Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.

В РИЖСКОМ МОРСКОМ ПОРТУ. Фотохроника ТАСС. маю сь о сейчас. Недавно, « прим еру, написал «Восточный цикл» из семи песен на стихи таш кен тско го поэта Шарафа Рашидова и ленинградца Ильи Р езника. Эта работа посвящ е­ на 60-летию образования UCCP. Продолжаю вы ступать с ан ­ самблями. Но с недавнего вре­ мени я стал главным редакто­ ром м узы ка л ь н ы х передач Л атвийского радио. И теперь это моя самая важная работа. Прежде всего она помогает и ска ть новые таланты. Cei+час у нас спланирована на дли­ тельны й срок запись на маг­ нитоф онную ленту выступле* ний сел ьски х самодеятельных вокально-инструм ентальны х ан­ самблей. Их н и кто пока еще не знает, разве тольно товари­ щи по работе да постоянны е посетители илубов, где они ре­ петирую т. Это — энтузиасты и * Смилтене, Валмиеры, Цеси са и д руги х городов. Новое направление получила и наша передача «Будьте зна­ комы ». В ней мы даем время не только хорош им исполни­ телям из д руги х сою зны х рес­ пуб лик, зарубеж ны м колл екти­ вам. но и талантливым само­ деятельным певцам, м узы ка н ­ там. Разумеется, я не оставляю творческое содруж ество и с заслуж енной артисткой РСФСР Аллой П угачевой, которая не­ давно вы ступила с новой пр о г­ раммой в Юрмале. Материалы подготовлены редакцией газеты «Со- » Р А С Ц В Е Т А Е Т КРАЙ ЯНТАРНЫЙ Вот уже 23 года работает на промысле плавбаза «Рига» управления «Севрыбхолодфлот». О республике, название ФЯттцы которой красуется на борту судна. — наш се- годаянший рассказ. Ведут его известные всей Латвии люди. Ан&рис ВЕЯН, поэт: — Из далеких дней, из пла­ м енны х лет революции и гр а ж ­ данской войны дошел до нас девиз легендарны х ла ты ш ски х кр а с н ы х стрелков: «За свобод­ ную Латвию в свободной Рос­ сии!» В начале 1Э20 года внутрен­ няя контрреволю ция и м еж ду­ народны й империализм обо­ рвали эту историческую связь. Н аступило двадцатилетнее гос­ подство националистической б урж уазии и ф аш истского ре­ ж им а. «Кусочном масла и бе­ кона, заж атым в алчны х р у­ ка х империалистов» назвал Л атвию того времени народ­ ны й поэт республики Ян Суд- рабкалн. Волей латыш ского народа связь времен была восстанов­ лена. Летом 1940 года наша республика влилась в братский Советский Союз. Путь, прой­ денный моим народом за со­ ро к с небольшим лет, равен целому столетию. Нынешняя Латвия по своему эконом иче­ ском у потенциалу — это 46 Латвий довоенного времени! И стоки этого чуда — в един­ стве, в бескоры стной и щед­ рой помощи всех советских народов, и прежде всего — вели, ко го русского народа. Можно привести ты сячи примеров, ил лю стрирующ их благотвор­ ность неразры вны х связей на­ шей республики с народами- братьями. Коллективы почти 900 предприятий России, У к ­ раины , Белоруссии и д ругих респуб лик приним аю т участие в изготовлении пр од укц ии пр о­ славленного объединения ВЭФ. П лявиньскую ГЭС — кр у п н е йш ую электростанцию Д аугавпил сского каскада — по­ могала строить в первые пос­ левоенные годы буквально вся страна. Многие гидростроители — представители двадцати на­ циональностей — сооружали потом Р и ж скую ГЭС, а сейчас приступили к строительству Д аугавпилсской. Мощная электрическая река, рожденная в нашем янтарном крае совместным трудом совет­ с ки х людей, буквально вдох­ нула ж и зн ь не только в пр о­ мыш ленность, но и в сельское хозяйство республики. Потреб­ ление электроэнергии возрос­ ло здесь в ты сячу раз. Т р а к­ торы, ком байны . автомобили, мелиоративная и другая тех­ ника с м аркой предприятий М осквы , Ленинграда, Харькова, м ногих д руги х городов Союза работают на полях и фермах Латвии. И наша республика, конечно, rte остается в долгу. Электро- и дизель-поезда, вагоны, м и к­ роавтобусы. телефонные стан­ ции. мебель, текстиль хорошо знаю т во всех уго л ка х нашей необъятной О тчизны. Ярким светом расцвела ла­ тыш ская культура. В послево­ енные годы были созданы и весомо заявили о себе А каде­ мия н а у к ЛССР, националь­ ная кинематограф ия. Произве­ дения наш и х литераторов пе­ реводятся на все язы ки наро­ дов СССР. Мы гордимся успе­ хами мастеров изобразительно­ го и прикладного искусства. Могучей симфонией дружбы звучат м ноготы сячны е празд­ н ики песни. Сегодня Советская Латвия равная среди равны х рес­ пуб лик нашего социалистиче­ ского Отечества, имя ее наве­ ки срослось со всей советской землей. Сияет на башнях Ри­ ги, над водами Балтики, над берегами Д аугавы солнце сво­ боды и счастья. Мартин ЛИДАКС , заслу­ женный рыбак Латвийской ССР: — Незадолго перед войной на последние деньги вместе с моим соседом Янисом К рум инь. шем мы купи л и лайву (бар­ кас). Но не принесла она нам счастья в те годы. Придешь, бывало, с уловом, а на берегу перекупщ ики. Хитры е бестии, знают, что ры б ак сам не по­ едет торговать на ры нок. Вот и скупали улов за бесценок. Дня через два в доме снова ни грош а. Опять сталкивать баркас на воду и в море. Я вот прож ил больш ую ж и зн ь и с ка ­ ж у так: начну иногда вспоми­ нать свою молодость... нет, не могу вспом нить ничего добро­ го, светлого. Вечная забота, к а к завтра будешь ж и ть . Ведь мережи-то и сети частенько бывали пустым и. Значит, то­ пай к том у ж е п е р е купщ и ку и залезай в долги... После войны дела пошли совсем по-другом у. Местные ры баки объединились а кол ­ хоз. Многое изменилось с тех пор, разумеется, к лучш ему. Это м ож но проследить хотя бы на примере моей семьи. Стар­ ший сын окончил мореходное училище, стал капитаном о г­ ромного промы слового судна — плавучего рыбозавода. А помогли ему стать командиром- Судоводителем не только наш прославленный ры бак Бруно Кондрус, но и опы тны е ка п и ­ таны Александр Едемский и В ладим ир. К улинин, приехав­ шие в Латвию из М урманска. Именно они помогли нам ос­ воить промысел в А тлантиче­ ском океане. Я горж усь тем, что мой сын стал Героем С оциалистического Труда. Он сейчас капитан Р иж ­ ского м орского ры бного пор­ та. Под его ком андованием де- ^ р ти и Г П Л D n H U U V Т Л П Ш Л плавбаз — пятнадцать! Нынешней весной я привез к старому б аркасу своего в н у ­ ка Эинара. Он — кур са н т Ле­ нинградского вы сш его и нж е­ нерного м орского училищ а имени адмирала Макарова. Советская власть сделала настоящ ими людьми и д ругих моих детей. Дочь Рита стала первым ученым — выходцем из нашего п р им о рского посел­ ка Куйвиж и. После окончания Л атвийского Государственного университета . она защ итила канд ид атскую диссертацию и стала биологом -ихтиологом . Вторая моя дочь —Вилма —ме­ дицинский работник. Разве мог я мечтать об этом в годы б урж уазного режима!.. Только в единой семье на­ родов нашей великой Родины — С оветского Союза нашли счастье и мы, латвийские р ы ­ баки. Раймонд ПАУЛС , народ­ ный артист Латвийской ССР: — Слушатели пр ивы кл и к тому, что я пиш у песни, д ир и ­ ж и р ую или вы ступаю в каче- г т и » п ы а и и г т з Ч т и м a i a u u . 1 0 № ( Т И П Ы Н Ш Открылся 44-й сезон в Мурманском облдрамтеатре I/О М У нужен театр? Живут же ты- ■* сячи людей, никогда в жизни не переступавшие порога театра... и ни­ чего — ж из ут 1 Ну а те, кто ходит а театр, кто »ни? И зачем они идут туда? Вместо того, чтобы хорошенько отдохнуть пос­ ле работы на любимом диване с «Фут­ болом — хоккеем» или хорошей кни­ гой в руках; посидеть спокойно перед телевизором, имея по'д рукой сигарету и чашку крепкого чая, а то и заняться чем-нибудь полезным по д ом у — детей, например, повоспитывать, с женой по­ беседовать... Нет. Бросают все, д о м и детей, и бегут под ручку с женой в театры, толкаясь сначала а троллейбу­ се, а потом в раздевалке... А затем отсиживают три часа в зале и наблю­ дают, затаив дыхание, за перипетиями в судьбе какого-нибудь «тринадцатого председателя» или «толкача-строителя Шмндина». И переживают. И плачут. А бывает — уходят разочарованные. Но проходят месяц-другой, и снова лихо­ радочные сборы, пробежка, фойе, зал — здравствуй, театр! Ну ладно, если там столичный какой-нибудь, имени Ленсовета или Малый... А если взять наш, местный, мурманский облдрам- театр? Кто заполняет его зал? КТО ХОДИТ В ТЕАТР! Театральный зритель в общай массе своей многолик и многообразен. Есть категория людей, которые хо­ дят в театр потому, что появились но­ вые туфли и портниха удачно сшила платье. Очень хочется показаться в об­ новке, а где? Есть люди, которые ходят в театр потому, что твердо знают: так поступа­ ют все культурные и приличные люди. Есть категория «театральных дам». Это немногочисленная, но довольно постоянная группа женщин, которую неизменно можно видеть на каждой премьере, каждом новом гастрольном спектакле. Они сдержанно нарядны, всегда имеют при себе программку, не ж ую т конфет и не кашляют во время действия. Еще одна группа — это те, кто хо­ дит в театр, что называется, по обязан­ ности. Обязанности разные: то ли ж е ­ на настаивает, то ли еще что... А кте­ рам с ними нелегко. На лицах этих людей присутствует легчайший, но все ж е ощутимый налет снисходительного внимания. Есть театральные девочки. Не те, ко ­ торые где-нибудь ■ М оскве или Ленин­ граде поджидают, толкаясь и щебеча, своих кумиров у служебного входа, а наши, по большей части скромные и милые девочки из пединститута или педучилища, реже — старшеклассни­ цы, еще реже — молодые работницы. А есть зритель организованный — курсанты мореходных училищ, школь­ ники, учащиеся ПТУ, военнослужащие. Это зритель шумный, громкоголосый, который в антракте может, не м ор г­ нув глазом, проглотить пару п ирож ­ ных и запить их сладчайшим «Бурати- но». Это — целина. И есть, наконец, люди, случайно по­ павшие в театр, — кто-то отдал им свои билеты или некуда было податься вечером. А где же чистый зритель? В нату­ ральном, так сказать, виде, театраль­ ный зритель высокой пробы? Тот, почти легендарный почитатель театра, кто не только не будет кашлять, чихать или разворачивать «трюфелину» во время немой сцены; кто не позволит себе опоздать; кто беспокоится не только о прическе, но и о душевном настрое; кто знает актеров по именам, в лицо и даже более; кто знает и пьесу, и ав­ тора, — одним словом, не зритель, a мечта хорошего актера? Есть, наверное, и такие зрители. Но сегодня они — редкость. Плохо это, хорошо ли — это все ж е исключение, и не о них речь. А потому мы гово­ рим о большинстве. О тех, кто каждый вечер заполняет уютный зал наше­ го драматического театра, кто торопит­ ся сюда, несмотря ни на что, по мень­ шей .мере пять-шесть раз в году, кто составляет названные выше категории. Это по большей части неискушенный, доверчивый, но тем не менее чувству­ ющий и фальшь, и правду, благодарно аплодирующий и не торопящийся по­ кинуть зал зритель. Одним словом, по­ говорим о нас с вами, о мурманских театралах. ГАСТРОЛИ С разговора о зрителях началась на­ ша беседа с главным режиссером о б ­ ластного драматического театра Г. Г. Михайловым накануне самого OTKpbii;t»"| сезона. Нынешним летом театр побы­ вал на гастролях в городах-героях Керчи и Новороссийске. . В прошлом году актеры выступали в Горьком и Свердловске —. старинных русских' го ­ родах с давними и устоявшимися теат­ ральными традициями. До этого гастро­ лировали в Прибалтика, где, как ‘ изве­ стно, царит особая театральная куль­ тура, особое отношение к театру. И, несмотря на определенные различия, везде выступления наших актеров про­ ходили в атмосфера доброжелатель­ ного внимания. Вероятно, гастроли, прошлые и нынешние, оставили какой- то след в жизни тех городов, где он< проходили. Но немало они дали и са­ мому коллективу театра. И все ж е глубокое впечатление оставили не эти — большие, а малые гастрольные па- ездки, которые состоялись до и после «больших». Это выступления перед тр у­ дящимися нашей области, перед ры ­ баками, во время выхода группы акте­ ров в море. СЦЕНА НА ПАЛУБЕ Согласитесь, что это разные вещи —• играть в большом зале, перед иску­ шенным зрителем Таллина или курорт­ ной публикой Новороссийска, и высту­ пать на сцене сельского клуба или в кают-компании морозильного траулера. Г. Г. МИХАИЛОВ: —Наши актеры н ы ­ неш ним летом второй раз вы ход ил* 8 море на 20 дней. Это была в общем-т» молодежная гр уп па . А в первый раз — несколько лет назад — м ож но сказ^"% . «старички» ходили. Я тогда тож е б ы л '» и х числе. Впечатления незабываемые. Главное — начинаеш ь более остро п о ­ ним ать, что твоя работа н уж н а людям. Конечно, выступать перед рыбаками непосредственно на судне гораздо труднее, чем в театре, но и в то же время — намного легче. Потому что ви­ дишь необыкновенное проявление чув­ ства благодарности. Люди, по полгода проводящие в рейсе, занятые тяжелей­ шим физическим трудом, находящиеся в, та к сказать, замннутом, ограниченном рамнами судна пространстве, рады по­ явлению каждого нового лица с берега. в 8 стр. а «РЫБНЫЙ МУРМАН» 15 октября 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz