Рыбный Мурман. 1982 г. Май.
(Окончание. Flan, на 1-й стр.). Ночь. Тишина. Судно —• in одном вспомогательно;»; йзнгателе. За день (как-ни ка к' первый рабочий!) Игорь крепко уста.;. Глаза слипались, и вдруг — тре вога! Что? Где.' Оказалось, в двигателе «полетели> ре зиновые уплотнения водяно го коллектора... «Сейчас выйдет вода, двигатель за клинит. II — авария. — У Игоря аж скулы свело от к мнения. — Что делать? За пускать второй В; 1,1? > 11 вдруг он с ужасом ииык.ч, что толком в общем-то и не знает, как этот прокля тый вспомогач запускать, — н j приходилось раньше... Вахтенный моторист, роза в два старше молодо.о ме ханика, ехидный и самоуве- и ‘ .шый, смотрел па расте рянного Игоря со злорадным любопытством. — Чего смешного? вдруг разозлился Игорь. — П ошли ! — И полез но систе ме. Как они закрывали кла пана, как запускали деига- течь — Игорь не помнят. Механически все делал, б.\ дто сто лет только этим и занимался. А а голове сту- ч I ! >: «Быстрей’. Быстрей!» Только успели смахнуть пот — снова аварийный сиг нал. Полетели те же самые прокладки второго двигате ли... Перешли на третий — Bci повторилось, как в ноч ном кошмаре. Запустили последний. четвертый ВДГ. И механик, п моторист по нимали; если выйдет из строя и этот — судно пол ностью обесточится. И 'все это'за час... 'Лихорадочно ремонтиро-. ваш первый и второй ВДГ, 1 сами со страхом вслунш- , вались з ритмы четвертого... ' 1 ночь сменили прокладка и трех двигателях. — Вот такое «черное > крещение- было у меня, —• смеется теперь Игорь. То гда было не до шуток, II > сs ги дела, первая вахтенная, ночь молодого специалиста стала самым серьезным э к заменом механика Сотнико- ва. И он его выдержал. Потом было еще пятнад цать разных судов, на кото рых ' подменному экипажу пришлось работать, a меха нику Сотникову все позна вать заново. Было очень трудно 'и очень интересно. Пожалуй, такая школа, ко торую прошел в «подменке» Сотников, выпадает далеко не каждому, поэтому, когда пришел он на ВАТ «Капитан Мак таков», сложнейшие ме ханизмы судна его не испу гали. Он знал, что быстро к ним привыкнет. Опыт <подменки 1 был тому пору кой. УВЛЕЧЕННОСТЬ Он очень увлекающийся человек. И увлекающий дру гих. Не призывами и стра стными словами, а какой-то глубокой, внутренней занн. тересов'анностью в том, что делает. Еще будучи курсантом, работал Игорь в училище, на кафедре силовых устано вок. Была у ребят идея — Сделать экспериментальные цилиндровые втулки (дефи цитнейшую для флота де таль) из нового сплава, раз работанного одним из пре подавателей. Идея-то хоро ша. только где ее вопло щать':’ Jlropb, пожалуй, бес покоился об этом больше всех. И когда курсантам разрешили оборудовать на свое усмотрение свободный подвал — обежал всех ре бят. Через некоторое вре- мя подвал быдо не узнать — мини-лнтейный цех да и только. Они все-таки сде лали эти втулки. А потом разработанная ими техноло гия была внедрена па Кан далакшском механическом заводе. Целая партия необ ходимейших втулок-! Непло хой КП Д увлеченности... МЕЧТЫ Мечта у Игоря с детства была одна — море. Друг старшего брата учился в Мурманском высшем море ходном. Приезжая в отпуск, взахлеб рассказывал <> море. Севере, мурманчанах. Его приездов и рассказов Игорь ждал больше, чем . любой школьник — каникул. Мурманск встретил его ночным солнцем, острым за пахом моря и рыбы и тыся чами добрых, приветливых глаз. Поступил на судоме- ханнческий факультет он без особого труда. Даже немного разочаровался — ка;; все легко и просто. Но уже пер вые дни учебы эту радуж ную легкость сеяли. напрочь рае- ДРУЗЬЯ Приятелей у Игоря много. Бывшие мореходцы, школь ные товарищи. Словом, зна комых. с которыми можно приятно поболтать, — хва тает. ; А вот друг, настоя щий, верный, один — Юра Символоков. В училище они почти не разлучались. Вме сте мечтали, вместе занима лись. вместе решали наибо лее важные дела. Вместе распределились в тралфлот. И море, любимое обоими до самозабвения, легло между ними длинными рейсами, ос тавив нечастые письма и редкие встречи на берегу. Игорю очень не.'хватает дру га: Конечно, почти обо всем можно поговорить .или посо ветоваться с Таней. Но же на. какой бы замечательной она ни была, остается жен щиной; А рядом с мужчиной ;; ккен быть мужчина. Друг. С т р о г и й распорядок дня. почти армейская дис циплина... Игорь, вовсе не маменькин сыно.чек, вконец расклеился. Даже слезливое письмо домой написа'лГ..«Иё могу больше. Хочу к вам». А мама, добрая, .нежная ма ма. ответила: ■Если хочешь стать настоящим мужчиной — терпи». Давно позади учеба. Пять трудных, насыщенных лет. Первая встреча с морем, практики... Она стала каждодневной реальностью, его детская мечта. По на утратило море для Игоря своей притяга тельности и загадочности. Есть ли какие-то мечты сей час? А как же нм не быть в 125 то лет! Главная из них — поступить заочно в эко номический институт. Игорь считает, что современный моряк, будущий руководи тель, не может оставаться узким специалистом, а эко номика — основа основ... Человек вообще не дол жен' останавливаться, осо бенно когда за плечами все го четверть века... Надо стремиться вперед. Непре менно надо. ДОМ У Игоря сейчас два дома. Первый, родной (там живут мать и отец), в далекой Бу- гульме. Бывает он там неча сто, но поездки эти всегда праздник и для родителей,, и для него. Второй дом здесь, в Мур манске, Дом, где его всегда с нетерпением ждут. Жена Таня и сын — Нгорь-малень. кий. У них на троих — кро хотная комнатенка, ие очень ласковые соседи и очень много счастья. С Таней Игорь познакомился, когда работал в «подменке*. На выходных поженились. И самым счастливым в корот кой жизни Игоря был день, когда вернулся он из рейса, длинного н тяжелого, а на причале стояла с цветами самая прекрасная в мире женщина — его Таня. Это она назвала сына Игорем. Сказала, что не хочет при выкать ни к какому другому имени, — незачем. Сын... Что можно сказать о человечке пяти месяцев ог роду? Все его достояние — блестящие глазенки, цветные погремушки и Куча пеленок... И Таил это отлично понима ет, потому и не сетует, ко г да Игорь (случается все же. что совпадают у него с Юр-, кой береговые дни), забыз обо всем, мчится и другу. Правда, очень уж редко эта радость Игорю выпадает — море... НАСТАВНИКИ Придется повторить ба нальную истину, присущую большинству очерковых ге роев. Так вот; Игорь Сотни ков считает, что на .людей, особенно старших товари щей, наставников, ему очень везло. Везло па встречи, знаком ства, общение. Герман Иванович Томский, заместитель декана судоме ханического факультета. Че ловечный. обаятельный. Как к родному отцу, шли к нему курсанты за советом и по мощью. Не отказывал. По могал. По только в том слу чае. если сам курсант все возможности исчерпал. Так, исподволь, приучал курсан тов к мысли, что мужчина должен надеяться в первую очередь на себя. Но, конеч но, и не забывать о том, что вокруг люди и в трудный час помогут. Томского часто замещал Сергей Михайлович Храпов, преподаватель кафедры су- до-силовых установок-. Имен но он. Храпов, был руково дителем первой практики Игоря. Практики, насыщен ной первыми штормами, пер выми приступами морской болезни, первым сомнением в себе как в моряке. Храпов не лез с советами и утешениями. Он просто рассказывал о себе. О своих первых шагах в море. И по лучалось, что. через эти морские тяготы проходят все. И вовсе ото не смертельно. II настоящими моряками ста новятся только пройдя че рез это. «Рядом с ним мы крепче дер;кались на ногах, — говорит теперь Игорь, — а знаете, как это важно, удержаться на ногах в самом первом своем море...» Александр Петрович Пи- мошенко, заведующий той же кафедрой. Талантливый специалист, прекрасный ор ганизатор, всегда полный за манчивыми идеями. Игоря поражала его дотошность, то, чтЗ в любом деле для Пи- мошенко не . существовало мелочей. До встречи с ним Игорь учился... Кое-как — те слова. Без интереса, что ли. А когда на третьем курсе узнал этого человека, на привычные своп курсант с к и ^ обязанности стал смот реть по-иному; строже, серь езнее. заинтересованнее. -Стыдно стало рядом с та ким человеком просто жить, — вспоминает сейчас Игорь, — хотелось жить полезно, интересно. Хотелось, чтоб и от меня толк был>. Александр Петрович Дани лов. старший механик под менного экипажа, первый наставник молодого специа листа Сотинкова, Он стал для Игоря живым воплощением тех качеств снецналиста-про- фессионала, которые внуша ли ему в училище. Он был первым наставником Игоря в исконном смысле этого слова. По плану, составлен ному старшим механиком, изучал Игорь механизмы суд на по заведовапиям. А потом сдавал Данилову самые на стоящие экзамены. Только что оценок тот не ставил... Именно Данилов научил Иго ря грамотно стоять вахту, ремонтировать судно, спокой но. без суеты искать и оце нивать неисправности. Дани лов доверял молодому меха нику, п Игорь это чувство вал. II просили дела руки, и радовалась душа, когда после очередной маленькой победы над машиной и над собой устраивался он по удобнее в каюте стармеха и начинались бесконечные, теп лые разговоры <но душам». Согласитесь, мало кто из нас сознательно перенимает у людей те или иные черты. Но все существо человека, особенно молодого, жадно впитывает мельчайшие штри хи и оттенки характеров ок ружающих. Это уже сейчас может сказать Игорь, что от Томского и Храпова при бавилось в нем доброжела тельности и искренности, от Пимошенко — деловитости и строгости к себе, от Дани лова — ответственности, внимательности, общитель ности. А тогда? Да просто радостно было, что такие люди рядом. Хорошие люди! ОДЕРЖИМОСТЬ С комсомолом и а комсо моле — вся жизнь Игоря Сотннкова. Сам он, спокой ный, даже добродушный, никак не вяжется с шаблон ными словами «.комсомоль ски]! активист >. Да и рас сказывая о своей комсомоль ской работе, он не загорает ся, не преображается в пыл кого юношу, которому до всего есть дело. Но во всех его рассказах о себе в ком сомоле чувствуется, что ком сомольская работа — одна из неотъемлемых его час тичек, таких, как улыбка, мягкий голос. • Поэтому и рассказывает он о своей ком сомольской работе даже с некоторым удивлением; по чему, мол, спрашивают. II в самом деле, как расска жешь, например, о своей улыбке? Или голосе? L! школе Игорь был ком соргом класса. В училище — комсоргом группы, чле ном комсомольского бюро ро ты. Отвечал за редакцион ный сектор. Рисовать Игорь не умеет, а вот писать — пожалуйста. II об учебе пи сал, и о практиках. Вообще- то стенная печать, пожалуй, всегда была основным делом Игоря в комсомоле. Он и в подменном экипаже был чле ном редколлегии. Ожила, за играла газета с появлением Сотникова. Вместо набивших оскомину никем не читае мых, штампованных заме ток появились живые, яркие рассказы об экипаже, о его делах и заботах. II тогдаш няя почетная награда ЦК ВЛКСМ — бронзовый знак 1978 Среди м олодеж ны х нэллек- тизоз, соревнующ ихся за приз обком а ВЛКСМ и ВРПО «Сев- рыбл-» — «Рыбацкая доблесть», — я первом нзартале года первое место завоевал ко л л е к тив ко м м уни стич еского труда ППР «Зеленоборск» тралового флота. М оряки вы полнили квартальное задание по всем показателям , трем видам п р о д укц и и был присвоен Г осу дарственны й зна к качестза. Третье место на Всесою з ном ко н ку р с е проф ессиональ н о й м астерства молодых с тр о ителей, состоязш емся на о б ъ е ктах «Атоммаша», завоевала ш ту ка ту р - маляр треста *М ур - м анскпром строй» ком сом олка Анастасия Ф ролкина. П Ком сом ольско - м олодеж ны й колл ентиз БМРТ «Салют» тралозого флота за полтора месяца до 60-летия ВЛКСМ взял обязательство а честь этой даты ежедневно вы пол нять Задание на 150 пр оцен тов. П рим еру инициатора п о следовали м ногие молодежные колл екти вы ры бацкого флэта. ~ ЦК ВЛКСМ наградил М ур м а н скую областную Ком сом оль с ку ю ор га ни зац ию Памятной лентой к Красном у знамени за успехи в деле ко м м ун и сти ч е ско го воспитания молодежи и в ознаменование 60-летия ВЛКСМ. «Молодой гвардеец пятилет ки > — была вручена ему на только за успехи производст венные, по и за истинно ком сомольскую активность. Стенной же печатью при шлось заниматься Игорю и на ВАТ «Капитан Макла ков». Параллельно с долж ностью заместителя секрета-, ря комсомольской организа-' ции доверил ему комсо мольско - молодежный эки паж «Комсомольский про*» жектор>. Па ВА'Ге едино мышленников было много, а главное, были свои ребята из училища — третий меха ник Вася Башин и третий штурман, секретарь комсо мольской организации Же ня Каменецкий. ; По инициативе комсомоль цев на судне развернулось массовое соревнование. Штурманы спорили о более рациональной прокладке курса, машинная команда следила, чтоб не было уте чек масла и топлива, искала оптимальные соотношения частей топлива, чтобы эко номнее его расходовать. И па каждом рабочем месте действовали комсомольские посты качества, проводились скрупулезные рейды. По стами н рейдами руководил Игорь. Помогало ли ото эки пажу в работе? А подумайте сами: если комсомольцы зор ко следят за порядком в ма шине, если на учете качест во каждой партии рыбопро дукции, если под контролем даже дисциплина на мости ке... Игорь старался органи зовывать работу так, чтоб все и вся было на виду. Победы н неудачи, радости и упущения оживали в «бое вых листках», в выпусках <•Комсомольского прожек тора», на экранах соревно вания. «Капитан Маклаков» вер нулся из того рейса в порт с замечательной трудовой победой. Игорь Сотников был лично причастен к это му успеху экипажа. Вот такой он— Игорь Сот ников. Ничем особо не при мечательный молодой чело век, один из нас. А ведь де легатом комсомольского фо рума и должен быть «один из...». Один из тех тысяч моряков - комсомольцев, что честно живут и работают, ра дуются и любят. Один из тех . — многих, кому иаш народ, паша Родина доверяют свое завтра. Н. НЕЧАЕВА . 14 мая 1982 г. " ---------— ------— ^ «РЫБНЫЙ МУРМАН » — ^ ^ a 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz