Рыбный Мурман. 1982 г. Ноябрь.

• В л ук а . — п р о и з в о д с т в у С МЕНЬШИМИ ЗАТРАТАМИ За последнее время флот Северного бассейна пополнил- ся новыми эффективными рыбопромысловыми судами типа ПСТ «Баренцево мо­ ре», ВАТ «Горизонт» и дру­ гими кораблями, оснащен­ ными валогенераторами с удлиненными роторами: В процессе эксплуатации этих валогенераторов наблю­ дается их повышенная виб­ рация. Специалисты ЦПКТБ ВРПО «Севрыба», анализи­ руя причины вибрации, при­ шли к выводу: основная при чина ее появления дис­ баланс роторов Усилиями ВРПО «Севры­ ба» для решения вставшей проблемы было приобретено новое оборудование, что да­ ло возможность производить динамическую балансировку роторов на судне в собствен­ ных подшипниках с мини­ мальными затратами време­ ни без применения дорого­ стоящих стендов и приспо­ соблений. Так. на ПСТ «Кижи» уп­ равления Мурманского тра­ лового флота в море появи­ лась повышенная вибрация валогенератора дизель-ре- дукторного агрегата. Произо­ шел обрыв шин и крепежа возбудителя валогенератора. Завод совместно с судовла- ' дельцем обратился в ЦПКТБ. Специалисты из от­ дела № 1 1 ЦПКТБ охотно откликнулись, и работа по динамической балансировке была произведена оператив­ но и качественно. Судно своевременно ушло в рейс. Устранение вибрации с помощью динамической ба­ лансировки роторов позволя­ ет более качественно произ­ водить ремонт электриче­ ских машин с полной гаран­ тией надежности в эксплуа­ тации. Ю. ДУНИН, главный ин­ женер СРЗ-2 производст­ венного объединения «Мурманская судо­ верфь». Один из посольно-свежьевых траулеров М урм анского трало вого ф ло та носит имя го р о да, располож енного в самом цент ре Д онбасса — индустриального сердца Украины . Назы вается траулер «Артемовен». На заре своего существова­ ния этот город был крепостью, охранявшей молодое Москов­ ское государство от частых набегов татар. Население кре­ пости одновременно воезало и занималось хозяйством — разрабатывало залежи сояи в среднем течении реки Бах- мутки. В 1701 году Петр I жа­ ловал «стороне Бахмутской» статус города. А семь лет спустя войска того же Петра сожгли город, потопив в кро­ ви восстание крестьян и каза­ ков, которое возглавлял бах- мутский атаман Кондратий Бу­ лавин. Но город возродился и после покорения Крыма стал торговым центром на путях к Азовскому морю. С 1924 года он носит имя выдающегося революционного деятеля — Артема (Ф . А. Сер­ геева). Сейчас это промыш­ ленный город с населением свыше 100 тысяч челозек. После Великой Отечественной войны, кроме традиционных отраслей экономики, в нем по­ лучили развитие цветная ме­ таллургия, машиностроение, легкая и пищевая промыш­ ленность, В городе несколько научных учреждений: институт соляной промышленности, трест «Артемгеология», До­ нецкая геофизическая экспе­ диция. Их сотрудники ищут новые кладовые угля и ми­ неральных богатств. Моло­ дежь города и окрестных сел учится в местном филиале Украинского политехнического института, индустриальном и железнодорожном технику­ мах, музыкальном, «м едиц и н ­ ском и педагогическом учи­ лищах. В городе имеется много мест, связанных с жизнью ру­ ководителя донецкого проле­ тариата Артема. На зданиях, где он жил и работал, уста­ новлены мемориальные дос­ ки, а в центре города воздвиг­ нут памятник. Артемовск — частица Ук­ раины. Один из городов, ко­ торых на карте республики много. Ведь по численности населения и хозяйственной мо­ щи эта республика Страны Со­ ветов уступает лишь Россий­ ской Федерации. На севере и востоке на про­ тяжении сотен нилометров граничит Украина с братскими советскими республиками — Белоруссией и Россией. И за­ падные ее хосёди — друж ест­ венные социалистические стр а­ ны. Сама природа содействовала тесному географическому обще­ нию народов-братьев. Украину, Белоруссию , Россию не разде­ ляю т какие-либо природные рубежи Главная река респуб­ лики, Днепр, вобрав своими притоками щедрые воды рус­ ски х и белорусских земель, ве­ личественно течет по Украине. И голубой Дунай, вливающий­ ся в Мерное море у южных границ республини, связывает ее с семью государствами Ев­ ропы. Велики духовные ценности, созданные унраинсним наро­ дом. Кто не восхищался мело­ дичными украинскими народ­ ными песнями, нрасочными и эмоциональными танцами. «Кобзарем» Т. ШевченК®! В ве­ ликом союзе советских респуб­ лик небывалым взлетам и мно­ гогранностью ознаменовались творческие силы и способнос­ ти украинцев. Советская Украина как су­ веренное социалистическое го­ сударство получила широкое международное признание. Республика — один из учре­ дителей и членов Организации Объединенных Наций, участник пятидесяти других междуна­ родных организаций, инициа­ тор многих предложений и ме­ роприятий, осуществляемых во имя мира, справедливости, прогресса и социализма. Почет Украине в кругу се­ мьи советских республик — по праву. Ее хозяйственная мощь за 60 лет существова­ ния СССР стала намного весо­ мее и в общесоюзной эконо­ мике. Вот несколько цифр. Каж­ дая вторая тонна кокса, желез­ ной руды и чугуна, около по­ ловины металлургического оборудования, каждый третий трактор, почти все угольные комбайны и магистральные тепловозы, производимые се годня в Советском Союзе, — дело рук украинских трудя­ щихся. Почти по всем этим видам промышленной продук­ ции, производимой в расчете на душу населения, Украина стоит на первом месте в Ев­ ропе, а по добыче угля, вы­ плавке чугуна и стали — обо­ гнала Соединенные Штаты Америки. Хозяйство братской респуб лики — гордость социалисти­ ческой экономики. Ю. НИКОЛАЕВ. НА СНИМКЕ: погрузка автомобилей на судно в Илъичевском морском пор- ' ту. Фотохроника ТАСС. • П р о д о л ж а е м : р а з г о в о р : „ К а к в о с п и т а т ь в о с п и т а т е л я m m ш е ф с к и х отношений В начале ф евр аля 1982 года во врем я Дней откры того письма в траловом ф ло те в нашем еж енедельнике |№ 6} было опублико­ вано письмо старш его механика этого ф ло та Г. П ерелы гина, в котором затрагивались проблемы теоретической и практической подготовки специалистов. Письмо это послужило началом большого и серьезного разговора на страницах газеты , в котором приняли участие преподаватели М урм ан­ ского вы сш его инженерного м орско го училища им. Л енинского ком со­ мола, руководители, специалисты ф лотов. Автор публикуемой ниже статьи, включаясь в разговор вторично (первый его отклик был опубликован в «Рыбном М урм ане» № 27, 1982 г. под заголовком «Заинтересованность должна быть общ ей»], возвращ а­ ется к проблем е упрочения ш еф ских связей м еж ду учебными заведе­ ниями, которы е готовят морских специалистов, и ф ло там и. Жизнь практически приводит совре­ менного руководителя к необходимос­ ти глубоко проникать в сущность и производства, и человека. Отсюда но­ вые требования к социально-профес­ сиональным и личным качествам моло­ дого специалиста, к чертам его харак­ тера, Вместе с высоким творческим уровнем профессиональных знаний, умением применять их на практике, творческим подходом к делу, четкой организацией своей работы и культу­ рой труда на первый план выходят ор­ ганизаторско-управленческие навыки, та­ кие, как знание основ научной орга низации и управления, социальной пси­ хологии и педагогики, способность ор­ ганизовать работу коллектива, умение работать с людьми. Помнится, в статье «Ахиллесова пя­ та» выпускника», опубликованной в «Правде» 2 октября 1979 года, доста­ точно конкретно были поставлены за­ дачи по совершенствованию подготов­ ки технических специалистов, объек­ тивно возникшие в условиях научно- технической революции. «Молодой специалист, — отмечалось а публикации, — владеет серьезным запасом знаний. У него немало интерес­ ны х, подчас поистине см елы х замыслов. Беда в том, что его не обучили эле­ ментарной азбуке человеческих отно- сущ ествует гл у шении... О казывается. бокая разница между «личными кон­ тактами» и коллективными отношения­ ми. А одни и те же слова и распоряже­ ния приобретают совершенно различ­ ный смысл в зависимости от того, при каки х обстоятельствах произносятся До­ верительность вдруг оборачивается па­ нибратством, строгость превращается в административный окрик, попытна объ­ ясниться — в растерянность». Позднее на страницах «Рыбного Мур- мана» (№ 133 от 14 ноября 1979 года) была опубликована статья секретаря парткома Мурманского тралового фло­ та А. С. Борецкого «Не просто роман­ тика», в которой разговор шел уже О проблемах подготовки специалистов для флотов ВРПО «Севрыба», о выпуск­ никах мурманских морских училищ. Здесь был предъявлен «счет учебным заведениям, которые должны не только дать своим курсантам полный нурс наук, но и заложить в них качества, необходимые каждому моряку». Анализируя причины недостаточной, подготовки выпускников наших «море­ ходок» в вопросах организаторской и воспитательной работы в коллективе, А, С. Борецкий совершенно справедли­ во отмечал: «В этом, мне каж ется, особую роль должны сы грать связь ф лота с учили­ щем, постоянные встречи бывалы х про­ мысловиков с курсантам и, конкретная ш ефская работа. У нас она проводится, но еще недостаточно широко и недоста­ точно полно, только в целом по ф ло ту, а ш еф ски х связей между конкретными группами училищ и конкретными эк и ­ пажами пока еще нет». Следует признать, что в целом это соответствовало дей твительности: за­ ключались договоры о содружестве между факультетами училища и ф ло ­ тами, между отдельными экипажами судов и кафедрами и курируемыми ими курсами. Однако истинного инте­ реса к шефской работе не проявля­ лось, и только ректор училища посто­ янно требовал от деканатов занимать­ ся этим делом всерьез. Статья А. С. Борецкого была одним из побудитель­ ных мотивов разработки «Рекоменда­ ций по организации шефских связей кафедр и курируемых курсов МВИМУ с экипажами рыбопромысловых, обра­ батывающих и приемотранспортных су­ дов ВРПО «Севрыба». В 1980 году «Рекомендации» были утверждены ректором училища и пред­ ложены факультетам и кафедрам для использования в воспитательной рабо­ те с курсантами. Естественно, чт^-'.^р несколько активизировало и конкрети­ зировало шефскую работу, укрепило связь с производством, однако чувст­ вовалось, что делается далеко не все возможное. Ощущение это не проходит и сейчас. Ректорат, партком училища предпри­ нимали меры по развитию шефской ра­ боты. Были сделаны попытки улучшить состояние дел и со стороны проф­ союзного комитета. Обсудить состоя- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 26 ноября 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz