Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.

Сырьевое отделение цеха № 1 консервного завода. Мур- .панского рыбообрабатывающего комбината. Здесь начина­ ется путь к экономии сырья. Ведь очень важно сделать правильный срез в соответствии с требованиями ГОСТа, чтобы не «отхватить» лишние граммы. Такому бережному отношению к сырью учат молодых тружениц опытные рыбообработчицы Нина Николаевна Ло- зовенко, Лидия Александровна Пекина, Раиса Федотовна Марушина , Нина Владимировна Милашкина, Мария Пав­ ловна Стронина. В числе лучших из сырьевого отделения называют и Галину Николаевну Леонову, которую вы види­ те на снимке. Фото В. КОРЕЦКОГО. ПЕРЕДАЧА... РЫБЫ НА РАССТОЯНИЕ ...На среднем рыболовном траулере произвели замет. Удача — в неводе больше трехсот тонн сырья. Kai; сохранить улов, если база далеко, с полным неводом до нее идти да идти, а в соб­ ственный трюм вмещается только малая часть вылов­ ленной рыбы? Выход нашли такой: стали распределять «лишний* улов между судами, экипа­ жи которых по каким-ли­ бо причинам остались без сырья. Поначалу передавали улов контактным способом, швартуясь друг к другу. Од­ нако этот метод хорош лишь в штилевую погоду. И вот впервые в Север­ ном бассейне в Мурманском рыбакколхозсоюзе с 1982 года «кошельковисты» стали применять бесконтактный способ передачи улова: в невод с удачливого судна опускают шланг, включают насосы, и рыба по шлангу «течет» в трюм принимаю­ щего судна. При этом обеспечивается полная сохранность улова, экономятся трудовые затра­ ты и время. сберегаются орудия лова, более эффек­ тивно используется сырьевая база. Г. КАГАН. Ф С у д ж — Ж Ш БЕССРОЧНАЯ ДОСРОЧНОСТЬ В Баренцевом море сегод ня- обстановка сложная. В том числе и на мойвенной пути­ не. Уловы зависят в основ­ ном от опыта капитанов, их умения вести поиск ры­ бы, правильно определять, где начало косяка, а где его конец. Кому мастерства хва­ тает, тот берет богатый улов. Но не это еще глазное. Есть задача для руководителей флотов куда важнее — обес­ печить в ответственные пе риоды года, какими являются мойвенные путины, нахожде ние на промысле планозого и сверхпланового количества су­ дов. И помогать в этом им должны работники судоре­ монтной базы Всесоюзного рыбопромышленного объеди­ нения «Се врыба». У центральной проходной объединения «Мурманская су­ доверфь» есть очень красоч­ но оформленные стенды. На одном из них — сведения о сроках выхода из ремонта промысловых судов. Ну как возле такого стенда не оста­ новиться, если на нем синим по белому отмечено, напри­ мер, что БМРТ-100 «Мурман- сельдь» объединения «Мур­ манрыбпром» 10 октября ушел от причала головного пред­ приятия, а 11 октября покинул слип траулер «Медногорск». Однако, проходя по причалам судоверфи, я увидел накреп­ ко привязанную к береговым тумбам «сотку», а в «ковше» слипа спокойно стоял на си­ ней глади воды РТ-326 «Мед­ ногорск». Капитан БМРТ «Мурман- сельдь» Михаил Петрович Лис­ теров — человек немногослов­ ный. Когда я спросил, почему судно не • рыбном порту, а продолжает стоять в ремон­ те, он поднял на своем столе огромный кусок органическо го стекла и достал из-под не­ го лист бумаги, на котором уже черным по белому бы­ ло отпечатано: «Социалисти­ ческие обязательства коллек тижа объединения «Мурман­ ская судоверфь» о досроч­ ном выходе из ремонта БМРТ-100 «Мурмансельдь». Не обратной стороне этого листа, опять же черным по белому, было написано, что на 13 сентября судну назна­ чались ходовые испытания, окончательный срок ремонта — 15 сентября. Однако, когда я проходил по палубе трауле­ ра в надстройку, на ней еще вовсю трудились судоремонт­ ники: вспыхивали и гасли ог­ ни электросварки, с усердием работал бензорезчик. В чем дало? — М елочи суд о р е м о н тн и ко в заедаю т, — ответил ка п и та н . — С удно бы ло поставл ено в м алы й ка п и та л ь н ы й р ем о нт Д мае п р о ш л о го года. О сн овную раб оту — д окование и р еста в­ р а ц и ю м е хан изм ов — рабочие го л о в н о го п р е д п ри яти я в ы п о л ­ нил и б ы стр о. Но тем не м е­ нее на ход овы е и с п ы та н и я мы схо д или то л ь ко 27 се нтяб ря . П ретензий к слесарям -дизелис- там и ко м п л е кс н ы м бригадам д о ко -сл и п о в о го цеха не бы ло. Но вот надо бы ло пр е д ъ яв и ть и н с п е кц и и Р е гистр а СССР г р у ­ з о в у ю стрел у левого борта. С тали пр е дъ являть, и о ка з а ­ лось, что эл ектр ом о то р лебед­ ки не исправен. Это у ж е за ­ д е р ж ка . С ейчас ко сн ул о сь дело ш л ю п о ч н ы х у стр о й ств , а там тр о сы ста ры е по ставл ен ы . И х м о ж н о бы ло бы д авны м -д авно за м ен ить, а о ткл а д ы в а л и на последний день. Еще одна за ­ ка в ы ка . Вот т а ки е м елочи, к о ­ то ры е ка ж у т с я п у с тя ко м , з а ­ д е р ж и в а ю т суд но в рем онте. А у нас на 12 о ктя б р я бы л по л н о сть ю у ко м п л е кто в а н э к и ­ п а ж . Но вм есто того чтобы ид ­ ти в р ы б н ы й п о р т за с н а б ж е ­ нием , м ы стоим и ж д ем , к о г ­ да с у д о р е м о н тн и ки «подберут» недоделки. Но только ли судоремонт­ ники виноваты? Нет ли здесь косвенной вины судовладель­ ца? Оказывается, есть. За те полтора года, что БМРТ-100 «Мурмансельдь» находился в ремонте, на траулере смени­ лось девять капитанов, пять старших помощников и не­ сколько боцманов. О каком качественном контроле за хо д ом ремонтных работ а таком случае может идти речь?! На рыболовном траулере «Медногорск» в разговоре принимали участие второй штурман Иван Владимирович Пальченко и второй механик Генрих Николаевич Притчин. К работникам головного пред­ приятия объединения «Мур­ манская судоверфь» у них претензий н# было. За иск­ лючением одной. Их судно не 12 октября оставалось от­ ремонтированным не полнос­ тью. После слипа ему пред­ стояло идти к причалам рыб­ ного порта, где рабочим СРЗ-1 надо было испытать в действии все механизмы ко ­ тельного и машинного отделе­ ний, все паропроводы и про­ вести еще ходовые испыта­ ния. Для всего этого, конеч­ но же, тоже необходимо вре­ мя. На РТ-326 обнаружилась та же «болезнь», что и на БМРТ-100 «Мурмансельдь»: с мая на «Медногорске» сме нились четыре старших помощника капитана, три старших механика, а второй механик Г. Н. Притчин уступал свое место коллегам шесть раз... Подводя итог, хочется ска­ зать, что целью этой статьи не было намерение специаль­ но выбрать суда, задержав­ шиеся в ремонте. На мысль проверить их натолкнул стенд у центральной проходной го­ ловного предприятия объеди­ нения «Мурманская судо­ верфь». В ходе проверки вы­ яснилось, что недостатки, как год и как пять лет назад, ос­ таются прежними. Это и стре­ мление судоремонтников вы­ полнять в первую очередь работы, дающие возможность записать ' в нарядах высокую выработку, а второстепенную, мелкую откладывать на потом. Это и продолжающаяся на флотах практика прерывать командному составу время на­ хождения в резерве за счет снятия с ремонтируемых су­ дов капитанов, старших по­ мощников, механиков всех рангов и боцманов, что, ко ­ нечно, не ускоряет ремонтные работы. В. ЯБЛОНОВСКИЙ, диспет­ чер ТСК ВРПО «Севрыба». ВЕРУ В ЕТОД из строя технологическое оборудование, становились слесарями по его ремонту. Во время же переходов мат­ росы-слесари активно занима­ лись работами согласно гра фику непрерывного техничес­ кого обслуживания. Стоит ли говорить, что ра­ бота по опыту щекинцев тре­ бует большой гибкости в о р ­ ганизации труда. В этом плане наибольший интерес представляет опыт тралфлотовского экипажа. Здесь разработали инструкции по замещению. Скажем, в инструкции по обслуживанию котла были распределены обязанности между вахтен­ ными — механиком, моторис­ тами первого и второго класса. Поскольку информация о температурных режимах, дав­ лении, а также сигнализация о неисправности узлов котла J ’***едены на рабочее место Шахтенного механика, то ему наиболее удобно контролиро­ вать в целом работу котла. А моторист первого класса вел наблюдение за огнем, кото­ рый отлично виден ему из зоны главных двигателей. М о­ торист второго класса, заня­ тый в основном ремонтными работами, периодически про­ верял наличие и уровень воды в котле. На всем этом приходится останавливаться подробно по­ тому, что подобная расстаноа ка сил сняла боль с такого вопроса, как эксплуатация ко т­ ла без котельных машинистов. Интересно отметить, что на обоих судах рядовые члены экипажа, занятые только о б ­ работкой рыбы или ее добы­ чей, не «перетрудились», м ож ­ но сказать, ни минуты. Пере­ работка же специалистов свя­ зана с участием в ремонте и в подвахтах. В рейсах, о которых идет речь, количество подвахт на судах выросло примерно на­ половину. И это естественно — ведь численность экипажей значительно сократилась. Однако судовые специали­ сты с БМРТ «Домодедово» считают: если основная часть экипажа сохраняется в преж ­ нем составе, то на подвахты выходить придется гораздо реже, поскольку разделкой рыбы будут заниматься опыт­ ные обработчики. Нужно толь­ ко грамотно вести учет тру­ да, пользоваться нормами по труду, не стесняться извещать экипаж о достижениях той или иной смены, вахты и, на­ конец, по заслугам распреде­ лять полученный за счет вы­ свобождения людей фонд за­ работной платы. Скажем, в прошедшем рей­ се доплатами полностью обо­ шли членов палубной коман­ ды, поскольку они не хотели п н и II in I ниш работать на разделке рыбы. | И, напротив, доплаты были ; увеличены тем, кто перевы- | полнял нормы выработки и . активно участвовал в подвах­ тах. Это тем более привлекает внимание, так как нередко можно слышать — дескать, на рыбофабрике работа идет в общий котел и кто насколь­ ко его пополнил — этого ни­ как не учесть. Но вот что рассказал в раз­ говоре со мной капитан-ди­ ректор БМРТ «Домодедово» А. В. Баланов: ' — В одном из рейсов мы и з­ готавливали п р е сер вы . К а ж д о ­ му. нто ста но вил ся за рыбодел, вы давалась б ум а ж н а я ф и ш ка определенного цвета. З аполнив очередную б а н ку ры б ой, и с ­ полнител ь на кл а д ы ва л на нее свою ф и ш ку , а ко н с е р в н ы й мастер, р а б о та ю щ ий на з а ка ­ точном с та н ке , сни м а л ф иш ни с банок. П осле см ены ф и ш ки сорти ровал и по цветам , пе р е ­ считы вал и и р е зул ь та ты раб о­ ты наж д о го исп о л н и тел я о б ъ ­ являли по суд овой тр а н с л я ц и и . В итоге б ум а ж н ы е ф и ш ки о б ер нул ись более чем 100 т ы ­ сячам и д о п о л н и те л ь н ы х б а н о к пресервов (в два с л и ш н и м ра ­ за выш е но р м ы ). Из слов капитана сам собой напрашивается вывод: учет — это и есть тот рычаг, с помо­ щью которого можно дать ход инициативе экипажей, которую они, чего там греха таить, не очень проявляют, когда речь заходит о внедрении щаиянского опыта. Задачу эту, по мнению моряков, решить легче, если будет налажен автоматизированный учет вы­ работки того или иного ис­ полнителя. Автоматика здесь полностью себя окупит. А воз­ можности ее применения при современном развитии техни­ ки есть. Специалисты БАТ «Маршал Еременко» тоже убеждены: если правильно организовать труд, наладить его учет, то на судах этого типа можно вполне обходиться без трех (!) котельных машинистов, двух машинистов РМУ и двух матросов второго класса, вы­ свобожденных непосредствен­ но по инициативе самого эки­ пажа. Как же распределялась на судах экономия фонда зара­ ботной платы (ФЗП)! Хрономегражные наблюде­ ния, другие формы учета, о которых упоминалось выше, позволили достаточно точно определить вклад каждого в выполнение рейсового зада­ ния, а качество работы опре­ делялось по коэффициенту трудового участия 1КТУ), 8 за­ висимости от степени выполне­ ния норм выработки, правил техники безопасности, сани­ тарии, уставных требований и т. д. Учитывая все это, на БМРТ «Домодедово» на поощ ­ рение матросов-слесарей бы­ ло выделено 30 процентов экономии ФЗП. Также 30 про­ центов экономии пришлось на долю пяти рыбообработчи­ ков, которым был введен са­ мый высокий КТУ. В среднем пай матроса второго класса увеличился на 10 процентов, матроса-слесаря, электриков и электромеханика — на 1S процентов. Несколько иначе подошли к распределению на тралфлотов- ском траулере. 16 процентов зарплаты высвобожденного машиниста РМУ было выделе­ но обрабатывающим его ко л ­ легам. Остальную часть рас­ пределили между всеми без исключения членами экипажа. Зарплата двух матросов вто­ рого класса была распределе­ на между всеми членами эки­ пажа, включая капитана (кр о ­ ме машинистов РМУ). Восемь процентов заработной платы трех высвобожденных котель­ ных машинистов — между ме­ ханиками и мотористами, ос­ тавшаяся часть ее пошла ос­ тальным членам машинной команды. * * * Два разных экипажа судов различного типа.., Объединяет их, однако, одинаково успеш­ ное применение опыта работы с сокращенным численным составом. Опыт, который до-, статочно убедительно доказы­ вает жизненность щекинского метода. 3. СОРОКИН, главный спе­ циалист Северного филиала Центра по научной органи­ зации труда и управления производством в рыбном хозяйстве. 29 октября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz