Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.
ЧЕЛОВЕК И МОРЕ Слышал о том, что в нашей стране разрабатывает ся программа «Лосось». Расскажите о том, как она будет реализовываться. Б. КРУТОЯРОВ, Минская обл. Действительно, у нас раз рабатывается долгосрочная научно производственная программа «Лосось», цель которой увеличение как естественного, так и искусст венного воспроизводства ло сосей. Почему именно этой рыбе посвящена такая программа? Прежде всего она обладает высокими пищевыми досто инствами, универсальна при переработке. К тому же бла годаря ее инстинкту возвра щения можно вести речь о своеобразном «пастбищном выращивании» рыбы. Если сделать искусствен ный рыбоход и несколько бассейнов у моря, то можно создать стадо лососей, кото рые, уходя мальками, бу дут возвращаться домой уве систыми рыбинами. При этом каждый рубль затрат принесет 10 рублей прибы ли Таково мнение советских специалистов, занятых раз работкой этой проблемы. Правда, теперь, после уста новления двухсотмильных рыболовных зон, наша стра на получила возможность контролировать промысел лосося и эффективней по полнять его запасы. Однако лососевых добывается срав нительно мало. Программа предусматри вает постоянный и строгий контроль за порядком на нерестовых реках Дальнего Востока. На них устанавли ваются наблюдательные станции, которые ведут ра боты по оценке заполнения нерестилищ, следят за раз множением лососей в естест венных условиях. Начаты также работы по удобрению озер с понижен ной биологической продук тивностью, в которые захо дит рыба. Дело в том, что глубокие, холодные озера на Дальнем Востоке, как прави ло, бедны естественными кормами. Исследования по казали, что, разбрасывая по водном поверхности с помо щью авиации фосфорные удобрения, можно значитель но увеличить и биологиче скую массу планктона, слу жащего кормом для мальков, и тем самым повысить про цент их выживаемости, а впоследствии и возврат ры бы почта ;s 10 раз. Программа «Лосось» Но наиболее важный путь развития лососевого хозяйст ва на Дальнем Востоке — крупномасштабное разведе ние рыбы на заводах с ис пользованием интенсивных методов выращивания мо лоди. У искусственного культи вирования лососей Ихмеется ряд преимуществ перед их естественным воспроизвод ством. Только в заводских усло виях можно в относительно короткие сроки увеличить численность популяций. При использовании явления «хо минга» (инстинкта возврата в родную реку) вполне реаль но создание управляемых популяций лососей, то есть организация рентабельных хозяйств. Большинство лососевых рыборазводных заводов на ходится на Сахалине. Они уже выпускают в Тихий оке ан около миллиарда мальков кеты и горбуши. Программа «Лосось» пре дусматривает реконструкцию 15 существующих и строи тельство 18 новых' рыбораз водных заводов. Создаются и экспериментальные базы. В рамках программы «Лосось» разработан проект научно- производственного комплек са. рассчитанного на ис пользование горячих источ ников Камчатки. Новый подход к лососево му рыбоводству заключа ется, в частности, в том. что завод не обязательно стро ить где-то на далекой речке. Там можно лишь заготавли вать икру, а инкубировать ее— в городах и крупных по селках. где лучше условия для жизни рыбоводов. Но куда же в этом случае вернутся лососи? Оказыва ется, чувство дома не врож денное, оно вырабатывается у мальков, когда они живут в речке. Для этого требуется пятнадцать дней. За это время малек запоминает вкус и запах родных струй. Таким образом, выклюнув шихся мальков нужно про сто перевести на побережье, в речки или специальные бассейны с рыбоходами для приобретения чувства дома, подращивания, а затем ска тывания их в море. Выгоды таких хозяйств очевидны. По утверждениям специа листов, процесс разведения лосося в регулируемых ус ловиях открывает возмож ности для отбора на скоро спелость, увеличение веса, повышение привязанности к дому, улучшение других ка честв. В настоящее время на ры бозаводах Дальнего Востока разводятся наиболее жизне стойкие из лососей — гор буша и кета. В дальнейшем намечено перейти также к воспроизводству особенно ценных кижуча, нерки, сн- мы. чавычи/ Реализация научно-про изводственной программы позволит ^не только вернуть былую численность тихо океанского лосося, но и превзойти ее. «А ргум енты и факты», № 11 . Наблюдая за насекомыми, птицами, обитателями морей и другими представителями живого мира, люди издавна восхища лись многими их .удивительными способностями. В наши дн i стремительного развития науки и техники изучение живых орга низмов помогает создавать новые технические системы и уст ройства. Это научное молодое направление, получившее назва ние бионики, имеет самые широкие перспективы. Я расскажу об одной из красивейших птиц, возможности которой не всег да по силам даже новейшим электронным приборам. «Скиталец морей» — так час то назы ваю т альбатросов. Эти кр уп ны е океанские птицы име ю т длину тела свыше метра, а размах кры льев до трех с по ловиной метров. Обитают альбатросы главным образом в Южном полушарии, южнее тропика Козерога. Ме сяцами носятся острокры лы е птицы над волнами океанов, бури им не страш ны . Спит альбатрос прямо на воде. Че ловек. потерпевший корабле круш ение. может погибнуть в море от ж аж ды . альбатросам же жажда нипочем. В его клю ее имеется своеобразный оп реснитель. в котором морская вода превращается в пресную . П тицы летают постоянно толь ко над очень большими гл уб и нами. а над зонами шельфа и мелководьем их почти нет Чаще д ругих альбатросов встречают экипаж и рыбопро мыслового флота и научно ис следовательских кораблей. Казалось бы. альбатрос дол жен обладать большой силой и выносливостью На самом де ле он слабое существо. Его мыш цы рассчитаны на кратко временную н а гр узку. Как и другие парящие птицы , он и с пользует энергию воздуш ных потоков и завихрений. Непод виж но расставив узки е и за остренные кры лья, он сколь зит над волнами и редко под нимается выше 12 «метров. Альбатросы не м огут летать над сушей, т а к май удельное давление на кры ло у них дол ж н о быть гораздо больше, чем у с у хо п утн ы х птиц, и они про валиваются сквозь теплый воздух. Они боятся зеркаль ной глади океана и перед ш ти- Океанский скиталец лем стараются заблаговремен но перебраться в район пло хой погоды. Опытные м оряки знают: там, где встретился аль батрос, не жди хорошей по годы. Бескрайние водные прост ранства покры ваю т наш у зем лю вдоль сороковы х паралле лей Ю жного полушария. Моря ки назвали эти широты «ре вущие сороковые». Это наибо лее бурные и беспокойные рай оны А тлантики. Индийского и Тихого океанов. На протяже нии всего года 20—27 дней каж дого месяца там дую т ш тор мовые западные ветры, а вол ны буш ующ его океана более высокие и длинные, чем где- либо в другом месте. Это род ная стихия альбатросов. Без единого взмаха кры льям и, ис пользуя воздушные потоки над волнами, они м огут часами па рить над кораблями. С транствующ ий альбатрос встречается не только в рай онах плавающ их ги га н тс ки х айсбергов, но и в суб тропиках и тропиках. Одна из самы х красивы х птиц — дым чаты й альбатрос —■ ж ивет в основном в холодны х ю ж ны х ш иротах. М оряки и ученые встречаются и с другим и альбатросами — желтоносым, сероголовым, п у г ливым, королевским. Эту птицу всегда считали великим путеш ественником ю ж ны х м о рей. Наскольно велика ее спо собность находить путь в оке ане. можно судить хотя бы по тому, что обы кновенного аль батроса, урож енца острова Ю ж ная Георгия, встречают у Сид нея. Чтобы по кры ть расстоя ние до Австралии, ему нуж но преодолеть от 6 до 9 тысяч миль. Случилось это в 1847 году. Китобойное судно «Эфратес» подолгу не заходило ни в один порт. Радио тогда не было. Кан же сообщить о себе? Однажды матросы «Эфрате- са» насадили на кр ю ч о к пр и м анку. ку с о к китового мяса, и бросили за борт. Подлетев ший альбатрос схватил при м анку, проглотил ее и был вы тащен на палубу. Капитан Эд вардс написал запи ску. 6 ней он сообщил тому, кто ее най дет, что его судно плавает уже шестнадцать месяцев, что по следние четыре месяца он не встречает китов и покидает место промысла. Указав дату и координаты судна, Эдгзрдс привязал небольшой пузырен с запиской к шее альбатроса. Через двенадцать суто к птицу случайно поймали в Чили. За это время она пролетела по прямой 5837 километров со скоростью 20 километров в час. Многое в поведении альбат росов остается пока непонят ным для учены х и мореплава телей. И м ож но не сомневать* ся, что разгадка этих тайн природы подскаж ет ко н с тр у к торам немало новы х остроум ны х решений, которы е найдут применение в радиотехнике, •виации. кораблестроении, ав томатике, навигации. Я. ДАВЫДОВ, мкжонер. Девятый вал! Легендарный девятый вал, пугавш ий еще древних мореплавателей, ка к посылаемое богами страшное наказание. А вот, например, у древних греков самым большим и опас ным считался третий, у римлян — десятый, у американцев — седьмой вал. Существует ли девятый вал в полном смысле этого слова? Оказалось, что у световых и м орских волн одна общая пр и рода. Ученые, исследовав обнару женное ими явление, дали фи зическое объяснение его про исхождению , а сама система получила название резонанс ной. поскольку механизм ее развития связан с резонансом^ м ежду ветром и т^олнами, по лучающ имся при совпадении частот ветра и волн. Для перевода полученной по анемометру скорости ветра в соответствующ ую силу ветра пользую тся так называемой ш калой Бофорта. Ш кала разделена на 12 баллов (характеризующ их си лу ветра). Каждый из баллов когда-то соответствовал площа ди парусов, которую могло не сти парусное судно при ветре различной силы: от мертвого ш тиля (полного безветрия) — О баллов до урагана — 12 бал лов. Очевидно, старые «морские волки», возвращаясь из даль них плаваний, рассказывали о бурях, в которы х волнение в девять иаллов грозило погло тить их корабль. И преломленное в народных среднем ежегодно в Мировом океане бывает до б ураганов и От 5 до 15 тропических ц и к лонов. При ураганном еетре (со скоростью более 29 м/сек.) в океанах высота отдельных волн измеряется десятками, а длина — сотнями метров (до 800 м и более). При зыби могут образовать ся волны очень большой дли- j ны. В Сезерной Атлантике бы- ** па отмечена зыбь длиною 824 м с периодом 23 сек. и с ко ростью распространения волн свыше 70 узлов. При ветре ураганной силы нередко встречаются волны длиной 500—600 м и высотой до 18—21 м. Волны высотой 24,9 м были зарегистрированы 2 августа 1956 года с дизель-электрохода «Обь» в «ревущих сорокозы х» Индийского океана советским ученым Г. В. Ржеплинским. Наибольшая скорость ветра была зарегистрирована по пр я мым измерениям — 85,0 м/сек. (306 кМуЧас.) в тайфуне «Нэнси» (сентябрь 1961 года). Рекордная скорость ветра 416 км /час. за. ф иксирована в США (Нью-Хэм- пш ир) 12 апреля 1934 года. При ураганах часто проис ходит разруш ение изм еритель ны х приборов и максимальная скорость ветра оценивается по косвенным данным. Так, в 1935 году во Флориде косвен ная оценка показала скорость ветра 110 м/сек. (400 км/час.). В 1972 году в Тихом океане была отмечена волна высотой 25,5 м при скорости ветра 138 км , час. ДЕВЯТЫЙ ВАЛ Мифы и реальность пересказах непонятное слово «балл.» превратилось постепен но в более доступное для по нимания слово «вал», под ко торым обычно понимается «большая волна», а под вол нением разумеется колебание воды от действия ветра. Обра зующиеся же вы пуклости на зываются валами или волнами. Вообще же под «баллом» по нимают условное число, опре деляющее силу ветра, величи ну волнения моря, прозрачность воздуха и т. д. В зависимости от условий образования и распростране ния волн различают следующие основные типы волнений: вет ровое, вызванное ветром, пр о должающ им путь во время на блюдения; зыбь. продолжаю щаяся после ветра, уж е затих шего или изменившего свое направление; смешанное волне ние, когда одновременно на блюдается ветровое волнение и зыбь; сейсмическое, создавае мое землетрясением и вулкан и ческими извержениям и, при которы х образуются волны -цу нами. Бывает и волнение (помимо сейсмического) без ветра, так называемая мертвая зыбь, ко гда волны проходят в ш тиле вой район моря или океана с д ругого участка, где «работает» ветер. В разны х водных бассейнах Мирового океана величины м ак сим альны х ветровых волн (пре словуты х девятых валов) раз личны. На морях наблюдаются вол ны со следующими параметра ми: в Черном и Каспийском морях длины волн (расстояние между двумя соседними греб нями или подошвами волн) — до 60 м, высота (расстояние по вертикали от подошвы до греб ня) — До 6—7 м: в Северном море — длина до 150 м. вы со та — 8 —9 м; в Средиземном мо ре — длина до 250 м, высота — до 9 м; в Японском море — длина до 100 м, высота —до 6 м. Длина волн внутренних мо рей обычно составляет 40 — 50 м при высоте 3—4 м. Обычная длина океанских волн 100 — 120 м при высоте 4 —6 м и периодах (время, в те чение которого волна пробега ет путь, равны й своей длине) — 7 - 9 м. Средние длины больших ш торм овы х волн в морях и океанах — порядка 150—250 м при высоте 8 м. Волны высотой 6 —7 м и длиной 100 — 120 м м ож но довольно часто встре тить во всех океанах. При сильны х ш тормах не редко встречаются волны вы сотой в 12 —15 м при длин* 4 5 0 -5 0 0 м. Так, в А тлантике высота волн превыш ает 12 м, в Тихом оке ане — 15 м, % А нтар кти ке — более 15 м. Волны « сильный шторм при ударе создают давление от в ООО до 30 000 к г/к в . м. П риблизительно один раз в два-три года в океанах встре чаются волны высотой 17—20 м. что примерно соответствует высоте ш естиэтаж ного дома. В Условия для возникновения волн высотой до 28 м в о ке анских просторах создаются 1 раз в пятнадцать—двадцать лет. Самая высокая волна, изме ренная с борта ам ериканского таннера «Рамапо» 7 февраля 1933 года в Тихом океане при переходе из Манилы в Сан- Диего (Калифорния), имела вы соту 34 м. И сточником ее был ветер со скоростью 30 —34 м/сек. при разгоне волны в не сколько тысяч миль. Волны-цунами могут двигать ся с огромной скоростью (до 1000 км/час.), В отнрытом о ке ане они имеют высоту всего около 1 м, но, достигая бере гов, м ногократно возрастают (до 20 —30 м). Самая высокая сейсмиче ская волна-цунами поднялась у ю го-западного побережья Аляски во время землетрясе ния 28 марта 1964 года. Вы сота волн достигала 66 м, а скорость передвижения состав ляла 585 км/час. М атематической статисти кой установлено, что в сред нем из 20 волн, проходящ их мимо судна, одна будет в 1,73 раза выше преобладающей вы соты волн. При прохождении мимо судна 100 волн сущ ест вует один шанс из двадцати, что возникнет волна, высота которой в 2,22 раза превысит среднюю высоту «фонового» волнения. Например, при средней вы соте около 9 метров можно ожидать встречи с волной вы сотой 20 м. Продолжительность «жизни» таних волн весьма мала (всего неснолько минут), и они пр охо дят до момента разруш ения очень небольшой путь. Выявлена и география наи более опасны х волн. Так, например, у ю го-восточ ного побережья Аф рики м еж ду портами Порт-Элизабет м Дурбан возникаю т «волны- убийцы.>, или «кейпроллеры», высотой 15 —18 м и более, с необычайно круты м (подвет ренным) склоном и глубокой впадиной. Во впадине волны, в которую судно ка к бы прова ливается, на него обруш ивает ся гигантская масса воды. Такие волны появляю тся вблизи мыса Игольного и у мыса Святой Нос в Баренце вом море... Заканчивая этот рассказ, уместно сказать, что бытовав ший ранее суеверный миф о «девятом вале» сегодня у м но гих вызывает недоверчивую улы б ку и сарказм . Большие валы сущ ествую т, и их приро да доказана. Но родство с ле гендами не должно пугать. Зачем вообще разруш ать сказания о природе, если они романтичны и красивы?! В. инженер по эксплуатации морского -фл«та. г. Л ен и н г р а д . апреля 1983 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz