Рыбный Мурман. 1982 г. Сентябрь.
До войны небольшая стан ция Пола, получившая на звание от неширокой речуш ки, протекающей здесь же, в тридцати километрах от Старой Руссы, была район ным центром. Походила Пола скорее на большую деревню: каменных домов было несколько, а так — преобладали неказис тые деревянные строения. Жители занимались больше огородами, держали коз, овец и коеЛто — коровуш ку. Был еще на станции По ла дом инвалидов, где под присмотром врачей и сестер содержались на государствен, ном обеспечении старики и старушки. В общем, жизнь на этой небольшой станции шла сво им размеренным и нехитрым чередом. ЮНОСТЬ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ Взбудоражило спокойный хо д собы тий в Поле о б ъявле ние о начале Великой О теч е ственной войны. Все ср азу к у да-то заторопились, все опро кинулось вверх дном . Но че р ез н есколько дней, после от правки в войска призывников, лю ди успокоились и, решив, что немцы до Полы никогда не д о й д ут, . снова занялись своими огородам и, козами, курам и, коровуш кам и. Но проходили недели, и все тревожнее становилось на станции. На фронт шли эшело ны с войсками, а в сторону Новгорода один за другим следовали составы санитарных вагонов. Мальчишки, а с ними и Василий Ягодников, встреча ли почти каждый эшелон с ранеными. Они носили варе ную картошку, яйца, хлеб, мо локо. Санитары с благодар ностью принимали эти драго ценные подарки. — Слушай, Вась, — сказал однажды Борька Ефимов, — мы уже мужики, нам по шест надцать, айда в военкомат проситься на фронт. Предложение было принято сразу, тем более что сам фронт уже давал о себе знать. Однако попытка Василия Ягодникова и Бориса Ефимова оказалась неудачной. Военком их даже слушать не захотел. И дело скорее всего было не в годах, а в их росте. Оба вы глядели шпингалетами, и ни какие метрики не помогли... Фашистские войска появи лись на станции совсем не от туда, откуда их ждали. Они пришли не с запада, а с севе ро-востока. В окружении ока зались и саперные батальоны, и добровольцы, строившие обо ронительные рубежи, и эшелон с ранеными. и два эшело на с боеприпасами. Жители Полы бросились в лес... Когда Василий и Борис при бежали с речки к огородам, на станции хозяйничали нем цы. Сама Пола горела, по ул и цам в уж асе носились подго няемые мотоциклистами соба ки, козы и коровы. Со сторо ны железнодорожной станции доносился треск автом атны х очередей, и над всем этим по небу метались багровые язы ки пламени, утопавш ие в ж ирны х клуб ах едкого дыма. Ягодников и Ефимов вдоль огородов решили пробраться к дому инвалидов, где работал отец В асилия. Но и туда они не попали. Во дворе дома уже стояли две о ткр ы ты е грузовы е м аш ины , и немецкие солдаты заталкивали в н их те х, кто был способен передвигаться, и про сто, словно ненуж ны й хлам , забрасы вали в кузова парали зованны х и безногих. Картина была уж асной. Еще уж аснее она стала, когда фа ш и стски е солдаты устал и во зиться со стари кам и. Они за били двумя досками двери до ма, принесли канистры с бен зином и вылили его в нижние окна. Потом вспы хнуло пламя, а солдаты , отойдя метров на двадцать, спонойно раскурили си гар е ты ... — Никогда не забуду того ужаса, какой я пережил тогда, — говорил Василий Иванович Ягодников, когда мы с ним сидели в диспетчерской тран спортно-складской конторы ВРПО «Севрыба». — Всю жизнь после этого пытаюсь понять, зачем они так издева лись над людьми. Ш есть м е сяц е в—си дели нем цы в Поле, а ко гда в январе со рок второго наши войска выбили их со станции, мы вы шли из леса. Я все ждал и не мог. до ждаться, когда меня призовут в армию. Отец ушел сразу же с наступавшими частями и до шел до Берлина. Я тоже ждал встречи с немцами, но так ее и не дождался. Призвали меня в армию в 1943 году, но эшелон с ново- бранцалли сразу пошел на вос ток... Василий Иванович Ягодни ков служил в армии с сорок третьего по пятьдесят пер вый, а затем приехал в Мур манск. Ходил в море матро сом на рыболовных судах тра лового флота, "был консерв ным мастером и рыбмасте- ром. Одним словом, отдал мо рю двадцать лет жизни, а сей час трудится а ТСК ВРПО «Сев- рыба» рабочим. Это очень добрый и отзывчивый чело век. У него очень много по ощрений за добросовестный труд. Два года он на пенсии, вырастил двоих сыновей, ка залось бы, можно и отдох нуть, а не хочет. Скучно, го ворит, дома, а так все с людь ми и на людях. 8. ЯБЛОНОВСКИЙ, мастер ТСК ВРПО «Севрыба». ЯЛ СНИМКЕ: В. И. Ягод ников. Фото автора. Поем выступления «Рыбного Мурмана» «СПАСАТЕЛИ» В материале под таким заголовком («РМ» № 26, 1982 г.) шла речь о фактах переброски проштрафившихся руководителей из одного ответственного кресла в другое, об атмосфере безнаказанности для различного рода махинато ров, рвачей в отдельных коллективах, предприятиях и ор ганизациях. Сегодня мы публикуем официальные ответы на крити ческое выступление газеты. Ленинский райком КПСС сообщает, что бывший глав ный инженер Мурманского мясокомбината С. И. Кац, будучи беспартийным, к пар тийной ответственности за злоупотребление служебным положением не привлекался. Приказом по областному объединению мясной и мо лочной промышленности С. И. Кац освобожден от должности главного инжене ра мясокомбината за хище ние мясопродуктов. В. ОБРАЗЦОВ, секре тарь Ленинского райкома КПСС г. Мурманска. ★ ★ * Партийный комитет горпи- щеторга рассмотрел на сво ем заседании статью «Спа сатели», опубликованную в еженедельнике «Рыбный Мурман». Бывшему директо ру магазина № 42 члену КПСС Л. Н. Черновол за нарушение правил торговли.' припрятывание дефицитных продуктов объявлен выговор с занесением в учетную кар точку. Директору горпищеторга члену КПСС П. С. Пехову указано на недостатки в под боре и расстановке руково дящих кадров, ему предло жено усилить контроль за работой подведомственных предприятий. В сентябре этого года на заседании бюро райкома КПСС будет заслушан во прос о работе партийной ор ганизации и дирекции горпи щеторга по дальнейшему развитию торговли и торго вому обслуживанию населе ния г. Мурманска. Редакции еженедельника будет дан до полнительный ответ. В. САЛФЕТНИКОВ, се кретарь Октябрьского райкома КПСС г. Мур манска. * * * Кировский горком КПСС рассмотрел вопросы, подня тые в статье. Проведены со беседования с руководителя ми и рабочими Апатитского участка Мурманского мон тажного управления треста «Центросантехмонтаж». Фак Эксплуатационные показа-. тели ; судов закладываются задолго до постройки, еще при их проектировании. От того, насколько удачно будут подобраны силовая установ ка, холодильное и электро оборудование, промысловый комплекс и другая «начин ка», зависит вся дальнейшая хозяйственная деятельность судна. Возьмем для примера су да типа «Алтай» проекта 1376 постройки завода «Оке ан» (г. Николаев). На них, как известно, установлены дизели Пензенского завода. Ко времени разработки су дов названного проекта та кие дизели были установле ны на китобойных судах в Одессе и в Калининграде, а также на транспортных реф рижераторах типа «Таврия». И уже тогда было известно, что дизели этой марки (6Д50М) чувствуют себя, не лучшим образом на морском флоте, хотя на китобойцах, скажем, были установлены генераторы постоянного то ка, позволяющие выбирать наиболее выгодный, щадя щий режим работы дизелей. Согласно разработанной технологической документа ции, двигатели эти устанав ливались на регулируемых сферических клиньях, " кото: рые не выдерживали удель ных нагрузок, а в совокуп ности с повышенной вибра цией и слабым судовым фун даментом требовали замены уже после отработки четы рех—пяти тысяч часов, при мерно через год с начала эксплуатации. Правда, справедливости ради нужно сказать, что уже со 132-го заказа двигатели стали монтировать на без- усадную пластмассу. Но сколько стоило трудов, нер вов и времени, чтобы дока зать необходимость этого ша га и добиться перемонтажа главных двигателей на уже построенных судах. . Флот- ■ ским да и береговым спе циалистам пришлось, как го ворится. на полном ходу изу чать и осваивать специаль ность судостроителя: ведь они должны были вместе с ОТРС заводов принимать дви гатели после передемонтажа. Однако недостатки у этих двигателей очень живучи — есть они и теперь. Преж де всего это рамовые и мо- тылевые подшипники, а точ нее вкладыши. Дело в том, что двигатели эти в массо вом порядке выпускали для нужд Министерства путей со общения. И вот, чтобы сни зить стоимость вкладышей, антифрикционный металл был заменен на металл бо лее дешевой марки. Желез- нодорожники «подмены» практически не заметили, по скольку .у них есть возмож ность эксплуатировать маши ны «строго по инструкции». На .морском же судне всег да есть вероятность образо вания конденсата, который, попадая в масло, пагубно влияет на состояние поверх ности белого металла. Неред ко приходилось наблюдать темные пятна с «высыпани ем» участков заливки на подшипниках при условии хорошего контакта с шейка ми коленвала. Более того, вкладыши ЗИПа. законсер вированные смазкой. через некоторое время ' приходили в негодность. ОДИН НА ОДИН Все было: проворачивание рамовых вкладышей со все ми вытекающими последст виями, обрыв маслоподводя щих трубок, цилиндровых втулок. ' рабочих поршней, разрушение блоков, поломка ты угроз со стороны бывше го прораба этого управления в адрес члена постройкома Ю. С. Рыжикова подтверди лись. о чем поставлены в из вестность органы внутрен них дел.' Горком КПСС указал ру ководству Апатитского уча стка Мурманского монтажно го управления треста «Цент росантехмонтаж» на необхо димость более требователь ного подхода к решению во просов расстановки кадров. В связи с тем, что началь ник управления Машкин и его заместитель Васильев не стоят на учете в Кировской городской партийной органи зации. влияние на их дейст вия со стороны горкома за труднено: управление, к ко торому относился в то вре мя Апатитский монтажный участок, находится в г. Мур манске. П. ЯКИМОВ, секретарь Кноовского говкома КПСС. ОТ РЕДАКЦИИ. Прошло свыше двух месяцев после публикации статьи «Спаса тели». Однако редакция до сих пор не получила ответ на критику от руководителей облрыболовпотребсоюза. где во многом способствовали уводу от наказания бывшего директора магазина «Полюс» рыбкоопа треста «Мурмаис.к- жилстрой» В. Ф. Сажииа. Несмотря на допускаемые им грубые нарушения совет ской торговли, этот горе- работник вновь и вновь ока зывался в руководящем кре сле. Напомним, что в материа ле «Спасатели» особо под черкнвалось, что «подобная безнаказанность подрывает у людей веру в справедли вость. А это совершенно не допустимо». Хотелось бы знать, ка кие уроки и выводы извлек ли из этой истории в облры- боловпотребсоюзе. какую оценку дали здесь действиям «спасателей». коленчатых валов. И все-та- ки, несмотря на такой букет недостатков, па многих судах главные двигатели отработа ли но 40—49 тысяч часов с .,’ момента постройки, при ре сурсе до капремонта 30 ты- . сяч. Это говорит о том, что судовые и береговые специа листы потрудились немало. Уместно задать вопрос: ка-, кую помощь эксплуатацией-. никам оказывали проектан ты, строители судов и дизе лей? Ответ самый простой: никакую. Уже в процессе по стройки и приемки судов встречались хронические изъяны дизелей, устройств и оборудования, была напи сана масса рекламаций. Ре зультат этой бумажной воло киты — нулевой. Когда же была построена вся серия,, «Алтаев», их теоретически»^ создатели и строители через год забыли о том, что ими дана жизнь многим судам. Судостроители перешли на другую серию судов. Нам не раз приходилось слушать: «Мы тут ни при чем, мы только монтируем оборудова ние». А мы при чем? Ну чем хуже других (рабочих-судо- строителей) наши моряки?; Тем не менее частые отка- !Де*<- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Ю сентября 1982 г*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz