Рыбный Мурман. 1982 г. Май.

Без малого гсд прошел с тех пор. как в нашем еже­ недельнике (№ 25, 1981 г.) за «круглым столом» шел раз­ говор об организованном в «Мурманрыбпроме» экспери­ менте по закреплению экипажей за капитанами, о про­ блемах, которые сопутствуют его проведению. Все это время в разговор на страницах газеты подклю­ чались новые и новые специалисты. работники пред­ приятий рыбной промышленности области («РМ» .Л6 29, 31, 36, 38 за 1981 г.; № 3, 13 за 1982 г.). Сегодня мы предоставляем слово Виталию Спиридо­ новичу ДОКУЧАЕВУ — капитан-директору, возглавив­ шему сменно-плавающий экипаж (СПЭ) Лг 1, с которого и начался эксперимент. Н А Д О сказать, мы с боль­ шим интересом прочита­ ли материалы «круглого сто­ ла» и в дальнейшем внима­ тельно следили за ходом дис­ куссии, участники которой высказывались «за» или «про­ тив» эксперимента. И по­ скольку у нас теперь уже на­ коплен некоторый опыт по созданию и работе стабиль­ ны* экипажей, хотелось бы поделиться с читателями сво­ ими наблюдениями, ознако­ мить их с некоторыми выво­ дами... И прежде всего следует остановиться на анализе из­ менений, которые произошли за этот период в составе СПЭ-1. После первого рейса экипаж покинули 18 человек (пять из них — командный состав). После второго рейса в экипаже сменилось 32 че­ ловека (10 из них — команд­ ный состав), Основными причинами, выз­ вавшими отток людей, были «семейные обстоятельства» и отпуска за два—три года ра­ боты (6 человек — после пер­ вого рейса, 20 — после вто­ рого). А теперь вспомним, что идея эксперимента, в первую очередь, не пришлась по вку­ су именно тем (и об этом го­ ворили за «круглым столом»), у кого отпуск приходился на пето, а также морякам, кото­ рые собирались отдохнуть после длительного перерыва. Им, как и было оговорено, руководство объединения по­ шло навстречу. Таким обра­ зом, изменение состава харак­ теризует лишь процесс ста­ новления стабильного экипа­ жа и отнюдь не провал- — хотя бы частичный — экспери­ мента. И вот лишнее тому доказательство. После третье­ го рейса, когда отпускные страсти поутихли, на списание подано всего лишь девять заявлений. Из них два чело­ века — из числа комсостава, увольняющихся вообще из флота. Интересно отметить одно­ временно и другую законо­ мерность. За нарушение пра­ вил поведения, а также тру­ довой дисциплины было спи­ сано после первого рейса 6 человек, после второго — уже только два. А * третьем рейсе таковых вообще не оказалось. А значит, мож но смело утверждать, что в СПЭ будет происходить отсев лишь злостных нарушителей. Таким образом, в пользу эксперимента (в том виде, в каком мы его проводим) сви­ детельствуют два чрезвычай­ но сильных аргумента, суть которых сводится к тому, что экипажу обеспечивается нор­ мальный, я бы сказал, рит­ мичный отдых, и второе — образуется стабильный кол­ лектив. А это — «голубая мечта» каж дого капитана. Все три рейса СПЭ-1 рабо­ тал с применением щекин- ского метода, т. е. в умень­ шенном (на 7 человек) соста­ ве. И в результате за счет интенсификации производст­ ва производительность труда выросла на 8,6 процента, а средний рост заработной пла­ ты членов экипажа составил 6 процентов. Могут возразить: при чем здесь стабильный экипаж? Но ведь именно пре­ имущества, которыми облада­ ет СПЭ (сработанность, бла­ гоприятный психологический климат), позволяют создать наилучшие условия для рабо­ ты в меньшем составе. К то­ му же надбавки к заработной плате обусловлены не только применением щекинского ме­ тода, но и тем обстоятельст­ вом, что моряки ни дня лиш­ него не задерживаются в ре­ зерве. Вместе с тем, средняя продолжительность отдыха м ежду проведенными нами тремя рейсами составила 53 суток. Так что и с отдыхом дела обстоят нормально. В беседах с руководителя­ ми объединения «Мурман- рыбпром» мы говорили е создании звеньев из трех­ четырех судов для четырех­ пяти СПЭ. В каждом звене будет создан совет специали­ стов (скажем, капитанов и механиков) как организующая сила укрупненного коллекти­ ва. И тогда ничто не помеша­ ет специалистам чувствовать себя хозяевами трех судов, а не одного. выдано более 20). Ну а дли­ тельный переход в район промысла позволил нашему, теперь уж е основному, эки­ пажу завершить техническую подготовку траулера к про­ мыслу. В дальнейшем, конеч­ но, необходимо будет повы­ шать ответственность, матери­ альную заинтересованность СПЭ и РПК за конечные ре­ зультаты общего труда, усили­ вать их зависимость друг от друга, ужесточать взаимоконт- БЛАГОДАРНАЯ Нейало копий было сло­ мано участниками дискуссии при обсуждении вопроса при­ емки— передачи судна, орга­ низации м еждурейсового тех­ нического обслуживания (МРТО). При сдаче БМРТ «Бирю- синск» на А\РТО мы сами по­ требовали от РПК-3 (капитан В. М. Абаркин) предельной строгости при прием ке судна. О днако заявили при этом, что с такой же строгостью будем принимать и следующее суд­ но — БМРТ «Кронштадт», так как были наслышаны о пло­ хом техническом состоянии траулера от его экипажа. Од­ нако наши опасения оказались по большей части напрасны­ ми. Часть работ по подготов­ ке судна к следующему рей­ су провел экипаж — наш предшественник, и очень большой объем работ выпол­ нили специалисты РПК-3 (только гарантийных паспортов роль в рамках одного звена. Это должно стать одним из важнейших условий экспери­ мента. В последние два-три года наметились явные положи­ тельные сдвиги в организации материально - технического снабжения судов, работающих в дальних районах. Однако в этом деле исчерпаны еще далеко не все резервы. Такой пример. В каждый рейс чле­ ны нашего экипажа непремен­ но везли вместе со своими личными вещами 200— 300 к и ­ лограммов снабженческого «дефицита». Но что интересно — добываем мы его н£ тех же складах ОМТС, с которых нам его недосылают по за­ явкам в море. Поэтому не по­ боюсь повториться: улучше­ ние материально - техническо­ го снабжения судов — это одно из основных средств поддержания их в добром техническом «здравии». Ведь С и с т е м а • К а ч е с т в о г я р я ж т и р у е м ! с о в е р ш е н с т в у е т с я Третий год функционирует на Мурманском рыбокомби­ нате комплексная система управления качеством про­ дукции (КСУКП) и доволь­ но успешно. В прошлом году экономический эффект от ее внедрения составил около полумиллиона рублей. Однако опыт передовых предприятий Днепропетровска, Краснодарского края показы­ вает возможность и целесооб­ разность использования стан­ дартов предприятия, которые являются основой КСУКП, для решения задач совершенство­ вания управления не только качеством продукции, но и для умелого использования трудо­ вых ресурсов, основных про­ изводственных и оборотных фондов, капитальных и мате­ риальных резервов. Такой путь избрали и ры­ бообработчики Мурмана. Коллективом разработан технический проект совер­ шенствования КСУКП. Ее полное название теперь — комплексная система управ­ ления качеством продукции и эффективного использова­ ния ресурсов — КСУКП и ЭИР. С огл асно новой системе до 1985 года нам ечены нонкрет- ные прои зводствен но - техни­ ческие, организационно-эко- номичесиие и социальны е ме­ роп ри яти я. К п рим еру, они предусм атриваю т повыш ение производительности труда на 0,2 процента, уровн я труда ■ осн овн ом производстве до 27,4 процента, увеличение числа работающ и х, совм ещ аю щ их п роф есси и , до 180 человек. П редполагается такж е вырабо- тать продукции из сэконом л ен­ ных сы рья и м атериалов на 800 тысяч рублей, значительно снизить текучесть иадров, 85 процентов всех труж еников предприятия будут охвачены бригадной формой труда и т. д. Таким образом, социали­ стическое соревнование за повышение качества продук­ ции будет тесно связа­ но с трудовым соперниче­ ством за улучшение техни­ ко-экономических показате­ лей работы предприятия. И УЛОВ, и экономия По предварительным под­ счетам, экипаж ПСТ «Зака­ менею» М урманского трало­ вого флота план по вылову выполнил на 130,7 процента, по выпуску пищевой — на 131,6 процента. Но не только отлично поработали боцман Л. А. Зайков, матросы Н. П. Калинкин, В. Н. Бабалыков, старший мастер добычи Н. Г, Петров и многие другие чле­ ны комсомольско-молодежно- го экипажа. Перевыполнив задание по всем показателям, коллектив ПСТ «Закаменею» сэкономил в рейсе 25 тонн дизельного топлива. За счет чего же удается экономить топливо? В пер­ вую очередь, за счет грамот­ ной эксплуатации двигателя. ЕСТЬ ПОЛУГОДОВОЙ! Трудовыми победами встре­ чает 60-летие образования СССР экипаж плавбазы «Вик­ тор Кингисепп» управления «Севрыбхолодфлот». Рейсо­ вое задание перевыполнено на 28 процентов. Почти на месяц раньше срока коллек­ тив завершил план первого квартала, в уже к концу мар- *га был значительно перекрыт полугодовой план по выпуску пищевой продукции и пресер­ вов. В чем же кроется такой ус­ пех работы? По мнению капи­ тан-директора Николая А лек­ сандровича Гаврилова (он на снимке), в научной организа­ ции труда и рационализатор­ ской работе, проводимой на судне. Уже одно то, что в 1981 году рыбакам вручен диплом Минрыбхоза СССР, как лучшему коллективу по изобретательству и рациона­ лизаторской работе, говорит само за себя. Вообще надо отметить, что на судне любят разные но­ винки и с успехом внедряют их в производство. Резуль­ таты сказываются. Например, усовершенствовали своими силами разделочные машины для путассу. Внедрение этой линии повысило качество вы­ пускаемой продукции, получе­ на возможность дополнитель­ ной выработки доброкачест­ венного медицинского жира: до восьми тонн в сутки, вме­ сто полутора плановых. Но самое главное — освободи­ лись четыре матроса, занятых дообработкой и сбором пече­ ни рыбы. Новаторами разработан и комплекс ускоренной выливки рыбы из мешка без помощи стрел, практикуется бескон­ тактная работа с посольно- свежьевыми траулерами, что сократило время приема сы­ рья. Исключились простои также благодаря применению двойной кранцевой защиты — «катамарана». Это позволило принимать рыбу на борт даже при сильном волнении, тогда как другие транспортные су­ да практически бездействова­ ли. «...Экипажи промысловых судов, работавших с вами, от всей души благодарят вас за оказанную им помощь, особо отмечая быструю и безопас­ ную работу по приему сырца в трудных погодных услови­ ях», — так оценили это нов­ шество в своем письме ры­ баки, в содружестве с кото­ рыми работали в последнем рейсе члены экипажа. Судно сейчас встало на ре­ монт, после которого вновь придут рыбацкие будни. Без сомнения, они станут продол­ жением ударной вахты. Н а снимке: передовые ма­ тросы В. С. Кудрявцев, А. А. Осипов, А. А. Павел- ко. Фото -к текст В. КОРЕЦКОГО. ~ • ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО! ' • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 21 мая 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz