Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.
ОСТАЛСЯ В СТРО О ч : Е Р JFC М' АРИЯ Матвеевна, чело век, весьма далекий от техники, всю свою жизнь за нимавшаяся воспитанием де тей и домашним хозяйством, с помощью Александра Гри-. горьевича довольно быстро освоила мудреную для нее техническую терминологаю, связанную с ремонтом судо вых механизмов. Она под диктовку переписала «на- . бело» все ремонтные ведо мости и другую техничес кую документацию. Прав да, для этого пришлось перебраться жить на судно, чтобы помочь Александру Григорьевичу как можно бы стрее освоиться в его состо янии с новым положением. Уж кто-кто, а она-то видела и знала все его душевные переживания. И поэтому считала себя обязанной по мочь ему войти в новую для него теперь роль, на кото рую последнее время у него ’ так мало было надежд. Плавбаза «Антарктика» благополучно дошла до пор та назначения в ПНР и встала па одной! из судоре монтных баз. После беседы с польскими специалистами появилась не обходимость уточнения ряда позиций. Опять нужно было много писать. Загружать этим других членов машин ной команды, которые зани мались ремонтом и несли .вахту, он не хотел. Да и пн дел, что им хочется отдох нуть, а в свободное время познакомиться со страной. Пришлось опять прибегнуть к помощи Марии Матвеевны, вызвав ее из Мурманска... Ее присутствие к тому же благотворно влияло на об щее состояние и душевны/! nOKoji Александра Григорь евича. Ведь рядом был са мый близкий человек, кото рый всегда и. во всем готов помочь ему. П ЕРЕОБОРУДОВАН II Е , и ремонт плавбазы на “f-зерфи проходили без ослож нении. Польские рабочие и специалисты с большим ува жением и вниманием отно сились к Александру Гри горьевичу, который при своей высокой к ним требо вательности в вопросах ре монта умел быть очень вы держанным я спокойным. А его глубокие профессиональ ные знания внушали всем большую почтительность. Благодаря этому установил ся хороший деловой контакт между ремонтниками и командой плавбазы, что в значительной степени спо собствовало успешному про ведению работы. Поляки да же на свой лад переделали фамилию Александра Гри горьевича, называя его «Че- реминский» и добавляя при этом, как это у них приня то в обращении к лицам командного еостава судов, «пане инженеже». Авторитет пана инженера Черемннского был среди по ляков настолько высок, что с ним часто советовались по вопросам ремонта других судов. А однажды ему даже пришлось выступить в роли своеобразного арбитра в , .конфликте между представи телями верфи и заказчиками — владельцами южноамери канского судна, возникшем по поводу ремонта одного из механизмов. Александр Гри горьевич, внимательно разо бравшись в ситуации, под держал мнение ремонтников. И, несмотря на то, что дело (Окончание. Нач. в № 42) было связано со, значитель ными дополнительными де нежными затратами,—а для капиталистов это самое глав iioe, — они были выну;кде- ны согласиться с доводами верфи, настолько убедитель ным, ' доходчивым и грамот ным было мнение Александ ра Григорьевича... Ремонт и переоборудова ние плавбазы были законче ны в ‘предусмотренный конт рактом срок и с хорошим качеством. Ее возвращения на флоте с нетерпением ждали, так как предстояла большая работа по обслужи ванию на сельдяном лове промысловых судов. Вопросов, связанных с ежегодным оформлением са нитарного паспорта, больше не возникало. Врачи медсан части убедились, что посту пили правильно, разрешив Александру Григорьевичу плавать в своей прежней должности. А это вселило в него еще больше уверенное ти в своих силах. А ЛЕКСАНДР Григорье вич проработал на плавбазе «Антарктика» поч ти шестнадцать лет. И за это время все механизмы находились в отличном со стоянии. Как удалось этого достичь? Прежде всего Александр Григорьевич умело подобрал Машинную команду из числа наиболее квалифицирован ных и дисциплинированных работников. Нужно сказать,' что, имея богатый жизнен ный опыт, он обладал даром отлично разбираться в лю дях. Кроме того, Александр Григорьевич пользовался на флоте большим авторитетом, и моряки с желанием шли к нему работать. Текучести кадров в машин ной команде практически не было. В ее составе находи лись специалисты различных профилей: токари, электро- и газосварщики и т. д. Это позволяло им самим выпол нять все ремонтные работы, связанные с поддержанием механизмов в исправном тех ническом состоянии, за иск лючением литейных или сложных станочных работ, требующих специального оборудования. В точном соответствии с установленными Александ ром Григорьевичем (на осно вании многолетнего опыта) сроками производились вскрытия и осмотры узлов Механизмов и выполнялись необходимые работы, преду преждающие их преждевре менный износ. По организа ции ремонта и объему вы полняемых своими силами работ «Антарктика» занима ла неизменно первое место по флоту. Собственно, это было самое настоящее при менение на ‘практике, прав да, в несколько упрощенном виде, системы непрерывного технического обслуживания (СНТО), о которой сейчас очень много говорят и пи шут. Александр Григорьевич Черемный, будучи Механи ком с большой буквы, чисто интуитивно понял, что для обеспечения длительной и бесперебойной работы меха низмов необходимо своевре менное проведение соответ ствующих профилактических .мероприятий и работ. И на «Антарктике» осуществил это. К сожалению, в те вре мена не был хорошо изучен и обобщен опыт ' эксплуата ции механизмов плавбазы. Сейчас, в наше время, в ру ки судовых механиков рыбо промысловых флотов дана разработанная проектными институтами и бюро подроб ная техническая документа ция для применения системы непрерывного технического обслуживания. И тепереш ним механикам нужно быть только предельно аккуратны ми и в своей работе строго руководствоваться этими ма териалами. А. Г. Черемный до :всего этого дошел, сам, своим умом и на деле дока зал жизненную необходи мость внедрения СНТО. Вообще работники судо механической службы фло та,. если можно так выра зиться, не ощущали, что на флоте есть плавбаза «Ан тарктика», поскольку ника ких забот и хлопот она им не доставляла, за исключе нием контроля за выполне нием в заводских условиях предварительных заказов на выполнение некоторых ли тейных заготовок и поковок. Их работа в основном сво дилась • к проведению еже- рейсных инспекторских про верок технического состояния механизмов и ведения техни ческой документации. Как правило, Александр Григорьевич, присутствуя на первом с момента прихода общефлотском диспетчер ском' совещании, задавал только один вопрос: «Когда плавбазе нужно уйти в .мо ре?» Н заверял тут же, что к установленному сроку от хода в море все механизмы будут подготовлены. И слово его всегда было «железным» —тЪ делом не расходилось... С ТАРЫЕ сельдяные плав базы, хотя официально и считались рыбообрабаты вающими, имели довольно примитивную обрабатываю щую технику для соленой сельди: вибраторы для ук ладки соленой сельди в боч ки, рыбопосольные агрегаты для СРТ, которые использо вались на плавбазах как своеобразные элеваторы- транспортеры, да еще самые простые прессы для упаков ки малосоленой сельди ящич ного посола, которая в свое время была фирменной, де ликатесной продукцией «Мурмансельдн». Вот, пожа луй, и вся рыбообрабатыва ющая техника. Она была весьма низкого качества, до вольно примитивна, часто ло малась и выходила из строя. Александр Григорьевич предложил работникам отде лов снабжения и рыбообра ботки организовать на «Ан тарктике» силами судовой мастерской ремонт и даже изготовление самой простой рыбообрабатывающей тех ники. Предложение приняли. К отходу плавбазы в море снабженцы доставляли н а , борг несколько автомашин поломанных подобных меха низмов, внешне больше по хожих на металлолом. За время рейса силами мастер ской их приводили в поря док, н к возвращению в порт снабженцы получали отре монтированные, чистенькие, свежепокрашенные вибрато ры и прессы, которыми по том снабжали все другие плавбазы флота. Это очень устраивало уп- „ равление, так как не нужно было иметь дело с ремонт ными предприятиями, кото рые не всегда в срок, не всегда аккуратно и качест венно выполняли подобные заказы. А «фирма Черемно- го», как шутливо называли судовую мастерскую в управ лении, работала отлично и при высоком качестве. К то- — — в — — му же ее услуги обходились гораздо дешевле, что тоже было немаловажным. Прав да, в таких .случаях стави лось одно обязательное усло вие — хорошее обеспечение плавбазы ремонтными мате риалами. Н ЕСМОТРЯ на большую загрузку основным де лом, Александр Григорьевич много времени уделял обще ственной работе. Несколько лет подряд был секретарем судовой партийной организа ции на плавбазе «Антаркти ка». А моряки флота неодио кратно избирали его депута том в Мурманский горсовет... Работа Александра Гри горьевича на плавбазе «Ан тарктика» была его, что на зывается, лебединой песней. Здесь он, как говорится, вы ложился весь и наглядно по казал, чего можно достичь, если работать по-настояще му. Родина высоко оценила его труд. После «военного» ордена Трудового Красного Знамени он уже в мирных условиях был награжден ор деном Ленина и еще двумя орденами Трудового Красно го Знамени. За освоение про изводительных сил Кольско го полуострова в 1957 году был награжден Почетной грамотой Президиума Вер ховного Совета РСФСР. Долгие годы промыслово го плавания в тяжелых ус ловиях Заполярья серьезно подорвали здоровье Алек сандра Григорьевича, и в конце 1971 года он вынуж ден был уйти на заслужен ный отдых, проработав в рыбной промышленности Се верного бассейна в общей сложности более сорока лет. Л ЕТЧИК Алексей* Ма ресьев в Великую Отечественную воину лишил ся обеих ног. После выздо ровления он научился ходить на протезах, добился разре шения летать на боевых ма шинах и даже сбил не сколько вражеских самоле тов. Александр Григорьевич Черемный во время плава ния потерял правую руку, по ие сдался, проявив волю, преодолел тяжелое физиче ское увечье. А вылечившись, - продолжал плавать, показы вая образцы высокопроизво дительного труда. Хотя условия происходив ших событий и периоды жизненного пути у этих двух сильных людей очень и очень различны, в чертах их ха рактера много общего. У них одна вдохновляющая цель — не просто выжить, а стать опять нужным и по лезным Родине. Ими руко водили воля к жизни, це леустремленность, вера в ус пех, высокоразвитое чувство патриотического долга, то есть все черты характера, присущие настоящему совет скопу человеку. * * * Ушел из жизни Александр Григорьевич Черемный. Раз резали на металл старую «Антарктику». На ее место пришла и вступила в строй новая «Антарктика» — пла вучий рыбозавод, оснащан*' ный самой современной и могучей рыбоперерабатыва ющей техникой, способной выпускать самую разнообраз ную рыбную продукцию. На звание старой «Антарктики» сохранено, что будет еще долго напоминать об отлич ной работе ее предшествен ницы. Но память о кораблях без людей нежизненна. И, пожалуй, было бы правиль ным, если одному из посту пающих из иовостроя кораб лей, будь то плавбаза, тан кер или транспортный реф рижератор, присвоят назва ние «Механик Черемный». Александр Григорьевич впол не заслужил это. Г. БОРОДУЛИН. I И з и с т о р и я ф л от& Славный путь „Аскольда" = В одном из залов Мур- = майского краеведческого = м узе я , внимание посетите- = лей привлекает модель во- = екного корабля со строй- = ными обводами и пятью = тонкими трубами. Это крей- — сер «Аскольд». Город Киль. Здесь на стапе лях верфи «Германия» в 1899 году по заказу царского пра вительства был заложен бро непалубный крейсер 1-го ран га, который вступил в строй Балтийского флота в 1902 го ду. В то время угроза войны с Англией постоянно висела над правительством России, продолжавшим экспансию не Востоке. Лишь наличие рус ских крейсерных эскадр ох лаждало имперские амбиции Великобритании. Русские крейсеры того вре мени считались одними из лучших в мире. Не был иск лючением и «Аскольд». Его три паровые машины разви вали мощность 19000 л. с., что позволяло поддерживать скорость 23 узла, а дальность плавания без захода в порт составляла 3200 миль. Артил лерия крейсера насчитывала 12 шестидюймовых орудий русского образца, которые превосходили по боевой мо щи иностранные «восьмидюй- мовки», 22 орудия меньшего, так называемого противомин ного калибра от 75 до 37 мм, 6 торпедных аппаратов. После недолгого плавания в Средиземном море «Аскольд» ушел на Дальний Восток для усиления тихоокеанской эс кадры. Русско-японская война на чалась в ночь с 8 на 9 фев раля 1904 года внезапным на падением японских минонос цев на русскую эскадру, сто явшую на рейде Порт-Артура. Японцам удалось повредить три русских корабля. Бездар ные царские адмиралы были- в растерянности... Но вот 28 февраля на га феле «Аскольда» взвился брейд-вымпел адмирала С. О. Макарова, назначенного но вым командующим эскадрой. То, что он избрал своим флагманом легкий, быстроход ный крейсер, было восприня то флотом как призыв к ак тивным действиям. 10 августа 1904 года эскад ра вышла из блокированного Порт-Артура на прорыв во Владивосток. Команда «Ас кольда» во главе с одним из талантливейших русских командиров — капитаном 2-го ранга Борисом Николаевичем Грамматчиковым проявила чудеса храбрости в этом бою. «Аскольд» повел эскадру за собой. Орудийным огнем и таранным ударом он рас правился с двумя японскими миноносцами, прорвал строй восьми японских крейсеров, нанеся повреждения трем из них, и ушел в нейтральный порт Шанхай, где и был ин тернирован до окончания войны. Т905 год. На крейсере, сто явшем во Владивостоке, нача ли свою работу большевики. Велась подготовка к восста нию. Однако «Аскольд» не смог принять участие в выс туплении: по приказу началь ства, опасавшегося волнений, с корабля свезли боеприпасы, сняли орудийные замки, а команду заперли в кубриках (Окончание на 12-й стр.) 22 октября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz