Рыбный Мурман. 1982 г. Май.
— Неужели еще работа ешь? — спрашивают его иног да вместо приветствия. — Когда ж на заслуженный? Тут Владимир Константино вич Можайко, 64-летний ма трос подменного экипажа N2 1 объединения «Мурман рыбпром», непременно ска жет: . «А что мне делать на пенсии? Смерти ждать/ Шеве литься надо!» — и идет н* работу. И лишь, пожалуй, раз, стоя на вахте в прошлом году, он чуть пожалел: не на работе ему сейчас быть надо, а сре ди тех, не так уж и многих сегодня людей, которые в этот день особо торжествен ны. Тем днем было 9 мая — святой день фронтовика. Но вахта есть вахта — это тоже святое дело для моряка, хо тя, конечно, руководство от всей души освободило бы Можайко. Но нет! Коль рабо таешь — никаких себе скидок даже в такой день. И стоял на вахте фронто вик Можайко. Парни из эки пажа поздравили его с празд ником, и невольно будоражи лась память, извлекая из своих глубин то, что забыть бы давно, не вспоминать, но не забыть это, нет... Дни отступлений. Гибель однополчан. Шлепок мины, и удар по ногам. Госпиталь. Опять фронт. Саперный батальон. 1944 год. Германия. Про рыв. Девчонка, приведенная разведчиками в часть. Наша. Угнана в Германию. — Там их немного. Человек двенадцать в доме. И еще есть» По мосту ходят. Тех двенадцать взяли без шума. Охрана отдыхала без охраны. Откуда быть здесь русским?! Сложнее было с теми, ко торые охраняли мост. Прав да, они ничего не заметили и сменились недавно — это хорошо, но в любую минуту может подняться переполох. А мост, наверняка, заминиро ван, и он нужен. Ох как ну жен мост через реку Нексе. Тихо темнело. — Ну, ребята, с богом. Что хотите делайте, а без моста не приходите. Двое крались вдоль насы пи справа, один — слева. Во оружились до зубов: два ав томата, ручной пулемет, тро фейные пистолеты. Услышали немецкую речь. Часовые сошлись. Посыпались искры от зажигалки. Курят. Разговаривают. "*Вдруг смолкли. Неужели заметили?! — Бей их! Выскочили на мост. — Сержант, конец нам. Взлетим к чертовой матери. — Быстрей, быстрей. Четыре «быка» — опоры моста. Ящики с взрывчаткой. Уф-ф! Э то знакомо. Натяж ной взрыватель. Еще один. Электрический. Опять элек трический. ЧертК Нашумели. Крутнет сейчас «ключ» фа шист и... — Сержант, вроде все. — Уходим. Быстрее. Трое сбежали с м оста.‘ Пе ревели дыхание. Тихо. До странности тихо. До удивле ния. О! Всполошились. Позд новато... — ...Сержант М ожайко! — Я! •—* Выйти из строя. Орден Боевого Красного Знамени был прикреплен ря дом с медалью «За отвагу». Потом был* медаль «За взятие Берлина». Потом — «За освобожде ние Праги». Потом долгожданная по бывка, и опять возвращение в часть. Раздавал привезен ный из дому табак, хвалился: до чего душистое зелье. С семи лет курю — не наку рюсь. Последний раз затянулся М ожайко т 1946 году и по сей день не курит. Закончилась служба. Вер нулся к мирному труду сол дат. Многие годы ходил в море боцманом Владимир Констан тинович М ожайко. Его знают в Мурманске, не говоря уже об объединении «Мурман рыбпром». — Здравствуй, Владимир Константинович! — Здравствуй, Игорь. — Здоровье как? — Работаю матросом. Ну, а ты как, капитанствуешь? — Да. Все нормально. И искренне рад за капита на Елисеева бывший боцман: как-никак, а азам морской науки его учил он, Можайко. — Как живем, Владимир Константинович? — А неплохо. Сын в армии, моряк. Дочь в Дубне работа ет. А что у тебя, Василий? — И у меня все хорошо.. Капитан, как видишь. Работаю в тралфлоте. И опять же рад за Стреми- лова бывший боцман. И Стре- милов когда-то проходил вы учку у Можайко. — Неужели не на пенсии, Владимир Константинович? — Пенсия, пенсия... Ну, хо рошо, ' ну, вышел я на пен сию. И что? Через полгода «коллектив глубоко скорбит по поводу...» Работать надо! И в этот святой день фрон товика — 9 мая — вполне возможно, выпадет Можайко идти на вахту, хотя от всей души освободило бы его на чальство. Но никаких побла жек. Работа есть работа. И будет тревожная память извлекать из своих глубин то, что забыть бы давно, не вспоминать. Но не забыть это, и вспоминается оно снова... Ю. КРЕПНИ. Вахты • Ветераны .. . . """§ ( фрон т о в ик а ! ................................................................ . ...Улыбается ветеран Фе дор Петрович Навалов. На груди — медали за бой, за труд. На лице — морщин, ки, на висках — седина, в душе — память. О юности комсомольской. Когда под песню и гармош. ку после трудной смены, строили всей комсомоль ской ячейкой в Мурманске восьмиквартирный дом на улице Марата... О жестоком 41-м. Когда написал в декабре: «Прошу считать меня коммунистом» и сражался с партбилетом у сердца в Заполярье, Поль, ше. Пощадила война, в жи вых оставила. Да на век с отметиной •— контузия... О работе своей. Скоро — 50 лет, ка к связал свою судьбу с Мурманом, СРЗ-1, токарным станком, ремон. том кораблей , а значит , и е морем.. О детях. Их шестеро. Три дочери — Валентина, Зинаи да, Татьяна. Три сына — Анатолий, Виктор, Влади мир. И десять внучат. Обра зование дал детям, выучил их. В семье есть свой врач, инженер, радиотехник, элек трик. _ О своих годах. Семьдесят третья весна в его биогра фии. Семьдесят третья... Как один миг пробежали годы. Трудны*. Суровые. И пре. ■красные... Фото Б. ЩУКИНА. Казалось бы. давным-давно рассчитан дв грамма рас ход топлива и горюче-смазочных материалов для каж дого типа судов. И все-таки многим морякам удается экономить энергетические ресурсы. За счет чего? 06 этоAt рассуждает групповой инженер-механик объ единения «Мурманрыбпром» Э. П. СОКОЛОВ. П РЕДС ТАВИМ самую 11 типичную ситуацию: капитан считает необходи мым «быстренько перебе жать» из одного промысло вого квадрата в другой. В машинное отделение отдает ся команда: «Отключайте валогенератор, запускайте вспомогательный дизель- генератор!» Иными словами, капитан требует максималь но увеличить скорость судна. А во что обходится это судну? Считайте: при увели чении' скорости на один узел потребление топлива возрастает в геометрической прогрессии. Капитан выиг рывает всего лишь 2— 3 ча -' са, а расход топлива — ко лоссальный. Потом, после рейса, будут подведены ито ги, и капитана ждут непри ятности за перерасход энер гетических ресурсов. Так стоит ли работать под деви зом: план — любой ценой? Не слишком ли наклади® это для судна? И для объеди нения? А вот другая не менее типичная ситуация. Вахтен ному штурману понадоби лось срочно сменить гори зонт трала. Дизель-генера- тор и так работает на пре деле возможностей, а тут — мгновенная перегрузка. Ес* тесгвенно, срабатывает' за щитная автоматика, судно останавливается. отключа ются все механизмы — реф рижераторные, промысло вые. осветительные. Меха ники хорошо знают это и стараются не допускать та ких 411. В подобных случа ях они, кроме двух дизель- генераторов. включают тре тий. Конечно, «трио» гаран тирует защиту механизмов Хозяйствовать эффективноI от пиковой нагрузки, толь ко третий-то дизель-генера тор расчетами не предус мотрен, а поэтому — опять перерасход топлива. Какой же следует вывод? Механики хорошо знают, ка кие механизмы можно без болезненно отключить на некоторое время. Значит, любое изменение нагрузок на судовые механизмы «мо стику» надо непременно со гласовывать с машинной командой. Приведу примеры. На БМРТ «Леонид Иванов» из-за неправильно выбран ного капитаном режима ра боты перерасходовали 10 тонн топлива. На БМРТ «Кандалакша» почти весь рейс работали четыре вспо могательных дизель-генера тора. Перерасход топлива достиг 28 тонн. Мы часто говорим о хо- ЗНАЕМ, ДА зяиекем отношении к судну, механизмам. не обходим стороной и экономию энер гетических ресурсов. Но по рой, поговорив, забываем, что у нас несколько меха- )жзмов работают в этот час вхолостую. Знаем, что чи стота поверхности нагрева паровых котлов зависит от правильного ведения водно химического режима, то ^сть не надо допускать появ ления накипи. Знаем, по на кипь — явление нередкое. Печальными примерами мо гут служить БМРТ «Иван Зимаков», ' «Большевик», «Внуково». СТР «Славяно- сербск». Надо ли объяснять, что раз появилась накипь, значит, расходуется лишнее топливо? Словом, борьба за эконо мию топлива ведется. Но вот что еще хотелось сказать. До сих пор нет у нас систе мы поощрения моряков за экономию энергоресурсов. Механико-судовой службой объединения такая система была разработана еще два года назад. Тогда же эта разработка была передана в отдел труда и заработной платы. И с тех пор — ника ких вестей из того отдел*.. Жаль, конечно, что мы не знаем, как, чем поощрить экипажи, достигшие наиболь шей экономии топлива и горюче-смазочных материа лов. А ведь таких экипажей немало: БМРТ «Олентуи», «Александр Грязное», «Ио- вокуйбышевск», «Домодедо во»... Это я назвал лучших только в первом квартале нынешнего года. Всего же за первый квартал моряки <Мурманрыбпрома» сэконо мили энергетических ресур сов на 83,6 тысячи рублей. ★ * * Редакция обратилась к на чальнику отдела научной орга низации труда, заработной платы и управления производи ством объединения «Мурман-* стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 7 мая 1982 f .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz