Рыбный Мурман. 1982 г. Сентябрь.

До войны небольшая стан­ ция Пола, получившая на­ звание от неширокой речуш­ ки, протекающей здесь же, в тридцати километрах от Старой Руссы, была район­ ным центром. Походила Пола скорее на большую деревню: каменных домов было несколько, а так — преобладали неказис­ тые деревянные строения. Жители занимались больше огородами, держали коз, овец и коеЛто — коровуш­ ку. Был еще на станции По­ ла дом инвалидов, где под присмотром врачей и сестер содержались на государствен, ном обеспечении старики и старушки. В общем, жизнь на этой небольшой станции шла сво им размеренным и нехитрым чередом. ЮНОСТЬ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ Взбудоражило спокойный хо д собы тий в Поле о б ъявле­ ние о начале Великой О теч е ­ ственной войны. Все ср азу к у ­ да-то заторопились, все опро­ кинулось вверх дном . Но че­ р ез н есколько дней, после от­ правки в войска призывников, лю ди успокоились и, решив, что немцы до Полы никогда не д о й д ут, . снова занялись своими огородам и, козами, курам и, коровуш кам и. Но проходили недели, и все тревожнее становилось на станции. На фронт шли эшело­ ны с войсками, а в сторону Новгорода один за другим следовали составы санитарных вагонов. Мальчишки, а с ними и Василий Ягодников, встреча­ ли почти каждый эшелон с ранеными. Они носили варе­ ную картошку, яйца, хлеб, мо­ локо. Санитары с благодар­ ностью принимали эти драго­ ценные подарки. — Слушай, Вась, — сказал однажды Борька Ефимов, — мы уже мужики, нам по шест­ надцать, айда в военкомат проситься на фронт. Предложение было принято сразу, тем более что сам фронт уже давал о себе знать. Однако попытка Василия Ягодникова и Бориса Ефимова оказалась неудачной. Военком их даже слушать не захотел. И дело скорее всего было не в годах, а в их росте. Оба вы­ глядели шпингалетами, и ни­ какие метрики не помогли... Фашистские войска появи­ лись на станции совсем не от­ туда, откуда их ждали. Они пришли не с запада, а с севе­ ро-востока. В окружении ока­ зались и саперные батальоны, и добровольцы, строившие обо­ ронительные рубежи, и эшелон с ранеными. и два эшело­ на с боеприпасами. Жители Полы бросились в лес... Когда Василий и Борис при­ бежали с речки к огородам, на станции хозяйничали нем­ цы. Сама Пола горела, по ул и ­ цам в уж асе носились подго­ няемые мотоциклистами соба­ ки, козы и коровы. Со сторо­ ны железнодорожной станции доносился треск автом атны х очередей, и над всем этим по небу метались багровые язы ки пламени, утопавш ие в ж ирны х клуб ах едкого дыма. Ягодников и Ефимов вдоль огородов решили пробраться к дому инвалидов, где работал отец В асилия. Но и туда они не попали. Во дворе дома уже стояли две о ткр ы ты е грузовы е м аш ины , и немецкие солдаты заталкивали в н их те х, кто был способен передвигаться, и про­ сто, словно ненуж ны й хлам , забрасы вали в кузова парали­ зованны х и безногих. Картина была уж асной. Еще уж аснее она стала, когда фа­ ш и стски е солдаты устал и во­ зиться со стари кам и. Они за­ били двумя досками двери до­ ма, принесли канистры с бен­ зином и вылили его в нижние окна. Потом вспы хнуло пламя, а солдаты , отойдя метров на двадцать, спонойно раскурили си гар е ты ... — Никогда не забуду того ужаса, какой я пережил тогда, — говорил Василий Иванович Ягодников, когда мы с ним сидели в диспетчерской тран­ спортно-складской конторы ВРПО «Севрыба». — Всю жизнь после этого пытаюсь понять, зачем они так издева­ лись над людьми. Ш есть м е сяц е в—си дели нем ­ цы в Поле, а ко гда в январе со рок второго наши войска выбили их со станции, мы вы­ шли из леса. Я все ждал и не мог. до­ ждаться, когда меня призовут в армию. Отец ушел сразу же с наступавшими частями и до­ шел до Берлина. Я тоже ждал встречи с немцами, но так ее и не дождался. Призвали меня в армию в 1943 году, но эшелон с ново- бранцалли сразу пошел на вос­ ток... Василий Иванович Ягодни­ ков служил в армии с сорок третьего по пятьдесят пер­ вый, а затем приехал в Мур­ манск. Ходил в море матро­ сом на рыболовных судах тра­ лового флота, "был консерв­ ным мастером и рыбмасте- ром. Одним словом, отдал мо­ рю двадцать лет жизни, а сей­ час трудится а ТСК ВРПО «Сев- рыба» рабочим. Это очень добрый и отзывчивый чело­ век. У него очень много по­ ощрений за добросовестный труд. Два года он на пенсии, вырастил двоих сыновей, ка­ залось бы, можно и отдох­ нуть, а не хочет. Скучно, го­ ворит, дома, а так все с людь­ ми и на людях. 8. ЯБЛОНОВСКИЙ, мастер ТСК ВРПО «Севрыба». ЯЛ СНИМКЕ: В. И. Ягод­ ников. Фото автора. Поем выступления «Рыбного Мурмана» «СПАСАТЕЛИ» В материале под таким заголовком («РМ» № 26, 1982 г.) шла речь о фактах переброски проштрафившихся руководителей из одного ответственного кресла в другое, об атмосфере безнаказанности для различного рода махинато­ ров, рвачей в отдельных коллективах, предприятиях и ор­ ганизациях. Сегодня мы публикуем официальные ответы на крити­ ческое выступление газеты. Ленинский райком КПСС сообщает, что бывший глав­ ный инженер Мурманского мясокомбината С. И. Кац, будучи беспартийным, к пар­ тийной ответственности за злоупотребление служебным положением не привлекался. Приказом по областному объединению мясной и мо­ лочной промышленности С. И. Кац освобожден от должности главного инжене­ ра мясокомбината за хище­ ние мясопродуктов. В. ОБРАЗЦОВ, секре тарь Ленинского райкома КПСС г. Мурманска. ★ ★ * Партийный комитет горпи- щеторга рассмотрел на сво­ ем заседании статью «Спа­ сатели», опубликованную в еженедельнике «Рыбный Мурман». Бывшему директо­ ру магазина № 42 члену КПСС Л. Н. Черновол за нарушение правил торговли.' припрятывание дефицитных продуктов объявлен выговор с занесением в учетную кар­ точку. Директору горпищеторга члену КПСС П. С. Пехову указано на недостатки в под­ боре и расстановке руково­ дящих кадров, ему предло­ жено усилить контроль за работой подведомственных предприятий. В сентябре этого года на заседании бюро райкома КПСС будет заслушан во­ прос о работе партийной ор­ ганизации и дирекции горпи­ щеторга по дальнейшему развитию торговли и торго­ вому обслуживанию населе­ ния г. Мурманска. Редакции еженедельника будет дан до­ полнительный ответ. В. САЛФЕТНИКОВ, се кретарь Октябрьского райкома КПСС г. Мур­ манска. * * * Кировский горком КПСС рассмотрел вопросы, подня­ тые в статье. Проведены со­ беседования с руководителя­ ми и рабочими Апатитского участка Мурманского мон­ тажного управления треста «Центросантехмонтаж». Фак­ Эксплуатационные показа-. тели ; судов закладываются задолго до постройки, еще при их проектировании. От того, насколько удачно будут подобраны силовая установ­ ка, холодильное и электро­ оборудование, промысловый комплекс и другая «начин­ ка», зависит вся дальнейшая хозяйственная деятельность судна. Возьмем для примера су­ да типа «Алтай» проекта 1376 постройки завода «Оке­ ан» (г. Николаев). На них, как известно, установлены дизели Пензенского завода. Ко времени разработки су­ дов названного проекта та­ кие дизели были установле­ ны на китобойных судах в Одессе и в Калининграде, а также на транспортных реф­ рижераторах типа «Таврия». И уже тогда было известно, что дизели этой марки (6Д50М) чувствуют себя, не лучшим образом на морском флоте, хотя на китобойцах, скажем, были установлены генераторы постоянного то­ ка, позволяющие выбирать наиболее выгодный, щадя­ щий режим работы дизелей. Согласно разработанной технологической документа­ ции, двигатели эти устанав­ ливались на регулируемых сферических клиньях, " кото: рые не выдерживали удель­ ных нагрузок, а в совокуп­ ности с повышенной вибра­ цией и слабым судовым фун­ даментом требовали замены уже после отработки четы­ рех—пяти тысяч часов, при­ мерно через год с начала эксплуатации. Правда, справедливости ради нужно сказать, что уже со 132-го заказа двигатели стали монтировать на без- усадную пластмассу. Но сколько стоило трудов, нер­ вов и времени, чтобы дока­ зать необходимость этого ша­ га и добиться перемонтажа главных двигателей на уже построенных судах. . Флот- ■ ским да и береговым спе­ циалистам пришлось, как го­ ворится. на полном ходу изу­ чать и осваивать специаль­ ность судостроителя: ведь они должны были вместе с ОТРС заводов принимать дви­ гатели после передемонтажа. Однако недостатки у этих двигателей очень живучи — есть они и теперь. Преж­ де всего это рамовые и мо- тылевые подшипники, а точ­ нее вкладыши. Дело в том, что двигатели эти в массо­ вом порядке выпускали для нужд Министерства путей со­ общения. И вот, чтобы сни­ зить стоимость вкладышей, антифрикционный металл был заменен на металл бо­ лее дешевой марки. Желез- нодорожники «подмены» практически не заметили, по­ скольку .у них есть возмож­ ность эксплуатировать маши­ ны «строго по инструкции». На .морском же судне всег­ да есть вероятность образо­ вания конденсата, который, попадая в масло, пагубно влияет на состояние поверх­ ности белого металла. Неред­ ко приходилось наблюдать темные пятна с «высыпани­ ем» участков заливки на подшипниках при условии хорошего контакта с шейка­ ми коленвала. Более того, вкладыши ЗИПа. законсер­ вированные смазкой. через некоторое время ' приходили в негодность. ОДИН НА ОДИН Все было: проворачивание рамовых вкладышей со все­ ми вытекающими последст­ виями, обрыв маслоподводя­ щих трубок, цилиндровых втулок. ' рабочих поршней, разрушение блоков, поломка ты угроз со стороны бывше­ го прораба этого управления в адрес члена постройкома Ю. С. Рыжикова подтверди­ лись. о чем поставлены в из­ вестность органы внутрен­ них дел.' Горком КПСС указал ру ководству Апатитского уча­ стка Мурманского монтажно­ го управления треста «Цент­ росантехмонтаж» на необхо­ димость более требователь­ ного подхода к решению во­ просов расстановки кадров. В связи с тем, что началь­ ник управления Машкин и его заместитель Васильев не стоят на учете в Кировской городской партийной органи­ зации. влияние на их дейст­ вия со стороны горкома за­ труднено: управление, к ко­ торому относился в то вре­ мя Апатитский монтажный участок, находится в г. Мур­ манске. П. ЯКИМОВ, секретарь Кноовского говкома КПСС. ОТ РЕДАКЦИИ. Прошло свыше двух месяцев после публикации статьи «Спаса­ тели». Однако редакция до сих пор не получила ответ на критику от руководителей облрыболовпотребсоюза. где во многом способствовали уводу от наказания бывшего директора магазина «Полюс» рыбкоопа треста «Мурмаис.к- жилстрой» В. Ф. Сажииа. Несмотря на допускаемые им грубые нарушения совет ской торговли, этот горе- работник вновь и вновь ока­ зывался в руководящем кре­ сле. Напомним, что в материа­ ле «Спасатели» особо под черкнвалось, что «подобная безнаказанность подрывает у людей веру в справедли­ вость. А это совершенно не­ допустимо». Хотелось бы знать, ка кие уроки и выводы извлек­ ли из этой истории в облры- боловпотребсоюзе. какую оценку дали здесь действиям «спасателей». коленчатых валов. И все-та- ки, несмотря на такой букет недостатков, па многих судах главные двигатели отработа­ ли но 40—49 тысяч часов с .,’ момента постройки, при ре­ сурсе до капремонта 30 ты- . сяч. Это говорит о том, что судовые и береговые специа­ листы потрудились немало. Уместно задать вопрос: ка-, кую помощь эксплуатацией-. никам оказывали проектан­ ты, строители судов и дизе­ лей? Ответ самый простой: никакую. Уже в процессе по­ стройки и приемки судов встречались хронические изъяны дизелей, устройств и оборудования, была напи­ сана масса рекламаций. Ре­ зультат этой бумажной воло­ киты — нулевой. Когда же была построена вся серия,, «Алтаев», их теоретически»^ создатели и строители через год забыли о том, что ими дана жизнь многим судам. Судостроители перешли на другую серию судов. Нам не раз приходилось слушать: «Мы тут ни при чем, мы только монтируем оборудова­ ние». А мы при чем? Ну чем хуже других (рабочих-судо- строителей) наши моряки?; Тем не менее частые отка- !Де*<- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Ю сентября 1982 г*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz