Рыбный Мурман. 1982 г. Январь.

Формула удачи Кошкин пришел в тралоаый флот не зеленым новичком: знаний, которые он получил в школе юнг, вполне достава* ло для боцмана, но флот тог­ да был небольшой, хватало и кадровых боцманов — пожи­ лых, простеганных ветрами, басовитых. — Робел я на фоне этих колоритных фигур, не смот­ релся... Так что «верхом на коня» не сразу сел, — улыба­ ется Кошкин. — Да, может, оно и к лучшему. Тогда мат­ росы, чтобы получить первый класс, подолгу ходили, подол­ гу учились, но становились мастерами на все руки, А сей­ час — это я не к тому,, чтобы на молодых «бочку катнуть» лишний . раз — бывает, что матрос первого класса, если на фабрике работает, на па­ лубе теряется, и наоборот... Это ж не дело! Так что дово­ лен тем, что поднимался по служебной лестнице, задер­ живаясь на каждой ступеньке сколько положено, а не пры­ гал... И когда старший мастер лова РТ «Большевик» Борис Павлович Колпаков «положил на меня глаз», как на потен­ циального тралмейстера, я уже изрядно подкован был в рыбацких науках. Конечно, было не так сложно, как сей­ час, но ведь и суда какие бы­ ли... Взять тот же «Больше­ вик»: труба высокая, коптил хорошо, а мощностей не хва­ тало... Позже судьба снова свела Кошкина с Колпаковым. На этот раз на БМРТ «Пушкин», где Борис Павлович осваивал кормовое траление. Сразу стало понятно, что «бортоаи- ки» отживают свой век, но ведь к новому не так-то про­ сто привыкнуть. Колпаков бы­ стро усвоил тонкости, стал учить других. Кошкин чрез­ вычайно внимательно прислу­ шивался к его советам, запи­ сывал главное (к этим запи­ сям мы еще вернемся) и вско­ ре стал управляться с тралом не хуже учителя. На флоте появился еще один хороший тралмейстер. О Кошкине за­ говорили, как о толковом спе­ циалисте, настоящем хозяине палубы. Такого хотел бы по­ лучить на свое суд^о любой капитан. Но... не с каждым уживался Кошкин. Не жало­ вал мягковатых характером. И излишне горластых. скорых на решения не любил. Таких нередко «отбривал», будучи человеком острым на язык, хотя потом никогда и никому не говорил о своих антипати­ ях, не отзывался плохо, памя­ туя, что обязан беречь авто­ ритет командира. Другое де­ ло — сказать в глаза. — Ведь главное для капи­ тана что? — говорит Кошкин. — Чтобы он за собой людей повести мог. мог увлечь их, чтобы работу до тонкостей знал, но по мелочам не опе­ кал. А то ведь если обожжет разок-другой недоверием, эти ожоги потом трудно зарубцо­ вываются... И чувствуешь свою правоту, и доказывать боишь­ ся: ну а вдруг еще раз не получится, еще раз «пусты­ ря» вытянем? А пустой трал — это самый горький упрек тралмейстеру. А тут еще ка­ питан «веское слозо прило­ жит»: я, мол, говорил, а ты послушался?.. Но ведь в мо­ ре без неудач не бывает. Слушая Кошкина, я вспом­ нил один эпизод. На БМРТ, куда назначили Николая Ни­ колаевича, капитан был моло­ дой, так сказать, еще без ка­ питального промыслового ба­ гажа. Район, где работал в том рейсе экипаж, слыл труд­ ным, редко кому удавалось быстро настроиться: и рыба себя вела здесь достаточно капризно, и грунт — не аэро­ дромное поле: сплошные ска­ лы. Словом, «орешек» не из легких. День прошел, другой — рыбы для фабрики явно не хватало. Технолог, а за ним и капитан все громче выра­ жали неудовольствие работой палубной команды. Глядя на размеренные, неторопливые действия Кошкина, они явно выходили из себя. И однаж. дьикапитан сорвался: — Ты мне это... брось с тралами комбинировать... Кошкин молчал. — Не До экспериментов сейчас! Рыба нужна! А ты демик! Не перестаю удив­ ляться, сколько он знает и умеет, как способен, людей организовать. ...Между прочим, у Лопати­ на с Кошкиным тоже дружба чуть ли не с конфликта нача­ лась. Это потом Кошкин ска­ жет о капитане: «Новатор. С ним работать интересно». Суть назревавшего конфлик­ та была в следующем, У Нико­ лая Николаевича есть записи мешка не дойдет — разбе­ жится! — утверждали песси­ мисты. —• Не разбежится, — пари­ ровал Кошкин, — мы с ней не первый год знакомы! Утром асе высыпали на па­ лубу посмотреть, как уходит по слипу диковинный трал, — и ненадежный, и неуклюжий. Так, по крайней мере, каза­ лось. А когда трал поднима­ ли, то он уже смотрелся слаз- Г* КОММУНИСТОМ Николаем Николаези- чем Кошкиным я знаком не первый год, и каждая встреча с ним была, если хотите, для меня подарком, журналистским везени­ ем. О чем бы мы ни беседовали — о новых ли тралах, о воспитательной работе, о трал- мейстерском ли чутье, — я всегда слушал его с удовольствием, поражаясь остроте, не­ ординарности его мышления, государствен­ ному взгляду. Причем его невозможно пред­ ставить в каком-то одном, статичном душев­ ном состоянии. Он — то веселый и озорной, то озабоченный. Но никогда я не видел его спокойным, довольным собой. Четыре года назад Николай Николаевич пе. решел работать инструктором в базовый ко­ митет профсоюза Мурманского тралового флота, и я подумал: наверно, врачи «задро- били» выход в море, годы берут свое... Ну что еще я мог подумать, зная, как Кошкин любит работу мастера лова! Но медицина оказалась тут ни при чем. Просто, будучи из­ бранным в ВЦСПС, Николай Николаевич дол­ жен выполнять большую организационную ра­ боту, много ездить, помогать в решении набо левших проблем. На длительные рейсы тут не остается времени. А делать что-либо впоп. накала, походя—это не «по-кошкински». И он ушел на берег. Но для многих Кошкин — по-прежнему промысловый наставник. Кава­ лер орденов Ленина и Октябрьской Рево­ люции, он создал свою тралмейстерскую школу. «Колючий» Кошкин тут — там нитки перестав­ ляешь... Ловить надо! Кошкин не выдержал, съяз­ вил: — Рыба по приказу не ло­ вится! — И уже спокойно добавил: — Надо, чтобы и рыба на борт шла. и тралы не изо­ рвать За несколько дней. А то... дороговато достанется рыбка... Через несколько дней на слип стали поднимать тралы, набитые под завязку. Палуб­ ная команда смотрелась име* нинницей. И на фабрике ли­ ковали: упущенное наверста­ ли. пай быстро растет. О конфликте' вроде все за­ были. Но когда на общесудо­ вом собрании подводили ито­ ги. Николай Николаевич ска. зал: — Несмотря на то. что кое- кто создавал в начале рейса нервную обстановку, палуб­ ная команда свое д е л о , сде­ лала. Более того, работая на крайне сложном грунте, мы не испортили ни одного тра­ ла. досрочно выполнили годо­ вое обязательство по эконо­ мии промвооружения и внес­ ли немалый вклад в снижение себестоимости продукции. Ну а что касается меня лично, то больше всего я доволен тем, что уже сейчас могу твердо сказать: есть на нашем судне ребята, которые через пару рейсов вполне смогут ходить мастерами лова. Знаний, на­ стойчивости и... — здесь Кош­ кин специально сделэл паузу, взглянув на капитана, — вы­ держки у них хватает, чтобы не растеряться в любой си­ туации. Академия тралмейстерсних наук Андрей Георгиевич Лопа­ тин, капитан-директор, вете­ ран тралового флота, когда я спросил его о Кошкине, вос­ кликнул: — В своем деле он — ака­ оо уловистости каждого тра­ ла: когда, где и сколько он поднял рыбы, в каких услози- ях, что пришлось в нем пере­ делывать, как вела себя рыба. Эти записи не раз сослужили ему добрую службу. И когда рыбалка не заладилась, Кош­ кин, заглянув в «конспекты», взялся за модернизацию. Лопатин, который и сам тралы знает назубок, понача­ лу на это дело смотрел косо. Потом попросил Кошкина ввести его в суть Эксперимен­ тов. Николай Николаевич вос­ принял это как недоверие, обиделся. Андрей Георгиевич разъяснил: — Не потому, что не дове­ ряю, — хочу сам во все вник­ нуть, чтобы профессионально расти... Эта фраза, положив конец обидам, стала началом содру­ жества. Сейчас на каждом траулере используют так называемые канатные тралы. А ведь внед­ рены эти замечательные ору­ дия лоза с легкой ручи Нико­ лая Николаевича. Внедрены тогда, когда в «способностях» этих тралов очень многие сомневались. БМРТ «Полесье», где Кош­ кин был старшим мас­ тером лова, без особой поль­ зы «утюжил» промысловые квадраты рядом с такими же малоудачливыми собратьями... Испытания нового трала бы­ ли запланированы на конец рейса. Н0 Николай Николае­ вич на судовом партсобрании предложил новинку опробо­ вать не мешкая. Правда, по его мнению, эти орудия лоза нуждались в некоторой пере­ делке, за которую он взялся вместе с флагманским специа­ листом Александром Постни­ ковым (кстати, своим учени­ ком). Присутствовавшие на судне проектировщики мор­ щились: больно уж ненадежно выглядела после доработки конструкция, слишком велик был шаг ячеи. — Да у вас же рыба до но: туго набитый рыбой, он величественно «въезжал» на слип этаким воплощением твооческой дерзости. И пошло! «Полесье» посто­ янно вызывали на связь: — Николаич, расскажи, как этот трал вооружать! Может, к нам пересядешь?.. А Кошкин на общесудовом собрании еще масла а огонь подлил: — Мы же когда обязатель­ ства на рейс брали — не рас­ считывали на этот трал. Так теперь и надо пересмотреть их в соответствии с новыми возможностями. Как-то после одного из рей­ сов я поинтересовался у Кош­ кина: — Слышал, что вы полтора плана взяли... — Взяли... «Богородица» по­ могла... — Какая такая богородица? — Ну, не пресвятая, понят­ но. Шамалуевская... Видя, что ничего я не по­ нял, Николай Николаевич разъ­ яснил: — Есть в ней что-то от ико­ ны... Ее еще Шамалуев при­ менял, чтобы поднять верх­ нюю подбору трала со стек­ лянными кухтылями. Вот и сбрасывали ее с борта. А она капризная была «дама», чуть что не так — переворачива­ лась. Тащат матросы ее, тя­ желую, назад, чтобы снова сбросить, и причитают: «Упади ты, голубушка, правильно, не завернись...» Вот и пошло с тех пор: «Богородица, бого­ родица...» Вспомнили мы про «богоро­ дицу». когда стали промыш­ лять ставриду и скумбрию. А потом и здесь, на пикше, по­ пробовали. Уловы сначала ка­ кие-то «дохлые» были. Вот я и говорю Лопатину: «Георгии, а почему бы нам эту «пресвя­ тую» не поставить? Только не как некоторые делают—просто к подборе привязывают, а на поводках, вроде воздушного «змея». Она же тогда кверху пойдет, а мы ее снизу белень­ ким подкрасим, чтобы пугала рыбку, прижимала ее к грун­ ту, да еще вибрацию допол­ нительную будет создавать! Лопатин быстро смекнул, что «богородица» поможет. Давай, говорит, ставь, И пер­ вый же трал — полнехонький1 Я потом две недели подряд на соседние суда пересажи­ вался. «богородицы» Ставил... Повторись в учениках Много я мог бы призести примеров промысловой рабо­ ты Кошкина, примеров, под­ тверждающих, что создал он свою тралмейстерскую школу, что не даром слывет акаде­ миком в своем деле. И, как каждый большой мастер, он славен не только своими де­ лами, но и делами ученикоз. Они, как и он, нередко в те­ чение года не получают ни од­ ного нового трала, потому что берегут старые, потому что чинят так, что и незачем но­ вые получать. Они, как и он, рационализаторы, пытливые искатели, люди, влюбленные в море, в работу. Наконец, они, как и он, наставники. Я был свидетелем того, как Николай Николаевич провб- дил занятия с матросами. Ду­ мал, что начнет он с устрой­ ства тралов, с перечисле|{ия обязанносте. каждого i Па­ лубной кома. е. И — ошибся. — Вы на t- бку^-то внима­ тельно посмо\ 1 те: видите, с боков у нее такая полоска, как осевая, проходит. Это ос­ новной орган чувств рыбы — боковая линия. С ее помощью она воспринимает все колеба­ ния, шумы. Мы за ней с тра лом, а она «слышит» трал, его слабые места. А если будешь смотреть на рыбу, как на... бесчувственный объект лова, то много не наловишь! А однажды Кошкин стал инициатором новой формы на­ ставничества. Идея родилась не вдруг, она была выношена всем его тралмейстерским опытом, всем его существом. Вернувшись из Москвы, где участвовал в совещании на­ ставников и делился мыслями по этому поводу со многими знатными рабочими страны, Николай Николаевич отпра­ вился в мореходное училище имени И. И. Месяцеаа и по. просил, чтобы за ним закре­ пили несколько курсантов-су- доводителей. Почему судово­ дителей, а не обучающихся на факультете промышленного рыболовства? Кошкин рассуждал пример­ но так: худо-бедно, тралмей­ стеров и так обучат. А вот с у . доводителям-рыбзкам часто не хватает знаний орудий ло­ ва, понимания этой сложной работы. И беды многих эки­ пажей идут отсюда. По свое­ му опыту Николай Николае­ вич знал, что лучшие капита­ ны знают орудия лова так же, как заправские тралмейстеры. И таких удача редко обходит стороной. Ну а если молодой судово­ дитель придет на мостик хо­ рошо подготовленный, и в этом плане у него будет всегда полный контакт с па­ лубой: он и маневры будет лучше предвидеть, и посозе- товать сможет, и в причинах неудачи быстрее разберется. Ныне подопечные Кошкина, наверно, с улыбкой вспомина­ ют, как чуть не силком за­ ставлял их наставник пости­ гать тралмейстерскую науку «до нитки». Сейчас они — опытные судоводители, до­ бычливые рыбаки. А прихо­ дят в порт — сразу к Кош­ кину: поговорить, попросить совета... Да, вот уже четыре годэ Ни­ колай Николаевич—не старший мастер лова. Но мне кажется, что он по сути своей никогда не перестанет быть тралмей­ стером — человеком, посто­ янно ищущим формулу ры­ бацкой победы. А. ЛАНДЕР. I января 1982 г. _ _ --------« РЫБНЫЙ МУРМАН» ...... • 3 сто.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz