Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.
ХРОНИКА ПОДВИГА Ноябрь, 1942 год 1 ноября. Сталинград. Это слово сорок лет назад было у всех на устах: на Волге шли жестокие бои. Накануне, 31 октября, наши войска нанесли контрудар — первый после многих критических недель. Созинформбюро 1 ноября со общило: «На другом участке наши части вели активные бое вые действия и несколько продвинулись вперед». Таких новостей из Сталинграда очень ждали — их не было продолжительное время. 4 НОЯБРЯ. Героичесний под в иг со ве р ш и л э к и п а ж те п л о х о да « Д е каб рист» М у р м а н с ко го м о р ско го пароходства. Т о р п е д и р о ва н н ы й в районе остро ва Н адеж ды ф а ш и с тс ки м и п и р а та ми, он ш е сть часов д ерж ался на пл ав у: э к и п а ж боролся за спа се ние судна. Д евятнад цать м о р я ко в д обрались до острова Н адеж ды . О ни п р о ж и л и здесь две зи м ы , но бы ли в зя ты а плен ги тл е р о вц а м и . В ж и в ы х после вой ны осталось трое: к а пита н С. П. Беляев, судовой м е д и к Н. Н аталич и м атрос ». И. Бородин. 6 НОЯБРЯ. На Западном ф ронте гвар д е й ско й та н ко в о й части передана та н ко в а я к о лонна «С оветский п о л я р н и к» , по стро е нна я на средства п о л я р н и ко в Д и ксо н а , о стровов В р а н геля и Новая Земля, м ы са Ч е л ю с ки н а . э ки п а ж е й ледоноло*. т р у ж е н и ко в портов и пред п р и я т и й Севера. 7 ноября. Передан по ра дио и опубликован а печати приказ Наркома обороны, по священный 25-й годовщине Великой Октябрьской социали стической резолюции. В нем, в частности, говорилось: «Зраг уже йспытал однажды силу ударов Красной Армии под Ростовом, под Москвой, под Тихвином. Недалек тот день, когда враг узнает силу нового удара Красной Армии. Будет и на нашей улице пра здник!» Последняя фраза ста ла как бы символом, зозущим к победе. В Сталинграде сра жались морские пехотинцы Северного флота; завоевания Великого О ктября и на край нем правом фланге Великой Отечественной войны упорно отстаивали воины армии и флота. 10 ноября. Знамена Госу- дарственного Комитета О боро ны присуждены за октябрь 1942 тода железнодорожникам станции М урманск и М урман ской дистанции сигнализации и связи Кировской железной дороги. 11 НОЯБРЯ. В «П олярной правде» о п у б л и ко в а н а статья Ильи О ренбурга «М ур м а н ск» , а ко то р о й в ы со ко оценивается п о д ви г за щ и т н и ко в С ове тско го Заполярья, 19 ноября. Под Сталингра дом началось контрнаступле ние советских войск, стазшее коренным переломом в ходе войны. В этом сражении боль шую роль сыграли созетские артиллерийские части. С 1942 года этот день стал отмечать ся как праздник советских артиллеристов, а затем и ра кетчиков. 20 НОЯБРЯ. По и н и ц и а ти ве ко л л е кти в а судоверф и в облас ти начался ф ронтовой ста ха-, н о в с ки й м е ся ч н и к пом ощ и С та л и н гр а д у. * * * П огиб эс ка д р е н н ы й м и н о н о сец « С о кр у ш и те л ь н ы й » . Не с ко л ь ко дней длилась борьба за его спасение. Удалось снять с ги б н у щ е го эсм и н ц а 190 чле нов э ки п а ж а . До ко н ц а в ы п о лни ли свой долг о ставш иеся на « С о круш ител ьно м » ко м а н дир БЧ-3 с та р ш и й ле йте на нт Г. Е. Л ека ре в и зам естител ь ко м а нд и р а БЧ-5 по по литча сти ста рш и й ле йте на нт И. А. Вла д им иров, а т а кж е гр у п п а м о р я ко в , н а х о д и в ш и хс я на борту. С ейчас им ена э ти х о т в а ж н ы х оф ицеров но сят боевые нораб- Ноябрь. 8 Кандалакшу при были сформированные в А р хангельске партизанские отря ды «Большевик» и «Сталинец». Хронику подготовили С. ДАЩИНСКИЙ и П. БЫ- СТРОУМОВ. ЕДИНЫЙ ПОШДЕНЬ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Во всех партийных организациях предприятий и флотов, учреждении ры&ной промышленности нашей области в ок тябре состоялся единый иолитдень на тему «Крепить дне циилану и организованность труда». В нем приняли учас тие ответственные работники обкома КПСС и облисполкома, горкомов н райкомов партии, исполкомов местных Советов народных депутатов, докладчики парткомов предприятий и организаций отрасли. Во время единого нолитдня состоялся заинтересованный разговор о путях укрепления трудовой и технологической дисциплины в коллективах, резервах повышения эффектив ности производства и качества работы. Участники политдня высказали ряд замечаний и предлозкенни, задали много воп росов докладчикам. На некоторые вопросы мы публикуем сегодня ответы. Каким быть Когда судно « А л т а й » в новой роли В период мойвенной рутины использовать ры боловные траулеры ти па «Алтай» для приема и переработки рыбы — т а ко е п р е д л о ж е н и е п о с ту п и л о о т ры б а -to * М у р м а н с к о го т р а л о в о го ф лот». р е й с у на ремонте Рыбаки производст венного объединения «Мурманрыбпром» ин тересуются: «Будет ли пересматриваться дли тельность рейсов за гранплаваний в сторону их уменьшения!» «Почему производст венное объединение «Мурманская судо верфь» не решает воп рос об улучшении отоп ления ремонтирующих ся судов?» — спрашиза- ют моряки управления «Сезрыбхолодфлот». Н а ч а л ьн и к п р а изво д ста ен но - го отдела уп р а вл е н и я тралово го ф лота С. М. БЕЛЕЦ КИ И : — В нынешнем году на осен нюю мойвеиную путину вышел экипаж БМРТ «Каракумы» (ти па «Алтай»), который прини- мал мойву от экипажей двух ПСТ и вырабатывал из нее пищевую рыбопродукцию. О-О- опыте работы этой группы су дов рассказывалось в нашей рыбацкой газете 10 сентября и 15 октября. Экипажи семи других БМРТ тина «‘Алтай» используются в приемно-перерабатываю щ е м варианте в отдаленных райо нах промысла. Вместо свалки — з а в о д Н а ч а л ьн и к отдела о р га н и з а ции труд а, за р п л а ты и р а б о чих ка д р о в ВРПО «Севрыба» В. И. КРЮ КОВ: — Это предложение рыбаков, несомненно, заслуживает особо го внимания. Почему? С одной стороны, период пребывания судов и их чэкипажей в море действительно большой; сроки установлены Министерством рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности в 1968 году. С другой стороны, изменения в сторону уменьшения продол жительности рейсов и промы слового времени отрицательно повлияют соответственно на эффективность использования судов, основные Экономические показатели работы экипажей. Однако в целях улучшения условий труда и отдыха рыба- ков ВРПО «Севрыба-» обрати лось. в Миирыбхоз СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности с предложе нием об уменьшении макси мальных сроков непрерывного нахождения судов и экипажей в море. З ам еститель гл а в н о го м е ха н и ка о б ъ е д и не ни я « М ур м а н ска я судоверф ь.» А . И. М А К А РОВ: — Каждое судно, которое встает на ремонт, мы подклю чаем к береговой системе отопления. Но моряки все же правы: зимой в сильные моро зы временная система отоп ления судов не обеспечивает необходнмый температургiый режим в связи е нехваткой пара, поступаемого от котель ной морского рыбного порта. Сейчас в ВРПО «Севрыба» рассматривается рационализа торское предложение наших специалистов об установке электрообогрева ремонтируе мых судов. Это даст возмож ность — при положительном решении вопроса ~ исключить зависимость обогрева кораблей от котельной рыбного порта и обеспечить его более высо кую на,^ежность. «Когда начнется стро ительство комплекса по переработке промыш ленного и бытового м у сора в Мурманске в целях ликвидации город ской свалки в районе поселка Дровяное?» — этот аопрос задали мо ряки управления «Сеа- рыбхолодфлэт». И о. н а ч а л ь н и к а те х н и ч е с ко го отдела уп р а вл е н и я к а п и та л ь н о го с тр о и те л ьств а М у р м а н с ко го го р и с п о л ко м а Л. X. А И ЛИ КО В : — Строительство мусоросжи гательного завода в г. Мурман ске намечается начать в 1983 году. Разработан проект этого предприятия. выполненный московским институтом «Гип- рокоммунэнерго». Что из себя представляет данное предприятие? Это — крупная котельная, работаю щая в основном на бытовом мусоре, которая будет давать тепло в систему городекого теплоснабжения. Вести строительство будет Главлгурманскстрой. ш т • Г Л А З А М И С О В Е Т С К О Г О Т У Г И С Т А Осталась Италия неоткрытой О ТПРАВЛЯЯСЬ в тур и сте к у ю поезд к у , ка ж д ы й о б ы ч но ста ви т перед собой определенны е цели — что -то у зн а ть , что-то увидеть, с ке м -то п о зн а ко м и ть с я . Часто получается т а к, что о гр а н и ч е н но сть поездки по врем ени не по зво л я ет в ходе ее своеврем енно и полно о с м ы сл и ть п о л уч е н н у ю и нф о р м ац и ю , ра зо бр а ться в свои х вп е ч а тл е н и ях О бы чно это удается сделать у ж е после поезд к и , в с п о ко й н о й о б становке. 3 середине ию н я гр у п п а м олод ы х м ур м а н ч а н , представителей са м ы х р а з н ы х проф ессий, ж и те л е й п о ч ти всех р а й о н о в области, п о ки н у в еще за сне ж е н н о е Заполярье, о тпр а в и л а сь в п у т е ш е ствие по м а р ш р у ту И талия — Т ун и с Д в у хд н е в н о е зн а ко м ств о со столиц ей наш е й Родины — М о скво й, незабы вае мое посещ ение М авзолея В. И. Л енина, последние на п утств и я и наставления, и р а н н и м утр ом в о зд уш н ы й лайнер А эр о ф лота Ту-134 взял н ур с на сто л и ц у И тал ии Рим. Н е ско л ь ко часов полета, ко то р ы е бы ли на сы щ ен ы р азговорам и о п р е д сто ящ их встре ча х, переводом с тр е л о к н а р у ч н ы х часов на будущ ее м естное время, и сам олет пр изем лил ся в а эр о по р ту Л еонардо да В инчи, р а с п о л о ж енн ом в 30 ки л о м е тр а х "от Рима. Реальное зн а ко м ств о с И талией н а чалось с этого а эр опо р та и 3 5-гр а д ус ной ж а р ы , усил ен ной л и п ко й д ухо той. О тпр а вны м п у н кт о м наш его п у те ш е с т вия стал небольш ой го р о д о к В ико Эну- энсе. или В и куэнсе , к а к его с о кр а щ е н но на зы в а ю т м естны е ж и те л и , р асп о л о ж е н н ы й в пяти м и н у та х езды от С ор ренто, на кр у то м берегу Н еа п о ли та н с ко го залива. О тсюда началось наш е зн а ко м ств о с И талией, стр ан ой , им ею щ ей б о га те й ш у ю и сто р и ю , и зв е стн ую своей ку л ь т у р о й и и с кус с тв о м . про сла ви вш е йся в п о следнее врем я своим ф утболом и м н о гим д р уги м . М а рш р ут наш ей гр у п п ы пр о ход ил че рез Н еаполь и П омпеи, А м альф и и С ор ренто, о стр о в Капри и Рим. С ледую щ им этапом наш его п у те ш е с т вия стал о тд ы х в небольш ом ку р о р тн о м городе на ска л а х — А м альф и, р асп о л о ж е н н о м на берегу С ал е рн ско го залива. Здесь началась основательная п о д го то в ка б ле д но ли цы х северян к Т ун и с у, где, по непр ове р ен ны м д анны м , бы ло зн а чите льно ж а р ч е , чем в Италии, « З а го реть, но не обгореть!» — та ко в был наш девиз во время поезд ки, хо тя и не всем удалось это. А м альф и нам за пом н ился не то л ь ко своим солнцем и пл яж ем , но и дорогой, по ко то р о й мы туда д обирались. П олто ра часа езды автобусом от В инуэнсе и обратно по го р н о м у с е р п а н ти н у , узн о м у до та ко й степени, что два автоб уса р а зъ е зж а ю тся в п р и т и р ку , а из о кн а ав тобуса, в ы с у н у в по л о ко ть р у к у , в не ко т о р ы х м естах м о ж н о бы ло свободно сорвать ц в е то к со ска л ы , м им о к о т о рой пр о езж а е ш ь. Если добавить. что этот се р п а н ти н п р о ход ил по сам ом у кр а ю обры ва гл уб и н ой . наверное, не в одну со тн ю м етроз, то м о ж н о п р е д с та вить со стоян ие ту р и сто в 8 ко н ц е п о е зд ки м ур м ан чан е а плод исм ентам л в ы ра зил и свою п р и зн а те л ь н о сть м а стер с тв у водителя наш его автоб уса С теф ано и поинте р есо вал ись (а ту р и с та м всегда хочется все зна ть, хотя это и не все гда н у ж н о ), с ко л ь ко лет он за рулем . Наследовал ответ: «Три года...» К о м м е н та ри и , к а к го во р ится, в данном случае и зл и ш н и . П оследний день перед отъездом в Рим бы л п о л н о сть ю посвящ ен э н с к у р с и и и о тд ы х у на острове Капри. Н ебольш ой по разм ерам , площ ад ью всего в 10,4 кв а д р а т н ы х кило м етр а , и зв е с тн ы й св о и ми м но го ч и сл е н н ы м и пещ ерам и, зн а м е н и ты м Голубы м гротом , ку р о р т а м и К а п ри и А н а ка п р и , этот о с тр о в о к для нас был особо значителен тем, что в 1908 и 1910 годах здесь был В ладим ир И ль ич Л енин, ко то р ы й посетил ж и в ш е го на этом острове М аксим а Г о р ько го . В ходе э к с к у р с и и мы поб ы вал и то л ь ко у п а м я тн и ка В. И. Л ен и ну, ко то р ы й был не т а к давно в озд в и гн ут, и возло ж и л и к его п о д н о ж и ю цветы . П осещ е ние д р у ги х п а м я тн ы х м ест почем у-то не бы ло пр е дусм отрено м а рш р уто м э к с ку р с и и , хотя нам и хо тел о сь по б ы ва ть везде. П осещ ение острова, по за м ы с лам хозяев тур и зм а , но си т не с то л ь ко п о зн а ва те л ь н ы й , с ко л ь ко р а зв л е ка те л ь ны й ха р а кте р : по пл е ска ть ся в море, п о за го р а ть на пляж е. под няться на ф у н и ку л е р е на в е р ш и н у го р ы и о см от реть о кр е с тн о с ти , пр ио бр е сти с у в е н и ры ... Есть в Риме одно м есто, р а с п о л о ж е н ное в А р д е а ти н с ки х п ещ ер а х, посещ е ние ко то р о го заставил о нас за бы ть о ранее у в и д е н н ы х п а м я т н и ка х древности и в е р н уть ся в то недалекое прош лое, т р а ге д и ю ноторого п е р е ж и л и м ногие народ ы мира. Это — па нте он , в озд в и г н у т ы й на месте м ассового зв е р ско го уб и й ств а н е м е цким и ф аш иста м и не с к о л ь к и х сотен м и р н ы х р и м л ян в м ар те 1944 года, у ж е после того, к а к И та лия вы ш ла из войны и бы ла о к к у п и р о вана ги тл е р о вц а м и . Здесь мы увидели, к а к и та л ь я н ц ы п р е кл о н я ю тс я перед п а м я ть ю тех, кто по гиб за освобож дение стр а н ы о т ф а ш и стско й нечисти. И, к а к бы вступая в п е р е к л и ч к у с этим ге р о и ч е с ки м п р о ш л ы м , со стен м н о ги х домов и о гра д п р и зы в а ю т се го д ня сделанны е от р у ки , иногд а на спе х л о зу н ги «Голосуйте за ко м м у н и с то в !» с т а к нам зна но м ы м и се рп ом и м олотом посередине. О днако н е р ед ко на сте на х м о ж н о увид еть и д р уго й , но у ж е зл о вещ ий з н а к — ф а ш и с тс ку ю с в а с т и к у С им волы пр о гр е сса и сим вол р е а кц и и , добра и зла. о чен ь то ч но о л и ц е тв о р я ю щ ие собой ны не ш н ее по л и ти ч е ское п о ло ж ени е в стр а н е . В этом го д у пр о д о л ж а ет у гл у б л я ться э ко н о м и ч е с ки й кр и з и с , на ча вш ийся ещ е в пераом п о л уго д и и 1980 года, ко то р ы й поразил п р а кт и ч е с ки все о трасл и э к о н о м и ки и у х у д ш и л и без того тяж е пы -* условия ж и з н и * и т а л ь я н с ки х т р у д я щ и х ся. Ч исло б е зр а б о тн ы х пр е вы ш а е т 2 м и л лиона человек, а к 1983 году, по о ц е н кам эксп е р то в . эта циф ра у в е л и ч и тся до 3 м ил лионов человек. Более п о л о зи - ны б е зр а б отн ы х — ж е н щ и н ы , 75 п р о центов — м олодеж ь в возрасте от 14 до 29 лет. В 1982 го д у впер вы е за м но гие год ы падение за н я то с ти в п р о м ы ш л е н н о сти не будет ко м п е н с и р о в а н о ростом р аб о ч и х мест в сф ере у с л у г. О днако даж е эти общ ие слова вряд ли дадут чита тел ю представление о р е альной, на сто ящ е й И талии. Д аж е мы , по б ы ва вш ие в этой стране, не м ож ем п о хва ста ться по л но то й впеча тл ен ий. П очему? О см ы сл ивая и об суж д ая се го дня э ту по е зд ку, м ы все больш е с кл о няем ся к вы воду, что нам по на зал и а И талии л и ш ь то, что. к а к го в о р и тс я , м о ж н о бы ло по ка за ть. О тсю да и столь на сы щ ен на я пр о гр а м м а , со с та в ленная та к. чтобы м ы не им ели в о з м о ж ности о статься наедине с Римом или Н еаполем, огляд е ться к а к следует. Т щ а те льно пр о д ум а н н ы е авто б усны е м а р ш р уты по сам ы м ф еш енебельны м к в а р талам , о тд ы х на виллах с бассейнам и, резм ещ ение в ко м ф о р та б е л ь н ы х го с т и н иц ах... Х отя м ы , ко м со м о л ь ски е |ГуУ'* па ган д и сты , ж а ж д а л и встреч с итаггг ско й м олод еж ью , о т кр о в е н н ы х р азго в о ров. Но едва за гова р ива л и об этом , н а та л ки в а л и с ь на в еж л ивы е о б ъ я сн е н и я : «Это п р о гр а м м о й не предусм отрено..*» М ож ет бы ть, го сте п р и и м н ы е хозяева боялись, что мы за п а р у часов « р а с п р о п а га н д и р уе м » а уд и то р и ю , о б ра ти в з « кр а с н у ю веру»? В се-таки — п р о п а га н д исты ... Но лад онью солнце не пр и кр о е ш ь... С ейчас мне в сп о м и н а ю тся эпизо д ы , к о то ры е т а к или иначе о тр а ж а ю т п р о т и в ор е ч и в ую реа л ьн ость се го д н я ш н е й И талии. В Риме, на площ ади Треви. в це нтр а города — сп я щ и е пр ям о на ул и ц е б е з р аб отны е х у д о ж н и к и . Рядом — и х к а р т и н ы .. яШШЯИИЯИЙШШ « к а ш ю н • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 29 октября 1932 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz