Рыбный Мурман. 1982 г. Ноябрь.
ВОДА ЧТО МЫ О НЕЙ ЗНАЕМ И ЧЕГО НЕ ЗНАЕМ В составе нашего тела со держится 65 процентов воды. С ее помощью живые клетки получают все необходимые им вещества. Вода поистине уни версальна. Она является ис точником кислорода, выделяе мого растениями в атмосферу при фотосинтезе. Вода — ис точник жизни. Высушите зем ного червя так, чтобы он по терял 43 процента веса, червь станет твердым и ломким, но смочите его водой, он ожи вет. Чудо? Да. И это чудо со творит на ваших глазах она же, вода. Вода не только живительна и универсальна. Она еще и капризна. Сбросьте отработан- i ные воды в море, и море их ; не примет, прибьет в том же самом виде через некоторое время к берегу... Точно так жз и дождевая вода «не утонет», не затеряется в воде морской. Да, странная она, эта вода, но абсолютно необходимая. Не только люди — промыш ленность тоже живет водой. Да ещо как живет! За одну лишь секунду промышленные предприятия и городские во допроводы нашей страны «зы пивают:> целую Волгу. Не Урал или Дон — Волгу! 300 милли ардов кубометров пресной воды требуется ежегодно на 1 нужды населения, для сельско § го хозяйства, промышленности. В Трудно представить масш табы, верно? Миру приходит ся возить воду на машинах и поездах, на судах и даже на самолетах. А что делать? Без воды — не жизнь. Поэтому в некоторых стра нах, для того чтобь: «прокор мить» опреснительные уста нозки, сжигают в топках котлов... нефть. «Топить неф тью — все равно что топгТгь ассигнациями», — говорил еще Д. И. Менделеез, но иного-то выхода нет! Вот и идет чело вечество на сумасшедшее рас ходы. А чтобы было обеспече но хотя бы небольшое еже годное увеличение мощности всех установок мира, опрес няющих соду, прирост добычи угля должен состазить 250 миллионов тонн, ил и, чтобы представить нагляднее, 100 тысяч эшелоноз с углем по требуется для этих целей! Н. ГЕОРГИЕЗА. ! • JB х е а т р е - п р е м ь е р * ГОРЬКИЙ ВКУС ОДИНОЧЕСТВА Низкий потолок, провалы грязных окон. Переплете ние труб, разбросанные ящики... Сразу и не поймешь, жилье это или. чья-то кладовка. Запустение , неустроенность. В полумраке комнаты возникают люди. Звучит джазовая мелодия... Так начинается спектакль «Внус меда», поставленный главным режиссером Мурман ского областного драматиче ского театра Г. Михайловым. В этой мансарде теперь бу д ут ж ить Джо (Л. Поволоцкая), ее мать Эллен (Л. Карлова). Уж е который раз они меняю т нвартиру, нак будто с появле нием нового жилья начнется новая ж изнь. Все можно будет начать сначала. Эллен мечтает совсем о дру гой жизни. Когда-то в молодос ти она пела в кабаре, танцева ла. Был успех. поклонники... Только теперь все в прошлом. А Эллен наж ется, что жизнь еще не начиналась, что она начнется завтра. Но уж в но вой квартире — точно. Действие спектакля происхо дит в мансарде. Проходят че редой люди, которы х сводит случай с Джо. Каждый из них глубоко несчастен, каждый глубоно ущербен в сознании своей слабости. Вся обстанов ка. окружающ ая героев, наро чито грязна, неопрятна. Это и смрадный газовый завод, и мертвая река, и снотобойня, куда «заходят живые норовы, а выходит мясо». И люди неот делимы от окружающего их мира, неотделимы от этой а т мосферы. Среда обитания ко веркает их душ и, ломает во лю , превращая в некий полу ф абрикат человека. Но Джо пы тается бороться за сохранение своей личности. Она пы тается сберечь что-то свое, потае+нное. Такой тайной становятся ее нартины . Спон танные попытки уйти от реаль ного бытия в мир детства, мир сказон. Эллен тоже стремится уйти от реальности. Тольно для нее это виски и как последний шанс — нелепое замужество. Может быть, Питер (Ю. Шзы- ряев) поможет изменить что- то? Только не замечает Эллен, что похожи они с Питером, как близнецы. Несутся по волнам жизни, повинуясь случаю . В спектакле нет ни одного счастливого человека. Все вре мя почти физичесни ощ ущ ает ся нервозная, накаленная а т мосфера. Каж ется, достаточно искры и произойдет взрыв. И только на время воцаряется некое подобие равновесия. Происходит это после появле ния в мансарде Джефа (С. Ва тинов). Встреча на ярмарке с Джо. одиноной девчонкой, ждущей ребенна, дает повод Джефу оказаться ному-то нуж ным , о ком-то забо титься. Д ействи тельно, кто такой Джеф? Бед ный студент, без гроша в нар- мане, жестоко ущемленный ногда-то в юности. Но боль и неуверенность остались до си х пор. Он заботится о Джо, о ее будущем ребенке и начинает чувствовать себя уверенней. Начинается своего рода про цесс очищения через добро. Однако в мире, где царит зло, невозможно делать добро, не заплатив за это потерей с а мого себя. Неожиданно появ ляется Эллен. Разбитная, на рочито веселая... Она входит с двумя чемоданами. — Джо, девочка моя, я вер нулась, чтобы о тебе заботить ся. И словно не помнит, что до этого бросила свою . дочь нз,- произзол судьбы . Сейчас ' разы гры вает любящую м ать, > вы гоняет Джефа. Топчет те ростки человечности, которые проросли в этой мансарде. А потом уходит сама. И мечется Джо по пустой комнате, замирает у обшар панной стены , вспоминая весе лую детсную сч италку... Финал спектакля не дает ответа на то, что будет с Джо, с ее ребенком... Да и вряд ли можно дать однозначный о т вет, запрограммировать реше ние в мире тоски и одиноче ства. Не все в спектакле однознач но, равноценно. Не совсем сы г ран актерский ансамбль. По рой актеры играю т на публи к у с явной целью понравиться, сорвать аплодисменты. Выби вается из стилистики спентан- ля и некоторая опереточность облика Питера. В свою очередь, точно вы держана стилистика драм атур гии художником М. Брянцевой. Нарочитая скупость в оформ лении лишний раз подчеркива ет психологический настрой персонажей. Ш. Дилени написала «Вкус меда» в период, «великой деп рессии», будучи девятнадцати летней девушкой. Несомненно, на нее оказали влияние «Гроз дья гнева» Стейнбека. Но наст роение, всю атмосферу те х лет она передала очень своеобраз но и личностно. Иной раз про исходит старение пьес, они we выдерживаю т испы тания С е менем. Со «Вкусом меда» это го не произошло, ибо до си х пор проблемы, затронуты е в пьесе, актуальны для западного мира. В. ПОРТНЯГИН • С пылу, с жару ПЛОВСКУРИЦЕЙ Рис перебрать и замочить на два часа в подсоленной воде (10 г соли на литр). Курицу (одну на 5— 6 пор ции) нарезать порционными кусками. В котелок или .ме таллическую кастрюлю на лить масла (300 г), разо греть и обжарить курицу до появления золотистой ко рочки. Добавить нашинко ванные соломкой морковь (500—600 г) и лук (4— 5 головок) кольцами. Жарить еще 15—20 минут. Все это залить кипятком (2 л воды на 1 кг риса), держать 20—25 минут на небольшом огне. Затем за сыпать набухший и промы тый рис. Когда рис впитает воду (через 30—40 мин/£. закрыть казанок крышкой и доварить плов на слабом ог не 20— 25 минут. Подавать на большом блюде с острым?! специями. Например, нарезанный кольцами. выдержанный 3 ■ минуты в кипятке лук, за правленный уксусом, расти тельным маслом, черным перцем и толченым чесно ком. Приятного аппетита! Навстречу удаче, 9 Х о з я й с к и й г л а з МЕЛКИЙ РЕМОНТ ОБУВИ Быстрее всего у обуви изна шиваю тся каблуки и подошвы. Для ремонта их обычно и с пользуется тонкая резина, микропористая или литая. В м астерских по ремонту обуви и на обувных ф абриках применяется особый клей — сапожный, очень прочный и эластичны й. Но поскольку в продаже его не бывает, в до машних условиях можно вос пользоваться смесью двух кле ев: резинового и 88-го (в соот ношении 4:1). Перед починкой ремонтируе мую поверхность подошвы тщ ательно зачищаю т раш пи лем или крупнозернистой ш куркой. Затем на нее и на подметку тонким слоем, без сгустко в наносят клей (можно с помощью старой зубной щ етки), дают ему подсохнуть 5—6 минут. Еще раз намазы вают клеем подошву (подмет ку намазывать уже не нужно), снова его подсушиваю т, после чего соединяют склеиваемые поверхности. На следующий день острым сапожным ножом обрезают выступающие края подметни (если она была боль шего размера. чем подошва, или вырезалась дома из к ус ка резины). Так же ремонтируется каб лук. Если он сношен очень сильно, между ним и набой кой вставляю т на клею так называемый носян. И подметку, и набойку мож но укрепить специальными сапожными гвоздями. Подметка из литой резины изнашивается за 200, из мик ропористой резины — за 250 —300 дней. Кроме смеси двух названных клеев, для ремонта подошв и каблуков годится и универ сальный клей «Момент-1», все чаще появляющийся в прода же. * * * Чтобы подошвы и каблуки сапог, ботинок и туф ель (осо бенно те, что изготовлены из кожи) не скользили в голо лед, к ним можно приклеить широкие полоски лейкопласты ря, кусочки водостойкой наж дачной шнурки (на тканевой основе) или набойки из по- ддшв стары х валенок; в двух последних случаях использу ется клей (резиновый, 88-й и др.). — — — — ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Плечевой или пояс ной ремень для ношения оружия. 9. Парфю мерное средство. 12. Литературный жанр. 13. Неглубокий естественный водоем. 14. Ромз:< А. Маковского. 15. Персонаж из пьесы М. Горького «На дне». 13. Остров в Среди земном море. 22, Парусиновый навес для защиты от солнца и дождя. 23. Морское млекопитающее семейства дельфиновых. 24. Морской порт Народной Демократической Республики Йемен. 25. Столица советской со юзной республики, 27. Рукописный акт рус ского феодального права. 29. Духовой музы кальный инструмент. 30. Денежная единица Ирана. 32. Бальный танец. 35. Холодное ору жие. 36. Ягода. 38. Экваториальное созвез дие. 41. Русский поэт, дипломат. 42. Вооб ражение. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Государство в Европе. 2. Сезон лова рыбы. 3. Опахало. 4. Француз ский композитор, автор балета «Жизель». 5. Город в Перу. 6 . Стихотворение М. Лермон това. 11. Большой морской рак. 16. Штат СШ А. 17. Река в Южной Америке. 19. Уступ на днище быстроходного судна. 20. Бальный танец. 21. Крупная ящерица. 22. Индийский писатель-гуманист и общественный деятель, автор романа «Гора». 26. Увертюра Бет ховена. 28. Южное дерево. 31. Советский режиссер и оператор документального кино, народный артист СССР. 33, Древний латыш ский праздник. 34. Рассказ А. Чехова. 38. Награда победителю в соревновании. 39. Морская рыба. ПО ИЗОГНУТЫМ ЛИНИЯМ: 8 . Ярмарка. 10. Столица государства в Европе. 37. Глубокая яма на дне реки или озера. 40. Минераль ная краска. Составил А. ПАНОВ. О ТВЕТЫ НА КРОССВОРД ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 45 По горизонтали: 1 . Морошка'* 4. Пастила 7 Ре сторан. Я. Шарманка. 10. Акула. 11. Африка. 13. Стато; 1 . 11 . Горностай. 17. Одарка. 10. Ара- нуа. 20. Смета, 22. Аптикиар. 23. «Маскарад». 24. Антабка, 25. Станица. По вертикали: 1 . Матрона. 2. Оратория. 3. Ар мада. 1. Панама. 5 Тарантас. 6. Армавир. 9. Ку стодиев. 12. Агора. 13, Скала. 15. Пробирка. 16. Маргарин. 17. Ондатра. 19. Алидада 20. Спарта. 21. Ананас. навстречу ветрам... Фото В. КОНОНОВА. 10 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» J9 ноября 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz