Рыбный Мурман. 1982 г. Ноябрь.

ВОДА ЧТО МЫ О НЕЙ ЗНАЕМ И ЧЕГО НЕ ЗНАЕМ В составе нашего тела со­ держится 65 процентов воды. С ее помощью живые клетки получают все необходимые им вещества. Вода поистине уни­ версальна. Она является ис­ точником кислорода, выделяе­ мого растениями в атмосферу при фотосинтезе. Вода — ис­ точник жизни. Высушите зем­ ного червя так, чтобы он по­ терял 43 процента веса, червь станет твердым и ломким, но смочите его водой, он ожи­ вет. Чудо? Да. И это чудо со­ творит на ваших глазах она же, вода. Вода не только живительна и универсальна. Она еще и капризна. Сбросьте отработан- i ные воды в море, и море их ; не примет, прибьет в том же самом виде через некоторое время к берегу... Точно так жз и дождевая вода «не утонет», не затеряется в воде морской. Да, странная она, эта вода, но абсолютно необходимая. Не только люди — промыш­ ленность тоже живет водой. Да ещо как живет! За одну лишь секунду промышленные предприятия и городские во­ допроводы нашей страны «зы пивают:> целую Волгу. Не Урал или Дон — Волгу! 300 милли­ ардов кубометров пресной воды требуется ежегодно на 1 нужды населения, для сельско § го хозяйства, промышленности. В Трудно представить масш­ табы, верно? Миру приходит ся возить воду на машинах и поездах, на судах и даже на самолетах. А что делать? Без воды — не жизнь. Поэтому в некоторых стра­ нах, для того чтобь: «прокор­ мить» опреснительные уста нозки, сжигают в топках котлов... нефть. «Топить неф тью — все равно что топгТгь ассигнациями», — говорил еще Д. И. Менделеез, но иного-то выхода нет! Вот и идет чело­ вечество на сумасшедшее рас­ ходы. А чтобы было обеспече­ но хотя бы небольшое еже­ годное увеличение мощности всех установок мира, опрес­ няющих соду, прирост добычи угля должен состазить 250 миллионов тонн, ил и, чтобы представить нагляднее, 100 тысяч эшелоноз с углем по­ требуется для этих целей! Н. ГЕОРГИЕЗА. ! • JB х е а т р е - п р е м ь е р * ГОРЬКИЙ ВКУС ОДИНОЧЕСТВА Низкий потолок, провалы грязных окон. Переплете­ ние труб, разбросанные ящики... Сразу и не поймешь, жилье это или. чья-то кладовка. Запустение , неустроенность. В полумраке комнаты возникают люди. Звучит джазовая мелодия... Так начинается спектакль «Внус меда», поставленный главным режиссером Мурман­ ского областного драматиче­ ского театра Г. Михайловым. В этой мансарде теперь бу­ д ут ж ить Джо (Л. Поволоцкая), ее мать Эллен (Л. Карлова). Уж е который раз они меняю т нвартиру, нак будто с появле­ нием нового жилья начнется новая ж изнь. Все можно будет начать сначала. Эллен мечтает совсем о дру­ гой жизни. Когда-то в молодос­ ти она пела в кабаре, танцева­ ла. Был успех. поклонники... Только теперь все в прошлом. А Эллен наж ется, что жизнь еще не начиналась, что она начнется завтра. Но уж в но­ вой квартире — точно. Действие спектакля происхо­ дит в мансарде. Проходят че­ редой люди, которы х сводит случай с Джо. Каждый из них глубоко несчастен, каждый глубоно ущербен в сознании своей слабости. Вся обстанов­ ка. окружающ ая героев, наро­ чито грязна, неопрятна. Это и смрадный газовый завод, и мертвая река, и снотобойня, куда «заходят живые норовы, а выходит мясо». И люди неот­ делимы от окружающего их мира, неотделимы от этой а т­ мосферы. Среда обитания ко­ веркает их душ и, ломает во­ лю , превращая в некий полу­ ф абрикат человека. Но Джо пы тается бороться за сохранение своей личности. Она пы тается сберечь что-то свое, потае+нное. Такой тайной становятся ее нартины . Спон­ танные попытки уйти от реаль­ ного бытия в мир детства, мир сказон. Эллен тоже стремится уйти от реальности. Тольно для нее это виски и как последний шанс — нелепое замужество. Может быть, Питер (Ю. Шзы- ряев) поможет изменить что- то? Только не замечает Эллен, что похожи они с Питером, как близнецы. Несутся по волнам жизни, повинуясь случаю . В спектакле нет ни одного счастливого человека. Все вре­ мя почти физичесни ощ ущ ает­ ся нервозная, накаленная а т­ мосфера. Каж ется, достаточно искры и произойдет взрыв. И только на время воцаряется некое подобие равновесия. Происходит это после появле­ ния в мансарде Джефа (С. Ва­ тинов). Встреча на ярмарке с Джо. одиноной девчонкой, ждущей ребенна, дает повод Джефу оказаться ному-то нуж ным , о ком-то забо титься. Д ействи­ тельно, кто такой Джеф? Бед­ ный студент, без гроша в нар- мане, жестоко ущемленный ногда-то в юности. Но боль и неуверенность остались до си х пор. Он заботится о Джо, о ее будущем ребенке и начинает чувствовать себя уверенней. Начинается своего рода про­ цесс очищения через добро. Однако в мире, где царит зло, невозможно делать добро, не заплатив за это потерей с а ­ мого себя. Неожиданно появ­ ляется Эллен. Разбитная, на­ рочито веселая... Она входит с двумя чемоданами. — Джо, девочка моя, я вер­ нулась, чтобы о тебе заботить­ ся. И словно не помнит, что до этого бросила свою . дочь нз,- произзол судьбы . Сейчас ' разы гры вает любящую м ать, > вы гоняет Джефа. Топчет те ростки человечности, которые проросли в этой мансарде. А потом уходит сама. И мечется Джо по пустой комнате, замирает у обшар­ панной стены , вспоминая весе­ лую детсную сч италку... Финал спектакля не дает ответа на то, что будет с Джо, с ее ребенком... Да и вряд ли можно дать однозначный о т­ вет, запрограммировать реше­ ние в мире тоски и одиноче­ ства. Не все в спектакле однознач­ но, равноценно. Не совсем сы г­ ран актерский ансамбль. По­ рой актеры играю т на публи­ к у с явной целью понравиться, сорвать аплодисменты. Выби­ вается из стилистики спентан- ля и некоторая опереточность облика Питера. В свою очередь, точно вы ­ держана стилистика драм атур­ гии художником М. Брянцевой. Нарочитая скупость в оформ­ лении лишний раз подчеркива­ ет психологический настрой персонажей. Ш. Дилени написала «Вкус меда» в период, «великой деп­ рессии», будучи девятнадцати­ летней девушкой. Несомненно, на нее оказали влияние «Гроз­ дья гнева» Стейнбека. Но наст­ роение, всю атмосферу те х лет она передала очень своеобраз­ но и личностно. Иной раз про­ исходит старение пьес, они we выдерживаю т испы тания С е ­ менем. Со «Вкусом меда» это­ го не произошло, ибо до си х пор проблемы, затронуты е в пьесе, актуальны для западного мира. В. ПОРТНЯГИН • С пылу, с жару ПЛОВСКУРИЦЕЙ Рис перебрать и замочить на два часа в подсоленной воде (10 г соли на литр). Курицу (одну на 5— 6 пор­ ции) нарезать порционными кусками. В котелок или .ме­ таллическую кастрюлю на­ лить масла (300 г), разо­ греть и обжарить курицу до появления золотистой ко­ рочки. Добавить нашинко­ ванные соломкой морковь (500—600 г) и лук (4— 5 головок) кольцами. Жарить еще 15—20 минут. Все это залить кипятком (2 л воды на 1 кг риса), держать 20—25 минут на небольшом огне. Затем за­ сыпать набухший и промы­ тый рис. Когда рис впитает воду (через 30—40 мин/£. закрыть казанок крышкой и доварить плов на слабом ог­ не 20— 25 минут. Подавать на большом блюде с острым?! специями. Например, нарезанный кольцами. выдержанный 3 ■ минуты в кипятке лук, за­ правленный уксусом, расти­ тельным маслом, черным перцем и толченым чесно ком. Приятного аппетита! Навстречу удаче, 9 Х о з я й с к и й г л а з МЕЛКИЙ РЕМОНТ ОБУВИ Быстрее всего у обуви изна­ шиваю тся каблуки и подошвы. Для ремонта их обычно и с­ пользуется тонкая резина, микропористая или литая. В м астерских по ремонту обуви и на обувных ф абриках применяется особый клей — сапожный, очень прочный и эластичны й. Но поскольку в продаже его не бывает, в до­ машних условиях можно вос­ пользоваться смесью двух кле­ ев: резинового и 88-го (в соот­ ношении 4:1). Перед починкой ремонтируе­ мую поверхность подошвы тщ ательно зачищаю т раш пи­ лем или крупнозернистой ш куркой. Затем на нее и на подметку тонким слоем, без сгустко в наносят клей (можно с помощью старой зубной щ етки), дают ему подсохнуть 5—6 минут. Еще раз намазы ­ вают клеем подошву (подмет­ ку намазывать уже не нужно), снова его подсушиваю т, после чего соединяют склеиваемые поверхности. На следующий день острым сапожным ножом обрезают выступающие края подметни (если она была боль­ шего размера. чем подошва, или вырезалась дома из к ус­ ка резины). Так же ремонтируется каб­ лук. Если он сношен очень сильно, между ним и набой­ кой вставляю т на клею так называемый носян. И подметку, и набойку мож­ но укрепить специальными сапожными гвоздями. Подметка из литой резины изнашивается за 200, из мик­ ропористой резины — за 250 —300 дней. Кроме смеси двух названных клеев, для ремонта подошв и каблуков годится и универ­ сальный клей «Момент-1», все чаще появляющийся в прода­ же. * * * Чтобы подошвы и каблуки сапог, ботинок и туф ель (осо­ бенно те, что изготовлены из кожи) не скользили в голо­ лед, к ним можно приклеить широкие полоски лейкопласты ­ ря, кусочки водостойкой наж ­ дачной шнурки (на тканевой основе) или набойки из по- ддшв стары х валенок; в двух последних случаях использу­ ется клей (резиновый, 88-й и др.). — — — — ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Плечевой или пояс­ ной ремень для ношения оружия. 9. Парфю­ мерное средство. 12. Литературный жанр. 13. Неглубокий естественный водоем. 14. Ромз:< А. Маковского. 15. Персонаж из пьесы М. Горького «На дне». 13. Остров в Среди­ земном море. 22, Парусиновый навес для защиты от солнца и дождя. 23. Морское млекопитающее семейства дельфиновых. 24. Морской порт Народной Демократической Республики Йемен. 25. Столица советской со­ юзной республики, 27. Рукописный акт рус­ ского феодального права. 29. Духовой музы­ кальный инструмент. 30. Денежная единица Ирана. 32. Бальный танец. 35. Холодное ору­ жие. 36. Ягода. 38. Экваториальное созвез­ дие. 41. Русский поэт, дипломат. 42. Вооб­ ражение. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Государство в Европе. 2. Сезон лова рыбы. 3. Опахало. 4. Француз­ ский композитор, автор балета «Жизель». 5. Город в Перу. 6 . Стихотворение М. Лермон­ това. 11. Большой морской рак. 16. Штат СШ А. 17. Река в Южной Америке. 19. Уступ на днище быстроходного судна. 20. Бальный танец. 21. Крупная ящерица. 22. Индийский писатель-гуманист и общественный деятель, автор романа «Гора». 26. Увертюра Бет­ ховена. 28. Южное дерево. 31. Советский режиссер и оператор документального кино, народный артист СССР. 33, Древний латыш­ ский праздник. 34. Рассказ А. Чехова. 38. Награда победителю в соревновании. 39. Морская рыба. ПО ИЗОГНУТЫМ ЛИНИЯМ: 8 . Ярмарка. 10. Столица государства в Европе. 37. Глубокая яма на дне реки или озера. 40. Минераль­ ная краска. Составил А. ПАНОВ. О ТВЕТЫ НА КРОССВОРД ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 45 По горизонтали: 1 . Морошка'* 4. Пастила 7 Ре­ сторан. Я. Шарманка. 10. Акула. 11. Африка. 13. Стато; 1 . 11 . Горностай. 17. Одарка. 10. Ара- нуа. 20. Смета, 22. Аптикиар. 23. «Маскарад». 24. Антабка, 25. Станица. По вертикали: 1 . Матрона. 2. Оратория. 3. Ар­ мада. 1. Панама. 5 Тарантас. 6. Армавир. 9. Ку­ стодиев. 12. Агора. 13, Скала. 15. Пробирка. 16. Маргарин. 17. Ондатра. 19. Алидада 20. Спарта. 21. Ананас. навстречу ветрам... Фото В. КОНОНОВА. 10 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» J9 ноября 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz