Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.
• ВОСПИТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ • В начале прошлого года ежодед льник «Рыбный Мурман» проводил Дни от крытого письма. Среди об ширно* почт*,- Дней было и письмо старшего механика Мурманского тралового фло та'Г. А. Перы-ыгина («РМ », № 0, 2982 г.). В нем автор поднимал проблемы станов ления молодых специалис тов js флоте, ловышения ка чества наставничества, вы движения специалистов на б0Л9в ЪЫСОЩИ должность. Публикация письма Г. А. Перелыгина под заголовком «Все в руках специалистов» вызвала широкую дискуссию на страницах еженедельника. Центральное место в ней, пожал?*, за»-л диалог меж ду заместителем начальника Мурманского тралового фло та шэ кадрах; А. В. Ртище вым и проректором по по литико-воспитательной рабо те МВИМУ В. Н. Ушаковым («РГЦ», Х« 11, 1982 г.). Участники диалога под черкивали зависимость эко номики фйГ.а от квалифи кации и нравственных ка честв выпускников училища, отмечали достигнутое в ре- шенш проблемы. Серьезное внимание в публикации уде лялось поиску путей совер- шенС’Т*9ван!з£ подготовки бу дущих командиров произ водства и адаптации их в экипажах. В ходе дискуссии было высказано немало интерес ных предложений («РМ », № 2.7, 48, 1®82 г.). Подготавливая этот мате риал к публикации, автор не ч а я и я о з®ралась на вы ступления участников дис куссии, но й использовала предложения. высказанные разлЛвымя ‘ специалистами флотов и МВИМУ. ♦ — Я бы ввел тесты на вступительных экзаменах. Тогда люда случайные, ко рыстные, идущие в учили ще только за «бумажкой о верхнем образовании», от сеялись бы сами по себе. — ...ввел изучение этики и эстетики с первого курса до ввжуска. Ведь квалифи- Н нация инженера — это еще не самое главное для чело века. Нан работать с людь ми, а значит, мы обязаны прийти на флот, умея найти общий кш в даже с таким моряком, у ноторого невы носимый характер. Ведь де лать нам о&цее дело. Пре под ав*^ угй предметы на до не только лекционно, но и в форме сдайнара. — ... «зш очил из жиз ни училища любое проявле ние формализма. У нас же сткая даащьипна, за плохую оценку яы лишаемся вы хода в театр или на кон церт. В вы с й й и учебном за ведешь ж Боепитание долж но быть на высшем уровне, то есть надо апеллировать к созтваве, совести, а не «стоять над душой»: «Учись! Учись!» — ...ввег» . линая с тре тьего курса, ситуационные игры. Пусть бы их прово дили опыту ' психологи, предлаяю я*.и решать зада чи из практической жизни командиров в море. Ну, на пример, что делать, если подчиненный ?теран тру да, католически не co ll гласен выполнять мои ука- I зания? Да ситуаций можно представить очень много, а для нас это было бы отлич ной школой. — ...узаконил изучение правил культурного поведе ния, чтобы морской инже нер был воплощением со ветского интеллигента, ведь мы и за границей — неред кие гости... Вот такие мнения. Я за вела этот разговор не слу чайно. Как показали мате риалы дискуссии, нравствен ное воспитание выпускников училища отстает от уровня их профессиональной и идейно-политической подго товки. А оборачивается это отставание большими эконо мическими потерями для флотов. А. В. Ртищев («РМ », № 11, 1982 г.) при водил примеры того: нера дивость вахтенного механи ка стоила флоту 58 тысяч рублей, неявки молодых специалистов к отходу, опо здания на судно — 33, про гулы — почти iOO тысяч рублей. В ходе разговора на стра ницах еженедельника выска зывались различные предло жения, как улучшить подго товку молодых специалис тов, как помочь им в крат чайший срок стать подлин ными командирами произ водства. То есть людьми, беззаветно преданными мо рю, умелыми организатора ми коллектива, инженерами высокой квалификации, ин теллигентами в самом ши роком смысле слова. Наиболее интересным в этом плане представляется эксперимент, начавшийся в 1982 году. Суть его в том, что подготовка специалистов идет в четыре этапа. Под росток, окончив 8 классов, поступает в ГПТУ, после этого год работает по спе циальности, затем учится в мореходном училище и, только закончив его, завер шает образование на фа культете повышения квали фикации в высшем инже нерном морском училище. При такой многоступенча той системе образования ру ководителями, старшим ком составом станут люди, знаю щие на собственном опыте, как нелегок труд матроса или моториста. Это поможет им сразу найти нужный тон в отношениях с подчиненны ми. Кроме того, на долгом пути сквозь «огонь и воду» к любимой профессии отсе ется все случайное: юноше ские иллюзии о романтике, сомнения в правильности выбора жизненной дороги. Останется верность морю, преданность делу. И это, конечно же, очень важно, по тому что пока еще далеко не все выпускники морских училищ остаются именно морскими специалистами. Правда, такой путь дей ствительно долог и резуль таты эксперимента заявят о себе через много лет. Но, как говорится, было бы че го ждать! А пока участники разго вора предлагают и другие конкретные пути становле ния командиров производст ва в судовых коллективах. Например, чтобы помочь молодому инженеру поглуб же (и поскорее) вникнуть в производственные «секре ты», надо приблизить систе му обучения к условиям флота. Об этом говорили участники дискуссии. К примеру, в траловом флоте предлагают направ лять группы курсантов на суда, стоящие в порту. Бу дущим инженерам было бы особенно полезно побывать на ремонтирующихся трау лерах: можно потрениро ваться в отработке различ ных операций — скажем, сы митировать выход из строя какого-либо узла технологи ческого оборудования. И что интересно: школь ники, учащиеся ГГ1ТУ с ра достью отправляются на су да, а вот курсантов МВИМУ там не встретишь. Почему? Руководители, кураторы фа культетов считают это из лишней тратой времени: тре нажеры, мол, есть, практи ку на рабочих местах кур санты проходят в свое вре мя — вот и ладно. Да, по ка все хорошо — ладно. Но случись какая-то поломка оборудования, сбой в про изводственном ритме в от крыто:.! море — найдет ли сразу нужное решение мо лодой инженер? Один из знакомых кур сантов рассказывал, как во время прохождения практи ки (он был на старом-пре- старом БМРТ) то и дело отказывали узлы и меха низмы в машинном отделе нии. Механики и практикан ты не вылезали из «маши ны». «Зато теперь я — го товый третий механик», — сказал он после рейса. Ко нечно, такой «школой» не каждый похвастается, но по чему же не использовать то, что предлагают? Безусловно, в любой, да же экстремальной ситуации рядом с неопытным нович ком будет наставник. Но... И наставников надо учить. Участники дискуссии говори ли о том, что в 1982 году впервые будет направлена ■ группа механиков и стар ших помощников капитанов, кандидатов на выдвижение, на девятимесячные курсы при МВИМУ, чтобы воору жить их новейшей информа цией из области науки и техники. Высказывалось мне ние и о необходимости ввести на этих курсах лек ции по педагогике, психоло гии, по методике работы с молодежью. Отрадно отметить, что по ка на страницах еженедель ника длилась дискуссия, мно гое из того, о чем говорили ее участники, стало реаль ностью. В частности, те лекции на курсах при МВИМУ , о которых я толь ко что говорила. Кроме то го, на флоте стали широко применять социально-психо логические характеристики при выдвижении специалис тов на более высокую долж ность. Иными словами, на ставникам стали уделять больше внимания. Так, один из участников дискуссии, П. И. Новичков, убежден, что все недостатки в подготовке молодых спе циалистов происходят из-за слабых шефских связей меж ду флотами и училищем. Он высказал мысль о создании совета, который бы коорди нировал н контролировал шефскую работу, помогал методически. Быть может, именно ко ординационный совет впос ледствии поможет решить и самую важную проблему. Ту, с которой начался боль шой разговор на страницах газеты: как воспитать воспи тателя, то есть как взрас тить квалифицированного ин женера и — одновременно — интеллигентного коман дира производства. Одинако во высокого уровня. Давайте порассуждаем. М ВИМ У выпускает специа листов с высокой профессио нальной подготовкой. Это подчеркивают и участники диалога, об этом говорят и руководители флотов, где курсанты старших курсов проходят практику. Откуда же тогда берутся аварии, брак в выпущенной продук ции, нарушения дисципли ны и прочие беды, виновни ками которых становятся молодые инженеры, прекрас но подкованные в про фессиональном отношении? Безусловно, универсаль ного ответа здесь не может быть, в каждом отдельном случае он — особый. Но суть этих ответов всегда од на и та же: плоховато было поставлено нравственное вос питание будущих специали стов. Хотелось бы здесь вспом нить статью «Уходим в мо ре», опубликованную 3 ок тября 1979 года в «Правде». Ее автор, начальник Ленин градского высшего инженер ного морского училища име ни С. О. Макарова В. Гав рилов, писал: «Все профессиональные навыки могут пойти насмар ку, если морской специалист не умеет работать с людь ми. Скажу больше: каждому будущему командиру не по мешал бы еще диплом пе дагога. Ведь порой ему при ходится решать такие слож ные задачи в открытом мо ре, которые могут поставить в тупик опытного профес- сионала-воспитателя». А вот высказывание ака демика, Героя Социалистиче ского Труда, ректора МВТУ имени Н. Э. Баумана Г. Ни колаева, взятое мною из статьи «Человечный инже нер» («Известия», Л’» 52, 1983 г.): «Вуз обязан вы пустить совестливого чело века. Людям, имеющим под чиненных, течение будней которых, настроение, движе ние по службе во многом зависят от руководителя, со весть необходима в не мень шей мере, чем профессио нальное знание. Любое ре шение, подсказанное ею, бу дет правильным. Правиль ным в том смысле, что не заденет, не унизит другого человека... С таким вот мо ральным оснащением долж ны мы отправить молодого специалиста от родной ву зовской гавани в жизнен ное плавание». Что же надо сделать, что бы нравственное воспитание не отставало От профессио нальной подготовки? Этот воп рос я и задала курсантам, добавив: «Давайте, предста вим ситуацию, в которой вы — ректор МВИМУ ...» * • * Этот материал замышлял ся как завершение разгово ра о воспитании воспитате лей. Что ж, выходит, раз говор не окончен?.. И. БЕРЕЗЮК. — Давайте представим ситуацию: если бы я был ректо^>&*... Мои собеседники — кур санты разных курсов и фа культетов керманского выс шего инженерного морского училища — . на несколько мгновений задумываются. А потом... 1РШТШШТ1 Не занятиях ■ Мурманском сысшем инженерном морском училище имени Ленинского комсомола. Фото В. КОРЕЦКОГО. 15 апреля 1883 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz