Рыбный Мурман. 1982 г. Май.
Т Р И Д Ц А Т Ь восемь лег * на флоте, йз них 28 — капитаном. Такова трудо вая биография Сюй А-Хииа. возглавляющего экипаж тра улера «Поиск» управления «Севрыбпромразвсдка». Вы сокое чувство ответственно сти. бескомпромиссность — ват основные черты харак тера этого человека. . Морская практика не тер пит приблизительности. За ротозейство, беспорядок или расчет «на авось > море на казывает безжалостно-. Капи тан Сюй А-Хии помнит об этом постоянно. И конт роль за деятельностью су довых специалистов, особен но молодых, считает обяза тельной мерой по профилак тике аварийности. Каждому человеку лучше всего знакомо то дело, кото рое он считает сутью оаоей жизни. Таким делом- для се бя A -Хин Александрович считает профессию моряка. В биографии его нет зигза гов. Цель себе он определил однажды и навсегда. В ан кете все просто: кочегар, .магрос, штурман, капитан. Не морение ветры, волную , щие нровь, а трудны е военные годы привели семнадцатилет него ю нош у на флот, когда потребовалось подменить уш е дш их на фронт. В 1943 году кочегаром начал он работать на судах Дальне восточного пароходства. П ри ходилось перебрасывать уголь из бункера в коче га рку по 4 —5 тонн за вахту. В то время империалистиче ская Япония вела на море необъявленную войну против нашей страны . Корабли ВМС Японии перехватывали и то пи ли советские торговые суда. И Сюй A -Хин выходил в море, не зная, вернется ли ж ивым на берег. В августе 1945 года, после объявления Советским Союзом войны Японии, м атро сом транспортного судна уча ствует он в десантной олера_ ции по захвату морской цита дели в Северной Корее — порта Сейсин. А чуть позже за доблестную службу А-Хин был награжден медалью «За победу над Японией». Потом. уже в мирное время, он заканчивает учеб но-курсовой комбинат и хо дит штурманом и составе экспедиций Курильской ки тобойной флотилии «Алеут». В 1953 году его откоманди ровали в Мурманск, где в то вцемя не хватало рабочих рук для судов рыбопромыс лового флота. Тревожно бы ло на душе китобоя, ведь надо было с азов осваивать практику рыбного промысла. «Ничего. — сказал ему на чальник главка Элистар Шабанович Сапанадзе, — направим тебя 'капитаном на мурмансельдевский CPT-S36, там опытные стар пом и дрнфмсйстер. спра вишься». Освоился молодой капитан быстро да так и остался на Севере. «Ты должен быть беспо койным во имя собственного спокойствия». — таков прин цип, который никогда не ливные течения у побережья, частые тум аны осенью и зи мой. обледенение подстерега ю т промысловое судно и ус ложняю т работу вахтенного пом ощ ника капитана. Поэтому важнейш им для безопасности плавания и предупреждения аварийности напитан СРТ_м «Поиск» считает подготовку судна и эки па ж а к выходу в рейс. Выл такой случай из практики капитана, лет *12 назад. II хотя оп больше относится к организации ра боты судомехашгческой слу жбы. но Сюй A -Хин испыты вает чувство собственной пиля нет. Оказалось, что старпом счел неудобным для себя отвлечь человека от только что полученных пи сем. А через несколько ми нут после того, как боцман занял свое место, отказал рулевой привод. Пришлось срочно отдать якорь, чтобы прекратить дрейф судна в сторону острова Кнльдин. Гак, казалось бы, незначи тельное упущение вахтенно го помощника могло обер нуться бедой. Требуя от своих номощ- ПРАВОФЛДНГОВЫЕ м у тсть кяпитпня За безопасность мореплавания подводил Сюй A -Хина в жи зни и в работе. И эту мысль он старается внушить своим помощникам. Знакомство с каждым вновь назначенным на трау лер судоводителем начина ется с беседы, в которой ка питан узнает и степень про фессиональной подготовки новичка, и его слабые сторо ны. Если в знаниях молодого моряка есть пробелы, ка питан Сюй занимается с ним по специальным разделам командирской учебы. Капи тан не строит ■иллюзий от носительно квалификации и подготовленности новичков. «Много дельной молодежи, - говорит A -Хин Александ рович. — но, бывает, попа даются не в меру ленивые, не в меру лихие, iro нет ху же распущенны*». Сюй A -Хин не прибегает к гром ким <•накачкам». Прежде чем наложить взыскание за недобросовестное отношение судового специалиста к ис полнению обязанностей по заведованию, этот вопрос выносится на обсуждение командирского совещания. Именно товарищеская кри тика. отношение коллектива к проступку оказываются главными аргументами в воспитательной работе. Северный бассейн очень навигационном отно- Сильные приливо-от. сложен шении. вины, пегому что согласно Устану кацртан несет ответ ственность за рациональное использование моторесурсов двигателей и выполнение рейсового задании. * Второй механик по своей оплошности не получил за пасной мотылевып подшип ник. хотя знал, что эта де таль может износиться. Тра улер вышел в море. Когда же потребовалось заменить подшипник'. обналичилось, что менять-то не па что. Только через полмесяца по допью транспортное судно со снабжением, и поврежденную деталь заменили. Все время ожидания судно работало на «средний ход». Этим и с клю ч а л и аварию двигателя, но выполнение суточных зада ний по вылову сорвали. «Считай себя ближе к опасности > д г-э т и слова яв ляются одним из основных правил в -работесудоводцде- лей СРТ-м «Поиск» по обе спечению безаварийного плавания. ...После окончания хозра- бот траулер следовал Киль- динским проливом на про мысел. Па вахте находился старший помощник капита на. Стояла ясная, солнечная погода, дул слабый юго-за падный ветер. Капитан, зай дя на мостик, обратил вни мание, что боцмана у браш пиков неукоснительного ис полнения инструкций, A -Хин Александрович делает это так. чтобы не сковывать их разумную инициативу. Ведь в настоящее время при работе в группе судов огра ничение штурмана в выборе маневра способствует созда нию аварийной ситуации, особенно в тех случаях, ко гда на мостике находится малоопытный помощник ка питана. В службе морепла вания управления «Севрыб- нром разведка » о Сюй А-Хи- не отзываются как об уме лом организаторе, отмечают в нем психологический такт руководителя. К ошибкам своих помощников он подхо дит с мудростью и терпимо стью наставника. ...Траулер шел в районе Копытовской банки. На вах те стоял молодой третий помощник капитана, вышед ший ^о б горой свой рейс. Впереди по носу виднелись два встречных траулера. Об становка позволяла пройти между ними на расстоянии I — 1,5 мили, вполне без опасном для судна и орудий лова. А-Хйн Александрович ушел с мостика, дав указа ние штурману придержи ваться установленного кур са. Но когда через четверть часа он поднялся в рулевую рубку, траулер... заканчивал поворот на ооратный куре. Оказывается, вахтенный по мощник засомневался в без опасности прохода и само стоятельно сделал разворот с тралом за бортом. Не имея- достаточного навыка для выполнения этого маневра*, он сделал ‘ заверт грала. Пять часов промыслового времени было потеряно m устранение последствий за вертя, и это, конечно ш\ сказалось па суточных пока зателях работы. А так как- для промысловика день хо рош не тем, что прошел, а тем. что принес, то капита ну не потребовалось упре кать виновника. Тот сам глубоко переживал свой не обдуманный поступок. На основании собственного опыта плаваний судоводителя, ми «Поиска» разработана Па мятка молодому ш турм ану, в которую вклю чены практиче ски все обязанности помощни* на капитана на ходовой вахте. Большое внимание в этой Памятке уделено проработке м арш рутов переходов и усло вий промысла. Таким образом, сведение в один д окум ент рекомендаций хорошей м орской п р а кти ки и распределение обязанностей между судоводителями повы_ шают надежность работы мо стика. сниж аю т степень риска и возм ожность аварии. И склю чается ненуж ная нервозность, труд ш турм ана становится творчеством. Таблицы по дан ным из с пр а в о ч ни ко в,' извле. чение из рекомендаций ИМКО для пом ощ ников капитана, не сущ их ходовую вахту, схемы противопож арной защ иты суд на. выполненные судовыми умельцами, — все это сокра щает время на принятие ре шений по обеспечению безо, пасности плавания. Капитан Сюй A -Хин, один из лучших капитанов «Сев- рыбы», органично соче тает в себе три важней ших начала: специалиста, командира и наставника. Действенные формы воспи тательной работы, четкая ор ганизация вахты па мостике, постоянное совершенствова ние профессиональной лсд- готовки судоводителей, сла женность и взаимопонимание в работе обеспечивают не только выполнение плана научной и промысловой ра боты. но и безаварийное плавание траулера. В этом и заключается мудрость ка питана. В МИКОЛЮ К , инженер ЦПКТБ. П а м я т ь ж слы й взрыв, бомба угодила в буксир, разнесла в щ епки его и барж у с малы шами... Эвакуация. Ты и слова.то такого не знаеш ь, разве что по киноф ильм ам. Ты не знаеш ь слов «блокада», «голод», «вши», «цинга». Какое счастье, что ты не знаеш ь всего этого!.. Нас везли все дальше и дальше в тыл. Так доехали до Д ом ненского детдо. ма в Ивановской области. Каким и мы тогда были, дети, переживш ие блокаду? И стощенные. многие из нас не могли ходить, мы разучились смеяться и и г рать* почти не разговаривали. Цинга вы чернила наши, еще молочные зубы. Ж или мы, грея в иззябш их сердцах д м надежды: одну несбыточную — поесть досыта. вторую , более реальную , — дождаться маму. Почему — болеет ре альную? В то тяжелое время миогмв Ж енщины брали детей из детдома, вь^.- хаж ивали, деля с ними тот кусочек- хле- ба, которы й предназначался родным де. тям А нам в детдоме взрослые говори ли: «За Зиной мама приехала». Тоска по ж еланной маме тогда- становилась совсем невыносимой. А плакать мы то ж е разучились. И однажды пришел мой день. Меня, тогда обезнож енную , вынесли на р уках. На скам ейке сидела женщ ина в плат ке, из-под которого падали на лицо се дые пряди. — Вот, Инночка, твоя мама, — с ка зала воспитательница. — Поедешь. с ней? Я видела, я понимала: это не моя мама. Но не было сил возразить, физи ческих сил не было, да и душ евны х то ж е: ведь отказаться значило бы убить надежду! — Поедем со мной, — проговорила ж енщ ина. — Я тебе ватруш ку дам. Сани поскрипы вали. Под их мерный с кр и п я заснула. А в доме той ж енщ и ны, проснувш ись прошептала: — В атруш ку! Плакали какие-то ж енщ ины , нто-то дал мне м аленькую лепеш ку... Я тебе не рассказывала еще об од ном разговоре. О разговоре с квартир ной хозяйкой, у которой я жила, когда училась в техникуме. Однажды, когда я рассказала ей о детдоме, она вдруг сказала: — Да нет, Инна. Ты, пожалуй, пре увеличиваешь. Две ваши воспитатель ницы иногда приезжали гулять в го род, останавливались они и у меня. Они привозили мешками белую муку, яичный порошок, шоколад. Продавали. Говорили, что ленинградских детей даже закармливают, что это, мол, «из лишки, никто не съедает...» Я пыталась искать этих сволочей. Ведь мы, кром е пшенной' каши, на во де сваренной и синей, как наши лица, ничего не видели. Поиски мои были тщетны. Ни я, ни хозяйка, ни работники в детдоме — никто не знал их имен. Кто они, наживавшиеся на детском страдании? Я их ищу всю жизнь. В каждой стяжательнице я вижу их, и ненависть дущит... СЕМЬ ЛЕТ Фотоаппарат щелкает кадр за кад ром. Ты в новенькой школьной фор ме с букетом гладиолусов. Ты с дев чонками шагаешь «первый раз в пер вый класс»... Ты, хохоча, бежишь к нам с папой... Ты сидишь за партой, счаст ливая и гордая, и белые банты — словно крылья... ...Я сделала первые шаги через пол года после детдома. Меня заново на учили ходить. Удочерила меня Мария Ивановна, сельский врач. Ее уважали не только нак опы тного специалиста, но и безот казного человека. Знали, что она гл у боко верующая, но н и кто не придавал значения этому: подумаешь, мало ли каки е слабости у людей! Н икто не знал о том, что происходи ло в нашем доме. Никто не знал, что, вылечив блокадную девочку, Мария Ивановна калечит ей душу. Мария Ивановна отрицала современ ную церковь, называла ее «обновленче ской», а все церковны е службы прово дились дома. Я их знала наизусть. Цер ковно-славянский шриф т выучила рань ше русского. Отныне и до окончания ш колы мне было запрещено читать все, кроме учебников. И знурительны е — долгими вечерами, а порой и ночами — моленья, выстаи вание часами на коленях перед и кона, ми... Но гораздо тяжелей были посты. Они доводили меня до обмороков. Не делями — хлеб и вода, больше ничего. Ночи — на коленях, молитвы, молитвы. Днем — ш кола. А учиться было велено только отлично. И снова глубокие об- м ороки... И все-тани самое страшное было в другом. Я не была пионеркой. Мне за прещалось посещать к р у ж к и самодея тельности. До десятого класса я не знала, что такое кино . Нельзя привести домой по д руж ку. Нельзя петь — толь ко молитвы. Нельзя смеяться, ш утить, бегать. Нельзя сердито смотреть на ма. му даже после избиения ремнем. А это у нее практиковалось почти каж ды й день: за плохо вы мы ты й пол, за задерж к у из ш колы , за малейш ую провин ность. Покорность, безропотное повино вение, страх перед наказанием мамы и бога... А мне ведь было, ка к тебе, 7, 10, 13... Я благодарна книгам — они разъяс нили мне, как надо жить. Но об этом разговор особый. В десятом классе я тайком вступила в комсомол. Мы заработали себе деньги на вы пускной вечер: дали не сколько платны х концертов. Пусть би леты были копеечные, нам и не нуж ны были большие деньги. Я, стиснув зубы, терпела одну за другой порки: за ко н церты. Я знала, осталось немного, скоро буду свободной. А потом — самостоя тельная ж изнь. Люди учили меня не падать, когда стоять уже. каж ется, не было сил. Люди спасали от человече ской ж естокости. Разные люди' окружаю т нас, дочзнь- ка... Большинство — прекрасные, доб рые, отзывчивые. Что об этом расска зывать. Сама убедишься! ВЕЧНЫЙ о г о н ь Сегодня 9 мая... Как всегда в этот день, оставь меня наедине с телеви зором. В 18.50 на экране будет гореть Вечный огонь, будет звучать скорбная музыка... Ты не мешай мне плакать —- это ведь только раз в году! Я вспомню горящий Ленинград. Вспомню самолеты, низко-низко гудя щие, с черными каплями бомб... Лет до 15 не могла спокойно идти, когда слы шала гуденье мирного самолета, ноги сами несли меня в убежище. Я вспом ню маму и веселую (такой она мне запомнилась) жизнь до войны. Я буду плакать по своей горькой-прегорькой юности, ведь не будь войны, она была бы другой... Вечный огонь... Он горит в наших ду шах. Мы не воевали. Но мы прятали головенки от летящих на нас бомб, прятали хотя бы в тощих своих ладо нях. У нашего поколения выросли свои дети, у многих уже внуки. Нам никто не давал медалей. Их давали нашим спасителям, тем, кто вынес нас из огня и смертч. Вечный огонь... Он трепещет на вет ру. Крохотные языки, словно отблески пожаров войны, опаливших не только солдат, но и нас, малышей. Мы вышли из огня с чистыми помыслами, с доб рыми к людям сердцами. Посмотри, разве среди детдомовцев военной поры ты встретишь человека нечестного, же стокого? Нет! Об этом немало написа но в книгах. Вечный огонь... Нет, мне кажется, среди тех, кого обож гло пламя войны, людей, равнодушных к слову Родина. Никто так не радуется мирному небу над нами и нашими детьми, как мы. Неважно: заснеженная ли сопка или волжский берег, плеск черноморской волны или трепет березки — все это кусочек моего сердца... Оставь меня наедине с Вечны^ огнем... * И. БЕРЕЗЮК. 7 моя 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 9 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz