Рыбный Мурман. 1982 г. Январь.

ш т рок о бок трудились на промысле экипажи БМРТ «Верхояны» и «Караку­ мы». Суда однотипные, имеют примерно одинако­ вы е технические возмож­ ности. Вместе с тем, на «Верхоянах» изо дня в день вырабатывали значи­ тельно больше путассу, разделанной под соль, чем у соседей. Так продолжа­ лось. пока помощник ка­ питана по производству отстающего траулера В.Н. Бажин не перебрался на «Верхояны» за опытом. Вскоре после его возвра­ щения на свое судно вы­ пуск рыбы под соль уве­ личился и здесь. I ) НАЧАЛЕ рейса резуль- ® таты у мае были не лучше, чем па «Каракумах». В н и м а н и е : О П Ы Т ! Подумай сам, спроси соседа. . . Много ли нашкеришь вруч­ ную? Паш помощник капи­ тана Равиль Абдулович Му- зафаров вспомнит, что на ка­ ком-то судне при разделке рыбы под соль применили головорубочную машину. По­ пробовали сделать то же на своей рыбофабрнке. Установили машину на пополнительном транспор­ тере. Однако транспортер­ ная лента оказалась слиш­ ком широкой. На нее труд­ но было уложить рыбину так, чтобы срез был ровным и качественным. Тогда ре­ шили разделить ленту на две полоски, одна из кото­ рых «работала» на голово- рубочную машину. А чтобы отделенная лента не провиса­ ла и не прогибалась вовнутрь, закрепили ее полотно ме­ таллическими поперечными планками через определенное расстояние. Дело сразу про­ двинулось вперед. Приведу такие цифры для сравнения: до установки машины мат­ росы успевали обработать максимум пять тонн путассу в сутки, а после того как были введены все усовер­ шенствования. о которых я рассказал, выработка достиг­ ла 10—12 тонн. Однако по­ казатель этот мог быть и выше, если бы мы сполна были обеспечены сырьем. Но рыбалка у нас шла не­ важно. Кстати сказать, на сКаракумах*, где переняли наш опыт и на котором уло­ вы были побольше Н поста- бильпее наших. разделку удалось довести до 15—1в ТОНН R сутки. И еще одно усовершенст­ вование мы применили, ко­ торое может прижиться, ду­ маю. на многих судах. При разделке рыбы, в частности путассу, очень много време­ ни уходит на отделение пече­ ни от внутренностей. Вы­ ло предложен^ печень вместе с внутренностя­ ми накапливать 6 ванноч­ ках, а затем переваливать бее 6 двухсотлитровую бочку с небольшим отверстием в дни- , ще. После заполнения бочки, в нее на самое дно опускает­ ся шланг с «одой. Шланг этот медленно поднимается по спирали. Печень отделяет­ ся водой от внутренностен и. поскольку она легче, всплы­ вает в верхние слои воды. Это приспособление также значительно ускоряет отбор печени. Главное же, как к говорил, этим не приходится теперь заниматься обработ­ чикам, а значит, ускоряется разделка рыбы. Н ЧЕЦКИИ. мастер по обработке рыбы БМРТ «Верхояны», Правофланговые Завтра начинается мойвенная путина ЮБИЛЕЙ В МОРЕ IJABEPHOE, каждый мо- ” ряк, уходящий в рейс, испытывает некую раздвоен- йоеть чувств. Горечь рас­ ставания с родными и близкими и одновременно душевный п о д км от пред­ стоящей встречи с морем. Еще не так давно, после очередного рейса он говорил 0 трудностях, о непрекра- щающихся штормах. об усталости... И вот уЖе все это забыто. Что движет людьми? Ро­ мантика моря? Заработок? Вряд ли на этот вопрос вы получите однозначный от­ вет. Зачастую говорят: «А кто его знает... Привык уже...» И не потому, что не найти работы на берегу. Нет. Эти люди, связав свою жизнь с морем, уже не мыслят себя без него. Биография капитана ры­ боохранного судна «Мурена» Леонида Даниловича Шен- дрика ничем особенным не примечательна. Вырос в крестьянской семье. Детство проездило в трудные по­ слевоенные годы. Отец по- 1 гиб в 1942 году в боях под Одессой. Заботы о четверых сыновьях легли на плечи матери. В 1954 году окончил Херсонское мореходное учи­ лище. Приехав в Мурманск, вышел в свой первый рейс третьим помощником капи­ тана на СРТ «Лодьма» уп­ равления «Мурмансельдь» (ныне «Мурманрыбпром»). В 1961 году стал капитаном СРТ «Колыма». К тому времени был уже. опытным судоводителем и промыс­ ловиком, ударником ком­ мунистического труда. Мно­ гие нынешние капитаны с благодарностью вспомнят, что их первым наставником в море был капитан даль- И Г Р Я Н Е Т Б О него плавания Л. Д. Шенд- рик. В 1976 году Леонид Дани­ лович стал капитаном мор- I ского рыбоохранного судна «Мурена» управления <й1ур- манрыбвод» и по праву | пользуется большим ува­ жением среди экипажа. I Знающий и любящий свою работу, он делает вес для ее успешного выполнения. [ Но не только этим ограни-1 чивается деятельность ка­ питана. Зачастую он инфор- I мирует промысловиков об) обнаруженных косяках ры-1 бы, тем самым оказывая помощь экипажам рыболов-] ных судов. Дисциплинированно с т ь | команды, ее дружба и спло­ ченность — в этом Леонид I Данилович видит залог ус-1 пешной работы экипажа. Не припоминаю случая, I чтобы капитан повысил голос, закричал на подчи-1 ненных. И люди ценят его | рассудительность и спокой­ ствие, одновременно зная, I что к злостным нарушите­ лям дисциплины жалости | не будет. Скромный труженик ка­ питан Л. Д. Шендрик встре­ чает свой 50-летний юби­ лей в море. Руководимый | им экипаж «Мурены» вно­ сит свой вклад в выполне-: ние решений XXV и XXV I съездов партии о бережном отношении к богатствам при­ роды нашей Родины, в част- | пости об охране и рацио­ нальном использовании рыб­ ных запасов в прилегающих I к побережью СССР морских | районах. В . КИРИНДАС, государ­ ственный инспектор по конвенционному рыбо­ ловству. а ПОВСЕДНЕВНЫХ флотсних делах, заботах кажется, что толь- ° но шаг и отделяет одну путину от другой: не успела «от­ греметь» путина путассу, ей на смену идет мойвенная. И за короткие периоды затишья рыбакам и труженикам бе­ реговых предприятий нужно перевести дух, набраться сил перед новым боем — боем за большую рыбу, который начнется завтра на облове мойвы в Баренцевом море. В прбшлом номере еженедельника мы рассказывали о том, как проходила подготовка к нынешней путине в объединении «Мурманрыбпром». Сегодня рассказ продолжают: А. ТИМОФЕЕВ, заместитель главного технолога управления «Севрыбхолодфлот» — Каждая путина для нас име­ ет большое значение- Не станет исключенном в этом плане и ны ­ нешняя. Ведь она. по расчетам, должна обеспечить 40 процентом выполнении плана первого квар­ тала по выпуску пресервов. Для их изготовления, конечно :ке. по надобится отборная рыба. Вот здесь и возникает нестареющая проблема — качество сдаваемого промысловиками сырья. Все начинается обычно с того, что экипажи промысловых судов не сомневаются в отличном каче стве сданного ими на плавбазу улова Причем нередко забывают, что добыт это т улов затяжным тралением, что мешок был пере полнен рыбой... Промысловики возмущаются. когда слышат с плавбазы упреки в свой адрес. Наладить, выравнять взаимоот­ ношения смежников, видимо, в немалой степени поможет работа автономными флотилиями (о них шла речь в прошлом номере «Рыбного Мурмаиа*). когда плав­ база будет работать с группой посольно свежьевых траулеров по единому плану На нынешней пу- Р Л Е С А Р Ь . НАЛАДЧИК т«х- иологического обору­ дования — необходимый сего­ дня человек на современных рыболовных судах. От того, на­ сколько хорошо он знает схе­ му работы механизмов судовой рыбной фабрики, в конечном итоге зависит и качество тр у­ да, и качество вырабатываемой рыбной продукции. Александра Александровича Архипова в экипаже БМРТ «Герои Запо­ лярья»» объединения «Мурман­ рыбпром» называют большим мастером своего дела. Он и скоростной морозильный агре­ гат может отремонтировать, и филейную машину отладит, и самостоятельно сделает плав- никорезку или станок для про­ изводства спинки путассу. В общественной жизни эки­ пажа он тоже принимает ак­ тивное участие, являясь чле­ ном судового комитета и су ­ довой группы народного конт­ роля. Фото С. ДАНИЛОВА. тине такую экспериментальную флотилию возглавит плавбаза сСсм>гой Василисин». Однако ка к* бы эффективно ни сработала экспериментальная фло­ тилия. полностью исхода путины она. естественно. не решит. Не будем .шбывать. что кроме «Сер­ гея Василисина» в районе облова мойвы будут работать традицион­ ным методом еще четыре .п л а в ­ базы Для того чтобы добиться здесь слаженности, избежать раз­ ногласий при сдаче сырья, мы. со своей стороны, приложили все у си ­ лия. чтобы укомплектовать экипа­ жи эти х баз специалистами, име­ ющими опыт работы на мой вен ной путние. Сделать это было не так просто, поскольку в управле ннн ощущается острая нехватка высококвалифицированных те х ­ нологов. помощников капитанов но производству. Есть и еще одна проблема, ко­ торая осталась нерешенной. Для того чтобы расширить ассорти мент, улучш ить сбыт продукции, мы хотим наладить на нынешней путине выпуск пресервов в мел­ кой расфасовке. Только вот нет нужных банок — 27-Б. Мы обра щались в «Севрыбу» с просьбой ускорить выпуск этих банок. По ка безрезультатно, поскольку тар ­ ный комбинат не имеет нужного оборудования для их изготовле ння. Надеемся, что специалисты «Севрыбы * все же реш ат этот воп­ рос в ближайшее время. Г. БЕЛЯЕВ, старший инженер отдела добычи Мурманского тралового флота — На этот раз в управлении Флота особенно тщательно проду­ май каждый пункт плана меро понятий, составленного задолго до начала путины. Один из важней­ ш их моментов подготовки — * укомплектованность экипажей опытными специалистами. На всех судах выйдут капитаны асы. нме ющне большой опыт работы на мойве Руководить промыслом бу­ дет капитан флагман Борис Алек­ сандрович Овчарсико. На путину направляю тся флаг манскис специалисты всех служб: мастера добычи, технологи, ме ханшеи. элсктрорадионавигаторы. созданы инициативные группы по распространению передового опы та. Чтобы устранить возможные взаимные претензии (а они ведь случались не раз на путинах!), на плавбазе «Сергей Василисин» уш ­ ли три наших мастера добычи. Они зачислены в ш тат плавбазы и будут обеспечивать подъем мешков е уловом, подготовку’ и ремонт промыслового снаряжения, контролировать качество и коли­ чество сырья По прогнозам, нынешняя пути­ на пройдет быстрее прошлогод ней. поэтому надо сконцентриро­ вать усилил моряков, чтобы п ко­ роткий срок выполнить те задачи, которые стоят перед флотом. Щ Г~- ,-' ;г ■:й:. : » "О] 'ФШ > Следует у т о ч н и т ь М Ы ВНИМАТЕЛЬНО ознако- L мились с «Новыми пра­ вилами рыбной ловли», опу­ бликованными в «Рыбном Мур- мане» 11 декабря 1981 г. Они касаются любительского лова. На наш взгляд, в статью 21 надо внести изменения и трак­ товать ее так: «Разрешается вылов за одни сутки», форм у, лировка «За один выезд», предложенная в этой статье, неверна, так как один выезд в большинстве случаев про­ должается два дня. Порой, во время отпуска, отдыхают с удочкой неделю, а то и дру­ гую. Что же получается: пой­ мать в первый день пять ки­ лограммов, а остальное вре­ мя сидеть в палатке и смот- реть на озеро? Обсуждая статью 25, мы пришли к выводу, что чело­ век, составивший эту статью, либо некомпетентен в дан­ ном вопросе, либо судит о размерах рыб по тем озерам, где их разводят, или же по тем, куда летают вертолетами и ездят вездеходами. Мы, рыболовы . любители, кото, рым остается надеяться толь, ко на свои ноги и обществен, ный транспорт, не имеем воз- можности увидеть рыбу (голь, ца, палию, кумжу, форель) размером ■ 32 см. Если же попадаются одна . дв« рыбки два-три раза в год, то долге вспоминаем об этом. Мы предлагаем следующую трактовку статьи 25) «Запре. l iO C / A C ы с т\ л » д е н и я П ы & и п * Я г M V D r М У Р М А Н А щается вылов рыбы менее следующей мерки (см): кум­ жа (форель) — 20 см, палия (голец) — 20 см, хариус — 25 см, сиг — 25 см. Пойман­ ная рыба менее установлен­ ного размера, а также рыба, лов которой запрещен, долж­ на выпускаться в водоем». Что же касается вопросов восстановления таких видов рыб, как голец, палия, кумже, форель, хариус, сиг, то пред­ лагаем ввести запрет на лов рыбы сроком на пять лет не следующих озерах: по Пе- ченгской дороге озера Порт, лубое, Кядел, Долгое — 41 км; по дороге на Марфу озе­ ра Пур — 23 км, Курбыш — 47 км; по Туломской дороге озеро Сол; по Серебрянской дороге озера Большой и Мц. лый Лапоть — 17—15 км, Ко. нент-явр — 49 км; по Терибер. ской дороге озеро Кий 7 км. Если на этих оаерах запре­ тить всякий лов рыбы срф. ком на пять лет, то, возмож­ но, черва этот короткий срок рыболовы • любители вулут с удовольствием вываживать гольца, палим, кумжу, фо­ рель, сига, хариуса гораздо больших размеров, чем 32 СМ. Рыб0Л0ВУ1 . ЛЮ в NТ • Я N Мурманской в а ш пром. флота Архангельского рыбакколхозсою эа — • « - Го 1S подписей, 16 января 1982 г* «РЫБНЫЙ МУРМАН * стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz