Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.

Транспортный рефрижератор «Александр Иванов» управ­ ления «Севрыбхолодфлот» вступил в строй действующих в июне 1965 года. И с тех самых пор его экипаж работает безаварийно, успешно выполняет план и обязательства. Зй БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ С САМЫХ ПЕРВЫХ ДНЕЙ Правильный курс выбрали коммунисты Б ОЛЕЕ семнадцати лет назад на первом пар­ тийном судовом• собрании капитан В. К. Новиков вы­ ступил с докладом «Задача коммунистов и комсостава в подборе, подготовке и закреп­ лении кадров». В «Севрыб- холодфлоте» в то время ощущался острый дефицит специалистов, имевших опыт работы на судах типа «Си­ бирь». Экипаж ТР «Алек­ сандр Иванов» не был иск­ лючением. Знакомство с мореходны­ ми качествами транспорта, его системами и механизма­ ми приходилось начинать с изучения заводских инструк­ ций, и поэтому учеба по правилам технической экс­ плуатации и устройству реф­ рижератора стала ежеднев­ ной и обязательной для все­ го экипажа. . Курс, взятый коммуниста­ ми рефрижератора на под­ бор, подготовку и воспитание кадров, оправдал себя. За прошедшие годы многие мо­ ряки, получившие трудовое крещение на этом судне, стали капитанами или стар­ шими судовыми специалиста­ ми. Конечно' все это пришло не сразу, долгое время осо­ бым постоянством личного состава экипаж похвастать не мог. Текучесть кадров была значительной — на флот поступали новые тран­ спорты, и специалисты с ТР «Александр Иванов». на­ правлялись на них. Правда, на судне оставлялся костяк, который обучал новичков. После стабилизации флота •судовая администрация сра­ зу стала закреплять специа­ листов, причем не только старшего и среднего, но и младшего звена. Большая заслуга в этом бывшего главного механика транспорта Дмитрия Данило­ вича Перепеченова, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, пятнадцать лет возглавлявшего механиче­ скую службу судна. Нынеш­ ний главный механик А. К. Киселев начинал работать тоже под его руководством еще четвертым механиком. Нет па судне ни одного ме­ ханизма, системы и устрой­ ства,. которые за эти годы при ремонте или профосмот- ре не прошли бы через ру­ ки Анатолия Кирилловича. Ветеранами транспортно­ го рефрижератора являются старший помощник капитана А. И. Калашник, механик A.. Т. Кобзар, рефрижера­ торный машинист Г. И. Са- марджишвили, моторист B. И. Демченко, старший электромеханик В. А. Тимо- хин, старший матрос А. И. Зайцев. Результаты творческого подхода к делу Н А ЭТОМ судне впервые была. введена такая новая форма поощрения, как вручение памятного •зна­ ка «Александр Иванов» чле­ нам’ экипажа, которые про­ работали на транспорте бо­ лее двух лет' и ’ хорошо себя зарекомендовали на произ­ водстве. В 1974 году, рефрижера­ тор был переведен на снете- 'му непрерывного техническо­ го обслуживания. Подготов­ ка н закрепление обученных кадров позволили в 1979 го­ лу успешно завершить пер­ вый цикл СИТО. За это время на ремонте и профи­ лактике было -отработано почти 200 тысяч нормо-ча- сов, что позволило увеличить эксплуатационное время транспорта на 80 судо-суток и дало экономический эф­ фект в 257,8 тысячи рублен. Но главное заключается в том, что были совершенно исключены случаи аварийно­ сти судовых технических средств. Сейчас, когда большинст­ во судов флота работает по четырехлетнему циклу СНТО, нельзя не вспомнить о том, как четырнадцать лет назад на ТР «Александр Иванов» впервые начали освоение двухгодичного цик­ ла СНТО без вывода судна из эксплуатации. Первые поиски были не из легких. В то время на бассейне явно не хватало транспортов для обеспечения нужд . промыслового флота. И коммунисты судна в каче­ стве важнейшего резерва по­ вышения эффективности ра­ боты судна наметили . со­ кращение сроков плановых ремонтов. Часто рефрижера­ тору приходилось простаи­ вать из-за чистки главных дизелей на судоремонтном заводе. Судовые сйециалис- ты попробовали сами освоить эту технологию. Во время очередного ремонта механи­ ки и мотористы чистили главные дизели вместе с ра­ бочими завода. Учились, приобретали необходимые знания и опыт. С тех пор и главные, и вспомогательные дизели ма­ шинная команда чистила только своими силами пря­ мо в море. Сейчас на всех судах типа «Сибирь» управ­ ления «Севрыбхолодфлот» освоен опыт машинной команды ТР «Александр Иванов». В обеспечение безаварий­ ной работы транспортного рефрижератора немалый вклад внесли рационализато­ ры. Десятки внедренных ими предложений способст­ вуют улучшению техниче­ ской эксплуатации судна и его технических средств. Именно судовыми специа­ листами этого транспорта была предложена схе.ма кранцевой защиты из спа­ ренных «оренбургских» кран­ цев, которой пользуется сей­ час весь флот. Действенная роль в обес­ печении безаварийной рабо­ ты судна принадлежит внут- рисудовому социалистическо­ му соревнованию. При под­ ведении его итогов учитыва­ ются выполнение правил тех­ нической эксплуатации' ме­ ханизмов и правила техники безопасности. Если зафикси­ рованы даже небольшие от­ клонения от правил техниче­ ской эксплуатации или име­ ли место, казалось бы, мел­ кие поломки оборудования, вахта выбывает из ' борьбы. Это дисциплинирует людей, мобилизует их на выполне­ ние правил технической экс­ плуатации механизмов и .суд­ на в целом. Когда строго соблюдаются инструкции Ф РАЗУ «Соблюдать пра­ вила технической экс­ плуатации» можно прочитать в любых инструкциях и на­ ставлениях. Но всегда ли этого придерживаются в пра­ ктической деятельности? В этой связи очень поучитель­ ны два случая из практики капитана ТР «Александр Иванов» В. К. Новикова. Зимой 1976 года после междурейсовой стоянки тран­ спорт должен был отойти на рейд. С носа и с кормы в несколько корпусов стояли ошвартованные к соседним причалам промысловые су­ да. Небольшое парение за­ лила, цочь и прижимной ве­ тер усложняли отход. После прибытия на борт лоцмана капитан дал коман­ ду вахтенному штурману го­ товить судно к отходу. В инструкциях по подготовке к отходу указывается, что необходимо проверить рабо­ ту поста дистанционного уп­ равления двигателем на пе­ редний и задний ход. После доклада штурмана о готов­ ности к отходу капитан спро­ сил, проверен ли в работе ПДУ двигателем. Оказалось, что вахтенный забыл это сделать. Отшвартовку пришлось прервать, а когда проверили ИДУ, оказалось, что вместо переднего хода дается зад­ ний, и наоборот... Неполадку устранили, а при отходе про­ изошло самопроизвольное от­ соединение буксира. Нетруд­ но представить последствия, если бы капитан не проконт­ ролировал действия штурма­ на. Второй случай был таким. Стояла редкая для района промысла штилевая погода. Оговорив с-капитаном БМРТ порядок отдачи швартовых концов и отхода на ходу, капитан В. К. Новиков дал команду в ЦПУ готовить дизели для подключения Ь схему. «Может, на одном разойдемся, — спросил ме­ ханик, — погода-то шти­ левая?» Но капитан повто­ рил команду: «Два дйзе- f ля в схему!» БМРТ, от­ дав согласно рекомендации швартовые концы и пройдя штевень транспорта, вдруг резко повернул в сторону шедшего параллельным кур­ сом рефрижератора. Столк­ новения, казалось, не избе­ жать, но на транспорте был дан полный ход назад, и БМРТ прошел под прямым углом вплотную перед штев­ нем транспорта. А ведь на одном дизеле своевременно погасить инерцию переднего хода такого судна, как ТР, не смогли бы. В обоих случаях аварии удалось избежать лишь по­ тому, что капитан строго со­ блюдал рекомендации по эксплуатации судна. ; ★ W * Постоянная работа с людь­ ми, разъяснение поставлен­ ных перед экипажем задач, закрепление и расстановка кадров — вот что преждё всего способствует безава­ рийной эксплуатации транс­ портного рефрижератора «Александр Иванов». В. миколюк, инженер ЦПКТБ. да дождем сыплется, а тебе и перчатки надеть н и ка к нель­ зя, ибо не ухватиш ь тогда пальцем пчезо сетного полот­ на. Если же, в которы й раз, вы ­ падает большой улов, а хо­ диш ь ты на «малыше», где все делается на откры той палубе, если не только свою вахту от­ стоял у рыбэдела, а еще при «аврале» пару часов от следу­ ющей прихватил, тогда рыба уж е каж ется не рыбой, а из­ вергом, которого к кон цу рей­ са просто ненавидиш ь. Хоть надевай ведра на ноги и до­ мой по м орю иди. Не устраи­ вают киноф ильмы , вы печенны й поваром хлеб, его борщи и м акароны «по-флотски». И ведь говорят все это не м альчиш ки, а м уж чи ны . Неко­ торы е даже прямо заявляю т, что прошедш ий рейс был для них последним, что такая ж и зн ь им надоела... Но не торопитесь с вывода- ми, а послушайте, например*- такой диалог. — Летро, ты что ли? — А то кто же. — Ты ж е говорил, что твеей ноги на палубе не будет. —- Когда это я говорил? По- моему, это ты бубнил, что на расчет подаешь. — Бот чудило-то! Куда ж е я от моря уйду. — А я? С. ДМИТРИЕВ. Фото В. Кононова, В, Сё- лшкова, И . Ящерииына. й BCE-TAIi СНОВА 1 МОК! К ак часто в беседе с рыба­ ками м ож но услыш ать не сов­ сем лестные отзы вы о море. Особенно в дни прихода судна в порт после плавания. И ш тор­ м ит оно частенько, и носталь­ гию по берегу и дому вы зы ва­ ет, и труд-то там однообраз­ ный, да и пейзаж —* тоже... Все идут и идут своими к у р ­ сами траулеры . Кто трал на борт поднимает, кто заходит «на ветер», чтобы прибавить суд ну еще полмили ходу. Ес­ ли невод на сейнере порвут, то чи н ки его всем i-'атросам хватает не ка один час. А ои подвешен на блоке, с него во- * 6 стр .5355 ^РЫБНЫЙ МУРМАН» 15 октября 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz