Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.
• ЭКОНОМИКЕ БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ ОЛОВО ПЕРЕДОВИКУ ------- 27 лет назад в ы п ускн и к Белго- род-Днестровского рыбного техни кум а Афанасий Георгиевич Ген- чев начал работать в «м урм ан- сельди», к а к тогда назывался «МурманрЫбпром». Освоение самых различны х орудий лова на всех типах судов, работа флагман ским мастером добычи рыбы — все это вместили в себя почти три десятилетия труда. Недавно он возвратился из несколько необычного рейса, в котором эки п а ж подтвердил ж и з ненность начавшегося в объ единении эксперимента. Суть его в следующем: основной эки п а ж судна, отработав в длительном рейсе, сдает его ремонтно-под менной команде (РПК) и отправ ляется на отдых. В течение 20 дней траулер ремонтируется. а затем его принимает подменный эки па ж . • К а к вы выполняете Д о го в о р четы рнадцати? главный вывод • Бри гада — основное звено колле ктива Постоянное обновление флота Всесоюзного рыбопромыш ленного объединения «Севрыба» заставляет нас задумываться, как лучше использовать производственные мощности и трудо вые ресурсы на судоремонтных предприятиях объединения «Мурманская судоверфь». Сама жизнь, хозяйственная практи ка дают нам для решения этого вопроса многочисленные при меры. Но одним из основных путей повышения производитель ности труда за счет рационального использования рабочего времени стало совершенствование бригадных форм труда. Мы, конечно, догадывались, что легкой жизни у нас не будет. Тем более что под менный экипаж N° 1 — наш предшественник — «прого рел» с планом по вылову и, естественно, по выпуску пи щевой продукции. И тем не менее от нас зависело: жить или не жить эксперименту. Итак, первым мы приняли БМРТ «Михаил Квасников». Вышли на промысел. Неприят ности начались сразу же. Я уж не говорю психологиче ском настрое моряков: но вый для большинства тип суд. на, обилие автоматики, тралы больших размеров, повышен ная скорость траления, свое образное расположение ма лой механизации в технологи ческой линии и т. п. Ко все му этому надо было привык нуть, обжиться. Но это бы еще куда ни шло. А вот по ломки постоянные: то на ры- бофабрике, то в машинном отделении, то еще где-то — работа из р у к валилась от отчаяния. А суточный план — 35 тонн рыбы — никуда не денешься, надо выполнять. Неприятности сыпались как из рога изобилия. Уплотнения в бункерах для охлаждения рыбы не держали воду. А при температуре воздуха око ло плюс 30 градусов это бы ло равносильно катастрофе. Механик-наладчик А. М. Блю мкин не выходил с рыбофаб- рики. Только сделали как на до уплотнения — на транс портере лента порвалась. По ка нашли, чем ее заменить, электродвигатель полетел. И пошло и поехало... То пар не идет на фабрику, то вода не поступает. Только и слыш но по трансляции: «Механи- ку-наладчику пройти на ры- бофабрику!» И, наконец, заглох глав ный двигатель, причем как раз в тот момент, когда у нас трал за бортом. Естест венно, встала и фабрика. В довершение всех бед орудия лова оказались ста рыми, с перекосами ■ канат, ных связях. Вот мы и вози лись с каждым тралом по 3—4 суток, возвращая их к жизни. За это время можно бы 4 новых трала вооружить! Но мы времени не пожалели, распутали, выровняли переко шенные тралы, и старания на ши окупились. За полтора месяца рейса на 145 процен тов план по вылову выполни ли. Потому что отлично, на совесть работали матросы П. П. Аржанов, А. А. Криво- шеев, Н. А. Большедонов. А то, что мы практически всег да были «на рыбе», заслуга капитана-директора Б. А. Кор шунова и его старшего по- мощника В. А. Лисовского. Что же касается поломок, то к разговору о них я еще вернусь. А пока продолжу рассказ о нашей работе. Сдали мы БМРТ «Михаил Квасников» ос новному экипажу, сами пере шли на траулер «Леонид Ива нов» — судно более новое, соответственно, и горестей поубавилось. Хотя и здесь было не слад ко. Выяснили: нет вторых час тей тралов, за шесть суток перехода на промысел скрои ли из дели и сшили новые. На промысле еще тралфло- товцы помогли, одолжили нам трал. Как бы там ни было, и на этом траулере мы чуть не вдвое перевыполнили план по вылову рыбы. Наконец, приняли БМРТ «Иван Бочков», головное суд но серии В-408. В сравнении с работой на нем, наши бе ды на БМРТ «Михаил Квасни ков» показались мелочами,.. Не буду пересказывать их. Отмечу лишь, что преодолели все. И рейс закончили успеш но, намного перевыполнили план по вылову, вдвое боль ше запланированного изгото вили разделанной рыбы. И вот теперь — несколько выводов, к которым мы при шли за время подмены. Почему такое обилие поло мок, если на судне двадцать дней работал ремонтный эки паж? Да потому, что провер ка отлаженных механизмов проводится на холостом хо ду, а потом, под нагрузкой, они «летят». Кроме того, на сдачу- приемку отведено всего сут ки. И если учесть, что при нимающие спешат выйти из инпорта засветло, так как но чью все портовые формаль ности обходятся экипажу вдвое дороже, то времени на передачу остается несколько часов. Возможно ли за столь короткое время углядеть все недоделки? Думается, надо, во-пер вых, увеличить время приема- сдачи судна от одной коман ды другой. А во-вторых, по ра ужесточить требования к коллективу РПК. И вот тут — самый глав ный мой вывод. Эксперимент будет жить, будет рентабель ным для флота и отрадным для моряков только при ус ловии, если каждое звено в цепочке «основной экипаж — РПК — подменный экипаж» будет работать на совесть. И по совести сдавать траулер следующему звену. А. ГЕНИЕВ, старший мастер добычи рыбы подменного экипажа № 2 объединения «Мур- манрыбпром». В объединении «Мурманская судоверфь» слесари-судоре монтники, судокорпусники, трубопроводчики, судовые ма ляры, плотники и рабочие не которых других специальнос тей издавна объединялись в бригады. Однако после выхо да в июле 1979 года постанов ления ЦК КПСС, Совета Мини стров СССР и ВЦСПС «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйст венного механизма на повы шение эффективности и каче ства работы» мероприятия по внедрению бригадных форм организации и оплаты труда получили новое направление. Чем же сегодня комплекс ная бригада отличается от прежней, какие новые элемен ты вносятся в организацию ее работы? Постараюсь ответить на эти вопросы. При формировании комп лексных бригад создается пер вичный производственный кол лектив, которому передаются права управления производст вом, распределения заработ ной платы, премий и воспита тельная работа. В объедине нии «Мурманская судоверфь» для создания комплексных бригад определены четыре направления. В первом случае имеется в виду создание специализиро ванных бригад с численностью рабочих до 35 человек с ши роким совмещением смежных специальностей. В таких ко л лективах улучшено управле ние, создается прочная связь «мастер — бригада» и чис ленность работающих соответ ствует нормативам мастерско го участка. При такой поста новке дела сокращается вре мя на подготовку рабочего места, резко сокращается объем получаемых и сдавае мых нормировщику нарядов. Второе направление — со здание укрупненных комплек сных бригад с численностью рабочих до 100 человек. Но »ти бригады целесообразно создавать на участках с за конченным и коротким техно логическим циклом. Третий случай предусматри вает создание специализиро ванных бригад станочников с пооперационным разделени- ' ем труда. Эти коллективы да ют ощутимую отдачу на уча стках, где выпускается про дукция серийно, определен ными партиями. При создании подобных бригад обязатель ным условием становится ра бота по единому наряду для сдельщиков или наряд-зада нию — для повременщиков. В четвертом случае форми руется бригада с перемен ным составом на период швартовых и ходовых испыта ний отремонтированных судов. Их в объединении называют еще сдаточными командами. За прошедшие три года чис ленность бригад на заводах объединения «Мурманская су доверфь» возросла от 185 до 325. За это время было со здано 260 бригад производст венных рабочих и 65 бригад вспомогательных работников. Сегодня по единому наряду и С оплатой за конечный ре зультат труда, с распределе нием сдельного приработка и премии с применением коэф фициента трудового участи« работают 14 комплексных бригад с численностью до 100 человек и 111 специализиро ванных бригад рабочих-сдель- щиков. Особенно высокую эффек тивность комплексные брига ды показывают при доковом ремонте судов. Удельный вес д окового ремонта в общем объеме по судоремонту по стоянно увеличивался и в на стоящее время составляет по объединению 14 процентов. В то же время число судоподъ емных средств — слип и пла вучие доки — остается неиз менным с 1979 года. Имен но дороговизна судоподъем ных средств потребовала изменения существовавшей ранее организации труда в доках. Для анализа создавшегося положения из числа специа листов разных служб и слипо- д окового цеха была создана творческая группа. Ее участни ки выполнили большой объем расчетов, благодаря которым были определены численность, и профессиональный состав будущей комплексной брига ды, подтверждена необходи мость освоения рабочими смежных профессий. Кроме этого, был изучен опыт орга низации комплексной бригадь: по ремонту судов в доках на Одесском судоремонтном за воде имени 50-летия Совет ской Украины. Только после этого в слипо-доковом цехе головного предприятия о бъ единения «Мурманская судо верфь» была создана ко м п лексная бригада по профи лактическому ремонту судовых винторулевых комплексов, ко торую возглавил О. Р. Швыр- кин. Как только этот коллектив приступил к работам, опера тивное управление производ ством он практически при нял на себя. Это привело к тому, что возросли заинтере сованность и ответственность всех членов бригады за ко нечный результат своего тру да. В итоге значительно сокра тилась продолжительность до кового ремонта судов. Продолжением этого движе ния явилось создание в том же цехе во втором полугодии 1979 года укрупненной ком п лексной бригады по проведе нию всех категорий докового ремонта траулеров. Возглавил бригаду слесарь-судоремонт ник пятого разряда Н. А. Ка заков. С первых дней су ществования бригады члены укрупненной комплексной стали добиваться высокой про изводительности труда, значи тельно перевыполнять суточ ные нормы выработки. Создание комплексных бригад в слипо-доковом цехе головного предприятия потре бовало существенного измене ния и улучшения нормирова ния труда и внедрения прог рессивных нормативов. В тече ние 1980 года были внедрены единые нормы времени на ремонт винторулевых комп лексов. В результате этого уровень технически обосно ванных норм по трудоемкости вырос с 52,6 процента до 82,3 процента. Производительность труда в комплексных бригадах вырос ла за счет того, что в них ста ли широко применяться сред ства механизации. За ними за креплены три плавучих крана, они имеют машинки для очи стки и покраски корпуса суд на, машину для зачистки днища на базе трактора Т-40, полуавтоматы «Малыш», а также безвоздушные рас пылители БР-2. Создание комплексных бригад потребовало как изме нения структуры организации работ в слипо-доковом цехе, так и создания конструктор ско-технологической группы для решения оперативных во просов, рождающихся в ходе ремонта судна. Группа нахо дится в составе отдела глав ного конструктора, а функци онально подчиняется замести телю главного строителя по доковому ремонту. Вслед за комплексными бригадами слипо-докового це ха были созданы такие же коллективы на СРЗ-1 и СРЗ-2. Они тоже показывают высо кую эффективность и добива ются хорошего качества ре монта судов. Однако в ходе работы по развитию бригадных форм -т.- труда мы встречались и с трудностями. Необходимо бы ло преодолеть психологичес кий барьер не только рабо чим, но и некоторым р уко во дителям, так как создание ук рупненных комплексных и специализированных бригад потребовало почти коренной перестройки традиционных способов и системы ремонта судов. Надо было решать во просы совершенствования за работной платы рабочих раз личных профессий, входящих в комплексную бригаду. Но тем не менее опыт ра боты судоремонтных предпри ятий полностью подтверждает экономические и социальные преимущества бригадной фор- мы организации и стимулиро вания труда, которая отвеча ет требованиям научно-техни- ческого прогресса, усиливает заинтересованность рабочих в конечных результатах произ водства, способствует более быстрому росту квалификации кадров. Ш ирокое совмещение профессий, применяемое при бригадной организации труда, позволяет существенно сни жать внутрисменные потери. Развитие и совершенствование коллективных форм организа ции труда рабочих способст вует повышению производи тельности труда, улучшению качества ремонта судов, улуч шает использование техники и снижает текучесть кадров. Поэтому есть все основания говорить, что будущее, конеч но же, принадлежит комплекс ным специализированным и укрупненным комплексным бригадам. ■*. Н. ЧУХЛОМИН, заместитель генерального директора объединения «Мурманская судоверфь» по экономическим ■опросам. 15 апреля ШЗ года РЫБНЫЙMVPMAH
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz