Рыбный Мурман. 1982 г. Май.
Без малого гсд прошел с тех пор. как в нашем еже недельнике (№ 25, 1981 г.) за «круглым столом» шел раз говор об организованном в «Мурманрыбпроме» экспери менте по закреплению экипажей за капитанами, о про блемах, которые сопутствуют его проведению. Все это время в разговор на страницах газеты подклю чались новые и новые специалисты. работники пред приятий рыбной промышленности области («РМ» .Л6 29, 31, 36, 38 за 1981 г.; № 3, 13 за 1982 г.). Сегодня мы предоставляем слово Виталию Спиридо новичу ДОКУЧАЕВУ — капитан-директору, возглавив шему сменно-плавающий экипаж (СПЭ) Лг 1, с которого и начался эксперимент. Н А Д О сказать, мы с боль шим интересом прочита ли материалы «круглого сто ла» и в дальнейшем внима тельно следили за ходом дис куссии, участники которой высказывались «за» или «про тив» эксперимента. И по скольку у нас теперь уже на коплен некоторый опыт по созданию и работе стабиль ны* экипажей, хотелось бы поделиться с читателями сво ими наблюдениями, ознако мить их с некоторыми выво дами... И прежде всего следует остановиться на анализе из менений, которые произошли за этот период в составе СПЭ-1. После первого рейса экипаж покинули 18 человек (пять из них — командный состав). После второго рейса в экипаже сменилось 32 че ловека (10 из них — команд ный состав), Основными причинами, выз вавшими отток людей, были «семейные обстоятельства» и отпуска за два—три года ра боты (6 человек — после пер вого рейса, 20 — после вто рого). А теперь вспомним, что идея эксперимента, в первую очередь, не пришлась по вку су именно тем (и об этом го ворили за «круглым столом»), у кого отпуск приходился на пето, а также морякам, кото рые собирались отдохнуть после длительного перерыва. Им, как и было оговорено, руководство объединения по шло навстречу. Таким обра зом, изменение состава харак теризует лишь процесс ста новления стабильного экипа жа и отнюдь не провал- — хотя бы частичный — экспери мента. И вот лишнее тому доказательство. После третье го рейса, когда отпускные страсти поутихли, на списание подано всего лишь девять заявлений. Из них два чело века — из числа комсостава, увольняющихся вообще из флота. Интересно отметить одно временно и другую законо мерность. За нарушение пра вил поведения, а также тру довой дисциплины было спи сано после первого рейса 6 человек, после второго — уже только два. А * третьем рейсе таковых вообще не оказалось. А значит, мож но смело утверждать, что в СПЭ будет происходить отсев лишь злостных нарушителей. Таким образом, в пользу эксперимента (в том виде, в каком мы его проводим) сви детельствуют два чрезвычай но сильных аргумента, суть которых сводится к тому, что экипажу обеспечивается нор мальный, я бы сказал, рит мичный отдых, и второе — образуется стабильный кол лектив. А это — «голубая мечта» каж дого капитана. Все три рейса СПЭ-1 рабо тал с применением щекин- ского метода, т. е. в умень шенном (на 7 человек) соста ве. И в результате за счет интенсификации производст ва производительность труда выросла на 8,6 процента, а средний рост заработной пла ты членов экипажа составил 6 процентов. Могут возразить: при чем здесь стабильный экипаж? Но ведь именно пре имущества, которыми облада ет СПЭ (сработанность, бла гоприятный психологический климат), позволяют создать наилучшие условия для рабо ты в меньшем составе. К то му же надбавки к заработной плате обусловлены не только применением щекинского ме тода, но и тем обстоятельст вом, что моряки ни дня лиш него не задерживаются в ре зерве. Вместе с тем, средняя продолжительность отдыха м ежду проведенными нами тремя рейсами составила 53 суток. Так что и с отдыхом дела обстоят нормально. В беседах с руководителя ми объединения «Мурман- рыбпром» мы говорили е создании звеньев из трех четырех судов для четырех пяти СПЭ. В каждом звене будет создан совет специали стов (скажем, капитанов и механиков) как организующая сила укрупненного коллекти ва. И тогда ничто не помеша ет специалистам чувствовать себя хозяевами трех судов, а не одного. выдано более 20). Ну а дли тельный переход в район промысла позволил нашему, теперь уж е основному, эки пажу завершить техническую подготовку траулера к про мыслу. В дальнейшем, конеч но, необходимо будет повы шать ответственность, матери альную заинтересованность СПЭ и РПК за конечные ре зультаты общего труда, усили вать их зависимость друг от друга, ужесточать взаимоконт- БЛАГОДАРНАЯ Нейало копий было сло мано участниками дискуссии при обсуждении вопроса при емки— передачи судна, орга низации м еждурейсового тех нического обслуживания (МРТО). При сдаче БМРТ «Бирю- синск» на А\РТО мы сами по требовали от РПК-3 (капитан В. М. Абаркин) предельной строгости при прием ке судна. О днако заявили при этом, что с такой же строгостью будем принимать и следующее суд но — БМРТ «Кронштадт», так как были наслышаны о пло хом техническом состоянии траулера от его экипажа. Од нако наши опасения оказались по большей части напрасны ми. Часть работ по подготов ке судна к следующему рей су провел экипаж — наш предшественник, и очень большой объем работ выпол нили специалисты РПК-3 (только гарантийных паспортов роль в рамках одного звена. Это должно стать одним из важнейших условий экспери мента. В последние два-три года наметились явные положи тельные сдвиги в организации материально - технического снабжения судов, работающих в дальних районах. Однако в этом деле исчерпаны еще далеко не все резервы. Такой пример. В каждый рейс чле ны нашего экипажа непремен но везли вместе со своими личными вещами 200— 300 к и лограммов снабженческого «дефицита». Но что интересно — добываем мы его н£ тех же складах ОМТС, с которых нам его недосылают по за явкам в море. Поэтому не по боюсь повториться: улучше ние материально - техническо го снабжения судов — это одно из основных средств поддержания их в добром техническом «здравии». Ведь С и с т е м а • К а ч е с т в о г я р я ж т и р у е м ! с о в е р ш е н с т в у е т с я Третий год функционирует на Мурманском рыбокомби нате комплексная система управления качеством про дукции (КСУКП) и доволь но успешно. В прошлом году экономический эффект от ее внедрения составил около полумиллиона рублей. Однако опыт передовых предприятий Днепропетровска, Краснодарского края показы вает возможность и целесооб разность использования стан дартов предприятия, которые являются основой КСУКП, для решения задач совершенство вания управления не только качеством продукции, но и для умелого использования трудо вых ресурсов, основных про изводственных и оборотных фондов, капитальных и мате риальных резервов. Такой путь избрали и ры бообработчики Мурмана. Коллективом разработан технический проект совер шенствования КСУКП. Ее полное название теперь — комплексная система управ ления качеством продукции и эффективного использова ния ресурсов — КСУКП и ЭИР. С огл асно новой системе до 1985 года нам ечены нонкрет- ные прои зводствен но - техни ческие, организационно-эко- номичесиие и социальны е ме роп ри яти я. К п рим еру, они предусм атриваю т повыш ение производительности труда на 0,2 процента, уровн я труда ■ осн овн ом производстве до 27,4 процента, увеличение числа работающ и х, совм ещ аю щ их п роф есси и , до 180 человек. П редполагается такж е вырабо- тать продукции из сэконом л ен ных сы рья и м атериалов на 800 тысяч рублей, значительно снизить текучесть иадров, 85 процентов всех труж еников предприятия будут охвачены бригадной формой труда и т. д. Таким образом, социали стическое соревнование за повышение качества продук ции будет тесно связа но с трудовым соперниче ством за улучшение техни ко-экономических показате лей работы предприятия. И УЛОВ, и экономия По предварительным под счетам, экипаж ПСТ «Зака менею» М урманского трало вого флота план по вылову выполнил на 130,7 процента, по выпуску пищевой — на 131,6 процента. Но не только отлично поработали боцман Л. А. Зайков, матросы Н. П. Калинкин, В. Н. Бабалыков, старший мастер добычи Н. Г, Петров и многие другие чле ны комсомольско-молодежно- го экипажа. Перевыполнив задание по всем показателям, коллектив ПСТ «Закаменею» сэкономил в рейсе 25 тонн дизельного топлива. За счет чего же удается экономить топливо? В пер вую очередь, за счет грамот ной эксплуатации двигателя. ЕСТЬ ПОЛУГОДОВОЙ! Трудовыми победами встре чает 60-летие образования СССР экипаж плавбазы «Вик тор Кингисепп» управления «Севрыбхолодфлот». Рейсо вое задание перевыполнено на 28 процентов. Почти на месяц раньше срока коллек тив завершил план первого квартала, в уже к концу мар- *га был значительно перекрыт полугодовой план по выпуску пищевой продукции и пресер вов. В чем же кроется такой ус пех работы? По мнению капи тан-директора Николая А лек сандровича Гаврилова (он на снимке), в научной организа ции труда и рационализатор ской работе, проводимой на судне. Уже одно то, что в 1981 году рыбакам вручен диплом Минрыбхоза СССР, как лучшему коллективу по изобретательству и рациона лизаторской работе, говорит само за себя. Вообще надо отметить, что на судне любят разные но винки и с успехом внедряют их в производство. Резуль таты сказываются. Например, усовершенствовали своими силами разделочные машины для путассу. Внедрение этой линии повысило качество вы пускаемой продукции, получе на возможность дополнитель ной выработки доброкачест венного медицинского жира: до восьми тонн в сутки, вме сто полутора плановых. Но самое главное — освободи лись четыре матроса, занятых дообработкой и сбором пече ни рыбы. Новаторами разработан и комплекс ускоренной выливки рыбы из мешка без помощи стрел, практикуется бескон тактная работа с посольно- свежьевыми траулерами, что сократило время приема сы рья. Исключились простои также благодаря применению двойной кранцевой защиты — «катамарана». Это позволило принимать рыбу на борт даже при сильном волнении, тогда как другие транспортные су да практически бездействова ли. «...Экипажи промысловых судов, работавших с вами, от всей души благодарят вас за оказанную им помощь, особо отмечая быструю и безопас ную работу по приему сырца в трудных погодных услови ях», — так оценили это нов шество в своем письме ры баки, в содружестве с кото рыми работали в последнем рейсе члены экипажа. Судно сейчас встало на ре монт, после которого вновь придут рыбацкие будни. Без сомнения, они станут продол жением ударной вахты. Н а снимке: передовые ма тросы В. С. Кудрявцев, А. А. Осипов, А. А. Павел- ко. Фото -к текст В. КОРЕЦКОГО. ~ • ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО! ' • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 21 мая 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz