Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.

Почетный гражданин Мурманска, бес­ сменный руководитель в течение мно­ ги х лет управления «Мурмансельдь», а затем — «Севрыбхолодфлота», участник обороны Советского Заполярья, кавалер многих высоких наград Родины за бое­ вые и трудовые заслуги, активный изоб­ ретатель и рационализатор — таким знают многие мурманчане Георгия Ми­ хайловича Бородулина, ныне пенсионе­ ра. Живет он с семьей в Ленинграде, но ежегодно бывает в Мурманске. Мне в течение почти трех десятилетий не раз приходилось вступать в деловой конта кт с этим прекрасным специалис­ том и интересным человеком. И всегда вопросы, интересовавшие меня, получа­ ли полное разрешение, всегда с пони­ манием и заинтересованностью Георгий Михайлович относился к нуждам «Рыб­ ного Мурмана». Не раз наши разговоры сводились к одной мысли: надо писать, рассказывать молодежи о пройденном пути, о людях, которые поднимали про­ мышленность на Севере, строили горо­ да и предприятия, воевали, отстаивая честь и независимость Родины. I I вот эта ‘мысль нашла воплощение в рукописи Георгия Михайловича, -ко ­ торая лежит на моем рабочем столе. Он признался мне как-то, что бумаг в своей жизни написал великое множе­ ство, но все это — документы, разные официальные «опусы». На очерки же он, увы, никогда «не замахивался». А людей ветеран знал и помнит многое. Александр Григорьевич Черемный — наш мурманский Маресьев, механик, потерявший руку, но оставшийся в строю, это специалист, на которого, ка к говорят, всегда можно положиться. Сегодня он — герой очерка Г. М. Бородулина. К характеристике А. Г. Черемного добавим одну существенную деталь: руководимая им машинная команда плавбазы « Антарктика » пер­ вой в «Мурмансельди» (среди машин­ ны х команд) стала коллективом ком­ мунистического труда. Представляя автора читателям ежене­ дельника, хочется от души пожелать Георгию Михайловичу новых успехов в плавании по «литературному морю». П. БЫСТРОУМОВ, заведующий от­ делом писем еженедельника «Рыб­ ный Мурман». вить главную машину для ремонта, так как дальнейшая ее работа могла привести к серьезной аварии. Разреше­ ние было получено. Вся машинная команда во главе с Александром Гри­ горьевичем приступила к ре­ монту. Работами руководил ' он сам, в то же время’ лично помогая машинистам. Меша- ла сильная качка, но прихо­ дилось торопиться, так как шторм усиливался. В один из. моментов, ког­ да волна сильно накренила плавбазу, поднятая тяжелая деталь своей острой кром­ кой прижала руку Александ­ ра Григорьевича. Он закри­ чал от нестерпимой боли и, пытаясь вырвать руку, поте­ рял сознание. Все находив­ шиеся рядом остолбенели от неожиданности. Немного спустя, прядя в себя, пре­ возмогая сильную боль, Александр Григорьевич спо­ койным голосом давал ука­ зания: как лучше сделать, чтобы он мог освободить свою руку. Даже в такую £ Г D КОНЦЕ 1910 года в u небольшом селе Усть- Вага под Архангельском ро­ дился в крестьянской семье мальчик, которого назвали Александром. С малых лет Саша помо­ гал родителям вести немуд­ реное крестьянское хозяйст­ во. II любил он всегда читать о морских путешест­ виях и слушать рассказы бывалых людей о дальних плаваниях. По-внднмому, это и предопределило его судь­ бу. Семнадцати лет, после окончания школы, лелея мечту быть ближе к технике и сблизиться с морем, он по­ ступил на судомеханическое отделение Архангельского морского техникума. Учился он отлично и потому, имея право выбора при распреде­ лении, попросил, чтобы его после окончания техни­ кума направили в Мур­ манск, в создаваемый там траловый флот. ' Такой выбор не был слу­ чайном.' Наверное, в его ре­ шении сыграло свою роль когда-то слышанное в детст­ ве от старых моряков выра- жепне: «Рыбак — дважды моряк!» Мурманский траловый флот быстро пополнялся в те годы новыми траулерами, построенные на иностран­ ных верфями на отечествен­ ных заводах. Поступление новых судов значительно опережало подготовку флот­ ских кадров. Потому-то и предложили Александру Григорьевичу Черемному сразу должность механика. Правда, пришлось начи­ нать со старенького РТ-32 «Кумжа», доставшегося трал- флоту от частных рыбопро­ мышленников. Но и иа этом небольшом корабле Черем- ной показал, что отлично работать он умеет. II вполне естественно, что вскоре ему доверили более совершенную технику. Это были РТ-18 «Профинтерн», РТ-44 «Не­ ва» и, наконец, РТ-14 «Ста­ лин», на котором Александр Григорьевич проработал стар­ шим механиком десять лет. Да каких лет! ■ Это были довоенные, а главное — военные годы, когда промысловые экипажи, презирая опасность, добы­ вали рыбу в Баренцевом море, где постоянно рыска­ ли фашистские надводные корабли и подводные лодки, а в воздухе' — их самолеты. Промышлял и РТ-14 «Ста­ лин». Нужно было иметь ог­ ромное .мастерство, выдерж­ ку и смелость, чтобы, по­ стоянно подвергаясь опас­ ности, ловить рыбу, обеспе­ чивая страну продовольстви­ ем. II работать ■ так, чтобы вражеские корабли не могли обнаружить рыболовные тра­ улеры. Стояла задача: не демас­ кировать себя, то есть обес: остался в строю лечить совершенно бездым- ное сгорание топлива. Это было очень сложно, так как качество угля было тогда да­ леко не лучшим. Чтобы снаб­ дить траулер к отходу топ­ ливом, приходилось соби­ рать по складам остатки уг­ ля, перемешанного с землей, и даже черпать краном про­ сыпавшийся когда-то уголь со дна у причалов топлив­ ных складов. Требовалось особое мастерство кочегаров и идеальное техническое со­ стояние механизмов. Дыма не должно быть. И руково­ димая Александром Григорь­ евичем машинная команда сумела обеспечить это усло­ вие. Всю Великую Отечествен­ ную войну РТ-14 промыш­ лял в Баренцевом море и выстоял. А ведь многие суда тогда не вернулись в порт. За стахановские рейсы во фронтовых условиях в 1943 году Александр Григорьевич был награжден орденом Тру­ дового Красного Знамени. Эта трудовая награда по сво­ ей значимости приравнива­ лась к боевой. В июле того же памятного 1943 года на промысле Александр Гри­ горьевич был принят канди­ датом в члены партии. Летом 1944 года, после прорыва блокады Ленингра­ да, мурманские рыбаки в подарок ленинградцам от­ правили два эшелона с ры­ бой. По только что освобож­ денному карельскому участ­ ку железной дороги, где не­ давно гремели бои, эшелоны шли по «зеленой улице». Уже через два дня они были в городе ла Неве. Их сопро­ вождала делегация передо­ вых мурманских рыбаков, в составе которой был н Алек­ сандр Григорьевич. -ЗАКОНЧИЛАСЬ война. ^ Александр Григорьевич остался работать старшим механиком на своем судне. В 1952 году по просьбе уп­ равления «Мурмансельдь» — молодой промысловой ор­ ганизации, где не хватало собственных высокоразряд­ ных механиков,— он был на­ правлен в Польскую Народ­ ную Республику на приемку и перегон плавучей базы «Воркута». После прихода в Мурманск Черемный и ос­ тался на ней, перейдя на по­ стоянную работу в «Мурман­ сельдь». В составе флота этого уп­ равления была плавучая ба­ за «Памяти Ильича», пере­ оборудованная из сухогруз­ ного судна, затопленного, но О ч: Е Р JEC поднятого после войны. С первых же дней эксплуата­ ции эта база имела очень низкую скорость, так как котлы не обеспечивали не­ обходимого для нормальной работы главной машины дав­ ления пара. Были случаи, когда плавбаза, имея па бор­ ту около 200 человек коман­ ды, находясь в непосредст­ венной близости от берегов, оказывалась из-за плохого хода в полуаварийном со­ стоянии. Пытались менять уголь, применяя самые лучшие сорта. Меняли механиков. Делали бесконечные тепло­ технические испытания и ре­ гулировку главной машины. Кочегары выбивались нз сил, непрерывно шуруя в топках. Но результата никакого. Дальнейшая эксплуатация плавбазы с подобной гало- вой установкой становилась далеко не безопасной. И тог­ да, посоветовавшись, по­ просили Александра Гри­ горьевича Черемного перей­ ти на плавбазу «Памяти Ильича» старшим механиком, найти и устранять причину низкого давления пара в кот­ лах: Он согласился, хотя, плавая на сравнительно но­ вой плавбазе «Воркута» с хорошо отлаженным машин­ ным хозяйством, не испыты­ вал особых хлопот. Но та­ кой уж это был по натуре человек, что не Жаждал спо­ койной жизни и всегда шел навстречу трудностям. II по- , том, как коммунист и высо- когазнательйый человек, . он не мог отказаться от этого предложения — не позволи­ ла его партийная совесть. : Поплавав некоторое время на полуаварийной базе и внимательно изучив’ обста­ новку, Александр Григорье­ вич определил-таки причину низкой .пароороизводитель- ности 'котлов. Как выясни­ лось, при переоборудовании судна был некачественно сделан ремонт воздушных . экономайзеров, вследствие чего дутье котлов оказалось недостаточным. После устра­ нения этого брака скорость плавбазы значительно уве­ личилась... Но вот в декабре 1954 го­ да произошло непоправимое. На переходе плавбазы к месту промысла вахтенный механик заметил серьезные неисправности в работе глав­ ной машины. В машинное отделение был вызван стар­ ший механик. Разобравшись в обстановке, он попросил у капитана разрешения остано­ тя.келую минуту ему не из­ менила выдержка. По судовой радиотрансля­ ции в машинное отделение был вызван старший судо­ вой врач, который там же, на месте, оказал первую по­ мощь, . наложив жгут выше поврелсдения, чтобы не бы­ ло излишней . потери крови. Александра Григорьевича до­ ставили в судовой госпиталь, где были обнаружены значи­ тельные повреждения костей правой руки и мягких тка­ ней. После консультации со специалистами береговой ме­ дицинской службы решили руку ампутировать. Другого выхода не было. А что значит потеря пра­ вой руки для судового меха­ ника?.. Лучше всех понимал это сам Александр' Григорь­ евич, очень тяжело пережи­ вавший полученную травму. . За долгие годы плавания он сжился, свыкся с морем и не представлял себя вне этой обстановки. Материаль­ ная сторона его ие особенно волновала, так как в случае ухода на пенсию по инвалид­ ности он все равно получал бы сумму, равную . своему среднему заработку. Но ме­ ханик считал, что, имея большой жизненный опыт и практические знания, он еще не’ сделал всего, на что был способен. И Александр Григорьевич определил себе дальнейший план на будущее. Первосте­ пенной и главной, задачей было как можно быстрее за­ лечить .полученную физиче­ скую травму — этому. была подчинена вся его воля. И вот долгожданная мину­ та наступила: лечение было закончено, врачи выписали его. Очень хотелось плавать, но ведь для получения раз­ решения на выход в море нужно пройти весьма стро­ гую медицинскую комиссию . А там множество всяких ин­ струкций с многочисленными параграфами, ; ограничиваю­ щими выход в море. П Е РВО Е время после ' * излечения’ . Алек­ сандр Григорьевич находил­ ся при . механико-судовой службе флота — помогал своими советами, делился опытом. Но подобная берего­ вая жизнь его не устраива­ ла. Он болезненно пережи­ вал свое 'новое состояние, считая себя физически не­ полноценным. Эту угнетен­ ность замечали знакомые И товарищи по работе. Авто­ ритет Александра Григорье­ вича по прежним делам был настолько велик, что бук­ вально все, кто его знал, переживали за него и ста­ рались помочь ему. Но нан это сделать? Врачи были непреклонны. Да, пожалуй, по-своему они были правы. Но, как часто бывает, помог случай. Плав­ база «Антарктика» должна была идти на дооборудова­ ние, совмещенное с неболь­ шим ремонтом, в Польскую Народную Республику. Ну­ жен был опытный старший механик, который смог бы успешно обеспечить наблю­ дение за проведением этих работ в самые сжатые сро­ ки. Взоры всех обратились к Александру Григорьевичу, который некоторое время находился иа этой плавбазе, когда она была в порту в ожидании постановки в ре­ монт, и, естественно, отлич­ но знал устройство и особен­ ности судна. Однако как убе­ дить врачей, которые долж­ ны были решить вопрос оформления санитарного пас­ порта? И нужно отдать должное душевности и внимательнос­ ти руководителей медсан­ части, которые поняли ду­ шевное состояние моряка, отдавшего свои лучшие годы рыбной промышленности Се­ вера. Им стало ясно, что ему просто необходим какой-то толчок, чтобы восстановить душевное равновесие. Врачи поняли, что таким толчком может быть только разреше­ ние на право использования Александра Григорьевича в прежней должности с выхо­ дом в море. И, учитывая не­ большой переход до базы ре­ монта в ПНР, благоприят­ ные погодные условия и це­ лый, ряд других ..обстоя­ тельств, консилиум врачей дал разовое разрешение на выход в море. Александра Григорьевича было не узнать, он будто переродился. Куда девались уныние и тоска?!. Появились новый заряд энергии, и, мож­ но без преувеличения ска­ зать, вдохновение. Чело­ век обрел второе дыхание,.. ПДНАКО новое осЛожнё- " ние. Александр Гри­ горьевич не умел писать ле­ вой рукой. А нужно было вести обширную техническую документацию, переписывая заново ремонтные ведомос­ ти. Да и, кроме ведомостей, перед отходом необходимо было оформлять много доку­ ментов. Обращаться за по­ мощью к подчиненным он стеснялся. И вот здесь на помощь Александру Григо­ рьевичу _пришла его верный друг и спутница жизни — жена Мария Матвеевна. Г. БОРОДУЛИН. (Окончание следует). На снимке из семейного архива: А. Г. Черемный. 15 октября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz