Рыбный Мурман. 1982 г. Сентябрь.
• Л р о д о в о л ь с т в е н н я я п р о г р а м м а — . з а б о т а . о б щ а я НУЖНА ПОМОЩЬ НАУКИ Принятая майским |1982 г.) Пленумом ЦК партии Продо яольственная программа СССР предусматривает увеличение добычи рыбы, расширение производства и ассортимента пище вой рыбной продукции. Как известно, выполнение этой задачи зависит не только от рыбаков и специалистов рыбообрабатыва ющих заводов. Важным звеном этого конвейера являются предприятия, занимающиеся пополнением запасов рыбы, вос производством ее. В числе четырех таких предприятий, кото рые находятся в нашей области, немалая роль отводится Кан далакшскому рыбоводному заводу. О том, как трудится кол лектив, решает поставленные задачи, о проблемах завода рас сказывает его директор Александр Петрович ПОПОВ. — Что представляет собой Кандалакшский рыбовод ный завод, какие работы на нем ведутся? — Наш завод пущен в 1960 году. Необходимость строи тельства его была вызвана возведением на реках Нива и Ковда гидроэнергетического каскада, что нанесло опреде ленный ущерб семужьему промыслу Кандалакшского залива. Мы занимаемся вос производством рыбных запа сов, чтобы в определенной мере компенсировать этот ущерб. Мощность завода с учетом промыслового возвра та, равного 10 процентам, со ставляет 100 тысяч штук по- катной молоди в возрасте двух лет со средним весом 12 граммов. Производственный цикл вы ращивания молоди семги включает заготовку и выдер живание производителей на реках Коле и Лувеньге в рус ловых и деревянных садках. Затем идет их сбор и оплодо творение, инкубация икры в аппаратах Вильямсона, уста новленных в инкубатории за вода. Появившиеся личинки семги подращиваем в питом никах инкубатория, затем се голеток растим в эллипсоид ных питомниках на открытом воздухе. На зиму сеголеток переводим в бассейны, соору женные в отапливаемом по мещении. Второе летнее выра щивание осуществляется в прудах, а зимнее содержание двухлеток — в бассейнах и прудах с кормлением через проруби. И заключительный период — май-август. В это время ведем и выпуск сереб рянок и серебристых пестря нок в реки Лувеньга, Колви- ца. Канда. — Каковы условия произ водства этих ответственных работ? — При проектировании, вы боре места и строительстве завода были допущены боль шие ошибки. Так, вода на за вод подается насосами из ручья, протекающего по ста рому руслу реки Нивы. Во да почти регулярно загряз няется промышленными и бы товыми стоками, в период снеготаяния — талыми вода ми с промплощадок, что при водит к потерям молоди. Положение усугубляется и тем, что водозабор находит ся ниже сброса условно чи стой отработанной воды. Ока зались непродуманными и во просы получения производи телей, заготовки икры, выпус ка молоди и учета промысло вого возврата. До сих пор проблема водоснабжения за вода не решена. Далее. Мы располагаем 12 прудами площадью 6,65 гек тара. Сейчас ведется мелио рация, после ее окончания площадь прудов увеличится до 7,22 гектара. Но, обращаю внимание, эти мероприятия не могут существенно улучшить наше положение, повысить эффективность нашей работы. В Продовольственной про грамме страны записано: «Осу ществить реконструкцию, тех ническое перевооружение и развитие материально-техни ческой базы рыбоводных пред приятий. оснастить их совре менными материально-техниче скими средствами...» Но. к сожалению, реконструкция за вода в одиннадцатой пятилет ке не запланирована, а задачи с каждым днем возрастают, растет потребность населения а рыбной продукции. Без вос производства запасов рыбы не чего рассчитывать на полное удовлетворение запросов лю- — Что предпринимается с целью повышения эффек тивности воспроизводства лососевых на заводе?' — Работы по изучению эф фективности проводились в основном у нас, на реке Лу веньге, куда выпускается часть молоди заводом. В ча стности, работы сотрудника ГНИИОРХа Л. Петренко пока зали, что для повышения вы живания молоди рекоменду ется выпускать ее в возрасте двух лет. Но этого еще не достаточно. Опыт показывает, что в случае зарегулирования даже небольшой лососевой реки не удается полностью восстановить запасы рыбы. Низкая эффективность рабо ты лососевых рыбоводных за водов неоднократно была те мой разговора на научных конференциях, и совещаниях различных уровней, в том чи еле и союзных. У нас работа ла экспедиция специалистов ВНИРО, ПИНРО, ВНИПРХ и Центральной лаборатории «Главрыбвода». Однако до сих пор оформленных биоло гических разработок и науч ных рекомендаций для прак тического их внедрения с це лью повышения эффективно сти заводского воспроизвод ства рыбы нам не представ лено. В данном направлении свои ми силами намечаем перейти на работу с производителями местных рек зоны, т. е. рабо. тать на своей, местной икре, * не привозной. Планируем внедрить автоматическую тер морегуляцию процессов инку бации выращивания молоди, благодаря чему можно замет но сократить время выклева мальков, увеличить их произ водство. Недавно у Мае про шло испытание гидроакустиче ского устройства для подсчета и сортировки молоди. Готовим его к постоянной эксплуата ции. Интервью провел В. КРАВЦОВ. НА СНИМ КЕ: рыбовод JI. Я. Хуухка. Фото А. БРЫСОВА. Деи. ж о з я н с г в о в а т ь э ф ф е к т и в н о ! ПОДШИПНИК Нельзя обойти стороной и такой вопрос, как изготовле ние рыбной муки на судах ти пе «Горизонт». В Продоволь ственной программе страны этому ценнейшему продукту для развития животноводства и птицеводства уделено нема лое внимание, а наши маши ны для выработки рыбной муки и жира пока еще дале ки от совершенства. Наиболее слабыми в конст рукции являются мельницы, и причина этого проста: часто выходят из строя подшипни ки № 11211. В настоящий мо мент ни на одном складе вы их не найдете, а в прошлом году их вообще в области не было. Как механики выходят из положения? До обидного про сто. Устанавливают вместо пЖвтых» подшипники № 1310 ини № 1311 (средней серии) и получают очень хорошие ре зультаты, Эти подшипники ра ботают в несколько раз доль ше, да и ставить на мельни цы РМУ подшипники легкой серии с конусными втулками (такими являются подшип ники № 11211) нецелесообраз- Механиков - наладчиков не устраивает конструкция со единения фланцев привода валов кондуктора с винтами пресса: в случае обрыва хло пот не оберешься, так как простой установки может со ставить несколько суток, а ущерб подсчитать нетрудно. С каждым годом все силь нее ощущается ухудшение снабжения судов запасными деталями к механизмам. Это самое больное место, и все разводят руками: дескать, ни чего поделать с этим нельзя. В это плохо верится, такого быть не должно, а изучать причины возникновения дефи цита надо всем: конструкто рам, инженерам отделов и эксплуатационникам, эконо мистам. Ведь где-то должен же быть выход. Важнейшим путем является постоянное совершенствование узлов ме ханизма, изучение условий ра боты каждой детали, но в этом направлении на флотах дела ется до обидного мало. Простейший пример. Меха ники наблюдали за работой гидрораспределителей 11Р102- Ф34 и Г-71-21. У первого зо лотник ходит «вперед—назад», а у второго «справа—налево». Условия работы уплотнителей у них разные, неодинаковыми получаются и результаты. У первого масло начинает под текать через месяц, у второ го — через шесть месяцев. Есть разница? Несомненно. Значит, пришло время брать у промышленности не то, что она предлагает, а то, что экс плуатационникам надо. Вот уже два десятилетия никак не может решиться вопрос о ремонте гидравли ческих насосов и другой гид роарматуры. В результате ме ханики вынуждены из-за ко пеечной детальки выбрасы вать в металлический лом ме ханизмы стоимостью в сотни и тысячи рублей. Об этом все хорошо знают, но на пред приятиях объединения «Мур манская судоверфь» никак не могут организовать ремонт гидронасосов, а из-за них не редко суда простаивают ■ порту, и один день простоя такого траулера, как «Гори зонт», обходится государству в двенадцать тысяч рублей. С. ДАНИЛОВ. СРОЧНЫЙ- ДОСРОЧНО Срочный заказ из совхоза «Пригородный» получил кол лектив цеха радиоэлектрон ного оборудования объеди нения «Мурманская судо верфь». Для свинокомплекса этого хозяйства нужно было срочно отремонтировать 29 электродвигателей. За дело взялась бригада электрообмотчиков Николая Яковлевича Ширяева. Кол лектив справился с заданием с честью. Вместо 15 дней, которые были даны на вы полнение работ, он справил ся с делом за 10 дней. Отлично потрудились члены бригады Т. А. Булкина, В. С. Овчинникова, М. И. Мариненко и другие. ПОСЛЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Совершенствование докового ремонта — одна из основных производственных черт кол лектива объединения «Мур манская судоверфь». В повы шении эффективности дорого стоящих грузоподъемных соо ружений большую роль играет модернизация плавучих доков. На днях по инициативе р а ционализаторов предприятия модернизирован плавучий док № 2. В результате грузоподъ емность увеличилась на 350 тонн. Знаменательно, что вре мя постановки и вывода судов из дока значительно сократи лось. В творческих планах новато ров — модернизация доков № I и 3. А. ВАСИЛЬЕВ. МЕЖХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ Надежные партнеры Помощь работникам сель ского хозяйстм тралфлотошцы оказывали и раньше. Создава лись бригады, которые зани мались заготовкой и уборкой сена, помогали труженикам села в других работах. В декабре 1981 года между коллективами колхоза «Энер гия» и тралфлота был заклю чен договор о межхозяйствен- ной кооперации по производ ству продуктов животноводст ва на одиннадцатую пятилет ку. Было решено, что коллек тив тралового флота приобре тает у колхоза здание старого коровника, производит капи тальный ремонт этого здания, покупает 35 телят и заклю чает договор с колхозниками о выращивании телят. Кстати, поголовье крупного рогатого скота будет расти с каждым годом, это тоже обусловлено договором. Предусмотрено по мочь колхозу в строительстве склада концентрированных кор мов, силосных траншей, ново го телятника. Колхозники обя зались продавать тралфлотов- цам мясо и молоко. Приступив к выполнению до говора, работники флота при обрели у колхоза старое (78 процентов износа) здание ко ровника и начали ремонтиро вать его. Посоветовались со специалистами отдела капч тельного строительства Мур майского рыбакколхозсоюза и решили: ремонт здания вести так, чтобы потом здесь мож но было разместить сразу 100 голов молодняка крупного ро гатого скота для откорма. Специалисты Мурманского рыбакколхозсоюза по заявке тралфлота разработали черте жи и сметы. Колхоз взял на себя обязанности подрядчика. Траловый флот обеспечивает объект строительными мате риалами и приобретает сель скохозяйственное оборудова ние. Наш подшефный колхоз рас положен далеко от Мурман ска, и завозить весь строитель ный материал автотранспор том было бы долго, трудоем ко и дорого, поэтому, поду мае и посоветовавшись с ра ботниками службы эксплуата ции и отдела снабжения, рг- шили отправить для начала судно со стройматериалом. Погрузили на РТ 270 (вмести лось сразу около 70 тонн гру за) и отправили морем, так что сразу у нас на объекте образовался запас материа лов, позволяющий начать ра боты. К сожалению, немало у нас проблем. Не хватает красного кирпича, а силикатный для строительства, кормушек не годится. Транспорт, который по заявке флота должна вы делять автобаза ВРПО «Сев- рыба», приходит неритмично. Однако мы вместе с кол хозниками стараемся преодр- леть трудности. Ведь 35 те лят, которых приобрел флот, находятся пока в помещении, принадлежащем колхозу, и мы торопимся перевести их в наш, собственный, телятник. Мне хочется отметить, что работники флота очень серьез но и внимательно относятся ч обязанностям шефов. Ведь практически асе отделы в той или иной мере помогают кол хозу, внося тем самым свой вклад в решение Продоволь ственной программы. А. СЕДОВА, начальник от дела капитального строи тельства Мурманского тра лового флота. 24 сентября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» = • 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz