Рыбный Мурман. 1982 г. Январь.
Т РУЖЕНИКИ рыбного Мурмана старших по колений хорошо помнят ка питана Михаила Васильеви ча Титова. О своей жизни и жизни своих сверстников на одной из встреч с молоде жью он говорил: «Мне хо чется показать молодым промысловикам. что наш путь из кубрика на капи танский мостик был трудо вой школой, хорошо подго товившей нас к любым ис пытаниям. Когда я огляды» ваюсь на пройденный путь — от зуйка до капитана тра улера, то с благодарностью вспоминаю тех, кто помрг мне подняться на командир ский мостик и с честью вы держать шторм, встретив ший нас в дни великих бо ев за Отчизну, за ее свобо ду и независимость». 37 лет жизни отдал Мур манскому траловому флоту М. В. Титов. Родился он в селе Нюхча Архангельской области. Труд рыбака по знал с детства. Был свиде телем многих значительных событий истории. Сегодня мы рассказываем об одной из главных страниц биогра фии ветерана — о его рабо те во фронтовом Баренце вом море. К НАЧАЛУ Великой Оте чественной войны Ми хаил Васильевич Титов уже слыл удачливым рыбаком, умелым руководителем эки пажа. Всю войну и несколь ко лет после нее он коман довал РТ-23 «Чайка» (сей час это судно, немало послу жившее флоту, стоит в Те- риберке, обеспечивая там паром судоремонтные мас терские. продолжая прино сить людям пользу). За первый военный рейс моряки «Чайки» выловили 100 тонн рыбы. Промышля ли недалеко от берега. Даль ше выходить было опасно. Позднее приходилось экипа жу «Чайки» встречаться о врагом лицом к лицу. Неод нократно в районе промыс ла вражеские самолеты сбрасывали бомбы на судно. Капитан в это время умело маневрировал траулером, и смертоносный груз падал на значительном расстоянии от его борта, не причиняя ни какого вреда. В 1942 году все суда вое низированного тралового флота были вооружены пуш ками и пулеметами, и моря ки, освоив военные специ альности, обеспечивали безо пасность плавания своими ;ке силами. В 1943 году РТ 23 «Чайка» встретился в открытом мо ре с фашистской подводной лодкой, которая находилась в надводном положении. мался ликвидациеи пожара на судне. Пожар был потушен. Вме сто отдыха, заслуженного после промысловой работы, моряки вместе с капитаном ремонтировали судно, чтобы подготовить его к очередно му рейсу, и вскоре снова вы шли на промысел. Так проходили трудовые, 8 точнее боевые дни и но чи экипажа «Чайки». Решение атаковать М. В. Титов принял немедленно, дал команду идти на сбли жение, открыть орудийный огонь. Подводная лодка, не приняв боя, ушла от пре следования. Но вот и конец рейса. Судно еще не успело при швартоваться к одному из причалов — началась бом бежка. В порту стоял спло шной гул моторов самоле тов, грохот зениток, свист бомб, поднимались ввысь водяные столбы от разры вавшихся бомб. Одна из них угодила в причал. Взмет нулся огненный столб, на РТ-23 со звоном полетели стекла из иллюминаторов. В это время зажигательная бомба упала на траулер в то место, где хранились ды мовые шашки. Вспыхнул пожар. Без паники, слажен но, выполняя все приказа ния капитана, экипаж зани Моряки в первые месяцы войны не имели боевого опыта, не было и оружия для отражения вражеских атак. И чем ожесточеннее становилась борьба в море и в воздухе, тем больше креп ла воля экипажа, его реши мость во что бы то ни стало выполнить свой долг перед Родиной. ООЙНА явилась строгим ” экзаменатором и воспи. тателем для моряков флота, 8 том числе и для экипажа РТ-23. На судне в те годы рабо тало много молодежи ■— под ростков, • которым едва ис полнилось по 17 лет. Моло дые матросы быстро овла дели своей профессией, а не которые успевали изучить по две и три специальности. Матрос Ларкин за это время вырос до хорошего тралмей. стера. Турков, изучив кора бельное хозяйство, стал o f- личным боцманом. Старши на кочегаров Иванов про явил себя большим масте ром огня. .Кроме того, он подготовил прекрасных по мощников. Комсомолец ка зах Аманов научился ловко орудовать с тралом и хоро шо чинить его. Отлично ов ладел своей специальностью матрос Савченко. Он же оказывал большую помощь новичкам. Матрос Деревен ской овладел квалификацией мастера-консервщика и вы . пускал всегда продукции больше, чем намечалось по плану. С каждым днем на судне росла сплоченность экипа жа, трудовая дружба моря ков. И в этом главная за слуга — капитана М. В. Ти това. Он был наставником молодых, товарищем, коман диром. Экипаж никогда не изме нял установившимся на ко рабле традициям даже в очень тяжелых условиях. Как только РТ-23 «Чайка» оставлял порт, следуя на промысел, весь экипаж, кро ме вахтенных и наблюда телей, собирался в салоне. Первый помощник расска зывал морякам о событиях на фронте, о международ ной обстановке. Капитан М. В. ТиТов докладывал о производственном задании. Заключались договоры на социалистическое соревно вание между вахтами. Во время промысла в салоне ежедневно вывешивались графики показателей трало вого режима. На судне выпускались «боевой листок» и стенная газета, где освещался ход социалистического соревно вания в экипаже. Большую работу проводили коммунис ты судна. Политическая ра бота помогала преодолевать трудности промысловые во фронтовых условиях, спла чивала экипаж судна, спо собствовала увеличению уло вов и улучшению качества продукции. М. В. Титов стал комму нистом в 1942 году. В зая в лении при Вступлении в ря ды ВКП(б) он написал: «Я понял в эти дни, что мой долг капитана может быть выполнен лучше тогда, когда я буду в рядах большевист ской партии». Это было его обязательством перед экипа жем, перед совестью, обяза тельством быть всегда верным своему долгу, пре данным партии, народу, Ро дине. Таким и оставался М. В. Титов до конца своих Дней. • Показатели тралового ре жима на судне в 1942 году непрерывно улучшались. Ра ботая в темноте, экипаж не допускал ни одного заверта трала. Это зависело во мно гом от знаний и опыта капи тана. В 1943—1944 годах вре мя на подъем и спуск трала с 45 минут по нормам дове ли до 37 минут — отличный результат! РТ-ЗЗ «Чайка» в эт!г годы становится лидером соревно вания среди судов флота. В 1943 году РТ-23 находил ся три месяца в ремонте и, несмотря на это, экипаж добыл 23 тысячи центнеров рыбы. В 1944 году при пла не 25 700 центнеров было вы ловлено 35 958 центнеров, а в 1945-м — 38 тысяч цент неров! Таков результат ра боты этого экипажа, кото рым командовал талантли вый промысловик М. В. Ти тов. В 1944 году экипаж «Чай ки» получил два с полови ной миллиона рублей при были. За этими цифрами — дни и ночи напряженного труда экипажа во фронто вых условиях. Это и встречи с вражескими самолетами, подводными лодками, бое выми кораблями, маневри рование в минных полях, борьба со штормами и дни упорной борьбы за честь и славу советского тралового флота. В 1943 году три члена эки пажа РТ-23 «Чайка» были удостоены высоких прави тельственных наград. Орде ном Красного Знамени на гражден капитан М. В. Ти тов. Старший механик П. И. Скворцов и старшина коче гаров И. В. Иванов — орде ном Красной Звезды. Моряки траулера воспри няли эти награды как вы с шую оценку работы всего экипажа. К. АЛЕКСАНДРЕНКО. • * * На сним ке: капитан М. В. Титов в штурманской, рубке. Г Е З вдохновения хороший "сн им о к не получится. На до почувствовать душевный настрой того, на кого нацелен объектив, надо стать части цей того события, которое хочешь запечатлеть. Тогда фотография будет не холод ным отпечатком происходяще го, а подлинно художествен ным произведением. И тогда это произведение становится радостью для многих. Флотский фотоконкурс, ставший уже традиционным, каждый год подтверждает это. Однако жюри конкурса учи тывает не только качество снимков, их смысловое со держание, художественность, но и участие автора в жизни экипажа: в оформлении фото- и стенных газет, фоторасска зов о спартакиадах и самодея тельных концертах. На каж дом корабле. будь он мал или велик, есть своя Доска почета, ее оформление — то же забота фотолюбителя. Сегодня фотоконкурс-81 за вершен. Первое место присуждено Петру Николаевичу Ярковому, инженеру конструкторского бюро объединения. Почти 15 лет занимается он фотогра фией, постоянный участник флотского фотоконкурса, не однократный его призер. Петр Николаевич увлечен разными формами оформительского искусства. С В О Б О Д Н О Е В Р Е М Я М О Р Я К А . — Сейчас прикладное и оформительское искусство, — рассказывает П. Н. Ярковой, — несет в себе многое из других видов творчества: ис пользуются и резьба по дере ву, и чеканка... ИИШПШМПШШИПШШПМПШШ пшшшшиншишмшщшшнш Постоянное совершенство вание — задача каждого мас тера. Поэтому Петр Николае вич читает множество книг по фотографии, участвует в различных выставках, сове туется с мастерами высокого класса, переписывается с коллегами по увлечению. Не давно он окончил курсы и стал специалистом по... макрамэ. Гобелены, панно, кашпо, ук рашения, сделанные его ру ками, действительно красивы. Победителю фотоконкурса объединения вручены Почетная грамота и бесплатная путевка в Дом отдыха. Второе место занял неизмен ный участник наших фотокон. курсов Петр Михайлович При- валихин, матрос подменного экипажа. Трудовой стаж его — почти 30 лет, а фотогра фией он увлекается около 20 лет. Одна из последних его работ — фоторассказ о капи тане подменного экипажа Сер гее Андреевиче Овчарове. Не так давно работает на флоте третий призер конкур са Евгений Михайлович Глухо- верин. Начинал на флоте с матроса _ уборщика, стал газоэлектросварщиком. Ф о тографией увлекается со школьных лет. Моряки боль ших морозильных траулеров «Буран», «Туман», «Беломорск» помнят этого старательного человека: его руками оформ лено много фотогазет, музей ных уголков, стенгазет. За серию снимков и актив ное участие в общественной жизни жюри конкурса награ дило неоднократного его участника, боцмана РПК-2 Ев гения Михайловича Капкина. Конкурс завершен — кон курс продолжается. Он зовет увлеченных в новый поиск. И. ЛАПШИН, член жюри фотоконкурса объедине ния «Мурманрыбпром». [ТО ЧЕРНО . ЗОЛОТОМУ 1 * морю летит, накренясь от ветра, золотой парусник... Бронзовый юноша гладит упругую спину дельфина... Натянув лук. мчится по ко выльной степи всадник... Три чеканки Алексея Го рохова. матроса объедине ния «Мурманрыбпром», еще украшают стену культбазы объединения. Но скоро они отправятся на выставку. А комната Гороховых — словно маленький музей. Че го здесь только нет; резьба по дереву, гравюры, рисунки, скульптуры, картины... Вот рисунок карандашом: «Портрет дочки». В нем ни чего лишнего, надуманного, никакой «красивости». Теп ло, с искренней любовью на рисован портрет малышки, усердно пытающейся надеть башмачок... А вот гравюра—два парус ника в черной ночи под трепетным светом луны... — Я увлекся рисованием еще в школе. С пятого клас са стал заниматься в изо студии Дома пионеров. Пос ле службы в армии стал моряком, а в море чаще приходит к людям вдохно вение — это точно. Ребята после вахты валятся спать, а я — скорей за свои подел ки. Не спится! — А оебята как же? Ведь при свете работаете? — Что вы! Они ко мне с уважением относились, даже помочь старались. — Как же вы без отдыха?.. — Да такая работа для меня — лучший отдых. Я и не устаю. Зато так приятно, когда людям нравится то. что я делаю! ВОСХИЩЕНИЕ МИРОМ — А жене нравится? — Конечно. — вступает в разговор Татьяна Васильев на. — Видите, у нас все стены увешаны. Красиво? — Красиво. — соглашаюсь я. — Да и что мне роптать, — продолжает она. — дома он во всем мне помо гает, дети в нем души не чают, а Леша постоянно с ними занимается. Вот Алешка (ему 7 лет) тоже увлекся рисованием... Снова обвожу взглядом комнату-музей. И снова ощу щаю чувство удивления. Пусть творения моряка не соответствуют мировым стандартам в искусстве. Их ' автор и не ставил таких це лей. Просто ему хотелось выразить свое восхищение миром. И это. на мой взгляд ему удалось. И. ВОЛКОВА. 8 января 1982 г. ^ - - __ = = = ==«РЫБНЫЙ А1 УРМАИ» ---- ---- '~=ф II стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz