Ю ш к о в а в том ж е н о м е р е е ж е н е д е л ь н и к а б ы л о п р о к о м м ен т и р о в а н о ст арш им н а у ч н ы м с о т р у д н и к о м л а б о р а тории в н у т р е н н и х в о д о е м о в ПИНРО Ю. А. С и м у к о в ы м . О б е эти п у б л и к а ц и и , н а п е ч ат а н ны е п о д о б щ и м з а г о л о в к о м «Н уж н о дать п е р е д ы ш к у :) , н е ост а в и л и р а в н о д у ш н ы м и читателей. П р ед л а г а е м в а ш е м у в н и м а н и ю п и с ь м о р ы б о л о в а - л ю бит ел я В. Л. Х а р ь к о в ц а . * * * Я увлекаю сь рыбалкой сколько помню себя. Никогда до сей поры не приходилось видеть браконьера и рыболо- ва-тобителя в одном ряду. Оскорбился, прочитав статью «Нужно дать передышку». Н есколько раз перечитал письмо и комментарий. Вижу, что оскорбился не зря. О айне рыболовов-лю- бителей сказано бездумно, для красного словца. Никог да они не будут по одну сто рону баррикад с браконьера ми. Вот факты, выводы. при меры, взятые из публикации: 1. Из письма и комментария видно, что озеро (озер а) не имеет хозяина или имеет не радивого хозяина. 2. Все владельцы моторных лодок безосновательно отне сены к рыболовам-любите- лям. 3. О зеро (озера) не поде лено между любителями и промысловиками. 4. Контроль за техническим состоянием моторок отсутст вует. Их количество на водое ме никем не регламентирует- ся. 5. Роль хозяина водоема в охране рыбы не просматрива ется, а роль рыбинспекции не раскрыта полностью. 6 . Впечатляющая цифра — <000 центнеров — не проком ментирована. М ожет быть, такие выловы и есть главная причина скуд ности озера? Да если ловили сетями с бесконтрольной яче ей? Да в любое врем я? 7. Цифра «30 центнеров» то ж е плохо прокомментирована. А упоминание о «левых» уло вах мож ет вызвать лю бы е тол ки. Кром е этого — дело-то подсудное. 8. Без эмоций описано загря знение Сейдозера. А ведь это во сто крат хуже любого бра коньерства. 9. Без всякой статистики о б виняются рыболовы-любители. 10. Ничего не сказано о воспроизводстве рыбы совхо зом, рыболовами - лю бителя ми (обществом охотников и рыболовов). СНОВА 11. Не понятно, есть ли за преты на отлов ры бы в пери оды нереста, и особо — в пе риоды нереста хищных по род, есть ли запреты на лов лю • устьях рек, а других местах скопления рыбы ; есть ли запреты и ограничения на пользование моторками я за висимости от места, времени и личности хозяина лодки. 12. М ожно ли вообщ е гово рить о сокращении запасов Ло- возера, если: а) ловить рыбу некому, б) ловить рыбу не чем, я) хранить уловы негде, г) никто работу промыслови ков не контролирует и т , п.?! 13. И наконец: зачем «нуж но давать передышку», если «сырьевая база вполне по зволяет совхозу обеспечи вать себ я рыбой»? Я никогда не был на Лово зере, хотя давно мечтал об этом. Бываю на рыбалке ■ М урманской области и ■ дру гих областях. Видел хорошие примеры отношения к о зе рам: где нужно — моторки запрещены, озера разделены на сферы пользования, опре делено участие в воспроиз водстве рыбы и т. д. О тлуче ния любителей от водоемов не видел нигде. Д а и умно ли отлучать люден от Природы? В. Х А Р Ь КО В ЕЦ , пенсионер. 1 апреля 1983 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz