Рыбный Мурман. 1982 г. Сентябрь.

• Л р о д о в о л ь с т в е н н я я п р о г р а м м а — . з а б о т а . о б щ а я НУЖНА ПОМОЩЬ НАУКИ Принятая майским |1982 г.) Пленумом ЦК партии Продо яольственная программа СССР предусматривает увеличение добычи рыбы, расширение производства и ассортимента пище­ вой рыбной продукции. Как известно, выполнение этой задачи зависит не только от рыбаков и специалистов рыбообрабатыва ющих заводов. Важным звеном этого конвейера являются предприятия, занимающиеся пополнением запасов рыбы, вос­ производством ее. В числе четырех таких предприятий, кото­ рые находятся в нашей области, немалая роль отводится Кан­ далакшскому рыбоводному заводу. О том, как трудится кол лектив, решает поставленные задачи, о проблемах завода рас­ сказывает его директор Александр Петрович ПОПОВ. — Что представляет собой Кандалакшский рыбовод­ ный завод, какие работы на нем ведутся? — Наш завод пущен в 1960 году. Необходимость строи­ тельства его была вызвана возведением на реках Нива и Ковда гидроэнергетического каскада, что нанесло опреде­ ленный ущерб семужьему промыслу Кандалакшского залива. Мы занимаемся вос­ производством рыбных запа­ сов, чтобы в определенной мере компенсировать этот ущерб. Мощность завода с учетом промыслового возвра та, равного 10 процентам, со­ ставляет 100 тысяч штук по- катной молоди в возрасте двух лет со средним весом 12 граммов. Производственный цикл вы­ ращивания молоди семги включает заготовку и выдер­ живание производителей на реках Коле и Лувеньге в рус­ ловых и деревянных садках. Затем идет их сбор и оплодо­ творение, инкубация икры в аппаратах Вильямсона, уста­ новленных в инкубатории за­ вода. Появившиеся личинки семги подращиваем в питом­ никах инкубатория, затем се­ голеток растим в эллипсоид­ ных питомниках на открытом воздухе. На зиму сеголеток переводим в бассейны, соору­ женные в отапливаемом по­ мещении. Второе летнее выра­ щивание осуществляется в прудах, а зимнее содержание двухлеток — в бассейнах и прудах с кормлением через проруби. И заключительный период — май-август. В это время ведем и выпуск сереб­ рянок и серебристых пестря­ нок в реки Лувеньга, Колви- ца. Канда. — Каковы условия произ­ водства этих ответственных работ? — При проектировании, вы­ боре места и строительстве завода были допущены боль­ шие ошибки. Так, вода на за­ вод подается насосами из ручья, протекающего по ста­ рому руслу реки Нивы. Во да почти регулярно загряз­ няется промышленными и бы­ товыми стоками, в период снеготаяния — талыми вода­ ми с промплощадок, что при­ водит к потерям молоди. Положение усугубляется и тем, что водозабор находит­ ся ниже сброса условно чи­ стой отработанной воды. Ока­ зались непродуманными и во­ просы получения производи­ телей, заготовки икры, выпус­ ка молоди и учета промысло вого возврата. До сих пор проблема водоснабжения за­ вода не решена. Далее. Мы располагаем 12 прудами площадью 6,65 гек­ тара. Сейчас ведется мелио­ рация, после ее окончания площадь прудов увеличится до 7,22 гектара. Но, обращаю внимание, эти мероприятия не могут существенно улучшить наше положение, повысить эффективность нашей работы. В Продовольственной про­ грамме страны записано: «Осу­ ществить реконструкцию, тех­ ническое перевооружение и развитие материально-техни­ ческой базы рыбоводных пред­ приятий. оснастить их совре­ менными материально-техниче­ скими средствами...» Но. к сожалению, реконструкция за­ вода в одиннадцатой пятилет­ ке не запланирована, а задачи с каждым днем возрастают, растет потребность населения а рыбной продукции. Без вос­ производства запасов рыбы не­ чего рассчитывать на полное удовлетворение запросов лю- — Что предпринимается с целью повышения эффек­ тивности воспроизводства лососевых на заводе?' — Работы по изучению эф­ фективности проводились в основном у нас, на реке Лу­ веньге, куда выпускается часть молоди заводом. В ча стности, работы сотрудника ГНИИОРХа Л. Петренко пока зали, что для повышения вы­ живания молоди рекоменду­ ется выпускать ее в возрасте двух лет. Но этого еще не­ достаточно. Опыт показывает, что в случае зарегулирования даже небольшой лососевой реки не удается полностью восстановить запасы рыбы. Низкая эффективность рабо ты лососевых рыбоводных за водов неоднократно была те мой разговора на научных конференциях, и совещаниях различных уровней, в том чи еле и союзных. У нас работа ла экспедиция специалистов ВНИРО, ПИНРО, ВНИПРХ и Центральной лаборатории «Главрыбвода». Однако до сих пор оформленных биоло­ гических разработок и науч­ ных рекомендаций для прак­ тического их внедрения с це­ лью повышения эффективно­ сти заводского воспроизвод­ ства рыбы нам не представ­ лено. В данном направлении свои­ ми силами намечаем перейти на работу с производителями местных рек зоны, т. е. рабо. тать на своей, местной икре, * не привозной. Планируем внедрить автоматическую тер­ морегуляцию процессов инку­ бации выращивания молоди, благодаря чему можно замет­ но сократить время выклева мальков, увеличить их произ­ водство. Недавно у Мае про­ шло испытание гидроакустиче­ ского устройства для подсчета и сортировки молоди. Готовим его к постоянной эксплуата­ ции. Интервью провел В. КРАВЦОВ. НА СНИМ КЕ: рыбовод JI. Я. Хуухка. Фото А. БРЫСОВА. Деи. ж о з я н с г в о в а т ь э ф ф е к т и в н о ! ПОДШИПНИК Нельзя обойти стороной и такой вопрос, как изготовле­ ние рыбной муки на судах ти­ пе «Горизонт». В Продоволь­ ственной программе страны этому ценнейшему продукту для развития животноводства и птицеводства уделено нема­ лое внимание, а наши маши­ ны для выработки рыбной муки и жира пока еще дале­ ки от совершенства. Наиболее слабыми в конст­ рукции являются мельницы, и причина этого проста: часто выходят из строя подшипни­ ки № 11211. В настоящий мо­ мент ни на одном складе вы их не найдете, а в прошлом году их вообще в области не было. Как механики выходят из положения? До обидного про­ сто. Устанавливают вместо пЖвтых» подшипники № 1310 ини № 1311 (средней серии) и получают очень хорошие ре­ зультаты, Эти подшипники ра­ ботают в несколько раз доль­ ше, да и ставить на мельни­ цы РМУ подшипники легкой серии с конусными втулками (такими являются подшип­ ники № 11211) нецелесообраз- Механиков - наладчиков не устраивает конструкция со­ единения фланцев привода валов кондуктора с винтами пресса: в случае обрыва хло­ пот не оберешься, так как простой установки может со­ ставить несколько суток, а ущерб подсчитать нетрудно. С каждым годом все силь­ нее ощущается ухудшение снабжения судов запасными деталями к механизмам. Это самое больное место, и все разводят руками: дескать, ни­ чего поделать с этим нельзя. В это плохо верится, такого быть не должно, а изучать причины возникновения дефи­ цита надо всем: конструкто­ рам, инженерам отделов и эксплуатационникам, эконо­ мистам. Ведь где-то должен же быть выход. Важнейшим путем является постоянное совершенствование узлов ме­ ханизма, изучение условий ра­ боты каждой детали, но в этом направлении на флотах дела­ ется до обидного мало. Простейший пример. Меха­ ники наблюдали за работой гидрораспределителей 11Р102- Ф34 и Г-71-21. У первого зо­ лотник ходит «вперед—назад», а у второго «справа—налево». Условия работы уплотнителей у них разные, неодинаковыми получаются и результаты. У первого масло начинает под­ текать через месяц, у второ­ го — через шесть месяцев. Есть разница? Несомненно. Значит, пришло время брать у промышленности не то, что она предлагает, а то, что экс­ плуатационникам надо. Вот уже два десятилетия никак не может решиться вопрос о ремонте гидравли­ ческих насосов и другой гид­ роарматуры. В результате ме­ ханики вынуждены из-за ко­ пеечной детальки выбрасы­ вать в металлический лом ме­ ханизмы стоимостью в сотни и тысячи рублей. Об этом все хорошо знают, но на пред­ приятиях объединения «Мур­ манская судоверфь» никак не могут организовать ремонт гидронасосов, а из-за них не­ редко суда простаивают ■ порту, и один день простоя такого траулера, как «Гори­ зонт», обходится государству в двенадцать тысяч рублей. С. ДАНИЛОВ. СРОЧНЫЙ- ДОСРОЧНО Срочный заказ из совхоза «Пригородный» получил кол­ лектив цеха радиоэлектрон­ ного оборудования объеди нения «Мурманская судо­ верфь». Для свинокомплекса этого хозяйства нужно было срочно отремонтировать 29 электродвигателей. За дело взялась бригада электрообмотчиков Николая Яковлевича Ширяева. Кол­ лектив справился с заданием с честью. Вместо 15 дней, которые были даны на вы­ полнение работ, он справил­ ся с делом за 10 дней. Отлично потрудились члены бригады Т. А. Булкина, В. С. Овчинникова, М. И. Мариненко и другие. ПОСЛЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Совершенствование докового ремонта — одна из основных производственных черт кол­ лектива объединения «Мур­ манская судоверфь». В повы­ шении эффективности дорого­ стоящих грузоподъемных соо­ ружений большую роль играет модернизация плавучих доков. На днях по инициативе р а ­ ционализаторов предприятия модернизирован плавучий док № 2. В результате грузоподъ­ емность увеличилась на 350 тонн. Знаменательно, что вре­ мя постановки и вывода судов из дока значительно сократи­ лось. В творческих планах новато­ ров — модернизация доков № I и 3. А. ВАСИЛЬЕВ. МЕЖХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ Надежные партнеры Помощь работникам сель­ ского хозяйстм тралфлотошцы оказывали и раньше. Создава­ лись бригады, которые зани­ мались заготовкой и уборкой сена, помогали труженикам села в других работах. В декабре 1981 года между коллективами колхоза «Энер­ гия» и тралфлота был заклю­ чен договор о межхозяйствен- ной кооперации по производ ству продуктов животноводст­ ва на одиннадцатую пятилет­ ку. Было решено, что коллек­ тив тралового флота приобре тает у колхоза здание старого коровника, производит капи­ тальный ремонт этого здания, покупает 35 телят и заклю­ чает договор с колхозниками о выращивании телят. Кстати, поголовье крупного рогатого скота будет расти с каждым годом, это тоже обусловлено договором. Предусмотрено по­ мочь колхозу в строительстве склада концентрированных кор мов, силосных траншей, ново­ го телятника. Колхозники обя­ зались продавать тралфлотов- цам мясо и молоко. Приступив к выполнению до говора, работники флота при­ обрели у колхоза старое (78 процентов износа) здание ко­ ровника и начали ремонтиро­ вать его. Посоветовались со специалистами отдела капч тельного строительства Мур майского рыбакколхозсоюза и решили: ремонт здания вести так, чтобы потом здесь мож­ но было разместить сразу 100 голов молодняка крупного ро­ гатого скота для откорма. Специалисты Мурманского рыбакколхозсоюза по заявке тралфлота разработали черте жи и сметы. Колхоз взял на себя обязанности подрядчика. Траловый флот обеспечивает объект строительными мате­ риалами и приобретает сель скохозяйственное оборудова­ ние. Наш подшефный колхоз рас положен далеко от Мурман ска, и завозить весь строитель­ ный материал автотранспор­ том было бы долго, трудоем ко и дорого, поэтому, поду мае и посоветовавшись с ра ботниками службы эксплуата­ ции и отдела снабжения, рг- шили отправить для начала судно со стройматериалом. Погрузили на РТ 270 (вмести­ лось сразу около 70 тонн гру­ за) и отправили морем, так что сразу у нас на объекте образовался запас материа­ лов, позволяющий начать ра боты. К сожалению, немало у нас проблем. Не хватает красного кирпича, а силикатный для строительства, кормушек не годится. Транспорт, который по заявке флота должна вы­ делять автобаза ВРПО «Сев- рыба», приходит неритмично. Однако мы вместе с кол­ хозниками стараемся преодр- леть трудности. Ведь 35 те­ лят, которых приобрел флот, находятся пока в помещении, принадлежащем колхозу, и мы торопимся перевести их в наш, собственный, телятник. Мне хочется отметить, что работники флота очень серьез­ но и внимательно относятся ч обязанностям шефов. Ведь практически асе отделы в той или иной мере помогают кол­ хозу, внося тем самым свой вклад в решение Продоволь­ ственной программы. А. СЕДОВА, начальник от­ дела капитального строи­ тельства Мурманского тра­ лового флота. 24 сентября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» = • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz