Рыбный Мурман. 1982 г. Сентябрь.

i ................................. ............ 1 Недавно служ ба море­ плавания тралового ф лота провела совещание команд­ ного состава по вопросам аварийности на ф лоте. 1фЗ(1 БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ! i . ................ . I О БЕДАХ И ПОБЕДАХ Флотские специалисты под­ робно проанализировали при­ чины псех аварийных проис­ шествий, имевших место в нынешнем, году. Особое вни­ мание было уделено случаям недавним, разбор которых можно было провести, тек сказать, по свежим следам. 1 Так, в одном из дальних районов промысла при пло-. хой . видимости БМРТ «Орби­ та» под командованием капи­ тана Цимбалиста на сво­ бодном ходу столкнулся с одним из БМРТ производст­ венного объединения «Зепры- ба», который шел с тралом. Столкновение произошло из- за неграмотной эксплуатации радиолокационной станции старшим помощником капита­ ла «Орбиты» Ивановым. Из-за неправильной настройки схем ВАРУ на «Орбите» при сбли­ жении со встречным судном эхосигнал на экране радиоло­ кационной ' станции пропал. Однако это обстоятельство не насторожило судоводителей «Орбиты». Не дав себе труда разобраться в обстановке, они ’начали маневрирование, кото­ р о е и закончилось столкнове­ нием. Три недели спустя на рей­ де порта Мурманск при хоро­ шей видимости, свободно дрейфуя, БМРТ «Гольфстрим» навалился кормой на стоя­ щий вблизи БМРТ «Мурсмск». Причина навала — неудовлет­ ворительный контроль за тра­ улером во время стоянки на якоре, причем и на «Муром- ске», и на «Гольфстриме». Как видим, одной из основ­ ных причин названных ава­ рийных случаев явился край­ не низкий уровень организа­ ции вахтенной службы и су­ довой организации вообще, особенно в том, что касается обеспечения непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой. Прибавьте к этому сомнительную культуру судовождения, недостаточ­ ные требовательность и конт­ роль за работой судоводи­ тельского состава со стороны капитанов, и получится, что случившееся вполне законо­ мерно. Поэтому, как показывает анализ аварийных случаев, упор профилактической рабо­ ты по снижению аварийности должен быть сделан на суда, находящиеся в море. И рабо­ ту эту обязаны взять на себя капитаны-наставники, непос­ редственно общающиеся с экипажами на промысле. Воз­ можно ли это? К сож алению , наш крупный ф ло т им еет в сЕоем составе всего тр ех капитанов-кастав- ников, из которы х только од­ ного мы м ож ем использовать по назначению . А ведь р о л ь . капитанов-наставников тр у д ­ но переоценить. Они способ­ ны благотворно влиять не только на начинающих капи­ танов, но и на всех судовы х ком андиров. Они м огут стать одним из те х рычагов, кото­ рые мы ищ ем для борьбы за подъем культуры суд о вож д е­ ния. Они д а д ут возмож ность служ бе мореплавания восста­ новить свое влияние и свой контроль и на чех судах, ко­ торы е се го дн я по го ду и бо­ лее не появляю тся в порту приписки. Вопрос этот на­ столько актуален, что давне пора перейти от дискутиро­ в а т ь и обсуждения к непос­ редственному его решению. Об этом совершенно опре­ деленно говорили все участ­ ники совещания. Но не только об ошибках и просчетах шел разговор на совещании. Были и приятные моменты. Например, те, ког­ да группе капитанов вручали знак «За безаварийную рабо­ ту».. v За успешное и добросове­ стное выполнение своих обя­ занностей вручены знаки «За 5 лет безаварийной работы» капитану БМРТ «Демянск» В. С. Ветрову и командиру БАТ «Петр Сгибнев» Б. И. Черняеву. Знак «За 10 лет безаварий­ ной работы» вручен капита­ нам А. В. Дорчи, Г. Р. Лиде­ ру, Г. П. Плеханову и капита- ну-наставнику ф. В. Андриано­ ву; знака «За 15 лет безава­ рийной работы» удостоены капитан БМРТ «Прионежье» И. П. Бабкин, капитан БМРТ «А. Андреев» В. Я. Коновалов, капитан БАТ «А. Торцев» А. П. Костенко, капитаны В. X. Мо- чалов, В. Д. Несмеянов и дру­ гие. В числе награжденных есть и бывшие капитаны тралового флота — Я. А. Гунин, А. А. Гунин, А. И. Малыгин. Стоит ли напоминать об их заслугах перед Родиной? Само имя каждого из них — живая ис­ тория нашей рыбной промыш­ ленности. Причем самые луц- шие, самые славные ее стра­ ницы. Участники совещания сер­ дечно поздравили капитанов, получивших награды за без­ аварийную работу, и поздрав­ ления эти вполне заслуженны. Ведь любая авария — это ог­ ромные потери средств, это масса недоловленной рыбы, это, наконец, жизни людей... Можно прямо и уверенно говорить, что ликвидация ава­ рийности — один из важней­ ших резервов повышения эф­ фективности работы флота. Но получается парадокс: ког­ да происходит авария, мы го­ ворим об убытках, а когда ее нет, то почему-то не считаем это прибылью. Можно понять хозяйственных руководителей, которые иногда не хотят вкладывать средства в сомни­ тельные, на первый взгляд, мероприятия по обеспечению безаварийного плавания и промысла. Ведь если нет по­ стоянной прямой угрозы, ава­ рии может и не быть! Зачем же вкладывать средства в безопасность мореплавания? А вот если бы убытки от аварий планировались, исходя из среднестатистических дан­ ных, думаю, заинтересован­ ность в снижении аварийнос­ ти была бы куда более пред­ метной. * Надеюсь, мои коллеги со­ гласятся со мной в том, что безопасность мореплавания — серьезная статья повышения эффективности использова­ ния промыслового флота, тре­ бующая определенных затрат. А раз так, значит, эти затра­ ты должны планироваться. Хотелось бы услышать мне­ ние других специалистов по данному вопросу. И. РОЗЕНБЕРГ, заместитель начальника морской инс­ пекции тралового флота. Н А Ч А Л О ПОЛОЖЕНО! Да-с, если вдруг потянет, автора э ти х строи на досуге запечатлеть в м ем уарах все каверзы морского бы та, то он наверняка перебьет популяр­ ность коллеги, незабвенного капитана В р ун геля. Причем Брунгель будет положен на ло­ патки не описанием ж у тк и х приклю чений, не изящ еством литературного слога — побит будет Врунгель прежде всего докум ентальностью приведен­ н ы х случаев. Например, сл у ­ чаем таким . Посольно-свежьевой траулер «Красноперекопск» тралового ф ло та сн ялся с якоря в Кнль- динской салме и направился в родной порт. Какие ж е пред­ полагаю тся действия эки п а­ жа? Капитан, конечно, в руле­ вой рубке; ш турм ан, находив­ шийся на баке, должен был посмотреть и, если все благо­ получно, то кр и кн уть: «Якорь чист». Но что-то не сработало' в организационны х действиях судоводителей, гордо подошел «Краснопере£сшск,> к причалу, и а хн ул н£род, бывший в ви­ зуальной видимости тр аулер а, — на якоре ПСТ висела из- рж авленная траловая доска. Мы, стары е моряки, с недо­ умением смотрели на ун и кал ь­ ное зрелищ е, вспоминали. Да, всякое бывало, но тако го ... Т у т же возникли разноречивые м ы сли: мол, экономия м етал­ ла скакан ула на невиданную вы со ту. Вот, к примеру, уж е и траулер не только рыбу до­ бы вает, а параллельно подви­ зается на сборе металлолома, стал к ак бы морским аванпо­ стом «Вторчерм ета». Хвала рачительности? Но смолкли, р у­ коплескания вскоре, задум а­ лись мы . Ведь и чему могла бы привести та к ая «эконо­ мия»? Яко рь не вошел в клю з, тан к а к уперся лапами в обш ивку борта. Говоря иначе, ои бы л перевернут. Хорошо, что стояла ти х а я погода, а если качка? Ш торм? Преломила бы доска борт и... Очень даже возможна та к а я си туац ия. По прош ествии н еско льки х дней приходит, скаж ем , боль­ шой автономный траулер: в порт, а на якоре его висит посольно-свежьевой тр аулер «Красноперекопск». А что?! При таком внимании к элемен­ тарным вопросам безопасности судна возможно все. И нача­ ло уж е положено. Б. А РАНО ВИЧ , ветеран тралового ф ло та. 1 I М АГАЗИН ПЛАВСОСТА­ ВА рыбкоопа тралового флота совершенно не похож на своих многочисленных собратьев — и по своему назначению, и по организа­ ции работы, и даже по ме- ! сту расположения. Никако- ■ му случайному прохожему ' не придет в голову сюда за­ глянуть. А цифрам его то­ варооборота могут позавидо­ вать крупнейшие мурман­ ские гастрономы. Например, в нынешнем году составил почти 19 миллионов рублей. Только один август дал 1 \ миллион 620 тысяч рублей. Цифры не маленькие. Но зато и обслуживает этот .ка- ! газик многие тысячи лю­ дей, снабжая продуктами j питания экипажи судов, ! уходящие в рейс. ЧТО ЕДЯТ РЫБАКИ В основном это зависит Г" от того, что' предложат шеф- повару в магазине, что он решит взять и еще от сезо­ на. 2 сентября, например, здесь были сливочное масло, различные жиры, яйца, кол­ баса, голландский сыр, бо­ лее двадцати наименований различных овощных и рыб­ ных консервов, зеленый го­ рошек, балык палтуса, сме­ тана. Из овощей ■— свеЖне картофель, капуста, огур­ цы, помидоры, свекла, лук, чеснок, укроп, арбузы, яб­ локи. Из мясных продуктов — свинина, говядина, бара­ нина, куры двух сортов. Еще магазин предлагал кру­ пы и муку различных сор­ тов, пряности, чай, кофе, какао,, компоты, варенье, мед, конфеты, печенья, сгу- — о — иД— — гмin» шимми О Б Е Д В М О Р Е щенку, минеральную воду йт." д. А МНОГО ЛИ РЫБАКИ ЕДЯТ? Ну, во-первых, это, конеч­ но, строго индивидуальная мерка — от аппетита зави­ сит, от настроения, от по­ варского мастерства. Это ес­ ли индивидуально смотреть. А вообще сказать, сущест­ вуют специально разрабо­ танные документы, опреде­ ляющие, что и в каком ко­ личестве должно лакать в обеденной тарелке у нашего рыбака — человека, зани­ мающегося .тяжёлой физиче­ ской работой да еще в ус­ ловиях сурового климата. Вот, исходя из этих науч­ но обоснованных норм, мяса, например, на человека в сут­ ки положено в среднем 200 граммбв. Работники магази­ на берут эту цифру,- умножа­ ют ее на число люда! в экипаже и на количество су­ ток рейса. Согласно итого­ вой цифре повар и получает на складе продукты Но это касается мяса. А вот, на­ пример, муку, сахар, кофе, какао, специи или крупу повара могут выписывать и больше, и меньше нормы — столько, сколько они сами сочтут необходимым. Раньше, несколько лет назад, было по-иному. Поло­ жено, скажем, две тонны муки, столько и берут. А в рейсе все не расходуется. Остатки (и немалые бывали) портились, в конце кон­ цов их выбрасывали за борт. Сейчас этого нет. Но есть другое. КОМУ НУЖЕН АРБУЗ? В отделе выписки товаров назревал явный скандал. У шеф-повара с ВМРТ «Вышго- род» на скулах нервно але­ ли красные пятна, а у ра­ ботницы магазина, оформля­ ющей выписку продуктов, дрожали пальцы. Причиной ссоры оказались... яблоки. «Вышгороду» было выделе­ но в соответствии с норма­ ми 2100 кг. Повар согласна взять 300 кг, и не больше. А тут же в коридоре дру­ гого работника магазина "обрабатывает» капитан «Вышгорода» Судариков. Он отказывается от арбузов. Точнее не совсем отказы­ вается, а просит, чтобы их погрузили позже, перед са­ мым отходом. А иначе за те 10 дней, которые оста­ лись до него, арбузы испор­ тятся. Ему идут навстречу. Подобное в последние го­ ды случается нередко. Фрук- ' ты, бахчевые — вещь нена- . дежная, скоропортящаяся, вот. многие шеф-повара и отказываются их брать. Хо­ тя в то же время несколь­ ко раз в адрес магазина по­ ступали жалобы от моряков на то, что фруктов и ово­ щей не хватает. КОГДА В ГОРОДЕ НЕТ КАРТОШКИ... У рыбаков ,она все равно есть. Здесь делается . все, чтобы стол у моряков был обильным и разнообразным/ независимо пн от чего. Рыб- кооп тралфлота имеет свои фонды, самостоятельно ими распоряжается. Все необхо­ димые продуктивна судах есть. Например, не было на прилавках наших овощных магазинов в начале лета картофеля, лука. А у моря­ ков все это имелось. Карто­ фель старого урожая был почти до середины июля, а свежий закупили уже 9 июня. Галина Винторовна. Глебо­ ва, заместитель председате­ ля рыбкоопа тралового фло­ та, тепло н сердечно расска­ зывает о работниках мага­ зина, вместе с которыми трудится она уже многие годы. Коллектив здесь не­ малый — 70 человек — и крепкий. Многие работают уже по 15 и больше лет, дело свое люди знают и любят, потому и не бывает Здесь никаких ЧП. Напри­ мер, за 13 лет существова­ ния нынешнего магазина не было ни одного случая спи­ сания или порчи продуктов. А вот мнение тех, кого магазин обслуживает толь­ ко положительно охарак­ теризовали работу магазина шеф-повар с 20-летним ста­ же:.; БАТ «-Пваи СИвко» A, В. Емельяненко, шеф- повар РТ ‘«Дубоссары» B. Бородавченко, который на протяжении 12 лет выпи­ сывает здесь продукты. КОЕ-ЧТО О БЕЗОБРАЗИИ — Да, .самое настоящее безобраане! Мы же целый день тут толчемся, а толку нет! —- надрывался в теле­ фонной трубке сердитый бас. \ Безобразие заключалось в том, что, выписав и получив продукты, моряки не могли перевезти их на судно — не было машин. .Эта неувязка стала в последнее "время хронической. Теряется дра­ гоценное время, а к тому же нередко <•уплывают» и продукты. «Уплывают» про­ сто — звонят с базы • Рос- бакалеи», у которой склад­ ские помещения очень неве­ лики, и сообщают, что для рыбкоопа пришел заказан­ ный груз в мехсекциях, про­ сят приехать и забрать. А машин нет. И предназначен­ ные для рыбаков продукты, распределенные по фондам тралфлоту, идут в город­ ские магазины. Хранить их база не может. А у магазина нет машин. Тех пяти.—шести, что выде­ ляет автобаза ВРИО «Сев- рыба», не хватает, к тому же нередко приходят первые машины в 11 часов и даже позже; * Это главное, что сегодня омрачает работу рыбацкого магазина. II омрачает очень серьезно. А выход наг.ерня- ка найти можно. Редакция надеется, что руководители автобазы сообщат нам в ско­ ром времени о том, что предпринято для улучшения доставки продовольствия к причалам. Т. БОЙКОВА. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАНх 17 сентября 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz