Рыбный Мурман. 1982 г. Ноябрь.
• Р е я о р т д ж ж е д е л * | ГОРОД НАШ ПРАЗДНИЧНЫЙ: С И М Ф О Н И Я КРАСОК И СВЕТА ^ШЖЖЖЖ4ШЖГЖЖЖ1ННЖ1ЖЖНТЖНЖЖЖЖЖЖ1ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ11ЖЖ1ЖЖШ1Ж<1 ^ у Р п / ш п и ц а r r r f ] гГ111111111111111Н111Н11И11!П1Н111111111111!11И1Ш1ш и ш п и iiiiiiiiiiiiiiiiiiH i iH U H iiiH iiiiin tiiiiiiH iiiu iim iH iii л т н и п т и п ? " Легкий снежок кружится 8 воздухе. Падает на полуза- мерзшую землю, на красоч ные панно. Сегодня — 65-я годовщина Великого Октября. И город слозно помолодел, преобразился, надез празднич ный наряд. Вы проходите в колонне демонстрантов по глазной магистрали города. Трепещут на ветру флаги, транспаран ты... Льется над улицей бра вурная музыка. А вечером сумрак поляр ной ночи разорвет свет ты сяч разноцветных лампочек. Вспыхнут красочные панно, разольется над городом сзе- товая палитра. Уже стало привычным, что к праздникам улицы и дома Мурманска становятся немно го незнакомыми, словно чело век, надевший обновку. Но всегда ли мы обращаем вни мание на оформление? Флаги, транспаранты, панно — они органично входят в облик го рода, привычны нашему гла зу. А ведь каждый праздник сугубо индивидуален. Новый год преображает улицы сия нием елок, снежными горка ми, сказочными ледяными скульптурами. Первое мая — праздник весны, вьются на теплом ветерке алые флаги. Праздник Севера рассыпает по городу эмблемы спортив ных обществ. В День рыбака плывут по городу силуэты ко рабле Г(. Седьмое ноября — празд ник революционный, ему свойственны суровость, стро гость. На площади Советской Конституции яркими пятнами высвечиваются микропанно с эмблемами Октября. А гости Мурманска сразу же, еще на вокзале, ощущают празднич ную атмосферу города. Едем по городу. Из окна машины видны зитрины мага зинов. «Детский мир», «Элек- S^ jpon», «Радуга»... Витражи их окон легко «читаются», укра шены нарядными, оригиналь ными композициями. Вот и Первомайский район: на разделительной полосе Кольского проспекта, непода леку от магазина «Метеор», высится декоративно - объем ная конструкция. На ней изо бражены флаг^ всех союзных республик. Седьмого ноября мы идем в колоннах демонстрантов. Но вряд ли кто задумывался над тем, что оформление колонн планируется заранее. В первую очередь учитывается символика Октября, а также специфика предприятий, каж дый коллектив придумывает что-то свое, оригинальное. Плывут по улицам макеты кораблей, взлетают вверх воз душные шарь:... Звучат резо- люционные песни. Появились и традиции в оформлении Мурманска. Но город растет, меняется архи тектура. Поднимаются нозые корпуса зданий. А это дикту ет свои условия, ставит нозые проблемы, задачи. — Сейчас главное внимание мы уделяем оригинальному световому решению, — гово рит главный художник города 8. Н. БУБЕНЦОВ. — Именно это в условиях Заполярья по зволяет наиболее эффективно использовать возможности световых композиций. Правда, мы стараемся как можно меньше использовать огром ные панно с сотнями лампо чек. Они оказались экономи чески невыгодными. В этом году оформление Мурманска к празднованию Великого Ок тября мы считаем своего ро да этапом в подготовке к празднованию 60-летия со дня образования СССР. Кто украшает город? Основ ную работу выполняют со трудники мурманских произ водственно - художественных мастерских. Заранее готозят они эскизы, которые затем ут верждаются на художествен ном совете. А потом все во площается з панно, декорати вные конструкции. Именно благодаря им преображается город, им мы обязаны празд ничным настроением, симфо нией красок и света. ...Мы выходим из дома, вливаемся в колонну демон странтов, шагаем по проспек ту Ленина,, в один голос под хватываем здравицы в честь нашего народа и Великой Ок тябрьской социалистической революции, плывем в много цветье флагов, вымпелов, транспарантов. Мы ощущаем прилив праздничного настрое ния. Ради этого трудились и десятки художников, плотни ков, энергетиков, создавал л тот самый колорит, без кото рого праздник — не празд ник... й. ВИКЕНТЬЕВ. %:Л £№~>к\ Ш' Наши читатели, вероятно, помнят первоначальный ва. риант архитектурного решения фасада корпуса второй оче реди Дома междурейсового отдыха моряков. Он был неплох, и все-таки по настоянию отдела капитального строитель ства ВРПО «Севрыба» архитекторы внесли существенные изменения в проект. Дели в том , что первый вариант со здавался давно, к тому же здание проектировалось само по себе, без «привязки» к архитектурному j)etueiiu)o площадгс Советской Кон сти туц и и . За те годы, пока строилась первая очередь ДМО и началось возведение второй, появились со временные корпуса универмага «Волна» и гостиницы «Арк тика ". Рядом с ними ДМО «не смотрелось» бы. Обновленный проект не только более совре-менен, но и намного .красочнее своего предшественника: треугольные и прямоугольные пилястры придадут зданию нарядный вид. ДМО станет украшением архитектурного центра Мурман ска — площади Советской Конституции. СГак выглядит новый отдел универмага «Полюс» «Все для дома». И действительно: для дома здесь можно купить все — от моющей пасты до ковра или холодильника. Раньше отдел хозяйственных товаров разлшщался в небольшом за кутке, и в торговые «часы пик» здесь было тесновато. А те перь 170 квадратных метров торговой площади позволя ют свободно разместить товар, да и покупателям есть где «разгуляться». Над интерьером нового отдела потрудилась художник универмага Людмила Васильевна Дорошенко. Фото В. КОРЕЦКОГО. 9 Л е т о и м с О к т я б р я БОЛЬШОЕ «МАЛОЕ КИНО» Ленинские слоза о кино, как о важнейшем для нас искусстве, стали путеводной звездой для многих поколений советских людей. Особенно тех, кто «делает» кино. И неважно — для большого или малого, самодеятельного экрана. Эта мысль возникла сама со бой в предпраздничные дни. ногда проходил областной смотр-конкурс любительских кинофильмов. Мне, как члену жюри, довелось посмотреть все тридцать лент, представленных на смотр. Они далеко не рав ноценны, но всех авторов объ единяет любовь к киноискусст- зу, стремление запечатлеть на шу жизнь во всех ее проявле ниях. Конкурс. объявленный ВЦСПС, Министерством к у л ь ту ры и Союзом кинем атограф ис тов, посвящен 60 летию СССР. Кинолюбителям предлагалась широкая тематина. Первое место а областном нонкурсе завоевала лента « Тр у довой ласпорт бригады» (на- родная самодеятельная студия «Мурманфильм»), второе—-фильм «Тропами партизан Заполярья» (студия «Арктика» Мурманско го морского пароходства) м третье — кинорепортаж авто ра -оператора капитана И, Г у барева «Улов» (студия «Океан»). Отдельные кинолюбители и самодеятельные студии отмече ны дипломами и призами. О партизанах Заполярья хо рошую ленту сделали кинолю бители пароходства М. Ореше- та, А. Бобров, С. Карпенко. Она по заслугам отмечена. Но о партизанах, о 40-летии созда ния отрядов и их слете. со стоявшемся 14—18 июля с. г.. мы подробно рассказы вали, по этому речь сегодня пойдет о ф ильм ах-лризерах, занявш их первое и третье места. О бригадах сейчас много го ворят и пиш ут: они по праву главное звено производст ва. Казалось бы, тема весь ма прозаическая, хо тя и зло бодневная. Но кинолюбители рискнули и... не промахнулись: получился толковый кинорас- сказ о комплексной укрупнен ной бригаде Олега Рудольфови ча Шоыркина с головного пред приятия объединения «Мурман ская судоверфь». ...Панорама: суда, стоящие у причала, буксиры , снующие по заливу. Док. в нем огромный корпус промыслового корабля. Идут ремонтные работы. Зна номый гоурс диктора нетороп ливо и обстоятельно повеству ет о том, как создавалась, у к рупнялась. муж ала бригада. А рассказывает Т. Васильевская. Она же — автор сценария и текста. Имя ее известно чита телям «Рыбного Мурмдна»: Татьяна Борисовна — один из неш татны х авторов. хорошо знающих рыбную тем атику. Но вот в надре сам брига дир. Приведем только отрывок из его рассказа: «Работали очень хорошо, энтузиазм был большой. Люди хотели само утвердиться. Не все верили, правда, например, из пожилы х рабочих, что молодежь может Делать такие большие дела — ремонтировать полностью ко рабль. Но ребята оправдали до верие». Активно поддерживали брига ду инженеры, руководство предприятия. В фильме это хо рошо показано. Особенно запо минаю тся кадры заинтересо ванного, делового разговора группы специалистов и брига дира с генеральным директо ром Б. К. Власовым. Активное участие мастеров, звеньевы х, совета бригады в решении вопросов производст ва, в создании хорошего психо логического климата в ко ллек тиве — все это нашло отраже ние в фильме. В работе над лентой уч а ст вовали Б. А. Алексеев, Г. М. Романенко и Д. Б, Алексеев. ^Иван Иванович Губарев вхо- д и Т в число кинолюбителей студии «Океан». Но и ему, но- нечно. помогли мурманфиль- мозцы довести до кондиции кинорепортаж «Улов», сняты й в цвете. Капитан уже много лет берет в рейс кинокамеру, сним ает, выкраивая минуты из своего «круглосуточного» рабо* чего дня. И вот успех: его ра бота отмечена на смотре-кон курсе. Жюри смотра-конкурса ж е лает его призерам и всем уч а стникам новых достижений в создании кинолетописи Вели кого О ктября. п. выстроумоа. И н г е р в ь / о я е д е л я ГОЛУБЫЕ ЭКРАНЫ ЗАПОЛЯРЬЯ Сопку окутывает дымка, сле зящаяся влажной моросью .до ждя, и телебашня исчезает в ней. Виднеются только опоры. В сумраке светятся окна зда ния телевидения. Именно от- .сюда, с сопки Варничной, 25 лет назад транслировалась, перзая в Заполярье телелере^ дача. Впервые загорелись а домах мурманчан голубые эк раны «КВН»-ов, «Лучей»... Се годня это уже история. См'еш но и трогательно смотреть на неуклюжие телевизоры с ма люсенькими экранами, на громоздкие передатчики... С чего начиналось телевид£ ние? Какие проблемы возни кали? Об этом нашему коррес понденту рассказал главный инженер радиотелецентра, ве теран Мурманского телевиде ния Б. Е, РУБАШКИН: — Строительство теле центра началось в 1956 го ду. Проблем было множе ство. Долго выбирали место для строительства. Наконец ос тановились на сопке Варнич ной. Рядом проходили комму никации, ЛЭП. дороги, и, что не менее важно, с сопки обеспе чивался максимальный радиус действия 55 —60 километров. В ходе строительства порой воз никали непредвиденные ослож нения. З зять, к примеру опо ры башни. Для их установи ч планировали заложить один объем бетона, гр ун т оказался слабым, в трещ инах. Естествен но, бетона пошло больше. Да и погодные условия оставляли ж елать лучш его... А ппаратура пришла из Ле нинграда, и устанавливали ее ленинградские монтажники... Так. собственно, все начина лось. А строительство возгл^е лял первый директор радио телецентра К. Н. Зориков. — Дело это было новое, ну жны были специалисты, знаю-1 щие новую технику... — Правильно, была и такая ' проблема. Ч асть людей при шла с радиоцентра, они и сей час работают. Это начальник цеха телевидения В. 8. Глады шев. инженер лаборатории: В. Н. Тарасенко. Они были, тан сказать, наше ядро. Потом пришло молодое по полнение, вы пускники Иванов ского техникум а А. Федорчен ко, В. Винокурова, Г. Шумило ва. К стати , они тоже работают до сих пор. Помогали в налад ке* и представители Ленинград ского телевидения. И вот 6 ноября 1957 года со стоялась первая передача. Д ли лась она всего лишь один час. Это был для нас праздник. Да. по-моему, и для всех мурман чан. А потом начались будни. Сначала в студии была одна телевизионная камера, что, ко нечно, создавало свои неудоб ства. Своими силами смонти ровали еще два студийны х ка нала. Стало уже три камеры. Постепенно увеличилось время вещания: выходили в эфир три раза в неделю, потом п ять... В 1967 году, в канун 50-ле тия О ктября, ввели в строй радиорелейную линию, «Орби ту». Пришло в Мурманск Цен тральное телевидение. Область получила возможность смот реть наши передачи. В прошлом году полностью перешли на цветное телевиде* ние, получили новую техни- ку... — Какие задачи стоят на ближайшее будущее? — Самая главная задача — улучш ить качество передач, свести до минимума техниче ский брак. И работать лучше, чем вчера. Надо сказать, для этого делается много. Одних рационализаторских предло жений внедряется от сорока пяти до пятидесяти. Нее они направлены на улучшение ка чества вещ ания. Одним ело- вом, наша забота — забота о зрителе. Интервью провел &. ПОРТНЯГИН. 7 ноября 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 11 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz