Рыбный Мурман. 1982 г. Май.

— Неужели еще работа­ ешь? — спрашивают его иног­ да вместо приветствия. — Когда ж на заслуженный? Тут Владимир Константино­ вич Можайко, 64-летний ма­ трос подменного экипажа N2 1 объединения «Мурман­ рыбпром», непременно ска­ жет: . «А что мне делать на пенсии? Смерти ждать/ Шеве­ литься надо!» — и идет н* работу. И лишь, пожалуй, раз, стоя на вахте в прошлом году, он чуть пожалел: не на работе ему сейчас быть надо, а сре­ ди тех, не так уж и многих сегодня людей, которые в этот день особо торжествен­ ны. Тем днем было 9 мая — святой день фронтовика. Но вахта есть вахта — это тоже святое дело для моряка, хо­ тя, конечно, руководство от всей души освободило бы Можайко. Но нет! Коль рабо­ таешь — никаких себе скидок даже в такой день. И стоял на вахте фронто­ вик Можайко. Парни из эки­ пажа поздравили его с празд­ ником, и невольно будоражи­ лась память, извлекая из своих глубин то, что забыть бы давно, не вспоминать, но не забыть это, нет... Дни отступлений. Гибель однополчан. Шлепок мины, и удар по ногам. Госпиталь. Опять фронт. Саперный батальон. 1944 год. Германия. Про­ рыв. Девчонка, приведенная разведчиками в часть. Наша. Угнана в Германию. — Там их немного. Человек двенадцать в доме. И еще есть» По мосту ходят. Тех двенадцать взяли без шума. Охрана отдыхала без охраны. Откуда быть здесь русским?! Сложнее было с теми, ко­ торые охраняли мост. Прав­ да, они ничего не заметили и сменились недавно — это хорошо, но в любую минуту может подняться переполох. А мост, наверняка, заминиро­ ван, и он нужен. Ох как ну­ жен мост через реку Нексе. Тихо темнело. — Ну, ребята, с богом. Что хотите делайте, а без моста не приходите. Двое крались вдоль насы­ пи справа, один — слева. Во­ оружились до зубов: два ав­ томата, ручной пулемет, тро­ фейные пистолеты. Услышали немецкую речь. Часовые сошлись. Посыпались искры от зажигалки. Курят. Разговаривают. "*Вдруг смолкли. Неужели заметили?! — Бей их! Выскочили на мост. — Сержант, конец нам. Взлетим к чертовой матери. — Быстрей, быстрей. Четыре «быка» — опоры моста. Ящики с взрывчаткой. Уф-ф! Э то знакомо. Натяж­ ной взрыватель. Еще один. Электрический. Опять элек­ трический. ЧертК Нашумели. Крутнет сейчас «ключ» фа­ шист и... — Сержант, вроде все. — Уходим. Быстрее. Трое сбежали с м оста.‘ Пе­ ревели дыхание. Тихо. До странности тихо. До удивле­ ния. О! Всполошились. Позд­ новато... — ...Сержант М ожайко! — Я! •—* Выйти из строя. Орден Боевого Красного Знамени был прикреплен ря­ дом с медалью «За отвагу». Потом был* медаль «За взятие Берлина». Потом — «За освобожде­ ние Праги». Потом долгожданная по­ бывка, и опять возвращение в часть. Раздавал привезен­ ный из дому табак, хвалился: до чего душистое зелье. С семи лет курю — не наку­ рюсь. Последний раз затянулся М ожайко т 1946 году и по сей день не курит. Закончилась служба. Вер­ нулся к мирному труду сол­ дат. Многие годы ходил в море боцманом Владимир Констан­ тинович М ожайко. Его знают в Мурманске, не говоря уже об объединении «Мурман­ рыбпром». — Здравствуй, Владимир Константинович! — Здравствуй, Игорь. — Здоровье как? — Работаю матросом. Ну, а ты как, капитанствуешь? — Да. Все нормально. И искренне рад за капита­ на Елисеева бывший боцман: как-никак, а азам морской науки его учил он, Можайко. — Как живем, Владимир Константинович? — А неплохо. Сын в армии, моряк. Дочь в Дубне работа­ ет. А что у тебя, Василий? — И у меня все хорошо.. Капитан, как видишь. Работаю в тралфлоте. И опять же рад за Стреми- лова бывший боцман. И Стре- милов когда-то проходил вы­ учку у Можайко. — Неужели не на пенсии, Владимир Константинович? — Пенсия, пенсия... Ну, хо­ рошо, ' ну, вышел я на пен­ сию. И что? Через полгода «коллектив глубоко скорбит по поводу...» Работать надо! И в этот святой день фрон­ товика — 9 мая — вполне возможно, выпадет Можайко идти на вахту, хотя от всей души освободило бы его на­ чальство. Но никаких побла­ жек. Работа есть работа. И будет тревожная память извлекать из своих глубин то, что забыть бы давно, не вспоминать. Но не забыть это, и вспоминается оно снова... Ю. КРЕПНИ. Вахты • Ветераны .. . . """§ ( фрон т о в ик а ! ................................................................ . ...Улыбается ветеран Фе­ дор Петрович Навалов. На груди — медали за бой, за труд. На лице — морщин, ки, на висках — седина, в душе — память. О юности комсомольской. Когда под песню и гармош. ку после трудной смены, строили всей комсомоль­ ской ячейкой в Мурманске восьмиквартирный дом на улице Марата... О жестоком 41-м. Когда написал в декабре: «Прошу считать меня коммунистом» и сражался с партбилетом у сердца в Заполярье, Поль, ше. Пощадила война, в жи­ вых оставила. Да на век с отметиной •— контузия... О работе своей. Скоро — 50 лет, ка к связал свою судьбу с Мурманом, СРЗ-1, токарным станком, ремон. том кораблей , а значит , и е морем.. О детях. Их шестеро. Три дочери — Валентина, Зинаи­ да, Татьяна. Три сына — Анатолий, Виктор, Влади­ мир. И десять внучат. Обра­ зование дал детям, выучил их. В семье есть свой врач, инженер, радиотехник, элек­ трик. _ О своих годах. Семьдесят третья весна в его биогра­ фии. Семьдесят третья... Как один миг пробежали годы. Трудны*. Суровые. И пре. ■красные... Фото Б. ЩУКИНА. Казалось бы. давным-давно рассчитан дв грамма рас­ ход топлива и горюче-смазочных материалов для каж­ дого типа судов. И все-таки многим морякам удается экономить энергетические ресурсы. За счет чего? 06 этоAt рассуждает групповой инженер-механик объ­ единения «Мурманрыбпром» Э. П. СОКОЛОВ. П РЕДС ТАВИМ самую 11 типичную ситуацию: капитан считает необходи­ мым «быстренько перебе­ жать» из одного промысло­ вого квадрата в другой. В машинное отделение отдает­ ся команда: «Отключайте валогенератор, запускайте вспомогательный дизель- генератор!» Иными словами, капитан требует максималь­ но увеличить скорость судна. А во что обходится это судну? Считайте: при увели­ чении' скорости на один узел потребление топлива возрастает в геометрической прогрессии. Капитан выиг­ рывает всего лишь 2— 3 ча -' са, а расход топлива — ко­ лоссальный. Потом, после рейса, будут подведены ито­ ги, и капитана ждут непри­ ятности за перерасход энер­ гетических ресурсов. Так стоит ли работать под деви­ зом: план — любой ценой? Не слишком ли наклади® это для судна? И для объеди­ нения? А вот другая не менее типичная ситуация. Вахтен­ ному штурману понадоби­ лось срочно сменить гори­ зонт трала. Дизель-генера- тор и так работает на пре­ деле возможностей, а тут — мгновенная перегрузка. Ес* тесгвенно, срабатывает' за­ щитная автоматика, судно останавливается. отключа­ ются все механизмы — реф­ рижераторные, промысло­ вые. осветительные. Меха­ ники хорошо знают это и стараются не допускать та­ ких 411. В подобных случа­ ях они, кроме двух дизель- генераторов. включают тре­ тий. Конечно, «трио» гаран­ тирует защиту механизмов Хозяйствовать эффективноI от пиковой нагрузки, толь­ ко третий-то дизель-генера­ тор расчетами не предус­ мотрен, а поэтому — опять перерасход топлива. Какой же следует вывод? Механики хорошо знают, ка­ кие механизмы можно без­ болезненно отключить на некоторое время. Значит, любое изменение нагрузок на судовые механизмы «мо­ стику» надо непременно со­ гласовывать с машинной командой. Приведу примеры. На БМРТ «Леонид Иванов» из-за неправильно выбран­ ного капитаном режима ра­ боты перерасходовали 10 тонн топлива. На БМРТ «Кандалакша» почти весь рейс работали четыре вспо­ могательных дизель-генера­ тора. Перерасход топлива достиг 28 тонн. Мы часто говорим о хо- ЗНАЕМ, ДА зяиекем отношении к судну, механизмам. не обходим стороной и экономию энер­ гетических ресурсов. Но по­ рой, поговорив, забываем, что у нас несколько меха- )жзмов работают в этот час вхолостую. Знаем, что чи­ стота поверхности нагрева паровых котлов зависит от правильного ведения водно­ химического режима, то ^сть не надо допускать появ­ ления накипи. Знаем, по на­ кипь — явление нередкое. Печальными примерами мо­ гут служить БМРТ «Иван Зимаков», ' «Большевик», «Внуково». СТР «Славяно- сербск». Надо ли объяснять, что раз появилась накипь, значит, расходуется лишнее топливо? Словом, борьба за эконо­ мию топлива ведется. Но вот что еще хотелось сказать. До сих пор нет у нас систе­ мы поощрения моряков за экономию энергоресурсов. Механико-судовой службой объединения такая система была разработана еще два года назад. Тогда же эта разработка была передана в отдел труда и заработной платы. И с тех пор — ника­ ких вестей из того отдел*.. Жаль, конечно, что мы не знаем, как, чем поощрить экипажи, достигшие наиболь­ шей экономии топлива и горюче-смазочных материа­ лов. А ведь таких экипажей немало: БМРТ «Олентуи», «Александр Грязное», «Ио- вокуйбышевск», «Домодедо­ во»... Это я назвал лучших только в первом квартале нынешнего года. Всего же за первый квартал моряки <Мурманрыбпрома» сэконо­ мили энергетических ресур­ сов на 83,6 тысячи рублей. ★ * * Редакция обратилась к на­ чальнику отдела научной орга­ низации труда, заработной платы и управления производи ством объединения «Мурман-* стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 7 мая 1982 f .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz