Рыбный Мурман. 1982 г. Январь.

С ТА РШ И Й помощник капитан-директора БМРТ «Кировск» объ ^ единения «Мурманрыбпром» Виктор Николаевич Лагода по натуре очень жизнерадостный человек, умеет любой конфликт или недоразумение обратить в ш утку. Однако это свойство ха рактера не мешает ему, где надо, быть собранным и серьезным Он отличный судоводитель, на промысле работает внимательно и грамотно, хорошо ловит рыбу. Виктор Николаевич неоднократ но подтверждал звание ударника коммунистического труда пользуется большим авторитетом в своем энипаже. Фото С. ДАНИЛОВА П О - Н О В О М У предлагают работать таллинские специалисты АЛЛИНСКИЙ Центральный конструктор- ско _ технологический институт судоре­ монта заканчивает разработку типового про­ екта организации труда на плавучих мастер­ ских. В отличие от существующей, новая оРгани- зация труда предусматривает разделение ра­ бот на судах и в условиях плавмастерской. Скажем, раньше одна бригада занималась демонтажом на судне, ремонтом механиз­ мов в плавмастерской и их монтажом на том же судне. Это приводило к потерям ра­ бочего времени. Согласно проекту работы на судне будут выполняться комплексной брига­ дой, работающей по методу бригадного под­ ряда. В бригады на плазмастерских предлагает­ ся объединить 93 процентов всех работающих, владеющих двумя и более смежными специ­ альностями, например судокорпусник-ре- монтнии, электро- и газосварщик, газорезчик... Оплата труда будет производиться по сдельно - премиальной коллективной системе с распределением заработка в соответствии с присвоенными тарифными разрядами и от­ работанным временем, с учетом коэффициен­ та трудового участия. Сущность рекомендуемой структуры управ­ ления заключается в том, что для каждого объекта из бригад организуются прорабские участки, возглавляемые Жастерами-прорабами. Ориентировочный годовой эффект от вне­ дрения проекта составит 12 тысяч рублей, условное высвобождение численности рабочих на плавмастерской — 6 человек. Специалисты плавмастерских рыбного пор­ та и тралфлота внимательно ознакомились с проектом, внесли в него свои предложения. Однако руководители плавмастерской «Резец» объединения «Мурманрыбпром» посчитали проект неприемлемым для своего производ­ ства. Их мнение: существующая система организации труда при судоремонте более со­ вершенна. Конечно, предлагаемый проект не может в достаточной мере учитывать спе­ цифические условия каждой плавмастерской. Тем не менее, думается, мурманрыбпромов- цам не стоит отмахиваться от внедрения бри­ гадного подряда на судоремонте, что пред­ лагают, в частности, таллинские специалисты. В. АНАТОЛЬЕВ. Одной из центральных проблем развития экономики, кото­ рую поставил XXVI съезд КПСС, является проблема бережли­ вого использования ресурсов производства, а том числе сырья, топлива, материалов. s Съезд партии утвердил этот вывод в начес,гве одного из важнейших принципов экономической стр^терли на предстоя­ щий период. П ИТАТЕЛЯМ. очевидно. * известно, что сокраще­ ние материальных затрат по стране лишь на один процент позволит получить дополни­ тельно 6 миллиардов рублей к национальному доходу, а снижение расхода топлива на один процент даст экономию 20 миллионов тонн топлива в год. Нетрудно понять, что эти миллиарды рублей и милли­ оны тонн складываются из килограммов сбереженного сырья, топлива, металла, из копеек и рублей, сэконом­ ленных на рабочем месте: у станка, за пультом управле­ ния двигателем, судном. Иными словами, экономия в масштабах страны может быть достигнута только тог­ да, когда в этом деле примет самое активное участие каж­ дый трудящийся Попытки вовлечь каи.дого моряка в борьбу за эконо­ мию топлнвно - энергетиче­ ских ресурсов (ТЭР) были сделаны в траловом флоте еще в 1977 году. Тогда впервые на флоте был про­ веден месячник по экономии горюче-смазочных материа­ лов, а вслед за ним — смотр на лучший экипаж по эконо­ мии и сокращению расходов ГСМ. Но первые же смотры по­ казали. что подход к оцен­ кам результатов выбран не совсем удачно. И вот поче­ му. Основными показателя­ ми, по которым определя­ лись победители в социали­ стическом соревновании, бы­ ли экономия ГСМ всех ви­ дов, максимальное использо­ вание в двигателях дешевых средневязких сортов топли­ ва, разработка и внедрение мероприятий по экономии ТЭР и т. п. 0 том же, как сработало судно, как его команда справилась с рейсо­ вым заданием, и речи не было. Естественно, это сни­ жало активность участников соревнования и приводилб даже к таким казусам, когда отстающий по производст­ венным показателям экипаж становился призером смотра. Потому-то специалисты от­ дела теплотехники флота на­ стойчиво искали Другие оценки, которые увязали бы в один узел интересы моря­ ка, команды и, конечно, фло­ та в целом. С первого января 1981 года смотр был организован уже на новых условиях. Ко­ нечно, основная задача его оставалась прежней — сде­ лать движение за бережное расходование ГСМ. воды, тепла, электроэнергии в мо­ ре и в порту действительно массовым. Но главным при этом стало обеспечение ми­ нимальных затрат на ГСМ в рублях при максимальной выработке товарной продук- В нима ни е : О П Ы Т ! А значит, добились успеха в работе «дорогой ценой» в прямом смысле слова. Или такой пример. На об­ лове путассу бопт о борт ра­ ботали НСТ <Краснолесье«. «Краснопсрекопск» и •Куг>- ганинск» (капитаны Е. Е. Чурбанов. Ю. Ф. Мокряк. В. М. Раковский). Команды первых двух названных су­ дов сэкономили более 30 тони дизельного топлива каждая. а коллектив - 'ИСТ «Курганннск» за тот. нее пе­ риод израсходовал на 81 тонны топлива больше нор­ мы. Кургашпщы. оказывает- Успех-не любой ценой ции п тоннах. С этого вре­ мени победителями смотра становятся экипажи, которые добиваются максимального вылова н выработки качест­ венной продукции, используя при этом наиболее дешевые сорта топлива к добиваясь максимального сокращения расхода ГСМ. Каковы же итоги сорев­ нования? Только в третьем квартале 1981 года сэкономлено 5 285 тонн условного топлива на сумму почти 211 тысяч руб­ лей, сокращен расход ди­ зельного топлива более чем на 11 тысяч тонн за счет его замены рациональными сортами. Стоит ли говорить, что уменьшение расхода топ­ лива повлияло на снижение себестоимости продукции? Лучшими по экономии ГСМ в третьем квартале ста­ ли экипажи РТ «Зелено- дольски, ИСТ «Красносло- бодск», БМРТ «Мурманск», «Новиков-Прибой», ППР «Грумант», «Прилуки», ВАТ «Капитан Маклаков», «Капитан Телов», «Адмирал Колышкин» и другие. К сожалению, не все ра­ ботники управления, судовые специалисты с должным вниманием относятся к это­ му виду соревнования. К примеру, морская инспекция, отдел добычи, производст­ венный отдел, служба экс­ плуатации, заботясь о том, ? тобы добыть как можно ольше сырья и выработать из него максимальное коли­ чество продукции, не счита­ ются порой с затратами топ­ ливно-энергетических ре­ сурсов. И что же получается? Экипажи БМРТ «Космос», «Всполох». «Ижевск». БАТ «Алексей Генералов», ПСТ «Курганинск» — участники .соревнования за экономию ТЭР — допустили значи­ тельный перерасход топлива. ся, «не подозревали». что на <•Красноперокопско » удачно применяют опыт по снижению сопротивления орудий лова и выбора опти­ мального режима траления. Работники же отдела до­ бычи и морской инспекции флота, как ни печально, не задумывались практически над тем, как этот опыт рас- пространить на суда. Что касается капитана «Курганин- ска», то ему, как видно из примера, гордость не позво­ лила поинтересоваться, за счет чего добиваются успеха па соседнем судне. Еще пример. Года два назад па БМРТ «Всполох» капитан В. А. Мартынов до­ пустил значительный необос­ нованный перерасход топли­ ва и за это был снят с этого судна. Однако он быстро за­ был о своих просчетах и, бу­ дучи капитан-директором БМРТ «Революция», за вре­ мя работы на путассу в мае- июне прошлого года допус­ тил перерасход топлива в 124 тонны (а это — 9 3 3 0 рублей!) Не однажды привлекала внимание специалистов и «щедрость» капитана Тбпор. Однако он не обращал ни­ какого внимания на замеча­ ния и только за рейс с мая по август на БМРТ «Вспо- йох» установил «рекорд» щедрости, допустив пере­ расход дизельного топлива в 162 тонны! Тщательный разбор этого случая показал, что ни штурманы, ни капи­ тан не имеют четкого поня­ тия о выборе оптимального режима работы главного дви­ гателя при сохранении тре­ буемой скорости траления. Иначе как расценить распо- ряжение капитана, выданное в письменном виде старшему механику: «в течение рей­ са держать не менее 215 об/мин»? II это тогда, ког­ да нужную скорость можно получить при 180— 190 обо­ ротах двигателя. Это, кста­ ти сказать, доказал лидер соревнования — экипаж БМРТ «Куприн». В таких условиях, когда промысловики порой мало проявляют заботы об эконо­ мии ТЭР. особенно важную роль должны играть настав­ ники. Таких на флоте нема­ ло. Это старшие механики Р. К. Якименко, В. И. Кли­ ков, П. М. Комаров. В. II. Щецина. II. И. Зайцев. II. Т. Гончаров, В. П. Ищен­ ко. А. II. Баркалов, Ю. И. Свешников. II. А. Макарков и другие. Они часто высту­ пают перед ( пециалистами судов и в порту, и в море. Делятся своим богатым опы­ том бережного отношения к топливно-энергетическим ре сурсам. Многие предложения наставников обобщены, внед­ ряются па судах флота и помогают значительно сокра­ тить расход топлива. Напри­ мер. па судах типа «Алтай» и на промыслово-производст­ венных рефрижераторах ус­ пешно используется вторич­ ное тепло на оттайку блок- форм и нагрев мытьевой во­ ды. 11а основе этого и других предложений на флоте раз­ работан и выполняется план- график внедрения техниче­ ских мероприятий по уси­ лению экономии и более ра­ циональному использованию ТЭР Большую помощь в ос­ воении скрытых резервов экономии топлива оказывают специалисты по оперативно­ му контролю теплотехниче­ ской работы ЦПКТБ. Вопросам экономии ГСМ уделяют большое внимание администрация, специалисты механико-судовой службы, парторганизация флота. II мы уверены: в конечном счете смотр по экономии ТЭР принесет свои плоды. Хотелось бы, чтобы и дру­ гие отделы и службы, решая свои неотложные задачи, не забывали о том, что без экономии топлива и энергии отдача от всех их усилий будет невелика. Поэтому-то вопросы экономии топливно- энергетических ресурсов должны учитываться при ре­ шении любой производствен­ ной проблемы. Только тогда мы- сможем делом ответить на решения XXVI съезда Партии и ноябрьского (1981 г.) Пленума ЦК КПСС и превратить экономику флота действительно в эко­ номную. Л. ПУРЛИЦИС, зам. сек­ ретаря парткома аппарата управления, член президи­ ума базкома профсоюза Мурманского тралового флота. КТО ВПЕРЕДИ ВЫСОКИЕ Т£ МПЫ Траулеру «Иван Бочков» объ­ единения «Мурманрыбпром»» еще нет «от рождения» и трех лет, а на его рубку нанесены две красные звезды, симво­ лизирующие ударный труд эки­ пажа. 1981 г. для комсомоль- ско - молодежного коллектива судна тоже был успешным: выполнение планов и социали­ стических обязательств было завершено еще до праздника Великого Октября, выпуск пи­ щевой рыбной продукции со­ ставил 124,8 процента к пла­ ну. Высокие темпы взяли моря­ ки БМРТ «Иван Бочков» и во втором году пятилетки. Вклю­ чившись в социалистическое соревнование под девизом «60-летию образования СССР — 60 ударных недель!», они наметили такой рубеж: вы­ полнить план первого кварта­ ла 1982 года к 16 марта — Дню открытия XVII съезда профсоюзов СССР. Г. БОРОВОЙ. Сдвинули ... В июне прошлого года ■ еженедельнике была опубли. кована статья мастера отдела доставки рыбных товаров Мур. манску и области управления «Севрыбсбыт» А. Яковлевой «Документы есть, а дела стоит». В статье рассказывалось О трудных условиях работы кладовщиков участка, слу. жебное помещение которых размещалось к двух малень. ких комнатах в здании первого холодильного завода рыбооб­ рабатывающего комбината. В то же время автор статьи вы­ сказала предложение обмв. нять эти две комнаты на одну просторную, где размещалась мешковыбивальная машина. Между руководителями ком. бината и управления «Севрыб­ сбыт» разгорелся спор. Пер. вые утверждали, что требуе­ мая комната не пригодна для размещения людей, вторые доказывали обратное. Потре­ бовалось вторичное вмеша­ тельство газеты, после кото­ рого спор был решен в поль­ зу управления «Севрыбсбыт». А. КОСТЮШЕВ, председатель головной группы народного контро­ ля управления «Севрыб­ сбыт». 8 января 1982 г* «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz