Рыбный Мурман. 1982 г. Январь.

Т РУЖЕНИКИ рыбного Мурмана старших по­ колений хорошо помнят ка­ питана Михаила Васильеви­ ча Титова. О своей жизни и жизни своих сверстников на одной из встреч с молоде­ жью он говорил: «Мне хо­ чется показать молодым промысловикам. что наш путь из кубрика на капи­ танский мостик был трудо­ вой школой, хорошо подго­ товившей нас к любым ис­ пытаниям. Когда я огляды» ваюсь на пройденный путь — от зуйка до капитана тра­ улера, то с благодарностью вспоминаю тех, кто помрг мне подняться на командир­ ский мостик и с честью вы ­ держать шторм, встретив­ ший нас в дни великих бо­ ев за Отчизну, за ее свобо­ ду и независимость». 37 лет жизни отдал Мур­ манскому траловому флоту М. В. Титов. Родился он в селе Нюхча Архангельской области. Труд рыбака по­ знал с детства. Был свиде­ телем многих значительных событий истории. Сегодня мы рассказываем об одной из главных страниц биогра­ фии ветерана — о его рабо­ те во фронтовом Баренце­ вом море. К НАЧАЛУ Великой Оте­ чественной войны Ми­ хаил Васильевич Титов уже слыл удачливым рыбаком, умелым руководителем эки­ пажа. Всю войну и несколь­ ко лет после нее он коман­ довал РТ-23 «Чайка» (сей­ час это судно, немало послу­ жившее флоту, стоит в Те- риберке, обеспечивая там паром судоремонтные мас­ терские. продолжая прино­ сить людям пользу). За первый военный рейс моряки «Чайки» выловили 100 тонн рыбы. Промышля­ ли недалеко от берега. Даль­ ше выходить было опасно. Позднее приходилось экипа­ жу «Чайки» встречаться о врагом лицом к лицу. Неод­ нократно в районе промыс­ ла вражеские самолеты сбрасывали бомбы на судно. Капитан в это время умело маневрировал траулером, и смертоносный груз падал на значительном расстоянии от его борта, не причиняя ни­ какого вреда. В 1942 году все суда вое­ низированного тралового флота были вооружены пуш­ ками и пулеметами, и моря­ ки, освоив военные специ­ альности, обеспечивали безо­ пасность плавания своими ;ке силами. В 1943 году РТ 23 «Чайка» встретился в открытом мо­ ре с фашистской подводной лодкой, которая находилась в надводном положении. мался ликвидациеи пожара на судне. Пожар был потушен. Вме­ сто отдыха, заслуженного после промысловой работы, моряки вместе с капитаном ремонтировали судно, чтобы подготовить его к очередно­ му рейсу, и вскоре снова вы ­ шли на промысел. Так проходили трудовые, 8 точнее боевые дни и но­ чи экипажа «Чайки». Решение атаковать М. В. Титов принял немедленно, дал команду идти на сбли­ жение, открыть орудийный огонь. Подводная лодка, не приняв боя, ушла от пре­ следования. Но вот и конец рейса. Судно еще не успело при­ швартоваться к одному из причалов — началась бом­ бежка. В порту стоял спло­ шной гул моторов самоле­ тов, грохот зениток, свист бомб, поднимались ввысь водяные столбы от разры­ вавшихся бомб. Одна из них угодила в причал. Взмет­ нулся огненный столб, на РТ-23 со звоном полетели стекла из иллюминаторов. В это время зажигательная бомба упала на траулер в то место, где хранились ды­ мовые шашки. Вспыхнул пожар. Без паники, слажен­ но, выполняя все приказа­ ния капитана, экипаж зани­ Моряки в первые месяцы войны не имели боевого опыта, не было и оружия для отражения вражеских атак. И чем ожесточеннее становилась борьба в море и в воздухе, тем больше креп­ ла воля экипажа, его реши­ мость во что бы то ни стало выполнить свой долг перед Родиной. ООЙНА явилась строгим ” экзаменатором и воспи. тателем для моряков флота, 8 том числе и для экипажа РТ-23. На судне в те годы рабо­ тало много молодежи ■— под­ ростков, • которым едва ис­ полнилось по 17 лет. Моло­ дые матросы быстро овла­ дели своей профессией, а не­ которые успевали изучить по две и три специальности. Матрос Ларкин за это время вырос до хорошего тралмей. стера. Турков, изучив кора­ бельное хозяйство, стал o f- личным боцманом. Старши­ на кочегаров Иванов про­ явил себя большим масте­ ром огня. .Кроме того, он подготовил прекрасных по­ мощников. Комсомолец ка­ зах Аманов научился ловко орудовать с тралом и хоро­ шо чинить его. Отлично ов­ ладел своей специальностью матрос Савченко. Он же оказывал большую помощь новичкам. Матрос Деревен­ ской овладел квалификацией мастера-консервщика и вы . пускал всегда продукции больше, чем намечалось по плану. С каждым днем на судне росла сплоченность экипа­ жа, трудовая дружба моря­ ков. И в этом главная за ­ слуга — капитана М. В. Ти­ това. Он был наставником молодых, товарищем, коман­ диром. Экипаж никогда не изме­ нял установившимся на ко­ рабле традициям даже в очень тяжелых условиях. Как только РТ-23 «Чайка» оставлял порт, следуя на промысел, весь экипаж, кро­ ме вахтенных и наблюда­ телей, собирался в салоне. Первый помощник расска­ зывал морякам о событиях на фронте, о международ­ ной обстановке. Капитан М. В. ТиТов докладывал о производственном задании. Заключались договоры на социалистическое соревно­ вание между вахтами. Во время промысла в салоне ежедневно вывешивались графики показателей трало­ вого режима. На судне выпускались «боевой листок» и стенная газета, где освещался ход социалистического соревно­ вания в экипаже. Большую работу проводили коммунис­ ты судна. Политическая ра­ бота помогала преодолевать трудности промысловые во фронтовых условиях, спла­ чивала экипаж судна, спо­ собствовала увеличению уло­ вов и улучшению качества продукции. М. В. Титов стал комму­ нистом в 1942 году. В зая в­ лении при Вступлении в ря­ ды ВКП(б) он написал: «Я понял в эти дни, что мой долг капитана может быть выполнен лучше тогда, когда я буду в рядах большевист­ ской партии». Это было его обязательством перед экипа­ жем, перед совестью, обяза­ тельством быть всегда верным своему долгу, пре­ данным партии, народу, Ро­ дине. Таким и оставался М. В. Титов до конца своих Дней. • Показатели тралового ре­ жима на судне в 1942 году непрерывно улучшались. Ра­ ботая в темноте, экипаж не допускал ни одного заверта трала. Это зависело во мно­ гом от знаний и опыта капи­ тана. В 1943—1944 годах вре­ мя на подъем и спуск трала с 45 минут по нормам дове­ ли до 37 минут — отличный результат! РТ-ЗЗ «Чайка» в эт!г годы становится лидером соревно­ вания среди судов флота. В 1943 году РТ-23 находил­ ся три месяца в ремонте и, несмотря на это, экипаж добыл 23 тысячи центнеров рыбы. В 1944 году при пла­ не 25 700 центнеров было вы ­ ловлено 35 958 центнеров, а в 1945-м — 38 тысяч цент­ неров! Таков результат ра­ боты этого экипажа, кото­ рым командовал талантли­ вый промысловик М. В. Ти­ тов. В 1944 году экипаж «Чай­ ки» получил два с полови­ ной миллиона рублей при­ были. За этими цифрами — дни и ночи напряженного труда экипажа во фронто­ вых условиях. Это и встречи с вражескими самолетами, подводными лодками, бое­ выми кораблями, маневри­ рование в минных полях, борьба со штормами и дни упорной борьбы за честь и славу советского тралового флота. В 1943 году три члена эки­ пажа РТ-23 «Чайка» были удостоены высоких прави­ тельственных наград. Орде­ ном Красного Знамени на­ гражден капитан М. В. Ти­ тов. Старший механик П. И. Скворцов и старшина коче­ гаров И. В. Иванов — орде­ ном Красной Звезды. Моряки траулера воспри­ няли эти награды как вы с­ шую оценку работы всего экипажа. К. АЛЕКСАНДРЕНКО. • * * На сним ке: капитан М. В. Титов в штурманской, рубке. Г Е З вдохновения хороший "сн им о к не получится. На­ до почувствовать душевный настрой того, на кого нацелен объектив, надо стать части­ цей того события, которое хочешь запечатлеть. Тогда фотография будет не холод­ ным отпечатком происходяще­ го, а подлинно художествен­ ным произведением. И тогда это произведение становится радостью для многих. Флотский фотоконкурс, ставший уже традиционным, каждый год подтверждает это. Однако жюри конкурса учи­ тывает не только качество снимков, их смысловое со­ держание, художественность, но и участие автора в жизни экипажа: в оформлении фото- и стенных газет, фоторасска­ зов о спартакиадах и самодея­ тельных концертах. На каж­ дом корабле. будь он мал или велик, есть своя Доска почета, ее оформление — то­ же забота фотолюбителя. Сегодня фотоконкурс-81 за­ вершен. Первое место присуждено Петру Николаевичу Ярковому, инженеру конструкторского бюро объединения. Почти 15 лет занимается он фотогра­ фией, постоянный участник флотского фотоконкурса, не­ однократный его призер. Петр Николаевич увлечен разными формами оформительского искусства. С В О Б О Д Н О Е В Р Е М Я М О Р Я К А . — Сейчас прикладное и оформительское искусство, — рассказывает П. Н. Ярковой, — несет в себе многое из других видов творчества: ис­ пользуются и резьба по дере­ ву, и чеканка... ИИШПШМПШШИПШШПМПШШ пшшшшиншишмшщшшнш Постоянное совершенство­ вание — задача каждого мас­ тера. Поэтому Петр Николае­ вич читает множество книг по фотографии, участвует в различных выставках, сове­ туется с мастерами высокого класса, переписывается с коллегами по увлечению. Не­ давно он окончил курсы и стал специалистом по... макрамэ. Гобелены, панно, кашпо, ук­ рашения, сделанные его ру­ ками, действительно красивы. Победителю фотоконкурса объединения вручены Почетная грамота и бесплатная путевка в Дом отдыха. Второе место занял неизмен­ ный участник наших фотокон. курсов Петр Михайлович При- валихин, матрос подменного экипажа. Трудовой стаж его — почти 30 лет, а фотогра­ фией он увлекается около 20 лет. Одна из последних его работ — фоторассказ о капи­ тане подменного экипажа Сер­ гее Андреевиче Овчарове. Не так давно работает на флоте третий призер конкур­ са Евгений Михайлович Глухо- верин. Начинал на флоте с матроса _ уборщика, стал газоэлектросварщиком. Ф о ­ тографией увлекается со школьных лет. Моряки боль­ ших морозильных траулеров «Буран», «Туман», «Беломорск» помнят этого старательного человека: его руками оформ­ лено много фотогазет, музей­ ных уголков, стенгазет. За серию снимков и актив­ ное участие в общественной жизни жюри конкурса награ­ дило неоднократного его участника, боцмана РПК-2 Ев­ гения Михайловича Капкина. Конкурс завершен — кон­ курс продолжается. Он зовет увлеченных в новый поиск. И. ЛАПШИН, член жюри фотоконкурса объедине­ ния «Мурманрыбпром». [ТО ЧЕРНО . ЗОЛОТОМУ 1 * морю летит, накренясь от ветра, золотой парусник... Бронзовый юноша гладит упругую спину дельфина... Натянув лук. мчится по ко­ выльной степи всадник... Три чеканки Алексея Го­ рохова. матроса объедине­ ния «Мурманрыбпром», еще украшают стену культбазы объединения. Но скоро они отправятся на выставку. А комната Гороховых — словно маленький музей. Че­ го здесь только нет; резьба по дереву, гравюры, рисунки, скульптуры, картины... Вот рисунок карандашом: «Портрет дочки». В нем ни­ чего лишнего, надуманного, никакой «красивости». Теп­ ло, с искренней любовью на­ рисован портрет малышки, усердно пытающейся надеть башмачок... А вот гравюра—два парус­ ника в черной ночи под трепетным светом луны... — Я увлекся рисованием еще в школе. С пятого клас­ са стал заниматься в изо­ студии Дома пионеров. Пос­ ле службы в армии стал моряком, а в море чаще приходит к людям вдохно­ вение — это точно. Ребята после вахты валятся спать, а я — скорей за свои подел­ ки. Не спится! — А оебята как же? Ведь при свете работаете? — Что вы! Они ко мне с уважением относились, даже помочь старались. — Как же вы без отдыха?.. — Да такая работа для меня — лучший отдых. Я и не устаю. Зато так приятно, когда людям нравится то. что я делаю! ВОСХИЩЕНИЕ МИРОМ — А жене нравится? — Конечно. — вступает в разговор Татьяна Васильев­ на. — Видите, у нас все стены увешаны. Красиво? — Красиво. — соглашаюсь я. — Да и что мне роптать, — продолжает она. — дома он во всем мне помо­ гает, дети в нем души не чают, а Леша постоянно с ними занимается. Вот Алешка (ему 7 лет) тоже увлекся рисованием... Снова обвожу взглядом комнату-музей. И снова ощу­ щаю чувство удивления. Пусть творения моряка не соответствуют мировым стандартам в искусстве. Их ' автор и не ставил таких це­ лей. Просто ему хотелось выразить свое восхищение миром. И это. на мой взгляд ему удалось. И. ВОЛКОВА. 8 января 1982 г. ^ - - __ = = = ==«РЫБНЫЙ А1 УРМАИ» ---- ---- '~=ф II стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz