Рыбный Мурман. 1982 г. Октябрь.
Транспортный рефрижератор «Александр Иванов» управ ления «Севрыбхолодфлот» вступил в строй действующих в июне 1965 года. И с тех самых пор его экипаж работает безаварийно, успешно выполняет план и обязательства. Зй БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ С САМЫХ ПЕРВЫХ ДНЕЙ Правильный курс выбрали коммунисты Б ОЛЕЕ семнадцати лет назад на первом пар тийном судовом• собрании капитан В. К. Новиков вы ступил с докладом «Задача коммунистов и комсостава в подборе, подготовке и закреп лении кадров». В «Севрыб- холодфлоте» в то время ощущался острый дефицит специалистов, имевших опыт работы на судах типа «Си бирь». Экипаж ТР «Алек сандр Иванов» не был иск лючением. Знакомство с мореходны ми качествами транспорта, его системами и механизма ми приходилось начинать с изучения заводских инструк ций, и поэтому учеба по правилам технической экс плуатации и устройству реф рижератора стала ежеднев ной и обязательной для все го экипажа. . Курс, взятый коммуниста ми рефрижератора на под бор, подготовку и воспитание кадров, оправдал себя. За прошедшие годы многие мо ряки, получившие трудовое крещение на этом судне, стали капитанами или стар шими судовыми специалиста ми. Конечно' все это пришло не сразу, долгое время осо бым постоянством личного состава экипаж похвастать не мог. Текучесть кадров была значительной — на флот поступали новые тран спорты, и специалисты с ТР «Александр Иванов». на правлялись на них. Правда, на судне оставлялся костяк, который обучал новичков. После стабилизации флота •судовая администрация сра зу стала закреплять специа листов, причем не только старшего и среднего, но и младшего звена. Большая заслуга в этом бывшего главного механика транспорта Дмитрия Данило вича Перепеченова, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, пятнадцать лет возглавлявшего механиче скую службу судна. Нынеш ний главный механик А. К. Киселев начинал работать тоже под его руководством еще четвертым механиком. Нет па судне ни одного ме ханизма, системы и устрой ства,. которые за эти годы при ремонте или профосмот- ре не прошли бы через ру ки Анатолия Кирилловича. Ветеранами транспортно го рефрижератора являются старший помощник капитана А. И. Калашник, механик A.. Т. Кобзар, рефрижера торный машинист Г. И. Са- марджишвили, моторист B. И. Демченко, старший электромеханик В. А. Тимо- хин, старший матрос А. И. Зайцев. Результаты творческого подхода к делу Н А ЭТОМ судне впервые была. введена такая новая форма поощрения, как вручение памятного •зна ка «Александр Иванов» чле нам’ экипажа, которые про работали на транспорте бо лее двух лет' и ’ хорошо себя зарекомендовали на произ водстве. В 1974 году, рефрижера тор был переведен на снете- 'му непрерывного техническо го обслуживания. Подготов ка н закрепление обученных кадров позволили в 1979 го лу успешно завершить пер вый цикл СИТО. За это время на ремонте и профи лактике было -отработано почти 200 тысяч нормо-ча- сов, что позволило увеличить эксплуатационное время транспорта на 80 судо-суток и дало экономический эф фект в 257,8 тысячи рублен. Но главное заключается в том, что были совершенно исключены случаи аварийно сти судовых технических средств. Сейчас, когда большинст во судов флота работает по четырехлетнему циклу СНТО, нельзя не вспомнить о том, как четырнадцать лет назад на ТР «Александр Иванов» впервые начали освоение двухгодичного цик ла СНТО без вывода судна из эксплуатации. Первые поиски были не из легких. В то время на бассейне явно не хватало транспортов для обеспечения нужд . промыслового флота. И коммунисты судна в каче стве важнейшего резерва по вышения эффективности ра боты судна наметили . со кращение сроков плановых ремонтов. Часто рефрижера тору приходилось простаи вать из-за чистки главных дизелей на судоремонтном заводе. Судовые сйециалис- ты попробовали сами освоить эту технологию. Во время очередного ремонта механи ки и мотористы чистили главные дизели вместе с ра бочими завода. Учились, приобретали необходимые знания и опыт. С тех пор и главные, и вспомогательные дизели ма шинная команда чистила только своими силами пря мо в море. Сейчас на всех судах типа «Сибирь» управ ления «Севрыбхолодфлот» освоен опыт машинной команды ТР «Александр Иванов». В обеспечение безаварий ной работы транспортного рефрижератора немалый вклад внесли рационализато ры. Десятки внедренных ими предложений способст вуют улучшению техниче ской эксплуатации судна и его технических средств. Именно судовыми специа листами этого транспорта была предложена схе.ма кранцевой защиты из спа ренных «оренбургских» кран цев, которой пользуется сей час весь флот. Действенная роль в обес печении безаварийной рабо ты судна принадлежит внут- рисудовому социалистическо му соревнованию. При под ведении его итогов учитыва ются выполнение правил тех нической эксплуатации' ме ханизмов и правила техники безопасности. Если зафикси рованы даже небольшие от клонения от правил техниче ской эксплуатации или име ли место, казалось бы, мел кие поломки оборудования, вахта выбывает из ' борьбы. Это дисциплинирует людей, мобилизует их на выполне ние правил технической экс плуатации механизмов и .суд на в целом. Когда строго соблюдаются инструкции Ф РАЗУ «Соблюдать пра вила технической экс плуатации» можно прочитать в любых инструкциях и на ставлениях. Но всегда ли этого придерживаются в пра ктической деятельности? В этой связи очень поучитель ны два случая из практики капитана ТР «Александр Иванов» В. К. Новикова. Зимой 1976 года после междурейсовой стоянки тран спорт должен был отойти на рейд. С носа и с кормы в несколько корпусов стояли ошвартованные к соседним причалам промысловые су да. Небольшое парение за лила, цочь и прижимной ве тер усложняли отход. После прибытия на борт лоцмана капитан дал коман ду вахтенному штурману го товить судно к отходу. В инструкциях по подготовке к отходу указывается, что необходимо проверить рабо ту поста дистанционного уп равления двигателем на пе редний и задний ход. После доклада штурмана о готов ности к отходу капитан спро сил, проверен ли в работе ПДУ двигателем. Оказалось, что вахтенный забыл это сделать. Отшвартовку пришлось прервать, а когда проверили ИДУ, оказалось, что вместо переднего хода дается зад ний, и наоборот... Неполадку устранили, а при отходе про изошло самопроизвольное от соединение буксира. Нетруд но представить последствия, если бы капитан не проконт ролировал действия штурма на. Второй случай был таким. Стояла редкая для района промысла штилевая погода. Оговорив с-капитаном БМРТ порядок отдачи швартовых концов и отхода на ходу, капитан В. К. Новиков дал команду в ЦПУ готовить дизели для подключения Ь схему. «Может, на одном разойдемся, — спросил ме ханик, — погода-то шти левая?» Но капитан повто рил команду: «Два дйзе- f ля в схему!» БМРТ, от дав согласно рекомендации швартовые концы и пройдя штевень транспорта, вдруг резко повернул в сторону шедшего параллельным кур сом рефрижератора. Столк новения, казалось, не избе жать, но на транспорте был дан полный ход назад, и БМРТ прошел под прямым углом вплотную перед штев нем транспорта. А ведь на одном дизеле своевременно погасить инерцию переднего хода такого судна, как ТР, не смогли бы. В обоих случаях аварии удалось избежать лишь по тому, что капитан строго со блюдал рекомендации по эксплуатации судна. ; ★ W * Постоянная работа с людь ми, разъяснение поставлен ных перед экипажем задач, закрепление и расстановка кадров — вот что преждё всего способствует безава рийной эксплуатации транс портного рефрижератора «Александр Иванов». В. миколюк, инженер ЦПКТБ. да дождем сыплется, а тебе и перчатки надеть н и ка к нель зя, ибо не ухватиш ь тогда пальцем пчезо сетного полот на. Если же, в которы й раз, вы падает большой улов, а хо диш ь ты на «малыше», где все делается на откры той палубе, если не только свою вахту от стоял у рыбэдела, а еще при «аврале» пару часов от следу ющей прихватил, тогда рыба уж е каж ется не рыбой, а из вергом, которого к кон цу рей са просто ненавидиш ь. Хоть надевай ведра на ноги и до мой по м орю иди. Не устраи вают киноф ильмы , вы печенны й поваром хлеб, его борщи и м акароны «по-флотски». И ведь говорят все это не м альчиш ки, а м уж чи ны . Неко торы е даже прямо заявляю т, что прошедш ий рейс был для них последним, что такая ж и зн ь им надоела... Но не торопитесь с вывода- ми, а послушайте, например*- такой диалог. — Летро, ты что ли? — А то кто же. — Ты ж е говорил, что твеей ноги на палубе не будет. —- Когда это я говорил? По- моему, это ты бубнил, что на расчет подаешь. — Бот чудило-то! Куда ж е я от моря уйду. — А я? С. ДМИТРИЕВ. Фото В. Кононова, В, Сё- лшкова, И . Ящерииына. й BCE-TAIi СНОВА 1 МОК! К ак часто в беседе с рыба ками м ож но услыш ать не сов сем лестные отзы вы о море. Особенно в дни прихода судна в порт после плавания. И ш тор м ит оно частенько, и носталь гию по берегу и дому вы зы ва ет, и труд-то там однообраз ный, да и пейзаж —* тоже... Все идут и идут своими к у р сами траулеры . Кто трал на борт поднимает, кто заходит «на ветер», чтобы прибавить суд ну еще полмили ходу. Ес ли невод на сейнере порвут, то чи н ки его всем i-'атросам хватает не ка один час. А ои подвешен на блоке, с него во- * 6 стр .5355 ^РЫБНЫЙ МУРМАН» 15 октября 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz