Рыбный Мурман. 1982 г. Май.

топливо из... воды Азербайдж анская ССР. Шы- екание источника энергии, за ­ пасы которого практически не­ истощимы. гарантирующего сохранность чистоты Окружа­ ющей среды. — одна из важ­ нейших задач ученых. Водород все чаще называют в качестве источника подоб­ ной энергии. Эксперименты, «вязанные с получением водо­ родного топлива из воды, ве­ дут ученые сектора радиаци­ онных исследований Акаде­ мии наук Азербайджанской ССР. Сотрудниками сектора для этого разработаны и у с­ пешно используются высоко­ температурные гелиоэиерге тические установки, применя­ емые в процессе термохими ческого разложения воды для получения водородного топли­ ва; осуществлен также пря­ мой электролиз воды с ис­ пользованием энергии Солнца я ветра. Фотоэлектрическая водород­ ная установка, созданная азербайджанскими учеными, под действием Солнца выра­ батывает электроэнергию, ис­ пользуемую для получения во­ дорода. На сним не: научный сотруд­ ник' ' Октай Саламов готовит установку к работе Ф отохро ни ка ТАСС. теплолюбивые культуры — виноград, абрикосы, шелко­ вицу, дыни и арбузы, ко ­ ноплю. кукурузу. Глухим и заброшенным бы ­ ло Полесье до ве л икого Ок= тября. Голод, нищ ета и болез­ ни — вот постоянны е в про­ шлом сп у тн и ки пол1ещука, к а к называли когда-то жителя этих мест. Среди лесов и бо­ лот, отгорож енны й от внеш не­ го мира непроходимым и тря- ликанских посевов этой культуры. Славится край и богатыми садами. ____ В ж и зн и Полесья важ ную роль играет речной транс­ порт. Он приобрел союзное значение. По количеству пере­ возимы х водным путем гр у ­ зов Полесье стоит на первом месте в республике. Много грузов идет по Днепру, С ожу, П рипяти и их притокам . по реконструированном у в совета НЕ ОХВАТИШЬ И ВЗГЛЯДОМ ЗЕМЛИ БМРТ «Полесье» — одно из судов М урм ан­ ского тралового флота. Тому краю , имя ко то ­ рого носит этот м орской тр у ж е н и к, и посвя­ щен сегодняш ний наш рассказ. Если лес там — так лес! — В десять дней не пройдешь. А простор — так простор* — И конца не зайдешь. Не охватишь и взглядом земли. Эти стихи Я куба Коласа — о ю ге Белорус­ сии, где, простираясь на 500 с лиш ним кил о­ метров от Буга до Сожа, леж ит заболоченная плоская низина. Край болот, рек и озер, гу ­ сты х, подчас трудно проходимы х лесов — Полесье. С ВОЕ НАЗВАНИЕ эти места получили за обилие лесов. По самой низ­ менной части медленно те­ чет извилистая Припять. Нигде в других районах Бе­ лоруссии нет таких болот­ ных пространств. Некото­ рые из болот тянутся десят­ ками километров. Среди бо­ лот на песчаных буграх и грядах раскинулись дерев­ ни. Полесье — самая леси­ стая часть Белоруссии. Гос­ подствует здесь сосна, но растут и дуб. и граб, и клен, и ясень, и ильм, и ли­ па, лишь ель встречается редко. В чащобах, избегая посто­ роннего глаза, осторожно передвигаются лесные вели­ каны —- лоси. Живут здесь и стройные, тонконогие косу­ ли, и дикие кабаны, изред­ ка встречаются рысь, боб­ ры и заяц-беляк. А куница, черный хорь, горностай и белка — обычные здесь ж и ­ вотные. Полесье — самый теп­ лый край Белоруссии. Лето жарче и продолжительнее, чем в центральной и север ной частях республики, а зима — намного мягче. Климатические условия поз­ воляют выращивать южные синами, вел он безрадостную ж и зн ь, отвоевывая у болот кл оч ки земли, обрабатывая их сохой и мотыгой. Во время ве­ сеннего половодья местные ж ители переходили на «ост­ ровную» ж и зн ь. Единственным средством сообщения станови­ лась лодка. О бедной, в про­ шлом полуголодной ж и зн и п о ­ лесских крестьян свидетельст­ вую т и названия деревень: Мохоеды, Безхлебичи. В советское время нищее Полесье превратилось в бо­ гатый край. Здесь разви­ лось производство сельско­ хозяйственных и мелиора­ тивных машин. Обилие дре­ весины в здешних лесах способствовало развитию де­ ревообрабатывающей и цел­ люлозно-бумажной промыш­ ленности. ' Полесье стало республиканским центром механизированной заготов­ ки леса. В выросших здесь городах и поселках появи­ лись предприятия пищевой и легкой промышленности. Экономика края пережила в минувшем десятилетии но­ вый подъем благодаря пай денной здесь нефти. Бело­ русское «черное золото» щедрым потоком вливается теперь в нефтепровод «Дру­ жба». Земледелие Полесья ос­ новано на выращивании ко­ нопли. Здесь сосредоточено три четверти всех респуб- ское время Д непровско-Б угско- му каналу По ж елезнодорож ным , речным и шоссейным магистралям По­ лесья перевозят сельскохозяй ственны е м аш ины , стан ки , лес и лесоматериалы, руды, уголь, торф. металл и другие важ ­ ные народнохозяйственны е грузы . В западной части Поле­ сья. на Ирибугской равни­ не, у границы с Польской Народной Республикой, рас­ положен легендарный Брест. Здесь, над равнинами Буга, гордо стоит крепость-герой — памятник немеркнущей славе советских воинов, му­ жественно защищавших па­ шу страну в суровые дни Великой Отечественной. Брест — город с почти ты­ сячелетней историей. Но только после воссоединения Белоруссии в 1939 году на­ чалось обновление древнего города, прерванное взрыва­ ми бомб 22 июня 1941 г. Здесь, в Полесье, распо­ ложена уникальная .тесная кунсткамера — Беловеж­ ская пуща. Это — редкост­ ный уголок природы. Лее, лес и лес на многие десят­ ки километров — вот что пораясает человека, впервые приехавшего в пущу. Оъ удивляет необычной нестро­ гой, чередованием различ­ ных пород деревьев. Пущу, как говорят мест­ ные жители, влюбленные в красоту родной природы, надо знать, понимать, чув­ ствовать. и тогда она откро­ ет свои тайны, покажет свою очаровательную красо­ ту. Обитателе!! пущи можно нередко встретить на поля­ нах. просеках или на доро­ гах. Мир животных и птиц здесь очень богат и разно­ образен. В пуще обитает почти 300 видов животных и птиц. Но гордость пущи .— зубр, лесной гигант, не­ которые особи его достигают 3,5 м в длину. Беловеж ская пуща — свое­ образная лаборатория ж ивой природы . В ней ведутся науч­ ные работы по сохранению и разведению ценны х промы с­ ловы х зверей. С отрудники за­ поведника и зу <ают биологию зубра, оленя, д и ко го кабана, влияние ж и вотны х на лес* со­ ставляю т геоботан*»чесиу»о ка р ту пущ и. Много городов в Полесье. Часть из них имеет много­ вековую историю. Самый крупный город — Гомель расположен в восточной части края. Гомель на пять лет старше Москвы, пер­ вые сведения о нем отно­ сятся к 1142 году. Это вто­ рой по величине город Бе­ лоруссии. Его промышлен­ ное лицо определяют круп­ ные фабрики н заводы. Осо­ бенно развиты здесь маши­ ностроение и металлообра­ ботка. Известна продукция станкостроительного завода имени Кирова, чьи .машины покупают несколько десят­ ков государств мира. В со­ ветское время построены здесь завод сельскохозяйст­ венного машняостроенпя, кабельный, подшипниковый, судоремонтно - судострои­ тельный заводы, заводы тракторный и измеритель­ ных приборов. Построен и завод, работающий на нашем заполярном хибинском апа­ титовом концентрате. Я. пьи»х. г. Гомель. 21 ноября 1981 года, в 12 часов 15 м инут, пр и ш тор­ мовом ветре силой до 10 баллов, танкер «Глобе Асими» сел на мель у северного мола порта Клайпеда, разло­ мился на две половины и затонул. Из разбиты х танков судна вытенло больше 16 тонн мазута. Об аварии тогда ж е сообщили газеты , радио, телеви­ дение. Рассказывали они и о том, к а к сам оотверж ен, но трудились м оряки, работники порта, все ж ители Клайпеды, спасая от м азутного потока море и берег. Есть ли смысл теперь, полгода спустя, возвращаться к этой истории? Нам каж ется, есть. Во-первых, ставить т о ч ку еще рано: полностью ликвидировать последствия катастрофы такого масш таба невозможно, они еще дол­ го будут давать о себе знать. А во-вторых, в ко р о т. них строчка х оперативны х газетны х сообщений ум ести­ лось далеко не все то, о чем стоило бы рассказать. НЕФТЬ В МОРЕ Нефть и продукты ее переработки — опаснейшие от­ равители водоемов: попадая в воду, они ударяют сразу по нескольким чувствительным местам водных экологи, ческих систем. Углеводороды, входящие в состав нефти, особенна аром атические, ядовиты. Это еще не та к страш но для рыб, которы е м огут уй ти — и уходят — из зоны заг­ рязнения. Но это смертельно опасно для малоподвиж ­ ны х и вовсе непод виж ны х донны х организмов (в первую очередь моллюсков), для пассивно передвигающ егося в водной толще планктона, для рыбьей молоди и особен­ но — и кры . Опасность не исчезает, пока неф тепродун. ты не подвергнутся окислению или разлож ению м и кр о ­ организм ам и, а это происходит не тан скоро: через не­ которое время слой нефти на поверхности моря насы ­ щается водой, и образуется так называемый «ш околад­ ны й мусс» — эмульсия воды в нефти, которая почти не поддается ни разлож ению , ни окислению . Нефть опасна для птиц. У чайки, которая села а ма­ зутн ую л уж у, слипаю тся перья, исчезает воздушная прослойка, защ ищ ающ ая ее от холода. Каж ды й к р у п ­ ны й разлив неф тепродуктов влечет за собой гибель ты сяч пернаты х. Даже капля нефти, попавш ая в воду, ш и р о ко расте­ кается по ее поверхности, образуя тонную радуж ную пленну. Эта пленка непроницаемым чехлом понрывает водоем, препятствуя газообм ену между водной толщей и атмосферой, и в воду перестает поступать кислород. Тонна неф тепродуктов м ож ет дать на поверхности воды пл ен ку площадью 12 квад ратны х километров. 16 ты сяч тонн, если бы им дать растечься, по кры л и бы пленкой 192 ты сячи квад ратны х километров. Это к а к раз половина всей площади Балтийского моря... С траш но подумать, что стало бы с морем, если бы таное случилось. К счастью , этого не произош ло. Ш торм , бросивш ий танкер на кам ни, приш ел с запада, i Ветер и волны приж али м азутное пятно к берегу, п о г­ нали его частью на северо-восток, вдоль балтийского побережья Литвы, а частью — на ю г, в К урш сн и й за­ лив. В откры тое море м азут не вышел; осталась чистой даже К урш ская коса. Но у ж е на следующ ий день полоса м азута ш ириной в 100 — 150 метров протянулась далеко Ьдоль прича­ лов клайпедской гавани. М азут лежал на поверхности 30-сантим етровым, а местами и полум етровым слоем. Н агонны й ветер на десятки сантим етров поднял у р о ­ вень воды в заливе, и ты сячи тонн мазута осели на дю нах, в залиты х водой кам ыш ах, а местами и в под­ топленном прибреж ном куста р н и ке . Волна забрасывала м азутны е бры зги далеко на берег, и скоро все причалы , пирсы , стоявш ие в порту суда были к а к будто в ы кр а ­ шены в траурны й чернолаковый цвет... Воспользовавшись тем, что почти весь мазут, п р о р ­ вавш ийся а К урш ски й залив, оказался у подветренно­ го берега, ему перекры ли выход — протянули по гра­ нице м азутны х пятен цепочки плавучих заграж д ений— бонов. Теперь с этим мазутом н у ж н о было что-то делать. КОГДА БЕССИЛЬНА СКОРАЯ ПОМОЩЬ Это была первая такая катастрофа в наших водах, но не первая в мире. Вот уже пятнадцать лет, с тех пор как в проливе Ла-Манш разбился танкер «Торри Кэнь. он», то там, то здесь время от времени происходят та­ кие же аварии. Уже накоплен кое-какой опыт борьбы с нефтяными разливами, и все страны, имеющие морские границы, так или иначе готовятся к подобным ситуа. циям. Готовился к ним и Советский Союз — одно из самых «морских» государств, с береговой линией, про­ тянувшейся на многие тысячи километров. Есть в системе Министерства м орского флота СССР аварийно-спасательная служба — Всесоюзное объедине­ ние «Совсудоподъем», преем ник знам енитого ЭПРОНа. Экспедиционны е отряды этой служ бы , расположенные на всех м орских бассейнах страны , спасаю т суда, тер­ пящ ие бедствие, туш ат м орские пож ары , проводят сло ж ­ ные б укси р о в ки , поднимаю т затонувш ие корабли. (Бла­ годаря клайпедским спасателям, м ежду прочим, обош ­ лась без человеческих ж ертв и авария «Глобе Асими»: всю ком анду, несмотря на 10-балльный ш торм и силь­ нейш ий накат, удалось снять с разбитого танкера.). А недавно в этой службе были созданы специальные фор­ мирования для борьбы с неф тяными разливами. Такие отряды м орской скорой помощи есть на Балтике, на Черном и Каспийском морях, .на Дальнем Востоке. На следующ ий же день после катастрофы в Клайпеду прибыло из Вентспилса е полном составе спецформи- роаание Б алтийского экспед иционного отряда. В по ­ мощ ь ему прилетели спасатели из Новороссийска, Ба­ ку , Измаила — в конце концов здесь собралась почти половина личного состава всех спецф ормирований, к а ­ кие только есть в стране. Они привезли с собой послед­ ние новинни те хн и ки , предназначенной для сбора про­ литой нефти. Из близлеж ащ их б алтий ских портов была стянута в Клайпеду целая флотилия судов-неф темусо- росборщ иков. Из Одессы было послано сюда специаль­ но оборудованное судно «Светломор» (которое, правда, приш ло в Клайпеду тольно месяц спустя — что н а зы ­ вается, и ш апочном у разбору). Но когда мощная техн ика была развернута и пр изе, дена в боевую готовность, оназалось, что она мало чем м ож ет помочь... М азут — не бензин и даже не сы рая нефть, он г у ­ стой, и чем ниж е тем пература, тем он гущ е. Тот м азут, которы й был в та н ка х «Глобе А сим и», засты вает при тем пературе +10°С. А ш торм, потопивш ий танкер, п р и ­ нес с собой и резкое похолодание. У ж е несколько су­ т о к спустя м азут, плавающ ий на воде, потерял т е ку , честь, превратился в желе. Насосные установки для от- шшяшшшшшшшшяшшшшяшяшшяяшяшяшяяшшшшш ка ч ки нефти с поверхности воды такой м азут просто не брали. Все, на что они оказались способны, — это откачивать уже собранны й м азут из подогреваемых емкостей, куда его сливали. Конечно, спасибо и на том, но ведь сначала н уж н о было его собрать! Собирать ж елеобразны й м азут оказалось поначалу не под силу и судам-неф темусоросборщ икам — приш . лось их на скорую р у к у модернизировать. Но и тогда они смогли работать только на акватории порта — х о ­ рошо, что там мазута было больше всего. Дело в том, что рассчитаны они только на т и х ую погоду, на волну не больше, чем в полметра, а на Балтике в те дни один ш торм сменялся другим ... «Нет такой неф тесборной системы, которая могла бы эффективно работать в этих условиях», — говорили мне специалисты . И в этом, наверное, состоит первый урок, которы й н у ж н о извлечь из клайпедской катаст­ рофы. «Нет» — это не значит «не может бы ть». Это значит, что надо такие системы создавать —- ведь т а н ­ керы садятся на кам ни в лю бую погоду! Впрочем, надо сказать откровенно, что не толь­ ко объективны е труд но­ сти помешали спасате­ лям сделать в Клайпеде все, чего от них ждали,. Руководители м естны х организаций, возглавив­ шие борьбу с разливом, остались не особенно довольны и степенью готовности этой служ бы , и ее организованностью - С другой стороны , ц работники спецф орм ирований ж алую тся на не­ достаточное внимание к этой службе, на пл охую обе­ спеченность ее техн икой и кадрами, на то, что не всегда удовлетворяю тся ее самые нехитры е нужды * «Одну спецовку даю т на год, обы чную спецовку, хэ.бэ . Вот я вчера окунулся, в ней по пояс в м азут, и что мне дальше делать? В Москве, на ВДНХ, показы ваю т к р а ­ сивые спецкостю мы — для хим иков, для неф тяников, непромокаемы е, м аслостойкие и какие угодно, а мы смотрим на них и только облизываемся...». И это все, наверное, тож е м ож но считать урокам и Клайпеды. Но если здесь оказалась почти бессильной те хн и ка , рассчитанная на м еханический сбор нефти с поверхно: сти воды, то, м ожет бы ть, помогли бы хим ические средства борьбы с загрязнениям и? химия ПРОТИВ химии Хим ические препараты для ликвидации неф тяны х раз­ ливов сущ ествую т давно. О тносятся к ним по-разном у. А нгличане, наприм ер, и японцы считаю т их чуть ли главны м , самым эфф ективным средством ликвидации та* них катастроф . А м ериканцы подходят осторожнее: х и г мия — это все-тани химия, не попасть бы из огня да в полымя, загрязнив море одними чуж еродны м и веще^ ствами в по пы тке спасти его от д р уги х. Но когда иные способы не помогаю т, приходится прим енять и химик»; У нас это допускается, но только в и скл ю ч и те л ь н ы * случаях, каж ды й раз с разреш ения Министерства ма» лиорации и водного хозяйства СССР, ведающего охра, ной водных бассейнов. Х им ических средств для борьбы с неф тью сущ ествует немало, и работаю т они по-разном у. Одни впиты ваю т неф тепродукты , другие стягиваю т неф тяную п л ен ку V 7 7 1 1 1 • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 28 мая 1982 l*a

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz