Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.

АГРЕССОРА-К ПОЗОРНОМУ СТОЛБУ Остановись, агрессор! Уйди с многострадальной земли Ли­ вана! Разве мало крови про- ц л и то народами Земли? р Израильтяне, вспомните, как царское правительство устра­ ивало еврейские погромы, как фашисты уничтожали ев­ реев. В те времена все чело­ вечество сочувствовало и ста­ ралось помочь вам. Что ж е творите теперь вы, уничтожая беззащитное насе­ ление? На что вы надеетесь? Не будет вам прощения не веки веков. Израильтяне, вы — почита­ тели бога, разве в ваших мо­ литвенниках есть заповедь: пить человеческую кровь, умерщвлять стариков, детей и женщин?4^ Вы, вооруженные до зубов американским оружием, на­ шли на ком показать свою си­ лу — на палестинских бежен­ цах. Знайте, все народы мира встают на защиту Ливана. Вам несдобровать! До чего вы дошли, вдумайтесь: даже ва­ ши единомышленники из Египта стали возмущаться. Господа Бегин и Шарон до­ ведут вас, израильтяне, до то гв, до чего довел фашистскую Германию Адольф Гитлер. Зверства фашистов люди Земли никогда не забудут,' позорным пятном в людской памяти останутся и ваши звер­ ства в Ливане. Израильтяне! Бросьте ору­ жие, уйдите из Ливана и жи­ вите со всеми в дружбе! К. АРАНОВИЧ, ветеран Ве­ ликой Отечественной вой­ ны, рабочий М урманского рыбного порта. па стршшн к континентам Тацуо Ито рекламирует мин и-бомбоу беж ища «Наш телефон 473-34-48», — взы ваю т объявления «Атом- б ункер Дж апан корпорейш н». Эта недавно созданная ком па­ ния занята сбытом атом ны х бункеров. Пока из выброш ен­ н ы х на р ы н о к 150 мнни-убе- ж ищ продано только одно. Но президент ком пании Тацуо Ито полон оптимизм а. П ричину недостаточного спроса он видит не в огром ­ ной цене, 15 миллионов ион за стальной шар трехметрово- го диаметра для одной семы«, и не в том, что его обладате­ лем м ож ет стать только богач, имеющим около дома надел земли, где м ож но зары ть свое «сокровищ е», а во «временном заблуждении японцев и недо­ поним ании ими наивысш ой опасности». «Я понцы считаю т, что к о н ­ ституция. запрещ ающ ая войну, убережет их от нападения,—у т ­ верждает торговец.— Но это не так. С другой стороны, неко­ торые, особенно молодежь, д у­ мают, что если атомная война разразится, гибель всех неиз­ бежна. Это тож е заблуждение. Возможно, в такой войне по­ гибнет 80 процентов японцев, но оставшиеся 20 процентов мо­ гу т выжить». Не знаем, о т ку ­ да Ито взял эти цифры, но чтобы попасть в число счаст­ ливцев, а скорее для рекламы своих товаров, он обзавелся домашним укры тием . Дай бог, иронизирует газета «М айнити дейли ньюс», чтобы война не началась, когда президент (ком пании. — РЕД.) будет на работе, а то, не ровен час. не успеет добежать... Сейчас в Японии индивиду­ альные убеж ищ а имеют семь­ десят человек. С е д к и * и з н и х не т а к давно телезрителей страны познаком ило телевиде­ ние. Военные эксперты , уб еж ­ дая зрителей в советской во­ енной угрозе, нам екали на то, что не за горами день, когда любоваться солнцем будет про­ сто н е ко м /. Но «предусм отри­ тельные» японцы начеку. Ре­ портаж из личного атомного убежищ а вел «предусм отри­ тельный» депутат городского собрания города Айои от пр а­ вящей либерально - дем ократи­ ческой партии Дзэн-дзо Мацу- баяси. Я попросил члена бюро пре- ф ектурального совета Гэнсуйкин (Я понский национальны й ко н ­ гресс за запрещение ядерного оруж ия) Хэго Кацум и Хасммото вы сказать свои соображения по поводу новой кам пании. — В мире наноплено более сорока ты сяч ядерны х заря­ дов, — сказал Хасимото. — По сумм арной мощ ности они равносильны м иллиону бомб, ун ичто ж ивш и х Х иросим у и Нагасаки. Так что в случае развязывания ядерной войны, по всей вероятности, будет уж е не до убежища. То убежище, которым распо­ лагает Д. Мацубаяси, — про­ должал Хасимото, — может вместить пятьдесят человек. В двухэтаж ном подземном б унке­ ре заготовлены прод укты и во­ да на две недели, затем несча­ с тн о м все равно придется вы йти на поверхность. Не­ трудно себе представить, ка­ кие встанут проблемы перед теми, кто останется в ж ивы х: загрязнение радиоактивностью воздуха, почвы, отсутствие пригодной пищ и, воды и т. д. Это говорит о полной несосто­ ятельности предлагаемых пла­ нов защ иты Токио. В. НАМЯТОВ, иорр. АПН. В Н И М А Н И Е : Я Д О В И Т О ! На первый взгляд, этот снимок, опубликованный, в англий­ ской газете «Морнинг стар», совершенно невинного содержания. Однако за ним стоит трагедия тысяч жителей Британских оет- ровои. Запечатленная на снимке Джулия Логан с дочерью указывает на маленький и незаметный заборчик, которым Джулия и ее муж Стюарт несколько лет назад огородили цветочные клумбы. Как выяснилось немного позже, сделан он был из асбеста, вы­ пускаемого многими английскими фирмами по производству стройматериалов из отходов химической промышленности Идея в общем-то хорошая экономить на промышленных отходах, но, как оказалось, в действительности компании эко­ номики на здоровье людей. Дело в том, что асбест данного с« става содержит огромное количество ядовитых и вредных для человеческого организма веществ, которые в процессе ра.зруше ния изделия обильно выделяются в атмосферу, заражая воздух, а через него и людей. Последствием заражения являются тя желые поражения легких. сердечно-сосудистой системы и слизистой оболочки полости рта. психические расстройстве- и болезни печени... Узнав, что невинный с виду заборчик в саду не менее опас­ ный сосед, чем. скажем, -гремучая змея, семья Логан обратилась за справкой в администрацию компании-изготовителя за разъяснениями. Однако получила следующий ответ: «Производи­ мая нами продукция совершенно безвредна и даже рекоменду­ ется для изготовления игрушечных кубиков для развития дет­ ского технического творчества (!). но коли уж заказчикам товар не нравится, то мы можем забор снести за плату в 100 фунтов стерлингов». В конце концов, сославшись на- нехватку свободных рабочих, Логанам посоветовали взять лопаты в руки и своими силами избавиться от забора, утопи» обломки в ближайшем водоеме. «Только не забудьте завернуть их в какой-нибудь водонепрони­ цаемый пакет, ведь ближайший пруд находится неподалеку -от нашего оффиса...* . . . . Ф отохро ни ка ТАСС. А тут не престо случайны е пассаж иры , аг^якСтеры. Да еще вы ступаю т, и гр аю т для них. Разумеется, спе ктакли мы не возили. Н евозм ож но это. Ставили ко н ц е р тн ую програм м у: о тр ы в ки , отдельные сцены . ■ ны неш нем году подготовили что-то вроде ко м по зи ц и и из инсценировок пьес Ш укш и н а , песен Светлова, О куд ­ ж авы . Но к а к они слуш али, к а к см от- рели! И вообще, к а к и х людей мы ув и ­ дели в море! Мажется, что ни человек, то индивидуальность. А кте р ы во время подобных выходов в районы промысла очень многое получа­ ю т и для себя лично. Начинаешь по- иастоящ ему понимать, что такое труд ры бака, это действительно тяж елы й м уж с ко й труд. Ш кино, к н и га х — одно, I» совсем другое — увидеть своими гла­ зами. Р азговоры , беседы с этими людь- Й и — надолго отклады ваю тся в память, и тем у ж е ведь мы живем в м орском Городе, где больш инство людей и^еет ко ть какое-нибудь, пусть даже опосре­ дованнее отнош ение к морю. То есть актеры после т а ки х выходов, да и театр в целом, становятся ближ е к своему по­ тенциальном у зрителю . Сейчас мы планируем следующ ий вы- и ед в море весной, уж е тремя гр у п п а ­ ми. ЛУЧШЕ ДОСАДА . НО НЕ РАВНОДУШИЕ Можно, наворноо, предположить, что то рыбаки, которые видели актеров нынче летом у себя на судне, вернув­ шись домой, впервые, может быть, предложат своей жене сходить в театр. А придя туда, узнают кого-нибудь из играющих на сцене. Они с гораздо большим вниманием будут следить за развертывающимся на сцене действи- актеры, в свою очередь, с не меньшим основанием предполагая, что в зале сидит кто-то, с кем они совсем недавно вели разговоры о жизни во время перекура на палубе, будут иг­ рать тоже чуточку по-другому. С боль­ шей ответственностью, достоверностью. В результате — увеличивается воз­ можность установления контакта с за­ лом, важнейшего фактора, определяю ­ щего успех спектакля. Ибо, когда его нет, когда зритель уходит равнодуш ­ ным, тогда — провал. Пусть лучше. уж если на то пошло, публика будет раздосадована, но не равнодушна. С этого контакта начинается важней­ ший и совершенно трудно объяснимый процесс воспитания зрителя. Ведь да­ леко не всегда успех, с точки зрения зрителя, определяется такими факто­ рами, как образование, профессия или жизненный опыт сидящих а зале. Театр должен быть выше зрителя? Да. Но надо, чтобы разрыв этот не был очень велик, иначе «стает угроза не­ обратимого процесса взаимного непо­ нимания. И ниже зрителя нельзя быть. Ставить на потребу зрителя дешевые «действия» и «водевильчики» — эту корм уш ку и спасение для финансовой стороны жизнедеятельности*— любой уважающий себя театр посчитает ни­ же своего достоинства. Зрителя нужно растить, воспиты­ вать, вести за собой. Это очень нелег­ ко, и поэтому требуется найти и вы­ держать ту золотую середину, чтобы выдержать эти оба требования. В нашем театре, п ом н » о разных ка­ тегориях зрителей, ставят и разные спектакли. Но при этом никогда не размениваясь на «дешевку». Вот, например, совершенно особая категория — подростки. ПОДРОС ТКИ В ТЕАТРЕ Г. Г. МИХАИЛОВ: С общей иультурой у нас, скаж ем так, еще не все благопо­ лучно. Но вот что касается подростков, то здесь непочаты й край работы Очень нем ногие родители ведут детей в театр. А если и ведут, те не всегда на те спе ктакли , накие н уж ны ребятам В аку­ ум в этой части воспитания очевиден Нет, наверное, ничего плохого в по ­ вальном увлечении ребят дискотеками. Но когда оно становится единственным способом провож дения свободного вре­ мени — это плохо, это опасно Подросткам театр адресовал в прош ­ лом году свою н овую работу (одну из интереснейш их в репертуаре) — спе к­ такль «Родительская суббота». Ее смот­ рели (организованно) м ногие ш кол ьни­ ки . А на одну по ста но вку мы специаль­ но пригласили педагогов и воспитате­ лей одной из м у р м а н ски х ш кол-интерна­ тов, где воспиты ваю тся дети с нелег­ кой судьбой. Тогда, после онончания спектакля, у актеров и педагогов дол­ го шел серьезный и заинтересованный разговор. А ЗРИТЕЛЬ НЕ ПОНЯЛ... Театр внимательно следит за своим зрителем, настойчиво и целенаправ­ ленно ищет к нему пути. Но не всегда добивается успеха. Порой люди поки­ дают зал, не поняв игры актера, за мысла драматурга. Это, конечно, каса ется не только нашего театра. Подоб­ ная ситуация, например, произошла совсем недавно во время гастролей московского театра им. М. Н. Ермоло­ вой с одним иэ известнейших спектак­ лей последних лет — «Утиной охотой» А. Вампилова. Сложнейший драматургический мате риал, философский а самом прямом смысле этого слова, был попросту не воспринят. Пожимали, уходя, плечами, роняли недоуменно реплики: «Пока­ зывают пьяниц каких-то, алкоголике*!» Чья тут вина? Существует мнение, что до подлин­ ного смысл» в постановке пьес Вампи лова аообще еще но дошли, не д о р о ­ сли, — большинство ектеров, режиссе­ ров, зрителей. Но время, как говорит­ ся, работает на нас. Г. Г. Михайлов убежден, например, что мурманские зрители в общей мас­ се своей все же растут, и в подтвер­ ждение вспоминает, как несколько лет назад ставил он пьесу А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Работа эта была тогда воспринята очень по­ верхностно, обывательски. — Но вот сегодня, мне каж ется, этот спе ктакл ь прошел бы по-другом у, глуб­ ж е. Сейчас этот материал был бы для зрителя не та к труден Ну а кроме то­ го, смею надеяться, что и мы — театр — растем, творчески взрослеем. Театр, несомненно, взрослеет, взро­ слеет и зритель. Тем не менее театр смотрит на своего зрителя серьезно, не принижая его достоинств, но и не обольщаясь относительно его подго­ товки, уровня восприятия. Потому и к репертуару нового, 44-го, сезона он подошел с учетом существова­ ния различных категорий зрителя. НОВЫЕ А Ф И Ш И Итак, что нового появится на афишах в 1*82/83 году? Пьеса М. Горького «Фальшивая мо­ нета». Написана она было ■ 1913 году, позже неоднократно переделывалась. На театральной сц ен* мало извести*. Ставит спектакль режиссер В. Пази. Вторая премьера — спектакль по пьесе английской писательницы, дра матурга Шейлы Дилени «Вкус меда». Это очень необычный материал. Напи­ сана пьеса в пятидесятых годах. Автор ее была в то время совсем ещ« моло- деньной фабричной девчонкой. Оиа вывела в своей пьесе — первом и с« мом удачном произведении — образы «рассерженных молодых людей». Еще одна работа — спектакль по пьес* молодого м осковского драма­ турга А. Казанцева «Старый дом». • 1583 году театр собирается обратиться к творчеству норвеж ского драматурга Г. Ибсена— его пьесе «Гедда Гвблер». Для юношестве режиссер В. Пази делает инсценировку фантастического детектива братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста». К весенним школьным каникулам другой молодой режиссер В. Цхакая готовит сказку А. Александрова «Ши­ шок». Г. Г. Михайлов начал работу над спектаклем о выборе гражданской по­ зиции Ю. Макарова «Не был... ке со­ стоял... не участвовал». В конце сезона на малой сцене пла­ нируется выпустить еще одну новую работу — «Две стрелы» по пьесе А Володина, сделанную в забавном жанре, который м ож но охарактеризо­ вать так: детектив каменного века... Планы разнообразны и интересны. Как они''буд ут осуществлены — оцен­ ку даст зритель, главное действующее лицо театра. Т. БОЙКОВА. 15 октября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz