Рыбный Мурман. 1982 г. Сентябрь.
i ................................. ............ 1 Недавно служ ба море плавания тралового ф лота провела совещание команд ного состава по вопросам аварийности на ф лоте. 1фЗ(1 БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ! i . ................ . I О БЕДАХ И ПОБЕДАХ Флотские специалисты под робно проанализировали при чины псех аварийных проис шествий, имевших место в нынешнем, году. Особое вни мание было уделено случаям недавним, разбор которых можно было провести, тек сказать, по свежим следам. 1 Так, в одном из дальних районов промысла при пло-. хой . видимости БМРТ «Орби та» под командованием капи тана Цимбалиста на сво бодном ходу столкнулся с одним из БМРТ производст венного объединения «Зепры- ба», который шел с тралом. Столкновение произошло из- за неграмотной эксплуатации радиолокационной станции старшим помощником капита ла «Орбиты» Ивановым. Из-за неправильной настройки схем ВАРУ на «Орбите» при сбли жении со встречным судном эхосигнал на экране радиоло кационной ' станции пропал. Однако это обстоятельство не насторожило судоводителей «Орбиты». Не дав себе труда разобраться в обстановке, они ’начали маневрирование, кото р о е и закончилось столкнове нием. Три недели спустя на рей де порта Мурманск при хоро шей видимости, свободно дрейфуя, БМРТ «Гольфстрим» навалился кормой на стоя щий вблизи БМРТ «Мурсмск». Причина навала — неудовлет ворительный контроль за тра улером во время стоянки на якоре, причем и на «Муром- ске», и на «Гольфстриме». Как видим, одной из основ ных причин названных ава рийных случаев явился край не низкий уровень организа ции вахтенной службы и су довой организации вообще, особенно в том, что касается обеспечения непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой. Прибавьте к этому сомнительную культуру судовождения, недостаточ ные требовательность и конт роль за работой судоводи тельского состава со стороны капитанов, и получится, что случившееся вполне законо мерно. Поэтому, как показывает анализ аварийных случаев, упор профилактической рабо ты по снижению аварийности должен быть сделан на суда, находящиеся в море. И рабо ту эту обязаны взять на себя капитаны-наставники, непос редственно общающиеся с экипажами на промысле. Воз можно ли это? К сож алению , наш крупный ф ло т им еет в сЕоем составе всего тр ех капитанов-кастав- ников, из которы х только од ного мы м ож ем использовать по назначению . А ведь р о л ь . капитанов-наставников тр у д но переоценить. Они способ ны благотворно влиять не только на начинающих капи танов, но и на всех судовы х ком андиров. Они м огут стать одним из те х рычагов, кото рые мы ищ ем для борьбы за подъем культуры суд о вож д е ния. Они д а д ут возмож ность служ бе мореплавания восста новить свое влияние и свой контроль и на чех судах, ко торы е се го дн я по го ду и бо лее не появляю тся в порту приписки. Вопрос этот на столько актуален, что давне пора перейти от дискутиро в а т ь и обсуждения к непос редственному его решению. Об этом совершенно опре деленно говорили все участ ники совещания. Но не только об ошибках и просчетах шел разговор на совещании. Были и приятные моменты. Например, те, ког да группе капитанов вручали знак «За безаварийную рабо ту».. v За успешное и добросове стное выполнение своих обя занностей вручены знаки «За 5 лет безаварийной работы» капитану БМРТ «Демянск» В. С. Ветрову и командиру БАТ «Петр Сгибнев» Б. И. Черняеву. Знак «За 10 лет безаварий ной работы» вручен капита нам А. В. Дорчи, Г. Р. Лиде ру, Г. П. Плеханову и капита- ну-наставнику ф. В. Андриано ву; знака «За 15 лет безава рийной работы» удостоены капитан БМРТ «Прионежье» И. П. Бабкин, капитан БМРТ «А. Андреев» В. Я. Коновалов, капитан БАТ «А. Торцев» А. П. Костенко, капитаны В. X. Мо- чалов, В. Д. Несмеянов и дру гие. В числе награжденных есть и бывшие капитаны тралового флота — Я. А. Гунин, А. А. Гунин, А. И. Малыгин. Стоит ли напоминать об их заслугах перед Родиной? Само имя каждого из них — живая ис тория нашей рыбной промыш ленности. Причем самые луц- шие, самые славные ее стра ницы. Участники совещания сер дечно поздравили капитанов, получивших награды за без аварийную работу, и поздрав ления эти вполне заслуженны. Ведь любая авария — это ог ромные потери средств, это масса недоловленной рыбы, это, наконец, жизни людей... Можно прямо и уверенно говорить, что ликвидация ава рийности — один из важней ших резервов повышения эф фективности работы флота. Но получается парадокс: ког да происходит авария, мы го ворим об убытках, а когда ее нет, то почему-то не считаем это прибылью. Можно понять хозяйственных руководителей, которые иногда не хотят вкладывать средства в сомни тельные, на первый взгляд, мероприятия по обеспечению безаварийного плавания и промысла. Ведь если нет по стоянной прямой угрозы, ава рии может и не быть! Зачем же вкладывать средства в безопасность мореплавания? А вот если бы убытки от аварий планировались, исходя из среднестатистических дан ных, думаю, заинтересован ность в снижении аварийнос ти была бы куда более пред метной. * Надеюсь, мои коллеги со гласятся со мной в том, что безопасность мореплавания — серьезная статья повышения эффективности использова ния промыслового флота, тре бующая определенных затрат. А раз так, значит, эти затра ты должны планироваться. Хотелось бы услышать мне ние других специалистов по данному вопросу. И. РОЗЕНБЕРГ, заместитель начальника морской инс пекции тралового флота. Н А Ч А Л О ПОЛОЖЕНО! Да-с, если вдруг потянет, автора э ти х строи на досуге запечатлеть в м ем уарах все каверзы морского бы та, то он наверняка перебьет популяр ность коллеги, незабвенного капитана В р ун геля. Причем Брунгель будет положен на ло патки не описанием ж у тк и х приклю чений, не изящ еством литературного слога — побит будет Врунгель прежде всего докум ентальностью приведен н ы х случаев. Например, сл у чаем таким . Посольно-свежьевой траулер «Красноперекопск» тралового ф ло та сн ялся с якоря в Кнль- динской салме и направился в родной порт. Какие ж е пред полагаю тся действия эки п а жа? Капитан, конечно, в руле вой рубке; ш турм ан, находив шийся на баке, должен был посмотреть и, если все благо получно, то кр и кн уть: «Якорь чист». Но что-то не сработало' в организационны х действиях судоводителей, гордо подошел «Краснопере£сшск,> к причалу, и а хн ул н£род, бывший в ви зуальной видимости тр аулер а, — на якоре ПСТ висела из- рж авленная траловая доска. Мы, стары е моряки, с недо умением смотрели на ун и кал ь ное зрелищ е, вспоминали. Да, всякое бывало, но тако го ... Т у т же возникли разноречивые м ы сли: мол, экономия м етал ла скакан ула на невиданную вы со ту. Вот, к примеру, уж е и траулер не только рыбу до бы вает, а параллельно подви зается на сборе металлолома, стал к ак бы морским аванпо стом «Вторчерм ета». Хвала рачительности? Но смолкли, р у коплескания вскоре, задум а лись мы . Ведь и чему могла бы привести та к ая «эконо мия»? Яко рь не вошел в клю з, тан к а к уперся лапами в обш ивку борта. Говоря иначе, ои бы л перевернут. Хорошо, что стояла ти х а я погода, а если качка? Ш торм? Преломила бы доска борт и... Очень даже возможна та к а я си туац ия. По прош ествии н еско льки х дней приходит, скаж ем , боль шой автономный траулер: в порт, а на якоре его висит посольно-свежьевой тр аулер «Красноперекопск». А что?! При таком внимании к элемен тарным вопросам безопасности судна возможно все. И нача ло уж е положено. Б. А РАНО ВИЧ , ветеран тралового ф ло та. 1 I М АГАЗИН ПЛАВСОСТА ВА рыбкоопа тралового флота совершенно не похож на своих многочисленных собратьев — и по своему назначению, и по организа ции работы, и даже по ме- ! сту расположения. Никако- ■ му случайному прохожему ' не придет в голову сюда за глянуть. А цифрам его то варооборота могут позавидо вать крупнейшие мурман ские гастрономы. Например, в нынешнем году составил почти 19 миллионов рублей. Только один август дал 1 \ миллион 620 тысяч рублей. Цифры не маленькие. Но зато и обслуживает этот .ка- ! газик многие тысячи лю дей, снабжая продуктами j питания экипажи судов, ! уходящие в рейс. ЧТО ЕДЯТ РЫБАКИ В основном это зависит Г" от того, что' предложат шеф- повару в магазине, что он решит взять и еще от сезо на. 2 сентября, например, здесь были сливочное масло, различные жиры, яйца, кол баса, голландский сыр, бо лее двадцати наименований различных овощных и рыб ных консервов, зеленый го рошек, балык палтуса, сме тана. Из овощей ■— свеЖне картофель, капуста, огур цы, помидоры, свекла, лук, чеснок, укроп, арбузы, яб локи. Из мясных продуктов — свинина, говядина, бара нина, куры двух сортов. Еще магазин предлагал кру пы и муку различных сор тов, пряности, чай, кофе, какао,, компоты, варенье, мед, конфеты, печенья, сгу- — о — иД— — гмin» шимми О Б Е Д В М О Р Е щенку, минеральную воду йт." д. А МНОГО ЛИ РЫБАКИ ЕДЯТ? Ну, во-первых, это, конеч но, строго индивидуальная мерка — от аппетита зави сит, от настроения, от по варского мастерства. Это ес ли индивидуально смотреть. А вообще сказать, сущест вуют специально разрабо танные документы, опреде ляющие, что и в каком ко личестве должно лакать в обеденной тарелке у нашего рыбака — человека, зани мающегося .тяжёлой физиче ской работой да еще в ус ловиях сурового климата. Вот, исходя из этих науч но обоснованных норм, мяса, например, на человека в сут ки положено в среднем 200 граммбв. Работники магази на берут эту цифру,- умножа ют ее на число люда! в экипаже и на количество су ток рейса. Согласно итого вой цифре повар и получает на складе продукты Но это касается мяса. А вот, на пример, муку, сахар, кофе, какао, специи или крупу повара могут выписывать и больше, и меньше нормы — столько, сколько они сами сочтут необходимым. Раньше, несколько лет назад, было по-иному. Поло жено, скажем, две тонны муки, столько и берут. А в рейсе все не расходуется. Остатки (и немалые бывали) портились, в конце кон цов их выбрасывали за борт. Сейчас этого нет. Но есть другое. КОМУ НУЖЕН АРБУЗ? В отделе выписки товаров назревал явный скандал. У шеф-повара с ВМРТ «Вышго- род» на скулах нервно але ли красные пятна, а у ра ботницы магазина, оформля ющей выписку продуктов, дрожали пальцы. Причиной ссоры оказались... яблоки. «Вышгороду» было выделе но в соответствии с норма ми 2100 кг. Повар согласна взять 300 кг, и не больше. А тут же в коридоре дру гого работника магазина "обрабатывает» капитан «Вышгорода» Судариков. Он отказывается от арбузов. Точнее не совсем отказы вается, а просит, чтобы их погрузили позже, перед са мым отходом. А иначе за те 10 дней, которые оста лись до него, арбузы испор тятся. Ему идут навстречу. Подобное в последние го ды случается нередко. Фрук- ' ты, бахчевые — вещь нена- . дежная, скоропортящаяся, вот. многие шеф-повара и отказываются их брать. Хо тя в то же время несколь ко раз в адрес магазина по ступали жалобы от моряков на то, что фруктов и ово щей не хватает. КОГДА В ГОРОДЕ НЕТ КАРТОШКИ... У рыбаков ,она все равно есть. Здесь делается . все, чтобы стол у моряков был обильным и разнообразным/ независимо пн от чего. Рыб- кооп тралфлота имеет свои фонды, самостоятельно ими распоряжается. Все необхо димые продуктивна судах есть. Например, не было на прилавках наших овощных магазинов в начале лета картофеля, лука. А у моря ков все это имелось. Карто фель старого урожая был почти до середины июля, а свежий закупили уже 9 июня. Галина Винторовна. Глебо ва, заместитель председате ля рыбкоопа тралового фло та, тепло н сердечно расска зывает о работниках мага зина, вместе с которыми трудится она уже многие годы. Коллектив здесь не малый — 70 человек — и крепкий. Многие работают уже по 15 и больше лет, дело свое люди знают и любят, потому и не бывает Здесь никаких ЧП. Напри мер, за 13 лет существова ния нынешнего магазина не было ни одного случая спи сания или порчи продуктов. А вот мнение тех, кого магазин обслуживает толь ко положительно охарак теризовали работу магазина шеф-повар с 20-летним ста же:.; БАТ «-Пваи СИвко» A, В. Емельяненко, шеф- повар РТ ‘«Дубоссары» B. Бородавченко, который на протяжении 12 лет выпи сывает здесь продукты. КОЕ-ЧТО О БЕЗОБРАЗИИ — Да, .самое настоящее безобраане! Мы же целый день тут толчемся, а толку нет! —- надрывался в теле фонной трубке сердитый бас. \ Безобразие заключалось в том, что, выписав и получив продукты, моряки не могли перевезти их на судно — не было машин. .Эта неувязка стала в последнее "время хронической. Теряется дра гоценное время, а к тому же нередко <•уплывают» и продукты. «Уплывают» про сто — звонят с базы • Рос- бакалеи», у которой склад ские помещения очень неве лики, и сообщают, что для рыбкоопа пришел заказан ный груз в мехсекциях, про сят приехать и забрать. А машин нет. И предназначен ные для рыбаков продукты, распределенные по фондам тралфлоту, идут в город ские магазины. Хранить их база не может. А у магазина нет машин. Тех пяти.—шести, что выде ляет автобаза ВРИО «Сев- рыба», не хватает, к тому же нередко приходят первые машины в 11 часов и даже позже; * Это главное, что сегодня омрачает работу рыбацкого магазина. II омрачает очень серьезно. А выход наг.ерня- ка найти можно. Редакция надеется, что руководители автобазы сообщат нам в ско ром времени о том, что предпринято для улучшения доставки продовольствия к причалам. Т. БОЙКОВА. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАНх 17 сентября 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz