Рыбный Мурман. 1982 г. Май.

(Окончание. Flan, на 1-й стр.). Ночь. Тишина. Судно —• in одном вспомогательно;»; йзнгателе. За день (как-ни­ ка к' первый рабочий!) Игорь крепко уста.;. Глаза слипались, и вдруг — тре­ вога! Что? Где.' Оказалось, в двигателе «полетели> ре­ зиновые уплотнения водяно­ го коллектора... «Сейчас выйдет вода, двигатель за­ клинит. II — авария. — У Игоря аж скулы свело от к мнения. — Что делать? За пускать второй В; 1,1? > 11 вдруг он с ужасом ииык.ч, что толком в общем-то и не знает, как этот прокля­ тый вспомогач запускать, — н j приходилось раньше... Вахтенный моторист, роза в два старше молодо.о ме­ ханика, ехидный и самоуве- и ‘ .шый, смотрел па расте­ рянного Игоря со злорадным любопытством. — Чего смешного? вдруг разозлился Игорь. — П ошли ! — И полез но систе­ ме. Как они закрывали кла­ пана, как запускали деига- течь — Игорь не помнят. Механически все делал, б.\ дто сто лет только этим и занимался. А а голове сту- ч I ! >: «Быстрей’. Быстрей!» Только успели смахнуть пот — снова аварийный сиг­ нал. Полетели те же самые прокладки второго двигате­ ли... Перешли на третий — Bci повторилось, как в ноч­ ном кошмаре. Запустили последний. четвертый ВДГ. И механик, п моторист по­ нимали; если выйдет из строя и этот — судно пол­ ностью обесточится. И 'все это'за час... 'Лихорадочно ремонтиро-. ваш первый и второй ВДГ, 1 сами со страхом вслунш- , вались з ритмы четвертого... ' 1 ночь сменили прокладка и трех двигателях. — Вот такое «черное > крещение- было у меня, —• смеется теперь Игорь. То­ гда было не до шуток, II > сs ги дела, первая вахтенная, ночь молодого специалиста стала самым серьезным э к­ заменом механика Сотнико- ва. И он его выдержал. Потом было еще пятнад­ цать разных судов, на кото­ рых ' подменному экипажу пришлось работать, a меха­ нику Сотникову все позна­ вать заново. Было очень трудно 'и очень интересно. Пожалуй, такая школа, ко ­ торую прошел в «подменке» Сотников, выпадает далеко не каждому, поэтому, когда пришел он на ВАТ «Капитан Мак таков», сложнейшие ме­ ханизмы судна его не испу­ гали. Он знал, что быстро к ним привыкнет. Опыт <подменки 1 был тому пору­ кой. УВЛЕЧЕННОСТЬ Он очень увлекающийся человек. И увлекающий дру­ гих. Не призывами и стра­ стными словами, а какой-то глубокой, внутренней занн. тересов'анностью в том, что делает. Еще будучи курсантом, работал Игорь в училище, на кафедре силовых устано­ вок. Была у ребят идея — Сделать экспериментальные цилиндровые втулки (дефи­ цитнейшую для флота де­ таль) из нового сплава, раз­ работанного одним из пре­ подавателей. Идея-то хоро­ ша. только где ее вопло­ щать':’ Jlropb, пожалуй, бес­ покоился об этом больше всех. И когда курсантам разрешили оборудовать на свое усмотрение свободный подвал — обежал всех ре­ бят. Через некоторое вре- мя подвал быдо не узнать — мини-лнтейный цех да и только. Они все-таки сде­ лали эти втулки. А потом разработанная ими техноло­ гия была внедрена па Кан­ далакшском механическом заводе. Целая партия необ­ ходимейших втулок-! Непло­ хой КП Д увлеченности... МЕЧТЫ Мечта у Игоря с детства была одна — море. Друг старшего брата учился в Мурманском высшем море­ ходном. Приезжая в отпуск, взахлеб рассказывал <> море. Севере, мурманчанах. Его приездов и рассказов Игорь ждал больше, чем . любой школьник — каникул. Мурманск встретил его ночным солнцем, острым за­ пахом моря и рыбы и тыся­ чами добрых, приветливых глаз. Поступил на судоме- ханнческий факультет он без особого труда. Даже немного разочаровался — ка;; все легко и просто. Но уже пер­ вые дни учебы эту радуж­ ную легкость сеяли. напрочь рае- ДРУЗЬЯ Приятелей у Игоря много. Бывшие мореходцы, школь­ ные товарищи. Словом, зна­ комых. с которыми можно приятно поболтать, — хва­ тает. ; А вот друг, настоя­ щий, верный, один — Юра Символоков. В училище они почти не разлучались. Вме­ сте мечтали, вместе занима­ лись. вместе решали наибо­ лее важные дела. Вместе распределились в тралфлот. И море, любимое обоими до самозабвения, легло между ними длинными рейсами, ос­ тавив нечастые письма и редкие встречи на берегу. Игорю очень не.'хватает дру­ га: Конечно, почти обо всем можно поговорить .или посо­ ветоваться с Таней. Но же­ на. какой бы замечательной она ни была, остается жен­ щиной; А рядом с мужчиной ;; ккен быть мужчина. Друг. С т р о г и й распорядок дня. почти армейская дис­ циплина... Игорь, вовсе не маменькин сыно.чек, вконец расклеился. Даже слезливое письмо домой написа'лГ..«Иё могу больше. Хочу к вам». А мама, добрая, .нежная ма­ ма. ответила: ■Если хочешь стать настоящим мужчиной — терпи». Давно позади учеба. Пять трудных, насыщенных лет. Первая встреча с морем, практики... Она стала каждодневной реальностью, его детская мечта. По на утратило море для Игоря своей притяга­ тельности и загадочности. Есть ли какие-то мечты сей­ час? А как же нм не быть в 125 то лет! Главная из них — поступить заочно в эко­ номический институт. Игорь считает, что современный моряк, будущий руководи­ тель, не может оставаться узким специалистом, а эко­ номика — основа основ... Человек вообще не дол­ жен' останавливаться, осо­ бенно когда за плечами все­ го четверть века... Надо стремиться вперед. Непре­ менно надо. ДОМ У Игоря сейчас два дома. Первый, родной (там живут мать и отец), в далекой Бу- гульме. Бывает он там неча­ сто, но поездки эти всегда праздник и для родителей,, и для него. Второй дом здесь, в Мур­ манске, Дом, где его всегда с нетерпением ждут. Жена Таня и сын — Нгорь-малень. кий. У них на троих — кро­ хотная комнатенка, ие очень ласковые соседи и очень много счастья. С Таней Игорь познакомился, когда работал в «подменке*. На выходных поженились. И самым счастливым в корот­ кой жизни Игоря был день, когда вернулся он из рейса, длинного н тяжелого, а на причале стояла с цветами самая прекрасная в мире женщина — его Таня. Это она назвала сына Игорем. Сказала, что не хочет при­ выкать ни к какому другому имени, — незачем. Сын... Что можно сказать о человечке пяти месяцев ог роду? Все его достояние — блестящие глазенки, цветные погремушки и Куча пеленок... И Таил это отлично понима­ ет, потому и не сетует, ко г­ да Игорь (случается все же. что совпадают у него с Юр-, кой береговые дни), забыз обо всем, мчится и другу. Правда, очень уж редко эта радость Игорю выпадает — море... НАСТАВНИКИ Придется повторить ба­ нальную истину, присущую большинству очерковых ге­ роев. Так вот; Игорь Сотни­ ков считает, что на .людей, особенно старших товари­ щей, наставников, ему очень везло. Везло па встречи, знаком­ ства, общение. Герман Иванович Томский, заместитель декана судоме­ ханического факультета. Че­ ловечный. обаятельный. Как к родному отцу, шли к нему курсанты за советом и по­ мощью. Не отказывал. По­ могал. По только в том слу­ чае. если сам курсант все возможности исчерпал. Так, исподволь, приучал курсан­ тов к мысли, что мужчина должен надеяться в первую очередь на себя. Но, конеч­ но, и не забывать о том, что вокруг люди и в трудный час помогут. Томского часто замещал Сергей Михайлович Храпов, преподаватель кафедры су- до-силовых установок-. Имен­ но он. Храпов, был руково­ дителем первой практики Игоря. Практики, насыщен­ ной первыми штормами, пер­ выми приступами морской болезни, первым сомнением в себе как в моряке. Храпов не лез с советами и утешениями. Он просто рассказывал о себе. О своих первых шагах в море. И по­ лучалось, что. через эти морские тяготы проходят все. И вовсе ото не смертельно. II настоящими моряками ста­ новятся только пройдя че­ рез это. «Рядом с ним мы крепче дер;кались на ногах, — говорит теперь Игорь, — а знаете, как это важно, удержаться на ногах в самом первом своем море...» Александр Петрович Пи- мошенко, заведующий той же кафедрой. Талантливый специалист, прекрасный ор­ ганизатор, всегда полный за­ манчивыми идеями. Игоря поражала его дотошность, то, чтЗ в любом деле для Пи- мошенко не . существовало мелочей. До встречи с ним Игорь учился... Кое-как — те слова. Без интереса, что ли. А когда на третьем курсе узнал этого человека, на привычные своп курсант­ с к и ^ обязанности стал смот­ реть по-иному; строже, серь­ езнее. заинтересованнее. -Стыдно стало рядом с та­ ким человеком просто жить, — вспоминает сейчас Игорь, — хотелось жить полезно, интересно. Хотелось, чтоб и от меня толк был>. Александр Петрович Дани­ лов. старший механик под­ менного экипажа, первый наставник молодого специа­ листа Сотинкова, Он стал для Игоря живым воплощением тех качеств снецналиста-про- фессионала, которые внуша­ ли ему в училище. Он был первым наставником Игоря в исконном смысле этого слова. По плану, составлен ному старшим механиком, изучал Игорь механизмы суд­ на по заведовапиям. А потом сдавал Данилову самые на­ стоящие экзамены. Только что оценок тот не ставил... Именно Данилов научил Иго­ ря грамотно стоять вахту, ремонтировать судно, спокой­ но. без суеты искать и оце­ нивать неисправности. Дани­ лов доверял молодому меха­ нику, п Игорь это чувство­ вал. II просили дела руки, и радовалась душа, когда после очередной маленькой победы над машиной и над собой устраивался он по­ удобнее в каюте стармеха и начинались бесконечные, теп­ лые разговоры <но душам». Согласитесь, мало кто из нас сознательно перенимает у людей те или иные черты. Но все существо человека, особенно молодого, жадно впитывает мельчайшие штри­ хи и оттенки характеров ок­ ружающих. Это уже сейчас может сказать Игорь, что от Томского и Храпова при­ бавилось в нем доброжела­ тельности и искренности, от Пимошенко — деловитости и строгости к себе, от Дани­ лова — ответственности, внимательности, общитель­ ности. А тогда? Да просто радостно было, что такие люди рядом. Хорошие люди! ОДЕРЖИМОСТЬ С комсомолом и а комсо­ моле — вся жизнь Игоря Сотннкова. Сам он, спокой­ ный, даже добродушный, никак не вяжется с шаблон­ ными словами «.комсомоль­ ски]! активист >. Да и рас­ сказывая о своей комсомоль­ ской работе, он не загорает­ ся, не преображается в пыл­ кого юношу, которому до всего есть дело. Но во всех его рассказах о себе в ком­ сомоле чувствуется, что ком­ сомольская работа — одна из неотъемлемых его час­ тичек, таких, как улыбка, мягкий голос. • Поэтому и рассказывает он о своей ком­ сомольской работе даже с некоторым удивлением; по­ чему, мол, спрашивают. II в самом деле, как расска­ жешь, например, о своей улыбке? Или голосе? L! школе Игорь был ком­ соргом класса. В училище — комсоргом группы, чле­ ном комсомольского бюро ро­ ты. Отвечал за редакцион­ ный сектор. Рисовать Игорь не умеет, а вот писать — пожалуйста. II об учебе пи­ сал, и о практиках. Вообще- то стенная печать, пожалуй, всегда была основным делом Игоря в комсомоле. Он и в подменном экипаже был чле­ ном редколлегии. Ожила, за­ играла газета с появлением Сотникова. Вместо набивших оскомину никем не читае­ мых, штампованных заме­ ток появились живые, яркие рассказы об экипаже, о его делах и заботах. II тогдаш­ няя почетная награда ЦК ВЛКСМ — бронзовый знак 1978 Среди м олодеж ны х нэллек- тизоз, соревнующ ихся за приз обком а ВЛКСМ и ВРПО «Сев- рыбл-» — «Рыбацкая доблесть», — я первом нзартале года первое место завоевал ко л л е к­ тив ко м м уни стич еского труда ППР «Зеленоборск» тралового флота. М оряки вы полнили квартальное задание по всем показателям , трем видам п р о ­ д укц и и был присвоен Г осу­ дарственны й зна к качестза. Третье место на Всесою з­ ном ко н ку р с е проф ессиональ­ н о й м астерства молодых с тр о ­ ителей, состоязш емся на о б ъ ­ е ктах «Атоммаша», завоевала ш ту ка ту р - маляр треста *М ур - м анскпром строй» ком сом олка Анастасия Ф ролкина. П Ком сом ольско - м олодеж ­ ны й колл ентиз БМРТ «Салют» тралозого флота за полтора месяца до 60-летия ВЛКСМ взял обязательство а честь этой даты ежедневно вы пол­ нять Задание на 150 пр оцен ­ тов. П рим еру инициатора п о ­ следовали м ногие молодежные колл екти вы ры бацкого флэта. ~ ЦК ВЛКСМ наградил М ур­ м а н скую областную Ком сом оль­ с ку ю ор га ни зац ию Памятной лентой к Красном у знамени за успехи в деле ко м м ун и сти ч е ­ ско го воспитания молодежи и в ознаменование 60-летия ВЛКСМ. «Молодой гвардеец пятилет­ ки > — была вручена ему на только за успехи производст­ венные, по и за истинно ком­ сомольскую активность. Стенной же печатью при­ шлось заниматься Игорю и на ВАТ «Капитан Макла­ ков». Параллельно с долж­ ностью заместителя секрета-, ря комсомольской организа-' ции доверил ему комсо­ мольско - молодежный эки­ паж «Комсомольский про*» жектор>. Па ВА'Ге едино­ мышленников было много, а главное, были свои ребята из училища — третий меха­ ник Вася Башин и третий штурман, секретарь комсо­ мольской организации Же­ ня Каменецкий. ; По инициативе комсомоль­ цев на судне развернулось массовое соревнование. Штурманы спорили о более рациональной прокладке курса, машинная команда следила, чтоб не было уте­ чек масла и топлива, искала оптимальные соотношения частей топлива, чтобы эко­ номнее его расходовать. И па каждом рабочем месте действовали комсомольские посты качества, проводились скрупулезные рейды. По­ стами н рейдами руководил Игорь. Помогало ли ото эки­ пажу в работе? А подумайте сами: если комсомольцы зор­ ко следят за порядком в ма­ шине, если на учете качест­ во каждой партии рыбопро­ дукции, если под контролем даже дисциплина на мости­ ке... Игорь старался органи­ зовывать работу так, чтоб все и вся было на виду. Победы н неудачи, радости и упущения оживали в «бое­ вых листках», в выпусках <•Комсомольского прожек­ тора», на экранах соревно­ вания. «Капитан Маклаков» вер­ нулся из того рейса в порт с замечательной трудовой победой. Игорь Сотников был лично причастен к это­ му успеху экипажа. Вот такой он— Игорь Сот­ ников. Ничем особо не при­ мечательный молодой чело­ век, один из нас. А ведь де­ легатом комсомольского фо­ рума и должен быть «один из...». Один из тех тысяч моряков - комсомольцев, что честно живут и работают, ра­ дуются и любят. Один из тех . — многих, кому иаш народ, паша Родина доверяют свое завтра. Н. НЕЧАЕВА . 14 мая 1982 г. " ---------— ------— ^ «РЫБНЫЙ МУРМАН » — ^ ^ a 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz