Рыбный Мурман. 1982 г. Ноябрь.

О б опыте Т Р „М а ти а с Тезен“ М Ю Ш Ш Ж Ш Ш И Ш ЗДЕСЬ ЭКИПАЖ-ХОЗЯИН В Северном бассейне нема­ ло 'судов, экипажи которых работают безаварийно, с хо­ рошими экономическими пр- казателями. К таким относит­ ся и транспортный рефриже­ ратор «Матиас Теэен» управ­ ления «Севрыбхолодфлот». Принято считать, что одним из главных факторов, обеспе­ чивающих безаварийную рабо­ ту любого судна, является ста­ бильность экипажа, и это, без сомнения, так и есть. На «Матиасе Тезене» в те чение последних пяти—семи лет работает сравнительно стабильный экипаж. Капитан- директор В. К. Попов здесь с 1975 года, главный механик В. Д. Горохов — с 1976 года, второй механик А. Д. Зелен­ ский — с 1978 года, второй электромеханик И, Ф . Мона­ хов — с 1976 года, рефриже­ раторный механик А. С. Бо­ чаров — с 1973 года, более пяти лет ходят на судне мно­ гие мотористы и матросы. Стабильность экипажа позво­ ляет поддерживать организа­ цию судовых служб на вь^о- ком уровне, вырабатывать и укреплять полезные традиции на судне, развивать у моря­ ков творческий подход к вы­ полнению уставных и служеб­ ных обязанностей. Другой важный фактор, оп­ ределяющий безаварийность работы судна,— высокий уро­ вень подготовленности экипа­ жа к борьбе за живучесть. На ТР «Матиас Тезен» составлен план мероприятий по обеспе­ чению безопасности морепла­ вания, который предусматри­ вает, в частности, проведение обмена с экипажами однотип­ ных судов опытом работы по предупреждению аварийности. А реализуется это так. В на­ чале рейса всем специалистам предлагается вспомнить из личного опыта о характерных или нехарактерных видах по­ вреждений отдельных узлов и механизмов на однотипных судах. Обмен такой информа­ цией позволяет специалистам узнать об «узких» местах и вовремя принять предупреди­ тельные меры. Кто-то из спе­ циалистов, например, расска­ зал о заклинивании привода управления рулевой машины на одном из однотипных су­ дов по совсем нехарактерной причине — разрушение шари­ коподшипника. Проверка ру­ левой машины на ТР «Матиас Тезен» обнаружила точно та кой же дефект шарикопод­ шипника. Аварийная ситуация была предотвращена... Известно, что вероятность возникновения аварии новы шается при швартовках, осо­ бенно когда это происходит в море. Наиболее характер­ ный вид повреждений при этом — навалы. Для преду­ преждения навалов на транс­ порте применяется наиболее рациональная схема расста­ новки кранцевой защиты, при которой каждый борт обору­ дован четырьмя спаренными «оренбургскими» кранцами и одним трехбаллонным кран­ цем в районе кормового под­ зора, который может опера­ тивно перемещаться в зави­ симости от того, под какой трюм становится на выгрузку промысловое судно. Безопасность швартовых операций зависит также от четкой и быстрой подачи и крепления швартовного конца. На баке и юте рефрижерато­ ра установили кнехты с враща­ ющимися тумбами (КВТ), при эксплуатации которых не ну­ жен цепной стопор, а это зна­ чительно облегчает работу швартовной бригады. На каж­ дом борту установлено 12 кнехтов вместо шести, зна­ чит, каждый швартов можно крепить на отдельный кнехт и, соответственно, исключить случаи зажимов канатов, со ­ кращая время при отшвартов- ке. Годовой эффект от внед­ рения только восьми КВТ на ТР «Матиас Тезен» составил 28 тысяч рублей. Кроме всего этого, в по­ следнем рейсе моряки поль­ зовались экспериментальными плетеными швартовными кана­ тами вместо обычных, круче­ ных. Плетеные канаты, изго­ товленные Коломенской ка­ натной фабрикой, по сравне­ нию с кручеными обладают рядом достоинств: большей мягкостью, легкостью, удоб­ ством и безопасностью в ра­ боте. За тридцать судоподхо- дов, сделанных в последнем рейсе в тяжелых гидрометео­ рологических условиях, не произошло ни одного обрыва плетеных канатов, более того— они и сейчас пригодны к даль­ нейшей эксплуатации. И что еще важно: для работы с эти­ ми канатами вполне доста­ точно одного человека вмес­ то двух. За девять лет эксплуатации на транспортном рефрижера­ торе . «Матиас Тезен» подано 173 рационализаторских пред­ ложения, направлзнных на улучшение технической экс­ плуатации судна, экономию го­ рюче-смазочных материалов, предотвращение загрязнения окружающей среды ~и профи­ лактику характерных видов повреждений технических средств. Например, в процессе экс­ плуатации газотурбоиагнета- телей главного двигателя вы­ явился конструктивный недос­ таток — непосредственный привод насосов подачи смаз­ ки к подшипникам качения от ротора турбины. И если выхо­ дил из строя насос, сразу же нарушалась подача смазки к подшипникам. Разрушались подшипники, а вслед за ними— и весь газотурбонагнетатель. Неприятность заключалась еще и в том, что контроль за подачей смазки к подшипни­ кам предусматривался лишь визуальный. Чтобы обеспечить надежную работу газотурбс- нагнетателя, на «Матиасе Те­ зене» установили датчик-реле для контроля за температу­ рой подшипников, благодаря чему контроль стал автомати­ ческим да еще и со звуко­ световой аварийно-предупре­ дительной сигнализацией. Приспособление по прибор­ ному контролю за длиной мо- тылевого болта вспомогатель­ ного двигателя позволило по­ стоянно следить за вытяжкой болтов и, значит, своевремен­ но заменять их новыми, пре­ дупреждая, таким образом, возможность тяжелых разру­ шений двигателя. С 1979 года ТР «Матиас Те­ зен» переведен на систему непрерывного технического обслуживания (СНТО) с четы­ рехлетним эксплуатационно­ ремонтным циклом. Кроме то­ го, с июня 1980 года рефри­ жератор работает по щекин- скому методу с сокращенным на четыре человека штатом, в результате чего производи­ тельность труда выросла на шесть процентов, а заработ­ ная плата — на пять процен­ тов. На судне широко и эфф ек­ тивно применяется принцип совмещения профессий. Из матросов готовятся моторис­ ты, котельные и рефрижера­ торные машинисты, слесари. В районах промысла работни­ ки электромеханической служ­ бы помогают в погрузке рыб­ ной продукции, а во время переходов подготовленные и обученные матросы участвуют в ремонтно-профилактических работах в машинном отделе­ нии. Конечно же, безаварийной работе экипажа ТР «Матиас Тезен», кроме всего перечис­ ленного, способствуют и чет­ кая организация вахтенной службы, и неукоснительное выполнение требований устав­ ных и нормативных докумен­ тов, и взаимопонимание меж­ ду службами. Опыт работы экипажа ТР «Матиас Тезен» еще раз доказывает, что ус­ пешная, безаварийная рабо­ та возможна только там, где экипаж — хозяин, мудрый, рачительный, ответственный. А. ГРИШАНИН, В. МИКО­ ЛЮК, инженеры ЦПКТБ. В награду— автомобиль Диплом Почета Выставки достижений народного хозяйства СССР и автомобиль «Москвич-412» — такой награды удостоен бригадир Мурманского морского рыбного порта Н. И. Омельченко за отличные по­ казатели в работе в 1981 году. Бригада Н. И. Омельченко на два с по­ ловиной месяца раньше срока закончила выполнение плана 1981 года. К 1982 году коллектив сэкономил морякам 148 су- до-чесов. Активное применение прогрес­ сивного метода работы — метода бригад­ ного подряда — позволило портовикам досрочно разгрузить 15 судов. Годовое задание бригадой было выполнено на 114,3 процента. Николай Иванович Омельченко — кава­ лер ордена Трудовой Славы И1 степени, награжден значком «Отличник социалисти­ ческого соревнования рыбной промыш­ ленности СССР», носит звание ударника .десятой и десятой пятилеток, его имя за­ несено на городскую Доску Почета. Недавно на общем собрании портови­ ков в торжественной обстановке испол­ няющий обязанности начальника порта Д. М. Соколовский вручил знатному брига­ диру Диплом Почета ВДНХ СССР и ор­ дер на получение автомобиля. Н. И. Омельченко — третий работник Мурманского рыбного порта, ставший при­ зером ВДНХ СССР. Первой награду вы­ ставки получила бригадир женской брига­ ды Нина Антоновна Кириленко за высо­ кие результаты в работе в 1979 году. По итогам 1980 года Диплом Почета и авто мобиль были вручены бригадиру Юрию Николаевичу Зарецкому. В. ИВАНОВ, инженер ООТиЗ Мурман­ ского морского рыбного порта. На промысле в Баренцевом море. Фото Л ЮДИНА. «РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО» — № Ю — Этот номер журнала для рыбаков нашего края пред­ ставляет особый интерес: он посвящен делам и планам тружеников рыбной промыш­ ленности Северного бассей­ на, их вкладу в реализацию решении майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, Продо­ вольственной программы страны. Открывается номер ста­ тьей «Рыбная промышлен­ ность Северного бассейна» — начальника Всесоюзного рыбопромышленного объеди­ нения «Севрыба» М. И. Каршна. В ней расска­ зывается о том, как лич­ ный состав флота и берего­ вых предприятий рыбного хозяйства Севера ведет борьбу за успешное выпол­ нение напряженных заданий и социалистических обяза­ тельств одиннадцатой пяти­ летки, называются пробле­ мы. которые необходимо ре­ шить для дальнейшего раз­ вития отрасли. «Взаимодействие умножа­ ет силы» — так назвал свою статыо председатель Мур­ манского обкома профсоюза рабочих пищевой промыш­ ленности А. Й. Глазунов. Он делится опытом организации социалистического соревно­ вания коллективов смежных предприятии и организаций рыбного Мурмана под деви­ зом «Берег — промыслу, промысел — берегу». . В разделе «Трудовая вах­ та пятилетки» опубликованы статьи «Наш труд — Роди­ не» — генерального дирек­ тора производственного объ­ единения «Мурманрыбпром» Г. Ф. Головнина и «Старей­ ший рыбацкий причал» — начальника Мурманского морского рыбного порта И. Т. Шаиькова, в которых вдет речь о путях повыше­ ния эффективности произ­ водства и качества работы, о соревновании тружеников этих предприятий за безус­ ловное выполнение решений XXVI съезда КПСС. Заметными публикациями представлен раздел «Флот и его эксплуатация». Среди них статья <•Флот Север­ ного бассейна в одиннадца­ той пятилетке» — лауреата Государственной премии СССР главного инженера ВРПО «Севрыба» С. В. Ки­ реева. Здесь же помещена ста­ тья начальника Мурманско­ го тралового флота В. В. Лукьянова о движении, раз­ вернувшемся в орденоносном коллективе за максимальное использование сьпья на пи­ щевые цели, повышение ка­ чества, увеличение произ­ водства и расширение ассор­ тимента рыбной- продукции повышенного спроса. Об опыте работы палубной- команды БАТ «Адмирал Го­ ловко» рассказывает стар­ ший мастер добычи тралово­ го флота А. П. Новиков. О том, как организована рабо­ та сквозных комплексных бригад по обработке судов в морском рыбном порту, го­ ворится в статье Д. М. Со­ коловского. Внедрению бригадной формы организа­ ций труда на коптильном- за­ воде Л:> 3 рыбообрабатываю­ щего комбината посвятила свой материал бригадир" Л. М ' Ташлыкова. В журнале помещены так­ же- материалы посвященные работе тружеников объеди­ нения «Мурманская судо­ верфь», моряков управления «Севрыбхолодфлот», ученых ПНШ-О, сотрудников ЦПКТБ, производственно- технического объединения «Севтехрыбпром». I -Л - • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 26 ноября 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz