Рыбный Мурман. 1982 г. Май.

§ У р ы б о в о д о м Г Д Р НАПОТОКЕ- ФОРЕЛЬ Форель паровая, форель по рецепту Хемингуэя — десятки блюд назовут вам в ГДР, где эта чудесная рыба регулярно и в достаточном количестве поступает в магазины. В ГДР радуж ­ ная форель выращивается несколько десятилетий и по важно­ сти занимает второе место во внутреннем рыболовстве. С 1966 года ее выращивают и я м орской воде. Знатоки отличают м ор­ скую форель по красноватому мясу и считают ее более вкус­ ной. Почти два года упорного труда рыбоводов требуется, чтобы она попала на сковородку. Проследим все этапы ее ж изненного цикла и побываем для этого в рыбоводном хозяйстве города Висмара «Форель»... В стеклянных колбах с чистой, циркулирующей водой при постоянной температуре п.тос 9 градусов содержатся икринки ^ п о 40.000 в каждой колбе). Через 32— 36 дней (поэтапно, для регулярности поступления рыбы на рынок) вылупляются маль­ ки. Кормят их через каждые 10— 15 минут специальным ко р ­ имом (по рецепту ученых ГДР). Весом в 3 грамма они пересе­ ляются я Ш зеринское озеро (с мая по август). В ноябре рыб­ ки длиной 12— 18 см помещаются на «зимние квартиры» в Трессов и Лостен и содержатся на откры том воздухе при температуре минус 15 градусов (кормление двухразовое). С апреля по май их перевозят к острову Вальфиш в Висмарском заливе и в садках размером по 64 кубических метра помеща­ ют в м орскую воду. Летом 1981 года здесь в 350 садках вы­ ращивался миллион штук форели. Через шесть месяцев рыбки .достигаю т товарного веса 300— 500 граммов. С сентября до нового года каждое утро катера доставляли из садков гото­ вую к продаже форель в порт на острове Гюэль. Оттуда авто- j[ фургоны за 2 часа развозят ее по магазинам городов. Хозяйство «Форель» образовано 1 января 1980 года путем слияния двух родственны* предприятий. Чтобы получать мак­ симальный доход, потребовалась централизация управления. Здесь все — а одних руках. Хозяйству принадлежат все раз­ бросанные по округе сооружения, в которых форель прохо­ дит путь от икринок до товарной рыбы. Ему же принадлежит новый порт на острове Поэль — с лабораторией, складом для кормов, мастерской. У хозяйства — 4 катера. Здесь занят 41 человек. Из них шестеро — дипломирован­ ные ихтиологи. Но и остальные, включая даже шофера и элек­ трика, проходят обучение, чтобы получить документ, где зна­ чится: «Специальность — рыбовод внутреннего рыболовства». В 1981 году «Форель» вырастила 180 тонн рыбы. Чтобы ис­ пользовать естественные корма, ежегодно к тому же в Вис- марскую бухту на Балтике выпускают по 150.000 рыбок. В 1981 г. рыбаки выловили здесь 250 тонн форели. В 1982 г. «Форель» Должна получить 350 тонн, а 1985 г. — 500 тонн этой рыбы. В ГДР несколько таких хозяйств. Всего а республике идет на рынок в год около 4.000 тонн форели. К 1985 г. откроется е'щв 5— 6 хозяйств, так как разводить ее очень выгодно. На 1 кг живой массы требуется всего около 2 кг корма. Для срав­ нения: на 1 кг бройлерного мяса используется 3 кг корма. Ро­ дина ее — Северная Америка. Сто лет назад стали экспорти­ ровать ее икринки. Сейчас ее разводят на всех континентах, кром е Антарктиды. Всего а мире получают ежегодно около 150.000 тонн форели. Перевод М. КАРНАК. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА УЧЕБА Значение эконом ической учебы трудно переоценить. Понимание, осмысление программы эконом и­ ческого и социального развития страны помогает воспиты вать у людей ответственность- за по р у­ ченное дело, успеш но вы полнять социалистические обязательства. Перед труж ен и ка м и рыбной промыш ленности Северного бас­ сейна в ны неш ней пятилетке сто­ ят сложны е задачи. За эти годы на 4,7 процента надо увеличить вы п уск пищ евой рыбной п р о д у к­ ции, на 36,2 процента — вы п уск балыков, копченой, суш ено-вяле­ ной ры бы . На 5,2 процента дол­ жен возрасти общий объем пр о­ изводства. Вот почему содержание и каче­ ство занятий в системе экон ом и ­ ческого образования, усиление их практической направленности на­ ходятся под постоянным ко н тр о ­ лем совета по эконом ическом у образованию трудящ ихся ВРПО «Севрыба*. На бассейновом совете в 1981 году уж е отчиты вались председа­ тели советов М урм анского тр а ­ лового флота, объединения «М ур­ манская судоверфь». ф абрики орудий лова, автобазы «Севры- бы». Недавно члены бассейнового со­ вета побывали в А рхангельске, там они тоже проверяли работу советов по эконом ическом у обра­ зованию и ход см отра-конкурса на некоторы х предприятиях ры б ­ ной промыш ленности. Члены бассейнового совета к о н ­ статировали действенное влияние эконом ической учебы на пр ои з­ водственное показатели работы коллективов. Более эфф ективным стало социалистическое соревно­ вание, больше сэкономлено мате­ риальны х и энергетических ре­ сурсов. Вместе с тем выявились неис­ пользованные возм ожности: сове­ ты по эконом ическом у образова­ нию «А рхангельскры бпром а» не готовят для пропагандистов лек­ ционны е и инф ормационные мате­ риалы, не использую т техниче­ ские средства обучения, нагляд­ ные пособия. К сожалению , сове­ там здесь не удалось добиться тесной связи эконом ической уче­ бы с решением ко н кр е тн ы х пр о­ изводственны х задач. Совет рекомендовал советам по эконом ическом у образованию со­ вершенствовать эконом ическую учебу, усилить контроль за ходом см отра-конкурса на лучш ую ор га­ низацию ее, обратив серьезное внимание на активное участие к&ллективов всех предприятий в см отре-конкурсе. Г. ПОДО БЕДОВА, заместитель председателя бассейнового со­ вета по эконом ическом у обра­ зованию. ж з о п ы х а р я о о т ы п о д п е к ны л т и як к п а ж а м я не будем забывать, что' тех- ничесчая основа эксперимен­ та — система непрерывного технического обслуживания (СНТО). Прозвучало в разговоре за «круглым столом»» такое мне­ ние: а зачем отдавать РПК все функции ремонта? Б»!ть может... Впервые этот вопрос мы РАБОТА себе задали вскоре после того, как вышли во второй рейс, т. е. в феврале про­ шлого года. А над тем, что следует за «быть может...», думали очень много. И гото­ вы выйти с конструктивным, на наш взгляд, предложени­ ем. Суть его такова. Период МРТО разделить как бы на две части и выполнять его силами сменно-плавающих экипажей, при участии двух­ трех представителей РПК как квалифицированных посредни­ ков для работы с агентирую- щими и ремонтными фирма­ ми, а также осуществляющи­ ми контроль за ремонтом и передачей судна. Как мы представляем, первую поло­ вину МРТО будет проводить сдающий экипаж, вторую — принимающий. Исходили мы вот из чего. Средняя продол­ жительность рейса 170 су­ ток, МРТО — 22 суток. Пред­ полагается, что судно прибу­ дет в порт на МРТО на 10— 12 суток раньше. Половина ос­ новного экипажа с-ылетагт на родину сразу же после пла­ нового отдыха в инпорту, ос­ тальные готовят судно к сле­ дующему рейсу — проводят техническую часть ремонта (10— 12 суток)... Тем временам отправившаяся домой часть экипажа, после отдыха, воз­ вращается на те же 10— 12 суток раньше, уж е на другое судно, где г.рэдолж гет (или зача>:чизает) техническую часть ремонта и занимается, скажем, косметическим ре­ монтом, пока <подоспеет! вторая часть СПЭ. Нужно учесть только, что в мораль­ ном с-'няшении этот вариант оправдает себя только при создании звеньев. Почему нежелательно остав­ лять на судне весь экипаж? Суда нашей цепочки бази­ руются в порту Кальяо, где не решены многие проблемы, связанные с проведением МРТО. К таковым следует от­ нести проблемы транспорта, материально-техниче с к о г о обеспечения ремонта со сто­ роны перуанских фирм, обе­ спечение судна иностранными специалистами. При таком по­ ложении дел для всех членов экипажа не будет обеспечен фронт работ, невозможно будет соблюсти последова­ тельность в проведении ре­ монта. Напротив, часть экипа­ жа, которая первой прибудет на принимаемое судно, уже из чисто материальных сооб­ ражений не будет затягивать ремонт, стремясь сэкономить промысловое время. Не по­ требуются сутки на заказ и доставку свежих овощей на судно, что обычно делается в день прибытия экипажа в ин- порт, подготовка к выходу в рейс в день прилета осталь­ ной части команды будет проведена заранее. Налицо и чисто финансовые выгоды: остающаяся на суд­ не ремонтная группа по ко ­ личественному составу мень­ ше численности всей РПК. Уменьшается общее количест­ во работающих за счет РПК. Выплачивая основным экипа­ жам ту же зарплату, что и членам ремонтно - подменной команды, объединение будет иметь экономию за счет уменьшения числа работаю­ щих, сокращения транспорт­ ных расходов на цоставку мо­ ряков самолетами. Ну а глав­ ное — любители работать только кна себя» уже не смо­ гут сказать, что судно они го­ товят для «чужого дяди», в это значит — изо всех сил бу­ дут улучшать качество ремон­ та. Словом, в дальнейшем сле­ дует; видимо, продумывать конкретные формы работы СПЭ. Это куда более благо­ дарная работа, чем поиск до­ водов «за» и «против» экспе­ римента. В. ДОКУЧАЕВ, капитан-ди­ ректор сменно-плавающе­ го экипажа № 1 объедине­ ния «Мурманрыбпром». Ч т о б ы р ы б а к у б ы л о л е г ч е Под та ки м заголовком 26 февраля этого года в еисене д елы ш ке была опубликована статья ниж епера-техполога оп ы тн о - эксперим ентального цеха объединения «М урм ан­ ская судоиерфь». секретаря цеховой партийной органила дни Г. Всщагпна. Редакция получила отпет заместителя | главного инж енера А. ЦАП- — Затронутые в статье «Чтобы рыбаку было легче» вопросы актуальны. Для уст­ ранения отмеченных недостат ков в работе коллектива опытно - экспериментального цеха намечены и проводятся а жизнь следующие меропри ятия. Номенклатура судоремонт­ ных работ по этому цеху со­ кращена за счет распределе­ ния большей части их по другим цехам объединения. Составлен развернутый план ВЫСТУПЛЕНИЯ ▼ ОЫнеышт I -MVPWAHAf обеспечения производства и комплектации оборудования по рыборазделочной техни­ ке. Для лучшего использова ния рабочего времени судо. ремонтников за цехом закреп­ лен автотранспорт. Сейчас производственно - диспетчер­ ским дтделом головного пред­ приятия объединения в цехе проводятся ежедневные сове щания по вопросам планиро­ вания производства, а р у ко ­ водителям цеха поручено разработать план мероприя­ тий, направленный на совер шенствование внутрицехоао го планирования. Принятые меры позволят в ' значитель­ ной степени улучшить работу коллектива опытно-экспери- ментального цеха и увеличить поставку рыбакам нашего Се верного бассейна рыборазде лочной техники. Д о к а к и х п о р В номере еженедельника от 26 февраля с. г. была опубликована статья под таким заголовком. Матрос подменного эки па ж а № 10 М урм анского тралового флота И. Самохвалов был возмущен действиями кра- новщ иков ры бного порта, ноторые наотрез о тказы ва­ лись грузить с борта суд­ на тяжелы е детали на авто­ м аш ину для отпр авки их на судоремонтный завод. По этой причине машина про­ стояла на причале четыре часа. Сообщаем, что факт, изло­ женный в статье «До каких пор?», действительно имел ме­ сто. Простой автомашины произошел из-за несогласо­ ванных действий деж урного диспетчера района и старшего диспетчера тралового флота. Крановщик портального крана не имел права без соответст­ вующего инструктажа по тех­ нике безопасности и лица, от­ ветственного за производство грузовых работ, производить вы грузку снабжения. С инже нерно-техническими работни­ ками порта и крановщиками портальных кранов проведена разъяснительная работа по оказанию более действенной помощи смежникам. Во избе­ жание подобных случаев вы ­ делены дежурный крановщик и ответственное лицо, которые подчинены дежурном у дис­ петчеру. П. БУТУСОВ, начальник первого грузового района рыбного порта. . Ц е н а п о т е р ь Под таним заголовком 19 февраля с. г. в еженедель­ н и ке был опубликован ма­ териал рейдовой бригады . В нем рассказы валось о по­ терях рабочего времени в коллективе строительно­ м онтаж ного управления ВРПО «Сеарыба». Объединение сообщает, что факты, отраженные в статье «Цена потерь», имели место. Статья обсуждена в коллек­ тиве строительного управле­ ния ВРПО «Севрыба» среди инженерно-технических ра­ ботников и в каждой бригаде всех участков управления. Администрацией СМУ при­ няты меры по повышению от-_ ветственности линейного пер­ сонала за организацию про­ изводства и улучшение дис­ циплины на рабочих местах. Мастер А. А. Бренин строго предупрежден за отсутствие надлежащего контроля по ис­ пользованию рабочего време­ ни на объекте, отчет прораба В. С. Семенова заслушан на заседании построечного ком и­ тета профсоюза. С компрес- сорщ иком С. В. Новоселовым состоялся серьезный разговор в коллективе отдела механика. О слабой трудовой дисципли­ не строителей СУ-11 треста «Мурманскжилстрой», нахо дящихся на строительстзе вы­ шеуказанного объекта, дове дено до сведения отдела кадров СУ-11. В целях сокращения потерь рабочего времени издан при­ каз по управлению о выезде рабочих в командировки вне рабочего времени. ч Намечены конкретные м еро­ приятия по укреплению тру­ довой дисциплины и сокра­ щению текучести кадров, предполагающие улучшение условий труда и быта рабо­ чих, совершенствование форм организации и оплаты труда повышение квалификации и подготовку кадров, повыше­ ние уровня работы общест­ венных организаций. Администрацией СМУ при­ нято решение ежемесячно на производственных совещани­ ях заслушивать отчеты на­ чальников участков о состоя нии организаторской и воспи­ тательно - профилактической работы, эффективных методах воспитания во вверенных им коллективах. А. ГЕХМАН, заместитель начальник* ВРПО «Севры­ ба». Н е в с ё т а к п р о Под таким заголовком 5 марта этого года было опубликовано интервью на. ш его корреспондента С. Да­ нилова С/ напитаном ПСТ «Зеленокумск» Владимиром Ивановичем Черныш евым и его первым пом ощ ником Винтором Александровичем Портянниновым . Разговор касался производственны х тем, и в одном из ответов первый пом ощ ник капитана сказал, что эки п а ж трауле­ ра, отправляясь на мойвен- ную путину, был вы нужден задержаться на несколько часов в порту из-за неявки к отходу четверы х м оряков. Из отдела надров М урм ан­ ского тралового флота по­ лучен ответ. Факты, изложенные • интер­ вью «Не все так просто», име­ ли место. Членам команды ПСТ-1349 «Зеленокумск» — мастеру лова П. Н. Малкову, матросам Н. И. Дадыкину, П. П. Орлову, С. Н. Колеснику, не явившимся к отходу судна в море, объявлен строгий выго­ вор. А. РТИЩЕВ, заместитель начальника управления М урманского ордена О к­ тябрьской Революции тра­ лового флота по кадрам. г з з е к в шш атх: 2 \ мая 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz