Рыбный Мурман. 1982 г. Март.
1 Q Ф Е В Р А Л Я ветеран М у р м а н с ко го тр а л о во го ф лота А л е к, са нд р В л а д и м и р о в и ч Б у р ко в в ы с ту п и л на с т р а н и ц а х наш ей га зе ты с ко р р е с п о н д е н ц и е й «Ч тобы , ум и р а я , в о п л о т и т ь ся...», ко то р а я бы ла о п у б л и ко в а н а в по д б о р ке м а тер иа ло в «Дней о т кр ы т о го пи сьм а ». В етеран по ставил вопрос о п р и св о е н и и п р о м ы сл о вы м суд ам им ен з а с л у ж е н н ы х р ы б а ко в , чья ж и з н ь — в л е то пи си с л а в н ы х дел северян. С егодня м ы п р о д олж аем р а зго в о р на э ту те м у. П ИМЯ НА БОРТУ а м я т ь I ! (1111Н111UIИ 1НН i 11П1111НIИ IМ11111Ш НIНI j 11I I !11111!! 1111ИIП111ПИ11П111Г11111Н11!IП II11Н11ИПИ111М111 i 111111П111! I г I : г 11м IгДНИ ОТКРЫТОЮ достойная награда Г ЭТРУДНИКИ нашей вы- ^ ставки поддерживают предложение о присвоении промысловым судам имен людей, внесших значитель ный вклад в становление и развитие рыбной промышлен ности Северного бассейна. В наших фондах собрано и бе режно хранится немало яр ких свидетельств истории: документы пионеров трало вого флота, фотографии, зна мена, книги, ставшие библио. графической редкостью, лич ные вещи, награды... С экс позицией выставки знакомы тысячи мурманчан и гостей города. Временно, в связи с переездом в новое помеще ние, выставка закрыта. Но придет день, когда в ДЛЮ (ул. Шмидта, 13) снова от кроется экспозиция, знако мящая посетителей с исто рией рыбного промысла на Севере. А сегодня мне хо чется коротко рассказать о некоторых преданных морю людях, выбравших профес сию, которая стала делом всей их жизни. Особенно по лезно знать о них молодому поколению. Степан Дмитриевич Копы- то в . Имя этого капитана, по томственного помора, хорошо знакомо промысловикам стар ших поколений. G двенадца ти лет он батрачил па парус никах частных судовладель цев. В 1908 году окончил мореходную школу, а уже ^ следующем стал капитаном парусника. Еще через год повел он на промысел РТ «Камбала». 40 лет работы в море, успешное освоение оте чественных траулеров, поиск новых районов... Копытовской назвали одну из банок, кото рую Степан Дмитриевич тео ретически «вычислил», осно вываясь на опыте — своем личном и товарищей-капита- нов. Есть улица Копытова в областном центре, но нет траулера, носящего его имя... С. Д. Копытову довелось работать вместе с первым русским тралмейстером Фе дором Егоровичем Шамалуе- выи. Ему было 20 лет, когда были сделаны первые шаги з освоении этого очень нуж ного для промысла рыбЫ де ла. Вот как рассказывал в свое время об этом сам Фе дор Егорович: «Вступая на палубу трауле ра «Северн, я, конечно, не м ог предположить, что этот шаг определит всю мою по следующую жизнь, что на борту первого русского трау лера я досконально овладею искусством тралового лова и впоследствии стану первым русским тралмейстером. На вахту я вышел, когда траулер находился уже в от крытом море. Команда гото вилась к подъему трала. Ка кой бы то ни было порядок при этом отсутствовал. 'I I I I I I I I I I I I I I I I I III III III IM II III III IIM I IIM I III III III III l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l H M I I I I I I I I I I I I I l I l l l i l l l l l t l l H I I I I I I I I I I I I I I Надо сказать, что тоалмей- стером на судне был англича нин Джус, ни слова не гово ривший по-русски. Команды мы понимали плохо. Навыков работы с тралом ни у кого еще не было. Дж ус, высокий старик лет шестидесяти, отда вал приказания, пользуясь для этого десятком интернацио нальных морских терминов да короткими, энергичными ж ес тами. Выбирали трал на борт вручную по команде тралмей стера. Удавных и денежных стропов не было, меш ок под нимали на борт с помощью талей, джильсонов тогда не применяли. Случалось, что ме шок обрывался, и мы теряли весь улов. Патента еще не знали, и куток завязывали у з лом. Для того чтобы его раз вязать, приходипось лезть под мешок. При большом улове это было небезопасно — ме шок м ог оборваться и зада вить матроса насмерть. В лучшем случае он выле зал из-под мешка промокшим до нитки...» Федор Егорович в любую свободную минуту после вахт шел помогать Джусу. К кон цу второго года совместно]! работы с ним уже не только чинил, но спускал и подни мал тралы. Шамалуев сам очень многих обучил искусст ву чинки и вязки тралов, его знали сотни моряков и кур санты мореходных училищ, где он перед уходом на пен сию преподавал траловое дело. Ои связал сотни моде лей тралов, на которых учи лись штурманы, курсанты... Ф. Е. Шамалуев был ав тором нескольких конструк ций тралов, некоторыми из них успешно промышляли. Есть приз имени первого русского тралового мастера... А моряки, мы уверены, с гордостью говорили бы: «Мы с траулера «Федор Шамалу ев»!», если бы такое судно пополнило флот Мурмана. Есть много других слав ных имен, нынче почти не из вестных молодым рыбакам. Это капитаны Я. А. Богда нов, II. Ф. Хохлин, С. П. Ле_ онтьев, П. И. Баев, Н. П. Ко. рехов... «Капитанский» спи сок можно продолжить и вме сте с ним составить ряд дру гих — назвать имена про славленных стармехов, гид роакустиков, радистов—моря ков, преданно служивших промысловому делу. Новые суда нашего Северного бас сейна достойны их имен. Е. МАКАРОВА, сотруд ница выставки «Становле ние и развитие рыбной промышленности Северно го бассейна» (ВРПО ■Севрыба»), НЕЗАВИСИМО от райо- ' * иа промысла, сроков плавания, в" море рыбаки не чувствуют себя одинокими, оторванными от земных дел. К их услугам — передвиж ные библиотеки, киноуста новки, радио, телевидение, фотогазеты, магнитофильмы, Па многих крупнотоннажных судах нашего объединения работают коллективы худо жественной самодеятельнос ти. Четвертый год на флоте живет фотоконкурс, объеди нивший усилия многочислен ных энтузиастов. Некоторые из художников-любителе и «Мурманрыбпрома» заслу жили право на персональные выставки во Дворце культу ры и техники им. С. М. Ки рова. А приплюсуйте к это му заочные спартакиады, чи тательские конференции, раз личные беседы и лекции!.. Словом, в море рыбак зна ет, чем ему заняться в сво бодное от вахт время. Ну а если у кого-то и нет посто янного увлечения, то его сут ки все равно строго регла ментированы, досуг проду ман администрацией и руко водителями общественных организации судна. Казалось бы, сойдя на бе рег, моряк должен стремить ся к тому, чем занимался во время рейса. Все возмож ности для этого в профкоме созданы. Увлекался, ска жем, он спортом — в поме щении профсоюзного комите та висит красочная афиша: где, в каких секциях спорт комитета ждут моряка. Оп лачены профкомом прокат инвентаря на любой лыжной базе и занятия в плаватель ном бассейне. Пожалуйста, приходи, никаких формально- ОТВЕЧЛЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЛАНОВОЙ комиссии Вторичное не второстепенное « Н е о б х о д и м о ул уч ш и ть с б о р в т о р с ы р ь я в М у р м а н с ке » , — пред лож и ла группа м о р я ко в т р а л о в о го флота. О р гко м и те т попросил вы сказать свое мнение по это м у вопросу председателя пла новой ком иссии гори сп олком а М . Д . П О С П Е Л О В У : — Моряки пр а вы : сбору вторсырья в областном цен тре требуется уделять боль ше внимания. Учитывая .это, в городе до конца нынешне, го года будут отчерыты еще один приемный пункт-ма газин и два передвижных приемных пункта - магази на по скупке вторичного сырья у населения в об мен на промышленные товары. На те м а ти ч е с ко й с тр а н и ц е « Д н е й о т кр ы т о го письм а» 19 м а р та с. г то ка р ь тр а л о в о го ф лота Ю . В. С т р а кс о н в п и сь м е «В по и ска х ко р а б л я » по ставил в о п р о с о н е о б х о д и м о с ти ул у ч ш е н и я и н ф о р м и р о вания м о р я к о в о п е р е д и с л о ка ц и и суд о в в м о р с к о м р ы б н о м п о р ту. Ч лен о р гк о м и т е т е « Д н е й о т- ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ПОЛНОЙ ОТВЕЧАЕТ ЧЛЕН ОРГКОМИТЕТА кр ы т о го письм а », за м естите л ь на ча л ьника ВРПО «С евры ба» К. Н. ШАПОВАЛОВ отве тил : —Всесоюзное рыбопромыш ленное объединение «Севры ба» дало указание руковод ству флотов разработать до- полнительные мероприятия, направленные на улучшение информации о приходе су дов в порт и их стоянке у причалов порта. стой не требуется. Традици онными становятся у нас в объединении и Дни здоровья, где состязаются в спортив ном мастерстве не только моряки, но и члены их се мей. Но на практике нередко случается другое. «Праздно вание* стоянки возлиянием спиртного, усиленное ничего; иеделанье — все это обора чивается в конечном итоге возрастающим числом нару шений производственной дис циплины и общественного порядка. Как же избежать этого? мя экспонировалась пере движная выставка-музеи «От Москвы до Берлина», инте реснейшая, кстати, выставка. Посетило же ее 1360 чело век. Много это или мало? Если учесть, что в «Мур- маирыбпромс» несколько ты сяч работников, то — очень мало. Вот и получается, что многие мероприятия, кото рые могли бы духовно обо гатить людей, проходят, как говорится, «в полупустом за л о , оттого, что «нс знали», «не сообщили вовремя», «не сочли нужным известить». Думая, почему культмас- На бере г у— не в море... В «Днях открытого пись ма». проводимых «Рыбным Мурманом». мне хотелось бы проанализировать, почему во время стоянок сводится по рой на нет та большая вос питательная, культурно-мас совая, спортивная работа, ко торая проводилась в рейсе. Думается, что одна из причин этого — недоработ ка администрации судов. Вполне понятно, что дея тельность администрации, судкомов ограничена рамка ми рейса, и было бы по мень шей мере наивно требовать, чтобы в порту каждого мат роса водили за руку. Дело в другом — организуя досуг экипажа, людей, увы, не учат делать это самостоя тельно. К нашему стыду, есть моряки, которые не зна ют, где можно взять напро кат лыжи и оформить пу тевку на турбазу, как по ехать за границу или совер шить . трехдневную самолет ную экскурсию. Не хочу выдавать гото вых рецептов, кто именно мог бы заниматься этой ин формационно - профилакти ческой работой на судах: первый ли помощник капи тана. председатель судкома или кто-то иной. Важнее другое — чтобы такая рабо та проводилась на каждом судне. Пока же ею занима ются лишь помполиты. Ко нечно; первый помощник ка питана вправе рассчитывать иа помощь командиров, на чальников служб, по те в большинстве споем предпочи тают заниматься со своими подчиненными только в рам ках служебных обязаннос тей В результате информа ция о различных культмас совых мероприятиях, кото рые ждут моряков на бере гу, не всегда доводится до сведения экипажа. Возможно, кто-либо отмах нется: не.настолько, мол, это существенно. Если человек действительно хочет провес ти свободное время культур но, то для него это очень существенно. Приведу несколько при меров. В прошлом году профком организовал двад цать экскурсий, но побыва ло на каждой из них в сред ней! по... 18 человек. В зда нии объединения долгое вре совая раоота иа оерегу не даст того эффекта которого можно было бы ожидать, хо телось бы сказать еще вот о чем. Развивая какие-то фор мы, снискавшие популяр ность у моряков, мы подчас упускаем инициативу из сво их рук. Скажем, отдых на турбазе. Условия — есть, массовость — есть. Но со здать атмосферу содержа тельного, культурного от дыха нам, организаторам, не всегда удается. А ведь лож ка дегтя, как известно, боч ку меда портит. Значит, надо взыскатель нее оценивать не только те мероприятия. которые не посещают, но и те, на кото рых всегда многолюдно. Оце нивать с точки зрения не качественного уровня, воспи тательного значения. Но вот такого взыскательного ана лиза ;гам, к сожалению, под час и не хватает — все за крывает цифра посещаемос ти. Нужно признать, что культмассовая работа проф кома не ориентируется спе циально на молодежь, и в этом отношении невыгодно отличается от того, что про водится для молодых моря ков в море. Мероприятия на берегу чаше всего рассчита ны на так называемые се мейные застолья, где моло дому моряку бывает и неин тересно, а возможно, даже и скучно. Единственное мес то, пожалуй, которое моло дежь охотно посещает. — турбаза. Но если учесть, что моряки до 30 лет составля ют около половины всех ра ботающих в объединении, то возможности турбазы оказы ваются весьма скромными. Понятно, что одним махом все недостатки и трудности в нашей работе решить не возможно. Но преодолевать их необходимо. Ведь орга низация досуга моряков дол жна соответствовать требо ваниям сегодняшнего дня. Ко роткие недели стоянки не должны сводить на нет дол говременную, целенаправлен ную воспитательную работу в море. И. ЛАПШИН, замести тель председатели проф союзного комитета объ единения «Мурманрыб пром». 26 марта 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН » * 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz