Рыбный Мурман. 1982 г. Май.
СЕГОДНЯ — ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА серьезная специальная про фессиональная гТодготовка. Почему в этом паспорте пе чать не похожа на десяток других, которые только что прошли перед глазами? А здесь фотография едва за метно отклеилась, а в этом паспорте одна страничка имеет другой-оттенок... Непростая служба у этих парней в зеленых фуражках. И все-гакн боец — всегда боец. Если надел форму по граничника, если доверила Родяиа личное оружие — он должен уметь все, дол жен быть готовым к любым действиям. Вот почему столь сложна полоса препятствий, для прохождения которой установлены жесткие норма тивы. И приемам штыкового боя надо обучиться в совер шенстве. и метание ножа ос воить, и стрелять без про маха... Герои нашего фоторепор тажа — сержант Игорь Рыжкин, младший сержант — Анатолий Кузнецов, рядо вые Юрий Богданов и Юрий Мэров — привычно «рас правлялись» с каверзами по лосы препятствий, демонст рировали укол штыком и от бив прикладом, метали нож и выходили на огневую по зицию... Это — их работа, их солдатский ратный труд, назначение которого выра жается коротко и емко: «Ро дину защищать!» И. ЕЛИСТРАТОВ, В. КОРЕЦКИИ (фото). ГРЯНИЦЯ Граница бывает воздуш ной, морской, сухопутной. Самый зримый рубеж — су хопутный: тут вам и погра ничные столбы, и контроль- но-следовая полоса, и зри мость выполняемой задачи: никому не дозволено прой ти — ни туда, ни оттуда. По бывает еще и граница, пролегающая через центр го рода, обозначенная бортом корабля, швартующегося у причалов мурманских пор тов. И служба на этой гра нице не менее напряженная, чем гам, на лесных тропах или в болотистой местности. И требует она качеств осо бых. Коптролыю-пролускпой пункт Мурманска работает в послед- пне годы в напряженном рит ме. За год около четырехсот иностранных судов бросают якоря в Кольском заливе Ка нада, Япония, Греция. Либерия, Филиппины, ФРГ. Англия, Франция... Список может по лучиться длинным — Мурман ский торговый порт давно яв ляется одним из важнейших морских транспортных узлов Северной Европы. Сотни судов. На каждом — десятки моря- , ков. Все ли они заняты толь ко выполнением работ по штат ному расписанию? Увы. не все. Западные спецслужбы исполь зуют малейшую лазейку для подрывной работы на террито рии СССР. Ежегодно таможен ники и пограничники изымают сотни экземпляров брошюр ан тисоветского содержания. па многие тысячи рублей контра бандных товаров, сотни эк земпляров порнографических журналов и открыток — ничем не брезгуют господа, в полной мере реализуя знаменитый те зис апологетов антикоммуниз ма о <размывании мозгов» и <тихой контрреволюции» Для службы на КПП и личный состав подбирается особо. Политическая грамот ность, идейная закаик?, стойкость, обостренное вни мание — все эти качества должны быть присущи мо лодым, 18— 20-летним пар ням. Но и этого мало для успешного выполнения своих обязанностей. Нужна еще и толстое пятно, которое легче собирать. Но самые эф. ф ективны е препараты — это диспергенты , поверхност но-активны е вещества, которы е разбивают сплошной неф тяной слой на поверхности воды, превращая его в вы сокодисперсную эм ульсию , где мельчайшие капель- ни неф ти плаваю т в воде, не сливаясь между собой, к а к плаваю т в молоке кап ел ьки ж ира. В результате раз_ руш ается непроницаем ая пленка, которая мешает га зообмену между водой и воздухом; капельки эмульсии, покры ты е гидроф ильной снаруж и оболочной поверхно стно .акти в н ого вещества, не прилипаю т к птичьим пе рьям, к гальке и песку пляж ей, легко смываю тся с них волнами; ианонец, у этих м икрокапелек огромная поверхность конта кта с окруж ающ ей средой, а из-за этого в сотни и тысячи раз ускоряется естественное разлож ение нефти. Х им ики из ЦНИИ м орского флота совместно с ВНИИ поверхностно.активны х веществ еще в 1976 году раз работали отечественный д испергент — «Очиститель моря», ОМ-6, не уступаю щ ий по эфф ективности луч- Ш Н Щ 1 ш им зарубеж ным препаратам. Нескольно тонн его до ставили в Клайпеду. Но пока ждали разрешения на его применение, почти весь м азут уж е оказался на берегу. К том у ж е ОГЛ.6 прекрасно уничтож ает неф тяную плен ку . но бессилен против «ш околадного мусса» (хотя ес ли бы прим енить диспергент вовремя, само образова ние «шоколадного мусса» м ож но было предотвратить). «Диспергент ОМ-6 уж е сейчас н уж но бы поставить на вооружение всех спецформирований. — сказал мне старш ий научны й сотруд н ик ЦНИИМФ, кандидат хими. ческих наук Г. Н. Семанов. — Он незаменим, например, для м орских бассейнов с большой протяж енностью бе реговой линии, где вовремя перебросить техн и ку к месту разлива пр акти че ски невозможно, а диспергент м ож но на вертолете доставить в любую точку и с вертолета же его вносить. Запас ОМ-6 должен быть на каж дом бассейне, в каждом пароходстве». И не так уж велик должен быть этот запас: по расчетам ЦНИИМФа, на всю страну что-то около ты сячи тонн. Правда, получить эту ты сячу тонн оказалось не так просто. П оверхностно.активны е вещества, составляющие основу диспергента, в изобилии производятся неф техи мической промыш ленностью , но они нуж ны для произ водства бытовых моющ их средств и другой дефицит ной прод укции, и неф техимики долго не хотели де. литься с м оряками. К м ом енту аварии «Глобе Асими» в распоряж ении спасателей было всего-навсего 16 тонн диспергента — пробная партия, вы пуска которой уда лось добиться с великим трудом. И даже если бы зо- время пришло разрешение его прим енить, этого о ка залось бы во много раз меньше, чем н уж н о , потому что на десять частей пролитой нефти долж на пр ихо диться одна часть диспергента. Впрочем^ клайпедская катастрофа многое изменила. Когда этот номер ж урнала готовился к сдаче в набор, из ЦНИИМФа с удовлетворением сообщили: принято 28 моя 1982 г. решение обеспечить спасательную служ бу дисперген- том. К ак говорится, ' не было бы счастья, да несчастье помогло... С Р АЖЕН ИЕ С НЕФТЬЮ А мазутное озеро продолжало ж и рн о плескаться у причалов клайпедского порта. Н уж но было что-то де лать. И на борьбу с мазутом вышли люди. Сразу ж е после катастрофы в городе был создан штаб по ликвидации последствий аварии, которы й возг* лавил второй секретарь городского комитета партии Н. А. Бережной. В состав штаба вошли руководители порта, крупне йш их городских предприятий, комм уналь ного хозяйства, м оряки, представители гидром етслуж . бы, водной инспекции. Каждое утро заседание штаба начиналось с оперативной сводки: «Площадь загрязне ния на 19 часов — такая-то; мазута на воде — столько- то; работало по сбору мазута столько.то человек, столько-то единиц техн ики ; собрано столько-то...» А вдоль всей береговой линии в три смены сраж а лись с нефтью портовики, рабочие заводов, работники городских служб, курсанты мореходки... До 1700 чело, век выходили каж ды й день на спасение моря. Мазут вычерпывали ведрами, грейферами, приспособленным и к портовым кранам, откачивали судовыми помпами и насосами ассенизационны х автоцистерн — эти сухо путны е машины оказались самой подходящей в таких условиях техникой. На причалах работали все 26 таких машин, которыми располагала Клайпеда, и еще 125, присланны х со всей Литвы и из соседней Калининград ской области РСФСР. Горели насосы, лопались ш ланги, отнюдь не предназначавшиеся для перекачки разъедаю щего резину мазута, но повреждения устраняли, и ра. бота продолжалась — почти месяц, без перерывов и выходных, пока -основная масса мазута не была собра на. На ликвидации последствий аварии работали не толь ко автоцистерны. П огрузчи ки и автокраны катера и буксиры , плавкраны и судно-рудовоз — вся техника, какал только могла пригодиться, беспрекословно пере, давалась в распоряжение штаба. И помогали Клайпеде не только калининградцы : людей и техн и ку прислали сюда Латвия. Эстония, Украина. Почти 30000 тони водно-мазутной смеси откачали из моря за три недели после аварии. В береговых отстой н ика х мазут отделяли от воды и снова сдавали^ на ту сам ую нефтебазу, где взял свой груз злополучны й «Гло_ бе Асими». В хранилищ а нефтебазы было возвращено около 8000 тонн мазута — почти половина того, что попало в море. Это была большая победа. 11 декабря перед отъездом из Клайпеды, я в по следний раз присутствовал на заседании штаба. Теперь здесь уж е не чувствовалось тревож ного напряж ения первы х дней, а время от времени даже слыш ались ш ут ки Мазута на воде оставалось всего около 55 тонн. «Кажется, конец близко — шепнул мне с облегчением директор Клайпедской гидрометобсерватории Ионас Баушис. — Хотя, если бы мне в обычное время доло ж или, что на воде обнаружено 55 тонн мазута, тут бы такое началось: ЧП! Беда!..». И в этот день в городском штабе впервые было про. изнесено слово * отдых». НА Ч ЕРНЫХ ПЛЯЖАХ Теперь, когда с мазутом в заливе было почти покон- 2 - я гш т г чено, все силы м ожно было бросить на мазут, ко то рый унесло на северо-восток вдоль побережья. ...С поросшей соснами дюны хорошо виден камеи, ный мол, а за ним — серо-рыжая железная громадина. Это искореж енны е останки «Глобе Асими». Над морем ревет очередной шторм, ледяной ветер свистит, в сос нах, сбивает с ног. У ветра странны й запах — он пах нет не морем, а керосином. Волны докатываю тся до самого подножья дюны и, отбегая, оставляют на чи. стом песке пляжа ж ирны е черно-бурые плевки, кото рые местами сливаются в сплош ны е засты вшие луж и. Ф онарны й столб на пляже забры зган мазутом на пол тора человеческих роста. Блестящими потеками мазута покры ты даже кусты на дюне. А сам пляж —к а к слое ный пирог: под песком мазут, перемешанный со сне гом, снова песок и снова мазут. С тупиш ь —провалива ешься по щ иколотку; вы таскиваеш ь ногу —и вместе с ней вы таскиваеш ь килограмм овы й шматок мазута, при липш ий к подошве. То тут, то там на пляже к у ч к и людей с лопатами. Отворачиваясь от реж ущ его ветра, сгребаю т в ковши гусеничны х погрузчиков грязны й песок: на килограмм мазута — десятки килограмм ов песка. По дорогам, только что проложенным через дю ны , курси рую т са мосвалы — везут песок за город, на свалку. А волна все накаты вает на песок, и вот уж е там, где только что все убрали, снова коричнево-голубой маслянистый слой... Уже через несколько ча со . после гибели танкера здесь, на городском пляже Гч>* п ^нраге, появились пер вые выбросы мазута. А ш торм гнал мазут все дальше, и скоро полоса черных пляж ей протянулась до Швеи, тойи и Паланги, С колько мазута оказалось на берегу, точно н икто не считал, но, наверное, не меньше 3 —4 тысяч тонн. И тут у ж не пом огут никание нефтемусо. росборщ ики, никакие химические препараты — вся надежда на лопаты и на землеройную технику. Как и в Клайпеде, на очистку пляжей вышло все на селение городов и поселков балтийского побережья. Уда. стся ли собрать весь загрязненны й песок и вернуть пляжам первозданную чистоту, н и кто пока сказать не может, хотя все возможное, конечно, будет сделано. Неизвестно сколько мазута легло на дно и долго ли будут волны снова и снова выбрасывать его на берег; неизвестно, что делать с тем мазутом, которы й осел на дюнах, в зарослях кустарников, в сосновых рощах. А особенное беспокойство вызывает мазут, попавший в^и а м ы ш и К урш ского залива. Н икакая техника туда не может подойти— ни с моря, ни с суш и. А убрать его нуж но, к тому времени, когда выйдет в свет номер журнала, согрею тся земля и вода, мазут вновь обретет текучесть — и потечет, и потянется по поверх ности залива нефтяная пленка. А за это время сюда, в камыш и придет на нерест рыба, здесь будут останав ливаться на отдых перелетные птицы . И если до тех пор не будут приняты какие то радикальные мерь», сражение с нефтью возобновится... А варийны й разлив нефти м ожет случиться когда угодно и где угодно, в любом порту и у любого побе режья. Опыт Клайпеды показал: службам борьбы с неф тяным загрязнением предстоит еще многое сделать, чтобы быть готовыми во всеоруж ии встретить опас ность. Откладывать — нельзя. А. ИОРДАНСКИЙ. (Ж урнал <Химия и ж изнь», N° 5, 1982 г.). «РЫБНЫЙ МУРМАН» *=• 9 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz