Рыбный Мурман. 1982 г. Май.
топливо из... воды Азербайдж анская ССР. Шы- екание источника энергии, за пасы которого практически не истощимы. гарантирующего сохранность чистоты Окружа ющей среды. — одна из важ нейших задач ученых. Водород все чаще называют в качестве источника подоб ной энергии. Эксперименты, «вязанные с получением водо родного топлива из воды, ве дут ученые сектора радиаци онных исследований Акаде мии наук Азербайджанской ССР. Сотрудниками сектора для этого разработаны и у с пешно используются высоко температурные гелиоэиерге тические установки, применя емые в процессе термохими ческого разложения воды для получения водородного топли ва; осуществлен также пря мой электролиз воды с ис пользованием энергии Солнца я ветра. Фотоэлектрическая водород ная установка, созданная азербайджанскими учеными, под действием Солнца выра батывает электроэнергию, ис пользуемую для получения во дорода. На сним не: научный сотруд ник' ' Октай Саламов готовит установку к работе Ф отохро ни ка ТАСС. теплолюбивые культуры — виноград, абрикосы, шелко вицу, дыни и арбузы, ко ноплю. кукурузу. Глухим и заброшенным бы ло Полесье до ве л икого Ок= тября. Голод, нищ ета и болез ни — вот постоянны е в про шлом сп у тн и ки пол1ещука, к а к называли когда-то жителя этих мест. Среди лесов и бо лот, отгорож енны й от внеш не го мира непроходимым и тря- ликанских посевов этой культуры. Славится край и богатыми садами. ____ В ж и зн и Полесья важ ную роль играет речной транс порт. Он приобрел союзное значение. По количеству пере возимы х водным путем гр у зов Полесье стоит на первом месте в республике. Много грузов идет по Днепру, С ожу, П рипяти и их притокам . по реконструированном у в совета НЕ ОХВАТИШЬ И ВЗГЛЯДОМ ЗЕМЛИ БМРТ «Полесье» — одно из судов М урм ан ского тралового флота. Тому краю , имя ко то рого носит этот м орской тр у ж е н и к, и посвя щен сегодняш ний наш рассказ. Если лес там — так лес! — В десять дней не пройдешь. А простор — так простор* — И конца не зайдешь. Не охватишь и взглядом земли. Эти стихи Я куба Коласа — о ю ге Белорус сии, где, простираясь на 500 с лиш ним кил о метров от Буга до Сожа, леж ит заболоченная плоская низина. Край болот, рек и озер, гу сты х, подчас трудно проходимы х лесов — Полесье. С ВОЕ НАЗВАНИЕ эти места получили за обилие лесов. По самой низ менной части медленно те чет извилистая Припять. Нигде в других районах Бе лоруссии нет таких болот ных пространств. Некото рые из болот тянутся десят ками километров. Среди бо лот на песчаных буграх и грядах раскинулись дерев ни. Полесье — самая леси стая часть Белоруссии. Гос подствует здесь сосна, но растут и дуб. и граб, и клен, и ясень, и ильм, и ли па, лишь ель встречается редко. В чащобах, избегая посто роннего глаза, осторожно передвигаются лесные вели каны —- лоси. Живут здесь и стройные, тонконогие косу ли, и дикие кабаны, изред ка встречаются рысь, боб ры и заяц-беляк. А куница, черный хорь, горностай и белка — обычные здесь ж и вотные. Полесье — самый теп лый край Белоруссии. Лето жарче и продолжительнее, чем в центральной и север ной частях республики, а зима — намного мягче. Климатические условия поз воляют выращивать южные синами, вел он безрадостную ж и зн ь, отвоевывая у болот кл оч ки земли, обрабатывая их сохой и мотыгой. Во время ве сеннего половодья местные ж ители переходили на «ост ровную» ж и зн ь. Единственным средством сообщения станови лась лодка. О бедной, в про шлом полуголодной ж и зн и п о лесских крестьян свидетельст вую т и названия деревень: Мохоеды, Безхлебичи. В советское время нищее Полесье превратилось в бо гатый край. Здесь разви лось производство сельско хозяйственных и мелиора тивных машин. Обилие дре весины в здешних лесах способствовало развитию де ревообрабатывающей и цел люлозно-бумажной промыш ленности. ' Полесье стало республиканским центром механизированной заготов ки леса. В выросших здесь городах и поселках появи лись предприятия пищевой и легкой промышленности. Экономика края пережила в минувшем десятилетии но вый подъем благодаря пай денной здесь нефти. Бело русское «черное золото» щедрым потоком вливается теперь в нефтепровод «Дру жба». Земледелие Полесья ос новано на выращивании ко нопли. Здесь сосредоточено три четверти всех респуб- ское время Д непровско-Б угско- му каналу По ж елезнодорож ным , речным и шоссейным магистралям По лесья перевозят сельскохозяй ственны е м аш ины , стан ки , лес и лесоматериалы, руды, уголь, торф. металл и другие важ ные народнохозяйственны е грузы . В западной части Поле сья. на Ирибугской равни не, у границы с Польской Народной Республикой, рас положен легендарный Брест. Здесь, над равнинами Буга, гордо стоит крепость-герой — памятник немеркнущей славе советских воинов, му жественно защищавших па шу страну в суровые дни Великой Отечественной. Брест — город с почти ты сячелетней историей. Но только после воссоединения Белоруссии в 1939 году на чалось обновление древнего города, прерванное взрыва ми бомб 22 июня 1941 г. Здесь, в Полесье, распо ложена уникальная .тесная кунсткамера — Беловеж ская пуща. Это — редкост ный уголок природы. Лее, лес и лес на многие десят ки километров — вот что пораясает человека, впервые приехавшего в пущу. Оъ удивляет необычной нестро гой, чередованием различ ных пород деревьев. Пущу, как говорят мест ные жители, влюбленные в красоту родной природы, надо знать, понимать, чув ствовать. и тогда она откро ет свои тайны, покажет свою очаровательную красо ту. Обитателе!! пущи можно нередко встретить на поля нах. просеках или на доро гах. Мир животных и птиц здесь очень богат и разно образен. В пуще обитает почти 300 видов животных и птиц. Но гордость пущи .— зубр, лесной гигант, не которые особи его достигают 3,5 м в длину. Беловеж ская пуща — свое образная лаборатория ж ивой природы . В ней ведутся науч ные работы по сохранению и разведению ценны х промы с ловы х зверей. С отрудники за поведника и зу <ают биологию зубра, оленя, д и ко го кабана, влияние ж и вотны х на лес* со ставляю т геоботан*»чесиу»о ка р ту пущ и. Много городов в Полесье. Часть из них имеет много вековую историю. Самый крупный город — Гомель расположен в восточной части края. Гомель на пять лет старше Москвы, пер вые сведения о нем отно сятся к 1142 году. Это вто рой по величине город Бе лоруссии. Его промышлен ное лицо определяют круп ные фабрики н заводы. Осо бенно развиты здесь маши ностроение и металлообра ботка. Известна продукция станкостроительного завода имени Кирова, чьи .машины покупают несколько десят ков государств мира. В со ветское время построены здесь завод сельскохозяйст венного машняостроенпя, кабельный, подшипниковый, судоремонтно - судострои тельный заводы, заводы тракторный и измеритель ных приборов. Построен и завод, работающий на нашем заполярном хибинском апа титовом концентрате. Я. пьи»х. г. Гомель. 21 ноября 1981 года, в 12 часов 15 м инут, пр и ш тор мовом ветре силой до 10 баллов, танкер «Глобе Асими» сел на мель у северного мола порта Клайпеда, разло мился на две половины и затонул. Из разбиты х танков судна вытенло больше 16 тонн мазута. Об аварии тогда ж е сообщили газеты , радио, телеви дение. Рассказывали они и о том, к а к сам оотверж ен, но трудились м оряки, работники порта, все ж ители Клайпеды, спасая от м азутного потока море и берег. Есть ли смысл теперь, полгода спустя, возвращаться к этой истории? Нам каж ется, есть. Во-первых, ставить т о ч ку еще рано: полностью ликвидировать последствия катастрофы такого масш таба невозможно, они еще дол го будут давать о себе знать. А во-вторых, в ко р о т. них строчка х оперативны х газетны х сообщений ум ести лось далеко не все то, о чем стоило бы рассказать. НЕФТЬ В МОРЕ Нефть и продукты ее переработки — опаснейшие от равители водоемов: попадая в воду, они ударяют сразу по нескольким чувствительным местам водных экологи, ческих систем. Углеводороды, входящие в состав нефти, особенна аром атические, ядовиты. Это еще не та к страш но для рыб, которы е м огут уй ти — и уходят — из зоны заг рязнения. Но это смертельно опасно для малоподвиж ны х и вовсе непод виж ны х донны х организмов (в первую очередь моллюсков), для пассивно передвигающ егося в водной толще планктона, для рыбьей молоди и особен но — и кры . Опасность не исчезает, пока неф тепродун. ты не подвергнутся окислению или разлож ению м и кр о организм ам и, а это происходит не тан скоро: через не которое время слой нефти на поверхности моря насы щается водой, и образуется так называемый «ш околад ны й мусс» — эмульсия воды в нефти, которая почти не поддается ни разлож ению , ни окислению . Нефть опасна для птиц. У чайки, которая села а ма зутн ую л уж у, слипаю тся перья, исчезает воздушная прослойка, защ ищ ающ ая ее от холода. Каж ды й к р у п ны й разлив неф тепродуктов влечет за собой гибель ты сяч пернаты х. Даже капля нефти, попавш ая в воду, ш и р о ко расте кается по ее поверхности, образуя тонную радуж ную пленну. Эта пленка непроницаемым чехлом понрывает водоем, препятствуя газообм ену между водной толщей и атмосферой, и в воду перестает поступать кислород. Тонна неф тепродуктов м ож ет дать на поверхности воды пл ен ку площадью 12 квад ратны х километров. 16 ты сяч тонн, если бы им дать растечься, по кры л и бы пленкой 192 ты сячи квад ратны х километров. Это к а к раз половина всей площади Балтийского моря... С траш но подумать, что стало бы с морем, если бы таное случилось. К счастью , этого не произош ло. Ш торм , бросивш ий танкер на кам ни, приш ел с запада, i Ветер и волны приж али м азутное пятно к берегу, п о г нали его частью на северо-восток, вдоль балтийского побережья Литвы, а частью — на ю г, в К урш сн и й за лив. В откры тое море м азут не вышел; осталась чистой даже К урш ская коса. Но у ж е на следующ ий день полоса м азута ш ириной в 100 — 150 метров протянулась далеко Ьдоль прича лов клайпедской гавани. М азут лежал на поверхности 30-сантим етровым, а местами и полум етровым слоем. Н агонны й ветер на десятки сантим етров поднял у р о вень воды в заливе, и ты сячи тонн мазута осели на дю нах, в залиты х водой кам ыш ах, а местами и в под топленном прибреж ном куста р н и ке . Волна забрасывала м азутны е бры зги далеко на берег, и скоро все причалы , пирсы , стоявш ие в порту суда были к а к будто в ы кр а шены в траурны й чернолаковый цвет... Воспользовавшись тем, что почти весь мазут, п р о р вавш ийся а К урш ски й залив, оказался у подветренно го берега, ему перекры ли выход — протянули по гра нице м азутны х пятен цепочки плавучих заграж д ений— бонов. Теперь с этим мазутом н у ж н о было что-то делать. КОГДА БЕССИЛЬНА СКОРАЯ ПОМОЩЬ Это была первая такая катастрофа в наших водах, но не первая в мире. Вот уже пятнадцать лет, с тех пор как в проливе Ла-Манш разбился танкер «Торри Кэнь. он», то там, то здесь время от времени происходят та кие же аварии. Уже накоплен кое-какой опыт борьбы с нефтяными разливами, и все страны, имеющие морские границы, так или иначе готовятся к подобным ситуа. циям. Готовился к ним и Советский Союз — одно из самых «морских» государств, с береговой линией, про тянувшейся на многие тысячи километров. Есть в системе Министерства м орского флота СССР аварийно-спасательная служба — Всесоюзное объедине ние «Совсудоподъем», преем ник знам енитого ЭПРОНа. Экспедиционны е отряды этой служ бы , расположенные на всех м орских бассейнах страны , спасаю т суда, тер пящ ие бедствие, туш ат м орские пож ары , проводят сло ж ные б укси р о в ки , поднимаю т затонувш ие корабли. (Бла годаря клайпедским спасателям, м ежду прочим, обош лась без человеческих ж ертв и авария «Глобе Асими»: всю ком анду, несмотря на 10-балльный ш торм и силь нейш ий накат, удалось снять с разбитого танкера.). А недавно в этой службе были созданы специальные фор мирования для борьбы с неф тяными разливами. Такие отряды м орской скорой помощи есть на Балтике, на Черном и Каспийском морях, .на Дальнем Востоке. На следующ ий же день после катастрофы в Клайпеду прибыло из Вентспилса е полном составе спецформи- роаание Б алтийского экспед иционного отряда. В по мощ ь ему прилетели спасатели из Новороссийска, Ба ку , Измаила — в конце концов здесь собралась почти половина личного состава всех спецф ормирований, к а кие только есть в стране. Они привезли с собой послед ние новинни те хн и ки , предназначенной для сбора про литой нефти. Из близлеж ащ их б алтий ских портов была стянута в Клайпеду целая флотилия судов-неф темусо- росборщ иков. Из Одессы было послано сюда специаль но оборудованное судно «Светломор» (которое, правда, приш ло в Клайпеду тольно месяц спустя — что н а зы вается, и ш апочном у разбору). Но когда мощная техн ика была развернута и пр изе, дена в боевую готовность, оназалось, что она мало чем м ож ет помочь... М азут — не бензин и даже не сы рая нефть, он г у стой, и чем ниж е тем пература, тем он гущ е. Тот м азут, которы й был в та н ка х «Глобе А сим и», засты вает при тем пературе +10°С. А ш торм, потопивш ий танкер, п р и нес с собой и резкое похолодание. У ж е несколько су т о к спустя м азут, плавающ ий на воде, потерял т е ку , честь, превратился в желе. Насосные установки для от- шшяшшшшшшшшяшшшшяшяшшяяшяшяшяяшшшшш ка ч ки нефти с поверхности воды такой м азут просто не брали. Все, на что они оказались способны, — это откачивать уже собранны й м азут из подогреваемых емкостей, куда его сливали. Конечно, спасибо и на том, но ведь сначала н уж н о было его собрать! Собирать ж елеобразны й м азут оказалось поначалу не под силу и судам-неф темусоросборщ икам — приш . лось их на скорую р у к у модернизировать. Но и тогда они смогли работать только на акватории порта — х о рошо, что там мазута было больше всего. Дело в том, что рассчитаны они только на т и х ую погоду, на волну не больше, чем в полметра, а на Балтике в те дни один ш торм сменялся другим ... «Нет такой неф тесборной системы, которая могла бы эффективно работать в этих условиях», — говорили мне специалисты . И в этом, наверное, состоит первый урок, которы й н у ж н о извлечь из клайпедской катаст рофы. «Нет» — это не значит «не может бы ть». Это значит, что надо такие системы создавать —- ведь т а н керы садятся на кам ни в лю бую погоду! Впрочем, надо сказать откровенно, что не толь ко объективны е труд но сти помешали спасате лям сделать в Клайпеде все, чего от них ждали,. Руководители м естны х организаций, возглавив шие борьбу с разливом, остались не особенно довольны и степенью готовности этой служ бы , и ее организованностью - С другой стороны , ц работники спецф орм ирований ж алую тся на не достаточное внимание к этой службе, на пл охую обе спеченность ее техн икой и кадрами, на то, что не всегда удовлетворяю тся ее самые нехитры е нужды * «Одну спецовку даю т на год, обы чную спецовку, хэ.бэ . Вот я вчера окунулся, в ней по пояс в м азут, и что мне дальше делать? В Москве, на ВДНХ, показы ваю т к р а сивые спецкостю мы — для хим иков, для неф тяников, непромокаемы е, м аслостойкие и какие угодно, а мы смотрим на них и только облизываемся...». И это все, наверное, тож е м ож но считать урокам и Клайпеды. Но если здесь оказалась почти бессильной те хн и ка , рассчитанная на м еханический сбор нефти с поверхно: сти воды, то, м ожет бы ть, помогли бы хим ические средства борьбы с загрязнениям и? химия ПРОТИВ химии Хим ические препараты для ликвидации неф тяны х раз ливов сущ ествую т давно. О тносятся к ним по-разном у. А нгличане, наприм ер, и японцы считаю т их чуть ли главны м , самым эфф ективным средством ликвидации та* них катастроф . А м ериканцы подходят осторожнее: х и г мия — это все-тани химия, не попасть бы из огня да в полымя, загрязнив море одними чуж еродны м и веще^ ствами в по пы тке спасти его от д р уги х. Но когда иные способы не помогаю т, приходится прим енять и химик»; У нас это допускается, но только в и скл ю ч и те л ь н ы * случаях, каж ды й раз с разреш ения Министерства ма» лиорации и водного хозяйства СССР, ведающего охра, ной водных бассейнов. Х им ических средств для борьбы с неф тью сущ ествует немало, и работаю т они по-разном у. Одни впиты ваю т неф тепродукты , другие стягиваю т неф тяную п л ен ку V 7 7 1 1 1 • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 28 мая 1982 l*a
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz