Рыбный Мурман. 1982 г. Ноябрь.
• В л ук а . — п р о и з в о д с т в у С МЕНЬШИМИ ЗАТРАТАМИ За последнее время флот Северного бассейна пополнил- ся новыми эффективными рыбопромысловыми судами типа ПСТ «Баренцево мо ре», ВАТ «Горизонт» и дру гими кораблями, оснащен ными валогенераторами с удлиненными роторами: В процессе эксплуатации этих валогенераторов наблю дается их повышенная виб рация. Специалисты ЦПКТБ ВРПО «Севрыба», анализи руя причины вибрации, при шли к выводу: основная при чина ее появления дис баланс роторов Усилиями ВРПО «Севры ба» для решения вставшей проблемы было приобретено новое оборудование, что да ло возможность производить динамическую балансировку роторов на судне в собствен ных подшипниках с мини мальными затратами време ни без применения дорого стоящих стендов и приспо соблений. Так. на ПСТ «Кижи» уп равления Мурманского тра лового флота в море появи лась повышенная вибрация валогенератора дизель-ре- дукторного агрегата. Произо шел обрыв шин и крепежа возбудителя валогенератора. Завод совместно с судовла- ' дельцем обратился в ЦПКТБ. Специалисты из от дела № 1 1 ЦПКТБ охотно откликнулись, и работа по динамической балансировке была произведена оператив но и качественно. Судно своевременно ушло в рейс. Устранение вибрации с помощью динамической ба лансировки роторов позволя ет более качественно произ водить ремонт электриче ских машин с полной гаран тией надежности в эксплуа тации. Ю. ДУНИН, главный ин женер СРЗ-2 производст венного объединения «Мурманская судо верфь». Один из посольно-свежьевых траулеров М урм анского трало вого ф ло та носит имя го р о да, располож енного в самом цент ре Д онбасса — индустриального сердца Украины . Назы вается траулер «Артемовен». На заре своего существова ния этот город был крепостью, охранявшей молодое Москов ское государство от частых набегов татар. Население кре пости одновременно воезало и занималось хозяйством — разрабатывало залежи сояи в среднем течении реки Бах- мутки. В 1701 году Петр I жа ловал «стороне Бахмутской» статус города. А семь лет спустя войска того же Петра сожгли город, потопив в кро ви восстание крестьян и каза ков, которое возглавлял бах- мутский атаман Кондратий Бу лавин. Но город возродился и после покорения Крыма стал торговым центром на путях к Азовскому морю. С 1924 года он носит имя выдающегося революционного деятеля — Артема (Ф . А. Сер геева). Сейчас это промыш ленный город с населением свыше 100 тысяч челозек. После Великой Отечественной войны, кроме традиционных отраслей экономики, в нем по лучили развитие цветная ме таллургия, машиностроение, легкая и пищевая промыш ленность, В городе несколько научных учреждений: институт соляной промышленности, трест «Артемгеология», До нецкая геофизическая экспе диция. Их сотрудники ищут новые кладовые угля и ми неральных богатств. Моло дежь города и окрестных сел учится в местном филиале Украинского политехнического института, индустриальном и железнодорожном технику мах, музыкальном, «м едиц и н ском и педагогическом учи лищах. В городе имеется много мест, связанных с жизнью ру ководителя донецкого проле тариата Артема. На зданиях, где он жил и работал, уста новлены мемориальные дос ки, а в центре города воздвиг нут памятник. Артемовск — частица Ук раины. Один из городов, ко торых на карте республики много. Ведь по численности населения и хозяйственной мо щи эта республика Страны Со ветов уступает лишь Россий ской Федерации. На севере и востоке на про тяжении сотен нилометров граничит Украина с братскими советскими республиками — Белоруссией и Россией. И за падные ее хосёди — друж ест венные социалистические стр а ны. Сама природа содействовала тесному географическому обще нию народов-братьев. Украину, Белоруссию , Россию не разде ляю т какие-либо природные рубежи Главная река респуб лики, Днепр, вобрав своими притоками щедрые воды рус ски х и белорусских земель, ве личественно течет по Украине. И голубой Дунай, вливающий ся в Мерное море у южных границ республини, связывает ее с семью государствами Ев ропы. Велики духовные ценности, созданные унраинсним наро дом. Кто не восхищался мело дичными украинскими народ ными песнями, нрасочными и эмоциональными танцами. «Кобзарем» Т. ШевченК®! В ве ликом союзе советских респуб лик небывалым взлетам и мно гогранностью ознаменовались творческие силы и способнос ти украинцев. Советская Украина как су веренное социалистическое го сударство получила широкое международное признание. Республика — один из учре дителей и членов Организации Объединенных Наций, участник пятидесяти других междуна родных организаций, инициа тор многих предложений и ме роприятий, осуществляемых во имя мира, справедливости, прогресса и социализма. Почет Украине в кругу се мьи советских республик — по праву. Ее хозяйственная мощь за 60 лет существова ния СССР стала намного весо мее и в общесоюзной эконо мике. Вот несколько цифр. Каж дая вторая тонна кокса, желез ной руды и чугуна, около по ловины металлургического оборудования, каждый третий трактор, почти все угольные комбайны и магистральные тепловозы, производимые се годня в Советском Союзе, — дело рук украинских трудя щихся. Почти по всем этим видам промышленной продук ции, производимой в расчете на душу населения, Украина стоит на первом месте в Ев ропе, а по добыче угля, вы плавке чугуна и стали — обо гнала Соединенные Штаты Америки. Хозяйство братской респуб лики — гордость социалисти ческой экономики. Ю. НИКОЛАЕВ. НА СНИМКЕ: погрузка автомобилей на судно в Илъичевском морском пор- ' ту. Фотохроника ТАСС. • П р о д о л ж а е м : р а з г о в о р : „ К а к в о с п и т а т ь в о с п и т а т е л я m m ш е ф с к и х отношений В начале ф евр аля 1982 года во врем я Дней откры того письма в траловом ф ло те в нашем еж енедельнике |№ 6} было опублико вано письмо старш его механика этого ф ло та Г. П ерелы гина, в котором затрагивались проблемы теоретической и практической подготовки специалистов. Письмо это послужило началом большого и серьезного разговора на страницах газеты , в котором приняли участие преподаватели М урм ан ского вы сш его инженерного м орско го училища им. Л енинского ком со мола, руководители, специалисты ф лотов. Автор публикуемой ниже статьи, включаясь в разговор вторично (первый его отклик был опубликован в «Рыбном М урм ане» № 27, 1982 г. под заголовком «Заинтересованность должна быть общ ей»], возвращ а ется к проблем е упрочения ш еф ских связей м еж ду учебными заведе ниями, которы е готовят морских специалистов, и ф ло там и. Жизнь практически приводит совре менного руководителя к необходимос ти глубоко проникать в сущность и производства, и человека. Отсюда но вые требования к социально-профес сиональным и личным качествам моло дого специалиста, к чертам его харак тера, Вместе с высоким творческим уровнем профессиональных знаний, умением применять их на практике, творческим подходом к делу, четкой организацией своей работы и культу рой труда на первый план выходят ор ганизаторско-управленческие навыки, та кие, как знание основ научной орга низации и управления, социальной пси хологии и педагогики, способность ор ганизовать работу коллектива, умение работать с людьми. Помнится, в статье «Ахиллесова пя та» выпускника», опубликованной в «Правде» 2 октября 1979 года, доста точно конкретно были поставлены за дачи по совершенствованию подготов ки технических специалистов, объек тивно возникшие в условиях научно- технической революции. «Молодой специалист, — отмечалось а публикации, — владеет серьезным запасом знаний. У него немало интерес ны х, подчас поистине см елы х замыслов. Беда в том, что его не обучили эле ментарной азбуке человеческих отно- сущ ествует гл у шении... О казывается. бокая разница между «личными кон тактами» и коллективными отношения ми. А одни и те же слова и распоряже ния приобретают совершенно различ ный смысл в зависимости от того, при каки х обстоятельствах произносятся До верительность вдруг оборачивается па нибратством, строгость превращается в административный окрик, попытна объ ясниться — в растерянность». Позднее на страницах «Рыбного Мур- мана» (№ 133 от 14 ноября 1979 года) была опубликована статья секретаря парткома Мурманского тралового фло та А. С. Борецкого «Не просто роман тика», в которой разговор шел уже О проблемах подготовки специалистов для флотов ВРПО «Севрыба», о выпуск никах мурманских морских училищ. Здесь был предъявлен «счет учебным заведениям, которые должны не только дать своим курсантам полный нурс наук, но и заложить в них качества, необходимые каждому моряку». Анализируя причины недостаточной, подготовки выпускников наших «море ходок» в вопросах организаторской и воспитательной работы в коллективе, А, С. Борецкий совершенно справедли во отмечал: «В этом, мне каж ется, особую роль должны сы грать связь ф лота с учили щем, постоянные встречи бывалы х про мысловиков с курсантам и, конкретная ш ефская работа. У нас она проводится, но еще недостаточно широко и недоста точно полно, только в целом по ф ло ту, а ш еф ски х связей между конкретными группами училищ и конкретными эк и пажами пока еще нет». Следует признать, что в целом это соответствовало дей твительности: за ключались договоры о содружестве между факультетами училища и ф ло тами, между отдельными экипажами судов и кафедрами и курируемыми ими курсами. Однако истинного инте реса к шефской работе не проявля лось, и только ректор училища посто янно требовал от деканатов занимать ся этим делом всерьез. Статья А. С. Борецкого была одним из побудитель ных мотивов разработки «Рекоменда ций по организации шефских связей кафедр и курируемых курсов МВИМУ с экипажами рыбопромысловых, обра батывающих и приемотранспортных су дов ВРПО «Севрыба». В 1980 году «Рекомендации» были утверждены ректором училища и пред ложены факультетам и кафедрам для использования в воспитательной рабо те с курсантами. Естественно, чт^-'.^р несколько активизировало и конкрети зировало шефскую работу, укрепило связь с производством, однако чувст вовалось, что делается далеко не все возможное. Ощущение это не проходит и сейчас. Ректорат, партком училища предпри нимали меры по развитию шефской ра боты. Были сделаны попытки улучшить состояние дел и со стороны проф союзного комитета. Обсудить состоя- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 26 ноября 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz