Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.

ОСТАЛСЯ В СТРО О ч : Е Р JFC М' АРИЯ Матвеевна, чело­ век, весьма далекий от техники, всю свою жизнь за­ нимавшаяся воспитанием де­ тей и домашним хозяйством, с помощью Александра Гри-. горьевича довольно быстро освоила мудреную для нее техническую терминологаю, связанную с ремонтом судо­ вых механизмов. Она под диктовку переписала «на- . бело» все ремонтные ведо­ мости и другую техничес­ кую документацию. Прав­ да, для этого пришлось перебраться жить на судно, чтобы помочь Александру Григорьевичу как можно бы­ стрее освоиться в его состо­ янии с новым положением. Уж кто-кто, а она-то видела и знала все его душевные переживания. И поэтому считала себя обязанной по­ мочь ему войти в новую для него теперь роль, на кото­ рую последнее время у него ’ так мало было надежд. Плавбаза «Антарктика» благополучно дошла до пор­ та назначения в ПНР и встала па одной! из судоре­ монтных баз. После беседы с польскими специалистами появилась не­ обходимость уточнения ряда позиций. Опять нужно было много писать. Загружать этим других членов машин­ ной команды, которые зани­ мались ремонтом и несли .вахту, он не хотел. Да и пн дел, что им хочется отдох­ нуть, а в свободное время познакомиться со страной. Пришлось опять прибегнуть к помощи Марии Матвеевны, вызвав ее из Мурманска... Ее присутствие к тому же благотворно влияло на об­ щее состояние и душевны/! nOKoji Александра Григорь­ евича. Ведь рядом был са­ мый близкий человек, кото­ рый всегда и. во всем готов помочь ему. П ЕРЕОБОРУДОВАН II Е , и ремонт плавбазы на “f-зерфи проходили без ослож­ нении. Польские рабочие и специалисты с большим ува­ жением и вниманием отно­ сились к Александру Гри­ горьевичу, который при своей высокой к ним требо­ вательности в вопросах ре­ монта умел быть очень вы­ держанным я спокойным. А его глубокие профессиональ­ ные знания внушали всем большую почтительность. Благодаря этому установил­ ся хороший деловой контакт между ремонтниками и командой плавбазы, что в значительной степени спо­ собствовало успешному про­ ведению работы. Поляки да же на свой лад переделали фамилию Александра Гри­ горьевича, называя его «Че- реминский» и добавляя при этом, как это у них приня­ то в обращении к лицам командного еостава судов, «пане инженеже». Авторитет пана инженера Черемннского был среди по­ ляков настолько высок, что с ним часто советовались по вопросам ремонта других судов. А однажды ему даже пришлось выступить в роли своеобразного арбитра в , .конфликте между представи­ телями верфи и заказчиками — владельцами южноамери­ канского судна, возникшем по поводу ремонта одного из механизмов. Александр Гри­ горьевич, внимательно разо­ бравшись в ситуации, под­ держал мнение ремонтников. И, несмотря на то, что дело (Окончание. Нач. в № 42) было связано со, значитель­ ными дополнительными де­ нежными затратами,—а для капиталистов это самое глав iioe, — они были выну;кде- ны согласиться с доводами верфи, настолько убедитель­ ным, ' доходчивым и грамот­ ным было мнение Александ­ ра Григорьевича... Ремонт и переоборудова ние плавбазы были законче­ ны в ‘предусмотренный конт­ рактом срок и с хорошим качеством. Ее возвращения на флоте с нетерпением ждали, так как предстояла большая работа по обслужи­ ванию на сельдяном лове промысловых судов. Вопросов, связанных с ежегодным оформлением са­ нитарного паспорта, больше не возникало. Врачи медсан­ части убедились, что посту­ пили правильно, разрешив Александру Григорьевичу плавать в своей прежней должности. А это вселило в него еще больше уверенное ти в своих силах. А ЛЕКСАНДР Григорье­ вич проработал на плавбазе «Антарктика» поч­ ти шестнадцать лет. И за это время все механизмы находились в отличном со­ стоянии. Как удалось этого достичь? Прежде всего Александр Григорьевич умело подобрал Машинную команду из числа наиболее квалифицирован­ ных и дисциплинированных работников. Нужно сказать,' что, имея богатый жизнен­ ный опыт, он обладал даром отлично разбираться в лю­ дях. Кроме того, Александр Григорьевич пользовался на флоте большим авторитетом, и моряки с желанием шли к нему работать. Текучести кадров в машин­ ной команде практически не было. В ее составе находи­ лись специалисты различных профилей: токари, электро- и газосварщики и т. д. Это позволяло им самим выпол­ нять все ремонтные работы, связанные с поддержанием механизмов в исправном тех­ ническом состоянии, за иск­ лючением литейных или сложных станочных работ, требующих специального оборудования. В точном соответствии с установленными Александ­ ром Григорьевичем (на осно­ вании многолетнего опыта) сроками производились вскрытия и осмотры узлов Механизмов и выполнялись необходимые работы, преду­ преждающие их преждевре менный износ. По организа­ ции ремонта и объему вы­ полняемых своими силами работ «Антарктика» занима­ ла неизменно первое место по флоту. Собственно, это было самое настоящее при­ менение на ‘практике, прав­ да, в несколько упрощенном виде, системы непрерывного технического обслуживания (СНТО), о которой сейчас очень много говорят и пи­ шут. Александр Григорьевич Черемный, будучи Механи­ ком с большой буквы, чисто интуитивно понял, что для обеспечения длительной и бесперебойной работы меха­ низмов необходимо своевре­ менное проведение соответ­ ствующих профилактических .мероприятий и работ. И на «Антарктике» осуществил это. К сожалению, в те вре­ мена не был хорошо изучен и обобщен опыт ' эксплуата­ ции механизмов плавбазы. Сейчас, в наше время, в ру­ ки судовых механиков рыбо­ промысловых флотов дана разработанная проектными институтами и бюро подроб­ ная техническая документа­ ция для применения системы непрерывного технического обслуживания. И тепереш­ ним механикам нужно быть только предельно аккуратны­ ми и в своей работе строго руководствоваться этими ма­ териалами. А. Г. Черемный до :всего этого дошел, сам, своим умом и на деле дока­ зал жизненную необходи­ мость внедрения СНТО. Вообще работники судо­ механической службы фло­ та,. если можно так выра­ зиться, не ощущали, что на флоте есть плавбаза «Ан­ тарктика», поскольку ника­ ких забот и хлопот она им не доставляла, за исключе­ нием контроля за выполне­ нием в заводских условиях предварительных заказов на выполнение некоторых ли­ тейных заготовок и поковок. Их работа в основном сво­ дилась • к проведению еже- рейсных инспекторских про­ верок технического состояния механизмов и ведения техни­ ческой документации. Как правило, Александр Григорьевич, присутствуя на первом с момента прихода общефлотском диспетчер­ ском' совещании, задавал только один вопрос: «Когда плавбазе нужно уйти в .мо­ ре?» Н заверял тут же, что к установленному сроку от­ хода в море все механизмы будут подготовлены. И слово его всегда было «железным» —тЪ делом не расходилось... С ТАРЫЕ сельдяные плав­ базы, хотя официально и считались рыбообрабаты­ вающими, имели довольно примитивную обрабатываю­ щую технику для соленой сельди: вибраторы для ук­ ладки соленой сельди в боч­ ки, рыбопосольные агрегаты для СРТ, которые использо­ вались на плавбазах как своеобразные элеваторы- транспортеры, да еще самые простые прессы для упаков­ ки малосоленой сельди ящич­ ного посола, которая в свое время была фирменной, де­ ликатесной продукцией «Мурмансельдн». Вот, пожа­ луй, и вся рыбообрабатыва­ ющая техника. Она была весьма низкого качества, до­ вольно примитивна, часто ло­ малась и выходила из строя. Александр Григорьевич предложил работникам отде лов снабжения и рыбообра­ ботки организовать на «Ан­ тарктике» силами судовой мастерской ремонт и даже изготовление самой простой рыбообрабатывающей тех­ ники. Предложение приняли. К отходу плавбазы в море снабженцы доставляли н а , борг несколько автомашин поломанных подобных меха­ низмов, внешне больше по­ хожих на металлолом. За время рейса силами мастер­ ской их приводили в поря­ док, н к возвращению в порт снабженцы получали отре­ монтированные, чистенькие, свежепокрашенные вибрато­ ры и прессы, которыми по­ том снабжали все другие плавбазы флота. Это очень устраивало уп- „ равление, так как не нужно было иметь дело с ремонт­ ными предприятиями, кото­ рые не всегда в срок, не всегда аккуратно и качест­ венно выполняли подобные заказы. А «фирма Черемно- го», как шутливо называли судовую мастерскую в управ­ лении, работала отлично и при высоком качестве. К то- — — в — — му же ее услуги обходились гораздо дешевле, что тоже было немаловажным. Прав да, в таких .случаях стави­ лось одно обязательное усло­ вие — хорошее обеспечение плавбазы ремонтными мате­ риалами. Н ЕСМОТРЯ на большую загрузку основным де­ лом, Александр Григорьевич много времени уделял обще­ ственной работе. Несколько лет подряд был секретарем судовой партийной организа­ ции на плавбазе «Антаркти­ ка». А моряки флота неодио кратно избирали его депута­ том в Мурманский горсовет... Работа Александра Гри­ горьевича на плавбазе «Ан­ тарктика» была его, что на зывается, лебединой песней. Здесь он, как говорится, вы­ ложился весь и наглядно по­ казал, чего можно достичь, если работать по-настояще­ му. Родина высоко оценила его труд. После «военного» ордена Трудового Красного Знамени он уже в мирных условиях был награжден ор­ деном Ленина и еще двумя орденами Трудового Красно­ го Знамени. За освоение про­ изводительных сил Кольско­ го полуострова в 1957 году был награжден Почетной грамотой Президиума Вер­ ховного Совета РСФСР. Долгие годы промыслово­ го плавания в тяжелых ус­ ловиях Заполярья серьезно подорвали здоровье Алек­ сандра Григорьевича, и в конце 1971 года он вынуж­ ден был уйти на заслужен­ ный отдых, проработав в рыбной промышленности Се­ верного бассейна в общей сложности более сорока лет. Л ЕТЧИК Алексей* Ма­ ресьев в Великую Отечественную воину лишил­ ся обеих ног. После выздо­ ровления он научился ходить на протезах, добился разре шения летать на боевых ма­ шинах и даже сбил не­ сколько вражеских самоле­ тов. Александр Григорьевич Черемный во время плава­ ния потерял правую руку, по ие сдался, проявив волю, преодолел тяжелое физиче­ ское увечье. А вылечившись, - продолжал плавать, показы­ вая образцы высокопроизво­ дительного труда. Хотя условия происходив­ ших событий и периоды жизненного пути у этих двух сильных людей очень и очень различны, в чертах их ха­ рактера много общего. У них одна вдохновляющая цель — не просто выжить, а стать опять нужным и по­ лезным Родине. Ими руко­ водили воля к жизни, це­ леустремленность, вера в ус­ пех, высокоразвитое чувство патриотического долга, то есть все черты характера, присущие настоящему совет скопу человеку. * * * Ушел из жизни Александр Григорьевич Черемный. Раз резали на металл старую «Антарктику». На ее место пришла и вступила в строй новая «Антарктика» — пла­ вучий рыбозавод, оснащан*' ный самой современной и могучей рыбоперерабатыва ющей техникой, способной выпускать самую разнообраз­ ную рыбную продукцию. На­ звание старой «Антарктики» сохранено, что будет еще долго напоминать об отлич­ ной работе ее предшествен­ ницы. Но память о кораблях без людей нежизненна. И, пожалуй, было бы правиль­ ным, если одному из посту­ пающих из иовостроя кораб­ лей, будь то плавбаза, тан­ кер или транспортный реф­ рижератор, присвоят назва­ ние «Механик Черемный». Александр Григорьевич впол­ не заслужил это. Г. БОРОДУЛИН. I И з и с т о р и я ф л от& Славный путь „Аскольда" = В одном из залов Мур- = майского краеведческого = м узе я , внимание посетите- = лей привлекает модель во- = екного корабля со строй- = ными обводами и пятью = тонкими трубами. Это крей- — сер «Аскольд». Город Киль. Здесь на стапе­ лях верфи «Германия» в 1899 году по заказу царского пра­ вительства был заложен бро­ непалубный крейсер 1-го ран­ га, который вступил в строй Балтийского флота в 1902 го­ ду. В то время угроза войны с Англией постоянно висела над правительством России, продолжавшим экспансию не Востоке. Лишь наличие рус­ ских крейсерных эскадр ох­ лаждало имперские амбиции Великобритании. Русские крейсеры того вре­ мени считались одними из лучших в мире. Не был иск­ лючением и «Аскольд». Его три паровые машины разви­ вали мощность 19000 л. с., что позволяло поддерживать скорость 23 узла, а дальность плавания без захода в порт составляла 3200 миль. Артил­ лерия крейсера насчитывала 12 шестидюймовых орудий русского образца, которые превосходили по боевой мо­ щи иностранные «восьмидюй- мовки», 22 орудия меньшего, так называемого противомин­ ного калибра от 75 до 37 мм, 6 торпедных аппаратов. После недолгого плавания в Средиземном море «Аскольд» ушел на Дальний Восток для усиления тихоокеанской эс­ кадры. Русско-японская война на­ чалась в ночь с 8 на 9 фев­ раля 1904 года внезапным на­ падением японских минонос­ цев на русскую эскадру, сто­ явшую на рейде Порт-Артура. Японцам удалось повредить три русских корабля. Бездар­ ные царские адмиралы были- в растерянности... Но вот 28 февраля на га­ феле «Аскольда» взвился брейд-вымпел адмирала С. О. Макарова, назначенного но­ вым командующим эскадрой. То, что он избрал своим флагманом легкий, быстроход­ ный крейсер, было восприня­ то флотом как призыв к ак­ тивным действиям. 10 августа 1904 года эскад­ ра вышла из блокированного Порт-Артура на прорыв во Владивосток. Команда «Ас­ кольда» во главе с одним из талантливейших русских командиров — капитаном 2-го ранга Борисом Николаевичем Грамматчиковым проявила чудеса храбрости в этом бою. «Аскольд» повел эскадру за собой. Орудийным огнем и таранным ударом он рас­ правился с двумя японскими миноносцами, прорвал строй восьми японских крейсеров, нанеся повреждения трем из них, и ушел в нейтральный порт Шанхай, где и был ин­ тернирован до окончания войны. Т905 год. На крейсере, сто­ явшем во Владивостоке, нача­ ли свою работу большевики. Велась подготовка к восста­ нию. Однако «Аскольд» не смог принять участие в выс­ туплении: по приказу началь­ ства, опасавшегося волнений, с корабля свезли боеприпасы, сняли орудийные замки, а команду заперли в кубриках (Окончание на 12-й стр.) 22 октября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz