Рыбный Мурман. 1982 г. Май.

Т Р И Д Ц А Т Ь восемь лег * на флоте, йз них 28 — капитаном. Такова трудо­ вая биография Сюй А-Хииа. возглавляющего экипаж тра­ улера «Поиск» управления «Севрыбпромразвсдка». Вы­ сокое чувство ответственно­ сти. бескомпромиссность — ват основные черты харак­ тера этого человека. . Морская практика не тер­ пит приблизительности. За ротозейство, беспорядок или расчет «на авось > море на­ казывает безжалостно-. Капи­ тан Сюй А-Хии помнит об этом постоянно. И конт­ роль за деятельностью су­ довых специалистов, особен­ но молодых, считает обяза­ тельной мерой по профилак­ тике аварийности. Каждому человеку лучше всего знакомо то дело, кото­ рое он считает сутью оаоей жизни. Таким делом- для се­ бя A -Хин Александрович считает профессию моряка. В биографии его нет зигза­ гов. Цель себе он определил однажды и навсегда. В ан­ кете все просто: кочегар, .магрос, штурман, капитан. Не морение ветры, волную , щие нровь, а трудны е военные годы привели семнадцатилет­ него ю нош у на флот, когда потребовалось подменить уш е­ дш их на фронт. В 1943 году кочегаром начал он работать на судах Дальне­ восточного пароходства. П ри­ ходилось перебрасывать уголь из бункера в коче га рку по 4 —5 тонн за вахту. В то время империалистиче­ ская Япония вела на море необъявленную войну против нашей страны . Корабли ВМС Японии перехватывали и то пи ­ ли советские торговые суда. И Сюй A -Хин выходил в море, не зная, вернется ли ж ивым на берег. В августе 1945 года, после объявления Советским Союзом войны Японии, м атро­ сом транспортного судна уча­ ствует он в десантной олера_ ции по захвату морской цита­ дели в Северной Корее — порта Сейсин. А чуть позже за доблестную службу А-Хин был награжден медалью «За победу над Японией». Потом. уже в мирное время, он заканчивает учеб­ но-курсовой комбинат и хо­ дит штурманом и составе экспедиций Курильской ки­ тобойной флотилии «Алеут». В 1953 году его откоманди­ ровали в Мурманск, где в то вцемя не хватало рабочих рук для судов рыбопромыс­ лового флота. Тревожно бы­ ло на душе китобоя, ведь надо было с азов осваивать практику рыбного промысла. «Ничего. — сказал ему на­ чальник главка Элистар Шабанович Сапанадзе, — направим тебя 'капитаном на мурмансельдевский CPT-S36, там опытные стар­ пом и дрнфмсйстер. спра­ вишься». Освоился молодой капитан быстро да так и остался на Севере. «Ты должен быть беспо­ койным во имя собственного спокойствия». — таков прин­ цип, который никогда не ливные течения у побережья, частые тум аны осенью и зи­ мой. обледенение подстерега­ ю т промысловое судно и ус­ ложняю т работу вахтенного пом ощ ника капитана. Поэтому важнейш им для безопасности плавания и предупреждения аварийности напитан СРТ_м «Поиск» считает подготовку судна и эки па ж а к выходу в рейс. Выл такой случай из практики капитана, лет *12 назад. II хотя оп больше относится к организации ра­ боты судомехашгческой слу­ жбы. но Сюй A -Хин испыты­ вает чувство собственной пиля нет. Оказалось, что старпом счел неудобным для себя отвлечь человека от только что полученных пи­ сем. А через несколько ми­ нут после того, как боцман занял свое место, отказал рулевой привод. Пришлось срочно отдать якорь, чтобы прекратить дрейф судна в сторону острова Кнльдин. Гак, казалось бы, незначи­ тельное упущение вахтенно­ го помощника могло обер­ нуться бедой. Требуя от своих номощ- ПРАВОФЛДНГОВЫЕ м у тсть кяпитпня За безопасность мореплавания подводил Сюй A -Хина в жи­ зни и в работе. И эту мысль он старается внушить своим помощникам. Знакомство с каждым вновь назначенным на трау­ лер судоводителем начина­ ется с беседы, в которой ка­ питан узнает и степень про фессиональной подготовки новичка, и его слабые сторо­ ны. Если в знаниях молодого моряка есть пробелы, ка­ питан Сюй занимается с ним по специальным разделам командирской учебы. Капи­ тан не строит ■иллюзий от­ носительно квалификации и подготовленности новичков. «Много дельной молодежи, - говорит A -Хин Александ­ рович. — но, бывает, попа­ даются не в меру ленивые, не в меру лихие, iro нет ху­ же распущенны*». Сюй A -Хин не прибегает к гром­ ким <•накачкам». Прежде чем наложить взыскание за недобросовестное отношение судового специалиста к ис­ полнению обязанностей по заведованию, этот вопрос выносится на обсуждение командирского совещания. Именно товарищеская кри­ тика. отношение коллектива к проступку оказываются главными аргументами в воспитательной работе. Северный бассейн очень навигационном отно- Сильные приливо-от. сложен шении. вины, пегому что согласно Устану кацртан несет ответ­ ственность за рациональное использование моторесурсов двигателей и выполнение рейсового задании. * Второй механик по своей оплошности не получил за­ пасной мотылевып подшип­ ник. хотя знал, что эта де­ таль может износиться. Тра­ улер вышел в море. Когда же потребовалось заменить подшипник'. обналичилось, что менять-то не па что. Только через полмесяца по­ допью транспортное судно со снабжением, и поврежденную деталь заменили. Все время ожидания судно работало на «средний ход». Этим и с клю ­ ч а л и аварию двигателя, но выполнение суточных зада­ ний по вылову сорвали. «Считай себя ближе к опасности > д г-э т и слова яв­ ляются одним из основных правил в -работесудоводцде- лей СРТ-м «Поиск» по обе­ спечению безаварийного плавания. ...После окончания хозра- бот траулер следовал Киль- динским проливом на про­ мысел. Па вахте находился старший помощник капита­ на. Стояла ясная, солнечная погода, дул слабый юго-за­ падный ветер. Капитан, зай­ дя на мостик, обратил вни­ мание, что боцмана у браш­ пиков неукоснительного ис­ полнения инструкций, A -Хин Александрович делает это так. чтобы не сковывать их разумную инициативу. Ведь в настоящее время при работе в группе судов огра­ ничение штурмана в выборе маневра способствует созда­ нию аварийной ситуации, особенно в тех случаях, ко­ гда на мостике находится малоопытный помощник ка­ питана. В службе морепла­ вания управления «Севрыб- нром разведка » о Сюй А-Хи- не отзываются как об уме­ лом организаторе, отмечают в нем психологический такт руководителя. К ошибкам своих помощников он подхо­ дит с мудростью и терпимо­ стью наставника. ...Траулер шел в районе Копытовской банки. На вах­ те стоял молодой третий помощник капитана, вышед­ ший ^о б горой свой рейс. Впереди по носу виднелись два встречных траулера. Об­ становка позволяла пройти между ними на расстоянии I — 1,5 мили, вполне без­ опасном для судна и орудий лова. А-Хйн Александрович ушел с мостика, дав указа­ ние штурману придержи­ ваться установленного кур ­ са. Но когда через четверть часа он поднялся в рулевую рубку, траулер... заканчивал поворот на ооратный куре. Оказывается, вахтенный по­ мощник засомневался в без­ опасности прохода и само­ стоятельно сделал разворот с тралом за бортом. Не имея- достаточного навыка для выполнения этого маневра*, он сделал ‘ заверт грала. Пять часов промыслового времени было потеряно m устранение последствий за­ вертя, и это, конечно ш\ сказалось па суточных пока­ зателях работы. А так как- для промысловика день хо­ рош не тем, что прошел, а тем. что принес, то капита­ ну не потребовалось упре­ кать виновника. Тот сам глубоко переживал свой не­ обдуманный поступок. На основании собственного опыта плаваний судоводителя, ми «Поиска» разработана Па­ мятка молодому ш турм ану, в которую вклю чены практиче­ ски все обязанности помощни* на капитана на ходовой вахте. Большое внимание в этой Памятке уделено проработке м арш рутов переходов и усло­ вий промысла. Таким образом, сведение в один д окум ент рекомендаций хорошей м орской п р а кти ки и распределение обязанностей между судоводителями повы_ шают надежность работы мо­ стика. сниж аю т степень риска и возм ожность аварии. И склю ­ чается ненуж ная нервозность, труд ш турм ана становится творчеством. Таблицы по дан­ ным из с пр а в о ч ни ко в,' извле. чение из рекомендаций ИМКО для пом ощ ников капитана, не­ сущ их ходовую вахту, схемы противопож арной защ иты суд­ на. выполненные судовыми умельцами, — все это сокра­ щает время на принятие ре­ шений по обеспечению безо, пасности плавания. Капитан Сюй A -Хин, один из лучших капитанов «Сев- рыбы», органично соче­ тает в себе три важней­ ших начала: специалиста, командира и наставника. Действенные формы воспи­ тательной работы, четкая ор­ ганизация вахты па мостике, постоянное совершенствова­ ние профессиональной лсд- готовки судоводителей, сла­ женность и взаимопонимание в работе обеспечивают не только выполнение плана научной и промысловой ра­ боты. но и безаварийное плавание траулера. В этом и заключается мудрость ка­ питана. В МИКОЛЮ К , инженер ЦПКТБ. П а м я т ь ж слы й взрыв, бомба угодила в буксир, разнесла в щ епки его и барж у с малы­ шами... Эвакуация. Ты и слова.то такого не знаеш ь, разве что по киноф ильм ам. Ты не знаеш ь слов «блокада», «голод», «вши», «цинга». Какое счастье, что ты не знаеш ь всего этого!.. Нас везли все дальше и дальше в тыл. Так доехали до Д ом ненского детдо. ма в Ивановской области. Каким и мы тогда были, дети, переживш ие блокаду? И стощенные. многие из нас не могли ходить, мы разучились смеяться и и г­ рать* почти не разговаривали. Цинга вы чернила наши, еще молочные зубы. Ж или мы, грея в иззябш их сердцах д м надежды: одну несбыточную — поесть досыта. вторую , более реальную , — дождаться маму. Почему — болеет ре­ альную? В то тяжелое время миогмв Ж енщины брали детей из детдома, вь^.- хаж ивали, деля с ними тот кусочек- хле- ба, которы й предназначался родным де. тям А нам в детдоме взрослые говори­ ли: «За Зиной мама приехала». Тоска по ж еланной маме тогда- становилась совсем невыносимой. А плакать мы то­ ж е разучились. И однажды пришел мой день. Меня, тогда обезнож енную , вынесли на р уках. На скам ейке сидела женщ ина в плат­ ке, из-под которого падали на лицо се­ дые пряди. — Вот, Инночка, твоя мама, — с ка ­ зала воспитательница. — Поедешь. с ней? Я видела, я понимала: это не моя мама. Но не было сил возразить, физи­ ческих сил не было, да и душ евны х то­ ж е: ведь отказаться значило бы убить надежду! — Поедем со мной, — проговорила ж енщ ина. — Я тебе ватруш ку дам. Сани поскрипы вали. Под их мерный с кр и п я заснула. А в доме той ж енщ и ­ ны, проснувш ись прошептала: — В атруш ку! Плакали какие-то ж енщ ины , нто-то дал мне м аленькую лепеш ку... Я тебе не рассказывала еще об од­ ном разговоре. О разговоре с квартир­ ной хозяйкой, у которой я жила, когда училась в техникуме. Однажды, когда я рассказала ей о детдоме, она вдруг сказала: — Да нет, Инна. Ты, пожалуй, пре­ увеличиваешь. Две ваши воспитатель­ ницы иногда приезжали гулять в го­ род, останавливались они и у меня. Они привозили мешками белую муку, яичный порошок, шоколад. Продавали. Говорили, что ленинградских детей даже закармливают, что это, мол, «из­ лишки, никто не съедает...» Я пыталась искать этих сволочей. Ведь мы, кром е пшенной' каши, на во­ де сваренной и синей, как наши лица, ничего не видели. Поиски мои были тщетны. Ни я, ни хозяйка, ни работники в детдоме — никто не знал их имен. Кто они, наживавшиеся на детском страдании? Я их ищу всю жизнь. В каждой стяжательнице я вижу их, и ненависть дущит... СЕМЬ ЛЕТ Фотоаппарат щелкает кадр за кад­ ром. Ты в новенькой школьной фор­ ме с букетом гладиолусов. Ты с дев­ чонками шагаешь «первый раз в пер­ вый класс»... Ты, хохоча, бежишь к нам с папой... Ты сидишь за партой, счаст­ ливая и гордая, и белые банты — словно крылья... ...Я сделала первые шаги через пол­ года после детдома. Меня заново на­ учили ходить. Удочерила меня Мария Ивановна, сельский врач. Ее уважали не только нак опы тного специалиста, но и безот­ казного человека. Знали, что она гл у­ боко верующая, но н и кто не придавал значения этому: подумаешь, мало ли каки е слабости у людей! Н икто не знал о том, что происходи­ ло в нашем доме. Никто не знал, что, вылечив блокадную девочку, Мария Ивановна калечит ей душу. Мария Ивановна отрицала современ­ ную церковь, называла ее «обновленче­ ской», а все церковны е службы прово­ дились дома. Я их знала наизусть. Цер­ ковно-славянский шриф т выучила рань­ ше русского. Отныне и до окончания ш колы мне было запрещено читать все, кроме учебников. И знурительны е — долгими вечерами, а порой и ночами — моленья, выстаи­ вание часами на коленях перед и кона, ми... Но гораздо тяжелей были посты. Они доводили меня до обмороков. Не­ делями — хлеб и вода, больше ничего. Ночи — на коленях, молитвы, молитвы. Днем — ш кола. А учиться было велено только отлично. И снова глубокие об- м ороки... И все-тани самое страшное было в другом. Я не была пионеркой. Мне за­ прещалось посещать к р у ж к и самодея­ тельности. До десятого класса я не знала, что такое кино . Нельзя привести домой по д руж ку. Нельзя петь — толь­ ко молитвы. Нельзя смеяться, ш утить, бегать. Нельзя сердито смотреть на ма. му даже после избиения ремнем. А это у нее практиковалось почти каж ды й день: за плохо вы мы ты й пол, за задерж­ к у из ш колы , за малейш ую провин­ ность. Покорность, безропотное повино­ вение, страх перед наказанием мамы и бога... А мне ведь было, ка к тебе, 7, 10, 13... Я благодарна книгам — они разъяс­ нили мне, как надо жить. Но об этом разговор особый. В десятом классе я тайком вступила в комсомол. Мы заработали себе деньги на вы пускной вечер: дали не­ сколько платны х концертов. Пусть би­ леты были копеечные, нам и не нуж ны были большие деньги. Я, стиснув зубы, терпела одну за другой порки: за ко н ­ церты. Я знала, осталось немного, скоро буду свободной. А потом — самостоя­ тельная ж изнь. Люди учили меня не падать, когда стоять уже. каж ется, не было сил. Люди спасали от человече­ ской ж естокости. Разные люди' окружаю т нас, дочзнь- ка... Большинство — прекрасные, доб­ рые, отзывчивые. Что об этом расска­ зывать. Сама убедишься! ВЕЧНЫЙ о г о н ь Сегодня 9 мая... Как всегда в этот день, оставь меня наедине с телеви­ зором. В 18.50 на экране будет гореть Вечный огонь, будет звучать скорбная музыка... Ты не мешай мне плакать —- это ведь только раз в году! Я вспомню горящий Ленинград. Вспомню самолеты, низко-низко гудя­ щие, с черными каплями бомб... Лет до 15 не могла спокойно идти, когда слы­ шала гуденье мирного самолета, ноги сами несли меня в убежище. Я вспом­ ню маму и веселую (такой она мне запомнилась) жизнь до войны. Я буду плакать по своей горькой-прегорькой юности, ведь не будь войны, она была бы другой... Вечный огонь... Он горит в наших ду­ шах. Мы не воевали. Но мы прятали головенки от летящих на нас бомб, прятали хотя бы в тощих своих ладо­ нях. У нашего поколения выросли свои дети, у многих уже внуки. Нам никто не давал медалей. Их давали нашим спасителям, тем, кто вынес нас из огня и смертч. Вечный огонь... Он трепещет на вет­ ру. Крохотные языки, словно отблески пожаров войны, опаливших не только солдат, но и нас, малышей. Мы вышли из огня с чистыми помыслами, с доб­ рыми к людям сердцами. Посмотри, разве среди детдомовцев военной поры ты встретишь человека нечестного, же­ стокого? Нет! Об этом немало написа­ но в книгах. Вечный огонь... Нет, мне кажется, среди тех, кого обож гло пламя войны, людей, равнодушных к слову Родина. Никто так не радуется мирному небу над нами и нашими детьми, как мы. Неважно: заснеженная ли сопка или волжский берег, плеск черноморской волны или трепет березки — все это кусочек моего сердца... Оставь меня наедине с Вечны^ огнем... * И. БЕРЕЗЮК. 7 моя 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz