Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.

• ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА~ЗАБОТА ОБЩАЯ • рыбныймурман Повышение эффективности промысловых судов и транспортных рефрижераторов 10 сентября 1982 года в еженедельнике под заголов­ ком «Возьмем, к примеру, Аэрофлот» было опубликова­ но выступление заместителя начальника службы эксплуата­ ции управления «Севрыбхо­ лодфлот» А. Ф. Деменка. В статье поднимались проблемы взаимодействия отделов мате, риально - технического снаб­ жения промысловых флотов с управлением «Севрыбхолод- флот». 3 декабря 1982 года мы опубликовали ответы и. о. на­ чальника ОМТС объединения «Мурманрыбпром» М. Б. Ря- бчевского и заместителя на­ чальника службы эксплуата­ ции тралового флота А. В. Шканова. В них, в частности, говорилось, что случаи необо­ снованных досылок снабже­ ния в море бывают, что со­ кратить их число «• наших силах». Словом, из ответов предполагалось, что будут приняты конкретные меры. Что же изменилось с тех пор! Как нам сообщили из управления «Севрыбхолод- флот», время на раздачу по­ сылок промысловым судам экипажами рефрижераторов «Севрыбхолодфлота» не толь­ ко не уменьшилось, а, наобо­ рот, возросло. С просьбой прокомменти­ ровать создавшееся положе­ ние редакция еженедельника обратилась к заместителю на­ чальника объединения «Севры- ба» Константину Николаевичу Шаповалову. ♦ Давайте сначала разберем­ ся в таком вопросе: чем вы­ звано увеличение досылок в море? Легче всего, на мой взгляд, в этом обвинить служ ­ бы снабжения промысловых флотов. Мол, они не прояв­ ляют должной оперативности, гибкости, не умеют своевре­ менно доставить на борт транспорта нужные в море картонную тару, банкотару, другие материалы. При этом под работником снабжения подразумевается человек, ко . торому не знакомы трудности рыбаков. А это не так. Как правило, а службах снабжения трудятся люди, от­ давшие не один год морю , но в силу различных обстоя­ тельств, например состояния здоровья, вынужденные ра­ ботать на берегу. Следовательно, не нужно искать причину увеличения досылок в море в организа­ ции труда снабженческих служб — они делают все возможное, чтобы удовлет­ ворить запросы рыбаков, во­ время отправить снабжение на промысел. Дело в том, что не всегда это снабжение есть в нуж ном количестве на бе­ регу, да и поступает оно к нам неравномерно. Все это и создает те ситуации, которые упоминает в своей статье «Возьмем, к примеру, А эро­ флот» заместитель начальника службы эксплуатации упразле- ния «Севрыбхолодфлот» А. Ф. Деменок {снабженец прибега­ ет на транспортный реф риже­ ратор и просит капитана-ди- ректора судна захватить по­ сылку в море). Но есть еще одна, глазная, причина увеличения досылок. Это — рост потребностей на. селения. Если несколько лет тому назад основным видом снабжения была картонная тара под замороженную ры­ бопродукцию , то сейчас мы отправляем в море, напри­ мер, миллионы разнокалибер­ ных и разнофигурных пре- сервных и консервных банок. Чем это вызвано? В конечном итоге, требованием покупате­ ля. Он хочет, чтобы на при. лавках магазинов был бога­ тый выбор рыбных изделий. Мы это требование стара­ емся удовлетворять, ассорти­ мент продукции, выпускаемой на судах ВРПО «Севрыба», постоянно обновляется и ра­ стет. В то же время, это об­ щеизвестно, значительно уда­ лились от М урманска районы промысла, и доставлять снаб­ жение на траулеры стало ело. жнее; ужесточились требова­ ния к качеству рыбопродук­ ции, к ее упаковке, к срокам реализации. Все это осложняет работу рыбаков, береговых служб, заставляет транспортные су­ да чаще подходить к промы­ словым. Даже тогда, когда трюмы траулеров не запол­ нены. К тому же не надо забы­ вать, я бы сказал, о соци­ альных задачах. У нас на про. мысле работают десятки ты­ сяч моряков, Им нужны поч­ та, кинофильмы, лекарства, свежие овощи, фрукты, пить­ евая вода. И чем чаще это доставляется в море, тем сильнее ощущает рыбак за­ боту берега о себе. Сказанного, думается, до. статочно, чтобы обоснозать рост числа досылок в море, для доставки которых исполь­ зуются транспортные рефри­ жераторы. Вместе с тем, ВРПО «Сев- рыба», родственные нам объ­ единения испытывают ост­ рую нехватку в транспортах. К. Н. ШАПОВАЛОВ, заместитель начальника Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба» Нередко промысловики шлют радиограммы, просят срочно прислать рефрижератор, так как трюмы заполнены рыбой, — промысловая обстановка от­ личная, но куда девать уло­ вы? Разумеется, мы стараемся удовлетворить просьбы рыба­ ков, так как простои промыс­ ловых судов — это тысячи и тысячи тонн невыловленной рыбы. Но если транспортов не хватает... Абсолютно пра­ вильный вывод делает А. Ф, Деменок — надо очень бе­ режно относиться к использо­ ванию транспортных рефри­ жераторов. Действительно, цена каждых потерянных су­ ток рефрижератором велика, и обращение А. Ф. Деменка к промысловикам, их отделам снабжения, специалистам, за­ нимающимся обеспечением устойчивой работы на промы­ сле, не лишено смысла. Слу­ чаи, когда экипажи транспор­ тов отвлекаются от прямых обязанностей без всяких ос. нований, есть. Но, справед­ ливости ради, надо отметить, что в нерациональном ис­ пользовании транспортного флота повинны не только промысловики, — повинны и сами работники «Сезрыбхо- лодфлота». Об этом А. Ф. Деменок в своем выступле­ нии не упоминает, считая, очевидно, это делом анутри- флотским. Но вот что показывает ана­ лиз использования ТР а 1982 году, сделанный специалиста­ ми центрального проектно-кон­ структорского технологическо­ го бюро. Снабженцы, эксплу­ атационники, производствен, никй управления «Севрыбхо­ лодфлот» отвлекали транспор­ ты для завоза снабжения на свои базы значительно чаще, чем промысловики. Да и са­ мих досылок было больше. И вот цифры: в 1982 году про­ мысловики передали на тран­ спортные рефрижераторы ры­ бопродукции в четыре раза больше, чем экипажи плавбаз. А снабжения рыбаки получи­ ли на 25 процентов меньше, чем те же плавбазы. Кстати, скорость, с какой передавали промысловики рыбопродукцию и принимали снабжение, значительно выше, чем на плавбазах. Почему? А потому, что, когда траулер стоит у борта ТР, он, разуме, ется, работать не может, но план на него идет. Это под­ хлестывает рыбаков. Когда же ТР стоит у базы, то на базе не торопятся. Ведь она про­ должает работать, рефриже­ ратор ей не мешает. А что касается его простоя, то ведь судно свое — «Севрыб­ холодфлота». А. Ф. Деменок приводил случаи, когда, по его мнению, из-за ошибок снабженцев и капитанов промысловых судов каждый ТР был вынужден под­ ходить к одному и тому же траулеру для передачи оче­ редной порции снабжения. Да, тут есть повод для анали. за и выводов специалистам промысловых флотов. И, надо полагать, они будут сдела­ ны. Но, как ясно из сказан­ ного, есть над чем подумать и ynpae;vel«*sc «Сезрыбхолод- флот». Вот, к примеру, факты, ко ­ торые т г а к Г& назеять тему для размышлений. Только а феврале этого года для за­ воза различного оборудова­ ния н* шеиС&зу «Магочкин Шар» были использованы транспорты «Василий Сури­ ков», < Л п € Гротеволь», «Алексей Венецианов», «По­ лярные зори». Из тридцато восьми судо- суток пятнадцать было за­ трачено только на выдачу сна­ бжения. Этого времени до­ статочно, чтобы разгрузить десять БМРТ! Словом, из ше­ стнадцати рефрижераторов, работавших в февраль, один­ надцать было отвлечено на подвоз снабжения для плаз- баз. На много ли? * Как видим, есть над чем задуматься управлению «Сев- рыбхолодфаос». Но как бы то ни было, ис­ пользовать транспортные рефрижераторы в роли сна­ бженцам — зто слишком на­ кладно, даже если сроки пе­ редачи грузов на промысло­ вые суда 6$лут сокращены до минимума. Идеальное ре­ шение проблемы — иметь суда, кс то£мэ занимались бы только снабжением. Судов- снабженцев мы не имеем (кроме танкеров), но выход все же ettrt. Ведь большинство видов снабжения, доставляемого на промысел, мп требует, чтобы его перевозили в каких-либо особых условиях. Например, в охлаждаемы* трюмах. Стало быть, не обязательно достав­ лять грузы на транспортных рефрижераторах, для этого можно использовать сухогруз­ ные транспорты. И управление «Севрыбхо- яодфл#»* проявило инициати. ву — приобретено такое суд. но. Уже заканчивается его ремонт. Б да&ьнейшем оно бу­ дет использоваться именно а снабженческих целях. Более того. В настоящее время Мур­ манске» отделение «Гипро- рыбфлот» (по примеру бол. гарских рыбаков) разраба­ ты вая переоборудо­ вания морально устаревших траулеров типа «Маяковский» под оккзавшие рефрижера­ торные транспорты с трюма­ ми на 1000—1200 тонн. Объем работ на судах предполагает, ся nefewiiSJUi, так что со вре­ менем и промысловые флоты, и управление «Сезрыбхолод- флот* желании смогут иметь снабженческие суда. Они значительно повысят эф­ фективность работы тран­ спортных рефрижераторов и промысловых судов, взяв на себя обязанности «постазщи- :а» го '/ з о е . Но для переобо­ рудования траулеров требует­ ся время, а проблема досылки ~рузсг р к е встала перед нами во весь рост. Следовательно, нужно полнее использовать те внутренние резервы, о кото­ рых уже говорилось, работать четче, расторопней. И нужно освобождаться от удобного )зглзда на создавшееся поло­ жение, хотя его и можно подкрепить убедительной ко. л о н ^ й ь,»фр; нужно также ю ю с ь , что и суда управ­ ления «Севрыбхолодфлот», и суда промысловые звенья одной цепи, выполняют одну задачу — Продовольственную .ipoi^eMM / СССР. Вот *4гго главное. У БОРТА БАЗЫ. Фото В. Щ У К И Н А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz