Рыбный Мурман. 1983 г. Апрель.

ЧЕЛОВЕК И МОРЕ Слышал о том, что в нашей стране разрабатывает­ ся программа «Лосось». Расскажите о том, как она будет реализовываться. Б. КРУТОЯРОВ, Минская обл. Действительно, у нас раз­ рабатывается долгосрочная научно производственная программа «Лосось», цель которой увеличение как естественного, так и искусст­ венного воспроизводства ло­ сосей. Почему именно этой рыбе посвящена такая программа? Прежде всего она обладает высокими пищевыми досто­ инствами, универсальна при переработке. К тому же бла­ годаря ее инстинкту возвра­ щения можно вести речь о своеобразном «пастбищном выращивании» рыбы. Если сделать искусствен­ ный рыбоход и несколько бассейнов у моря, то можно создать стадо лососей, кото­ рые, уходя мальками, бу­ дут возвращаться домой уве­ систыми рыбинами. При этом каждый рубль затрат принесет 10 рублей прибы­ ли Таково мнение советских специалистов, занятых раз­ работкой этой проблемы. Правда, теперь, после уста­ новления двухсотмильных рыболовных зон, наша стра­ на получила возможность контролировать промысел лосося и эффективней по­ полнять его запасы. Однако лососевых добывается срав­ нительно мало. Программа предусматри­ вает постоянный и строгий контроль за порядком на нерестовых реках Дальнего Востока. На них устанавли­ ваются наблюдательные станции, которые ведут ра­ боты по оценке заполнения нерестилищ, следят за раз­ множением лососей в естест­ венных условиях. Начаты также работы по удобрению озер с понижен­ ной биологической продук­ тивностью, в которые захо­ дит рыба. Дело в том, что глубокие, холодные озера на Дальнем Востоке, как прави­ ло, бедны естественными кормами. Исследования по­ казали, что, разбрасывая по водном поверхности с помо­ щью авиации фосфорные удобрения, можно значитель­ но увеличить и биологиче­ скую массу планктона, слу­ жащего кормом для мальков, и тем самым повысить про­ цент их выживаемости, а впоследствии и возврат ры­ бы почта ;s 10 раз. Программа «Лосось» Но наиболее важный путь развития лососевого хозяйст­ ва на Дальнем Востоке — крупномасштабное разведе­ ние рыбы на заводах с ис­ пользованием интенсивных методов выращивания мо­ лоди. У искусственного культи­ вирования лососей Ихмеется ряд преимуществ перед их естественным воспроизвод­ ством. Только в заводских усло­ виях можно в относительно короткие сроки увеличить численность популяций. При использовании явления «хо­ минга» (инстинкта возврата в родную реку) вполне реаль­ но создание управляемых популяций лососей, то есть организация рентабельных хозяйств. Большинство лососевых рыборазводных заводов на­ ходится на Сахалине. Они уже выпускают в Тихий оке­ ан около миллиарда мальков кеты и горбуши. Программа «Лосось» пре­ дусматривает реконструкцию 15 существующих и строи­ тельство 18 новых' рыбораз­ водных заводов. Создаются и экспериментальные базы. В рамках программы «Лосось» разработан проект научно- производственного комплек­ са. рассчитанного на ис­ пользование горячих источ­ ников Камчатки. Новый подход к лососево­ му рыбоводству заключа­ ется, в частности, в том. что завод не обязательно стро­ ить где-то на далекой речке. Там можно лишь заготавли­ вать икру, а инкубировать ее— в городах и крупных по­ селках. где лучше условия для жизни рыбоводов. Но куда же в этом случае вернутся лососи? Оказыва­ ется, чувство дома не врож­ денное, оно вырабатывается у мальков, когда они живут в речке. Для этого требуется пятнадцать дней. За это время малек запоминает вкус и запах родных струй. Таким образом, выклюнув­ шихся мальков нужно про­ сто перевести на побережье, в речки или специальные бассейны с рыбоходами для приобретения чувства дома, подращивания, а затем ска­ тывания их в море. Выгоды таких хозяйств очевидны. По утверждениям специа­ листов, процесс разведения лосося в регулируемых ус­ ловиях открывает возмож­ ности для отбора на скоро­ спелость, увеличение веса, повышение привязанности к дому, улучшение других ка­ честв. В настоящее время на ры­ бозаводах Дальнего Востока разводятся наиболее жизне­ стойкие из лососей — гор­ буша и кета. В дальнейшем намечено перейти также к воспроизводству особенно ценных кижуча, нерки, сн- мы. чавычи/ Реализация научно-про­ изводственной программы позволит ^не только вернуть былую численность тихо­ океанского лосося, но и превзойти ее. «А ргум енты и факты», № 11 . Наблюдая за насекомыми, птицами, обитателями морей и другими представителями живого мира, люди издавна восхища­ лись многими их .удивительными способностями. В наши дн i стремительного развития науки и техники изучение живых орга­ низмов помогает создавать новые технические системы и уст­ ройства. Это научное молодое направление, получившее назва­ ние бионики, имеет самые широкие перспективы. Я расскажу об одной из красивейших птиц, возможности которой не всег­ да по силам даже новейшим электронным приборам. «Скиталец морей» — так час­ то назы ваю т альбатросов. Эти кр уп ны е океанские птицы име­ ю т длину тела свыше метра, а размах кры льев до трех с по­ ловиной метров. Обитают альбатросы главным образом в Южном полушарии, южнее тропика Козерога. Ме­ сяцами носятся острокры лы е птицы над волнами океанов, бури им не страш ны . Спит альбатрос прямо на воде. Че­ ловек. потерпевший корабле­ круш ение. может погибнуть в море от ж аж ды . альбатросам же жажда нипочем. В его клю ее имеется своеобразный оп­ реснитель. в котором морская вода превращается в пресную . П тицы летают постоянно толь­ ко над очень большими гл уб и ­ нами. а над зонами шельфа и мелководьем их почти нет Чаще д ругих альбатросов встречают экипаж и рыбопро­ мыслового флота и научно ис­ следовательских кораблей. Казалось бы. альбатрос дол­ жен обладать большой силой и выносливостью На самом де­ ле он слабое существо. Его мыш цы рассчитаны на кратко временную н а гр узку. Как и другие парящие птицы , он и с­ пользует энергию воздуш ных потоков и завихрений. Непод виж но расставив узки е и за­ остренные кры лья, он сколь­ зит над волнами и редко под­ нимается выше 12 «метров. Альбатросы не м огут летать над сушей, т а к май удельное давление на кры ло у них дол ж н о быть гораздо больше, чем у с у хо п утн ы х птиц, и они про валиваются сквозь теплый воздух. Они боятся зеркаль­ ной глади океана и перед ш ти- Океанский скиталец лем стараются заблаговремен­ но перебраться в район пло­ хой погоды. Опытные м оряки знают: там, где встретился аль­ батрос, не жди хорошей по­ годы. Бескрайние водные прост­ ранства покры ваю т наш у зем­ лю вдоль сороковы х паралле­ лей Ю жного полушария. Моря­ ки назвали эти широты «ре­ вущие сороковые». Это наибо­ лее бурные и беспокойные рай­ оны А тлантики. Индийского и Тихого океанов. На протяже нии всего года 20—27 дней каж дого месяца там дую т ш тор­ мовые западные ветры, а вол­ ны буш ующ его океана более высокие и длинные, чем где- либо в другом месте. Это род­ ная стихия альбатросов. Без единого взмаха кры льям и, ис­ пользуя воздушные потоки над волнами, они м огут часами па­ рить над кораблями. С транствующ ий альбатрос встречается не только в рай­ онах плавающ их ги га н тс ки х айсбергов, но и в суб тропиках и тропиках. Одна из самы х красивы х птиц — дым чаты й альбатрос —■ ж ивет в основном в холодны х ю ж ны х ш иротах. М оряки и ученые встречаются и с другим и альбатросами — желтоносым, сероголовым, п у г­ ливым, королевским. Эту птицу всегда считали великим путеш ественником ю ж ны х м о­ рей. Наскольно велика ее спо­ собность находить путь в оке­ ане. можно судить хотя бы по тому, что обы кновенного аль­ батроса, урож енца острова Ю ж­ ная Георгия, встречают у Сид­ нея. Чтобы по кры ть расстоя­ ние до Австралии, ему нуж но преодолеть от 6 до 9 тысяч миль. Случилось это в 1847 году. Китобойное судно «Эфратес» подолгу не заходило ни в один порт. Радио тогда не было. Кан же сообщить о себе? Однажды матросы «Эфрате- са» насадили на кр ю ч о к пр и ­ м анку. ку с о к китового мяса, и бросили за борт. Подлетев­ ший альбатрос схватил при­ м анку, проглотил ее и был вы ­ тащен на палубу. Капитан Эд­ вардс написал запи ску. 6 ней он сообщил тому, кто ее най­ дет, что его судно плавает уже шестнадцать месяцев, что по­ следние четыре месяца он не встречает китов и покидает место промысла. Указав дату и координаты судна, Эдгзрдс привязал небольшой пузырен с запиской к шее альбатроса. Через двенадцать суто к птицу случайно поймали в Чили. За это время она пролетела по прямой 5837 километров со скоростью 20 километров в час. Многое в поведении альбат­ росов остается пока непонят­ ным для учены х и мореплава­ телей. И м ож но не сомневать* ся, что разгадка этих тайн природы подскаж ет ко н с тр у к­ торам немало новы х остроум ­ ны х решений, которы е найдут применение в радиотехнике, •виации. кораблестроении, ав­ томатике, навигации. Я. ДАВЫДОВ, мкжонер. Девятый вал! Легендарный девятый вал, пугавш ий еще древних мореплавателей, ка к посылаемое богами страшное наказание. А вот, например, у древних греков самым большим и опас­ ным считался третий, у римлян — десятый, у американцев — седьмой вал. Существует ли девятый вал в полном смысле этого слова? Оказалось, что у световых и м орских волн одна общая пр и ­ рода. Ученые, исследовав обнару­ женное ими явление, дали фи­ зическое объяснение его про­ исхождению , а сама система получила название резонанс­ ной. поскольку механизм ее развития связан с резонансом^ м ежду ветром и т^олнами, по­ лучающ имся при совпадении частот ветра и волн. Для перевода полученной по анемометру скорости ветра в соответствующ ую силу ветра пользую тся так называемой ш калой Бофорта. Ш кала разделена на 12 баллов (характеризующ их си­ лу ветра). Каждый из баллов когда-то соответствовал площа­ ди парусов, которую могло не­ сти парусное судно при ветре различной силы: от мертвого ш тиля (полного безветрия) — О баллов до урагана — 12 бал­ лов. Очевидно, старые «морские волки», возвращаясь из даль­ них плаваний, рассказывали о бурях, в которы х волнение в девять иаллов грозило погло­ тить их корабль. И преломленное в народных среднем ежегодно в Мировом океане бывает до б ураганов и От 5 до 15 тропических ц и к ­ лонов. При ураганном еетре (со скоростью более 29 м/сек.) в океанах высота отдельных волн измеряется десятками, а длина — сотнями метров (до 800 м и более). При зыби могут образовать­ ся волны очень большой дли- j ны. В Сезерной Атлантике бы- ** па отмечена зыбь длиною 824 м с периодом 23 сек. и с ко ­ ростью распространения волн свыше 70 узлов. При ветре ураганной силы нередко встречаются волны длиной 500—600 м и высотой до 18—21 м. Волны высотой 24,9 м были зарегистрированы 2 августа 1956 года с дизель-электрохода «Обь» в «ревущих сорокозы х» Индийского океана советским ученым Г. В. Ржеплинским. Наибольшая скорость ветра была зарегистрирована по пр я­ мым измерениям — 85,0 м/сек. (306 кМуЧас.) в тайфуне «Нэнси» (сентябрь 1961 года). Рекордная скорость ветра 416 км /час. за. ф иксирована в США (Нью-Хэм- пш ир) 12 апреля 1934 года. При ураганах часто проис­ ходит разруш ение изм еритель­ ны х приборов и максимальная скорость ветра оценивается по косвенным данным. Так, в 1935 году во Флориде косвен­ ная оценка показала скорость ветра 110 м/сек. (400 км/час.). В 1972 году в Тихом океане была отмечена волна высотой 25,5 м при скорости ветра 138 км , час. ДЕВЯТЫЙ ВАЛ Мифы и реальность пересказах непонятное слово «балл.» превратилось постепен­ но в более доступное для по­ нимания слово «вал», под ко ­ торым обычно понимается «большая волна», а под вол­ нением разумеется колебание воды от действия ветра. Обра­ зующиеся же вы пуклости на­ зываются валами или волнами. Вообще же под «баллом» по­ нимают условное число, опре­ деляющее силу ветра, величи­ ну волнения моря, прозрачность воздуха и т. д. В зависимости от условий образования и распростране­ ния волн различают следующие основные типы волнений: вет­ ровое, вызванное ветром, пр о­ должающ им путь во время на­ блюдения; зыбь. продолжаю ­ щаяся после ветра, уж е затих­ шего или изменившего свое направление; смешанное волне­ ние, когда одновременно на­ блюдается ветровое волнение и зыбь; сейсмическое, создавае­ мое землетрясением и вулкан и ­ ческими извержениям и, при которы х образуются волны -цу­ нами. Бывает и волнение (помимо сейсмического) без ветра, так называемая мертвая зыбь, ко ­ гда волны проходят в ш тиле­ вой район моря или океана с д ругого участка, где «работает» ветер. В разны х водных бассейнах Мирового океана величины м ак­ сим альны х ветровых волн (пре­ словуты х девятых валов) раз­ личны. На морях наблюдаются вол­ ны со следующими параметра­ ми: в Черном и Каспийском морях длины волн (расстояние между двумя соседними греб­ нями или подошвами волн) — до 60 м, высота (расстояние по вертикали от подошвы до греб­ ня) — До 6—7 м: в Северном море — длина до 150 м. вы со­ та — 8 —9 м; в Средиземном мо­ ре — длина до 250 м, высота — до 9 м; в Японском море — длина до 100 м, высота —до 6 м. Длина волн внутренних мо рей обычно составляет 40 — 50 м при высоте 3—4 м. Обычная длина океанских волн 100 — 120 м при высоте 4 —6 м и периодах (время, в те­ чение которого волна пробега­ ет путь, равны й своей длине) — 7 - 9 м. Средние длины больших ш торм овы х волн в морях и океанах — порядка 150—250 м при высоте 8 м. Волны высотой 6 —7 м и длиной 100 — 120 м м ож но довольно часто встре­ тить во всех океанах. При сильны х ш тормах не­ редко встречаются волны вы ­ сотой в 12 —15 м при длин* 4 5 0 -5 0 0 м. Так, в А тлантике высота волн превыш ает 12 м, в Тихом оке­ ане — 15 м, % А нтар кти ке — более 15 м. Волны « сильный шторм при ударе создают давление от в ООО до 30 000 к г/к в . м. П риблизительно один раз в два-три года в океанах встре­ чаются волны высотой 17—20 м. что примерно соответствует высоте ш естиэтаж ного дома. В Условия для возникновения волн высотой до 28 м в о ке ­ анских просторах создаются 1 раз в пятнадцать—двадцать лет. Самая высокая волна, изме­ ренная с борта ам ериканского таннера «Рамапо» 7 февраля 1933 года в Тихом океане при переходе из Манилы в Сан- Диего (Калифорния), имела вы ­ соту 34 м. И сточником ее был ветер со скоростью 30 —34 м/сек. при разгоне волны в не­ сколько тысяч миль. Волны-цунами могут двигать­ ся с огромной скоростью (до 1000 км/час.), В отнрытом о ке ­ ане они имеют высоту всего около 1 м, но, достигая бере­ гов, м ногократно возрастают (до 20 —30 м). Самая высокая сейсмиче­ ская волна-цунами поднялась у ю го-западного побережья Аляски во время землетрясе­ ния 28 марта 1964 года. Вы ­ сота волн достигала 66 м, а скорость передвижения состав­ ляла 585 км/час. М атематической статисти­ кой установлено, что в сред­ нем из 20 волн, проходящ их мимо судна, одна будет в 1,73 раза выше преобладающей вы ­ соты волн. При прохождении мимо судна 100 волн сущ ест­ вует один шанс из двадцати, что возникнет волна, высота которой в 2,22 раза превысит среднюю высоту «фонового» волнения. Например, при средней вы­ соте около 9 метров можно ожидать встречи с волной вы ­ сотой 20 м. Продолжительность «жизни» таних волн весьма мала (всего неснолько минут), и они пр охо­ дят до момента разруш ения очень небольшой путь. Выявлена и география наи­ более опасны х волн. Так, например, у ю го-восточ­ ного побережья Аф рики м еж ­ ду портами Порт-Элизабет м Дурбан возникаю т «волны- убийцы.>, или «кейпроллеры», высотой 15 —18 м и более, с необычайно круты м (подвет­ ренным) склоном и глубокой впадиной. Во впадине волны, в которую судно ка к бы прова­ ливается, на него обруш ивает­ ся гигантская масса воды. Такие волны появляю тся вблизи мыса Игольного и у мыса Святой Нос в Баренце­ вом море... Заканчивая этот рассказ, уместно сказать, что бытовав­ ший ранее суеверный миф о «девятом вале» сегодня у м но­ гих вызывает недоверчивую улы б ку и сарказм . Большие валы сущ ествую т, и их приро­ да доказана. Но родство с ле­ гендами не должно пугать. Зачем вообще разруш ать сказания о природе, если они романтичны и красивы?! В. инженер по эксплуатации морского -фл«та. г. Л ен и н г р а д . апреля 1983 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz