Рыбный Мурман. 1982 г. Май.

СЕГОДНЯ — ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА серьезная специальная про­ фессиональная гТодготовка. Почему в этом паспорте пе­ чать не похожа на десяток других, которые только что прошли перед глазами? А здесь фотография едва за­ метно отклеилась, а в этом паспорте одна страничка имеет другой-оттенок... Непростая служба у этих парней в зеленых фуражках. И все-гакн боец — всегда боец. Если надел форму по­ граничника, если доверила Родяиа личное оружие — он должен уметь все, дол­ жен быть готовым к любым действиям. Вот почему столь сложна полоса препятствий, для прохождения которой установлены жесткие норма­ тивы. И приемам штыкового боя надо обучиться в совер­ шенстве. и метание ножа ос­ воить, и стрелять без про­ маха... Герои нашего фоторепор­ тажа — сержант Игорь Рыжкин, младший сержант — Анатолий Кузнецов, рядо­ вые Юрий Богданов и Юрий Мэров — привычно «рас­ правлялись» с каверзами по­ лосы препятствий, демонст­ рировали укол штыком и от­ бив прикладом, метали нож и выходили на огневую по­ зицию... Это — их работа, их солдатский ратный труд, назначение которого выра­ жается коротко и емко: «Ро­ дину защищать!» И. ЕЛИСТРАТОВ, В. КОРЕЦКИИ (фото). ГРЯНИЦЯ Граница бывает воздуш­ ной, морской, сухопутной. Самый зримый рубеж — су­ хопутный: тут вам и погра­ ничные столбы, и контроль- но-следовая полоса, и зри­ мость выполняемой задачи: никому не дозволено прой­ ти — ни туда, ни оттуда. По бывает еще и граница, пролегающая через центр го­ рода, обозначенная бортом корабля, швартующегося у причалов мурманских пор­ тов. И служба на этой гра­ нице не менее напряженная, чем гам, на лесных тропах или в болотистой местности. И требует она качеств осо­ бых. Коптролыю-пролускпой пункт Мурманска работает в послед- пне годы в напряженном рит­ ме. За год около четырехсот иностранных судов бросают якоря в Кольском заливе Ка­ нада, Япония, Греция. Либерия, Филиппины, ФРГ. Англия, Франция... Список может по­ лучиться длинным — Мурман­ ский торговый порт давно яв­ ляется одним из важнейших морских транспортных узлов Северной Европы. Сотни судов. На каждом — десятки моря- , ков. Все ли они заняты толь­ ко выполнением работ по штат­ ному расписанию? Увы. не все. Западные спецслужбы исполь­ зуют малейшую лазейку для подрывной работы на террито­ рии СССР. Ежегодно таможен­ ники и пограничники изымают сотни экземпляров брошюр ан­ тисоветского содержания. па многие тысячи рублей контра­ бандных товаров, сотни эк­ земпляров порнографических журналов и открыток — ничем не брезгуют господа, в полной мере реализуя знаменитый те­ зис апологетов антикоммуниз­ ма о <размывании мозгов» и <тихой контрреволюции» Для службы на КПП и личный состав подбирается особо. Политическая грамот­ ность, идейная закаик?, стойкость, обостренное вни­ мание — все эти качества должны быть присущи мо­ лодым, 18— 20-летним пар­ ням. Но и этого мало для успешного выполнения своих обязанностей. Нужна еще и толстое пятно, которое легче собирать. Но самые эф. ф ективны е препараты — это диспергенты , поверхност­ но-активны е вещества, которы е разбивают сплошной неф тяной слой на поверхности воды, превращая его в вы сокодисперсную эм ульсию , где мельчайшие капель- ни неф ти плаваю т в воде, не сливаясь между собой, к а к плаваю т в молоке кап ел ьки ж ира. В результате раз_ руш ается непроницаем ая пленка, которая мешает га­ зообмену между водой и воздухом; капельки эмульсии, покры ты е гидроф ильной снаруж и оболочной поверхно­ стно .акти в н ого вещества, не прилипаю т к птичьим пе­ рьям, к гальке и песку пляж ей, легко смываю тся с них волнами; ианонец, у этих м икрокапелек огромная поверхность конта кта с окруж ающ ей средой, а из-за этого в сотни и тысячи раз ускоряется естественное разлож ение нефти. Х им ики из ЦНИИ м орского флота совместно с ВНИИ поверхностно.активны х веществ еще в 1976 году раз­ работали отечественный д испергент — «Очиститель моря», ОМ-6, не уступаю щ ий по эфф ективности луч- Ш Н Щ 1 ш им зарубеж ным препаратам. Нескольно тонн его до­ ставили в Клайпеду. Но пока ждали разрешения на его применение, почти весь м азут уж е оказался на берегу. К том у ж е ОГЛ.6 прекрасно уничтож ает неф тяную плен­ ку . но бессилен против «ш околадного мусса» (хотя ес­ ли бы прим енить диспергент вовремя, само образова­ ние «шоколадного мусса» м ож но было предотвратить). «Диспергент ОМ-6 уж е сейчас н уж но бы поставить на вооружение всех спецформирований. — сказал мне старш ий научны й сотруд н ик ЦНИИМФ, кандидат хими. ческих наук Г. Н. Семанов. — Он незаменим, например, для м орских бассейнов с большой протяж енностью бе­ реговой линии, где вовремя перебросить техн и ку к месту разлива пр акти че ски невозможно, а диспергент м ож но на вертолете доставить в любую точку и с вертолета же его вносить. Запас ОМ-6 должен быть на каж дом бассейне, в каждом пароходстве». И не так уж велик должен быть этот запас: по расчетам ЦНИИМФа, на всю страну что-то около ты сячи тонн. Правда, получить эту ты сячу тонн оказалось не так просто. П оверхностно.активны е вещества, составляющие основу диспергента, в изобилии производятся неф техи­ мической промыш ленностью , но они нуж ны для произ­ водства бытовых моющ их средств и другой дефицит­ ной прод укции, и неф техимики долго не хотели де. литься с м оряками. К м ом енту аварии «Глобе Асими» в распоряж ении спасателей было всего-навсего 16 тонн диспергента — пробная партия, вы пуска которой уда­ лось добиться с великим трудом. И даже если бы зо- время пришло разрешение его прим енить, этого о ка ­ залось бы во много раз меньше, чем н уж н о , потому что на десять частей пролитой нефти долж на пр ихо­ диться одна часть диспергента. Впрочем^ клайпедская катастрофа многое изменила. Когда этот номер ж урнала готовился к сдаче в набор, из ЦНИИМФа с удовлетворением сообщили: принято 28 моя 1982 г. решение обеспечить спасательную служ бу дисперген- том. К ак говорится, ' не было бы счастья, да несчастье помогло... С Р АЖЕН ИЕ С НЕФТЬЮ А мазутное озеро продолжало ж и рн о плескаться у причалов клайпедского порта. Н уж но было что-то де­ лать. И на борьбу с мазутом вышли люди. Сразу ж е после катастрофы в городе был создан штаб по ликвидации последствий аварии, которы й возг* лавил второй секретарь городского комитета партии Н. А. Бережной. В состав штаба вошли руководители порта, крупне йш их городских предприятий, комм уналь­ ного хозяйства, м оряки, представители гидром етслуж . бы, водной инспекции. Каждое утро заседание штаба начиналось с оперативной сводки: «Площадь загрязне­ ния на 19 часов — такая-то; мазута на воде — столько- то; работало по сбору мазута столько.то человек, столько-то единиц техн ики ; собрано столько-то...» А вдоль всей береговой линии в три смены сраж а­ лись с нефтью портовики, рабочие заводов, работники городских служб, курсанты мореходки... До 1700 чело, век выходили каж ды й день на спасение моря. Мазут вычерпывали ведрами, грейферами, приспособленным и к портовым кранам, откачивали судовыми помпами и насосами ассенизационны х автоцистерн — эти сухо­ путны е машины оказались самой подходящей в таких условиях техникой. На причалах работали все 26 таких машин, которыми располагала Клайпеда, и еще 125, присланны х со всей Литвы и из соседней Калининград­ ской области РСФСР. Горели насосы, лопались ш ланги, отнюдь не предназначавшиеся для перекачки разъедаю­ щего резину мазута, но повреждения устраняли, и ра. бота продолжалась — почти месяц, без перерывов и выходных, пока -основная масса мазута не была собра­ на. На ликвидации последствий аварии работали не толь­ ко автоцистерны. П огрузчи ки и автокраны катера и буксиры , плавкраны и судно-рудовоз — вся техника, какал только могла пригодиться, беспрекословно пере, давалась в распоряжение штаба. И помогали Клайпеде не только калининградцы : людей и техн и ку прислали сюда Латвия. Эстония, Украина. Почти 30000 тони водно-мазутной смеси откачали из моря за три недели после аварии. В береговых отстой­ н ика х мазут отделяли от воды и снова сдавали^ на ту сам ую нефтебазу, где взял свой груз злополучны й «Гло_ бе Асими». В хранилищ а нефтебазы было возвращено около 8000 тонн мазута — почти половина того, что попало в море. Это была большая победа. 11 декабря перед отъездом из Клайпеды, я в по­ следний раз присутствовал на заседании штаба. Теперь здесь уж е не чувствовалось тревож ного напряж ения первы х дней, а время от времени даже слыш ались ш ут­ ки Мазута на воде оставалось всего около 55 тонн. «Кажется, конец близко — шепнул мне с облегчением директор Клайпедской гидрометобсерватории Ионас Баушис. — Хотя, если бы мне в обычное время доло­ ж или, что на воде обнаружено 55 тонн мазута, тут бы такое началось: ЧП! Беда!..». И в этот день в городском штабе впервые было про. изнесено слово * отдых». НА Ч ЕРНЫХ ПЛЯЖАХ Теперь, когда с мазутом в заливе было почти покон- 2 - я гш т г чено, все силы м ожно было бросить на мазут, ко то ­ рый унесло на северо-восток вдоль побережья. ...С поросшей соснами дюны хорошо виден камеи, ный мол, а за ним — серо-рыжая железная громадина. Это искореж енны е останки «Глобе Асими». Над морем ревет очередной шторм, ледяной ветер свистит, в сос­ нах, сбивает с ног. У ветра странны й запах — он пах­ нет не морем, а керосином. Волны докатываю тся до самого подножья дюны и, отбегая, оставляют на чи. стом песке пляжа ж ирны е черно-бурые плевки, кото­ рые местами сливаются в сплош ны е засты вшие луж и. Ф онарны й столб на пляже забры зган мазутом на пол­ тора человеческих роста. Блестящими потеками мазута покры ты даже кусты на дюне. А сам пляж —к а к слое­ ный пирог: под песком мазут, перемешанный со сне­ гом, снова песок и снова мазут. С тупиш ь —провалива­ ешься по щ иколотку; вы таскиваеш ь ногу —и вместе с ней вы таскиваеш ь килограмм овы й шматок мазута, при­ липш ий к подошве. То тут, то там на пляже к у ч к и людей с лопатами. Отворачиваясь от реж ущ его ветра, сгребаю т в ковши гусеничны х погрузчиков грязны й песок: на килограмм мазута — десятки килограмм ов песка. По дорогам, только что проложенным через дю ны , курси рую т са­ мосвалы — везут песок за город, на свалку. А волна все накаты вает на песок, и вот уж е там, где только что все убрали, снова коричнево-голубой маслянистый слой... Уже через несколько ча со . после гибели танкера здесь, на городском пляже Гч>* п ^нраге, появились пер­ вые выбросы мазута. А ш торм гнал мазут все дальше, и скоро полоса черных пляж ей протянулась до Швеи, тойи и Паланги, С колько мазута оказалось на берегу, точно н икто не считал, но, наверное, не меньше 3 —4 тысяч тонн. И тут у ж не пом огут никание нефтемусо. росборщ ики, никакие химические препараты — вся надежда на лопаты и на землеройную технику. Как и в Клайпеде, на очистку пляжей вышло все на­ селение городов и поселков балтийского побережья. Уда. стся ли собрать весь загрязненны й песок и вернуть пляжам первозданную чистоту, н и кто пока сказать не может, хотя все возможное, конечно, будет сделано. Неизвестно сколько мазута легло на дно и долго ли будут волны снова и снова выбрасывать его на берег; неизвестно, что делать с тем мазутом, которы й осел на дюнах, в зарослях кустарников, в сосновых рощах. А особенное беспокойство вызывает мазут, попавший в^и а м ы ш и К урш ского залива. Н икакая техника туда не может подойти— ни с моря, ни с суш и. А убрать его нуж но, к тому времени, когда выйдет в свет номер журнала, согрею тся земля и вода, мазут вновь обретет текучесть — и потечет, и потянется по поверх­ ности залива нефтяная пленка. А за это время сюда, в камыш и придет на нерест рыба, здесь будут останав­ ливаться на отдых перелетные птицы . И если до тех пор не будут приняты какие то радикальные мерь», сражение с нефтью возобновится... А варийны й разлив нефти м ожет случиться когда угодно и где угодно, в любом порту и у любого побе­ режья. Опыт Клайпеды показал: службам борьбы с неф тяным загрязнением предстоит еще многое сделать, чтобы быть готовыми во всеоруж ии встретить опас­ ность. Откладывать — нельзя. А. ИОРДАНСКИЙ. (Ж урнал <Химия и ж изнь», N° 5, 1982 г.). «РЫБНЫЙ МУРМАН» *=• 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz