Рыбный Мурман. 1982 г. Сентябрь.
л 4 * ХРОНИКА П О Д ВИ ГА (Сентябрь, 1942 год 4 С ЕН Т Я Б Р Я . Героический подвиг в небе Заполярья со вершил летчик П. С К утахо в (ныне главнокомандующий 8ВС страны . Главный маршал авиации, заслуж енны й воен ны й летчик). Трижды за день он поднимался в небо. В по следнем сражении со своей группой смело вступил в бой с 70 самолетами противника, направляющ имися бомбить М урманск. Враг не прошел к заполярной столице 4 сен тяб р я. Го судар ствен ный Ком итет О бороны принял реш ение об усилении кора бельн ого состава С еверн о го ф ло та за счет Тихо о кеанско го . Н ам ечено было перегнать из П етропавловской военно м о р ской базы в Полярный не сколько подводны х л о д о к. Че ты ре лодки вышли 5 и 6 сен тяб р я, ещ е две — 25 сен тяб ря. В конце лета из Влади востока С еверным м орским путем отправились ли дер «Ба ку», эсминцы «Разъяренный», «Разум ны й». 7 сен тяб ря. Из И сландии в северны е порты С С С Р вышел восем надцаты й трансатланти ческий конвой в составе со рока транспортны х судо в, в том числе шести со ветских. Как и семнадцаты й конвой, англичане оставили его без прикры тия. Караван был встр е чен и взят под охрану ко раб лям и С еверн о го ф ло та. 7 сентября. Указом П р ези ди ум а Верховного С овета С С С Р советских орденов и м едалей удостоены 11 ан г лийских моряков — участии ков доставки в северные пор ты С С С Р военны х грузов и м а териалов. 7 сентября. Восемнадцаты й сою зны й конвой в составе 34 иностранны х и 6 советских транспортны х судов, 16 кораб лей охранения и самолетов типа «Каталина» вышел из И сландии в А р хан гельск. На др уго й - день он был о б н ар у ж ен врагом . У острова Ян М айен эско рт был п о дкр еп лен авианосцем , крейсер ом , пятью эсм инцам и, двум я под водными лодкам и и тральщ и ком . Гитлеровские подводны е лодки и то рп едо но сцы ата кую т конвой. Он несет поте ри. А нгли йски е летчики д е й ствую т с авианосца. Затем авиация С еве р н о го ф лота прикрывает конвой — от ави ации врага в нашей зоне не пострадало ни одно судно. В районе Канина Носа ско пилось м ного судов — в конвое их теперь около 80 (из них 28 транспортны х с у дов со 100 ты сячами тонн гр уза ). Ф аш и стская авиация пы тается во спользоваться об становкой. Но тщ етно — ох ранение конвоя надеж но. Н а ши эсминцы ведут огонь по то рп едо но сцам даж е из о р у дий главного калибра. 19 сен тяб ря конвой прибыл в А р хан ге льск, где такж е под вергался б о м б еж ке, но по терь не им ел. Из 40 транс портных судов конечной цели достигли 27. Д о начала при кры тия нашими кораблям и и сам олетам и потеряно 12 судов (9 добиты эско р том ), в нашей зоне — одно подорвано вра гом. 11 сен тяб р я. Ночью нача лась операция по р азгром у враж еских опорны х пунктов на б ерегу М отовского зали ва. П ункт «Пикш уев» и еще два др уги х, а такж е батарея были разгр ом лены в течение семи-восьми часов. Враг по нес ощ утимы е потери: 180 солдат и оф ицеров убито, 9 взято в плен, захвачены тр о ф еи. 12 сен тяб р я. В честь пер вой годовщ ины создания По лярной дивизии (186-я стр ел ковая) тр уд ящ и еся М урм анска ш лю т воинам этой чзс^и пись мо. 13 сен тяб р я. В М урм анск по ступает ответное письмо из 186-й стрелковой дивизии. 15 сен тяб р я. С начала вой ны снайперы С евер н о го ф ло та уничтожили Т415 гитлеро в цев. 15 сен тяб ря. На боевы х ко раб лях, в частях и соедине ниях С евер н о го ф ло та начал ся сбор ср едств на стр о и тель ство танковой колонны «Севе ром орец». Инициативу воинов севером орцев поддерж али юноши и девуш ки М урм анска, Кандалакш и, Кировска, М он чегорска и др уги х городов области. Хро нику подготовили С. Д АЩ И Н С КИ Й и П. БЫ С ТРО УМ О В . :£_! 111111111111П111ИП1111111111П111Н1111!111111111111111111111НПИ11I I 11П111111П1111111111I I 111111IIИ IИИ1111111I I 111111111ИI Н111111i 1Н12 Е • Н а л и т е р а т у р н ы х к о н к у р с Е I Рыбак - вдвойне моряк | Г. ВАСИЛЬЕВ В п о р т у Окончен рейс, и на причал Протянуты швартовы-руки. Здесь каждый долго встречи м;дал. Скрывая грусть и боль разлуки. На пирсе — праздничный букет Знакомых лиц. улыбок'. взглядов. Был их теплом рыбак ^согрет Весь рейс. Сто долгих суток кряду. Забыты сразу море. шторм. Ночные трудные авралы. Как часто мокли под дождем И то. как волны с ног сбивали. II только, может быть. во сне, Когда отход не за горами. Вдруг океан приснится мне С неугомонными штормами. Ф а нт азы я Ночь! Корабельный радист Швыряет в бездонный эфир Тысячи поцелуев! И превращается Млечный путь В прогулочную аллею. Где звездную пыль метут Клешами Сомнамбулические . матросы! К. КОНСТАНТИНОВ Во.лъшои улов Рыбацкий нож! Какую гору рыбы Разделывал простой рыбацкий нож! Теперь отряд машин на помощь прибыл. Большой корабль на фабрику похож. А труд машин, понятно. очень спорый... Взрезая рыбу, чистя н скобля, Могучие и умные моторы Урчат, гремят в утробе корабля. Но — полный трал пришел! Бывает так-то... Вся палуба завалена треской... Встает с ножами дружная подвахта За рыбодел — большой «станок» морской. Бери побольше и бросай подальше! Покуда ной. не валится из рук! Отличный шкерщик быстр, как фехтовальщик, Отличный шкерщик точен, как хирург! По палубе прошлись как будто грабли: Очищена — хоть коврик положи! Улов разделан, в камеры направлен. И можно чистить верные ножи. Что? Вновь большой улов? А мы спокойны... Врасплох команду он не застиг... ...Так иногда и в современных войнах Исход сражения решает штык! Ю. ЕРМНЛИН Б у к с и р ы Главные на рейде командиры— Небольшие, юркие буксиры! Дни и ночи. зарываясь носом. Тянуг пароходы. впрягшись в тросы! Раздувая пенные усы. Бродят от причалов до косы. Водят баржи. углевозы. доки. Пишут на воде косые строки И лежит исчерченный канал. Как раскрытый вахтенный журнал. В. ГАЛЮДКИН = Воспоминание Ё Вот опять Е ты мне вспомнилось, = море. — = молодых моих лет = колыбель! Е Волн ладони Е в бескрайнем просторе. = Крики чаек, = гудки кораблей. = В отдаленье туманном. = как прежде. — так мерцает, искрится — звезда. = С яркой верой. Е с любовыо. с надеждой = я смотрю на морские = суда Е Я стою у причалов и Е пирсов, Е как у майских зеленых Е берез Е Путь короткий = морской мой Е не сбылся. 1 — но. как юность. Е он дорог до слез. = » — « 1 Г. МЕЛЬНИКОВСКИИ Е В д е т с т в е § Мне помнится: всходило Е солнце, = И. детский взбудоражив Е сон. Е Шумел, кружился = за оконцем Е Звонкоголосых чаек Е сонм. = Им наслажденье Е доставляло Е Часами в воздухе Е кружить Е Меня их £тая удивляла Е Неистовым желаньем Е жить. = А в унисон шальным Е no-rev*" j Е В безумной пляске кое-где Е Им вторили беззвучным Е эхом = Каскады блесток Е на воде. Е .........................................................IIIItllll 11 inn III 1it 111111II111 1 1 1 1II 11 и 111111 tlII 11 MilIIMlIII 111111 II 1111 II 111111 IIIIIIII 11 ~ Размышления у обшарпанного подъезда Цивилизация шагнула — че го там! Грамотность — пого ловная. Утолить творческий голод можно чуть ли не с пе ленок — тут расписаться мож но, потом — диктант объясни тельная, анонимка — жанров навалом. И все же почему-то через наскаль... простите, настенную живопись проходят все. По надписям на стенах подъездов запросто можно определить де мографическую ситуацию в доме. Сколько мальчиков от 5 до 17%сколько девочек в том же возрасте, как их зовут... Даже номера их квартир кое-где проставлены... П ЕТИ УЧАТСЯ ПИСАТЬ уже в детсном саду. Демон- ■^страция усвоенного — естественно, на стен ах. Дите познает мир. Ученые утверж даю т, что сознание ребенка в росте и развитии проходит все стадии — от первобытного человека до современника Энш тейнэ и Вознесенского. Похоже, они правы. Тем более что все эти стадии можно проследить в хронологии. Первые пробы пера — автограф : «Таня», «Гога». И — дабы выж ать умильную слезу у родителей — «мама» Молодец. Таня или Гога. Дите р а сте т.. Очередная веха познания мира: « К а тя Петя любовь». Значит, дите уже не верит в аиста и кап усту. Прочитаны «Анж елика», «Мать и ди тя » , просмотрено все, что «до 16», потому что «поспе 16» все это уже ни н чему... Дальнейший этап — оценка индивидуальны х качеств товарищей: «Саш ка — жмот». Деловая хр оника: «Был у тебя, а тебя, дур ака, не было». Прямо гвоздем, пря мо по свеженькой кр аске... Первая реакция взрослы х однозначна: чему и х, та ки х-сяки х, в школе учат? А уч ат их там правильному написанию . И крепко уч ат. Орфография на стенах вы гляди т вполне прилично. Да и пуннтуация тоже. Дворничиха, измотанная бесконечной ликвидацией «побочных продуктов» роста детского мировоззрения, конкретизирует проблему: кто? И с подозрением, яро стно и непедагогично сж имая в р ук ах м етлу, всматри вается в каждого проходящего мимо конопато-волоса того представителя привилегированного класса: он или не он? Молчат эксперты -граф ологи, зати хли овчарки- следопы ты : неуловим подобный гр е х... А носителя доисторической к ул ь ту р ы и искать долго не надо. Вот он —- шмы гает р аспухш им носом и све ти т фингалом , припечатанным увесистым кулаком* то го. на которого был сочинен разоблачающий пасквиль: «Сашна — жмот». Пострадавший м стительно крадется в Саш кин подъезд, сжимая в запотевшем кулаке гвоздь, и свежезабеленная стена принимает новый вызов: «Саш ка — псих», который дублируется еще и в лиф те. А МОЖЕТ, не по адресу наши апелляции? Может, зря мы воздух сотрясаем ? В си лу консервативно сти нашей и нелояльности? А вдруг дитя, поднаторев на подъездах и л и ф тах, перейдет к созданию всяческих духо вны х и н ультур ны х ценностей — от раскраски детского грибочка до бессм ертны х фресок или сотво ренны х на века полотен, при виде которы х побледнел бы от зависти Врубель и размазал бы в беспорядке по стенам жилья Сезанн свою палитру? Может быть. Все может бы ть. Если бы не одно об стоятельство низменного пош иба... Даже говорить не ловко. Ибо речь идет о сто ль же презренном, столь дефицитном явлении, как деньги. И, поскольку «пре зренное» — категория духо вная, а вот «дефицит»» — все-таки м атериальная, то давайте в наш век стат- отчетов, ф ининспекторов, . государственного бюджета и сдельно-премиальной оплаты труда обратимся все же к цифрам. Цифра первая. 25 тонн краски тр ати тся ежегодно на косметический ремонт домов в одном только Ленин ском районе М урманска. Сюда же входит и покраска кровель, но львиная доля — на ремонт стен. Ремонт-то плановый, скаж ет просвещенный чи татель. То есть его затеваю т не потому, что стены облезаю т, а потому, что время приходит, — раз в 3-—5 лет. В связи с этим вспоминается эпизод, случивш ийся с нашими тур и стам и в Ш веции. Их поразил ухо ж е н ный вид ж илы х домов. «Когда ремонт-то делали?» — спросили хозяев «А не делали. — ответили им, не поняв смысла вопроса. — Зачем его делать-то? Как построили, так 10 лет и сто я т... Вроде не падаю т...» Не падают — ладно. Но почему ш ведских детиш ек, проходящ их в своем развитии те же стадии, ч т* , и на ши чада, не н асти гает творческий зуд при виде све- жепонрашенной стенки? Цифра вторая В том же Ленинском районе ежегодно на плановый ремонт вы деляется 1 180 000 рублей, (Цифру специально пишем с нолями — тан нагляднее), Наглядно-то наглядно, но тр о гает ли она наше созна* ние? Нет, потому что рубли эти «вы деляю тся». Кем-то. кому-то. Не мы «выделяем» из своего карм ана, а — государство. Из своего. Но государство — это же мы! Значит, из нашего кармана! Вы когда-нибудь видели отражение образованности детей на стен ах кооперативны х домов? Не видели? Так не каж ется ли вам, что все это происходит только потому, что едва у чада поднимается рука на кооперативную стен ку, как в его неустоявш ем ся со знании ярко вспы хи вает образ отцовского ремня? По- » 8 сто. =«РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 сентября 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz