Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.

• Н я у в я - я р в л а я о д с т в у ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ ВСЕГДА ПЕРЕПОЛНЕН Указом Президиума Верховного Совета СССР за высокие показатели в работе и большой вклад в развитие флота рыб­ кой промышленности Государственный проектно-конструктор­ ский институт рыбопромыслового флота Министерства рыбного хозяйства СССР награжден орденом «Знак Почета». Эта награда — высокая оценка труда многих коллективов, в том числе и М урманского отделения института «Гипрорыб- флот». По просьбе редакции директор отделения Е. И. ПО КРОМКИН рассказывает о делах возглавляемого им подразде пения. 15 апреля нынешнего года исполнилось четверть века со времени создания М урманско­ го отделения института. Срок достаточный чтобы огля­ нуться назад, подвести итоги и с еще большей энергией работать. : Перед нами стоит несколь­ ко задач: разработка проек­ тов по модернизации судов, строительство маломерных су­ дов, вопросы технической экс­ плуатации флотов, внедрения полимерных материалов в су­ доремонт, а также разработка Проектов по предотвращению загрязнения моря. : Что понимается под первым направлением? Это — разра­ ботка документации на уста­ новку рыбопоисковой и радио­ навигационной аппаратуры. С помощью наших проектов примерно на 30— 40 судах ежегодно устанавливаются со­ временные средства связи и рыбопоисковой техники как отечественного, так и иност­ ранного производства, что да­ ет в год около полумиллиона рублей экономического эффек­ та. Скажем, на плавбазе «Про­ фессор Баранов» взамен уста­ ревшей аппаратуры установ­ лены- новые радиопередающие Ь радиоприемные устройства, Электронный манипулятор, ^холот, гирокомпас... I Что касается технической эксплуатации, то остановлюсь на таком примере. По д огово­ ру с объединением «Мурман- |зыбпром» мы вели работы по двум направлениям. Первое i— совершенствование системы [технического обслуживания и ремонта средств автоматиза­ ции. Второе — формирование основных технических предло­ жений для проведения работ по переводу судов но безвах- тенное обслуживание котель­ ных установок. Под особым контролем на­ ходится у нас -осуществление планов, непосредственно свя­ занных с выпуском рыбопро­ дукции. Так, на плавбазе «Григорий Лысенко» мы спроектировали консервно-пресервный участок с целью повышения эффек­ тивности плавбазы. Подобное новшество должно быть внед­ рено еще на трех плавбазах. В частности, е этом году мы выдали технико-экономическое обоснование для переоборудо­ вания плавбазы «Сергей Ва­ силисин». Нами совместно со специа­ листами «Севрыбхолодфлота» составлено техническое зада­ ние на дооборудование плав­ баз проекта В 64 охлаждаемы­ ми емкостями на носовом причале для более полного и качественного использования сырь» на пищевые цели. Ведь эти суда работают в районах с повышенной температурой забортной воды и наружного воздуха. Для ликвидации про­ стоев производственных мощ ­ ностей плавбаз в проловные дни и на переходах нами пре дусмотрена установка на каж ­ дой из них двух дефростеров. Это позволит пускать на промпереработку в указанные дни до 20 — 25 тонн рыбы. Тем самым выпуск продукции уве­ личивается на 1000 тонн в год. Несколько слов о судоре монте и внедрении полимер­ ных Алатериалов. По договору с управлением «Севрыбхолод- флот» была выполнена рабо чая документация на изготов­ ление быстроразборных под­ весных металлических лесов многократного пользования. Они предназначены для за­ чистки танков на танкерах «Фиорд», «Кекур» и «Дарни- ца» от остатков ' и окислов рыбьего жира. Эффект для первых двух танкеров — о ко ­ ло 16 тысяч рублей, а для «Дарницы» — в четыре раза больше. Много внимания мы уделя­ ем разработке технической руководящей и конструктор­ ской документации по орга­ низация централизованного изготовления судовых изделий из полимерных материалов, к примеру, для «Ремрыбфлота», «Мурманрыбпрома». Ощути­ мый эффект дали проекты по разработке и внедрению под­ шипников из капролона в дей- двудных и рулевых устройст­ вах судов. Или такой факт. С рок службы внедренных на­ ми пенополиэтиленовых на­ плавов достиг двух лет без потерн эксплуатационных ка­ честв, в то время как штатные наплавы вышли из строя через 6 месяцев. Ожидаемый срок службы внедряемых наплавов ~ — не менее четырех лет. И, наконец, предотвращение загрязнения моря. В соответ­ ствии с требованиями «Меж­ дународной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года» мы провели ряд работ, связанных с мо­ дернизацией систем сбора и выдачи во внесудовые емкос­ ти сточных и льяльных вод. Суда оборудуются контейне­ рами для сбора мусора. При этом обеспечивается выполне­ ние требований конвенции... Конечно, обо всех рабо­ тах сказать нелегко. Ведь толь­ ко технический отчет о нашей работе за прошлый год со­ ставляет около 100 листов. Дел у нас много, портфель заказов всегда переполнен. Нам есть над чем думать и работать. И коллектив М ур­ манского отделения института «Гипрорыбфлот» сумеет спра­ виться с возложенными на него задачами. Е. ПОКРОМКИН, директор М урманского отделения ин­ ститута «Гипрорыбфлот». * ' е Н а плавбазе •«Даурия» нынешним летом встретились тре­ тий дизельный механик Александр Васильевич Попович и посланец далекой африканской республики Сьерра-Лео­ не, курсант четвертого курса судомеханического отделения Мурманского высшего инженерного морского училища име­ ни Ленинского комсомола Лбу Мансарей. З а то недолгое время, которое провел во время учебной практики на «Дау- рии» будущий инженер-механик, Александр Васильевич: по­ старался передать ему основные приемы обслуживания, главной машины, вспомогательных механизмов. По словам А. В. Поповича, ii3 африканского парня выйдет хороший специалист , поскольку море он любит, а стать судовым механиком мечтает давно. И .мечта эта, конечно, сбудется. Фото В. КОНОНОВА. С ПОМОЩЬЮ С Р Е ДС Т В МЕХАНИЗАЦИИ Не узнать сегодня первы й грузовой район М урм анского м орского ры бного порта, м но­ гие причалы которого были построены eme в годы первы х пятилеток. Новое поколение составляет его коллектив. С помощ ью средств м еханизации значительно ускорилась обра­ ботка судов. За одну смену бригада донеров-механизаторов может из трю м а в железнодо­ рож ны е вагоны перегрузить сотню тонн и больше ры бной продукции. Применение портальны х к р а ­ нов и погрузчиков, высокое профессиональное мастерство пом огаю т портовинам пере­ кры вать нормы вы работки, и нет ничего удивительного в том, что сейчас 17 бригад пер­ вого района уж е трудятся в счет третьего года пятилетии. Наш корр. «ПО ЗЕЛЕНОЙ». ЧТОЭТО ТАКОЕ? Часто мож но слышать: «Идем в порт «по зеле­ ной». Прошу объяснить, что означают эти слова. С. КОЛОСОК, матрос ПСТ «Кореновск» управ­ ления «Севрыбхопсд- флот». На этот вопрос отвечает па чалыши отдела труда п зарй: Qimioii платы морского рыбно­ го корта В. П. Харитонов: — За последние пять лет в связи с освоением новых от­ даленных районов; промысла •произошла заметная передис­ локация транспортного фло­ та Северного бассейна. В этой связи промысловые суда, ба­ зирующиеся в ближних мор­ ских регионах, особенно в периоды .мойвенной путины в. Баренцевом море, стали ис­ пытывать недостаток в транс­ портном обеспечении. По этой причине возникла необ­ ходимость внепланового при­ хода в порт добывающих су­ дов для сдачи здесь рыбо­ продукции. В целях макси­ мального сокращения потерь ! промыслового времени, воз­ никающих при переходах та- аих судов в порт под раз­ грузку, объединением «Сев- рыба» были регламентирова­ ны сокращенные сроки стоя­ ночного времени. Разгрузка таких кораблей в порту по­ лучила образное название об­ работки «по зеленой». Естественно, может воз­ никнуть вопрос, а собствен­ но, почему обработка судна «по зеленой» должна отли­ чаться от обработки любого другого корабля, -коль скоро портом по общему правилу должна выполняться задача своевременной обработки каждого судна е учетом очередности их прихода? Однако', как покачала мно­ голетняя практика работы порта, обработка судов в по­ рядке очередности приводила зачастую к таким ситуациям, когда судно, разгруженное досрочно, простаивало затем непроизводительно по каким- либо иным обстоятельствам (то ли в ожидании межрей- сового ремонта, то ли в ожи­ дании получения планового снабжения и т. п.). В итоге такой простой судна- сводил на нет достигнутый па гру­ зовых работах аффект. В то же время судно, пришедшее позже и готовое после раз­ грузки сразу же уйти в море, вынуждено было простаивать в ожидании причала и вхож­ дения в норму одновремен­ ной обработки. • Организация обработки су­ дов «по зеленой», которая фактически представляет реализованное на деле право изменять очередность обра­ ботки судов, помогла изба­ виться ~от вышеупомянутого порядка. ■ Прежде всего, организует­ ся строгий учет стояночного времени. Отсюда сразу же выдвигается целевая задача: к такому-то часу и дате по истечении 48 часов после -прихода в порт судна типа БМРТ или 72 часов после прихода судна типа- ГШР завершить полную его обра­ ботку. Реализация же данной задачи начинается уже с мо­ мента подхода судна к порту. Заранее подготавливается грузовой причал. Максималь­ но обеспечивается совмеще­ ние параллельных операций. То есть судно с ходу ставит­ ся под грузовые операции. Проведение самой разгрузки • планируется таким образом, чтобы 1 исключить возмож­ ные простои из-за отсутст­ вия вагонов или необеспечен­ ности разнарядками сбыта. С этой целью выделяется ма­ невренная ‘холодильная ем­ кость. В настоящее время, -если ,и случаются простои. судов, пришедших '«по зеле­ ной», то по форс-мажорным причинам метеорологическо­ го характера.- В этом случае по возможности организовы­ вается погрузка снабжения до окончания выгрузки. Одновременно с грузовы­ ми операциями- ведется и бункеровка судов горюче­ смазочными материалами и топливом. Большую роль в обеспечении скоростной раз­ грузки судов «по зеленой» играет применение бригад­ ной формы труда. При этом более половины таких судов удается обработать за послед­ нее время методом бригадно­ го подряда. РЕЙС БЫЛ ПРЕРВАН.. Экипаж м орского рыболов­ ного сейнера «Марс» объеди­ нения «Мурманрыбпром» ле­ том нынешнего года занимал­ ся освоением ярусного лова зубатки. Затем он участвовал в выполнении договора о межхозяйственной коопера­ ции, заключенного м ежду объ­ единением и тружениками рыболовецкого колхоза имени XXI съезда КПСС. М оряки МРС-128 «Марс» в течение всего сентября доставляли на отдаленные покосы, располо­ женные на островах и Тер­ ском побережье, косцов, снабжали их продовольстви­ ем. После этого сейнер сно­ ва вышел на промысел. Вел судно в Баренцево м о­ ре опытный капитан Алек­ сандр Иванович Д р озд о в. 32 года он посвятил рыбацкому ТР У Д У , поэтому хорошо знает районы лова трески, ерша, зубатки и окуня. Вот и на этот раз он собирался проверить свои «баночки», но выполнить задуманное помешал случай. Недалеко от Кольского за­ лива, в одной из бухт, поис­ ковый прибор показал плот­ ное скопление рыбы, однако траление ничего не дало. Вместо ожидаемой рыбы в- трале оказалось несколько кальмаров. Дело прояснилось: к нашим берегам вновь по­ дошел этот теплолюбивый моллюск. Для его отлова на сейнере еще с прошлого года остались необходимые снасти. Их быстро настроили, но лов продолжался всего восемь ча­ сов. Затем кальмары исчезли. Однако этого времени хвати­ ло, чтобы отловить их больше тонны. Из улова было изгот^ товлено 900 кг филе и загб’ товлено 400 кг щупалец. Так как кальмар «не любит» дол­ гого хранения, капитану при­ шлось запросить разрешения возвратиться в порт... Продукция экипажа была принята с показателем высо­ кой сортности. Так неожидан­ но прервалось плавание м ор­ ского сейнера «Марс». Наш корр. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 22 октября 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz