Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.
Почетный гражданин Мурманска, бес сменный руководитель в течение мно ги х лет управления «Мурмансельдь», а затем — «Севрыбхолодфлота», участник обороны Советского Заполярья, кавалер многих высоких наград Родины за бое вые и трудовые заслуги, активный изоб ретатель и рационализатор — таким знают многие мурманчане Георгия Ми хайловича Бородулина, ныне пенсионе ра. Живет он с семьей в Ленинграде, но ежегодно бывает в Мурманске. Мне в течение почти трех десятилетий не раз приходилось вступать в деловой конта кт с этим прекрасным специалис том и интересным человеком. И всегда вопросы, интересовавшие меня, получа ли полное разрешение, всегда с пони манием и заинтересованностью Георгий Михайлович относился к нуждам «Рыб ного Мурмана». Не раз наши разговоры сводились к одной мысли: надо писать, рассказывать молодежи о пройденном пути, о людях, которые поднимали про мышленность на Севере, строили горо да и предприятия, воевали, отстаивая честь и независимость Родины. I I вот эта ‘мысль нашла воплощение в рукописи Георгия Михайловича, -ко торая лежит на моем рабочем столе. Он признался мне как-то, что бумаг в своей жизни написал великое множе ство, но все это — документы, разные официальные «опусы». На очерки же он, увы, никогда «не замахивался». А людей ветеран знал и помнит многое. Александр Григорьевич Черемный — наш мурманский Маресьев, механик, потерявший руку, но оставшийся в строю, это специалист, на которого, ка к говорят, всегда можно положиться. Сегодня он — герой очерка Г. М. Бородулина. К характеристике А. Г. Черемного добавим одну существенную деталь: руководимая им машинная команда плавбазы « Антарктика » пер вой в «Мурмансельди» (среди машин ны х команд) стала коллективом ком мунистического труда. Представляя автора читателям ежене дельника, хочется от души пожелать Георгию Михайловичу новых успехов в плавании по «литературному морю». П. БЫСТРОУМОВ, заведующий от делом писем еженедельника «Рыб ный Мурман». вить главную машину для ремонта, так как дальнейшая ее работа могла привести к серьезной аварии. Разреше ние было получено. Вся машинная команда во главе с Александром Гри горьевичем приступила к ре монту. Работами руководил ' он сам, в то же время’ лично помогая машинистам. Меша- ла сильная качка, но прихо дилось торопиться, так как шторм усиливался. В один из. моментов, ког да волна сильно накренила плавбазу, поднятая тяжелая деталь своей острой кром кой прижала руку Александ ра Григорьевича. Он закри чал от нестерпимой боли и, пытаясь вырвать руку, поте рял сознание. Все находив шиеся рядом остолбенели от неожиданности. Немного спустя, прядя в себя, пре возмогая сильную боль, Александр Григорьевич спо койным голосом давал ука зания: как лучше сделать, чтобы он мог освободить свою руку. Даже в такую £ Г D КОНЦЕ 1910 года в u небольшом селе Усть- Вага под Архангельском ро дился в крестьянской семье мальчик, которого назвали Александром. С малых лет Саша помо гал родителям вести немуд реное крестьянское хозяйст во. II любил он всегда читать о морских путешест виях и слушать рассказы бывалых людей о дальних плаваниях. По-внднмому, это и предопределило его судь бу. Семнадцати лет, после окончания школы, лелея мечту быть ближе к технике и сблизиться с морем, он по ступил на судомеханическое отделение Архангельского морского техникума. Учился он отлично и потому, имея право выбора при распреде лении, попросил, чтобы его после окончания техни кума направили в Мур манск, в создаваемый там траловый флот. ' Такой выбор не был слу чайном.' Наверное, в его ре шении сыграло свою роль когда-то слышанное в детст ве от старых моряков выра- жепне: «Рыбак — дважды моряк!» Мурманский траловый флот быстро пополнялся в те годы новыми траулерами, построенные на иностран ных верфями на отечествен ных заводах. Поступление новых судов значительно опережало подготовку флот ских кадров. Потому-то и предложили Александру Григорьевичу Черемному сразу должность механика. Правда, пришлось начи нать со старенького РТ-32 «Кумжа», доставшегося трал- флоту от частных рыбопро мышленников. Но и иа этом небольшом корабле Черем- ной показал, что отлично работать он умеет. II вполне естественно, что вскоре ему доверили более совершенную технику. Это были РТ-18 «Профинтерн», РТ-44 «Не ва» и, наконец, РТ-14 «Ста лин», на котором Александр Григорьевич проработал стар шим механиком десять лет. Да каких лет! ■ Это были довоенные, а главное — военные годы, когда промысловые экипажи, презирая опасность, добы вали рыбу в Баренцевом море, где постоянно рыска ли фашистские надводные корабли и подводные лодки, а в воздухе' — их самолеты. Промышлял и РТ-14 «Ста лин». Нужно было иметь ог ромное .мастерство, выдерж ку и смелость, чтобы, по стоянно подвергаясь опас ности, ловить рыбу, обеспе чивая страну продовольстви ем. II работать ■ так, чтобы вражеские корабли не могли обнаружить рыболовные тра улеры. Стояла задача: не демас кировать себя, то есть обес: остался в строю лечить совершенно бездым- ное сгорание топлива. Это было очень сложно, так как качество угля было тогда да леко не лучшим. Чтобы снаб дить траулер к отходу топ ливом, приходилось соби рать по складам остатки уг ля, перемешанного с землей, и даже черпать краном про сыпавшийся когда-то уголь со дна у причалов топлив ных складов. Требовалось особое мастерство кочегаров и идеальное техническое со стояние механизмов. Дыма не должно быть. И руково димая Александром Григорь евичем машинная команда сумела обеспечить это усло вие. Всю Великую Отечествен ную войну РТ-14 промыш лял в Баренцевом море и выстоял. А ведь многие суда тогда не вернулись в порт. За стахановские рейсы во фронтовых условиях в 1943 году Александр Григорьевич был награжден орденом Тру дового Красного Знамени. Эта трудовая награда по сво ей значимости приравнива лась к боевой. В июле того же памятного 1943 года на промысле Александр Гри горьевич был принят канди датом в члены партии. Летом 1944 года, после прорыва блокады Ленингра да, мурманские рыбаки в подарок ленинградцам от правили два эшелона с ры бой. По только что освобож денному карельскому участ ку железной дороги, где не давно гремели бои, эшелоны шли по «зеленой улице». Уже через два дня они были в городе ла Неве. Их сопро вождала делегация передо вых мурманских рыбаков, в составе которой был н Алек сандр Григорьевич. -ЗАКОНЧИЛАСЬ война. ^ Александр Григорьевич остался работать старшим механиком на своем судне. В 1952 году по просьбе уп равления «Мурмансельдь» — молодой промысловой ор ганизации, где не хватало собственных высокоразряд ных механиков,— он был на правлен в Польскую Народ ную Республику на приемку и перегон плавучей базы «Воркута». После прихода в Мурманск Черемный и ос тался на ней, перейдя на по стоянную работу в «Мурман сельдь». В составе флота этого уп равления была плавучая ба за «Памяти Ильича», пере оборудованная из сухогруз ного судна, затопленного, но О ч: Е Р JEC поднятого после войны. С первых же дней эксплуата ции эта база имела очень низкую скорость, так как котлы не обеспечивали не обходимого для нормальной работы главной машины дав ления пара. Были случаи, когда плавбаза, имея па бор ту около 200 человек коман ды, находясь в непосредст венной близости от берегов, оказывалась из-за плохого хода в полуаварийном со стоянии. Пытались менять уголь, применяя самые лучшие сорта. Меняли механиков. Делали бесконечные тепло технические испытания и ре гулировку главной машины. Кочегары выбивались нз сил, непрерывно шуруя в топках. Но результата никакого. Дальнейшая эксплуатация плавбазы с подобной гало- вой установкой становилась далеко не безопасной. И тог да, посоветовавшись, по просили Александра Гри горьевича Черемного перей ти на плавбазу «Памяти Ильича» старшим механиком, найти и устранять причину низкого давления пара в кот лах: Он согласился, хотя, плавая на сравнительно но вой плавбазе «Воркута» с хорошо отлаженным машин ным хозяйством, не испыты вал особых хлопот. Но та кой уж это был по натуре человек, что не Жаждал спо койной жизни и всегда шел навстречу трудностям. II по- , том, как коммунист и высо- когазнательйый человек, . он не мог отказаться от этого предложения — не позволи ла его партийная совесть. : Поплавав некоторое время на полуаварийной базе и внимательно изучив’ обста новку, Александр Григорье вич определил-таки причину низкой .пароороизводитель- ности 'котлов. Как выясни лось, при переоборудовании судна был некачественно сделан ремонт воздушных . экономайзеров, вследствие чего дутье котлов оказалось недостаточным. После устра нения этого брака скорость плавбазы значительно уве личилась... Но вот в декабре 1954 го да произошло непоправимое. На переходе плавбазы к месту промысла вахтенный механик заметил серьезные неисправности в работе глав ной машины. В машинное отделение был вызван стар ший механик. Разобравшись в обстановке, он попросил у капитана разрешения остано тя.келую минуту ему не из менила выдержка. По судовой радиотрансля ции в машинное отделение был вызван старший судо вой врач, который там же, на месте, оказал первую по мощь, . наложив жгут выше поврелсдения, чтобы не бы ло излишней . потери крови. Александра Григорьевича до ставили в судовой госпиталь, где были обнаружены значи тельные повреждения костей правой руки и мягких тка ней. После консультации со специалистами береговой ме дицинской службы решили руку ампутировать. Другого выхода не было. А что значит потеря пра вой руки для судового меха ника?.. Лучше всех понимал это сам Александр' Григорь евич, очень тяжело пережи вавший полученную травму. . За долгие годы плавания он сжился, свыкся с морем и не представлял себя вне этой обстановки. Материаль ная сторона его ие особенно волновала, так как в случае ухода на пенсию по инвалид ности он все равно получал бы сумму, равную . своему среднему заработку. Но ме ханик считал, что, имея большой жизненный опыт и практические знания, он еще не’ сделал всего, на что был способен. И Александр Григорьевич определил себе дальнейший план на будущее. Первосте пенной и главной, задачей было как можно быстрее за лечить .полученную физиче скую травму — этому. была подчинена вся его воля. И вот долгожданная мину та наступила: лечение было закончено, врачи выписали его. Очень хотелось плавать, но ведь для получения раз решения на выход в море нужно пройти весьма стро гую медицинскую комиссию . А там множество всяких ин струкций с многочисленными параграфами, ; ограничиваю щими выход в море. П Е РВО Е время после ' * излечения’ . Алек сандр Григорьевич находил ся при . механико-судовой службе флота — помогал своими советами, делился опытом. Но подобная берего вая жизнь его не устраива ла. Он болезненно пережи вал свое 'новое состояние, считая себя физически не полноценным. Эту угнетен ность замечали знакомые И товарищи по работе. Авто ритет Александра Григорье вича по прежним делам был настолько велик, что бук вально все, кто его знал, переживали за него и ста рались помочь ему. Но нан это сделать? Врачи были непреклонны. Да, пожалуй, по-своему они были правы. Но, как часто бывает, помог случай. Плав база «Антарктика» должна была идти на дооборудова ние, совмещенное с неболь шим ремонтом, в Польскую Народную Республику. Ну жен был опытный старший механик, который смог бы успешно обеспечить наблю дение за проведением этих работ в самые сжатые сро ки. Взоры всех обратились к Александру Григорьевичу, который некоторое время находился иа этой плавбазе, когда она была в порту в ожидании постановки в ре монт, и, естественно, отлич но знал устройство и особен ности судна. Однако как убе дить врачей, которые долж ны были решить вопрос оформления санитарного пас порта? И нужно отдать должное душевности и внимательнос ти руководителей медсан части, которые поняли ду шевное состояние моряка, отдавшего свои лучшие годы рыбной промышленности Се вера. Им стало ясно, что ему просто необходим какой-то толчок, чтобы восстановить душевное равновесие. Врачи поняли, что таким толчком может быть только разреше ние на право использования Александра Григорьевича в прежней должности с выхо дом в море. И, учитывая не большой переход до базы ре монта в ПНР, благоприят ные погодные условия и це лый, ряд других ..обстоя тельств, консилиум врачей дал разовое разрешение на выход в море. Александра Григорьевича было не узнать, он будто переродился. Куда девались уныние и тоска?!. Появились новый заряд энергии, и, мож но без преувеличения ска зать, вдохновение. Чело век обрел второе дыхание,.. ПДНАКО новое осЛожнё- " ние. Александр Гри горьевич не умел писать ле вой рукой. А нужно было вести обширную техническую документацию, переписывая заново ремонтные ведомос ти. Да и, кроме ведомостей, перед отходом необходимо было оформлять много доку ментов. Обращаться за по мощью к подчиненным он стеснялся. И вот здесь на помощь Александру Григо рьевичу _пришла его верный друг и спутница жизни — жена Мария Матвеевна. Г. БОРОДУЛИН. (Окончание следует). На снимке из семейного архива: А. Г. Черемный. 15 октября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz