Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.

• СССР ~ ФИНЛЯНДИЯ ■V 6 апреля 1983 года и с п о л н и л о с ь 35 лет со дня подписания Договора о дружбе, сотрудничестве, взаимной помощи между Советским Союзом и Финляндией ПО ЗАКОНАМ Д о б р о с о с е д с т в а В Калевальском районе Ка­ релин завершено сооружение первой очереди Костомукш. екого горно-обогатительного комбината. Получена промыш­ ленная продукция — желез­ ный концентрат. Крупнейшая стройна на тер­ ритории Советской Карелии — свидетельство дружбы и доб­ рососедства СССР и Финлян­ дии, реальное воплощение в жизнь важных принципов со­ трудничества. Советские и финские специалисты трудятся здесь рука об руку. НА СНИМКЕ: Костомукша— стройка дружбы. Слева напра­ во — советские и финские строители Ханну Пасанен, Па­ вел Чеботарев, Рауно Силф- верхутх, Владимир Голубцов, Виктор Андреев и 'Войтто Хейккинен. Фото С. Майстермана. Фотохроника ТАСС. МУРМАНСК СТАЛ НАМ БЛИЖЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ФИНСКИХ ГОСТЕЙ О НАШЕМ КРАЕ " Финляндия — наш сосед. Сосед ближайший. Сосед, с которым нас связывают доб­ рые, дружеские отношения, и им не мешают ни полити­ ческие убеждения, ни разни­ ца в общественном и соци­ альном устройстве. Объеди­ няет же нас то, что объеди­ няет всех людей планеты,— стремление к миру, жела­ ние видеть счастливыми сво­ их детей, да и просто-напро­ сто извечное человеческое любопытство: а как у вас? Этот вопрос, наверное, мож­ но начертать на знамени любой туристской фирмы. Как у вас? Как вы воспи­ тываете своих детей? По скольку уроков в ваших школах? Сколько получают ваши моряки? Сколько стоит завтрак в школе? Во что об­ ходится родителям детский сад? Как управляются вос­ питательницы с таким коли­ чеством детей? И так далее. Сотни, тысячи вопросов вы­ слушивают гады - перевод­ чики мурманского «Интури­ ста». Сотню, тысячу раз объясняют одно и то же. Потому что интересуются этим люди, для которых по­ рой одна такая поездка пе­ реворачивает все представ­ ления о Советском Союзе, почерпнутые из «третьих рук», не всегда очень чистых. И приезжают. И смотрят. И удивляются. Оставляют записи в книге отзывов. «...Выли в турпоездке на своей машине. Жили в «Се­ верной». Отличное обслужи­ вание, опрятные комнаты, ну а гидам — 10 очков. Спасибо!» «...Благодарим друже­ любие, проявленное к нам. На нас произвело большое впечатление, как умело и эффективно нам помогли в наших затруднениях с ре­ монтом автомобиля. Мы ду­ мали, что ничего не выйдет. Советский Союз стал ближе нам. Приятно, что так хо­ рошо принимают в городе- побратиме нашего родного Рованиемп». «...Рады, что полностью загрузили переводчицу Эй- лу. Спасибо ей и всем». «...Получилось так, что из-за нас были неприятно­ сти на обеих таможнях. Мы приносим извинения. С удо­ вольствием приедем еще». «...Мы, школьники из Ивало, сердечно благодарим за гостеприимство. Мы убе- ждены, что при непосредст­ венных контактах мы учимся лучше понимать друг дру­ га. Мы уверены, что внесли свой вклад в развитие отно­ шений между СССР и Фин­ ляндией. Давайте вместе стремиться к миру и друж­ бе!» «...Превосходная програм­ ма. Мы приняли участие в праздновании 60-летия обла­ стной пионерской организа* ции, обедали в детском ка­ фе «Сказка». Здорово! Пио­ неры и вожатые Торнио, Кеми, Рованиеми». Туристов из Финляндии в Мурманск прибывает много. Автобусы, автомобили *из Финляндии у наших гости­ ниц — явление привычное. Многие финские гости при­ езжают к нам не раз и да­ же не два. И их впечатле­ ния очень четко и конкрет­ но обобщил руководитель группы туристов из города Пелло Пааво Аваниеми: «Я здесь чувствую себя как дома!» Е. ИВАНОВ. КООПЕРАЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО Добрая С)оля народов и деловая заинтересованноетъ — Пуск первой очереди Костомукш ского горно обога­ тительного комбината, без­ условно, является крупней­ шим событием в жизни Фин­ ляндии и Советского Союзе, — сказал в беседе с коррес­ пондентом АПН председатель правления крупнейшей фин­ ской судостроительной компа­ нии «Вяртсиля» Танкмар Хорн. — Во-первых, само совмест­ ное строительство комбината для Финляндии означало за­ нятость для строителей и про­ бу на качество их работы, — подчеркнул министр. — Во- вторых, металл, который в ви­ де окатышей поступит на финский металлургический комбинат в Раахе, построен­ ный также совместно совет­ скими и финскими специалис­ тами, в виде листовой стали придет к нам на предприя­ тия «Вяртсиля». И из этой ста. ли мы будем строить корабли для Советского Союза. Как видите, круг кооперации и сотрудничества весьма широк, На примере сотрудничества «Вяртсиля» с Советским Сою­ зом, которое успешно разви­ вается е о т уже 50 лет, мож- РЫБНЫЙMVPMAH но проследить, чего могут достигнуть ■ кооперации ка­ питалистическая страна и со­ циалистическое государстве, •ели к этому есть добрая ве­ ля и деловая заинтересован­ ность. Весной 1932 года с верфя­ ми в городах Турку и Хель­ синки были подписаны пер­ вые договоры о строительст­ ве для Советского Союза ра­ бочих катеров, буксиров и одного танкера. К 1938 году «Вяртсиля» поставила 52 суд­ на. Поставки судов возобно­ вились после второй миро­ вой войны. Краеугольным камнем в со. ветско-финляндских отноше­ ниях стал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1948 года. На его прочной основе позже были заключены многие соглашения, регулирующие и экономиче­ ское сотрудничество. Для судостроительной про­ мышленности Финляндии , вто­ ра* половина 40-х годов ста­ ла периодом бурного роста и модернизации. По первому пятилетнему советско фин­ ляндскому торговому согла­ шению, подписанному в 1950 году, доля судов в обьцем финском экспорт* в Совет­ ский Союз составила около 39 процентов. большое значение для со­ ветско-финляндских отноше­ н и й , и на в последнюю оче­ редь для финской судострои­ тельной промышленности, имело подписание * 1977 го­ ду Долгосрочной программы развития и углубления торго. во-экономиЛ ского, промыш­ ленного и научно-техническо­ го сотрудничества между СССР и Финляндией до 1990 годе. 15-летняя программа была продлена еще на пять лет. А это имеет особое зна­ чение для таких отраслей, ко­ торые требуют перспективно­ го планирования исследова­ ний и производства, в част­ ности для судостроения. Сегодня та1 советско-фин- Ляндском' сотрудничестве1 ко­ рабелов все более значитель­ ное место занимает строи­ тельство ледоколов и кораб­ лей ледокольного типа', а также другой арктической мррской. техники. Освоение природных богатств Советской Арктики, морского шельфа северных морей становится все более актуальным’ для Со­ ветского Союза. Заказы для «Вяртсиля» на сегодня включа­ ют уже ряд типов судов, спе­ циально разработанных для этих целей, а именно: способ­ ных осуществлять погрузку и разгрузку на необорудован­ ном арктическом побережье. Конкретным достижением в этой области является по­ стройка площадок на воздуш­ ной подушка. Д ругим примером сотруд­ ничества в такай современ­ ной и сложной области, как использование атомной энер­ гии в мирных целях, является совместный проект советских организаций и «Вяртсиля» по постройке атомного ледоко­ ла. — Говоря о сотрудничест­ ве, мы не должны забывать людей, осуществляющих его. За последние десятилетия возникло множество личных контактов и завязано много уз дружбы. А это в свою оче­ редь способствует более эф­ фективному и приятному со­ трудничеству, — сказал Танк­ мар Хорн. Он отметил, что добрососедские отношения и атмосфера взаимного доверия способствуют успешнрму развитию деловых . связей и открывают широкие перспек­ тивы для взаимовыгодного сотрудничества между СССР и Финляндией в 1980-е годы. Виктор КУДРЯШЕВ, соб. корр. АПН. Хельсинки. НОВЫЕ ГО РИЗОНТЫ ^ При участии финских фирм на территории Совет­ ского Союза был реконструи­ рован и продолжает расши­ ряться Светогорский целлю­ лозно-бумажный комбинат. Финляндия участвует в по­ ставках компрессорных стан­ ций и целых жилых поселков для магистрального газопро- вода Сибирь — Западная Европа. ф В Финляндии при содей­ ствии Советского Союза со­ оружены металлургический комбинат в Раахе, тепловые электростанции, газопровод, а также 2 атомные электростан­ ции мощностью по 440 МВт каждая. По оценкам специа­ листов различных стран, с точки зрения безопасности и экономичности эти электро­ станции отвечают самым вы­ соким требованиям. ф Надежное советское оборудование в области ядер- ной энергетики, требующее совершенства научных разра­ боток и технического испол­ нения, зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. И поэтому вполне закономерно, что в настоящее время фин­ ская и советская стороны изучают возможность совме­ стного строительства в Фин­ ляндии АЭС мощностью 1000 МВт. + Финские строители уча­ ствуют в сооружении различ­ ных о бъ е кто в^ в Москве и Мурманске, Ташкенте и Кие­ ве, в Сибири и других честях Советского Союза. ф С амым *крупным вбтьек- том в истории финляндско- советского экономического сотрудничества является сов­ местное строительство Косто- мукшского горно-обогатитель­ ного комбината в Карелии. Первые контракты не его строительство были подписа­ ны осенью 1973 г. А недавно принята в эксплуатацию пер­ вая очередь комбината. Ее мощность — 3 млн. т желе­ зорудных окатышей в год. Полным ходом идет сооруже. ние 2-й и 3-й очереди ком ­ бината. Окончание строитель­ ства намечено на 1985 г. ф На основе Долгосрочной программы развития и укреп* лзения ... торпово-.экономическо*! со, промышленного^ и ; уаучноЙ -.технического * сотрудничества^ рассчитанной до t995 г., свя­ зи . м е ж д у '' 'Финляндией и СССР крепнут, расширяют­ ся, обогащаются новыми фордлами. апреля 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz