Рыбный Мурман. 1982 г. Ноябрь.

ПЕРВОЙДЕСЯТКИ ставриды просто нечего де­ лать, а наш судоводительский состав отличается не только сплоченностью, но и высоким мастерством как разведчика рыбных концентраций, так и добытчика. Да и то, намучившись за' день, наш капитан-директор вдруг появлялся в ходовой рубке ночью и подолгу вел беседы с капитанами других траулеров, выспрашивая и выпытывая у них соображения на следующие сутки поиска и лова ставриды. Потом перед нами встала следующая проблема: моро­ зить ставриду в неразделан- ном виде или же шкерить ее? „По размерному ряду эта ры ­ ба невелика. Так называемой малой механизации для ее обработки у нас практически не было, если не считать го­ ловорубочной машинки, ко ­ торую к тому же механику- наладчику пришлось переде­ лывать, чтобы она давала больше оборотов. Потом под­ считали, что при разделке ставриды почти половина ры­ бины уходила в шнек, а нас, рыбаков, да и людей, которые будут в магазинах покупать нашу продукцию, такая поста­ новка дел не устраивала. Только потому большую часть уловов мы отправляли на заморозку в неразделен- ном виде, а небольшое коли­ чество рыбы все-таки под- шкеривали. При этом гнались не столько за количеством, сколько за качеством замо­ розки. Контроль за этим осу­ ществлял помощник капитана- директора по производству Владимир Васильевич Пархо­ менко, а бесперебойную ра­ боту технологического обору­ дования обеспечивала машин­ ная команда под руководст­ вом старшего механика Алек­ сандра Федоровича Леонтье­ ва. К чести механиков, все шесть месяцев работы трау­ лера в отдаленных районах нас ни разу не подвел глав­ ный двигатель, остановка ко­ торого в условиях штормовой погоды могла бы дорого обойтись экипажу. Секретов хорошей промыс­ ловой деятельности у нашего коллектива не было, а вот друзья у нас были. Это мо­ ряки однотипного траулера «Генерал Радзиевский», осо­ бенно их капитан Шемелян. Стоило ему обнаружить плот­ ный косяк ставриды и сделать удачное траление, как он тут же передавал нам координа­ ты, приглашал на свой курс. в Не оставались в долгу и мы, а в результате коллективы обоих траулеров пришли в Мурманск с планом... Мне трудно сейчас выде яить кого-то из матросов как лучших. В нашей команде каждый старался вкладывать в работу все, на что он был способен. В этом я и вижу основу услеха. Могу только сказать, что приказами капи- тана-директора за старание в труде неоднократно отмеча­ лись матросы Валерий Петро вич Красиков, Геннадий Геор­ гиевич Ваенский, Владимир Иванович Орловский и мно­ гие другие. Особым уважени ем пользовался в рейсе стар ший мастер по добыче рыбы Александр Васильевич Селез­ нев, который еще молод, но отлично знает орудия лова и, как говорят моряки, душой чувствует поведение трала на глубине. В общем, люди ре шали все, и это они добились того, что за прошедший рейс экипаж был четырежды пре мирован: за победу в парном и групповом социалистиче ском соревновании, досроч­ ное выполнение планов пер­ вого и второго кварталов, ис­ полнение в июне особо ааж ного задания ^ководства флота по добыче рыбы и производству из нее пищевой рыбной продукции. Выполнив задание второго года один­ надцатой пятилетки по произ­ водству продукции «досрочно, 5 октября, наш коллектив во­ шел в десятку сильнейших судовых экипажей флота. А. СИНИЦЫН, старший по мощник капитана БАТ «Мар шал Еременко». занностей. Однако настрой настро­ ем, но уже с первых дней промысла столкнулись с це­ лым рядом трудностей. Во- первых, океан беспрестанно штормило. Однажды, проведя трал по довольно плотному косяку ставриды, мы немало часов помучились, чтобы под­ тянуть его к слипу и выта­ щить на палубу. Специального клапана сразу не предусмот­ рели, да он нам мало чем помог бы, потому что вытрях­ нуть ставриду из сетного по­ лотна не очень просто. Был и другой случай, когда море казалось совершенно спокой- ным, мы сделали удачное траление, и на кормовую па­ лубу уже была отдана коман­ да о поднятии «ловушки», как вдруг налетел ветер, взды ­ бил мощную волну. Траулер НА СНИМКАХ: четвертый помощник капитана коммунист Тариел Джамалович Коколадзе и матрос первого класса Сте­ пан Тимофеевич Снежко. Фото В. КОРЕЦКОГО. • Хозяйспочп зффектшно ОДИН Далеко от родных берегов находился в последнем плавании экипаж большого автономного траулера «Маршал Еременко» Мурманского тралового флота. Промышлял он в составе большой группы советских судов ставриду. Недавно этот траулер побы­ вал в родном порту, куда моряки приходили, чтобы пополнить запасы продовольствия, воды, топлива, получить некоторые виды тралового вооружения и уйти обратно в море, но уже в Барен­ цево. где рыбаки рыбопромышленного объединения «Сев- рыба» развернули самую настоящую трудовую битву за выпол­ нение плана второго года пятилетки по производству пищевой рыбной продукции, за реализацию Продовольственной програм­ мы страны. В последнем, предпраздничном рейсе, который начался в марте и закончился 30 августа, на БАТ «Маршал Еременко» было вы­ работано столько пищевой продукции из даров океана. что если ее всю погрузить в один железнодорожный эшелон, то он растянулся бы на добрых четыре километра. Возможно, что это так. потому что при задании заготовить 4264 тонны пищевой рыбы было сдано 5820 тонн. И такого успеха моряки достигли в тех районах, где ранее никогда не бывали. Что помогло коллективу судна добиться победы, какие «сек­ реты» он применял? В плавание шли с хоро­ шим настроением. Судно еще новое, корпус у него был чист от водорослей, а потому оно имело хороший вид, и судо­ водителей это очень устраи­ вало, так как предстояло до­ бывать быстроходную рыбу — ставриду. Экипаж в м еж ду­ рейсовую стоянку изменился мало, и, главное, капитан-ди­ ректор коммунист Николай Иванович Гуцкалов сумел пол­ ностью сохранить на траулере командный состав, который в предыдущем плавании пока­ зал большую сплоченность и полное взаимопонимание между специалистами различ­ ных профессий. А уже коман­ диры производства приложи­ ли максимум усилий для того, чтобы добиться от лю ­ дей во всех службах действи­ тельно коммунистического от­ ношения к труду и безупреч­ ного исполнения своих обя- сначала подняло на гребень, а потом резко бросило вниз... Так пришлось распроститься с одним из лучших своих тра­ лов. К чему я это рассказал? Да к тому, чтобы показать, что рыбка нам давалась не так просто. Вторая трудность заключа­ лась в том, что ставрида об­ разовывала промысловые концентрации исключительно в ночные часы. Днем косяки распадались, приходилось ор­ ганизовывать местный поиск, делать значительные перехо­ ды из одного квадрата в дру­ гой, приноравливаться, под­ страиваться. Словом, малоопытному штурману в районах лова НАДЕЙСЯ. . . иий, из них недостоверных 160 (21 процент). Среднесуточное количест­ во достоверных обсерваций а указанном поясе составило 21,28 при той же частоте их повторения. В широтном поя­ се от 55 до 50 градусов се­ верной широты за 20 суток проведено 493 наблюдения, из них недостоверных — 116. Среднесуточное количество достоверных обсерваций в данном поясе 18,85 при той же частоте их повторения. В широтном поясе от 50 до 45 градусов северной широты за 23 суток получено 521 на­ блюдение, из них 92 недосто­ верных (18 процентов]. Сред­ несуточное количество досто­ верных обсерваций 18,65 при той же частоте их повторения. В широтном поясе от 45 до 39 градусов северной широты за 19 суток- получено 399 наб­ людений, из них 85 недосто­ верных (21 процент). Средне­ суточное количество достовер­ ных обсерваций 16,53 при той же частоте их повторения. На широте 31 градус северной широты составляет 10,25, а в | экваториальной зоне — около 5. Полученные результаты по­ зволили подтвердить законо­ мерность: с уменьшением ши­ роты места плавания уменьша­ ется частота обсерваций, в том числе и достоверных. На долю недостоверных обсерва­ ций приходится примерно 20 процентов. Таким образом, при транзитных переходах от 0 до 60 градусов и севернее спутниковая навигационная си­ стема обеспечивает судоводи­ теля ■ какой-то мере доста­ точной точностью счисления места судна. При ведении же промысла в средних широтах, и особен­ но в экваториальных водах, не­ обходимо применение и дру­ гих средств и способов опре­ деления места судна, включая астрономические, а при веде­ нии промысла на ограничен­ ных по площади банках и при глубоководном промысле не­ обходим гидролокатор. Очень важно во всех слу­ чаях наличие лага с выведен- М ЗАМЕТКУ СУДОВОДИТЕЛЮ ными поправками, ибо ошиб­ ка в скорости судна хотя бы в один узел снижает точ­ ность обсервации по СНС на два кабельтова. Полученные данные по ча­ стоте повторения обсерваций в зоне от 50 градусов и се­ вернее указывают на надеж­ ность ведения счисления ме­ ста при работе вблизи рыбо- ! ловных зон Канады, Дании, Ирландии и др. На акватории же от 50 гра­ дусов северной широты до экваториальной частота повто­ рения обсерваций колеблется от 18,65 до 5. Такая частота обсерваций явно не устраивает судоводителя при ведении счисления. В указанной зоне следует обязательно использо­ вать другие средства и спо­ собы определения места суд­ на, а для ведения промысла на ограниченных по пло­ щади подводных возвы­ шенностях крайне необхо­ димы гидролокаторы с мак­ симально возможной дально­ стью обнаружения и узкой диаграммой направленности. Их использование исключит потерю времени на поиск воз­ вышенности. Особое внимание здесь должно быть уделено ведению счисления при про­ мысле вблизи рыболовных зон. СНС, как видно из ана­ лиза, не всемогуща, и есть необходимость соблюдать бу­ ферные зоны, установленные для добывающих и транспорт­ ных судов бассейна. Таким образом, проведен­ ные исследования выявили возможности спутниковой на­ вигационной системы в вопро­ сах частоты повторения обсер­ ваций а различных широтах Атлантического океана. Одна­ ко точность обсерваций по СНС зависит не только от широты места, но и от кур­ са судна, изменения высоты приемной антенны, геоидаль- ной высоты места, времени су­ ток, скорости и др. Все эти слагаемые требуют особого рассмотрения. Судоводителям же надо не слепо снимать отсчеты широ­ ты и долготы с приемоиндика- торов при пользовании СНС, а в каждом конкретном слу­ чае учитывать все известные факторы, влияющие на точ­ ность обсервации. В. ДИКАРЕВ, капитан даль­ него плавания управления «Севрыбпромразведка». • После выступления «Рыбного Мурманз» «В ОБХОД СОПРОМАТА» Так называется фельетон, опубликованный 3 сентября .этого года в еженедельнике. В нем поднимался вопрос о ремонте вентиляционной систе­ мы на заводе рыбной муки ры­ бообрабатывающего комбина­ та. Редакция получила ответ: «В настоящ ее время Мур­ манский рыбообрабатывающий комбинат своими силами про­ водит работы по восстановле­ нию вентиляции в сырьевом отделении завода рыбной кор­ мовой муни. Администрацией завода ве­ дутся переговоры с руководст­ вом «Промвентиляции» о сов­ местном выполнении работ до конца текущ его года по венти­ ляции прессово-сушильного отделения. Что касается вопроса о воз­ можности создания участка по выполнению вентиляционных •работ в составе СМУ объедине­ ния «Севрыба», то он рассм ат­ ривался неоднократно, но о т­ сутствие производственной ба­ зы , оборудования и специали­ стов соответствующ ей квали­ ф икации не позволяет в бли­ жайшее время решить эту за­ дачу. Р . Х А РЕЧ КИ Н , начальник ОКСа объединения «Севры­ ба». 7 ноября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 5 стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz