Рыбный Мурман. 1982 г. Ноябрь.
ПЕРВОЙДЕСЯТКИ ставриды просто нечего де лать, а наш судоводительский состав отличается не только сплоченностью, но и высоким мастерством как разведчика рыбных концентраций, так и добытчика. Да и то, намучившись за' день, наш капитан-директор вдруг появлялся в ходовой рубке ночью и подолгу вел беседы с капитанами других траулеров, выспрашивая и выпытывая у них соображения на следующие сутки поиска и лова ставриды. Потом перед нами встала следующая проблема: моро зить ставриду в неразделан- ном виде или же шкерить ее? „По размерному ряду эта ры ба невелика. Так называемой малой механизации для ее обработки у нас практически не было, если не считать го ловорубочной машинки, ко торую к тому же механику- наладчику пришлось переде лывать, чтобы она давала больше оборотов. Потом под считали, что при разделке ставриды почти половина ры бины уходила в шнек, а нас, рыбаков, да и людей, которые будут в магазинах покупать нашу продукцию, такая поста новка дел не устраивала. Только потому большую часть уловов мы отправляли на заморозку в неразделен- ном виде, а небольшое коли чество рыбы все-таки под- шкеривали. При этом гнались не столько за количеством, сколько за качеством замо розки. Контроль за этим осу ществлял помощник капитана- директора по производству Владимир Васильевич Пархо менко, а бесперебойную ра боту технологического обору дования обеспечивала машин ная команда под руководст вом старшего механика Алек сандра Федоровича Леонтье ва. К чести механиков, все шесть месяцев работы трау лера в отдаленных районах нас ни разу не подвел глав ный двигатель, остановка ко торого в условиях штормовой погоды могла бы дорого обойтись экипажу. Секретов хорошей промыс ловой деятельности у нашего коллектива не было, а вот друзья у нас были. Это мо ряки однотипного траулера «Генерал Радзиевский», осо бенно их капитан Шемелян. Стоило ему обнаружить плот ный косяк ставриды и сделать удачное траление, как он тут же передавал нам координа ты, приглашал на свой курс. в Не оставались в долгу и мы, а в результате коллективы обоих траулеров пришли в Мурманск с планом... Мне трудно сейчас выде яить кого-то из матросов как лучших. В нашей команде каждый старался вкладывать в работу все, на что он был способен. В этом я и вижу основу услеха. Могу только сказать, что приказами капи- тана-директора за старание в труде неоднократно отмеча лись матросы Валерий Петро вич Красиков, Геннадий Геор гиевич Ваенский, Владимир Иванович Орловский и мно гие другие. Особым уважени ем пользовался в рейсе стар ший мастер по добыче рыбы Александр Васильевич Селез нев, который еще молод, но отлично знает орудия лова и, как говорят моряки, душой чувствует поведение трала на глубине. В общем, люди ре шали все, и это они добились того, что за прошедший рейс экипаж был четырежды пре мирован: за победу в парном и групповом социалистиче ском соревновании, досроч ное выполнение планов пер вого и второго кварталов, ис полнение в июне особо ааж ного задания ^ководства флота по добыче рыбы и производству из нее пищевой рыбной продукции. Выполнив задание второго года один надцатой пятилетки по произ водству продукции «досрочно, 5 октября, наш коллектив во шел в десятку сильнейших судовых экипажей флота. А. СИНИЦЫН, старший по мощник капитана БАТ «Мар шал Еременко». занностей. Однако настрой настро ем, но уже с первых дней промысла столкнулись с це лым рядом трудностей. Во- первых, океан беспрестанно штормило. Однажды, проведя трал по довольно плотному косяку ставриды, мы немало часов помучились, чтобы под тянуть его к слипу и выта щить на палубу. Специального клапана сразу не предусмот рели, да он нам мало чем помог бы, потому что вытрях нуть ставриду из сетного по лотна не очень просто. Был и другой случай, когда море казалось совершенно спокой- ным, мы сделали удачное траление, и на кормовую па лубу уже была отдана коман да о поднятии «ловушки», как вдруг налетел ветер, взды бил мощную волну. Траулер НА СНИМКАХ: четвертый помощник капитана коммунист Тариел Джамалович Коколадзе и матрос первого класса Сте пан Тимофеевич Снежко. Фото В. КОРЕЦКОГО. • Хозяйспочп зффектшно ОДИН Далеко от родных берегов находился в последнем плавании экипаж большого автономного траулера «Маршал Еременко» Мурманского тралового флота. Промышлял он в составе большой группы советских судов ставриду. Недавно этот траулер побы вал в родном порту, куда моряки приходили, чтобы пополнить запасы продовольствия, воды, топлива, получить некоторые виды тралового вооружения и уйти обратно в море, но уже в Барен цево. где рыбаки рыбопромышленного объединения «Сев- рыба» развернули самую настоящую трудовую битву за выпол нение плана второго года пятилетки по производству пищевой рыбной продукции, за реализацию Продовольственной програм мы страны. В последнем, предпраздничном рейсе, который начался в марте и закончился 30 августа, на БАТ «Маршал Еременко» было вы работано столько пищевой продукции из даров океана. что если ее всю погрузить в один железнодорожный эшелон, то он растянулся бы на добрых четыре километра. Возможно, что это так. потому что при задании заготовить 4264 тонны пищевой рыбы было сдано 5820 тонн. И такого успеха моряки достигли в тех районах, где ранее никогда не бывали. Что помогло коллективу судна добиться победы, какие «сек реты» он применял? В плавание шли с хоро шим настроением. Судно еще новое, корпус у него был чист от водорослей, а потому оно имело хороший вид, и судо водителей это очень устраи вало, так как предстояло до бывать быстроходную рыбу — ставриду. Экипаж в м еж ду рейсовую стоянку изменился мало, и, главное, капитан-ди ректор коммунист Николай Иванович Гуцкалов сумел пол ностью сохранить на траулере командный состав, который в предыдущем плавании пока зал большую сплоченность и полное взаимопонимание между специалистами различ ных профессий. А уже коман диры производства приложи ли максимум усилий для того, чтобы добиться от лю дей во всех службах действи тельно коммунистического от ношения к труду и безупреч ного исполнения своих обя- сначала подняло на гребень, а потом резко бросило вниз... Так пришлось распроститься с одним из лучших своих тра лов. К чему я это рассказал? Да к тому, чтобы показать, что рыбка нам давалась не так просто. Вторая трудность заключа лась в том, что ставрида об разовывала промысловые концентрации исключительно в ночные часы. Днем косяки распадались, приходилось ор ганизовывать местный поиск, делать значительные перехо ды из одного квадрата в дру гой, приноравливаться, под страиваться. Словом, малоопытному штурману в районах лова НАДЕЙСЯ. . . иий, из них недостоверных 160 (21 процент). Среднесуточное количест во достоверных обсерваций а указанном поясе составило 21,28 при той же частоте их повторения. В широтном поя се от 55 до 50 градусов се верной широты за 20 суток проведено 493 наблюдения, из них недостоверных — 116. Среднесуточное количество достоверных обсерваций в данном поясе 18,85 при той же частоте их повторения. В широтном поясе от 50 до 45 градусов северной широты за 23 суток получено 521 на блюдение, из них 92 недосто верных (18 процентов]. Сред несуточное количество досто верных обсерваций 18,65 при той же частоте их повторения. В широтном поясе от 45 до 39 градусов северной широты за 19 суток- получено 399 наб людений, из них 85 недосто верных (21 процент). Средне суточное количество достовер ных обсерваций 16,53 при той же частоте их повторения. На широте 31 градус северной широты составляет 10,25, а в | экваториальной зоне — около 5. Полученные результаты по зволили подтвердить законо мерность: с уменьшением ши роты места плавания уменьша ется частота обсерваций, в том числе и достоверных. На долю недостоверных обсерва ций приходится примерно 20 процентов. Таким образом, при транзитных переходах от 0 до 60 градусов и севернее спутниковая навигационная си стема обеспечивает судоводи теля ■ какой-то мере доста точной точностью счисления места судна. При ведении же промысла в средних широтах, и особен но в экваториальных водах, не обходимо применение и дру гих средств и способов опре деления места судна, включая астрономические, а при веде нии промысла на ограничен ных по площади банках и при глубоководном промысле не обходим гидролокатор. Очень важно во всех слу чаях наличие лага с выведен- М ЗАМЕТКУ СУДОВОДИТЕЛЮ ными поправками, ибо ошиб ка в скорости судна хотя бы в один узел снижает точ ность обсервации по СНС на два кабельтова. Полученные данные по ча стоте повторения обсерваций в зоне от 50 градусов и се вернее указывают на надеж ность ведения счисления ме ста при работе вблизи рыбо- ! ловных зон Канады, Дании, Ирландии и др. На акватории же от 50 гра дусов северной широты до экваториальной частота повто рения обсерваций колеблется от 18,65 до 5. Такая частота обсерваций явно не устраивает судоводителя при ведении счисления. В указанной зоне следует обязательно использо вать другие средства и спо собы определения места суд на, а для ведения промысла на ограниченных по пло щади подводных возвы шенностях крайне необхо димы гидролокаторы с мак симально возможной дально стью обнаружения и узкой диаграммой направленности. Их использование исключит потерю времени на поиск воз вышенности. Особое внимание здесь должно быть уделено ведению счисления при про мысле вблизи рыболовных зон. СНС, как видно из ана лиза, не всемогуща, и есть необходимость соблюдать бу ферные зоны, установленные для добывающих и транспорт ных судов бассейна. Таким образом, проведен ные исследования выявили возможности спутниковой на вигационной системы в вопро сах частоты повторения обсер ваций а различных широтах Атлантического океана. Одна ко точность обсерваций по СНС зависит не только от широты места, но и от кур са судна, изменения высоты приемной антенны, геоидаль- ной высоты места, времени су ток, скорости и др. Все эти слагаемые требуют особого рассмотрения. Судоводителям же надо не слепо снимать отсчеты широ ты и долготы с приемоиндика- торов при пользовании СНС, а в каждом конкретном слу чае учитывать все известные факторы, влияющие на точ ность обсервации. В. ДИКАРЕВ, капитан даль него плавания управления «Севрыбпромразведка». • После выступления «Рыбного Мурманз» «В ОБХОД СОПРОМАТА» Так называется фельетон, опубликованный 3 сентября .этого года в еженедельнике. В нем поднимался вопрос о ремонте вентиляционной систе мы на заводе рыбной муки ры бообрабатывающего комбина та. Редакция получила ответ: «В настоящ ее время Мур манский рыбообрабатывающий комбинат своими силами про водит работы по восстановле нию вентиляции в сырьевом отделении завода рыбной кор мовой муни. Администрацией завода ве дутся переговоры с руководст вом «Промвентиляции» о сов местном выполнении работ до конца текущ его года по венти ляции прессово-сушильного отделения. Что касается вопроса о воз можности создания участка по выполнению вентиляционных •работ в составе СМУ объедине ния «Севрыба», то он рассм ат ривался неоднократно, но о т сутствие производственной ба зы , оборудования и специали стов соответствующ ей квали ф икации не позволяет в бли жайшее время решить эту за дачу. Р . Х А РЕЧ КИ Н , начальник ОКСа объединения «Севры ба». 7 ноября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 5 стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz