Рыбный Мурман. 1982 г. Январь.
Формула удачи Кошкин пришел в тралоаый флот не зеленым новичком: знаний, которые он получил в школе юнг, вполне достава* ло для боцмана, но флот тог да был небольшой, хватало и кадровых боцманов — пожи лых, простеганных ветрами, басовитых. — Робел я на фоне этих колоритных фигур, не смот релся... Так что «верхом на коня» не сразу сел, — улыба ется Кошкин. — Да, может, оно и к лучшему. Тогда мат росы, чтобы получить первый класс, подолгу ходили, подол гу учились, но становились мастерами на все руки, А сей час — это я не к тому,, чтобы на молодых «бочку катнуть» лишний . раз — бывает, что матрос первого класса, если на фабрике работает, на па лубе теряется, и наоборот... Это ж не дело! Так что дово лен тем, что поднимался по служебной лестнице, задер живаясь на каждой ступеньке сколько положено, а не пры гал... И когда старший мастер лова РТ «Большевик» Борис Павлович Колпаков «положил на меня глаз», как на потен циального тралмейстера, я уже изрядно подкован был в рыбацких науках. Конечно, было не так сложно, как сей час, но ведь и суда какие бы ли... Взять тот же «Больше вик»: труба высокая, коптил хорошо, а мощностей не хва тало... Позже судьба снова свела Кошкина с Колпаковым. На этот раз на БМРТ «Пушкин», где Борис Павлович осваивал кормовое траление. Сразу стало понятно, что «бортоаи- ки» отживают свой век, но ведь к новому не так-то про сто привыкнуть. Колпаков бы стро усвоил тонкости, стал учить других. Кошкин чрез вычайно внимательно прислу шивался к его советам, запи сывал главное (к этим запи сям мы еще вернемся) и вско ре стал управляться с тралом не хуже учителя. На флоте появился еще один хороший тралмейстер. О Кошкине за говорили, как о толковом спе циалисте, настоящем хозяине палубы. Такого хотел бы по лучить на свое суд^о любой капитан. Но... не с каждым уживался Кошкин. Не жало вал мягковатых характером. И излишне горластых. скорых на решения не любил. Таких нередко «отбривал», будучи человеком острым на язык, хотя потом никогда и никому не говорил о своих антипати ях, не отзывался плохо, памя туя, что обязан беречь авто ритет командира. Другое де ло — сказать в глаза. — Ведь главное для капи тана что? — говорит Кошкин. — Чтобы он за собой людей повести мог. мог увлечь их, чтобы работу до тонкостей знал, но по мелочам не опе кал. А то ведь если обожжет разок-другой недоверием, эти ожоги потом трудно зарубцо вываются... И чувствуешь свою правоту, и доказывать боишь ся: ну а вдруг еще раз не получится, еще раз «пусты ря» вытянем? А пустой трал — это самый горький упрек тралмейстеру. А тут еще ка питан «веское слозо прило жит»: я, мол, говорил, а ты послушался?.. Но ведь в мо ре без неудач не бывает. Слушая Кошкина, я вспом нил один эпизод. На БМРТ, куда назначили Николая Ни колаевича, капитан был моло дой, так сказать, еще без ка питального промыслового ба гажа. Район, где работал в том рейсе экипаж, слыл труд ным, редко кому удавалось быстро настроиться: и рыба себя вела здесь достаточно капризно, и грунт — не аэро дромное поле: сплошные ска лы. Словом, «орешек» не из легких. День прошел, другой — рыбы для фабрики явно не хватало. Технолог, а за ним и капитан все громче выра жали неудовольствие работой палубной команды. Глядя на размеренные, неторопливые действия Кошкина, они явно выходили из себя. И однаж. дьикапитан сорвался: — Ты мне это... брось с тралами комбинировать... Кошкин молчал. — Не До экспериментов сейчас! Рыба нужна! А ты демик! Не перестаю удив ляться, сколько он знает и умеет, как способен, людей организовать. ...Между прочим, у Лопати на с Кошкиным тоже дружба чуть ли не с конфликта нача лась. Это потом Кошкин ска жет о капитане: «Новатор. С ним работать интересно». Суть назревавшего конфлик та была в следующем, У Нико лая Николаевича есть записи мешка не дойдет — разбе жится! — утверждали песси мисты. —• Не разбежится, — пари ровал Кошкин, — мы с ней не первый год знакомы! Утром асе высыпали на па лубу посмотреть, как уходит по слипу диковинный трал, — и ненадежный, и неуклюжий. Так, по крайней мере, каза лось. А когда трал поднима ли, то он уже смотрелся слаз- Г* КОММУНИСТОМ Николаем Николаези- чем Кошкиным я знаком не первый год, и каждая встреча с ним была, если хотите, для меня подарком, журналистским везени ем. О чем бы мы ни беседовали — о новых ли тралах, о воспитательной работе, о трал- мейстерском ли чутье, — я всегда слушал его с удовольствием, поражаясь остроте, не ординарности его мышления, государствен ному взгляду. Причем его невозможно пред ставить в каком-то одном, статичном душев ном состоянии. Он — то веселый и озорной, то озабоченный. Но никогда я не видел его спокойным, довольным собой. Четыре года назад Николай Николаевич пе. решел работать инструктором в базовый ко митет профсоюза Мурманского тралового флота, и я подумал: наверно, врачи «задро- били» выход в море, годы берут свое... Ну что еще я мог подумать, зная, как Кошкин любит работу мастера лова! Но медицина оказалась тут ни при чем. Просто, будучи из бранным в ВЦСПС, Николай Николаевич дол жен выполнять большую организационную ра боту, много ездить, помогать в решении набо левших проблем. На длительные рейсы тут не остается времени. А делать что-либо впоп. накала, походя—это не «по-кошкински». И он ушел на берег. Но для многих Кошкин — по-прежнему промысловый наставник. Кава лер орденов Ленина и Октябрьской Рево люции, он создал свою тралмейстерскую школу. «Колючий» Кошкин тут — там нитки перестав ляешь... Ловить надо! Кошкин не выдержал, съяз вил: — Рыба по приказу не ло вится! — И уже спокойно добавил: — Надо, чтобы и рыба на борт шла. и тралы не изо рвать За несколько дней. А то... дороговато достанется рыбка... Через несколько дней на слип стали поднимать тралы, набитые под завязку. Палуб ная команда смотрелась име* нинницей. И на фабрике ли ковали: упущенное наверста ли. пай быстро растет. О конфликте' вроде все за были. Но когда на общесудо вом собрании подводили ито ги. Николай Николаевич ска. зал: — Несмотря на то. что кое- кто создавал в начале рейса нервную обстановку, палуб ная команда свое д е л о , сде лала. Более того, работая на крайне сложном грунте, мы не испортили ни одного тра ла. досрочно выполнили годо вое обязательство по эконо мии промвооружения и внес ли немалый вклад в снижение себестоимости продукции. Ну а что касается меня лично, то больше всего я доволен тем, что уже сейчас могу твердо сказать: есть на нашем судне ребята, которые через пару рейсов вполне смогут ходить мастерами лова. Знаний, на стойчивости и... — здесь Кош кин специально сделэл паузу, взглянув на капитана, — вы держки у них хватает, чтобы не растеряться в любой си туации. Академия тралмейстерсних наук Андрей Георгиевич Лопа тин, капитан-директор, вете ран тралового флота, когда я спросил его о Кошкине, вос кликнул: — В своем деле он — ака оо уловистости каждого тра ла: когда, где и сколько он поднял рыбы, в каких услози- ях, что пришлось в нем пере делывать, как вела себя рыба. Эти записи не раз сослужили ему добрую службу. И когда рыбалка не заладилась, Кош кин, заглянув в «конспекты», взялся за модернизацию. Лопатин, который и сам тралы знает назубок, понача лу на это дело смотрел косо. Потом попросил Кошкина ввести его в суть Эксперимен тов. Николай Николаевич вос принял это как недоверие, обиделся. Андрей Георгиевич разъяснил: — Не потому, что не дове ряю, — хочу сам во все вник нуть, чтобы профессионально расти... Эта фраза, положив конец обидам, стала началом содру жества. Сейчас на каждом траулере используют так называемые канатные тралы. А ведь внед рены эти замечательные ору дия лоза с легкой ручи Нико лая Николаевича. Внедрены тогда, когда в «способностях» этих тралов очень многие сомневались. БМРТ «Полесье», где Кош кин был старшим мас тером лова, без особой поль зы «утюжил» промысловые квадраты рядом с такими же малоудачливыми собратьями... Испытания нового трала бы ли запланированы на конец рейса. Н0 Николай Николае вич на судовом партсобрании предложил новинку опробо вать не мешкая. Правда, по его мнению, эти орудия лоза нуждались в некоторой пере делке, за которую он взялся вместе с флагманским специа листом Александром Постни ковым (кстати, своим учени ком). Присутствовавшие на судне проектировщики мор щились: больно уж ненадежно выглядела после доработки конструкция, слишком велик был шаг ячеи. — Да у вас же рыба до но: туго набитый рыбой, он величественно «въезжал» на слип этаким воплощением твооческой дерзости. И пошло! «Полесье» посто янно вызывали на связь: — Николаич, расскажи, как этот трал вооружать! Может, к нам пересядешь?.. А Кошкин на общесудовом собрании еще масла а огонь подлил: — Мы же когда обязатель ства на рейс брали — не рас считывали на этот трал. Так теперь и надо пересмотреть их в соответствии с новыми возможностями. Как-то после одного из рей сов я поинтересовался у Кош кина: — Слышал, что вы полтора плана взяли... — Взяли... «Богородица» по могла... — Какая такая богородица? — Ну, не пресвятая, понят но. Шамалуевская... Видя, что ничего я не по нял, Николай Николаевич разъ яснил: — Есть в ней что-то от ико ны... Ее еще Шамалуев при менял, чтобы поднять верх нюю подбору трала со стек лянными кухтылями. Вот и сбрасывали ее с борта. А она капризная была «дама», чуть что не так — переворачива лась. Тащат матросы ее, тя желую, назад, чтобы снова сбросить, и причитают: «Упади ты, голубушка, правильно, не завернись...» Вот и пошло с тех пор: «Богородица, бого родица...» Вспомнили мы про «богоро дицу». когда стали промыш лять ставриду и скумбрию. А потом и здесь, на пикше, по пробовали. Уловы сначала ка кие-то «дохлые» были. Вот я и говорю Лопатину: «Георгии, а почему бы нам эту «пресвя тую» не поставить? Только не как некоторые делают—просто к подборе привязывают, а на поводках, вроде воздушного «змея». Она же тогда кверху пойдет, а мы ее снизу белень ким подкрасим, чтобы пугала рыбку, прижимала ее к грун ту, да еще вибрацию допол нительную будет создавать! Лопатин быстро смекнул, что «богородица» поможет. Давай, говорит, ставь, И пер вый же трал — полнехонький1 Я потом две недели подряд на соседние суда пересажи вался. «богородицы» Ставил... Повторись в учениках Много я мог бы призести примеров промысловой рабо ты Кошкина, примеров, под тверждающих, что создал он свою тралмейстерскую школу, что не даром слывет акаде миком в своем деле. И, как каждый большой мастер, он славен не только своими де лами, но и делами ученикоз. Они, как и он, нередко в те чение года не получают ни од ного нового трала, потому что берегут старые, потому что чинят так, что и незачем но вые получать. Они, как и он, рационализаторы, пытливые искатели, люди, влюбленные в море, в работу. Наконец, они, как и он, наставники. Я был свидетелем того, как Николай Николаевич провб- дил занятия с матросами. Ду мал, что начнет он с устрой ства тралов, с перечисле|{ия обязанносте. каждого i Па лубной кома. е. И — ошибся. — Вы на t- бку^-то внима тельно посмо\ 1 те: видите, с боков у нее такая полоска, как осевая, проходит. Это ос новной орган чувств рыбы — боковая линия. С ее помощью она воспринимает все колеба ния, шумы. Мы за ней с тра лом, а она «слышит» трал, его слабые места. А если будешь смотреть на рыбу, как на... бесчувственный объект лова, то много не наловишь! А однажды Кошкин стал инициатором новой формы на ставничества. Идея родилась не вдруг, она была выношена всем его тралмейстерским опытом, всем его существом. Вернувшись из Москвы, где участвовал в совещании на ставников и делился мыслями по этому поводу со многими знатными рабочими страны, Николай Николаевич отпра вился в мореходное училище имени И. И. Месяцеаа и по. просил, чтобы за ним закре пили несколько курсантов-су- доводителей. Почему судово дителей, а не обучающихся на факультете промышленного рыболовства? Кошкин рассуждал пример но так: худо-бедно, тралмей стеров и так обучат. А вот с у . доводителям-рыбзкам часто не хватает знаний орудий ло ва, понимания этой сложной работы. И беды многих эки пажей идут отсюда. По свое му опыту Николай Николае вич знал, что лучшие капита ны знают орудия лова так же, как заправские тралмейстеры. И таких удача редко обходит стороной. Ну а если молодой судово дитель придет на мостик хо рошо подготовленный, и в этом плане у него будет всегда полный контакт с па лубой: он и маневры будет лучше предвидеть, и посозе- товать сможет, и в причинах неудачи быстрее разберется. Ныне подопечные Кошкина, наверно, с улыбкой вспомина ют, как чуть не силком за ставлял их наставник пости гать тралмейстерскую науку «до нитки». Сейчас они — опытные судоводители, до бычливые рыбаки. А прихо дят в порт — сразу к Кош кину: поговорить, попросить совета... Да, вот уже четыре годэ Ни колай Николаевич—не старший мастер лова. Но мне кажется, что он по сути своей никогда не перестанет быть тралмей стером — человеком, посто янно ищущим формулу ры бацкой победы. А. ЛАНДЕР. I января 1982 г. _ _ --------« РЫБНЫЙ МУРМАН» ...... • 3 сто.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz