Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.
АГРЕССОРА-К ПОЗОРНОМУ СТОЛБУ Остановись, агрессор! Уйди с многострадальной земли Ли вана! Разве мало крови про- ц л и то народами Земли? р Израильтяне, вспомните, как царское правительство устра ивало еврейские погромы, как фашисты уничтожали ев реев. В те времена все чело вечество сочувствовало и ста ралось помочь вам. Что ж е творите теперь вы, уничтожая беззащитное насе ление? На что вы надеетесь? Не будет вам прощения не веки веков. Израильтяне, вы — почита тели бога, разве в ваших мо литвенниках есть заповедь: пить человеческую кровь, умерщвлять стариков, детей и женщин?4^ Вы, вооруженные до зубов американским оружием, на шли на ком показать свою си лу — на палестинских бежен цах. Знайте, все народы мира встают на защиту Ливана. Вам несдобровать! До чего вы дошли, вдумайтесь: даже ва ши единомышленники из Египта стали возмущаться. Господа Бегин и Шарон до ведут вас, израильтяне, до то гв, до чего довел фашистскую Германию Адольф Гитлер. Зверства фашистов люди Земли никогда не забудут,' позорным пятном в людской памяти останутся и ваши звер ства в Ливане. Израильтяне! Бросьте ору жие, уйдите из Ливана и жи вите со всеми в дружбе! К. АРАНОВИЧ, ветеран Ве ликой Отечественной вой ны, рабочий М урманского рыбного порта. па стршшн к континентам Тацуо Ито рекламирует мин и-бомбоу беж ища «Наш телефон 473-34-48», — взы ваю т объявления «Атом- б ункер Дж апан корпорейш н». Эта недавно созданная ком па ния занята сбытом атом ны х бункеров. Пока из выброш ен н ы х на р ы н о к 150 мнни-убе- ж ищ продано только одно. Но президент ком пании Тацуо Ито полон оптимизм а. П ричину недостаточного спроса он видит не в огром ной цене, 15 миллионов ион за стальной шар трехметрово- го диаметра для одной семы«, и не в том, что его обладате лем м ож ет стать только богач, имеющим около дома надел земли, где м ож но зары ть свое «сокровищ е», а во «временном заблуждении японцев и недо поним ании ими наивысш ой опасности». «Я понцы считаю т, что к о н ституция. запрещ ающ ая войну, убережет их от нападения,—у т верждает торговец.— Но это не так. С другой стороны, неко торые, особенно молодежь, д у мают, что если атомная война разразится, гибель всех неиз бежна. Это тож е заблуждение. Возможно, в такой войне по гибнет 80 процентов японцев, но оставшиеся 20 процентов мо гу т выжить». Не знаем, о т ку да Ито взял эти цифры, но чтобы попасть в число счаст ливцев, а скорее для рекламы своих товаров, он обзавелся домашним укры тием . Дай бог, иронизирует газета «М айнити дейли ньюс», чтобы война не началась, когда президент (ком пании. — РЕД.) будет на работе, а то, не ровен час. не успеет добежать... Сейчас в Японии индивиду альные убеж ищ а имеют семь десят человек. С е д к и * и з н и х не т а к давно телезрителей страны познаком ило телевиде ние. Военные эксперты , уб еж дая зрителей в советской во енной угрозе, нам екали на то, что не за горами день, когда любоваться солнцем будет про сто н е ко м /. Но «предусм отри тельные» японцы начеку. Ре портаж из личного атомного убежищ а вел «предусм отри тельный» депутат городского собрания города Айои от пр а вящей либерально - дем ократи ческой партии Дзэн-дзо Мацу- баяси. Я попросил члена бюро пре- ф ектурального совета Гэнсуйкин (Я понский национальны й ко н гресс за запрещение ядерного оруж ия) Хэго Кацум и Хасммото вы сказать свои соображения по поводу новой кам пании. — В мире наноплено более сорока ты сяч ядерны х заря дов, — сказал Хасимото. — По сумм арной мощ ности они равносильны м иллиону бомб, ун ичто ж ивш и х Х иросим у и Нагасаки. Так что в случае развязывания ядерной войны, по всей вероятности, будет уж е не до убежища. То убежище, которым распо лагает Д. Мацубаяси, — про должал Хасимото, — может вместить пятьдесят человек. В двухэтаж ном подземном б унке ре заготовлены прод укты и во да на две недели, затем несча с тн о м все равно придется вы йти на поверхность. Не трудно себе представить, ка кие встанут проблемы перед теми, кто останется в ж ивы х: загрязнение радиоактивностью воздуха, почвы, отсутствие пригодной пищ и, воды и т. д. Это говорит о полной несосто ятельности предлагаемых пла нов защ иты Токио. В. НАМЯТОВ, иорр. АПН. В Н И М А Н И Е : Я Д О В И Т О ! На первый взгляд, этот снимок, опубликованный, в англий ской газете «Морнинг стар», совершенно невинного содержания. Однако за ним стоит трагедия тысяч жителей Британских оет- ровои. Запечатленная на снимке Джулия Логан с дочерью указывает на маленький и незаметный заборчик, которым Джулия и ее муж Стюарт несколько лет назад огородили цветочные клумбы. Как выяснилось немного позже, сделан он был из асбеста, вы пускаемого многими английскими фирмами по производству стройматериалов из отходов химической промышленности Идея в общем-то хорошая экономить на промышленных отходах, но, как оказалось, в действительности компании эко номики на здоровье людей. Дело в том, что асбест данного с« става содержит огромное количество ядовитых и вредных для человеческого организма веществ, которые в процессе ра.зруше ния изделия обильно выделяются в атмосферу, заражая воздух, а через него и людей. Последствием заражения являются тя желые поражения легких. сердечно-сосудистой системы и слизистой оболочки полости рта. психические расстройстве- и болезни печени... Узнав, что невинный с виду заборчик в саду не менее опас ный сосед, чем. скажем, -гремучая змея, семья Логан обратилась за справкой в администрацию компании-изготовителя за разъяснениями. Однако получила следующий ответ: «Производи мая нами продукция совершенно безвредна и даже рекоменду ется для изготовления игрушечных кубиков для развития дет ского технического творчества (!). но коли уж заказчикам товар не нравится, то мы можем забор снести за плату в 100 фунтов стерлингов». В конце концов, сославшись на- нехватку свободных рабочих, Логанам посоветовали взять лопаты в руки и своими силами избавиться от забора, утопи» обломки в ближайшем водоеме. «Только не забудьте завернуть их в какой-нибудь водонепрони цаемый пакет, ведь ближайший пруд находится неподалеку -от нашего оффиса...* . . . . Ф отохро ни ка ТАСС. А тут не престо случайны е пассаж иры , аг^якСтеры. Да еще вы ступаю т, и гр аю т для них. Разумеется, спе ктакли мы не возили. Н евозм ож но это. Ставили ко н ц е р тн ую програм м у: о тр ы в ки , отдельные сцены . ■ ны неш нем году подготовили что-то вроде ко м по зи ц и и из инсценировок пьес Ш укш и н а , песен Светлова, О куд ж авы . Но к а к они слуш али, к а к см от- рели! И вообще, к а к и х людей мы ув и дели в море! Мажется, что ни человек, то индивидуальность. А кте р ы во время подобных выходов в районы промысла очень многое получа ю т и для себя лично. Начинаешь по- иастоящ ему понимать, что такое труд ры бака, это действительно тяж елы й м уж с ко й труд. Ш кино, к н и га х — одно, I» совсем другое — увидеть своими гла зами. Р азговоры , беседы с этими людь- Й и — надолго отклады ваю тся в память, и тем у ж е ведь мы живем в м орском Городе, где больш инство людей и^еет ко ть какое-нибудь, пусть даже опосре дованнее отнош ение к морю. То есть актеры после т а ки х выходов, да и театр в целом, становятся ближ е к своему по тенциальном у зрителю . Сейчас мы планируем следующ ий вы- и ед в море весной, уж е тремя гр у п п а ми. ЛУЧШЕ ДОСАДА . НО НЕ РАВНОДУШИЕ Можно, наворноо, предположить, что то рыбаки, которые видели актеров нынче летом у себя на судне, вернув шись домой, впервые, может быть, предложат своей жене сходить в театр. А придя туда, узнают кого-нибудь из играющих на сцене. Они с гораздо большим вниманием будут следить за развертывающимся на сцене действи- актеры, в свою очередь, с не меньшим основанием предполагая, что в зале сидит кто-то, с кем они совсем недавно вели разговоры о жизни во время перекура на палубе, будут иг рать тоже чуточку по-другому. С боль шей ответственностью, достоверностью. В результате — увеличивается воз можность установления контакта с за лом, важнейшего фактора, определяю щего успех спектакля. Ибо, когда его нет, когда зритель уходит равнодуш ным, тогда — провал. Пусть лучше. уж если на то пошло, публика будет раздосадована, но не равнодушна. С этого контакта начинается важней ший и совершенно трудно объяснимый процесс воспитания зрителя. Ведь да леко не всегда успех, с точки зрения зрителя, определяется такими факто рами, как образование, профессия или жизненный опыт сидящих а зале. Театр должен быть выше зрителя? Да. Но надо, чтобы разрыв этот не был очень велик, иначе «стает угроза не обратимого процесса взаимного непо нимания. И ниже зрителя нельзя быть. Ставить на потребу зрителя дешевые «действия» и «водевильчики» — эту корм уш ку и спасение для финансовой стороны жизнедеятельности*— любой уважающий себя театр посчитает ни же своего достоинства. Зрителя нужно растить, воспиты вать, вести за собой. Это очень нелег ко, и поэтому требуется найти и вы держать ту золотую середину, чтобы выдержать эти оба требования. В нашем театре, п ом н » о разных ка тегориях зрителей, ставят и разные спектакли. Но при этом никогда не размениваясь на «дешевку». Вот, например, совершенно особая категория — подростки. ПОДРОС ТКИ В ТЕАТРЕ Г. Г. МИХАИЛОВ: С общей иультурой у нас, скаж ем так, еще не все благопо лучно. Но вот что касается подростков, то здесь непочаты й край работы Очень нем ногие родители ведут детей в театр. А если и ведут, те не всегда на те спе ктакли , накие н уж ны ребятам В аку ум в этой части воспитания очевиден Нет, наверное, ничего плохого в по вальном увлечении ребят дискотеками. Но когда оно становится единственным способом провож дения свободного вре мени — это плохо, это опасно Подросткам театр адресовал в прош лом году свою н овую работу (одну из интереснейш их в репертуаре) — спе к такль «Родительская суббота». Ее смот рели (организованно) м ногие ш кол ьни ки . А на одну по ста но вку мы специаль но пригласили педагогов и воспитате лей одной из м у р м а н ски х ш кол-интерна тов, где воспиты ваю тся дети с нелег кой судьбой. Тогда, после онончания спектакля, у актеров и педагогов дол го шел серьезный и заинтересованный разговор. А ЗРИТЕЛЬ НЕ ПОНЯЛ... Театр внимательно следит за своим зрителем, настойчиво и целенаправ ленно ищет к нему пути. Но не всегда добивается успеха. Порой люди поки дают зал, не поняв игры актера, за мысла драматурга. Это, конечно, каса ется не только нашего театра. Подоб ная ситуация, например, произошла совсем недавно во время гастролей московского театра им. М. Н. Ермоло вой с одним иэ известнейших спектак лей последних лет — «Утиной охотой» А. Вампилова. Сложнейший драматургический мате риал, философский а самом прямом смысле этого слова, был попросту не воспринят. Пожимали, уходя, плечами, роняли недоуменно реплики: «Пока зывают пьяниц каких-то, алкоголике*!» Чья тут вина? Существует мнение, что до подлин ного смысл» в постановке пьес Вампи лова аообще еще но дошли, не д о р о сли, — большинство ектеров, режиссе ров, зрителей. Но время, как говорит ся, работает на нас. Г. Г. Михайлов убежден, например, что мурманские зрители в общей мас се своей все же растут, и в подтвер ждение вспоминает, как несколько лет назад ставил он пьесу А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Работа эта была тогда воспринята очень по верхностно, обывательски. — Но вот сегодня, мне каж ется, этот спе ктакл ь прошел бы по-другом у, глуб ж е. Сейчас этот материал был бы для зрителя не та к труден Ну а кроме то го, смею надеяться, что и мы — театр — растем, творчески взрослеем. Театр, несомненно, взрослеет, взро слеет и зритель. Тем не менее театр смотрит на своего зрителя серьезно, не принижая его достоинств, но и не обольщаясь относительно его подго товки, уровня восприятия. Потому и к репертуару нового, 44-го, сезона он подошел с учетом существова ния различных категорий зрителя. НОВЫЕ А Ф И Ш И Итак, что нового появится на афишах в 1*82/83 году? Пьеса М. Горького «Фальшивая мо нета». Написана она было ■ 1913 году, позже неоднократно переделывалась. На театральной сц ен* мало извести*. Ставит спектакль режиссер В. Пази. Вторая премьера — спектакль по пьесе английской писательницы, дра матурга Шейлы Дилени «Вкус меда». Это очень необычный материал. Напи сана пьеса в пятидесятых годах. Автор ее была в то время совсем ещ« моло- деньной фабричной девчонкой. Оиа вывела в своей пьесе — первом и с« мом удачном произведении — образы «рассерженных молодых людей». Еще одна работа — спектакль по пьес* молодого м осковского драма турга А. Казанцева «Старый дом». • 1583 году театр собирается обратиться к творчеству норвеж ского драматурга Г. Ибсена— его пьесе «Гедда Гвблер». Для юношестве режиссер В. Пази делает инсценировку фантастического детектива братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста». К весенним школьным каникулам другой молодой режиссер В. Цхакая готовит сказку А. Александрова «Ши шок». Г. Г. Михайлов начал работу над спектаклем о выборе гражданской по зиции Ю. Макарова «Не был... ке со стоял... не участвовал». В конце сезона на малой сцене пла нируется выпустить еще одну новую работу — «Две стрелы» по пьесе А Володина, сделанную в забавном жанре, который м ож но охарактеризо вать так: детектив каменного века... Планы разнообразны и интересны. Как они''буд ут осуществлены — оцен ку даст зритель, главное действующее лицо театра. Т. БОЙКОВА. 15 октября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 9 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz