Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.

• ВОСПИТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ • В начале прошлого года ежодед льник «Рыбный Мурман» проводил Дни от­ крытого письма. Среди об­ ширно* почт*,- Дней было и письмо старшего механика Мурманского тралового фло­ та'Г. А. Перы-ыгина («РМ », № 0, 2982 г.). В нем автор поднимал проблемы станов­ ления молодых специалис­ тов js флоте, ловышения ка­ чества наставничества, вы­ движения специалистов на б0Л9в ЪЫСОЩИ должность. Публикация письма Г. А. Перелыгина под заголовком «Все в руках специалистов» вызвала широкую дискуссию на страницах еженедельника. Центральное место в ней, пожал?*, за»-л диалог меж­ ду заместителем начальника Мурманского тралового фло­ та шэ кадрах; А. В. Ртище­ вым и проректором по по­ литико-воспитательной рабо­ те МВИМУ В. Н. Ушаковым («РГЦ», Х« 11, 1982 г.). Участники диалога под­ черкивали зависимость эко­ номики фйГ.а от квалифи­ кации и нравственных ка­ честв выпускников училища, отмечали достигнутое в ре- шенш проблемы. Серьезное внимание в публикации уде­ лялось поиску путей совер- шенС’Т*9ван!з£ подготовки бу­ дущих командиров произ­ водства и адаптации их в экипажах. В ходе дискуссии было высказано немало интерес­ ных предложений («РМ », № 2.7, 48, 1®82 г.). Подготавливая этот мате­ риал к публикации, автор не ч а я и я о з®ралась на вы­ ступления участников дис­ куссии, но й использовала предложения. высказанные разлЛвымя ‘ специалистами флотов и МВИМУ. ♦ — Я бы ввел тесты на вступительных экзаменах. Тогда люда случайные, ко­ рыстные, идущие в учили­ ще только за «бумажкой о верхнем образовании», от­ сеялись бы сами по себе. — ...ввел изучение этики и эстетики с первого курса до ввжуска. Ведь квалифи- Н нация инженера — это еще не самое главное для чело­ века. Нан работать с людь­ ми, а значит, мы обязаны прийти на флот, умея найти общий кш в даже с таким моряком, у ноторого невы­ носимый характер. Ведь де­ лать нам о&цее дело. Пре­ под ав*^ угй предметы на­ до не только лекционно, но и в форме сдайнара. — ... «зш очил из жиз­ ни училища любое проявле­ ние формализма. У нас же­ сткая даащьипна, за плохую оценку яы лишаемся вы­ хода в театр или на кон­ церт. В вы с й й и учебном за­ ведешь ж Боепитание долж­ но быть на высшем уровне, то есть надо апеллировать к созтваве, совести, а не «стоять над душой»: «Учись! Учись!» — ...ввег» . линая с тре­ тьего курса, ситуационные игры. Пусть бы их прово­ дили опыту ' психологи, предлаяю я*.и решать зада­ чи из практической жизни командиров в море. Ну, на­ пример, что делать, если подчиненный ?теран тру­ да, католически не co­ ll гласен выполнять мои ука- I зания? Да ситуаций можно представить очень много, а для нас это было бы отлич­ ной школой. — ...узаконил изучение правил культурного поведе­ ния, чтобы морской инже­ нер был воплощением со­ ветского интеллигента, ведь мы и за границей — неред­ кие гости... Вот такие мнения. Я за­ вела этот разговор не слу­ чайно. Как показали мате­ риалы дискуссии, нравствен­ ное воспитание выпускников училища отстает от уровня их профессиональной и идейно-политической подго­ товки. А оборачивается это отставание большими эконо­ мическими потерями для флотов. А. В. Ртищев («РМ », № 11, 1982 г.) при­ водил примеры того: нера­ дивость вахтенного механи­ ка стоила флоту 58 тысяч рублей, неявки молодых специалистов к отходу, опо­ здания на судно — 33, про­ гулы — почти iOO тысяч рублей. В ходе разговора на стра­ ницах еженедельника выска­ зывались различные предло­ жения, как улучшить подго­ товку молодых специалис­ тов, как помочь им в крат­ чайший срок стать подлин­ ными командирами произ­ водства. То есть людьми, беззаветно преданными мо­ рю, умелыми организатора­ ми коллектива, инженерами высокой квалификации, ин­ теллигентами в самом ши­ роком смысле слова. Наиболее интересным в этом плане представляется эксперимент, начавшийся в 1982 году. Суть его в том, что подготовка специалистов идет в четыре этапа. Под­ росток, окончив 8 классов, поступает в ГПТУ, после этого год работает по спе­ циальности, затем учится в мореходном училище и, только закончив его, завер­ шает образование на фа­ культете повышения квали­ фикации в высшем инже­ нерном морском училище. При такой многоступенча­ той системе образования ру­ ководителями, старшим ком­ составом станут люди, знаю­ щие на собственном опыте, как нелегок труд матроса или моториста. Это поможет им сразу найти нужный тон в отношениях с подчиненны­ ми. Кроме того, на долгом пути сквозь «огонь и воду» к любимой профессии отсе­ ется все случайное: юноше­ ские иллюзии о романтике, сомнения в правильности выбора жизненной дороги. Останется верность морю, преданность делу. И это, конечно же, очень важно, по­ тому что пока еще далеко не все выпускники морских училищ остаются именно морскими специалистами. Правда, такой путь дей­ ствительно долог и резуль­ таты эксперимента заявят о себе через много лет. Но, как говорится, было бы че­ го ждать! А пока участники разго­ вора предлагают и другие конкретные пути становле­ ния командиров производст­ ва в судовых коллективах. Например, чтобы помочь молодому инженеру поглуб­ же (и поскорее) вникнуть в производственные «секре­ ты», надо приблизить систе­ му обучения к условиям флота. Об этом говорили участники дискуссии. К примеру, в траловом флоте предлагают направ­ лять группы курсантов на суда, стоящие в порту. Бу­ дущим инженерам было бы особенно полезно побывать на ремонтирующихся трау­ лерах: можно потрениро­ ваться в отработке различ­ ных операций — скажем, сы­ митировать выход из строя какого-либо узла технологи­ ческого оборудования. И что интересно: школь­ ники, учащиеся ГГ1ТУ с ра­ достью отправляются на су­ да, а вот курсантов МВИМУ там не встретишь. Почему? Руководители, кураторы фа­ культетов считают это из­ лишней тратой времени: тре­ нажеры, мол, есть, практи­ ку на рабочих местах кур­ санты проходят в свое вре­ мя — вот и ладно. Да, по­ ка все хорошо — ладно. Но случись какая-то поломка оборудования, сбой в про­ изводственном ритме в от­ крыто:.! море — найдет ли сразу нужное решение мо­ лодой инженер? Один из знакомых кур­ сантов рассказывал, как во время прохождения практи­ ки (он был на старом-пре- старом БМРТ) то и дело отказывали узлы и меха­ низмы в машинном отделе­ нии. Механики и практикан­ ты не вылезали из «маши­ ны». «Зато теперь я — го­ товый третий механик», — сказал он после рейса. Ко­ нечно, такой «школой» не каждый похвастается, но по­ чему же не использовать то, что предлагают? Безусловно, в любой, да­ же экстремальной ситуации рядом с неопытным нович­ ком будет наставник. Но... И наставников надо учить. Участники дискуссии говори­ ли о том, что в 1982 году впервые будет направлена ■ группа механиков и стар­ ших помощников капитанов, кандидатов на выдвижение, на девятимесячные курсы при МВИМУ, чтобы воору­ жить их новейшей информа­ цией из области науки и техники. Высказывалось мне­ ние и о необходимости ввести на этих курсах лек­ ции по педагогике, психоло­ гии, по методике работы с молодежью. Отрадно отметить, что по­ ка на страницах еженедель­ ника длилась дискуссия, мно­ гое из того, о чем говорили ее участники, стало реаль­ ностью. В частности, те лекции на курсах при МВИМУ , о которых я толь­ ко что говорила. Кроме то­ го, на флоте стали широко применять социально-психо­ логические характеристики при выдвижении специалис­ тов на более высокую долж­ ность. Иными словами, на­ ставникам стали уделять больше внимания. Так, один из участников дискуссии, П. И. Новичков, убежден, что все недостатки в подготовке молодых спе­ циалистов происходят из-за слабых шефских связей меж­ ду флотами и училищем. Он высказал мысль о создании совета, который бы коорди­ нировал н контролировал шефскую работу, помогал методически. Быть может, именно ко­ ординационный совет впос­ ледствии поможет решить и самую важную проблему. Ту, с которой начался боль­ шой разговор на страницах газеты: как воспитать воспи­ тателя, то есть как взрас­ тить квалифицированного ин­ женера и — одновременно — интеллигентного коман­ дира производства. Одинако­ во высокого уровня. Давайте порассуждаем. М ВИМ У выпускает специа­ листов с высокой профессио­ нальной подготовкой. Это подчеркивают и участники диалога, об этом говорят и руководители флотов, где курсанты старших курсов проходят практику. Откуда же тогда берутся аварии, брак в выпущенной продук­ ции, нарушения дисципли­ ны и прочие беды, виновни­ ками которых становятся молодые инженеры, прекрас­ но подкованные в про­ фессиональном отношении? Безусловно, универсаль­ ного ответа здесь не может быть, в каждом отдельном случае он — особый. Но суть этих ответов всегда од­ на и та же: плоховато было поставлено нравственное вос­ питание будущих специали­ стов. Хотелось бы здесь вспом­ нить статью «Уходим в мо­ ре», опубликованную 3 ок­ тября 1979 года в «Правде». Ее автор, начальник Ленин­ градского высшего инженер­ ного морского училища име­ ни С. О. Макарова В. Гав­ рилов, писал: «Все профессиональные навыки могут пойти насмар­ ку, если морской специалист не умеет работать с людь­ ми. Скажу больше: каждому будущему командиру не по­ мешал бы еще диплом пе­ дагога. Ведь порой ему при­ ходится решать такие слож­ ные задачи в открытом мо­ ре, которые могут поставить в тупик опытного профес- сионала-воспитателя». А вот высказывание ака­ демика, Героя Социалистиче­ ского Труда, ректора МВТУ имени Н. Э. Баумана Г. Ни­ колаева, взятое мною из статьи «Человечный инже­ нер» («Известия», Л’» 52, 1983 г.): «Вуз обязан вы­ пустить совестливого чело­ века. Людям, имеющим под­ чиненных, течение будней которых, настроение, движе­ ние по службе во многом зависят от руководителя, со­ весть необходима в не мень­ шей мере, чем профессио­ нальное знание. Любое ре­ шение, подсказанное ею, бу­ дет правильным. Правиль­ ным в том смысле, что не заденет, не унизит другого человека... С таким вот мо­ ральным оснащением долж­ ны мы отправить молодого специалиста от родной ву­ зовской гавани в жизнен­ ное плавание». Что же надо сделать, что­ бы нравственное воспитание не отставало От профессио­ нальной подготовки? Этот воп­ рос я и задала курсантам, добавив: «Давайте, предста­ вим ситуацию, в которой вы — ректор МВИМУ ...» * • * Этот материал замышлял­ ся как завершение разгово­ ра о воспитании воспитате­ лей. Что ж, выходит, раз­ говор не окончен?.. И. БЕРЕЗЮК. — Давайте представим ситуацию: если бы я был ректо^>&*... Мои собеседники — кур­ санты разных курсов и фа­ культетов керманского выс­ шего инженерного морского училища — . на несколько мгновений задумываются. А потом... 1РШТШШТ1 Не занятиях ■ Мурманском сысшем инженерном морском училище имени Ленинского комсомола. Фото В. КОРЕЦКОГО. 15 апреля 1883 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz