Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.

• ЭКОНОМИКЕ БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ ОЛОВО ПЕРЕДОВИКУ ------- 27 лет назад в ы п ускн и к Белго- род-Днестровского рыбного техни­ кум а Афанасий Георгиевич Ген- чев начал работать в «м урм ан- сельди», к а к тогда назывался «МурманрЫбпром». Освоение самых различны х орудий лова на всех типах судов, работа флагман­ ским мастером добычи рыбы — все это вместили в себя почти три десятилетия труда. Недавно он возвратился из несколько необычного рейса, в котором эки п а ж подтвердил ж и з ­ ненность начавшегося в объ ­ единении эксперимента. Суть его в следующем: основной эки п а ж судна, отработав в длительном рейсе, сдает его ремонтно-под­ менной команде (РПК) и отправ­ ляется на отдых. В течение 20 дней траулер ремонтируется. а затем его принимает подменный эки па ж . • К а к вы выполняете Д о го в о р четы рнадцати? главный вывод • Бри гада — основное звено колле ктива Постоянное обновление флота Всесоюзного рыбопромыш­ ленного объединения «Севрыба» заставляет нас задумываться, как лучше использовать производственные мощности и трудо­ вые ресурсы на судоремонтных предприятиях объединения «Мурманская судоверфь». Сама жизнь, хозяйственная практи­ ка дают нам для решения этого вопроса многочисленные при­ меры. Но одним из основных путей повышения производитель­ ности труда за счет рационального использования рабочего времени стало совершенствование бригадных форм труда. Мы, конечно, догадывались, что легкой жизни у нас не будет. Тем более что под­ менный экипаж N° 1 — наш предшественник — «прого­ рел» с планом по вылову и, естественно, по выпуску пи­ щевой продукции. И тем не менее от нас зависело: жить или не жить эксперименту. Итак, первым мы приняли БМРТ «Михаил Квасников». Вышли на промысел. Неприят­ ности начались сразу же. Я уж не говорю психологиче­ ском настрое моряков: но­ вый для большинства тип суд. на, обилие автоматики, тралы больших размеров, повышен­ ная скорость траления, свое­ образное расположение ма­ лой механизации в технологи­ ческой линии и т. п. Ко все­ му этому надо было привык­ нуть, обжиться. Но это бы еще куда ни шло. А вот по­ ломки постоянные: то на ры- бофабрике, то в машинном отделении, то еще где-то — работа из р у к валилась от отчаяния. А суточный план — 35 тонн рыбы — никуда не денешься, надо выполнять. Неприятности сыпались как из рога изобилия. Уплотнения в бункерах для охлаждения рыбы не держали воду. А при температуре воздуха око­ ло плюс 30 градусов это бы­ ло равносильно катастрофе. Механик-наладчик А. М. Блю­ мкин не выходил с рыбофаб- рики. Только сделали как на­ до уплотнения — на транс­ портере лента порвалась. По­ ка нашли, чем ее заменить, электродвигатель полетел. И пошло и поехало... То пар не идет на фабрику, то вода не поступает. Только и слыш­ но по трансляции: «Механи- ку-наладчику пройти на ры- бофабрику!» И, наконец, заглох глав­ ный двигатель, причем как раз в тот момент, когда у нас трал за бортом. Естест­ венно, встала и фабрика. В довершение всех бед орудия лова оказались ста­ рыми, с перекосами ■ канат, ных связях. Вот мы и вози­ лись с каждым тралом по 3—4 суток, возвращая их к жизни. За это время можно бы 4 новых трала вооружить! Но мы времени не пожалели, распутали, выровняли переко­ шенные тралы, и старания на­ ши окупились. За полтора месяца рейса на 145 процен­ тов план по вылову выполни­ ли. Потому что отлично, на совесть работали матросы П. П. Аржанов, А. А. Криво- шеев, Н. А. Большедонов. А то, что мы практически всег­ да были «на рыбе», заслуга капитана-директора Б. А. Кор­ шунова и его старшего по- мощника В. А. Лисовского. Что же касается поломок, то к разговору о них я еще вернусь. А пока продолжу рассказ о нашей работе. Сдали мы БМРТ «Михаил Квасников» ос­ новному экипажу, сами пере­ шли на траулер «Леонид Ива­ нов» — судно более новое, соответственно, и горестей поубавилось. Хотя и здесь было не слад­ ко. Выяснили: нет вторых час­ тей тралов, за шесть суток перехода на промысел скрои­ ли из дели и сшили новые. На промысле еще тралфло- товцы помогли, одолжили нам трал. Как бы там ни было, и на этом траулере мы чуть не вдвое перевыполнили план по вылову рыбы. Наконец, приняли БМРТ «Иван Бочков», головное суд­ но серии В-408. В сравнении с работой на нем, наши бе­ ды на БМРТ «Михаил Квасни­ ков» показались мелочами,.. Не буду пересказывать их. Отмечу лишь, что преодолели все. И рейс закончили успеш­ но, намного перевыполнили план по вылову, вдвое боль­ ше запланированного изгото­ вили разделанной рыбы. И вот теперь — несколько выводов, к которым мы при­ шли за время подмены. Почему такое обилие поло­ мок, если на судне двадцать дней работал ремонтный эки­ паж? Да потому, что провер­ ка отлаженных механизмов проводится на холостом хо­ ду, а потом, под нагрузкой, они «летят». Кроме того, на сдачу- приемку отведено всего сут­ ки. И если учесть, что при­ нимающие спешат выйти из инпорта засветло, так как но­ чью все портовые формаль­ ности обходятся экипажу вдвое дороже, то времени на передачу остается несколько часов. Возможно ли за столь короткое время углядеть все недоделки? Думается, надо, во-пер­ вых, увеличить время приема- сдачи судна от одной коман­ ды другой. А во-вторых, по­ ра ужесточить требования к коллективу РПК. И вот тут — самый глав­ ный мой вывод. Эксперимент будет жить, будет рентабель­ ным для флота и отрадным для моряков только при ус­ ловии, если каждое звено в цепочке «основной экипаж — РПК — подменный экипаж» будет работать на совесть. И по совести сдавать траулер следующему звену. А. ГЕНИЕВ, старший мастер добычи рыбы подменного экипажа № 2 объединения «Мур- манрыбпром». В объединении «Мурманская судоверфь» слесари-судоре­ монтники, судокорпусники, трубопроводчики, судовые ма­ ляры, плотники и рабочие не­ которых других специальнос­ тей издавна объединялись в бригады. Однако после выхо­ да в июле 1979 года постанов­ ления ЦК КПСС, Совета Мини­ стров СССР и ВЦСПС «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйст­ венного механизма на повы­ шение эффективности и каче­ ства работы» мероприятия по внедрению бригадных форм организации и оплаты труда получили новое направление. Чем же сегодня комплекс­ ная бригада отличается от прежней, какие новые элемен­ ты вносятся в организацию ее работы? Постараюсь ответить на эти вопросы. При формировании комп­ лексных бригад создается пер­ вичный производственный кол­ лектив, которому передаются права управления производст­ вом, распределения заработ­ ной платы, премий и воспита­ тельная работа. В объедине­ нии «Мурманская судоверфь» для создания комплексных бригад определены четыре направления. В первом случае имеется в виду создание специализиро­ ванных бригад с численностью рабочих до 35 человек с ши­ роким совмещением смежных специальностей. В таких ко л ­ лективах улучшено управле­ ние, создается прочная связь «мастер — бригада» и чис­ ленность работающих соответ­ ствует нормативам мастерско­ го участка. При такой поста­ новке дела сокращается вре­ мя на подготовку рабочего места, резко сокращается объем получаемых и сдавае­ мых нормировщику нарядов. Второе направление — со­ здание укрупненных комплек­ сных бригад с численностью рабочих до 100 человек. Но »ти бригады целесообразно создавать на участках с за­ конченным и коротким техно­ логическим циклом. Третий случай предусматри­ вает создание специализиро­ ванных бригад станочников с пооперационным разделени- ' ем труда. Эти коллективы да­ ют ощутимую отдачу на уча­ стках, где выпускается про­ дукция серийно, определен­ ными партиями. При создании подобных бригад обязатель­ ным условием становится ра­ бота по единому наряду для сдельщиков или наряд-зада­ нию — для повременщиков. В четвертом случае форми­ руется бригада с перемен­ ным составом на период швартовых и ходовых испыта­ ний отремонтированных судов. Их в объединении называют еще сдаточными командами. За прошедшие три года чис­ ленность бригад на заводах объединения «Мурманская су­ доверфь» возросла от 185 до 325. За это время было со­ здано 260 бригад производст­ венных рабочих и 65 бригад вспомогательных работников. Сегодня по единому наряду и С оплатой за конечный ре­ зультат труда, с распределе­ нием сдельного приработка и премии с применением коэф ­ фициента трудового участи« работают 14 комплексных бригад с численностью до 100 человек и 111 специализиро­ ванных бригад рабочих-сдель- щиков. Особенно высокую эффек­ тивность комплексные брига­ ды показывают при доковом ремонте судов. Удельный вес д окового ремонта в общем объеме по судоремонту по­ стоянно увеличивался и в на­ стоящее время составляет по объединению 14 процентов. В то же время число судоподъ­ емных средств — слип и пла­ вучие доки — остается неиз­ менным с 1979 года. Имен­ но дороговизна судоподъем­ ных средств потребовала изменения существовавшей ранее организации труда в доках. Для анализа создавшегося положения из числа специа­ листов разных служб и слипо- д окового цеха была создана творческая группа. Ее участни­ ки выполнили большой объем расчетов, благодаря которым были определены численность, и профессиональный состав будущей комплексной брига ды, подтверждена необходи­ мость освоения рабочими смежных профессий. Кроме этого, был изучен опыт орга­ низации комплексной бригадь: по ремонту судов в доках на Одесском судоремонтном за­ воде имени 50-летия Совет­ ской Украины. Только после этого в слипо-доковом цехе головного предприятия о бъ ­ единения «Мурманская судо верфь» была создана ко м п ­ лексная бригада по профи­ лактическому ремонту судовых винторулевых комплексов, ко ­ торую возглавил О. Р. Швыр- кин. Как только этот коллектив приступил к работам, опера­ тивное управление производ­ ством он практически при­ нял на себя. Это привело к тому, что возросли заинтере сованность и ответственность всех членов бригады за ко ­ нечный результат своего тру­ да. В итоге значительно сокра­ тилась продолжительность до­ кового ремонта судов. Продолжением этого движе­ ния явилось создание в том же цехе во втором полугодии 1979 года укрупненной ком п­ лексной бригады по проведе­ нию всех категорий докового ремонта траулеров. Возглавил бригаду слесарь-судоремонт­ ник пятого разряда Н. А. Ка­ заков. С первых дней су­ ществования бригады члены укрупненной комплексной стали добиваться высокой про­ изводительности труда, значи­ тельно перевыполнять суточ­ ные нормы выработки. Создание комплексных бригад в слипо-доковом цехе головного предприятия потре­ бовало существенного измене­ ния и улучшения нормирова­ ния труда и внедрения прог­ рессивных нормативов. В тече ние 1980 года были внедрены единые нормы времени на ремонт винторулевых комп­ лексов. В результате этого уровень технически обосно­ ванных норм по трудоемкости вырос с 52,6 процента до 82,3 процента. Производительность труда в комплексных бригадах вырос­ ла за счет того, что в них ста­ ли широко применяться сред­ ства механизации. За ними за­ креплены три плавучих крана, они имеют машинки для очи­ стки и покраски корпуса суд­ на, машину для зачистки днища на базе трактора Т-40, полуавтоматы «Малыш», а также безвоздушные рас­ пылители БР-2. Создание комплексных бригад потребовало как изме­ нения структуры организации работ в слипо-доковом цехе, так и создания конструктор­ ско-технологической группы для решения оперативных во­ просов, рождающихся в ходе ремонта судна. Группа нахо дится в составе отдела глав­ ного конструктора, а функци­ онально подчиняется замести­ телю главного строителя по доковому ремонту. Вслед за комплексными бригадами слипо-докового це­ ха были созданы такие же коллективы на СРЗ-1 и СРЗ-2. Они тоже показывают высо­ кую эффективность и добива­ ются хорошего качества ре­ монта судов. Однако в ходе работы по развитию бригадных форм -т.- труда мы встречались и с трудностями. Необходимо бы­ ло преодолеть психологичес­ кий барьер не только рабо­ чим, но и некоторым р уко во ­ дителям, так как создание ук­ рупненных комплексных и специализированных бригад потребовало почти коренной перестройки традиционных способов и системы ремонта судов. Надо было решать во­ просы совершенствования за­ работной платы рабочих раз­ личных профессий, входящих в комплексную бригаду. Но тем не менее опыт ра­ боты судоремонтных предпри ятий полностью подтверждает экономические и социальные преимущества бригадной фор- мы организации и стимулиро­ вания труда, которая отвеча­ ет требованиям научно-техни- ческого прогресса, усиливает заинтересованность рабочих в конечных результатах произ­ водства, способствует более быстрому росту квалификации кадров. Ш ирокое совмещение профессий, применяемое при бригадной организации труда, позволяет существенно сни­ жать внутрисменные потери. Развитие и совершенствование коллективных форм организа ции труда рабочих способст­ вует повышению производи­ тельности труда, улучшению качества ремонта судов, улуч­ шает использование техники и снижает текучесть кадров. Поэтому есть все основания говорить, что будущее, конеч­ но же, принадлежит комплекс­ ным специализированным и укрупненным комплексным бригадам. ■*. Н. ЧУХЛОМИН, заместитель генерального директора объединения «Мурманская судоверфь» по экономическим ■опросам. 15 апреля ШЗ года РЫБНЫЙMVPMAH

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz