Рыбный Мурман. 1982 г. Март.

1 Q Ф Е В Р А Л Я ветеран М у р м а н с ко го тр а л о во го ф лота А л е к, са нд р В л а д и м и р о в и ч Б у р ко в в ы с ту п и л на с т р а н и ц а х наш ей га зе ты с ко р р е с п о н д е н ц и е й «Ч тобы , ум и р а я , в о п л о т и т ь ­ ся...», ко то р а я бы ла о п у б л и ко в а н а в по д б о р ке м а тер иа ло в «Дней о т кр ы т о го пи сьм а ». В етеран по ставил вопрос о п р и ­ св о е н и и п р о м ы сл о вы м суд ам им ен з а с л у ж е н н ы х р ы б а ко в , чья ж и з н ь — в л е то пи си с л а в н ы х дел северян. С егодня м ы п р о ­ д олж аем р а зго в о р на э ту те м у. П ИМЯ НА БОРТУ а м я т ь I ! (1111Н111UIИ 1НН i 11П1111НIИ IМ11111Ш НIНI j 11I I !11111!! 1111ИIП111ПИ11П111Г11111Н11!IП II11Н11ИПИ111М111 i 111111П111! I г I : г 11м IгДНИ ОТКРЫТОЮ достойная награда Г ЭТРУДНИКИ нашей вы- ^ ставки поддерживают предложение о присвоении промысловым судам имен людей, внесших значитель­ ный вклад в становление и развитие рыбной промышлен­ ности Северного бассейна. В наших фондах собрано и бе­ режно хранится немало яр­ ких свидетельств истории: документы пионеров трало­ вого флота, фотографии, зна­ мена, книги, ставшие библио. графической редкостью, лич­ ные вещи, награды... С экс­ позицией выставки знакомы тысячи мурманчан и гостей города. Временно, в связи с переездом в новое помеще­ ние, выставка закрыта. Но придет день, когда в ДЛЮ (ул. Шмидта, 13) снова от­ кроется экспозиция, знако­ мящая посетителей с исто­ рией рыбного промысла на Севере. А сегодня мне хо­ чется коротко рассказать о некоторых преданных морю людях, выбравших профес­ сию, которая стала делом всей их жизни. Особенно по­ лезно знать о них молодому поколению. Степан Дмитриевич Копы- то в . Имя этого капитана, по­ томственного помора, хорошо знакомо промысловикам стар­ ших поколений. G двенадца­ ти лет он батрачил па парус­ никах частных судовладель­ цев. В 1908 году окончил мореходную школу, а уже ^ следующем стал капитаном парусника. Еще через год повел он на промысел РТ «Камбала». 40 лет работы в море, успешное освоение оте­ чественных траулеров, поиск новых районов... Копытовской назвали одну из банок, кото­ рую Степан Дмитриевич тео­ ретически «вычислил», осно­ вываясь на опыте — своем личном и товарищей-капита- нов. Есть улица Копытова в областном центре, но нет траулера, носящего его имя... С. Д. Копытову довелось работать вместе с первым русским тралмейстером Фе­ дором Егоровичем Шамалуе- выи. Ему было 20 лет, когда были сделаны первые шаги з освоении этого очень нуж­ ного для промысла рыбЫ де­ ла. Вот как рассказывал в свое время об этом сам Фе­ дор Егорович: «Вступая на палубу трауле­ ра «Северн, я, конечно, не м ог предположить, что этот шаг определит всю мою по­ следующую жизнь, что на борту первого русского трау­ лера я досконально овладею искусством тралового лова и впоследствии стану первым русским тралмейстером. На вахту я вышел, когда траулер находился уже в от­ крытом море. Команда гото­ вилась к подъему трала. Ка­ кой бы то ни было порядок при этом отсутствовал. 'I I I I I I I I I I I I I I I I I III III III IM II III III IIM I IIM I III III III III l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l H M I I I I I I I I I I I I I l I l l l i l l l l l t l l H I I I I I I I I I I I I I I Надо сказать, что тоалмей- стером на судне был англича­ нин Джус, ни слова не гово­ ривший по-русски. Команды мы понимали плохо. Навыков работы с тралом ни у кого еще не было. Дж ус, высокий старик лет шестидесяти, отда­ вал приказания, пользуясь для этого десятком интернацио­ нальных морских терминов да короткими, энергичными ж ес­ тами. Выбирали трал на борт вручную по команде тралмей­ стера. Удавных и денежных стропов не было, меш ок под­ нимали на борт с помощью талей, джильсонов тогда не применяли. Случалось, что ме­ шок обрывался, и мы теряли весь улов. Патента еще не знали, и куток завязывали у з­ лом. Для того чтобы его раз­ вязать, приходипось лезть под мешок. При большом улове это было небезопасно — ме­ шок м ог оборваться и зада­ вить матроса насмерть. В лучшем случае он выле­ зал из-под мешка промокшим до нитки...» Федор Егорович в любую свободную минуту после вахт шел помогать Джусу. К кон­ цу второго года совместно]! работы с ним уже не только чинил, но спускал и подни­ мал тралы. Шамалуев сам очень многих обучил искусст­ ву чинки и вязки тралов, его знали сотни моряков и кур­ санты мореходных училищ, где он перед уходом на пен­ сию преподавал траловое дело. Ои связал сотни моде­ лей тралов, на которых учи­ лись штурманы, курсанты... Ф. Е. Шамалуев был ав­ тором нескольких конструк­ ций тралов, некоторыми из них успешно промышляли. Есть приз имени первого русского тралового мастера... А моряки, мы уверены, с гордостью говорили бы: «Мы с траулера «Федор Шамалу­ ев»!», если бы такое судно пополнило флот Мурмана. Есть много других слав­ ных имен, нынче почти не из­ вестных молодым рыбакам. Это капитаны Я. А. Богда­ нов, II. Ф. Хохлин, С. П. Ле_ онтьев, П. И. Баев, Н. П. Ко. рехов... «Капитанский» спи­ сок можно продолжить и вме­ сте с ним составить ряд дру­ гих — назвать имена про­ славленных стармехов, гид­ роакустиков, радистов—моря­ ков, преданно служивших промысловому делу. Новые суда нашего Северного бас­ сейна достойны их имен. Е. МАКАРОВА, сотруд­ ница выставки «Становле­ ние и развитие рыбной промышленности Северно­ го бассейна» (ВРПО ■Севрыба»), НЕЗАВИСИМО от райо- ' * иа промысла, сроков плавания, в" море рыбаки не чувствуют себя одинокими, оторванными от земных дел. К их услугам — передвиж­ ные библиотеки, киноуста­ новки, радио, телевидение, фотогазеты, магнитофильмы, Па многих крупнотоннажных судах нашего объединения работают коллективы худо­ жественной самодеятельнос­ ти. Четвертый год на флоте живет фотоконкурс, объеди­ нивший усилия многочислен­ ных энтузиастов. Некоторые из художников-любителе и «Мурманрыбпрома» заслу­ жили право на персональные выставки во Дворце культу­ ры и техники им. С. М. Ки­ рова. А приплюсуйте к это­ му заочные спартакиады, чи­ тательские конференции, раз­ личные беседы и лекции!.. Словом, в море рыбак зна­ ет, чем ему заняться в сво­ бодное от вахт время. Ну а если у кого-то и нет посто­ янного увлечения, то его сут­ ки все равно строго регла­ ментированы, досуг проду­ ман администрацией и руко­ водителями общественных организации судна. Казалось бы, сойдя на бе­ рег, моряк должен стремить­ ся к тому, чем занимался во время рейса. Все возмож­ ности для этого в профкоме созданы. Увлекался, ска­ жем, он спортом — в поме­ щении профсоюзного комите­ та висит красочная афиша: где, в каких секциях спорт­ комитета ждут моряка. Оп­ лачены профкомом прокат инвентаря на любой лыжной базе и занятия в плаватель­ ном бассейне. Пожалуйста, приходи, никаких формально- ОТВЕЧЛЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЛАНОВОЙ комиссии Вторичное не второстепенное « Н е о б х о д и м о ул уч ш и ть с б о р в т о р с ы р ь я в М у р м а н с ке » , — пред лож и ла группа м о р я ко в т р а л о в о го флота. О р гко м и те т попросил вы­ сказать свое мнение по это­ м у вопросу председателя пла­ новой ком иссии гори сп олком а М . Д . П О С П Е Л О В У : — Моряки пр а вы : сбору вторсырья в областном цен­ тре требуется уделять боль­ ше внимания. Учитывая .это, в городе до конца нынешне, го года будут отчерыты еще один приемный пункт-ма­ газин и два передвижных приемных пункта - магази­ на по скупке вторичного сырья у населения в об мен на промышленные товары. На те м а ти ч е с ко й с тр а н и ц е « Д н е й о т кр ы т о го письм а» 19 м а р та с. г то ка р ь тр а л о в о ­ го ф лота Ю . В. С т р а кс о н в п и сь м е «В по и ска х ко р а б л я » по ставил в о п р о с о н е о б х о д и ­ м о с ти ул у ч ш е н и я и н ф о р м и р о ­ вания м о р я к о в о п е р е д и с л о ­ ка ц и и суд о в в м о р с к о м р ы б ­ н о м п о р ту. Ч лен о р гк о м и т е т е « Д н е й о т- ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ПОЛНОЙ ОТВЕЧАЕТ ЧЛЕН ОРГКОМИТЕТА кр ы т о го письм а », за м естите л ь на ча л ьника ВРПО «С евры ба» К. Н. ШАПОВАЛОВ отве тил : —Всесоюзное рыбопромыш­ ленное объединение «Севры­ ба» дало указание руковод­ ству флотов разработать до- полнительные мероприятия, направленные на улучшение информации о приходе су­ дов в порт и их стоянке у причалов порта. стой не требуется. Традици­ онными становятся у нас в объединении и Дни здоровья, где состязаются в спортив­ ном мастерстве не только моряки, но и члены их се­ мей. Но на практике нередко случается другое. «Праздно­ вание* стоянки возлиянием спиртного, усиленное ничего; иеделанье — все это обора­ чивается в конечном итоге возрастающим числом нару­ шений производственной дис­ циплины и общественного порядка. Как же избежать этого? мя экспонировалась пере­ движная выставка-музеи «От Москвы до Берлина», инте­ реснейшая, кстати, выставка. Посетило же ее 1360 чело­ век. Много это или мало? Если учесть, что в «Мур- маирыбпромс» несколько ты­ сяч работников, то — очень мало. Вот и получается, что многие мероприятия, кото­ рые могли бы духовно обо­ гатить людей, проходят, как говорится, «в полупустом за­ л о , оттого, что «нс знали», «не сообщили вовремя», «не сочли нужным известить». Думая, почему культмас- На бере г у— не в море... В «Днях открытого пись­ ма». проводимых «Рыбным Мурманом». мне хотелось бы проанализировать, почему во время стоянок сводится по­ рой на нет та большая вос­ питательная, культурно-мас­ совая, спортивная работа, ко­ торая проводилась в рейсе. Думается, что одна из причин этого — недоработ­ ка администрации судов. Вполне понятно, что дея­ тельность администрации, судкомов ограничена рамка­ ми рейса, и было бы по мень­ шей мере наивно требовать, чтобы в порту каждого мат­ роса водили за руку. Дело в другом — организуя досуг экипажа, людей, увы, не учат делать это самостоя­ тельно. К нашему стыду, есть моряки, которые не зна­ ют, где можно взять напро­ кат лыжи и оформить пу­ тевку на турбазу, как по­ ехать за границу или совер­ шить . трехдневную самолет­ ную экскурсию. Не хочу выдавать гото­ вых рецептов, кто именно мог бы заниматься этой ин­ формационно - профилакти­ ческой работой на судах: первый ли помощник капи­ тана. председатель судкома или кто-то иной. Важнее другое — чтобы такая рабо­ та проводилась на каждом судне. Пока же ею занима­ ются лишь помполиты. Ко­ нечно; первый помощник ка­ питана вправе рассчитывать иа помощь командиров, на­ чальников служб, по те в большинстве споем предпочи­ тают заниматься со своими подчиненными только в рам­ ках служебных обязаннос­ тей В результате информа­ ция о различных культмас­ совых мероприятиях, кото­ рые ждут моряков на бере­ гу, не всегда доводится до сведения экипажа. Возможно, кто-либо отмах­ нется: не.настолько, мол, это существенно. Если человек действительно хочет провес­ ти свободное время культур­ но, то для него это очень существенно. Приведу несколько при­ меров. В прошлом году профком организовал двад­ цать экскурсий, но побыва­ ло на каждой из них в сред­ ней! по... 18 человек. В зда­ нии объединения долгое вре­ совая раоота иа оерегу не даст того эффекта которого можно было бы ожидать, хо­ телось бы сказать еще вот о чем. Развивая какие-то фор­ мы, снискавшие популяр­ ность у моряков, мы подчас упускаем инициативу из сво­ их рук. Скажем, отдых на турбазе. Условия — есть, массовость — есть. Но со­ здать атмосферу содержа­ тельного, культурного от­ дыха нам, организаторам, не всегда удается. А ведь лож­ ка дегтя, как известно, боч­ ку меда портит. Значит, надо взыскатель­ нее оценивать не только те мероприятия. которые не посещают, но и те, на кото­ рых всегда многолюдно. Оце­ нивать с точки зрения не­ качественного уровня, воспи­ тательного значения. Но вот такого взыскательного ана­ лиза ;гам, к сожалению, под­ час и не хватает — все за­ крывает цифра посещаемос­ ти. Нужно признать, что культмассовая работа проф­ кома не ориентируется спе­ циально на молодежь, и в этом отношении невыгодно отличается от того, что про­ водится для молодых моря­ ков в море. Мероприятия на берегу чаше всего рассчита­ ны на так называемые се­ мейные застолья, где моло­ дому моряку бывает и неин­ тересно, а возможно, даже и скучно. Единственное мес­ то, пожалуй, которое моло­ дежь охотно посещает. — турбаза. Но если учесть, что моряки до 30 лет составля­ ют около половины всех ра­ ботающих в объединении, то возможности турбазы оказы­ ваются весьма скромными. Понятно, что одним махом все недостатки и трудности в нашей работе решить не­ возможно. Но преодолевать их необходимо. Ведь орга­ низация досуга моряков дол­ жна соответствовать требо­ ваниям сегодняшнего дня. Ко­ роткие недели стоянки не должны сводить на нет дол­ говременную, целенаправлен­ ную воспитательную работу в море. И. ЛАПШИН, замести­ тель председатели проф­ союзного комитета объ­ единения «Мурманрыб­ пром». 26 марта 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН » * 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz